Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://slavmir.msk.ru
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень № 42
Декабрь 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации № 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Геополитика

УКРАИНА УХОДИТ В НАТО

РОСТ МИЛИТАРИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ В ГЕРМАНИИ


Украина

РУССКОЕ БОЛЬШИНСТВО УКРАИНЫ ЗА УЖЕСТОЧЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ГОСДУМЫ РОССИИ

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ И УКРАИНСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ


Казахстан

ОБОРОТЕНЬ

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНСКОЙ ПОЛИТИКИ


Международная безопасность

ПЕРВЫЕ ИТОГИ ПОСЛЕДНЕЙ ВОЙНЫ

К ИТОГАМ ВОЙНЫ В ИРАКЕ


Политические технологии

РОЛЬ СТРАТЕГИИ НЕПРЯМЫХ ДЕЙСТВИЙ В РЕШЕНИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ


В Совете Федерации

ЧУБАЙС - ГОСУДАРСТВЕННИК ?


СМИ

СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАГЕНТСТВА "СЛАВЯНСКИЙ МИР"


23.12.98 (Соб.инф.; Москва)

Геополитика

УКРАИНА УХОДИТ В НАТО

Контекст

В пятницу 25 декабря 1998 года в Государственной Думе РФ будет рассматриваться федеральный закон "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной", принятие которого усиленно лоббируется администрацией президента (не только РФ, но и Украины). Возможно, благодаря этому, несмотря на принципиальные возражения против его принятия со стороны Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, среди депутатов и руководства Госдумы есть немало сторонников ратификации договора, что будет иметь самые драматические последствия для России.
Для негативного отношения к ратификации достаточно было бы и того, что, фактически, за рамки договора выводятся вопросы положения русских на Украине, что даст новый импульс политике украинизации, проводимой нынешним украинским руководством. Дополнительное беспокойство в свете сложившихся реалий вызывает и то, что в случае ратификации и, соответственно, односторонних уступок со стороны России (причем, создающих прецедент законодательного их оформления, в том числе, в территориальных вопросах, включая Севастополь) Украина де-юре получит возможность осуществления любых военно-политических действий без учета российских интересов.
К тому же в ближайшее время Государственной Думой планируется ратификация соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Украины о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.
Положительное решение Государственной Думы о ратификации этого соглашения будет означать для России, помимо взятия на себя обязательств, связанных со значительными материальными и экономическими издержками, законодательное закрепление участия украинской стороны в механизме принятия российской стороной решений о применении ракетно-ядерного оружия. Практическое участие украинских военнослужащих и средств СПРН в контуре боевого управления и применения стратегических ядерных сил (СЯС) России может иметь далеко идущие негативные последствия.
Указом президента Украины Л.Кучмы от 4 ноября 1998 года утверждена программа военного сотрудничества Украины и НАТО. (Это многостраничный документ детально определяющий аспекты взаимодействия: от целей до ответственных исполнителей.) По своей сути эта программа реализует механизм вступления Украины в НАТО. Предполагается сотрудничество во всех сферах военного строительства, в том числе и в области контроля космического пространства. Украина намерена передать НАТО часть военной инфраструктуры во временное и постоянное пользование. Показательно, что программой определен перечень стран Восточной Европы и стран СНГ для налаживания военного сотрудничества и создания системы региональной безопасности. Россия, Белоруссия и Армения не вошли в их число.

Из Государственной программы сотрудничества Украины с Организацией североатлантического договора (НАТО) на период до 2001 года
(перевод с украинского)

1. Общие положения

Стратегической целью Украины является полномасштабная интеграция в европейские и евроатлантические структуры.
Украина рассматривает НАТО как наиболее эффективную структуру коллективной безопасности в Европе и весомую составляющую системы общеевропейской безопасности.
Новый уровень и характер отношений между Украиной и НАТО определяется Хартией об особом партнерстве от 9 июля 1997 года (далее Хартия).
Государственная программа сотрудничества Украины с НАТО (далее Программа) рассчитана на период до 2001 года и имеет целью обеспечить полное и качественное выполнение Хартии.

Цели Программы:
достигнуть до конца 2000 года выполнения основных задач, определенных Хартией;
углубить сотрудничество в рамках Совета Евроатлантического Партнерства (СЕАП), Комиссии Украина-НАТО и Программы "Партнерство ради мира" (ПРМ) с тем, чтобы вывести его на уровень, которому должны соответствовать отношения особого партнерства между Украиной и НАТО;
служить основой для формирования ежегодного Рабочего плана имплементации Хартии и Индивидуальной программы партнерства (ИПП), а также инструментом, обеспечивающим их полное и качественное выполнение;
достигнуть определенных Украиной целей взаимосовместимости в соответствии с процессом планирования и оценки (ПАРП);
содействовать установлению тесных связей между министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины, которые принимают участие в реализации Хартии, и соответствующими структурами НАТО;
создать действенный механизм информационного обеспечения сотрудничества с НАТО.

2. Сотрудничество в политической сфере

Украина развивает сотрудничество с НАТО в политической сфере, исходя из существующих политических реалий.

Цели сотрудничества:
повышение уровня гарантий политической независимости, территориальной целостности и нерушимости границ Украины;
ускорение интеграции Украины в европейские и евроатлантические структуры;
расширение и укрепление позиций Украины в механизмах, созданных под эгидой НАТО.

Направления сотрудничества:
Кризисный консультативный механизм разрабатывается совместно с НАТО на случай угрозы территориальной целостности, суверенитету или безопасности Украины. Его основные параметры должны предусматривать:
проведение консультаций по инициативе Украины или НАТО (срок созыва 12 часов);
налаживание прямой телефонной связи между президентом Украины и генеральным секретарем НАТО;
предоставление контактному посольству государства-члена НАТО в Киеве статуса уполномоченного по рассмотрению кризисных ситуаций.

Региональное сотрудничество

Украина осуществляет шаги, направленные на начало регионального сотрудничества в таких форматах:
Украина-НАТО-государства, приглашенные вступить в НАТО (Польша, Чешская Республика, Венгрия);
Украина-НАТО-другие государства ЦВЕ - потенциальные кандидаты на вступление в НАТО (Румыния, Словения, Болгария, государства Балтии);
НАТО-ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова).

Направления сотрудничества:
обсуждение вопросов региональной безопасности, изучение опыта подготовки государств ЦВЕ к вступлению в НАТО, участие Украины в субрегиональных и общеевропейских проектах и программах сотрудничества, открывающихся для будущих членов Альянса.

4. Сотрудничество в военном сфере

Сотрудничество с НАТО в военной сфере является одним из приоритетных направлений военной политики Украины. Главными направлениями сотрудничества Украины с НАТО в военной сфере являются военно-политическое и военное сотрудничество.

4.1. Военно-политическое сотрудничество Украины с НАТО

Цели сотрудничества:
содействие со стороны Альянса обеспечению национальной безопасности Украины от внешних военных требований и угроз;
содействие реформированию военной организации Украины, прежде всего ее основы - Вооруженных Сил и военно-промышленного комплекса.

Направления сотрудничества:
консультации по военно-политическим вопросам осуществляются министром обороны Украины во время его участия:
в заседаниях СЕАП и Комиссии Украина-НАТО (два раза в год);
в переговорах с Комитетом оборонного планирования и Группой ядерного планирования НАТО на уровне министров обороны (тематика и сроки - по взаимному согласованию).

Научные исследования в военно-политической сфере:
сотрудничество в научных исследованиях в военно-политической сфере реализуется путем установления и поддержки прямых связей между Национальным институтом стратегических исследований Украины (НИСИ) и Директоратом НАТО по вопросам науки, Офисом информации и прессы НАТО, а также научно-исследовательскими учреждениями государств-членов НАТО и стран-партнеров.

4.2. Военное сотрудничество Украины с НАТО

Цели сотрудничества:
использование опыта и помощи государств-членов НАТО и стран-партнеров для реформирования и строительства Вооруженных Сил и других военных формирований Украины;
повышение взаимосовместимости органов управления, подразделений и частей Вооруженных Сил Украины с Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО, призванной обеспечить их способность действовать совместно при выполнении общих задач;
подготовка военной инфраструктуры государств для взаимодействия с ОВС НАТО.

Военные консультации

Консультации по военным вопросам осуществляются:
Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, командующими Сухопутных войск, Военно-Воздушных Сил и Военно-Морских Сил Украины, руководителями Тыла и Вооружения Вооруженных Сил Украины, главных управлений кадров и военного образования, а также военного медицинского управления Министерства обороны Украины.
Регулярные консультации в военной сфере в формате "16+1" осуществляются также на уровне "Международный военный штаб, агентства (директораты) НАТО - Миссия Украины при НАТО".

Военное сотрудничество и взаимосовместимость

С целью углубления военного сотрудничества и повышения уровня взаимосовместимости между вооруженными силами Украины и НАТО предусматривается:
углубление сотрудничества по вопросам совместимости в области оборонного планирования;
активизация проведения совместных с государствами НАТО и странами-партнерами военных учений и тренировок, более широкое использование для этого военной инфраструктуры Вооруженных Сил и других военных формирований Украины (в том числе на постоянной основе), в частности, общевойсковых и авиационных полигонов;
создание системы перевода, анализа и практического использования нормативных документов НАТО с целью достижения взаимосовместимости, а также стандартизации в соответствии с нормативами НАТО;
продолжение консультаций с НАТО относительно начала практических программ в областях управления и контроля, тыловой поддержки, управления воздушным движением и т.д.

Участие в Межнациональных оперативных силах
(Combined Joint Task Force)

Участие Украины в Межнациональных оперативных силах (MOС) предусматривает определение количества сил и средств Вооруженных Сил Украины, которые могли бы быть задействованы в миротворческих операциях под эгидой НАТО.

Подготовка военных кадров для сотрудничества с НАТО

С целью обеспечения качественной подготовки военных кадров для сотрудничества с НАТО предусматривается:
адаптация системы военной подготовки и обучения в соответствии с существующими стандартами НАТО и стран-партнеров;
приглашение в Украину инструкторов-преподавателей иностранных языков из государств-членов НАТО и стран-партнеров;
организация совместно с Министерством образования Украины языковых курсов для военнослужащих;
создание экспертного Центра языкового тестирования с использованием теста НАТО "STANAG - 6001";
осуществление специализированной подготовки военнослужащих для работы в составе многонациональных штабов.

4.3. Информационная поддержка сотрудничества в военной сфере

Информационная поддержка сотрудничества в военной сфере имеет целью повышение эффективности военно-политических и военных связей Украины с НАТО. При этом предусматривается:
дальнейшее развертывание в Украине (с помощью США) компьютерной телекоммуникационной информационной сети (PIMS);
организация совместно с Центром информации и документации (ЦИД) НАТО в Украине передач по телевидению и публикаций в прессе, в которых будет освещаться участие украинских подразделений в мероприятиях НАТО и процессы трансформации НАТО, а также тематических передач об армиях государств-членов НАТО при содействии посольств этих государств в Украине.

5. Сотрудничество в области вооружений

Цели сотрудничества:
достижение определенных Украиной целей взаимосовместимости с НАТО в области вооружений;
осуществление с государствами-членами НАТО совместных разработок и производства вооружений и военной техники (ОВТ).

Стандартизация и совместимость систем вооружений

Сотрудничество в области стандартизации и совместимости систем вооружений предусматривает:
внедрение системы классификации, кодирования и каталогизации вооружений и военной техники НАТО;
ознакомление и использование стандартов по разработкам, производству и испытаниям ОВТ;
внедрение принятой в НАТО системы метрологического обеспечения военных частей и подразделений.

Сотрудничество в сфере военных технологий:
сотрудничество в области разработки военных технологий и технологий двойного назначении.

Научные исследования и разработки в области вооружений:
совместные исследования и разработки вооружений и военной техники;
обмен результатами военно-научных и научно-технических исследований в области вооружений.

Другие направления сотрудничества:
изучение возможностей размещения на оборонных предприятиях Украины заказов государств-членов НАТО и стран-партнеров;
участие предприятий Украины в проектировке и производстве вооружений в рамках отдельных проектов НАТО;
совместная разработка и производство образцов ОВТ с привлечением государственных и частных инвестиций государств-членов НАТО;
подготовка программы адаптации национальной системы военных исследований и разработок, военного производства, поставок и ремонта военной техники к стандартам НАТО.

6. Сотрудничество в области военной экономики

Направления сотрудничества:
привлечение потенциала НАТО и его государств-членов к участию в процессах конверсии, реструктуризации и технического переоснащения предприятий военно-промышленного комплекса Украины.

9. Сотрудничество в области науки к технологий

Цели сотрудничества:
обмен результатами научных исследований в сферах высоких технологий и компьютеризации.

11. Сотрудничество в сфере телекоммуникационных и информационных систем

Цель сотрудничества заключается в поддержании процессов взаимодействия Украины с НАТО с помощью внедрения и использования возможностей современных систем связи и информационных технологий.

Направления сотрудничества:
разработка и внедрение совместно с НАТО системы информационной поддержки сотрудничества Украины с НАТО;
создание совместной с НАТО телекоммуникационной системы;
решение комплекса вопросов относительно обеспечения защиты информации совместных с государствами-членами НАТО и странами-партнерами информационных систем.

12. Сотрудничество в области стандартизации

Цель сотрудничества заключается в обеспечении такой степени гармонизации украинских стандартов со стандартами НАТО, который бы позволял достигнуть необходимого уровня взаимосовместимости при осуществлении сотрудничества НАТО и Украины в военной сфере, в области вооружений и некоторых других сферах.

13. Сотрудничество в сфере управления воздушным движением

Цель сотрудничества состоит в достижении взаимосовместимости с НАТО в организации и управлении воздушным движением.

Механизмы сотрудничества:
министерства и ведомства осуществляют сотрудничество с НАТО путем подготовки и выполнения соответствующей части ИПП и Рабочего плана имплементации Хартии, а также установления прямых связей с Директоратом противовоздушных систем НАТО и, в частности, с Комитетом НАТО по организации воздушного движения (КОВД).

Направления сотрудничества:
участие в пленарных сессиях КОВД, в заседаниях рабочих групп по мероприятиям связи и навигации (COMNA), по вопросам авиационной системы распознавания "свой-чужой" и вторичной радиолокации (IFF/SSR) и других.

14. Сотрудничество в космической области

Направления сотрудничества
совместное использование информации, поступающей с космических аппаратов Украины и государств-членов НАТО, и обмен информацией с искусственных спутников Земли;
создание оперативных систем связи для обмена информацией Национального космического агентства Украины (НКАУ) с соответствующими структурами НАТО и его государств-членов;
совместное создание на взаимовыгодных условиях комплексов космического наблюдения;
совместное использование существующей наземной космической инфраструктуры Украины и государств-членов НАТО;
развитие программно-технических средств обработки данных аэрокосмической разведки.

15. Информационное обеспечение сотрудничества Украины с НАТО

Цель этого направления деятельности заключается в широком освещении всех аспектов сотрудничества Украины с НАТО, а также формировании в украинском обществе непредвзятого отношения к деятельности данной международной организации.

Механизмы реализации совместных с НАТО проектов информационного характера:
Министерство информации, другие министерства и центральные органы исполнительной власти Украины поддерживают тесные контакты с Центром информации и документации НАТО в Украине (ЦИД) и совместно с ним обеспечивают реализацию проектов информационного характера, которые осуществляются НАТО в Украине.


25.12.98 (Соб.инф.; Минск)

РОСТ МИЛИТАРИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ В ГЕРМАНИИ

(По материалам прессы Германии и Института социально-политических исследований при администрации президента Республики Беларусь)

В антивоенном движении Германии полное затишье. Нет маршей мира, нет протестов против нанесения армией США ударов по Боснии, Судану или Ираку. Пацифисты устали. В германском обществе проявляется безразличие к вопросам войны и мира.
В то же время находят все большую популярность взгляды политиков ХДС/ХСС, "зеленых", СДПГ о допустимости, и, в отдельных случаях, необходимости применения военной силы.
Надо отметить, что такие настроения распространяются средствами массовой информации различной принадлежности. В СМИ наметилась тенденция подчеркнуто позитивного изображения достоинств "более активной внешней политики ФРГ, в том числе с активным применением вооруженных сил".
Подобные материалы подаются СМИ под идеей "более широкого и глубокого участия в мировых экономических процессах, в процессе глобализации". Читателю напоминают, какие именно позитивные последствия повлечет за собой такое участие. Это:
- повышение конкурентоспособности немецкой промышленности;
- гарантированное обеспечение немецкой экономики сырьевыми и энергетическими ресурсами;
- защита прав человека.
На телевидении выходят в эфир передачи типа "круглого стола", участники которых убедительно доказывают, как остро Германии будет недоставать сырьевых ресурсов. Для обеспечения ФРГ ими необходима-де корректировка внешней политики, в том числе новый порядок использования бундесвера за рубежом. Правда окончательного вывода пока не делается и возможность додумывать до конца предоставлена зрителю и читателю. Его не ошеломляют лозунгами, тезисами и выводами. Агитация ведется осторожно, но постоянно и целенаправленно. Умелой подборкой тематики и постановкой вопросов общественное мнение подводится к желаемым выводам.
В качестве примера можно привести следующие тезисы:
- Германия бедна сырьем, а имеются страны, где его с избытком;
- германские товары лучше по качеству, но есть страны, куда германская продукция не проникает или проникает в недостаточном количестве. Препоны ставят чужие правительства, проводящие политику протекционизма по отношению к своим второсортным и недоброкачественным товарам;
- война на Балканах опасна Германии, так как порождает громадное количество беженцев. Оказание помощи беженцам и участие в восстановлении разрушенного хозяйства невыгодно, так как поглощает огромное количество средств. "Миротворчество" значительно дешевле;
- действия экспедиционных войск сэкономят очень много, остановив военные действия (бывший министр иностранных дел ФРГ Кинкель);
- ограниченное участие бундесвера в миротворчестве позволит продемонстрировать решимость ФРГ отстаивать новый мировой порядок и гуманизм (бывший министр обороны ФРГ Рюэ);
- войны на Балканах ведут к упадку торговли и падению товарооборота. Интересы ФРГ требуют приложить все силы к тому, чтобы прекратить военные действия (председатель Союза предпринимателей ФРГ Штерн).
После длительного перерыва на телеканалах ФРГ стали появляться фильмы о Второй мировой войне, в которых с позитивной стороны изображаются как собственно вермахт, так и другие многочисленные военизированные формирования Третьего рейха. В ФРГ начата съемка восьми фильмов о Второй мировой войне, в которых будут воспеваться воинские добродетели - героизм, товарищество и взаимопомощь, а также преимущества германской техники и организации.
Тенденция реставрации старого милитаристского прошлого Германии прослеживается в периодической печати. Явно выпячивается роль армии и ее солдат, причем, обстоятельства и политические цели, в которых применялись вооруженные силы, не принимаются во внимание. "Германский дух", "воинское братство", "благородство солдат кайзера", "верность нации": типичные для этих статей словосочетания.
Журнал "Landser" ("Земляк") пишет о Второй мировой войне, воспевая героизм и прочие достоинства немецких солдат. Это издание курирует и распространяет Национальная партия Германии.
Пресса на периферии действует менее тонко, публикуя материалы о "великом прошлом Германии, которое обеспечивали ее доблестные солдаты". Часто эти статьи появляются в зонах размещения предприятий ВПК Германии: Бавария, Мюнхен - Штутгарт, Норд - Рейнвестфален, Гамбург - Киль - Бремен-Вильгельмсхафен на Северо - Западе.
Тон публикаций зачастую критичен по отношению к правительству, в особенности, когда оно замораживает программы перевооружения армии или не предпринимает политических шагов, способных поддержать экспорт немецкого оружия. Недовольство ярко проявилось в ситуации с замораживанием программы разработки семейства боевых колесных бронемашин нового поколения и боевых вертолетов нового поколения МН-90. Прямой критики нет, но тон статей подводит рядового читателя к мысли: "не производим вооружений - значит, останемся без работы".
Официально армия отказывается следовать традициям рейхсвера и вермахта. Однако в войсках широко практикуется поощрение "традиций старой доброй германской армии". Это движение ширится, несмотря на ряд связанных с этим скандалов.
Примером могут служить высказывания из инструктажа фельдфебелями молодых солдат на стрельбище:
- каждый солдат должен уметь стрелять в евреев;
- только настоящие солдаты смогут обеспечить могущество Германии (журнал "Штерн" N 22).
Своеобразным сигналом к повороту общественного мнения послужило издание в этом году в Бремене книги "Ремесло войны" ("Handwerk des Kriegs", Cora Stephan).
Коротко содержание книги можно изложить в нескольких пунктах:
- немцам необходимо забыть вбитый им в голову тезис "никогда больше не воевать";
- Германии необходима профессиональная армия;
- армия должна помнить: когда, что и где Германия потеряла за рубежом;
- воевать нужно не за моральные права, а за нефть, уран, металлы. Присутствие солдат бундесвера на Балканах оправданно не потому, что необходимо кого-то защищать, а потому, что это отвечает германским интересам, как политическим, так и экономическим;
- демократию не нужно экспортировать в зону кризисов.
...
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- В ФРГ назрели противоречия между экономическим могуществом страны, потребностями экономики в сырье и рынках, проблемами, связанными с конкуренцией и так называемой "глобализацией" и узкими рамками политической активности, определенными по итогам Второй мировой войны, за которые правительства ФРГ ранее не выходили;
- новые реалии мировых политических и экономических отношений подталкивают правящую элиту ФРГ к более активным действиям, как в политической, так и в экономической сферах;
- для преодоления существующего в германском обществе "синдрома ненасилия", привитого немцам после поражения, развернута скрытая кампания реставрации культа армии и сопутствующих ему милитаристских идей;
- ожидается проведение германским правительством более решительного и жесткого курса на защиту экономических и политических интересов ФРГ, вплоть до применения вооруженных сил;
- вероятно, Германия в ближайшее время перестанет принимать во внимание ограничения численности и возможностей ее вооруженных сил, существовавшие с конца Второй мировой войны.


24.12.98 (К.Белоус; Полтава)

Украина

РУССКОЕ БОЛЬШИНСТВО УКРАИНЫ ЗА УЖЕСТОЧЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ГОСДУМЫ РОССИИ

После возвращения председателя украинского парламента А.Ткаченко из Москвы страсти вокруг этой поездки развернулись нешуточные. Гнев так называемых украинских правых, то есть националистов, вызвали, естественно, даже общие фразы о взаимных симпатиях Украины и России.
Иные политические силы также нашли в действиях и высказываниях А.Ткаченко в Москве массу поводов для недовольства. В том числе и оппозиционные нынешней власти левые силы. Особенно вспоминалось выступление украинского спикера в российской Госдуме и по радио "Маяк", хотя даже общего содержания этих выступлений на Украине никто не знает. В большинстве случаев суждения о поездке А.Ткаченко в Москву отрицательные. Правые в парламенте даже ставили вопрос о его переизбрании как "врага незалежной Украины".
В то же время один из представителей левых сил расценил выступление А.Ткаченко в Госдуме как историческое и сравнил его с героической личностью - Богданом Хмельницким.
Представители же русского большинства Украины считают, что нынешнему председателю парламента с его левыми взглядами до Богдана Хмельницкого как пешему до Солнца. Хмельницкий все же был участником процесса возрождения Руси, а не Украины, и воссоединил Малую Русь с Великой Русью, а не Украину с Россией, как считает Ткаченко и другие "левые". Поэтому русское большинство Украины и выступает не за скорейшую ратификацию договора Россия-Украина, так необходимую и лично председателю парламента, и всем левым, а за ужесточение позиций в общих интересах всех русских, где бы они не проживали. А в насильственной "украинизации" повинны как раз предшественники нынешних "левых". И Госдума сегодня ни в коем случае не должна давать повод считать униженное положение русского большинства на Украине нормальным явлением.
Этого вполне закономерно не замечает сегодня ни европейское, ни мировое "сообщество" - в силу своей заинтересованности в постоянном унижении русских. Именно поэтому позиция Госдумы в случае ратификации этого абсурдного в принципе и фактически "русско-русского" договора будет расцениваться как очередное предательство интересов русского народа.


21.12.98 (Л.Гордеева; Киев)

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ И УКРАИНСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В Верховной Раде Украины снова не хватило голосов для вступления в Межпарламентскую Ассамблею (МПА) стран СНГ.
10 декабря, когда рассматривался этот вопрос, "против" голосовали всего 45 депутатов, не голосовали 39, воздержавшихся не было. А 195 голосов, поданных "за", не хватило для положительного решения вопроса. По той простой причине, что депутатов в парламенте больше 400. Остальные, надо полагать, отсутствовали. Так, только из 23 донецких депутатов (которые, кажется, только и мечтают о союзе братских народов), избранных по мажоритарной системе, отсутствовали 10. Двое не голосовали и один голосовал "против".
...
Народный депутат Украины Владимир Алексеев считает, что причины очередного провала вступления Украины в Межпарламентскую Ассамблею СНГ лежат гораздо глубже, чем простое пренебрежение депутатскими обязанностями:
- Если следовать выражению Козьмы Пруткова "Зри в корень", то следует обратиться к Резолюции N 120 Конгресса США, которая была принята осенью 1996 года. В ней четко сказано, что правительство Украины должно препятствовать деятельности организаций, которые даже потенциально могут способствовать реинтеграционным настроениям на постсоветском пространстве. Вполне естественно, что наши внутренние "инструменты" внешнего влияния делают все, чтобы эта резолюция была выполнена. Последствия этого ощущает каждый. Украинская экономика всегда была частью единого целого. Оставшись без сырьевых источников и без рынков сбыта, ее предприятия "лежат", их по дешевке скупают заинтересованные лица.
...
Статус наблюдателя, который занимает Украина в МПА можно мягко сравнить с иногда приходящей женой с непонятно как оформленными отношениями. Когда мы рассматривали бюджет, то у меня было предложение исключить статьи, по которым финансируются галицийские области. Галичане прыгали от радости, когда это решение было провалено. Выбегали к трибуне, пытаясь блокировать. Я думаю, что это будет до тех пор, пока издержки политического развития, которое идеологически определяет Галиция, будет оплачивать Украина.
...
Считаю, что Украина и Галиция - два разных политических образования, механически соединенные Сталиным по пакту Молотова-Риббентропа в 1939 году. При этом они могут нормально сосуществовать, если подавляющее меньшинство не будет пользоваться молчанием подавляемого большинства. Поэтому необходимо прекратить дотирование областей, которые определяют политику Украины, не давая ей ничего материально. Если не доходит через мозги, то дойдет через живот.
Когда нам говорят, что не нужно заниматься политикой, а нужно заниматься экономикой, то это значит, что нас призывают ничего не делать, чтобы изменить нынешнюю ситуацию. До тех пор, пока галицийская идеология будет господствовать на Украине, пока галичане будут указывать украинцам как жить, куда смотреть, куда идти, ничего не изменится. Потому что основа жизни - все таки не экономика, а политика. Ведь очень многие депутаты от восточных регионов, находясь то ли во властных структурах, то ли связанные бизнесом, не решились проголосовать за вступление в МПА, как волк боится переступить красные флажки. В частных беседах некоторые говорили: если бы не поименное голосование, мы бы проголосовали "за".


22.12.98 (К.Белоус; Полтава)

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

На Украине озабочены сбережением "генофонда нации"

В государстве Украина на 1 января 1998 года насчитывалось 11 838 598 лиц в возрасте до 17 лет. На протяжении последних пяти лет детское население сократилось на 985 тысяч, рождаемость - в 1,7 раза, что является, по оценкам специалистов, "негативным показателям для сохранения генофонда нации и будущего державы". Об этом говорилось на заседании Комитета Верховного Совета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. На мероприятии были представлены демографические прогнозы на будущее: в 2016 году население Украины будет составлять 38-40 миллионов граждан, среди них дети - 6 миллионов, пенсионеры - 20-25 миллионов, трудоспособное население - 9-13 миллионов.
Русская общественность этой страны пребывает в недоумении, о каком же генофонде и какой нации идет в данном случае речь, если известно, что сокращается-то как раз наиболее быстрыми темпами население русскоязычных - самых густонаселенных - восточных областей.

Русская общественность Украины за воссоздание каторги

Многие на Украине с оптимизмом восприняли заявление председателя Госдумы России Г.Селезнева о необходимости воссоздания каторги. Связано это прежде всего с тем, что в русской среде Украины разговоры о каторгах идут уже не один год, учитывая полную несостоятельность пенитенциарной системы этой страны. Началось с рассуждений о том, что для ее эффективности необходимо взять в аренду острова на Русском Севере в зачет аренды территории баз Российского флота в Севастополе и организовать там каторги для украинских преступников, которые давно уже не дают нормально жить здесь простым людям. Система же, когда существует грандиозная организованная преступность, а отдельные члены бандформирований "отсиживают" даже при их осуждении свои сроки большей частью в какой-нибудь сотне километров от своего дома и, к тому же, в абсолютной сфере влияния своих "подельников", здравомыслящих людей на Украине не устраивает уже с самых первых дней ее независимости.
Вот и распространило еще более года назад, отражая имеющиеся в обществе тенденции, пророссийское Всенародное Движение имени Богдана Хмельницкого соответствующее заявление о необходимости воссоздания каторги для особо опасных преступников. При этом оно основывалось и на местной малороссийской традиции. Так, каторжные тюрьмы существовали к началу XX века и в Харьковской губернии.
Сегодня русская общественность Украины одобрительно высказывается и о том, что за воссоздание каторги в России, хотя и после соответствующей пропаганды на Украине, начали высказываться нынешние преемники большевиков, выступавших в свое время за упразднение этого института. Именно большевики в 4-й Государственной думе постоянно выступали против издевательств над политкаторжанами в каторжных тюрьмах самодержавной России и добились наконец того, что в марте 1917 года каторга была упразднена. Сегодня коммунистам необходимо заранее отдавать себе отчет и в том, что политкаторжанами могут стать очень многие из их вчерашних соратников. Например, коммунисты Украины через руководимый ими Всеукраинский совет рабочих и специалистов пару месяцев назад создали так называемую "Черную книгу" или "ЧК", в которую, в том числе и анонимно, заносятся имена всех, и в первую очередь из "бывших", кто проводит в жизнь антинародную политику. Однако эта "ЧК", преднамеренно названная для ассоциации с Чрезвычайной комиссией, явно не имеет в данный момент никакой правовой базы.
В этой связи необходимо заострить внимание еще и на том, что более полугода назад Всенародное Движение им. Богдана Хмельницкого выступило за необходимость восстановления в полной мере на исторической Руси такой юридической нормы, присущей широкой юридической практике бывшего СССР, как вынесение общественного порицания.
По мнению активистов этого Движения, восстановление такой нормы, определяющей уровень морали в русском обществе, будет содействовать возрождению основ и подлинно русской демократии, ориентированной на народное вече, а также правовой базы, присущей еще Древней Руси, оформленной позднее в "Русской правде". Именно такой подход и позволит в будущем определять справедливую меру наказания за антирусскую, т.е. антинародную, деятельность и определить в итоге четкий круг преступных элементов, для наказания которых как раз и необходимо воссоздание института каторги.


21.12.98 (В.Антошко; Кокчетав)

Казахстан

ОБОРОТЕНЬ

Следует напомнить некоторые моменты недавней истории, которые характеризуют сущность как самого Назарбаева, так и его пропагандистской машины.
В 1991 году на момент распада СССР в Казахстане стартовые условия были лучше, чем в России: при одинаковом среднем заработке цены на продовольственные товары были ниже.
В 1992 году в своем плане социально-экономического развития Казахстана Назарбаев обещал народу, что через 5 лет в Казахстане уровень жизни будет выше, чем в Южной Корее, через 10 лет выше, чем в Японии, а через 15 лет выше, чем в Арабских Эмиратах.
Вместо того, чтобы сохранять и приумножать накопленные богатства и экономический потенциал, Назарбаев разрывал сложившиеся экономические связи с российскими регионами и уничтожал свой собственный промышленный потенциал. Получаемые же от Запада кредиты не вкладывались в реальный сектор экономики, а разворовывались кланом Назарбаева при посредничестве коммерческих банков.
Одновременно Назарбаев начал выступать с идеей Евразийского союза для привлечения симпатий русского населения. В конце 1992 года начался кризис неплатежей, увеличивалась скрытая безработица, резко снизился жизненный уровень населения.
Когда избранный в марте 1994 года "карманный парламент" не выдержал и к началу 1995 года начал задавать о том, куда девались западные кредиты и куда идут доходы от двух океанских лайнеров купленных на бюджетные деньги, Назарбаев разогнал этот парламент и стал единовластным и бесконтрольным владыкой Казахстана. Чтобы закрепить законодательно антиконституционный переворот, Назарбаев провел "референдум" о продлении своих полномочий до 2000-го года.
"Референдуму" предшествовали несколько этапов операции "правопорядок", цель которой - запугать инакомыслящих. Несмотря на сведения всех оппозиционных наблюдателей о том, что явка на "референдум" была менее 50% избирателей, и к тому же многие проголосовали против, избирком отчитался о 89% избирателей, проголосовавших за продление полномочий.
...
Оставшиеся на плаву промышленные предприятия Назарбаев стал передавать в управление иностранным компаниям. Стоит обратить внимание, что предприятия не проданы, а розданы даром. Кроме того, при ближайшем рассмотрении многие из иностранных фирм - подставные, зарегистрированные в офшорных зонах и занимаются отмыванием денег для самого Назарбаева.
Начиная с 1992 года и по декабрь 1996 года Назарбаев лгал, что ухудшение жизненного уровня - это следствие разрыва экономических связей, а в докладе, посвященном 10-летию "студенческих" выступлений 1986 года, проговорился, заявив, что "разрыв экономических связей с Россией и размещение иностранных капиталов в Казахстане - есть беспрецедентная гарантия нашей независимости..." Т.е. Назарбаев ставит себе в заслугу разрыв экономических связей.
В 1997 году Назарбаев изменил тактику пропаганды, перестав ссылаться на "разрыв экономических связей с Россией", адресовав все обвинения "тоталитарному" советскому режиму и репрессиям 20-30-х годов.
Если в 1992-1996 году Назарбаев еще на словах заигрывал с русским населением, то в 1998 году русское население уже не бралось в расчет. О6 этом свидетельствует и "концепция народного образования", где даже не употребляется выражение "русский язык" (только казахский язык есть язык обучения) и в "Обращении к интеллигенции", где он уже не обещает "рая", а предлагает казахам потерпеть еще 20-30 лет лишь потому, что они за всю историю существования казахского народа получили благодаря ему (Назарбаеву) государственность и суверенитет.
Тезисы и о государственности и о суверенитете - лживы. Государственность казахский этнос приобрел в 1936 году при правлении И.Сталина.
...
Можно ли говорить о суверенитете, если над Казахстаном постоянно летают НАТОвские самолеты-разведчики. Какой суверенитет, если США указывают, какой должна быть денежная эмиссия, какими должны быть налоговые ставки, и какие отрасли экономики развивать, а какие закрывать и т.д.
...
Все кредиты прямо или косвенно разворованы, ни один доллар не пошел на создание новых рабочих мест и расширения налоговой базы.
Кроме того, Казахстан, считавшийся сельскохозяйственной республикой, утратил свою продовольственную независимость. В этом году зерновых произведено только 50% от объема 1991 года.
Вдвое снизилось производство мяса. Например, поголовье овец с 45 миллионов в 1991 году сократилось до 16 миллионов в 1996 году и последние два года тенденция к снижению численности продолжалась. Изменилась структура питания казахов. Если раньше мясо было обязательным элементом дневного рациона, сейчас в некоторых дальних районах вынуждены есть комбикорм. Казахи бросают аулы и перебираются в города. Основное занятие населения заключается в том, чтобы пораспродать остатки того, что не продал Назарбаев (алюминий с линий электропередач, медь с трансформаторов и электродвигателей и т.д.). Например, по данным предварительной переписи населения 1998 года бывший Валихановский район Кокчетавской области потерял 50 процентов населения, а это район традиционного проживания казахов. Целые аулы стоят пустыми, скот съели, а другое продовольствие, как и деньги, не завозились 2-3 года.
По уровню жизни Казахстан скатился с 24 (на момент выхода из СССР) до 72 места в мире и опережает только некоторые африканские страны. Зато занимает первое место в мире по заболеваемостью туберкулезом и сифилисом.
...
Хороший пример подает казахам Белоруссия. С избранием Лукашенко, который заботится об интересах государства и народа, в Белоруссии сразу прекратился экономический спад, а в 1998 году рост производства составил 17%. А это значит, что на 17% поднялся жизненный уровень населения, сократилась безработица, увеличилась социальная защищенность людей.
...
В Казахстане нет даже ростков демократии, потому что нет свободы слова. СМИ преследуются за критику не только Назарбаева лично, но и его правительства. Трансляции Российских телеканалов подвергаются цензуре. Для основной массы российских газет действует запрет на их ввоз и распространение.
Подразделения МВД борются даже с распространением слухов. Например, недавно был издан приказ, обязывающий препятствовать распространению слуха о том, что у Назарбаева недавно от второй жены родился сын и на содержание второй семьи в Швейцарии расходуется 2 тысячи долларов в день.
Однако приказ МВД предписывает пресекать не все слухи. Усиленно распространяется слух о том, что Назарбаев уже много наворовал и больше воровать не будет, а если придет к власти бедный, то начнет с того, что будет воровать.
...В Казахстане нет даже признаков демократического устройства государства и общества. Уже объявлена с 12 ноября пресловутая операция "правопорядок" с целью запугать оппозицию. Опять под видом борьбы с наркомафией будут обыскивать активистов народного фронта и препятствовать проведению агитации альтернативными кандидатами.
На всех предыдущих выборах и референдумах Назарбаеву удавалось покупать голоса ложью о том, что он благодетель и заступник русского населения и его заслуга в том, что в Казахстане не пролилась кровь, как это было в других республиках.
На самом деле это не заслуга Назарбаева, а отсутствие вражды между русскими и казахами, а также рядом национальных особенностей у обоих народов, способствующих расположению друг к другу. Восставало же казахское население в разное время против кавказцев. Против дагестанцев в Новом Узене, против чеченцев в Усть-Каменогорске, против ингушей в Чистопольском районе Кокчетавской области и т.д. - везде проливалась кровь.
Проливалась и русская кровь. В марте 1992 года на Байконуре, когда убивали и сжигали живьем в казармах русских солдат и офицеров, когда волна насилия над русскими парнями в армии катилась весь 1993 и почти весь 1994 год. Сколько тогда не вернулось домой сыновей? Знают ли это российские "правозащитники"?
Назарбаев лжет, будто при его правлении не пролилась кровь. Только за 1997 год в тюрьмах и "зонах" погибло около 3 тысяч человек - в основном, это молодые русские парни. (В 1995 году эта цифра составила 1,5 тысячи человек.)
Спад национализма в Казахстане в 1994 году не радовал Назарбаева, он продолжил нагнетать антирусскую истерию, под которую попали и представители коренного населения - казаки, начавшие объединяться в общественные организации.
После того как "казачья карта" всем приелась, Назарбаев начал антирусскую пропаганду в более широком масштабе, ее апофеозом стал доклад, посвященный 10-летию событий 1986 года, где президент на двух газетных полосах 15 раз называл русских оккупантами и колонизаторами, а СССР и Россию 18 раз назвал "империей зла" и тому подобными терминами.
...Русские вытеснены с руководящих постов в производстве и бизнесе. Лидеры русских общественных организаций и объединений подвергаются гонению и расправе. Полтора миллиона русских вынуждены были покинуть насиженные места, за бесценок продать квартиры и искать убежище в России. Оставшиеся превращаются в бесправную массу.
В результате правления Назарбаева в Казахстане в 1,8 раз снизилась рождаемость, в 1,3 раз увеличилась смертность. Казахстан потерял 10% населения (как Афганистан за первые 9 лет войны).
Русские больше не будут голосовать за Назарбаева. Если на нынешних выборах чуда не произойдет, и избиркомы в очередной раз сфальсифицируют результаты в пользу Назарбаева, народ Казахстана приобретет пожизненного диктатора, который продолжит политику дальнейшей узурпации власти и обворовывания народа. А после ухода из жизни Назарбаева, нищий и голодный Казахстан будет вовлечен в хаос и братоубийственную войну.


25.12.98 (Ф.Мироглов; Алма-Ата)

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНСКОЙ ПОЛИТИКИ

Когда русские из Казахстана приезжают в Москву и другие регионы России, рассказывая о своих бедах и проблемах, они почти всегда слышат от собеседников удивленный возглас: "Как так, в Казахстане все хорошо, там же Назарбаев!". Оно и понятно. Когда слушаешь по ОРТ и другим российским СМИ слова президента суверенной республики о том, что без союза с Россией, без русского языка, литературы и культуры Казахстану не обойтись, возникает мысль, что казахстанским русским повезло даже больше, чем русским в России.
Но то, что происходит на деле, никто в России не представляет.
Начнем с положения русского языка. В выступлениях на российских телеканалах президент Казахстана всегда подчеркивает, что русскому языку в Конституции республики дан статус официального (русский язык в Казахстане используют, как родной, не менее 80% населения). Дескать, чего еще нужно русским для спокойной жизни. Но в то же время, по республиканскому телевидению президент и его окружение только и говорят о переходе всех сфер жизни республики исключительно на один государственный казахский язык. Об официальном статусе русского языка, при этом "забывают", сокращая и выдавливая людей из государственных учреждений за незнание казахского. Говоря в Москве о большой роли русского языка для Казахстана, дома президент одобряет новый "Закон о языке", где все электронные СМИ, независимо от формы собственности, под угрозой закрытия обязаны не менее 50% эфирного времени вещать на казахском языке (негосударственные каналы СМИ на русском языке вещали около 90-95% эфирного времени).
Под восторженные овации российской интеллигенции, слушающей комплименты в адрес русского языка, культуры и литературы, идет массовое закрытие русскоязычных школ. Объем преподавания русского языка в школах сокращен в 2-3 раза. Предмет "русская литература" планируется упразднить вообще, переведя изучение лишь некоторых русских классиков в предмет "мировая литература". В школах введен официальный запрет на пользование российскими учебниками, которые по признанию всех учителей намного совершеннее казахстанских изданий.
Утверждая о жизненно важном для Казахстана стратегическом и экономическом союзе о Россией (за что было списано немало долговых обязательств), президент передал управление экономическими объектами, нефтяными месторождениями и т.д. исключительно западноевропейским и американским компаниям. Подкреплены "союзные отношения" отключением РТР, "Маяка" и урезанием вещания ОРТ на две трети. А в своей программе развития и превращения Казахстана в процветающее государство на ближайшие тридцать лет России, в отличии от США, Индонезии и других стран, президентом уделена лишь второстепенная роль источника сырья и транспортных коммуникаций.
Не слышат в России выступлений казахстанского президента, в которых вся предыдущая история России и СССР отражается как черный период колонизации, национального угнетения и подавления свободы.
На ситуацию в Казахстане наводят блеск с помощью обмана и откровенного цинизма. Во многом этому способствует и работа корпункта ОРТ в Алма-Ате. Материалы журналистов ОРТ мало чем отличаются от материалов главного республиканского телеканала "Хабар", который возглавляет дочь президента Казахстана.


21.12.98 (А.Коршунов, А.Соколов; Москва)

Международная безопасность

ПЕРВЫЕ ИТОГИ ПОСЛЕДНЕЙ ВОЙНЫ

Несмотря на обилие комментариев, посвященных окончанию военной акции США и Великобритании против Ирака, не может на обратить на себя внимание "локальность" даваемых оценок - от обсуждения альковной темы Б.Клинтона до "точных" прогнозов насчет вероятной реакции исламского мира.
Авторы этих комментариев, как представляется, пока не обратили внимание на главное. В сущности, последняя война против Ирака очертила контуры новой политической реальности, сущность которой - слом действующей системы международного права с целью регулирования извне геополитического статуса суверенных государств.
В течение последнего исторического периода - после Ялты и Потсдама - мир жил а условиях четко обозначенной системы правовых координат, определяющих, в частности, такое понятие, как агрессия. После войны против Ирака это понятие, равно как и предусмотренная за него ответственность, оказалось проигнорировано, а гарантирующие его соблюдение механизмы международной безопасности переведены на холостой ход, - и не исключено, что это начало их полного демонтажа.
Получил подтверждение и старый догмат Бисмарка о том, что государство, полагающееся только на лист бумаги с текстом, именуемый договором, обречено.
По меркам международного права война против Ирака - это выраженная неспровоцированная агрессия коалиции государств против одного государства. Причем, масштабы и интенсивность агрессии сопоставимы со стратегическими, несмотря на кратковременность самих боевых действий.
...
Реальностью стали и новые виды применения военной силы, и новые ее качества. В целом подверглись пересмотру основные принципы ведения боевых действий, поскольку в предыдущие исторические периоды целью ведения войны в основном были (в различных сочетаниях):
- разгром войск противника;
- оккупация территории или фрагмента территории противника;
- установление нового порядка (в том числе эксплуатация ресурсов).
Несмотря на отдельные отклонения от данной принципиальной схемы, она достаточно долго служила в качестве ориентира в оценке средств и целей ведения боевых действий.
Новую ситуацию следует прежде всего оценить как слом существовавшей системы военно-политического планирования, иерархии военно-политических задач и методов применения военной силы. Таковыми мотодами (в порядке возрастания интенсивности) были:
1. Ограниченный конфликт в масштабах меньших, чем театр военных действий (ТВД).
2. Конфликт в масштабах ТВД без применения ядерного оружия..
3. Конфликт на нескольких ТВД без применения ядерного оружия.
4. Конфликт на одном или нескольких ТВД с применением ядерного оружия.
5. Полномасштабная ядерная война.
Несмотря на различие в интенсивности и характере применяемых средств, все эти конфликты так или иначе преследовали указанные выше цели. Теперь же, даже исходя из предварительной и неполной информации, речь идет о "стратегическом парализующем ударе". Новое качество в данном случае состоит в отбрасывании государства в экономическом, технологическом и военном плане до минимально возможного уровня, то есть в программировании (консервации) его перспективного геополитического статуса.
Данная схема подтверждена не только опытом Ирака, но и опытом бывшей Югославии, основные параметры экономического, технологического и военного развития которой уже поставлены под достаточно жесткий и эффективный контроль извне.
Можно считать отработанной и схему установления такого контроля. Она включает в себя следующие основные этапы:
1. Продолжительный (военный или невоенный) этап, нацеленный на навязывание "партнеру" такой системы отношений, при которой происходит демонтаж реальных отраслей его экономики.
2. Блокирование или ликвидация самой возможности развития высоких технологий, с естественным программированием военно-технического отставания. (Это, например, означает, что какая-либо страна может по собственному усмотрению нанести удар по Сарову или по ЦАГИ в Москве, если сочтет, что в данных исследовательских центрах разрабатываются принципиально новые системы вооружений).
С учетом экономической зависимости, контуры новой угрозы можно считать оформившимися. Если раньше в системе координат "военная опасность" - "военная угроза" под "угрозой" подразумевались активные (хотя и предварительные) действия одной из сторон, то теперь к понятию "угроза" должно быть приравнено новое технологическое качество (в сочетании с политико-экономическими технологиями подавления), приобретенное одной из сторон. Именно в этом ракурсе России придется рассматривать как политику вооружений, так и практику заключаемых международных договоров.
Это означает также, что Россия должна учиться и разговаривать, и реагировать по-новому, с учетом сложившихся реальностей. В частности, ей необходимо выработать и довести до сведения "оппонентов" новую систему своих ориентиров и готовность применить все средства, включая ядерное оружие, для защиты достигнутого "стратегического статуса". Именно утрата такого статуса (а вовсе не атака танков и пехоты) может считаться первым этапом "горячей войны". Чтобы в принципе не возникало оправданий типа: "Мы еще не выстрелили, а вы уже начинаете". Характерно, что в юридической практике при определении пределов необходимой обороны в случае угрозы жизни, исходящей, к примеру, от человека с ножом, считается оправданным применение зарегистрированного в соответствующем порядке огнестрельного оружия.


22.12.98 (П.Бурдуков; Москва)

К ИТОГАМ ВОЙНЫ В ИРАКЕ

Вечером 16 декабря мы проснулись в Новом Мировом Порядке, установления которого так долго добивались Соединенные Штаты.
Еще недавно для организации международной агрессии (например, против Ирака или Югославии) Соединенные Штаты должны были сначала спровоцировать локальный конфликт, а потом долгие месяцы протаскивать решение о международной экономической блокаде или "миротворческом" вторжении через бюрократические инстанции ООН. Далее следовал этап создания международных "миротворческих" сил - и только после этого начинались военные действия.
В этих условиях Россия, обладая в Совете Безопасности ООН правом вето на любое решение и используя дипломатические каналы, могла еще надеяться на обеспечение безопасности невоенным путем, хотя эти надежды строились на шаткой основе - на доверии к США при опасно нарастающем военно-политическом дисбалансе в мире.
Самое главное в событиях 17 декабря - не само нападение, а принятие решения о нападении в обход ООН личным решением Клинтона и Блэра, без консультации не только с континентальными странами НАТО, но и без утверждения этих решений парламентами своих государств. Все было выполнено по знакомому сценарию - "в 3 часа утра, вероломно, без объявления войны".
Отныне Калуга, Смоленск и Москва потенциально становятся такими же мишенями, как Багдад и Белград: получив приказ, тактическая авиация НАТО, взлетев с баз в Германии и дозаправившись в воздухе над Польшей, способна отбомбить цели вплоть до Волги и вернуться обратно. Северный Кавказ достижим с аэродромов Турции. Более того, американцы и англичане не скрывают факта подготовки операции "Буря на Каспии" - под предлогом защиты интересов своих нефтяных компаний.
Вторая крайне опасная черта Нового Мирового Порядка - невиданная и еще недавно немыслимая привязка войны не к интересам государства-агрессора, а к случайным обстоятельствам его внутренней политики, включая личную жизнь главы государства. Дело не в Монике, обсуждение которой уже надоело, а в непрогнозируемости подобных обстоятельств, что превращает мировую политику в "русскую рулетку".
Третья особенность декабрьского "блицкрига" - полное отсутствие повода для нападения. По существу, порог начала военных действий снижен до нуля. Еще недавно любой агрессор, включая сами США, старался придать нападению характер ответных действий - даже путем организации повода своими же руками (взрыв мины в Сараево, нападение переодетых в польскую форму немцев на немецкий городок Гляйвиц 1 сентября 1939 ода).
17 декабря поводом для нападения стало голословное, ничем не подтвержденное мнение американского гражданина Батлера о том, что, якобы, в подвалах правительственных зданий (а "дворцы Хуссейна" не более, чем правительственные здания) в Багдаде скрыт центр по производству бактериологического оружия. Представьте, что завтра тот же Батлер, возглавив какую-нибудь миссию в Москве (а подобное не исключено) потребует обыска в Кремле под предлогом поиска биологического оружия в подвале Успенского Собора или Дворца Съездов...
...
В последние два-три года ведущие американские теоретики по вопросам ядерных вооружений не стесняясь, обсуждают "доктрину "ядерного наказания" - "применения ядерного оружия в ответ на применение неядерного оружия массового поражения либо на угрозу применения такового".
Таким образом, на очереди следующая стадия Нового Мирового Порядка: переход к единичным ядерным ударам по неядерным государствам.
Причинами для агрессии могут стать события, несопоставимые с последствиями боевых действий, включая внутренние политические скандалы в Белом доме. Начало этой необъявленной мировой войны означает, что вся система международного права и международных отношений, выстроенная на фундаменте ООН, потеряла смысл и готова окончательно рухнуть в любой момент.
Мир вернулся к "праву силы" и принципу силового баланса. Волей-неволей России придется жить по этим законам. Даже если совместными усилиями многих государств удастся хоть как-то восстановить роль ООН и невоенных методов урегулирования в международных отношениях - восстановленная система будет так же ненадежна, как разбитая и после этого склеенная посуда.
Судя по реакции президента и МИД России, смысл изменений в мировой политике, давно очевидный для оппозиции, стал понемногу доходить и до Кремля. Это вселяет надежду на то, что Россия сумеет прекратить одностороннее разоружение и начнет, наконец, жить своим умом и своим трудом.
...Вскоре после Крымской войны, когда "цивилизованная Европа" попыталась поставить Россию на колени и выбросить ее из мировой политики, император Александр Второй с горечью заметил :"У России есть только два надежных союзника: Российская Армия и Российский Флот".
Эти слова не устарели до сих пор.

__________________________________________________
[Павел Бурдуков, депутат Государственной Думы]
__________________________________________________


24.12.98 (Ю.Тома; Минск)

Политические технологии

РОЛЬ СТРАТЕГИИ НЕПРЯМЫХ ДЕЙСТВИЙ В РЕШЕНИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Победа в "холодной войне" обеспечила Западу значительные геополитические преимущества. СССР как основной геополитический противник расчленен на отдельные "независимые" государства, в которых установлены либо прозападные режимы, либо сформированы достаточно сильные прозападные оппозиции. Транснациональные корпорации, являющиеся экономической основой западной цивилизации, получили доступ к рынкам сбыта, интеллектуальным и материальным ресурсам постсоветского пространства.
Впервые в истории человечества решение столь масштабных геополитических задач оказалось возможным благодаря комплексному дипломатическому, военно-политическому, информационно-психологическому и финансово-экономическому воздействию. В качестве основного инструмента решения геополитических задач стала использоваться стратегия непрямых действий.
Огромный арсенал стратегических принципов и приемов непрямого действия был разработан еще Византией, которая предпочитала косвенную военно-политическую борьбу прямому использованию своих вооруженных сил. В различные исторические периоды понятие "стратегия непрямых действий" наполнялось различным содержанием, в зависимости от возможностей средств непрямых действий и взглядов политиков на войну.
В настоящее время возможности непрямых действий значительно увеличились. Во-первых, появились новые знания о причинно-следственных связях в поведении человека, социальной группы, общности, государства, цивилизации. Во-вторых, созданы информационные технологии, с помощью которых можно оказывать воздействие на сложные технические системы, а также на сознание, чувства и поведение людей. В-третьих, интернационализация и взаимозависимость всех сфер деятельности государства позволяют осуществлять скрытое воздействие как на социальную систему, так и на систему жизнеобеспечения государства, разрушая их важнейшие элементы и системообразующие связи. Причем, само воздействие не расценивается как агрессия и, соответственно, не приводит к конфронтации и обострению военно-политических отношений.
Изменились представления политиков и о самой войне. Вооруженная борьба перестает быть сущностным признаком войны и приобретает следующие черты:
- является составной частью комплексного воздействия;
- носит локальный характер;
- легитимизируется международными организациями;
- проводится миротворческими контингентами многонациональных сил;
- ведется не за власть над территорией и ее населением, а для установления режима, управляемого извне.
В новых исторических условиях под стратегией непрямых действий (СНД) следует понимать искусство комплексного воздействия, направленного на дестабилизацию общества изнутри, создание управляемых извне локальных конфликтов, легитимное использование контингентов многонациональных миротворческих сил с целью приведения государства в состояние, соответствующее собственным геополитическим интересам.
СНД подкрепляется международным правом, решениями международных организаций, сформированным мнением "мирового сообщества", обеспечивающими легитимность принимаемых мер.
СНД позволяет решать целый ряд геополитических задач и реализовывать крупные геополитические проекты. Например, перераспределение сфер влияния, раскол государств и союзов, предотвращение образования новых союзов, создание буферных зон и поясов нестабильности, захват долгосрочных преимуществ, получение доступа к источникам сырья и рынкам сбыта и т.п.
Любое государство имеет внутренние противоречия: экономические, политические, социальные, этно-конфессиональные и т.п. Субъект управления осуществляет комплексное воздействие на социальную систему и систему жизнеобеспечения государства с тем, чтобы обострить внутренние противоречия, создать кризисную ситуацию и инициировать конфликт. Косвенно участвуя в конфликте, оказывая моральную, концептуальную, информационную и материальную поддержку выгодным для себя силам, приводит их к власти либо ослабляет государство. Если государство ослабло и не способно оказать значительного сопротивления, то проводится миротворческая операция, в результате которой достигаются конечные цели. Это общая схема реализации СНД.
Управление конфликтом со стороны субъекта управления носит комплексный характер и осуществляется на всех фазах жизненного цикла кризиса.
Государство, выступающее в качестве объекта управления, последовательно проходит следующие фазы: потенциальная напряженность, реальная напряженность, кризисная ситуация, конфликт, разрешение конфликта и стабилизация.
Фаза потенциальной напряженности характеризуется относительной стабильностью. Средний социальный слой не расколот внутренними противоречиями. Субъекты социальных действий (социальные группы, общности, партии, движения...), их интересы, позиции и цели не сформировались. Объективно существующие противоречия не вызывают тревогу. Социальные группы в них эмоционально не вовлечены. Госчиновники чувствуют себя уверенно. Система госуправления работает нормально.
Воздействие со стороны субъекта управления направлено на раскол среднего социального слоя, формирование субъектов социальных действий с антагонистическими интересами и целями. Нарушение работы системы государственного управления, создание кризиса ресурсов. Нарушение психологической устойчивости государственных чиновников, разрушение национальной идеи и государственной идеологии.
Для решения этих задач внутри государства создаются агенты влияния, политические лидеры, партии, движения, экстремистские группы, независимые аналитические центры, СМИ и т.п.
Одновременно организуются комплексное дипломатическое, военно-политическое, информационно-психологическое и финансово-экономическое давление извне.
Все акции тщательно планируются и координируются, обеспечиваются крупными финансовыми средствами.
Фаза реальной напряженности характеризуется потерей стабильности, появлением объекта и субъектов конфликтных действий. Средний социальный слой расколот. Сформированы субъекты социальных действий с антагонистическими интересами. Произошла поляризация субъектов социальных действий относительно объекта конфликта, возникшего из совокупности противоречий. Энергия ожидания людей трансформировалась в готовность к активным действиям. Появились экстремистские группы-инициаторы конфликта. Чиновничий аппарат чувствует себя неуверенно, нет единства относительно объекта конфликта. Государственное управление ослабло. Возник кризис ресурсов.
На этой фазе начинается организация и поддержка мятежа с привлечением агентуры влияния, спецслужб и сил специальных операций. Технология управления на этой и последующих фазах описывается в американском уставе FM 100-20 (1990 г.)
В зависимости от геополитических целей конфликт может формироваться между правительством и оппозицией, охватывая все государство, либо между отдельными субъектами социальных действий, охватывая отдельные регионы.
Для организации управляемого конфликта в масштабах государства решаются следующие задачи:
- объединение разрозненных политических сил, выступающих против правительства;
- внедрение системы взглядов на будущее развитие страны;
- создание объединенного руководства оппозиции (теневого правительства);
- разработка программы, которая оправдывает действия оппозиции и обещает улучшение после того, как правительство будет свергнуто;
- формирование стратегических, оперативных и тактических целей оппозиции;
- выработка организационных и оперативных методов работы;
- завоевание поддержки критически важных социальных групп;
- изоляция правительства от дипломатической и материальной поддержки и расширение международной поддержки оппозиции;
- подрыв уверенности в своих силах лидеров правительства и силовых структур.
Использование насилия может простираться от забастовок и уличных демонстраций до терроризма или партизанской войны.
Со стороны субъекта управления оказывается четыре типа внешней поддержки (мятежа):
- моральная - признание причин мятежа справедливыми и важными;
- политическая - активная поддержка стратегических целей повстанцев на международных форумах;
- ресурсная - деньги, оружие, продовольствие, советники и обучение;
- предоставление убежища - размещение на своей территории с целью обеспечения безопасности учебных центров, сил и объектов материально-технического обеспечения.
Оказываемое внешнее воздействие позволяет сформировать потенциал напряженности, который предопределит характер будущего конфликта.
Фаза "кризисная ситуация" характеризуется резким повышением конфронтационных акций, представляющих угрозу приоритетным ценностям, интересам и целям конфликтующих сторон и потерей нормального государственного управления. Это период наибольших колебаний среди всех участников возможного конфликта. Всех волнует вопрос: начинать или не начинать активные действия? Каковы их последствия? Если начинать, то когда, где и как?
Ни одна сторона не вовлечена в конфликт в такой степени, чтобы возврат на исходные позиции оказался невозможным. В этой фазе к правительству со стороны субъекта непрямых действий может быть предъявлен ряд требований. Если эти требования не принимаются, то инициируется конфликт. Поводом к конфликту является инцидент, который определяет его начало и характер. Открытое использование в инциденте оружия делает конфликт военным.
Фаза "конфликт" характеризуется открытым столкновением субъектов социальных действий. В этой фазе социальные процессы также носят управляемый характер. Начало конфликта определяется инцидентом. Характер конфликта - потенциалом напряженности, сформированным на предыдущих фазах. Интенсивность, продолжительность и размах военного конфликта определяются решительностью целей, сплоченностью, организованностью субъектов конфликта, особенностью характера политических лидеров, моральной, концептуальной и материальной поддержкой извне, тактикой действий. Военный конфликт ведет к резкому нарастанию кризиса ресурсов и обострению других противоречий.
Военный конфликт может быть представлен мировому сообществу как угроза миру и стать поводом для введения миротворческих сил. Фаза разрешения конфликта и стабилизации характеризуется возвращением к новой стабильности. Это достигается в результате согласования позиций конфликтующих сторон либо невозможности продолжать борьбу одной из сторон. После достижения мира восстанавливается нормальное государственное управление.
В тех случаях, когда государство ослаблено и не может противостоять открытому внешнему вмешательству, проводится миротворческая операция и государство приводится в состояние, приемлемое для субъекта управления.
...
Складывающиеся отношения между Беларусью и Россией представляют для Запада наибольшую угрозу. Именно здесь формируется и апробируется новая модель организации "большого пространства", которая может стать привлекательной для других постсоветских государств, а "режим Лукашенко" - альтернативой дискредитированному либерально-рыночному режиму. В результате Запад может потерять геополитические преимущества, полученные в результате "холодной войны".
В связи с этим необходимо исходить из возможности применения СНД в отношении Беларуси по следующей схеме:
- поддержка оппозиции, выгодной Западу, с одновременным проникновением ее в государственные структуры;
- всемерная дискредитация режима;
- дестабилизация ситуации и представление ее как угрозы международному миру и демократии;
- получение санкций международных организаций для проведения миротворческой операции;
- проведение миротворческой операции, демилитаризация зоны конфликта;
- проведение "свободных демократических" выборов и установление режима, выгодного Западу;
- комплексные санкции и международный трибунал в Гааге над "военными преступниками".
Это наиболее общая схема, опробованная в Югославии, в которой каждая фаза готовит условия для последующей, но может сама оказаться достаточной для достижения поставленных целей. Обозначились и предпосылки для реализации СНД по этой схеме:
- экономическая и финансовая системы государства недостаточно защищены от внешнего воздействия;
- сформировано "теневое правительство" оппозиции (исполком) и программа, обещающая значительные улучшения;
- члены оппозиции включены в международные организации и активно ведут в них работу по перехвату легитимности на международном уровне;
- созданы центры оппозиции за рубежом;
- усиление кампании вокруг вопроса о соблюдении прав человека в Беларуси;
- свертывание отношений стран Запада с официальной властью Беларуси и поддержка оппозиции;
- активизация деятельности сил специальных операций в сопредельных с Беларусью странах (Польша и Латвия) и спецслужб иностранных государств на территории Беларуси;
- включение с 1 октября 1998 года Республики Беларусь в зону ответственности Европейского командования США;
- возможность широкомасштабного информационно-психологического воздействия на население Беларуси через "независимые" СМИ;
- несовершенство правовой базы по использованию силовых структур в кризисных ситуациях.
...
Признание на официальном уровне самого факта применения СНД и выявление ее сущностных признаков имеет непосредственное отношение к безопасности государства.


24.12.98 (Соб.инф.; Москва)

В Совете Федерации

ЧУБАЙС - ГОСУДАРСТВЕННИК ?

(Из выступления председателя правления РАО ЕЭС России А.Чубайса на 41-м заседании Совета Федерации 23 декабря 1998 г.)

В целом по стране запасы мазута сегодня находятся на уровне 2,5 млн. тонн, что примерно на 450-460 тыс. тонн отстает от требований, отстает от уровня графика.
Мы считаем, что ухудшение ситуации по мазуту, которое произошло фактически в последние полтора месяца обусловлено в значительной степени простой причиной. Стало очень выгодно вывозить нефть и нефтепродукты на экспорт. Объемы экспорта нефти в ноябре на 15% выше ноября прошлого года. Безусловно, причины здесь связаны с изменением курса рубля. Возникает ситуация, когда экспортные цены на мазут, доходившие до 60-70 $ за тонну, фактически вдвое, даже втрое выше, чем цена мазута на внутреннем рынке.
В этом вопросе абсолютно необходимо уже срочное принятие решения по временному введению дополнительных экспортных пошлин на мазут. Мы знаем о том, что такое решение рассматривается в правительстве, мы знаем, что в принципе позиция правительства положительная на этот счет, но уходит время и это крайне опасно. Фактически в 4-м квартале под угрозой срыва выполнение графика по топливу, причем именно по мазуту.
...
Уважаемые члены Совета Федерации, я хочу обратить ваше внимание на то, что впервые за последние 6 или 7 лет бюджет будущего года вообще не предусматривает дотации тарифов регионам Дальнего Востока на электроэнергетику. Даже в самые трудные бюджеты, тем не менее, эта статья сохранялась. Сейчас впервые она потеряна. Если откровенно, это ставит нас в крайне тяжелое положение, и мы считаем абсолютно необходимым, несмотря на общую жесткость бюджета, тем не менее, эту строку восстановить и с этой просьбой обращаемся к вам.
...
На настоящий момент в стадии банкротства на разных этапах ее находится 7 энергосистем и 8 федеральных станций. Фактически во всех случаях инициатором банкротства является "Газпром", или, точнее, дочерняя компания "Газпрома" - "Межрегионгаз". Мы считаем, что в нынешней реальной ситуации такое положение дел абсолютно нетерпимо.
На сегодня объем задолженности энергетикам со стороны федеральных бюджетополучателей превысил 16 млрд. рублей. Плюс к ситуации задолженности федерального бюджета почти столько же задолженности местных бюджетов. В этой ситуации, когда наша задолженность бюджету практически втрое меньше, оказаться под прессом банкротства со стороны "Газпрома", да еще в зимний период, абсолютно ненормально и неприемлемо.
...
Как только начинаются процедуры банкротства, все текущие вопросы по поставкам топлива, по взаимодействию с поставщиками резко осложняются. Естественно, с директором никто не хочет вести нормальное дело - будет он завтра на месте, не будет он завтра на месте - и возникает суд и проблема буквально на ровном месте. Мы настоятельно просим вас помочь нам в ускорении принятия решения по закону "Об особенностях процедуры банкротства в отраслях естественных монополистов".


СМИ

СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАГЕНТСТВА "СЛАВЯНСКИЙ МИР"

В связи с наступлением зимних праздников информационное агентство "Славянский мир" переходит на "дежурный" режим функционирования. Обычный режим выпуска материалов возобновится во второй декаде января 1999 года.

__________
(РОПИ)

• Рубрика •  Вверх