Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://slavmir.msk.ru
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень ╧ 39
Декабрь 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации ╧ 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


В Совете Федерации

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ю.Д.МАСЛЮКОВА НА 40-М ЗАСЕДАНИИ СФ 2 ДЕКАБРЯ 1998 Г.


Экономика

О СОСТОЯНИИ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Казахстан

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ КАЗАХСТАНСКИХ КАЗАЧЬИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


В партиях и движениях

СЪЕЗД ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ


Социум

ОБРАЩЕНИЕ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ" К ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Методология

"ПРАВО-ЛЕВАЯ" БЕСТОЛКОВЩИНА


04.12.98 (Соб.инф.; Москва)

В Совете Федерации

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ю.Д.МАСЛЮКОВА НА 40-М ЗАСЕДАНИИ СФ 2 ДЕКАБРЯ 1998 Г.

О мерах по стабилизации социально-экономического положения в стране

Правительство с глубоким вниманием рассмотрело и максимально использовало заявления Совета Федерации и постановления, касающиеся практических действий правительства. В первую очередь, это относится к действиям правительства и Центрального банка по стабилизации социально-экономического положения в стране.
Этот документ, в котором определены пути и методы решения наиболее актуальных и неотложных проблем...
Цель российского правительства - социальная переориентация сформировавшейся рыночной экономики. Инструмент этой переориентации - цивилизованное рыночное государственное регулирование, опирающееся на опыт развитых стран. Теперь государство после многолетнего перерыва в созидательной работе должно усовершенствовать рыночные механизмы, превратив их в инструменты обеспечения хозяйственного подъема. Государство должно решать те ключевые проблемы, по которым субъекты экономики не справляются сами. У людей, "контуженных" нашей историей, это вызывает иллюзию частичного возрождения тоталитаризма. Однако, сегодня российская система управления столь либеральна и настолько не соответствует высокой монополизации экономики, что любой шаг к разуму рассматривается как шаг к административным мерам...
Времена, когда можно было развиваться за счет стихийного высвобождения инициативы прошли, инициатива давно нуждается в разумных административных подпорках. Сегодня повышение эффективности государства - главный инструмент оздоровления экономики и общества, ключ ко всем проблемам современной России. И в этом плане мы не можем не признать тот факт, что структура государственной вертикали и управления разорвана в нескольких местах.
Мы очень ждем, что Совет Федерации и Государственная Дума тщательно исследуют это вопрос. Нужна ли нам послойная демократия, которая образует нынешний "слоеный пирог", или может нам нужна более жесткая система управления, которая действительно поправит ситуацию, а не будет лишь пассивно наблюдать за тем, как она развивается и съедает те завоевания, которые мы еще имеем.
Самая главная и первая задача правительства - это оперативное обеспечение наиболее насущных нужд населения и оказание неотложной социальной помощи. Мы должны помнить, что в результате деятельности реформаторов реальные доходы населения сегодня на четверть ниже ранее достигнутого уровня, что страна охвачена неплатежами, что правившие страной финансисты не подготовили ее к наступившей зиме, из-за чего она будет самой трудной за все послевоенные годы.
...Просто решать текущие проблемы - мало. Мы должны коренным образом восстановить всю экономику России. Ключевой вопрос всей экономической политики России - механизм восстановления денежной массы. Я хотел бы подробнее остановиться на этом, потому что многочисленные встречи с вами в разных условиях говорят, что существует такое недовольство в решение этого вопроса. Я думаю, что нехватка денежной массы текущего финансового оборота привела к массовому распространению неплатежей, которые парализовали нашу страну еще до 17 августа. 17 августа усугубило обстановку еще больше...
Поэтому мы стоим перед объективной необходимостью восстановить объем денежной массы до нормального для экономики уровня. И, тем не менее, торопиться в этом вопросе нельзя. Сегодня есть три пути восстановления экономики, восстановления денежной массы.
Можно пойти через поддержку ликвидности банковской системы. Банковская система должна быть, но ее поддержка не может быть магистральным путем решения нехватки денег. Наши банки сегодня умеют только концентрировать денежную массу и направлять ее на игры, похожие на игры с ГКО или с чем-нибудь подобным. Они не знают, что такое реальный сектор экономики и как управлять инвестициями в реальный сектор. Для того, чтобы этого добиться, нужно время, нужно и определенное усилие государства, в том числе и регионов, потому что региональные банки тоже этого пока делать не умеют. Поэтому, восстановить денежную массу через поддержку банков и банковской системы - это может носить лишь незначительный и второстепенный характер. Эта мера не приведет к быстрому решению проблемы.
Второе направление восстановления денежной массы - это нужды населения. Мы должны идти на то, чтобы обеспечить хотя бы минимальные условия для выживания наших граждан, особенно граждан малообеспеченных. Но если сегодня государство разом выплатит значительную часть своих долгов, огромный вал денег выйдет на потребительский рынок. Кстати, за валюту можно не беспокоиться. На валюту уйдет не больше 15 процентов. Потребительский рынок будет разнесен в клочья. Я думаю, что тогда через неделю, через полторы наступит коллапс нашей товарной системы. Предприятия за это время не успеют расширить производство, потому что даже простое воспроизводство - это инерционный процесс. И процесс возрождения даже мелкой и средней промышленности - все это связано со многими трудностями, и вы понимаете, что для того, чтобы их преодолеть, требуются очень большие кредиты и время. У нас, к сожалению, нет ни того и ни другого. А вот монополизированная торговля, которая у нас сегодня есть, отреагирует на действия населения мгновенно и съест весь прирост доходов у людей.
Опыт последних лет учит нас именно тому, что наши возможности ограничены. Поэтому государство не может взять и одновременно расплатиться по своим долгам перед всеми гражданами. Это очень тяжело, но это так. Восстановление денежной массы через поддержку населения должно осуществляться постепенно и сопровождаться мерами по развитию малого и среднего бизнеса, возрождению промышленного производства.
И поэтому третье направление - основное, и я лично стремлюсь к этому всей душой, - это нормализация оборотных средств и организация реального инвестиционного процесса. Наверно, это самое магистральное направление в возрождении нашей экономики и в решении всех вопросов, связанных с регулированием денежной массы. Конечно, за деньгами нужен во всех случаях очень жесткий, даже жестокий контроль, но к каждому рублю нельзя приставить честного человека с ружьем. Можно лишь обеспечить возможность возрождения реального сектора экономики.
Давайте еще раз посмотрим назад и убедимся в том, что не все директора наших предприятий в процессе приватизации решили все проблемы или вынуждены были их решать так, как они решили их сегодня. Давайте вспомним, что большая половина решила свои собственные проблемы, но не проблемы предприятий, которыми они управляют. И сегодня мы не имеем системы, которая позволяла бы быть убежденным, что каждый инвестиционный рубль дошел до того места, куда его планировали. Организовать такую систему необходимо.
Вот это - стратегическая задача, на решении которой должны быть сосредоточены усилия не только правительства и Центрального банка, но и всего государства и всего общества.
...Мы много говорим о том, что нужно избавиться от неплатежей. Но делаем для этого очень мало. Правительство до сих пор еще не выпустило - это я в порядке самокритики - достаточно документов, которые решали бы эту проблему. Но я думаю, что на днях это наконец-то произойдет. Здесь вина министерства экономики и министерства финансов. Но, тем не менее, давайте все же посмотрим, что должно быть сделано для того, чтобы решить проблему неплатежей.
Во-первых, в семь раз необходимо сократить накопленные штрафы и пени по обязательным платежам в бюджет. Давайте смотреть правде в глаза: это несправедливые долги, это безнадежные долги, они ничего не дадут России, кроме дезорганизации реального сектора.
Вторая мера - проведение взаиморасчетов под жестким контролем государства. Именно под жестким контролем, потому что возможность злоупотребления здесь выше, чем при денежных расчетах.
Эти меры снимут с предприятий непосильный груз накопленных неплатежей, и чтобы они не возникли снова, надо сделать многое, и в первую очередь провести налоговую реформу. Разговоры о ней идут с 1994 года, но сложность проблем буквально парализовывала реформаторов. Сложившаяся в результате отсрочек и промедлений налоговая система исключительна тяжела для предприятий. Если считать правильно, то есть рассматривать налоги по отношению к рублево-денежной массе, то у нас самые высокие в мире налоги. Концентрация же их на предприятиях реального сектора превращала налоговую систему едва ли не в орудие уничтожения экономики. Особенно высоки налоги на фонд оплаты труда, что делает невыгодным реальную зарплату, стимулирует теневые выплаты, а с ними и всю теневую экономику, которая объективно является питательной средой для криминала. Чрезмерно высокие налоги провоцируют массовое уклонение от них, что концентрирует налоговое давление на честных предпринимателей, способствует их выдавливанию в тень. Честные же предприятия начисляют налоги и платить не могут. Собираемость НДС, например, составляет сегодня по отношению к начисленным налогам - 50,5%, а по отношению к установленному законом уровню - менее 30%. Значит, 70% находятся в тени. Естественно, все это дезорганизует работу предприятий, приводит к разорению вполне благополучные предприятия.
...Когда государству основную часть денег платят граждане - оно зависит, в первую очередь, от граждан и вне зависимости от желания отдельных лиц, вынуждено служить их интересам. Это экономический фундамент работающей эффективно демократии. Это экономический фундамент эффективного государственного регулирования. А вот когда основную часть доходов государство получает от корпораций, оно объективно начинает зависеть от них. И здесь нет защиты от возникновения самых уродливых, самых недемократичных, самых неэффективных явлений вроде "олигархов" в реформаторской России. И надо отдавать себе отчет, что какими бы мудрыми и честными мы не были, мы не будем гарантированы от возрождения "олигархов" до тех пор, пока наша налоговая система держит население в бедности и пока подоходный налог составляет лишь 11% доходов бюджета, против 40-60 % в развитых странах, и 74% в США.
Чтобы исправить положение, нужна налоговая реформа. И стратегически задача давно понятна - дело в решимости. Нужно снижать налоговое бремя на товаропроизводителя, повысить роль налогов, как основного источника бюджета. Спланировать налоговое бремя физических, юридических лиц, повысить собираемость. Налоговая реформа отнюдь не означает - это тоже принципиальный вопрос - отказ от Налогового кодекса, но меняет отношение к нему. В самом деле, Налоговый кодекс имеет смысл лишь как результирующее решение налоговой реформы. Было бы непростительной самонадеянностью считать, что только приступая к ней, мы можем во всех деталях знать и заранее написать Налоговый кодекс... Это технически невозможно, если мы примем Налоговый кодекс до завершения реформы: поправки в него придется вносить уже через неделю. Общая часть Налогового кодекса, предусматривающая действие наиболее общих и не вызывающих сомнения принципов, вступит в силу с начала 1999 года. Может быть, в нее понадобится внести лишь несколько незначительных изменений. А подработанная специально часть Налогового кодекса должна вестись параллельно с текущими изменениями налогового режима. Вот когда закончим изменения, введем в силу Налоговый кодекс полностью.
Конкретные формы налоговой реформы связаны прежде всего со снижением нагрузки на товаропроизводителя. Налог на прибыль будет снижен до 30%, НДС - до 14%. Вы знаете, что мы долго обсуждали этот вопрос и решили, что оставим 14% для того, чтобы была возможность улучшить социальные показатели нашего бюджета и решить проблему социальных выплат прежде всего.
...Сохраняется 10-процентная ставка для наиболее социально значимых налогов и товаров - я имею в виду НДС.
Снижение этих налогов предполагается частично компенсировать введением налога с продаж в размере 10 процентов для подакцизных товаров и 5 процентов для остальных товаров. Основные виды продовольствия, лекарства и протезно-ортопедические изделия налогом с продаж облагаться не должны... Планируется также индексация акцизов - кроме акцизов на нефть и газ - на 20%. Это спирт, водка, ликеро-водочные изделия, шампанское и бензин с октановым числом до 80% включительно. И на 40% - для пива, табака и бензина с высокими октановыми числами больше 80%.
Для возвращения мелкого бизнеса в легальную сферу планируется ввести единый налог на вмененный доход, в том числе за счет расширения области применения федерального закона о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Наконец, необходимо создать нормальную систему налогового администрирования, о которой говорят уже несколько лет, но почти ничего не сделали. Надо дать Госналогслужбе право введения налоговых постов и возможность осуществления комплексного контроля за счетами. Надо усилить внутренний валютный контроль, создать единую сквозную систему учета и мониторинга контрактов, объединяющую валютно-экспортный контроль, таможенную и налоговую службу. Необходимо усилить административную ответственность за неуплату налогов и ввести уголовную ответственность руководителя предприятия за систематическую неуплату налогов. Государство должно обеспечить реальную монополию на реализацию алкогольной продукции, в том числе, возможно, для создания системы специмпортеров, региональных оптовых предприятий. Необходимо упорядочить этот доход как по отдельным видам налогов, так и по отдельным территориям, включая свободные экономические зоны и закрытые территориально-административные образования.
И наконец, нельзя забывать о том, что налоги имеют еще и стимулирующие функции. Необходимо освобождать от налогообложения прибыль, полученную в первые три года, производственные мощности стоимостью до 7,5 миллионов рублей. Надо не взимать налог со всей прибыли, которая направляется на инвестирование, отменить 50-процентное ограничение объема. И наконец, надо ввести в общеустановленный порядок возмещение НДС застройщиков.
Помимо изложенного, надо предусмотреть стимулирующие меры в отношении топливно-энергетического комплекса по налогам на добавленную стоимость. И принципиальный вопрос, на котором я особо хотел бы остановиться, это соглашение о разделе продукции.
Существует стойкое мнение о том, что соглашение о разделе продукции - это разграбление наших запасов, нерациональное использование богатств, которые имеют недра России. Я не могу согласиться с такой точкой зрения и категорически отстаиваю совершенно другую. Что у нас сегодня происходит в топливно-энергетическом комплексе? Постоянное сокращение добычи на старых наших месторождениях, тогда, когда новые месторождения мы не можем не только освоить, потому что не хватает капиталовложений, но и доразведать нормальным образом. Получается, что мы обрекаем себя на роль державы, которая обязана будет или вынуждена будет через два-три года ввозить топливо и энергию из-за рубежа... Наступает критический момент принятия решения.
Я бы очень просил вас еще раз разобраться с тем, что такое соглашение о разделе продукции, какие изменения надо ввести в те десять законов, которые сопровождают его, что нужно сделать.
...Ситуация сегодня такова, что то, что мы умеем делать, что мы умеем добывать, на это постоянно падают цены. Потому что сырьевая направленность, это сегодня уже не модное направление технического развития. Развитые страны занимаются больше информационными технологиями, которые не требуют такого количества топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. И нам необходимо понимать, что пока мы находимся в этой зоне риска нам необходимо увеличивать добычу наших сырьевых ресурсов и повышать эффективность этой добычи. Сделать это сами, без иностранных инвестиций мы сегодня не в состоянии.
...Мы приняли налоговый блок законов, 25 законов, они направлены в Государственную Думу. Параллельно их будет рассматривать Совет Федерации. Мы рассчитываем на то, что блок законов будет рассмотрен в кратчайшие сроки. Пока он не будет принят, мы с вами не можем рассмотреть и бюджет. А если нет бюджета, то мы вынуждены работать по 1/12 реального бюджета за 1998 год. Вы понимаете, какие это потери для всех бюджетов, в том числе и для федерального и региональных. Поэтому 10 декабря, после окончания перерасчетов, в связи с тем налоговым блоком, который правительство приняло, проект бюджета будет внесен вам на рассмотрение. Об этом бюджете можно будет сказать только одно: он будет очень жестким, он будет рассчитан на реальную возможность исполнения. Я знаю, вы много раз слышали такие слова, и очень надеюсь, что в этот раз это будут не слова, а это будет истина.
Нам придется войти в этот год, особенно первое полугодие, при текущих очень тяжелых условиях, для того, чтобы создать необходимые условия для развития реального сектора и выйти на траекторию экономического роста начиная со второго полугодия будущего года. Но при этом - давайте будем честными - достигнуть уровня 1998 года мы еще не сможем. Мы ожидаем падения на 2-3 процента от того уровня, который мы достигаем в этом году.
В рамках проекта бюджета будет рассмотрен вопрос бюджета развития, будет предусмотрено создание российского банка развития - с контрольным пакетом акций у государства. Основную деятельность банка предполагается сосредоточить на кредитовании реального сектора экономики за счет аккумулирования и привлечения средств из внешних и внутренних источников, включая бюджет. Разумно создание региональных банков развития, либо региональных филиалов российского банка развития, которые будут эффективно объединять усилия и средства региональных и федеральных властей для возрождения реального сектора.
Кроме того, планируется создать российское государственное агентство по страхованию и гарантированию кредитных и инвестиционных рисков. Это то, чего у нас, к сожалению, пока нет. Я думаю, что в блоке законов, которые будет рассматривать Государственная Дума по привлечению иностранных инвестиций, пора рассмотреть вопрос о концессиях. Правительство предлагает упростить порядок осуществления иностранными инвесторами инвестиционных проектов, регламентировать процедуру согласования и выдачи технических условий на реализацию проектов. Это ни в коей мере не ущемляет интересы наших отечественных инвесторов. Просто для привлечения иностранных инвестиций создается национальный режим. Тот, который выгоден нашему государству.
Вы знаете о существовании нескольких консультационных советов при премьер-министре, вы знаете о том, что МИДу и Минэкономики России поручено провести переговоры с правительствами промышленно развитых стран и крупнейшими инвесторами о создании на многосторонней или двухсторонней основе международных фондов поддержки инвестиций в Россию....Не очень приятно и не очень соответствует представлениям о престиже, но надо понимать людей, которые много потеряли в последнем кризисе.
...Мы переживаем сейчас один из самых драматических моментов во всей истории нашей Родины. Россиянам пришла пора подвести итоги прошлых лет, сделать надлежащие выводы, чтобы заново осознать себя не той или иной властью, представителем левых и правых, рвущихся или дорвавшихся до власти, но гражданами своей страны, сознательно и честно несущими всю полноту ответственности за нее. Без этого никто не сможет справиться со своими обязанностями, и вместо возрождения России мы ввергнем ее в новые бедствия. Отставание России в мировой конкуренции, заложенное в 1992-1998 годах может стать необратимым. Это значит, что именно в ближайшие месяцы граждане России определят судьбу многих поколений россиян, в том числе и своих детей. Только от нашего успеха или неудачи зависит: будут ли они работать на передовых современных компьютерах за среднемировую зарплату, или на устарелых станках за прожиточный минимум. Это реальный выбор, который приходится делать нам с вами.


03.12.98 (А.Орлов; Москва)

Экономика

О СОСТОЯНИИ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1 декабря под председательством Н.И.Рыжкова состоялось заседание расширенного президиума Координационного совета отечественных товаропроизводителей (КСОТ), посвященное критическому состоянию золотодобывающей и алмазной промышленности России.
Конъюнктура российского рынка, делающая нерентабельным практически любое реальное производство, привела к резкому сокращению добычи драгоценных металлов и камней, принципиально понизила поступление в бюджет "золотых" и "алмазных" доходов, размер золотого запаса, и самое главное - сделало добычу драгметаллов и камней убыточной для производителей и инвесторов.
Громадные разведанные и перспективные запасы золота, платиноидов и алмазов, сверхрентабельные еще несколько лет назад, сегодня стали экономически неизвлекаемыми: затраты на добычу перекрывают доходы производителя.
Вынуждено экономя деньги на разведке новых запасов, возобновлении основных фондов и инфраструктуры, отрасль пока еще поддерживает добычу за счет "проедания" советского экономического наследия. Но этот резерв не бесконечен.
Помимо потери традиционно важных для российского бюджета золотовалютных доходов, кризис золото- и алмазодобычи имеет крайне важный геоэкономический и геополитический аспект: золотодобыча является бюджетообразующей и градообразующей отраслью хозяйства в регионах, где ведение подсобного натурального хозяйства в силу климатических условий практически невозможно, а количество и качество продовольствия полностью определяется его завозом из сельскохозяйственных регионов, часто - сезонным.
Поэтому свертывание добычи золота неизбежно потребует массовой эвакуации населения из сотен населенных пунктов и превратит сотни тысяч людей в вынужденных переселенцев, лишенных полноценного жилья и доходов. Фактически бегство населения из районов Крайнего Севера и Дальнего Востока уже идет, причем в возрастающем темпе. Очевидно, что лучшее и наименее затратное решение проблемы - восстановление рентабельности добычи.
Алмазодобывающая подотрасль, представленная компанией "Алмазы России-Саха" ("Алроса") сохранилась относительно лучше, чем золотодобыча. Это объясняется сохранением ее организационной целостности и наличием стабильного рынка сбыта алмазов: важным достижением "Алроса" было заключение нового соглашения с "Де-Бирс" о разделе мирового рынка необработанных алмазов. Таким образом, в ближайшие годы стабильный сбыт российских алмазов на внешнем рынке гарантирован.
В то же время золотодобыча, раздробленная между владельцами и регионами, пострадала от "реформ" гораздо сильнее.
Напрашивается прямая аналогия о распадом Миннефтегазпрома: нефтедобыча, раздробленная на множество нефтяных компаний, существенно сократила добычу, приостановила разведку новых месторождений и обновление основных фондов.
В этих же экономических условиях газовая подотрасль бывшего Миннефтегазпрома, преобразованная в РАО "Газпром" добилась заметных успехов, расширив добычу и экспорт.
Помимо причин общеэкономического порядка, участники КСОТ отметили недостатки нормативной базы отрасли - отсутствие подзаконных актов к закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Особо была подчеркнута необходимость государственного авансирования золотодобычи - традиционно российского метода регулирования и стимулирования золотодобычи.
В качестве одной из мер повышения внутреннего спроса на золото был предложен выпуск золотой монеты (червонца) и небольших мерных слитков золота, как средства сохранения сбережений населения (средства тезаврации) в условиях нестабильности мировой и российской финансовой системы.
Выпуск в обращение золотого рубля позволит сократить хождение в стране доллара, хотя такая замена потребует не одного года, т.к. на руках у населения находится не менее 40 миллиардов долларов.
Материалы и рекомендации КСОТ по восстановлению золото- и алмазодобычи будут направлены в правительство и Федеральное Собрание. В заседании КСОТ приняли участие официальные представители ряда министерств и ведомств.
Следует отметить, что направленные в правительство рекомендации КСОТ по поддержке отечественной легкой промышленности уже принесли первые обнадеживающие результаты.


03.12.98 (Соб.инф.; Омск)

Казахстан

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ КАЗАХСТАНСКИХ КАЗАЧЬИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

...Есть смысл направить свои усилия на решение наиболее значимых с точки зрения национальных интересов задач. При достижения даже небольших, но реально ощутимых успехов можно рассчитывать на общее повышение национального самосознания русского народа и, как следствие, появление позитивных тенденций в общественно-политической жизни.
Сегодня представляется случай продемонстрировать политическую жизнеспособность в отстаивании своих национальных, геополитических и экономических интересов. Таким полигоном может стать Казахстан.
Чем обусловлены там русские национальные интересы?
1. Там живут 5 миллионов русских и 4 миллиона людей европейских национальностей, у которых родной язык русский. Всего в Казахстане 16 миллионов человек.
2. В Казахстане есть старинные русские города - Гурьев, Уральск, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Кокчетав, Семипалатинск, Верный (Алма-Ата). В земле Казахстана покоятся многие поколения русских людей.
3. За счет ресурсов, вывезенных из центральной России, были воздвигнуты новые города, такие, как Караганда, Павлодар, Балхаш, космодром Байконур и т.д. За счет ресурсов России была поднята Целина, а это тоже сотни миллиардов рублей советскими деньгами.
4. В Казахстане огромные запасы природных ресурсов, которые могут быть использованы во вред России.
5. Геополитический аспект интересов национальной безопасности России состоит в том, что Казахстан уступом входит в территорию России, захватывая собой большой участок Транссиба вместе с мощным транспортным узлом ст. Петропавловск.
6. Режим Haзарбаева способствует расширению влияния НАТО в Азии и предоставляет свою территорию и воздушное пространство для проведения разведывательной деятельности против России.
7. Назарбаев осуществляет геноцид русского населения, в результате которого десятки тысяч русских убиты без суда и следствия, а полтора миллиона были вынуждены покинуть Казахстан; оставшиеся 5 миллионов доведены до нищеты и отстранены от участия в управлении государством и экономикой.
Что нужно, чтобы отстоять русские национальные интересы в Казахстане?
Это не допустить избрания Назарбаева на выборах 10 января 1999 года. Если Назарбаев останется у власти при его диктаторских амбициях, то мы можем забыть на 20-25 лет о своих интересах в данном регионе. Влияние России будет ликвидировано вместе с остатками русского населения. И учитывая пантюркистские взгляды самого Назарбаева, нетрудно предположить, что место России займет ее геополитический противник - Турция.
От Назарбаева страдают не только русские, но и сами казахи, которые вымирают от голода, туберкулеза и сифилиса. Каждый житель Казахстана уже задолжал международным финансовым организациям по 4 тыс. долларов.
На сегодняшний день нереально провести в президенты человека, стремящегося к интеграции с Россией. Но есть возможность политическими методами добиться переноса выборы на более поздний срок. Если мы сможем сейчас повлиять на перенос выборов, то в следующую предвыборную кампанию мы уже услышим в предвыборных программах тезисы, приемлемые для русского населения Казахстана в частности, и для России в целом.
...В связи с этим мы обращаемся с просьбой ко всем организациям, партиям и движениям, имеющим свои печатные органы, посвятить один выпуск своих газет разоблачению политики Назарбаева и распространить тираж в Казахстане до 10 января 1999 года.
С учетом специфики Казахстана, - читать там нечего, - альтернативные кандидаты в президенты лишены возможности критиковать политику действующего президента и его правительства, немногочисленные газеты пестрят хвалами в адрес "всенародно избранного", газеты же с антиназарбаевскими статьями зачитываются до дыр.

Атаман Союза казачьих общин восточного Казахстана Федор Черепанов,
Начальник штаба Добровольческой Армии Василий Степанов,
Атаман Кокчетавского отдела Сибирского казачьего войска Виктор Антошко


04.12.98 (Соб.инф.; Омск)

В партиях и движениях

СЪЕЗД ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

(Из обращения к переселенцам Казахстана и Средней Азии.)

Общественное объединение "Клуб избирателей" занимается изучением проблем переселенцев, случаев нарушения их прав, препятствования получению переселенцами российского гражданства, статуса вынужденного переселенца и, соответственно, финансовой помощи на приобретение жилья или его строительство.
...
Переселенцы зачастую чувствуют себя отщепенцами на своей исторической родине, и это является угрозой обострения социальной напряженности в обществе, а также увеличивает вероятность пополнения рядов криминальных структур.
Клуб избирателей, в рамках работы с различными категориями населения, проводит 26 декабря 1998 в г.Омске съезд переселенцев с целью:
1. Изучить нужды и проблемы переселенцев, а также случаи злостного нарушения их прав.
2. Обратить внимание политических деятелей и администрации на проблемы переселенцев.
3. Добиться обязательного отражения проблем переселенцев в будущих предвыборных программах депутатов и губернаторов.
4. Создать в районах города и области филиалов "Клуба избирателей" для подготовки пакетов предложений к предвыборным программам будущих кандидатов в законодательные и исполнительные органы власти.

Начало регистрации делегатов съезда в 10.00 в фойе общественного политического центра (ОПЦ) по адресу: ул. Красный путь, 9.

По вопросам участия в работе съезда справки можно получить:
по тел: 23-81-38;
по адресу г.Омск, ул.Красный путь, 9, кабинет 430
(с 18.00 до 20.00 в рабочие дни и с 12.00 до 16.00 в субботу).


04.12.98 (Соб.инф.; Москва)

Социум

ОБРАЩЕНИЕ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ" К ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нет нужды упоминать о том, что проблемы межнациональных отношении в России обладают традиционной остротой и актуальностью. С нашей точки зрения, не последнюю роль в сохранении этого положения играет недальновидная позиция государства, настаивающего на пресечении свободного диалога по национальным проблемам. Правовую базу для этого составляют ч.2 ст.29 Конституции РФ и ст.282 Уголовного Кодекса РФ, благополучно сохранившаяся в уголовном законодательстве с советских времен.
Существование уголовного наказания за т.н. "разжигание национальной, расовой и религиозной вражды" является, по сути, антидемократическим наследием тоталитарного режима. В обществе, основанном на идеях многообразия мнений, свободы слова и свободы совести, наличие подобной нормы можно рассматривать лишь как реликт. С точки зрения демократических ценностей, никто не может преследоваться за свои высказывания, не являющиеся призывами к свержению конституционного строя. Возможность же более чем широкого толкования ст.282 УК РФ фактически открывает путь для преследования за убеждения и даже за констатацию факта. Например, как "разжигание вражды" может расцениваться заявление о любви к своей нации или расе, критика какой-либо нации или расы, упоминание национальности (расовой принадлежности) преступника или указание на национальность (расовую принадлежность) гражданина. Более того, любая религиозная конфессия считает себя единственно истинной, иначе она не смогла бы существовать, а это, при миссионерской деятельности, прямо по тексту ст.282 УК "пропаганда исключительности, превосходства... граждан по признаку их отношения к религии". Проклинание же религиозной конфессией, условно говоря, "враждебных сил" можно квалифицировать как "возбуждение... религиозной вражды", поскольку у "враждебных сил" вполне могут найтись и сторонники в лице другой религиозной конфессии.
Хотелось бы обратить внимание также на вопиющие несоответствия, связанные с ч.2 ст.29 Конституции РФ и ст.282 Уголовного Кодекса РФ. Статья 29 Конституции в ч.1 гарантирует свободу мысли и слова, в ч.4 свободу поиска и распространения информации, в ч.5 свободу массовой информации. Как это можно связать с ч.2 ст.29 Конституции логически объяснить невозможно, единственное объяснение - волюнтаризм составителей текста. Статья 282 УК включена в главу 29 Кодекса "Преступления против основ Конституционного строя и безопасности государства". Можно утверждать, что шпионаж (ст.276 УК) - преступление против безопасности государства или что вооруженный мятеж (ст.279 УК) преступление против Конституционного строя. Но "возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды" - преступление против чего из них? Статья 282 УК явно инородна в тексте.
Если и предположить, что вышеописанного абсурда не существует, остается центральная проблема, которую вам, как представителям государственной власти, необходимо решить: возможно ли в принципе в демократическом обществе преследование за убеждения, даже в том случае, если они являются резкими и непривычными? Нравственно ли это? И эффективно ли? Бороться с идеей можно только идеей.
Несомненно, что межнациональные противоречия - очень опасное явление. Однако нам представляется совершенно неправильным пытаться сгладить их с помощью карательных мер. Это может привести лишь к обострению ситуации, ведь болезнь не лечится, а загоняется внутрь. Может ли "сухой закон" уничтожить пьянство и алкоголизм? Отсутствие свободной и искренней дискуссии по национальным проблемам, обусловленное существованием ст.282 УК РФ, влечет за собой перенесение ее "на кухню", накопление ненависти, создание экстремистской периферии в политике. И самое страшное для демократического общества в том, что подобное положение создает знакомый нам по советской эпохе эффект двоемыслия, когда "на публике" и "дома" высказывают абсолютно различные мнения.
Нельзя не сказать и о таком факте, как поразительная избирательность в применении ст.282 УК. На данный момент осуждались по этой статье исключительно лица русской национальности, как если бы в России не было экстремистов из национальных меньшинств, что невероятно для официально (!) многонациональной страны (Преамбула Конституции РФ). Не является ли этот факт свидетельством практического назначения ст.282 УК - давления на активную часть русского народа?
Таким образом, существует настоятельная необходимость в исключении из Конституции РФ ч. 2 ст. 29 и в исключении из Уголовного Кодекса РФ ст.282. Отметим, что прецедент отмены уголовного преследования за убеждения уже в нашей стране был - это исключение ст.70 УК РСФСР ("Антисоветская агитация и пропаганда"). Эту статью исключили, а другой монстр из тоталитарного прошлого (ст. 74 УК РСФСР - ст. 282 УК РФ) сохранился до наших дней. Подводя итог вышесказанному, мы обращаем ваше внимание на недопустимость дальнейшего существования ч. 2 ст.29 Конституции РФ и ст.282 УК РФ, являющихся юридической базой преследования за убеждения и, на практике, вообще за искреннее обсуждение национальных проблем, норм, противоречащих основным ценностям демократии и фактически ставших орудием борьбы шовинистов из национальных меньшинств против русской нации, норм, угрожающих национальной и государственной безопасности России. Мы предлагаем вам, уважаемые депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, исключить их из текстов Конституции и Уголовного Кодекса - во имя истинного мира, согласия и дружбы между народами.


02.12.98 (А.С.; Москва)

Методология

"ПРАВО-ЛЕВАЯ" БЕСТОЛКОВЩИНА

Уровень нынешнего образования в стране оставляет желать лучшего. И дело не только в том, что в последние годы школьные программы составляются на основе политической конъюнктуры. Эталонные образцы безграмотности ежедневно демонстрируют как раз те, кто, по идее, должен олицетворять умственную и интеллектуальную состоятельность - журналисты и политики.
Само качество бесконечных рассуждений о "правых" и "левых" партиях и коалициях свидетельствуют об отсутствии у большинства представителей т.н. "элиты" элементарного представления о фундаментальных основах реальной политики.
От телеведущих бессмысленно требовать знаний из области истории и философии. Но вот когда претенденты на высокие посты, включая президентский, классифицируют представителей либерального крыла, как "правых" - это не может не вызывать недоумения.
То, что коммунисты "левые" - это, вроде, всем понятно. (Хотя, не очень понятно - почему именно.) Но с каких это пор либеральная идея, как предтеча идеи коммунистической, является "правой" - на этот вопрос ни один из нынешних "лидеров" не ответит. Похоже, бывшие завлабы и управдомы основывают свои представления о "правых", как о тех, кто у власти, а о "левых" - как обо всех остальных. Разобраться же в религиозных, философских и исторических корнях этого вопроса, видимо, времени не хватает.
...
Лишь обозначив здесь, для краткости, религиозные основы проблемы (разделение апостолов на сидящих по правую и по левую руку от Иисуса), ее философский аспект (известная Шмиттовская философская пара - "друг-враг"), обратим внимание горе-политиков хотя бы на известную им цепь событий в их исторической последовательности: антиклерикальная (либеральная) революция во Франции и ее идеологическое развитие - социал-дарвинизм, нигилизм, марксизм.
Ясно, что либерализм и коммунизм - плоды с одного дерева, обе эти идеи революционны, т.е. в любой исторической ситуации для них характерно "левачество", - разница лишь в интенсивности исполнения и в адаптации к конкретным условиям.
Если этого недостаточно, то можно посмотреть на общность рудиментарных признаков либерализма и коммунизма, таких как:
- антиклерикализм;
- интернационализм;
- стремление к ликвидации признаков национально-культурной самоидентификации, нередко в агрессивной форме;
- декларирование и создание наднациональных структур и органов управления (будь то "коммунистический интернационал" или "мировое сообщество");
- стандартизация всех сторон общественного бытия (от общественного питания и одежды до законодательных основ, финансовой системы, "морального кодекса" и "общечеловеческих ценностей").
...
Никого не должна удивлять та легкость и быстрота, с какой коммунисты становятся либералами, и наоборот. Это - вариант нанайской борьбы. "Левое" поле прочно занято либералами и коммунистами. Кроме них оно никому и не нужно.
На "правом" же поле - хотя и не таком ухоженном, но постоянно расширяющемся - традиционалисты, истинные верующие различных конфессий и национал-патриоты, которых ни с Гайдаром, ни с Немцовым, ни даже с Лужковым спутать невозможно.
...
Политикам же совет: записаться в какую-нибудь приличную библиотеку, чтобы изучить все это более подробно.

__________
(РОПИ)

∙ Рубрика ∙  Вверх