Казахстан
САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР
Власти Казахстана вновь удивили мир своей изобретательностью в процессе "демократизации" общества.
В 1995 году президент Назарбаев впервые озвучил перед парламентом Казахстана, имевшим по Конституции того периода значительные полномочия, идею ускоренного переноса столицы. Услышав очередной "проект века" такого масштаба, даже лояльные депутаты не решились его одобрить. Не помогли даже намеки на то, что у президента в этот день был день рождения. Закончив прения, парламентарии твердо дали понять, что они не против этой затеи, но осуществлять ее нужно через несколько лет, когда наконец наступит обещанное главой государства процветание и стабильность. Президент покинул парламентариев страшно обиженным.
Спустя короткое время парламентарии узнали, что на выборах два избирательных округа (а их по республике было около ста), были обозначены не совсем точно и правильно. В связи с этим Конституционный суд, молниеносно рассмотрев этот вопрос, вынес решение, что парламент, проработавший почти два года, оказывается нелегитимен и подлежит роспуску. Оценивая решение суда, президент сказал, что он очень расстроен, но идти против закона не может, а потому вводит в республике президентское правление. Одним из первых президентских указов имеющего силу закона был подписан указ о переносе столицы.
Через некоторое время указом главы государства была создана Ассамблея Народов Казахстана (АНК), куда вошли представители всех национально-культурных центров и этнических объединений республики. В положении об АНК было указано, что представленные списки членов АНК окончательно утверждает лично президент. По положению, АНК имеет рекомендательные функции и должна демонстрировать дружбу, единство и равноправие народов Казахстана.
В первые же часы заседания члены АНК, дружно избрав президента своим председателем, призвали в своих выступлениях продлить его полномочия. Назарбаев поначалу скромно отказывался, но в конце концов не смог противиться "гласу народа" и подписал указ о проведении референдума по продлению своих полномочий до 2000 года. Референдум прошел "на ура" при большой явке избирателей. По данным избиркома - 86%, из которых более 90% высказались "за". По данным же Русской Общины Казахстана, чьи наблюдатели находились на участках, туда пришло от 18 до 36% избирателей. К подсчету бюллетеней наблюдателей не допустили.
Выборы в новый парламент были точной копией референдума. Новые народные избранники ни сколько не сомневались в правильности проводимого президентом курса реформ. И вновь потекла в республике монотонная "стабильная" жизнь - демократия, туберкулез, нищета... Миллиарды долларов затрачивались на отделку Акмолы-Астаны, возведение памятников и очередных "проектов века". При этом патриотическая общественность осуждала несознательных рабочих, шахтеров и пенсионеров, которые не желали слышать о суверенитете и светлом будущем и не хотели понять, что во всем виноват кризис, а не президент.
Так же неожиданно, как и в 1995 году, 30 сентября 1998 года, за два года до выборов, президент вновь обратился к народу и парламенту с предложением внести в основной закон страны поправки, направленные на демократизацию общества. Было обещано десять мест в парламенте политическим партиям, а также представительство в нем нацменьшинств, обещана упрощенная процедура регистрации кандидатов и иные мелочи. Депутаты парламента встретили это громкими аплодисментами и немедленно начали процесс внесения поправок в Конституцию. В ходе внесения поправок депутаты вдруг поставили президенту ультиматум о внесении своих конституционных поправок: о возможности продления полномочий президента и парламента, о сроке президентства в 7 лет, о возможности избираться неограниченное количество раз. Ультиматум (первый в истории нынешнего парламента) был поставлен с таким же единством, с каким народные избранники всегда голосовали за инициативы президента. Однако глава государства несмотря на единогласное требование о продлении его полномочий на 7 лет, скромно заявил, что продление полномочий - это не демократично.
На следующий день, также неожиданно, как это было и с ультиматумом, парламентарии, еще вчера требовавшие продления полномочий президента, вдруг единогласно предложили ему сократить срок своих президентских полномочий на один год. Не прошло и часа, как глава государства согласился на такое нелегкое предложение (позднее это будет названо вынужденной уступкой во имя демократии). В связи с этим, парламент принял решение о проведении выборов президента через 3 месяца - 10 января 1999 года. Таким образом, поставлен крест на слабых попытках некоторых общественных деятелей, собиравшихся выставить свои кандидатуры, как альтернативу Назарбаеву на выборах 2000 года. Не имея мощной государственной структуры, за три зимних месяца невозможно собрать сотни тысяч подписей и провести агитационную кампанию, не говоря уже о других сложностях выборного процесса. Народу отказали даже в праве бойкотировать выборы, так как демократический парламент с подачи президента принял конституционную поправку о признании выборов состоявшимися при явке любого количества избирателей. Проправительственные СМИ исступленно освещали эту игру как "трудный процесс политической и конституционной реформы". В результате этой реформы уже ни у кого нет сомнений, кто станет президентом Казахстана на ближайшие 7 лет.
...
При сложившейся в Казахстане катастрофической ситуации, многие политологи предполагают, что президент Назарбаев будет первым и последним президентом в истории созданной большевиками республики.
Федор Мироглов, пресс-секретарь Русской общины Казахстана (Алма-Ата)
__________
(РОПИ)