Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://slavmir.msk.ru
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень № 29
Сентябрь 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации № 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Социум

КРИЗИС В РОССИИ (1998). ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ


Казахстан

ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

КЛЯТВА ПРЕЗИДЕНТОВ КАЗАХСТАНА И РОССИИ НЕ ВЫЗЫВАЕТ ДОВЕРИЯ


Социум

КРИЗИС В РОССИИ (1998). ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ

Кризис высветил унылую реальность нынешней России - отсутствие политических лидеров, способных взять на себя ответственность за состояние дел в стране. Претензии на власть, демонстрируемые некоторыми кругами политического истеблишмента на деле оказались фикцией. Угрожающая риторика КПРФ, театральная озабоченность судьбой страны и претензии на власть "генерал-губернатора" А.Лебедя и т.д. - все это заявления, не имеющие под собой реальной почвы.
Из огромного числа действующих политиков реальной силой (финансы, идеология и т.д.) в общероссийской проекции не обладает никто, к тому же у большинства из них отсутствует необходимая политическая воля. Поскольку общая динамика развития ситуации в России не позволяет сегодня давать более-менее точных долгосрочных прогнозов, актуальной становится оценка стартовых возможностей наиболее реальных политических сил, находящихся на распутье, имя которому системный кризис.
Президент, который до недавнего времени был арбитром, стоящим над схваткой, в значительной степени утерял контроль над ситуацией, а его реноме претерпело существенную девальвацию. Тема его неадекватности давно уже стала притчей во языцех. Ближайшее окружение Ельцина охватила паника при первых же толчках финансового "землетрясения", и, как следствие этого, наступил раздрай некогда довольно слаженной команды. Очевидная неспособность президента контролировать ситуацию стала и главным фактором потери традиционной финансовой и политической поддержки Запада, всегда носившей персональный характер.
Московская встреча Клинтона с ведущими российскими политиками в московской резиденции американского посла, большая часть которых оппозиционна режиму Ельцина, стала знаковой; в значительной мере это объясняется поиском новых персоналий. Из предмета бесед можно сделать вывод, что фактически политики тестировались на предмет понимания и отношения к текущей политической ситуации, - иначе, при учете наличия в аппарате Клинтона разного рода консультантов, советников и т.д., эти встречи просто лишены конструктивного смысла. (С другой стороны, абсолютно нереально представить президента Ельцина прибывающего с визитом в США и там встречающегося, например, с прокурором Кеннетом Старром.)
Итогом кризиса, в частности, стало формирование так называемого коалиционного правительства, в которое вошли люди, обладающие диаметрально противоположными взглядами, но которых в целом можно охарактеризовать персонами, обладающими какой-либо политической силой.
Такие фигуры как Примаков, Геращенко, Булгак и Маслюков являются олицетворением стабильности, порядка и высоких технологий. Все они политики старой школы. Представленных в правительство членов фракции НДР вряд ли можно считать однозначно креатурами Черномырдина: Шохин, скорее, представляет ТЭК, а Боос - это человек, известный своими тесными контактами с Лужковым. Ангажированные эксперты поспешили назвать это правительство "коммунистическим". Иронически одной из его главных задач называют "построение социализма с человеческим лицом". На самом же деле, генеральной стратегией этого правительства будет построение капитализма "с легкой социалистической улыбкой".
Примакову, хочет он того или нет, при формировании кабинета министров приходится проводить известную политику президента Ельцина - "сдержек и противовесов". Это дает основание оценивать реальный статус Примакова не как премьерский, а, скорее, как вице-президентский. Отметим также, что Примаков, в основном, в своей внешнеполитической деятельности олицетворял государственно-патриотическую линию. При дальнейшем все более затяжном характере кризиса Примакову необходимо будет заручиться значительным доверием населения, а при дальнейшем падении авторитета Ельцина, видимо, придется решать и глобальные задачи, стоящие перед руководством России.
На данный момент в российском политическом истеблишменте определились несколько влиятельных политических сил. Это "команда" Лужкова, коммунисты-НПСР (которые, похоже, налаживают контакт с московским мэром) и связанные через Березовского Черномырдин и Лебедь. Впрочем, дела у всех этих политических деятелей и соответствующих структур обстоят не лучшим образом.
Черномырдин получил несколько ударов, значительно снизивших его политический вес. Тотальное неприятие его Думой значительно осложняет его перспективу как лидера фракции НДР в парламенте. Другим ударом стал отказ президента Черномырдину в третьем выдвижении на пост премьера. Таким образом, блефом оказались все пророчества о Черномырдине как преемнике Ельцина. Известно также достаточно активное неприятие Черномырдина "олигархами", за исключением, пожалуй, Березовского. Но самый сильный удар экс-премьер получил от своего ближнего окружения. По данным из информированных источников, председатель правления РАО "Газпром" Р.Вяхирев не выразил готовности оказывать Черномырдину финансовую поддержку в предвыборной кампании в Ямало-Ненецком АО.
Говоря о коммунистах, нельзя не отметить, что они в последнее время открыто занимают социал-демократическое поле и последовательно отказываются от некоторых своих радикальных лозунгов. Это чревато как расколом внутри КПРФ, так и падением популярности в протестном электорате, к которому в первую очередь апеллируют коммунисты.
Среди факторов, девальвирующих образ Лебедя как сильного и перспективного политика, можно отметить относительно провальную премьеру генерала в Красноярском крае (неудачи в экономической области, значительное понижение популярности среди населения; некоторые местные СМИ даже используют такие обороты как: "после очередного визита генерала в Красноярск"), а также его вынужденную трезвую самооценку и отказ взваливать на себя ответственность как на "официального спасителя России". Кроме того, "генерал-губернатору", образ которого до недавнего времени старательно "раскручивали" масс-медиа, следует ожидать контратаки со стороны СМИ, подконтрольных Лужкову и КПРФ.
Имеющий особый статус исполнительного секретаря СНГ Б.Березовский в последнее время также начинает сдавать завоеванные рубежи. О падении его политического влияния наглядно свидетельствует факт истеричной реакции как его окружения, так и самого "олигарха" на заурядные предложения председателя думского Комитета по информационной политике депутата О.Финько о необходимости проверки приватизации и о возможной национализации, в случае выявления серьезных финансовых нарушений при приватизации канала ОРТ (контрольный пакет акций которого и так принадлежит государству).
На фоне ослабления своих политических оппонентов довольно успешно наращивает свой вес как в Москве, так и в регионах Ю.Лужков. Его недавнее "агрессивное" заявление, направленное против "олигархов", "обворовывающих Россию и вывозящих капитал за границу", свидетельствует о серьезной заявке на власть в стратегической перспективе. Московский мэр, обладающий безусловной поддержкой в Москве, стремиться распространить свое влияние на всю Россию. В частности, через депутата Госдумы Сулакшина организуется Центр развития политического центризма, имеющий немалое финансирование и ставящий своей задачей объединение региональных политических элит.
По-прежнему, вполне реальным остается сценарий появления на политической сцене какой-либо внесистемной политической силы, уже имеющей степень развития в "теневом" секторе политики. Характерным для подобных сил являются авторитарный стиль структурирования и способность адсорбировать на себя активный элемент.

*  *  *

Нынешнего премьера Е.Примакова (в свое время работавшего корреспондентом "Правды" в Египте) в кулуарах МИДа и СВР в ряду других прозвищ частенько именуют Сфинксом. Как известно, сфинкс, совмещающий в себе образы человека, льва, орла и тельца, в сакральной древнеегипетской традиции считается олицетворением стабильной четырехсторонней пирамиды власти, где образ человека соответствует власти духовной, орла - политической, льва - силовой, а тельца - экономической. В какой-то мере этот образ стабильности, целостности и умеренности действительно проецируется на фигуру Примакова.
Свой статус в коридорах власти Примаков заметно упрочил после удачного разрешения иракского вопроса в начале этого года. Ельцин тогда позитивно воспринял этот дипломатический успех России, поспешив записать его в свой актив. Тем самым он выразил доверие Примакову и выдал карт-бланш его активности.
Пользующийся нехорошей репутацией на Западе еще со времен своего руководства СВР, Примаков всегда находил множество поводов ее подтвердить. Прагматичная позиция и неуступчивость, несмотря на мощный нажим США в вопросе о расширении НАТО, вызвавшая невольное восхищение у "железной леди" американской политики М.Олбрайт, еще больше закрепили за Примаковым славу "мистера "нет", как его окрестили американские СМИ. Трудно упрекнуть Примакова как внешнеполитического руководителя за фактический нокаут России в данном вопросе, ведь де-факто к тому моменту руководством страны уже была признана возможность принятия в Североатлантический альянс бывших советских сателлитов. Примаков честно отыграл на своем участке этой игры и выиграл по максимуму возможного.
...Болезненной проблемой России давно уже стало положение русскоязычного населения в прибалтийских странах. Вялое увещевание, вызванное тем, что Прибалтика воспринимается Москвой как сегмент западной цивилизации, именно благодаря определенной работе Примакова сменилось жестким тоном. В качестве примера можно привести факт имевшего места избиения русских пенсионеров в Риге и получившего гневный отклик Москвы. Характерно то, что ответный демарш, как известно, был инициирован Примаковым. Начало ему было положено в Госдуме фракцией ЛДПР, выступившей в то время полпредом Примакова. Развил его МИД, выступив с неожиданно резким заявлением, и лишь после этого негодование поддержал глава государства. Премьер Черномырдин, только вернувшийся из поездки в Латвию, поначалу не "заметивший" инцидент, также публично обрушил свой гнев на Ригу, хотя его раздражение было направленно в основном на латвийского премьера.
Еще одним эпизодом, прекрасно иллюстрирующим дипломатию Примакова, может служить тогдашняя полемика между Россией, с одной стороны, Израилем и США с другой по вопросу сотрудничества России с Ираном. В ответ на упреки оппонентов о российских поставках технологий двойного назначения и ракетных технологий Примаков не стал демонстрировать особую лояльность к США и Израилю и даже не нашел нужным искать оправдания. Российская дипломатия официально известила оппонентов о постановлении правительства об ужесточении мер по контролю над продажей технологий двойного назначения. Также была подтверждена позиция приверженности России режиму нераспространения ракетных технологий. Официальный тон российского МИДа как бы подчеркнул фактически равный статус США и Ирана для Москвы.
Из приведенных примеров видно, что для Примакова лейтмотивом политики может служить девиз: там где раньше были проблемы, попробуем найти козыри. Поняв, что бесконечные уступки Западу лишь разжигают его аппетиты, Примаков значительно ужесточил внешнеполитическую линию. Он практически пытался обозначить национальные интересы России в мире, до сих пор четко не обозначенные главой государства. "Нет", сказанное Москвой Западу, хотя и вызывает сильнейшее раздражение, но все же больше не рассматривается как начало новой "холодной войны". Российский МИД при Примакове фактически дал понять, что не намерен играть второстепенные роли в мировых делах, и не желает более слепо следовать в фарватере чуждых интересов.
Примаков отнюдь не антизападник, просто он рассматривает сближение с Западом как налаживание равноправных отношений, что находится выше понимания определенных сил в западных столицах, воспринимающих Россию только сквозь призму ее поражения в "холодной войне". Поняв, что Примаков - это не тот человек, которому можно что-то навязать, эти силы не раз допускали существенные ошибки, перенося плачевное состояние российской экономики на внешнеполитическую сферу, тем самым вычеркивая Россию из списка великих держав.
Россия в силу своего географического положения и сохраняющегося еще во многих странах своего прежнего влияния, обречена играть важнейшую роль в делах мирового сообщества. Внутренний экономический хаос способен ослабить, но не уничтожить эту роль России.
Будучи демократом первого призыва, Примаков все же по своему образу мысли и мироощущению принадлежит к "старой гвардии", к той части партийно-государственной номенклатуры, которая смогла сохранить себя после августа 1991 г. Являясь носителем советской аппаратной традиции, Примаков по инерции продолжает чувствовать за собой былую мощь империи и не склонен к суете и авантюрам. Он всегда крайне грамотно и взвешено излагает свои мысли, чем выгодно отличается от склонных к словоблудию и словесной небрежности бывших своих коллег по правительству, и уж тем более не допускает и элемента шутовства, еще вчера столь "модного" в политических кругах России.
На фоне чехарды назначений и отставок, Примаков являет собой начало стабильности и державности в российской политике. А Кремль, исчерпав лимит либерально-демократической идеологии, склоняется к консервативным ценностям государственного строительства в надежде обрести "второе дыхание". Будучи не в состоянии обуздать экономический кризис, президент ранее пытался компенсировать этот факт прорывами во внешней политике. Сегодня он, видимо, решил спроецировать внешнеполитические победы Примакова на разрешение проблем внутриполитических. Как давно уже стало понятно, интеграция в международные финансовые институты ни в коей мере не сняла внутренней напряженности, а внешние займы не способны погасить пожара в российской экономике. Появление на вершине политического Олимпа фигуры Примакова хотя бы психологически стабилизирует общество. Заняв премьерское кресло Примаков ввел в кабинет ряд фигур, символизирующих собой государственническое начало в российской политике. На упреки Запада Примаков отвечает в своей привычной манере: "Мы ультиматумов не приемлем!"

Дмитрий Подколзин, Альберт Шатров


Казахстан

ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

Отголоски кризиса

Финансовый кризис в России отразился и в Казахстане, где курс американского доллара по отношению к национальной валюте - тенге - стремительно пошел вверх. За время российского кризиса был зафиксирован самый высокий темп обесценивания валюты Казахстана в этом году, а американская валюта скупалась в огромных количествах. В то же время курс стоимости российского рубля по отношению к тенге быстро падает.
За американской валютой, в приграничные области Казахстана устремились российские валютчики. В Уральске, например, 80% покупателей валюты были граждане России, так как на данный момент очень выгодно вывозить доллары в Россию, продавая их там по местному рублевому курсу, а вернувшись в Казахстан, вновь конвертировать рубли в доллары. Прибыль при этом составляет 15-20%.
В связи с кризисом в России, запланированный на июнь и перенесенный на сентябрь визит президента РФ Ельцина отложен второй раз (ориентировочно на начало октября). В ходе визита планировалось подписать экономическое соглашение на ближайшие десять лет, документ о казахстанско-российской границе, финансовый договор о космодроме Байконур.

Налог на отъезжающих

Из Казахстана, после непродолжительного спада миграционного процесса 1996-1997 годов вновь нарастает волна вынужденных переселенцев. Наиболее активно уезжает население из Кустанайской и Северо-Казахстанской областей, где русское население составляет 80-90%. По данным российского посольства в Алма-Ате, с начала 1998 года рост миграции увеличился в полтора раза. В то же время с начала этого года в республику прибыло 270 семей этнических казахов из ближнего и дальнего зарубежья (всего за последние годы в Казахстан приехало 126000 семей этнических казахов).
Правительственные чиновники на известие об увеличении миграции отреагировали по своему: в Институте развития Казахстана предложили ввести налог на отъезжающих. По мнению чиновников это стабилизирует миграционный процесс и, соответственно, принесет прибыль суверенному государству.

Исламская экспансия

Как известно, в Узбекистане, в Ферганской долине (являющейся одним из самых исламизированных регионов Средней Азии) задержаны и приговорены к смертной казни и большим срокам заключения пропагандисты ваххабитского течения в исламе. Пропаганда ваххабизма официально запрещена в этом светском среднеазиатском государстве.
В Казахстане к аналогичным правонарушениям подошли более мягко, приняв решение о высылке из республики шести миссионеров-ваххабитов, прибывших из Пакистана в Джамбульскую область. Миссионеры собирались проводить в одном из районов области совещание верующих мусульман и привезли с собой большое количество литературы и аудиокассет с призывами к борьбе против неверных и созданию исламского государства.
Появление таких пропагандистов на юге Казахстана (в советские времена эта территория неоднократно переходила к Узбекистану и обратно), где исторически были сильны мусульманские традиции, говорит о том, что вдохновители ваххабизма не оставили своих намерений установить любой ценой в южной части СНГ агрессивные государственные режимы исламского толка, чтобы полностью вырвать этот регион из сферы исторического влияния России.

Федор Мироглов, пресс-секретарь Русской Общины Казахстана


КЛЯТВА ПРЕЗИДЕНТОВ КАЗАХСТАНА И РОССИИ НЕ ВЫЗЫВАЕТ ДОВЕРИЯ

Российско-казахстанские отношения благодаря усилиям казахстанского президента поднялись на новую, беспрецедентную для российской дипломатии ступень. В свой день рождения, проведенный в Москве, 6 июля 1998 года Н.Назарбаев вместе с Б.Ельциным подписал Декларацию "О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие". Клятву в вечной дружбе президенты подкрепили еще несколькими, более прагматичными документами: о разделе дна Каспия, о намерении урегулировать финансовые вопросы.
При этом простые граждане декларациям и заявлениям политиков верят все меньше и меньше. Ни "десять шагов навстречу простому человеку", с которыми вышел Н.Назарбаев, ни клятвы в вечной дружбе не снижают поток людей, стремящихся в российское консульство в Алма-Ате для приобретения российского гражданства. В 1998 году туда ежемесячно приходит по 6 тысяч человек, что в полтора раза выше, чем в 1997 году.

Правовые основы "вечной дружбы"

Казахстан был первым суверенным государством на постсоветском пространстве, с которым Россия подписала и ратифицировала Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Это было 25 мая 1992 года. К середине 1998 года между Казахстаном и Россией подписано более 250 двусторонних договоров и соглашений, которые охватывают практически все сферы деятельности.
Очень часто на подписание выносятся документы, инициированные и разработанные казахстанской стороной. Так было в 1995 году, когда, стремясь уйти от решения вопроса о двойном гражданстве, казахская сторона предложила Договор о правовом статусе граждан РК, постоянно проживающих на территории РФ, и граждан РФ, постоянно проживающих на территории РК, а также Соглашение об упрощенном порядке приобретении гражданства гражданами РК, прибывающими для постоянного проживания в РФ, и гражданами РФ, прибывающими для постоянного проживания в РК. И вот - венец творения казахстанской дипломатической мысли, одобренный российским президентом: Декларация о вечной дружбе. В Декларации много места уделено гуманитарным вопросам. Выражено намерение о совместном регулировании общего рынка труда, о согласованной политике в области охраны здоровья, пенсионного обеспечения, об углублении взаимных связей в сфере культуры, науки, образования, информации. Стороны, "твердо приверженные идеям вечной дружбы и братства народов, учреждают Ассоциацию деятелей культуры и науки "За вечную дружбу между Казахстаном и Россией". Стороны также "всемерно поощряют сближение национальных систем образования путем сохранения общего образовательного и интеллектуального пространства".

Права человека

Права человека остаются неудобным вопросом для казахстанской стороны. До сих пор не создана комиссия по правам человека, о необходимости которой давно говорят представители русских организаций Казахстана, и которая предусмотрена в статье 15 Договора 1992 года. Судя по Декларации о вечной дружбе, в XXI столетии этой комиссии не будет. Лишь в совместном заявлении президентов по итогам встречи есть упоминание о защите прав граждан и соотечественников, проживающих на территории другой стороны, и выражено намерение активизировать взаимодействие комиссий по правам человека при президентах Казахстана и России.
В начале октября прошлого года вышло в свет послание Президента Казахстана Н.Назарбаева "Казахстан - 2030", которое все еще обсуждается в казахстанской печати, развивается идеологами и пропагандистами. В дискуссии вокруг послания формируются идеологические основы политики государства, в том числе - и в области защиты прав граждан.
В послании "2030" отмечается, что "до сильной стабильности, а тем более консолидации и единства еще далеко, и еще предстоит большая работа, чтобы все чувствовали себя единой семьей, знали свои цели и двигались к ним согласовано". Работа в этом направлении выделена в число семи "Долгосрочных приоритетов" национальной политики, сразу же после "второго приоритета - национальной безопасности".
Каким образом планируется добиться единства общества? Силовым установлением единомыслия или строгим государственным контролем за соблюдением прав человека, записанных в Конституции? Силовое решение явно поддерживается государством. Расходы на содержание органов внутренних дел в текущем году в 2,2 раза больше прошлогодних, на 52% увеличены расходы на содержание уголовно-исполнительной системы, на 78,4% - на содержание органов национальной безопасности, на 43,6% - на следственный аппарат.
В то же время в данном стратегическом плане нет упоминания о гарантиях политических прав граждан, из чего можно заключить, что этот фактор отнесен к второстепенным, и вопрос о том, какими путями будет осуществляться идеологическое и политическое многообразие, признаваемые Конституцией, остается открытым. В послании "2030" ставится задача "обеспечить, чтобы причины этнических разногласий были устранены, а все этнические группы имели равные права". Это знаменательный тезис. В нем, по сути, констатируется, что этнические группы в Казахстане имеют не равные права. Факт действительно имеющий место, но прежде отрицаемый руководством республики. А вот о развитии демократии, которая только и может быть гарантией защиты прав этнических групп, в послании нет ни слова.
Как фиксируют правозащитники, "Казахстан продолжает уклоняться от ратификации Международных соглашений ООН и СБСЕ в области прав и свобод человека и не выполняет политических обязательств, принятых им при подписании заключительных документов встреч на высшем уровне ОВСЕ.
Единственная международная конвенция в защиту прав человека, ратифицированная Казахстаном - конвенция ООН 1989 года "О защите прав ребенка" не выполняется. Государство не обеспечивает в полной мере гарантии защиты прав ребенка ни по международным стандартам, ни по внутреннему законодательству.
В Казахстане не обеспечивается основное условие демократии - право народа сменить свое правительство путем периодичных, всеобщих, равных. свободных, прямых, тайных и честных (несфальсифицированных) выборов. Власти сохраняют полный контроль над выборами и обеспечивают их желательный результат через назначаемые и подконтрольные избирательные комиссии всех уровней. Выборный процесс закрыт для общественного контроля. В стране отсутствует система народного самоуправления.
Новая Конституция и законодательство последних трех лет в значительной мере ограничивают права и свободы граждан. Отсутствует государственная система защиты прав и свобод человека. Напротив, именно государственные органы и государственные чиновники различных уровней являются их основными нарушителями. В наибольшей степени это относится к правоохранительным органам. Право граждан на независимый, беспристрастный и справедливый суд в настоящее время не может быть осуществлено в полной мере.
Распространена практика жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения с гражданами со стороны представителей власти - с задержанными, подозреваемыми в преступлениях и осужденными за преступления (в том числе с несовершеннолетними), а также с гражданами, проходящими военную службу.
Усиливаются ограничения свободы выражения и информации. Государство практически полностью контролирует электронные и печатные СМИ, используя законодательные, политические, экономические, судебные и иные рычаги.
Усиливается бесконтрольное ограничение свободы мирных собраний и ассоциаций и репрессии в отношении неугодных властям неправительственных организаций и их лидеров. Отсутствует государственная политика поддержки общественных организаций".
Усугубляются материальные тяготы большинства населения Казахстана. Продолжаются невыплаты пенсий, растет безработица, разрушаются системы здравоохранения, образования.
Не ослабевает давление на русское и русскоязычное население, заставляющее людей уезжать из Казахстана, в экономику, культуру, социальную сферу которого вложен труд многих поколений.

Языковая политика

Несмотря на широко разрекламированный новый Закон о языках, принятый в июле 1997 года, в котором закреплено, что русский язык официально употребляется наравне с казахским в государственных организациях и органах местного самоуправления, продолжается вытеснение русских из органов управления, с руководящих должностей даже в русскоязычных школах и детских садах, сворачивается образование на русском языке. Разоряются библиотеки, из которых выбрасываются на свалку книги на русском языке, как это было прошлой осенью в г.Тараз (бывший г.Джамбул, который лишился своего имени за то, что известный казахский акын слагал песни во славу России и русско-казахской дружбы).
Закон о языках не снял висящего над всеми русскоязычными гражданами республики требования, закрепленного в Концепции языковой политики, об обязательном знании казахского языка для приема на государственную службу. Готовятся изменения в административное и уголовное законодательство, чтобы ввести наказания за нарушение закона о языках.
На вопросы о проблемах русского населения в Казахстане на пресс- конференции по итогам последнего визита в Москву Н.Назарбаев предложил найти какую-либо еще страну, в которой бы 70% школ обучало детей на русском языке, в которой такие же высокие государственные должности занимали бы представители некоренной национальности и в которой 80% средств массовой информации выходили бы на русском языке. Правда он не уточнил, что половина из этих русскоязычных школ и СМИ - двуязычные и никак не ущемляют казахов, желающих использовать родной язык. Не объяснил он также и того, почему же при столь высокой востребованности русского языка в республике ему упорно отказывают в государственном статусе.
Между тем в республике продолжается вытеснение русского языка, русские названия исчезают с карты Казахстана, русские имена с улиц городов. Государственный секретарь А.Кекилбаев в связи с проводимым в 1989 "Годом народного единения и национальной истории" пенял на то, что "в Северо-Казахстанской области до сих пор живут названия, доставшиеся нам от царского режима". Госсекретарь, ответственный за политику в области межнациональных отношений, не интересуется при этом мнением людей, которые основали города и села, носящие эти названия "доставшиеся от царского режима".

Образование на русском языке

В подписанной Декларации говорится, что "Республика Казахстан и Российская Федерация создадут совместные учебные заведения (Казахско-Русский университет и Русско-Казахский Университет и гимназии)". Идея создания Русского (славянского) университета, которую уже шесть лет "пробивают" Русская община и Славянское движение "Лад" Казахстана так и не получила хода.
В то же время в образовательной системе РК с 1992 года вовсю работает Турция. Действуют два турецких университета, 28 лицеев, в которых обучаются 4803 учащихся, работают 165 преподавателей из РК и 405 - из Турции, Инвестиции в эту сферу достигают 100 млн. долл. 60% средств - из Турции, 40% - из местного бюджета. При этом преподавание в турецких учебных заведениях идет по турецким стандартам, вплоть до раздельного обучения.
Одновременно программы обучения в казахстанских школах все более удаляются от российских. Сокращается число часов на изучение русского языка, который в расписании называется просто "язык обучения", а предмета "русская литература" вообще не существует, это лишь раздел во "всемирной литературе". Вот что скрывается за словами Декларации о том, что "стороны всемерно поощряют сближение национальных систем образования".
Академик М.Козыбаев, создатель новых учебников по истории Казахстана, утверждает, что "национально-освободительная война казахского народа против колониализма началась в 1731 году и ни на один день не прекращалась". Этот ученый удостоен в 1997 году государственной премии за свои труды по современной истории Казахстана. Он преуспел в написании "немосковской", то есть антироссийской и антирусской версии истории. Эту установку закрепляют в общественном сознании. Даже на русском языке появляются статьи, прославляющие "борцов за независимость". "Помогает" в этом и казахская редакция радио "Свобода - Азаттык", которая ежедневно "разъясняет" для казахстанцев "изуверскую сущность России".

Борьба с инакомыслящими

Ни госсекретарю А.Кекилбаеву, ни лауреату госпремии М.Козыбаеву, высказывания которых оскорбляют чувства русских, живущих в Казахстане, не страшен новый Закон "О государственной безопасности", который запрещает действия, заведомо способные "нарушить единство народа Казахстана и ухудшить состояние межнациональных отношений". Этот закон применяют лишь к активистам славянских организаций, рабочего движения, а также к пенсионерам, которых на его основании обвиняют в подрыве национальной безопасности "за призывы к сепаратизму и иным действиям, посягающим на унитарное устройство", стоит им только высказаться в пользу реального союза с Россией.
Развернута настоящая охота за казачьими организациями. В октябре прошлого года в Караганде осуждены к трем годам лишения свободы (условно) руководители зарегистрированной областной организации казаков, которых обвинили якобы в создании незаконного военизированного формирования только на том основании, что раз в месяц они в казачьей форме посещают храм.
В мае этого года началось судебное преследование казаков Верхнеиртышской русской казачьей общины за появление на праздниках в казачьей форме. За это же в конце июня прокуратура РК направила в алма-атинский горсуд представление о приостановке деятельности "Союза содействия казакам Семиречья".
В преследовании общественных организаций и их лидеров не брезгуют и открытой силовой формой. Так, 1 декабря прошлого года в бишкекской гостинице сопредседатель гражданского движения "Азамат" П.Своик и его жена были избиты дубинками четырьмя неизвестными в масках.
Существующий в Казахстане порядок организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, установленный Указом президента 17 марта 1995 года, вскоре после второго разгона Верховного Совета, делает фактически неосуществимым право на названные публичные акции, закрепленное в статье 32 Конституции РК. Посажен в тюрьму председатель Рабочего движения М.Исмаилов.
Прокуратурой республики возбуждено уголовное дело против злоупотребления свободой слова. Случай, беспрецедентный в мировой юриспруденции, поскольку не было ни конкретных обвиняемых, ни фактов, по которым данное дело возбуждено. Следственные органы задним числом подыскивают обвиняемых. Как сейчас известно, угроза обвинения висит над самой читаемой газетой "Караван", оппозиционной газетой движения ветеранов "Бiз - Мы" и "Казахской правдой", на которую уже заводили дело "за антисемитизм".
Под постоянной угрозой срыва выпуска находится славянская газета "Лад", которую отказываются печатать на полиграфкомбинатах под давлением Министерства информации и общественного согласия - казахстанского симбиоза оруэловских министерств Правды и Любви.

Миграция

Поток эмиграции из Казахстана является явным индикатором неблагополучия. За последние пять лет Казахстан покинуло свыше 1,65 миллиона человек, то есть более 10% населения. За годы независимости в Казахстане только русских стало меньше на миллион с лишним, немцев осталось менее трети.
Президент Казахстана в январе 1998 года, размышляя о прошедшем 1997 годе общественного согласия и памяти жертв политических репрессий, так объяснил ситуацию: "После обретения независимости, не будем скрывать, определенную часть казахского населения охватила эйфория "победы" исконного, то есть национального, начала над привнесенным, то есть русским. Конечно, это не благоприятствовало укреплению межнациональных отношений. Но справедливости ради должен отметить, что основная часть казахов проявила в этот период достоинство, возвышенность и спокойствие, я бы даже сказал - прагматизм, ибо ориентировалась на вековой опыт совместного проживания и добрососедства.
Совсем по иному формировалось психологическое видение ситуации у русских. После развала Союза они в одночасье из "первых среди равных" превратились в "равных среди равных". Многих, особенно тех, кто не пустил на нашей земле достаточно глубокие корни, это вбило из колеи, заставило настороженно, с подозрением воспринимать новые реалии, подтолкнуло к решению о выезде из страны".
Слова президента о русских, "равных среди равных", только на первых порах не принявших "новые реалии", опровергает динамика эмиграции. Прошла первая мощная волна миграции и уже накатывается следующая. Об этом свидетельствует отрицательное сальдо внешней миграции из данных Комитета по статистике и анализу РК (по годам в тыс. чел.): 1993 - 222,101, 1994 - 410,387, 1995 - 238,495, 1996 - 175,538, 1997 - 260,0.
Год за годом "новые реалии" вырывают с корнями сотни тысяч людей из казахстанской земли. И причина этого - не только экономические трудности. Беспокойство за будущее детей, которым не будет места в национальном казахском государстве, толкает людей в нелегкий путь. Да и сами дети уже видят, что они далеко не "равные среди равных", что их судьба зависит от их этнической принадлежности. Опрос студентов столичных вузов, проведенный в мае этого года, показал, что 53% русских ребят в Астане и 29% их казахских земляков, а также 47% студентов в Алма-Ате считают, что национальность важна для достижения профессионального успеха. Поэтому 46% русских студентов в Алма-Ате и 67% в Астане не связывают своего будущего с Казахстаном.
Установка на достижение численного перевеса коренного населения, как главного условия упрочения суверенитета, исподволь подтачивает межнациональный мир. Нарастает отчуждение. Расширяется трещина, заложенная в 1989 году, когда Закон о языках разделил казахстанцев на "государственный" этнос и всех прочих.
Опросы населения в начале 1998 года показали, что если 8% казахов не доверяют представителям других народов, то уже почти каждый третий казах однозначно поддерживает выезд других этносов из Казахстана (28%). Все чаще возникают вспышки так называемого "бытового национализма" между русскими и казахами, казавшиеся ранее невозможными. Например, вопиющий случай 10 марта этого года в школе № 23 г.Тараза, когда учительница казахского языка избила русского мальчика с руганью и грубыми оскорблениями за то, что он русский.

Казахстанско-российские договоренности

Не сдерживают миграцию и казахстанско-российские договоренности о статусе граждан России в РК и об упрощенном приобретении гражданства. Эти договоренности не облегчают положение россиян. Например, несмотря на Договор, в котором установлено, что "на гражданина одной стороны, постоянно проживающего на территории другой стороны, не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены или могут быть установлены для иностранных граждан в стране проживания", по органам МВД РК в июне этого года распространено требование получения всеми гражданами РФ, проживающими в Казахстане, видов на жительство, как и другим иностранцам. Уже с 1 июля признаны недействительными советские паспорта, в то время как в России они действуют до конца 2001 года.
...
Но ситуация зависит и от России. В частности, от того, будет ли налажен с российской стороны должный контроль за соблюдением межгосударственных договоренностей. И России есть, что представить со своей стороны. В 1996 году принят Федеральный закон "О культурно-национальной автономии". На основании этого закона в Москве на базе нескольких общественных организаций зарегистрирована Казахская культурно-национальная автономия. В регионах казахские объединения пользуются поддержкой российских властей. Вопросы функционирования казахского языка в России обсуждаются на самом высоком уровне. В мае текущего года министерством региональной и национальной политики Российской Федерации проведен специальный семинар на эту тему, куда из всех регионов страны были приглашены представители казахской общественности. (Для сравнения: казахи составляют менее 0,5% населения России, русскоязычное население в Казахстане - более половины.)
На состоявшемся в Москве семинаре прозвучало, что казахов, проживающих в приграничных российских областях, нельзя считать диаспорой, что они - коренной народ на этих территориях. Русские в Казахстане с не меньшим основанием считают себя там коренным народом.

Александра Докучаева, ведущий специалист Института стран СНГ

__________
(РОПИ)

• Рубрика •  Вверх