КЛЯТВА ПРЕЗИДЕНТОВ КАЗАХСТАНА И РОССИИ НЕ ВЫЗЫВАЕТ ДОВЕРИЯ
Российско-казахстанские отношения благодаря усилиям казахстанского президента поднялись на новую, беспрецедентную для российской дипломатии ступень. В свой день рождения, проведенный в Москве, 6 июля 1998 года Н.Назарбаев вместе с Б.Ельциным подписал Декларацию "О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие". Клятву в вечной дружбе президенты подкрепили еще несколькими, более прагматичными документами: о разделе дна Каспия, о намерении урегулировать финансовые вопросы.
При этом простые граждане декларациям и заявлениям политиков верят все меньше и меньше. Ни "десять шагов навстречу простому человеку", с которыми вышел Н.Назарбаев, ни клятвы в вечной дружбе не снижают поток людей, стремящихся в российское консульство в Алма-Ате для приобретения российского гражданства. В 1998 году туда ежемесячно приходит по 6 тысяч человек, что в полтора раза выше, чем в 1997 году.
Правовые основы "вечной дружбы"
Казахстан был первым суверенным государством на постсоветском пространстве, с которым Россия подписала и ратифицировала Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Это было 25 мая 1992 года. К середине 1998 года между Казахстаном и Россией подписано более 250 двусторонних договоров и соглашений, которые охватывают практически все сферы деятельности.
Очень часто на подписание выносятся документы, инициированные и разработанные казахстанской стороной. Так было в 1995 году, когда, стремясь уйти от решения вопроса о двойном гражданстве, казахская сторона предложила Договор о правовом статусе граждан РК, постоянно проживающих на территории РФ, и граждан РФ, постоянно проживающих на территории РК, а также Соглашение об упрощенном порядке приобретении гражданства гражданами РК, прибывающими для постоянного проживания в РФ, и гражданами РФ, прибывающими для постоянного проживания в РК. И вот - венец творения казахстанской дипломатической мысли, одобренный российским президентом: Декларация о вечной дружбе. В Декларации много места уделено гуманитарным вопросам. Выражено намерение о совместном регулировании общего рынка труда, о согласованной политике в области охраны здоровья, пенсионного обеспечения, об углублении взаимных связей в сфере культуры, науки, образования, информации. Стороны, "твердо приверженные идеям вечной дружбы и братства народов, учреждают Ассоциацию деятелей культуры и науки "За вечную дружбу между Казахстаном и Россией". Стороны также "всемерно поощряют сближение национальных систем образования путем сохранения общего образовательного и интеллектуального пространства".
Права человека
Права человека остаются неудобным вопросом для казахстанской стороны. До сих пор не создана комиссия по правам человека, о необходимости которой давно говорят представители русских организаций Казахстана, и которая предусмотрена в статье 15 Договора 1992 года. Судя по Декларации о вечной дружбе, в XXI столетии этой комиссии не будет. Лишь в совместном заявлении президентов по итогам встречи есть упоминание о защите прав граждан и соотечественников, проживающих на территории другой стороны, и выражено намерение активизировать взаимодействие комиссий по правам человека при президентах Казахстана и России.
В начале октября прошлого года вышло в свет послание Президента Казахстана Н.Назарбаева "Казахстан - 2030", которое все еще обсуждается в казахстанской печати, развивается идеологами и пропагандистами. В дискуссии вокруг послания формируются идеологические основы политики государства, в том числе - и в области защиты прав граждан.
В послании "2030" отмечается, что "до сильной стабильности, а тем более консолидации и единства еще далеко, и еще предстоит большая работа, чтобы все чувствовали себя единой семьей, знали свои цели и двигались к ним согласовано". Работа в этом направлении выделена в число семи "Долгосрочных приоритетов" национальной политики, сразу же после "второго приоритета - национальной безопасности".
Каким образом планируется добиться единства общества? Силовым установлением единомыслия или строгим государственным контролем за соблюдением прав человека, записанных в Конституции? Силовое решение явно поддерживается государством. Расходы на содержание органов внутренних дел в текущем году в 2,2 раза больше прошлогодних, на 52% увеличены расходы на содержание уголовно-исполнительной системы, на 78,4% - на содержание органов национальной безопасности, на 43,6% - на следственный аппарат.
В то же время в данном стратегическом плане нет упоминания о гарантиях политических прав граждан, из чего можно заключить, что этот фактор отнесен к второстепенным, и вопрос о том, какими путями будет осуществляться идеологическое и политическое многообразие, признаваемые Конституцией, остается открытым. В послании "2030" ставится задача "обеспечить, чтобы причины этнических разногласий были устранены, а все этнические группы имели равные права". Это знаменательный тезис. В нем, по сути, констатируется, что этнические группы в Казахстане имеют не равные права. Факт действительно имеющий место, но прежде отрицаемый руководством республики. А вот о развитии демократии, которая только и может быть гарантией защиты прав этнических групп, в послании нет ни слова.
Как фиксируют правозащитники, "Казахстан продолжает уклоняться от ратификации Международных соглашений ООН и СБСЕ в области прав и свобод человека и не выполняет политических обязательств, принятых им при подписании заключительных документов встреч на высшем уровне ОВСЕ.
Единственная международная конвенция в защиту прав человека, ратифицированная Казахстаном - конвенция ООН 1989 года "О защите прав ребенка" не выполняется. Государство не обеспечивает в полной мере гарантии защиты прав ребенка ни по международным стандартам, ни по внутреннему законодательству.
В Казахстане не обеспечивается основное условие демократии - право народа сменить свое правительство путем периодичных, всеобщих, равных. свободных, прямых, тайных и честных (несфальсифицированных) выборов. Власти сохраняют полный контроль над выборами и обеспечивают их желательный результат через назначаемые и подконтрольные избирательные комиссии всех уровней. Выборный процесс закрыт для общественного контроля. В стране отсутствует система народного самоуправления.
Новая Конституция и законодательство последних трех лет в значительной мере ограничивают права и свободы граждан. Отсутствует государственная система защиты прав и свобод человека. Напротив, именно государственные органы и государственные чиновники различных уровней являются их основными нарушителями. В наибольшей степени это относится к правоохранительным органам. Право граждан на независимый, беспристрастный и справедливый суд в настоящее время не может быть осуществлено в полной мере.
Распространена практика жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения с гражданами со стороны представителей власти - с задержанными, подозреваемыми в преступлениях и осужденными за преступления (в том числе с несовершеннолетними), а также с гражданами, проходящими военную службу.
Усиливаются ограничения свободы выражения и информации. Государство практически полностью контролирует электронные и печатные СМИ, используя законодательные, политические, экономические, судебные и иные рычаги.
Усиливается бесконтрольное ограничение свободы мирных собраний и ассоциаций и репрессии в отношении неугодных властям неправительственных организаций и их лидеров. Отсутствует государственная политика поддержки общественных организаций".
Усугубляются материальные тяготы большинства населения Казахстана. Продолжаются невыплаты пенсий, растет безработица, разрушаются системы здравоохранения, образования.
Не ослабевает давление на русское и русскоязычное население, заставляющее людей уезжать из Казахстана, в экономику, культуру, социальную сферу которого вложен труд многих поколений.
Языковая политика
Несмотря на широко разрекламированный новый Закон о языках, принятый в июле 1997 года, в котором закреплено, что русский язык официально употребляется наравне с казахским в государственных организациях и органах местного самоуправления, продолжается вытеснение русских из органов управления, с руководящих должностей даже в русскоязычных школах и детских садах, сворачивается образование на русском языке. Разоряются библиотеки, из которых выбрасываются на свалку книги на русском языке, как это было прошлой осенью в г.Тараз (бывший г.Джамбул, который лишился своего имени за то, что известный казахский акын слагал песни во славу России и русско-казахской дружбы).
Закон о языках не снял висящего над всеми русскоязычными гражданами республики требования, закрепленного в Концепции языковой политики, об обязательном знании казахского языка для приема на государственную службу. Готовятся изменения в административное и уголовное законодательство, чтобы ввести наказания за нарушение закона о языках.
На вопросы о проблемах русского населения в Казахстане на пресс- конференции по итогам последнего визита в Москву Н.Назарбаев предложил найти какую-либо еще страну, в которой бы 70% школ обучало детей на русском языке, в которой такие же высокие государственные должности занимали бы представители некоренной национальности и в которой 80% средств массовой информации выходили бы на русском языке. Правда он не уточнил, что половина из этих русскоязычных школ и СМИ - двуязычные и никак не ущемляют казахов, желающих использовать родной язык. Не объяснил он также и того, почему же при столь высокой востребованности русского языка в республике ему упорно отказывают в государственном статусе.
Между тем в республике продолжается вытеснение русского языка, русские названия исчезают с карты Казахстана, русские имена с улиц городов. Государственный секретарь А.Кекилбаев в связи с проводимым в 1989 "Годом народного единения и национальной истории" пенял на то, что "в Северо-Казахстанской области до сих пор живут названия, доставшиеся нам от царского режима". Госсекретарь, ответственный за политику в области межнациональных отношений, не интересуется при этом мнением людей, которые основали города и села, носящие эти названия "доставшиеся от царского режима".
Образование на русском языке
В подписанной Декларации говорится, что "Республика Казахстан и Российская Федерация создадут совместные учебные заведения (Казахско-Русский университет и Русско-Казахский Университет и гимназии)". Идея создания Русского (славянского) университета, которую уже шесть лет "пробивают" Русская община и Славянское движение "Лад" Казахстана так и не получила хода.
В то же время в образовательной системе РК с 1992 года вовсю работает Турция. Действуют два турецких университета, 28 лицеев, в которых обучаются 4803 учащихся, работают 165 преподавателей из РК и 405 - из Турции, Инвестиции в эту сферу достигают 100 млн. долл. 60% средств - из Турции, 40% - из местного бюджета. При этом преподавание в турецких учебных заведениях идет по турецким стандартам, вплоть до раздельного обучения.
Одновременно программы обучения в казахстанских школах все более удаляются от российских. Сокращается число часов на изучение русского языка, который в расписании называется просто "язык обучения", а предмета "русская литература" вообще не существует, это лишь раздел во "всемирной литературе". Вот что скрывается за словами Декларации о том, что "стороны всемерно поощряют сближение национальных систем образования".
Академик М.Козыбаев, создатель новых учебников по истории Казахстана, утверждает, что "национально-освободительная война казахского народа против колониализма началась в 1731 году и ни на один день не прекращалась". Этот ученый удостоен в 1997 году государственной премии за свои труды по современной истории Казахстана. Он преуспел в написании "немосковской", то есть антироссийской и антирусской версии истории. Эту установку закрепляют в общественном сознании. Даже на русском языке появляются статьи, прославляющие "борцов за независимость". "Помогает" в этом и казахская редакция радио "Свобода - Азаттык", которая ежедневно "разъясняет" для казахстанцев "изуверскую сущность России".
Борьба с инакомыслящими
Ни госсекретарю А.Кекилбаеву, ни лауреату госпремии М.Козыбаеву, высказывания которых оскорбляют чувства русских, живущих в Казахстане, не страшен новый Закон "О государственной безопасности", который запрещает действия, заведомо способные "нарушить единство народа Казахстана и ухудшить состояние межнациональных отношений". Этот закон применяют лишь к активистам славянских организаций, рабочего движения, а также к пенсионерам, которых на его основании обвиняют в подрыве национальной безопасности "за призывы к сепаратизму и иным действиям, посягающим на унитарное устройство", стоит им только высказаться в пользу реального союза с Россией.
Развернута настоящая охота за казачьими организациями. В октябре прошлого года в Караганде осуждены к трем годам лишения свободы (условно) руководители зарегистрированной областной организации казаков, которых обвинили якобы в создании незаконного военизированного формирования только на том основании, что раз в месяц они в казачьей форме посещают храм.
В мае этого года началось судебное преследование казаков Верхнеиртышской русской казачьей общины за появление на праздниках в казачьей форме. За это же в конце июня прокуратура РК направила в алма-атинский горсуд представление о приостановке деятельности "Союза содействия казакам Семиречья".
В преследовании общественных организаций и их лидеров не брезгуют и открытой силовой формой. Так, 1 декабря прошлого года в бишкекской гостинице сопредседатель гражданского движения "Азамат" П.Своик и его жена были избиты дубинками четырьмя неизвестными в масках.
Существующий в Казахстане порядок организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, установленный Указом президента 17 марта 1995 года, вскоре после второго разгона Верховного Совета, делает фактически неосуществимым право на названные публичные акции, закрепленное в статье 32 Конституции РК. Посажен в тюрьму председатель Рабочего движения М.Исмаилов.
Прокуратурой республики возбуждено уголовное дело против злоупотребления свободой слова. Случай, беспрецедентный в мировой юриспруденции, поскольку не было ни конкретных обвиняемых, ни фактов, по которым данное дело возбуждено. Следственные органы задним числом подыскивают обвиняемых. Как сейчас известно, угроза обвинения висит над самой читаемой газетой "Караван", оппозиционной газетой движения ветеранов "Бiз - Мы" и "Казахской правдой", на которую уже заводили дело "за антисемитизм".
Под постоянной угрозой срыва выпуска находится славянская газета "Лад", которую отказываются печатать на полиграфкомбинатах под давлением Министерства информации и общественного согласия - казахстанского симбиоза оруэловских министерств Правды и Любви.
Миграция
Поток эмиграции из Казахстана является явным индикатором неблагополучия. За последние пять лет Казахстан покинуло свыше 1,65 миллиона человек, то есть более 10% населения. За годы независимости в Казахстане только русских стало меньше на миллион с лишним, немцев осталось менее трети.
Президент Казахстана в январе 1998 года, размышляя о прошедшем 1997 годе общественного согласия и памяти жертв политических репрессий, так объяснил ситуацию: "После обретения независимости, не будем скрывать, определенную часть казахского населения охватила эйфория "победы" исконного, то есть национального, начала над привнесенным, то есть русским. Конечно, это не благоприятствовало укреплению межнациональных отношений. Но справедливости ради должен отметить, что основная часть казахов проявила в этот период достоинство, возвышенность и спокойствие, я бы даже сказал - прагматизм, ибо ориентировалась на вековой опыт совместного проживания и добрососедства.
Совсем по иному формировалось психологическое видение ситуации у русских. После развала Союза они в одночасье из "первых среди равных" превратились в "равных среди равных". Многих, особенно тех, кто не пустил на нашей земле достаточно глубокие корни, это вбило из колеи, заставило настороженно, с подозрением воспринимать новые реалии, подтолкнуло к решению о выезде из страны".
Слова президента о русских, "равных среди равных", только на первых порах не принявших "новые реалии", опровергает динамика эмиграции. Прошла первая мощная волна миграции и уже накатывается следующая. Об этом свидетельствует отрицательное сальдо внешней миграции из данных Комитета по статистике и анализу РК (по годам в тыс. чел.): 1993 - 222,101, 1994 - 410,387, 1995 - 238,495, 1996 - 175,538, 1997 - 260,0.
Год за годом "новые реалии" вырывают с корнями сотни тысяч людей из казахстанской земли. И причина этого - не только экономические трудности. Беспокойство за будущее детей, которым не будет места в национальном казахском государстве, толкает людей в нелегкий путь. Да и сами дети уже видят, что они далеко не "равные среди равных", что их судьба зависит от их этнической принадлежности. Опрос студентов столичных вузов, проведенный в мае этого года, показал, что 53% русских ребят в Астане и 29% их казахских земляков, а также 47% студентов в Алма-Ате считают, что национальность важна для достижения профессионального успеха. Поэтому 46% русских студентов в Алма-Ате и 67% в Астане не связывают своего будущего с Казахстаном.
Установка на достижение численного перевеса коренного населения, как главного условия упрочения суверенитета, исподволь подтачивает межнациональный мир. Нарастает отчуждение. Расширяется трещина, заложенная в 1989 году, когда Закон о языках разделил казахстанцев на "государственный" этнос и всех прочих.
Опросы населения в начале 1998 года показали, что если 8% казахов не доверяют представителям других народов, то уже почти каждый третий казах однозначно поддерживает выезд других этносов из Казахстана (28%). Все чаще возникают вспышки так называемого "бытового национализма" между русскими и казахами, казавшиеся ранее невозможными. Например, вопиющий случай 10 марта этого года в школе № 23 г.Тараза, когда учительница казахского языка избила русского мальчика с руганью и грубыми оскорблениями за то, что он русский.
Казахстанско-российские договоренности
Не сдерживают миграцию и казахстанско-российские договоренности о статусе граждан России в РК и об упрощенном приобретении гражданства. Эти договоренности не облегчают положение россиян. Например, несмотря на Договор, в котором установлено, что "на гражданина одной стороны, постоянно проживающего на территории другой стороны, не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены или могут быть установлены для иностранных граждан в стране проживания", по органам МВД РК в июне этого года распространено требование получения всеми гражданами РФ, проживающими в Казахстане, видов на жительство, как и другим иностранцам. Уже с 1 июля признаны недействительными советские паспорта, в то время как в России они действуют до конца 2001 года.
...
Но ситуация зависит и от России. В частности, от того, будет ли налажен с российской стороны должный контроль за соблюдением межгосударственных договоренностей. И России есть, что представить со своей стороны. В 1996 году принят Федеральный закон "О культурно-национальной автономии". На основании этого закона в Москве на базе нескольких общественных организаций зарегистрирована Казахская культурно-национальная автономия. В регионах казахские объединения пользуются поддержкой российских властей. Вопросы функционирования казахского языка в России обсуждаются на самом высоком уровне. В мае текущего года министерством региональной и национальной политики Российской Федерации проведен специальный семинар на эту тему, куда из всех регионов страны были приглашены представители казахской общественности. (Для сравнения: казахи составляют менее 0,5% населения России, русскоязычное население в Казахстане - более половины.)
На состоявшемся в Москве семинаре прозвучало, что казахов, проживающих в приграничных российских областях, нельзя считать диаспорой, что они - коренной народ на этих территориях. Русские в Казахстане с не меньшим основанием считают себя там коренным народом.
Александра Докучаева, ведущий специалист Института стран СНГ
__________
(РОПИ)