Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://slavmir.msk.ru
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень ╧ 28
Сентябрь 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации ╧ 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Экономика

О ПРОБЛЕМЕ СОБСТВЕННОСТИ


В Совете Федерации

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И.О. ДИРЕКТОРА ФСБ В.ПУТИНА В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ 4 СЕНТЯБРЯ 1998 ГОДА


Украина

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРЕССИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ УКРАИНЫ (ПСПУ)


Туркмения

КОРОТКИЕ СООБЩЕНИЯ


Секты

РЕВОЛЮЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ?..


Социум

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ МОСКОВСКОГО ДУХОВЕНСТВА К СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ


Литература

О ВЫХОДЕ КНИГИ "ВАТИКАН: НАТИСК НА ВОСТОК"


Мнение

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА РОССИИ НА СТАРЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СТИЛЬ


СМИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТУПА К МАТЕРИАЛАМ ИНФОРМАГЕНТСТВА "СЛАВЯНСКИЙ МИР" ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ


Экономика

О ПРОБЛЕМЕ СОБСТВЕННОСТИ

Марксизм и либерализм - ягоды с одного куста

Минувший век сделал много для возведения идей марксизма и либерализма в ранг столбовых дорог развития общества. Куда бы эти идеологии ни проникали, они приводили к нарушению гармонии в развитии общества, вырождению ее национальных и религиозных ценностей, становились причиной противостояния различных политических сил, народностей, группировок.
Но обе эти идеологии едины, может быть, в главном: в них система первична по отношению к человеку. И о каких бы "прелестях" демократии, либерального (открытого) общества нам не вещали, как бы сторонники марксизма не указывали нам на этот очевидный обман, родимые пятна этих идеологий не оставляют места для сомнений в их родстве. Поскольку "ахиллесова пята" как марксизма, так и либерализма - разрыв труда и нравственности.
Чтобы убедиться, что "человеколюбием" эти идеологии не страдают, рассмотрим своеобразный "исторический спор" - между А.Смитом, который отделил, как известно, этику от экономики, К.Марксом, который их объединил, и провозгласил первичность экономики и М.Вебером, который тоже объединяет этику с экономикой, но в противоположность Марксу провозглашает первичность этики.
Что объединяет трех великих мыслителей (и их последователей), при противоположности, казалось бы, взглядов и подходов к философской проблеме: взаимоотношение экономики (труд) и этики (нравственности)? Это методология подхода.
А.Смит и М.Вебер не ставят под сомнение право собственности на присвоение чужого труда, придавая собственности строго определенную величину. К.Маркс опять изымает собственность у человека труда, но уже руками государства. Потому не случайны споры, кто прав: К.Маркс или М.Вебер? (А.Смит, считают, не прав). Такая постановка вопроса, превращает спор в софистику: что раньше появилось, яйцо (этика) или курица (экономика, т.е. труд).
Потому, говоря о взаимоотношениях экономики и этики, надо оставаться реалистами. В основе экономики: "...лежит нечто простое и роковое, само по себе из нравственного начала не вытекающее, - необходимость труда для поддержания своего существования". (В.Соловьев - русский философ).
Иначе говоря, труд может принять нравственный смысл (по форме) только тогда, когда он по содержанию оценивается правом производителя на величину собственности, равно как и на право распоряжаться произведенной продукцией. И допуская исторические заслуги К.Маркса, надо признать неправомерность его (как и М.Вебера) определения исходных понятый для суждения, - соединять этику и экономику, - отделяя проблему собственности от человека труда. Такой подход - человек труда "без собственности" - определил и его бесправную роль, и место в мировой истории.

Собственник и труженик: "каналы соединения"

Сегодня стало насущной необходимостью сформулировать новую парадигму экономической логики производства. Обозначить ее "рамочные условия", т.е. такие экономические условия хозяйствования, в котором производители, руководствуясь собственными интересами, автоматически способствовали бы реализации государственных интересов. Тем более прецеденты здесь имеются: это "Союз собственников-совладельцев", председатель М.Чартаев - Дагестан, кибуцы в Израиле, Мандрагонская группа и предприятия с коллективной собственностью (ESOP) в США и др.
Историческая канва, в определении таких "рамочных условий", проложена в идеях еще раннего Маркса, (отметим, что они изучаются в ведущих университетах Запада), это идея триединства:
- преодоление отчуждения от собственности;
- идея соединенного труда;
- идея освобожденного труда.
Подлинный марксизм в этих трех пунктах жизнеспособен, - утверждал один из авторов, исследовавших эту проблему. Обозначены и рамки поиска для претворения идей Маркса:
- отчуждение от собственности - через соединение человека и собственность;
- соединение труда - через свободную ассоциацию производителей;
- освобождение труда - путем превращения производителя в свободную индивидуальность.
(Предлагаем задуматься, в каком из трех пунктов эти идеи расходятся с идеями православной веры? Этот же вопрос правомерен и по отношению к исламу.)
Слабое звено идей триединства - проблема соединения человека труда и собственности. Не случайно один из авторов определил: что "...в соединении собственника и труженика, владельца и работника, и нахождении каналов этого соединения заключена фундаментальная проблема социализма". Отметим лишь, что это проблема не только социализма.
Бессилие в разрешении этой проблемы привело многих авторов к печальным (для них) выводам, как то: "...эффективное самоуправление невозможно в коллективах, превышающих одну - две сотни человек, т.е. коллективное предпринимательство не выходит за пределы мелкотоварного производства". (А.Калганов).
Проблема заключена не в том, как вычленить совокупную долю собственности работника из общей. Проблема в распределении: увязать результат труда с правом собственности на присвоение эквивалентной доли конечного продукта. Как заставить работать собственника, имеющего "критическую" массу акций, которые дают достаточный доход, превращая его в плохо замаскированного рантье?
Ясно, что такая постановка вопроса и попытка ответа на него развалит западный "экономикс", да и "политэкономию социализма", в которых такого понятия не существует. Но и утверждать, что государственная (общенародная) собственность на средства производства, "...обеспечивает государству наилучших граждан или содействует прогрессу производительных сил", не поворачивается язык.

Производственные отношения: "Богу - богово..."

Экономическая парадигма искомой модели должна отталкиваться от экономики, основанной на приказах, и стремиться к экономике, основанной на традициях. Такая экономика должна получить свое развитие и в вопросах управления. Но конечная цель такой постановки вопроса (и его разрешения) в том, чтобы создать экономический механизм, основанный на горизонтальных связях, с возможностями адекватно реагировать на обстоятельства. Эти "вызовы" истории (времени - по А.Тойнби), имеют свое основание в остром кризисе прежней хозяйственной системы, и в неспособности ее самостоятельно устранить причины приведшие к тому. Как правило, в этот период экономика смещается в сторону командной системы. А.Тойнби подразумевает под способностью противостояния такому историческому "вызову" способность ее бюрократии, т.е. государственных чиновников, в руках которых концентрируется огромная власть на переходном периоде. (Напомним, активного вмешательства в экономику в периоды кризиса требовал и Д.Кейнс).
Наша цель - отстранить в этот период иные силы, кроме самих субъектов экономики, для преодоления кризисов. И главное, определить механизм выхода или даже недопущения этих кризисов.
Обратная сторона медали в том, что, как показывает история, в ее переломные моменты, члены "традиционного" общества, и прежде всего человек труда не ведет себя адекватно беде. Ни при рыночной, ни при плановой экономике. Напротив, наблюдается агрессивный рост потребительских запросов. Умелое подстрекательство может также привести к непредсказуемым последствиям для общества, как это случилось в нашей стране. Безответственность "низов", в частности, шахтеров, была использована "верхами" в целях прямо противоположных интересам народа.
Императивом теории управления должна стать парадигма - лишить государственного чиновника этих прав - принимать "вызов истории" вместо самих производителей.
Разумеется, в рамках одной статьи нет возможности изложить решение проблемы соединения собственника и труженика, и нахождение каналов этого соединения. Поскольку эта проблема уходит корнями в другую, та в третью и, в конечном итоге, упирается в классическое определение политэкономией "производственных отношений". Это было замечено еще В.Соловьевым, который критикуя Дж.Ст.Милля написал: "...он сочинил такой компромисс: допуская, что экономическое распределение продуктов труда зависит от человеческой воли и может подлежать ее нравственным целям, он настаивал на том, что производство всецело подчиняется экономическим законам, имеющим силу естественных, - как будто производство совершается не в тех же самых условиях и зависит не от тех же самых сил и деятелей человеческих, как и распределение".
Отсюда и возникает очень важная задача политэкономии по пересмотру ее ключевого понятия: "производственные отношения - как объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления". Ибо производственные отношения должны складываться действительно объективно, и никакие иные силы - чиновники, политики, профсоюзы и т.д. не должны вмешиваться в этот процесс.
Для того, чтобы процесс материального производства стал общепонятным, а производственные отношения на стадии производства, распределения, обмена и потребления приняли объективную форму, необходимо сформулировать "функцию производства". При этом, исходя из условий производства, в котором честный труд приносит доход, равный твоему умению и таланту. И приведенное выше условие эффективности производства, как и новая теория трудовой ценности, четко, а главное с математической точностью возвращают нас к начальным условиям производства, с четко заданными параметрами: при каких условиях оно будет рентабельным, и главное, где "порог" этой рентабельности.
В этой формуле заложено начало:
- к соединению собственности и человека труда, к созданию "канала соединения";
- к созданию свободной ассоциации производителей;
- к превращению производителя в свободную индивидуальность.

Магомедали Сулейманов (г.Махачкала)


В Совете Федерации

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И.О. ДИРЕКТОРА ФСБ В.ПУТИНА В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ 4 СЕНТЯБРЯ 1998 ГОДА

В настоящее время в России под контролем криминальных структур находятся десятки тысяч хозяйствующих субъектов и объектов, в том числе государственные предприятия, акционерные общества, совместные предприятия, банки. Всего организованная преступность контролирует значительную часть - до 40% - производства внутреннего национального продукта (ВНП) в стране. Действующие в стране преступные группировки пытаются объединиться в ассоциации и поделить страну на сферы влияния.
...На повестку дня поставлен вопрос о резком повышении эффективности деятельности органов ФСБ по обеспечению экономической безопасности государства и других структур, выполняющих государственные программы. Принято решение выделить как приоритетные направления деятельности органов безопасности в сфере борьбы с организованной преступностью. И к ним мы относим выявление и локализацию деятельности структур организованной преступности и коррумпированных групп в сфере управления экономикой; организация в пределах компетенции ФСБ контроля за соблюдением законов в банковской и финансовой сферах, государственными предприятиями и различного рода коммерческими структурами.
...В 1997-98 гг. по материалам, полученным органами ФСБ, в целом ряде регионов привлечены к уголовной ответственности должностные лица, которые осуществляли акции по изготовлению поддельных высоколиквидных ценных бумаг, незаконно присваивали или направляли не по назначению государственные кредиты в коммерческие и тесно связанные с криминалом структуры, приобретали в личную собственность с нарушением российского законодательства объекты недвижимости.
...Пресечена деятельность крупной банды мошенников, пытавшейся осуществить аферы с векселями Сбербанка России на 400 млн. долларов США через банки Великобритании и Германии.
...В сфере борьбы с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней пресечен канал нелегального приобретения и транспортировки на Северный Кавказ промышленного золота, похищенного на магаданских приисках. В Москве и Ставропольском крае задержаны члены этой преступной группировки, изъято 87 кг. золота. Предотвращено нанесение государству ущерба от вывоза за рубеж недостоверно задекларированной экспортной партии алмазов.
...По признакам коррупции контрразведка страны проверяет в настоящее время 2,5 тысяч должностных лиц в органах власти и управления в центре и на местах, включая правоохранительные органы.
...За текущий год ФСБ РФ профинансировано на 50% от минимальной потребности. Не поступают деньги на техническое перевооружение и капитальное строительство. А зарплата сотрудников находится на уровне ниже, чем в МО, ФПС, МВД, Генпрокуратуре. Оперуполномоченный ФСБ получает 400, старший оперуполномоченный - 450, старший оперуполномоченный по особо важным делам - 520-580 рублей.

В.Т.


Украина

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРЕССИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ УКРАИНЫ (ПСПУ)

Требования МВФ, в соответствии с которыми строится бюджет Украины (всего 87 требований), включают следующее: увеличение налогового пресса, разворачивание денежной приватизации, дальнейший выпуск облигаций внутреннего государственного займа, сокращение социальных программ, повышение тарифов на жилье и коммунальные услуги, ликвидация льгот населения в том числе Чернобыльского фонда, сокращение бюджетной сферы, и т.п. Все это необходимо для получения следующего кредита 2,5 млрд. долл. США. Соответственно, доходная часть бюджета должна состоять из расширения налоговой базы, денежной приватизации, дальнейшем размещении ОВГЗ и внешних займов у международных финансовых организаций.
Внешний долг Украины - более 12 млрд. долл. США. Т.е. внешний долг в полтора раза превышает весь бюджет страны (17 млрд. грн.), ожидаемый в 1998 г. Кроме этого есть колоссальный внутренний долг. Эти внутренние и внешние долги показывают полную несостоятельность Украины.
...
ПСПУ предлагает свой вариант действий. В нем определено четыре источника кредитных ресурсов.
Первый - оборотные средства предприятий, через ликвидацию кризиса взаиморасчетов предприятий. Сделать взаимозачет долгов и кредитную эмиссию на разницу долга. Целевую кредитную эмиссию направить на счета предприятий. Провести налоговую революцию. Снизить ставки налога, упростить налоговую систему, сделать ее прозрачной плюс ввести повсеместный контроль за уплатой налогов.
Второй - средства населения. Сегодня у населения 15 млрд. долл. США. Вернуть деньги в банки через доверие к правительству. Один из факторов доверия - возврат 1/3 трудовых сбережений. Из этой 1/3 10 млрд. выдать наличными, а 4/5 выдать векселями для расчета за коммунальные услуги, медицину, товары отечественного производства и т.п.
Третий - возврат в государственную казну кредитов и ссуд, которые были взяты с начала 1992 года.
Четвертый - средства вывезенные с Украины (40 млрд. долл.). Для решения этого вопроса нужна только политическая воля. Служба безопасности утверждает, что эти деньги вывезли 500 семей. Механизм возврата: установить два месяца для возврата, 80% суммы направить в казну, 20% легализовать.
Определены также три основных приоритета расходной части бюджета: энергетика, сельское хозяйство, высокоточное машиностроение.

Леонид Чернов (Запорожское городское Общество русской культуры "Русь")


Туркмения

КОРОТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Русская Община Красноводска оказала четырем русским школам материальную помощь в размере 400 тысяч манатов. Сбор средств проходил сложно, так как Русской Общине Туркменистана с 1992 года президент С.Ниязов (титул - Туркменбаши) отказывает в регистрации.
Фонд поддержки русских школ города был создан за счет личных пожертвований членов Русской Общины и спонсорской помощи немногочисленных коммерческих структур, симпатизирующих ее идеям.
Проблема регистрации Русской Общины Туркменистана давно переросла из проблемы чисто местной в проблему престижа Российской Федерации. В 1996 году Меджлисом Туркменистана и Государственной Думой Российской Федерации был ратифицирован Договор между Туркменистаном и Российской Федерацией "О сотрудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского - в Российской Федерации". В соответствии с п.2 статьи 4 данного Соглашения Туркменистан обязан зарегистрировать не только Русскую Общину Туркменистана, но и любую организацию российских соотечественников. Этому не противоречат и конституция Туркменистана, и другие законодательные акты этой азиатской страны. Россия в рамках выполнения данного Соглашения зарегистрировала в Ставропольском крае Союз туркмен Ставрополья. Однако Туркменистан отказывается, при вялой позиции России, зарегистрировать Русскую Общину Туркменистана. А впереди в декабре 1999 года выборы в национальный парламент Туркменистана. И будет ли там хоть один пророссийски настроенный депутат от Русской Общины - во многом будет зависеть от России, в ее способности заставить Туркменистан выполнять Соглашение по защите своих соотечественников.

*  *  *

С 1 июня решением Национального Управления гражданской авиации закрыта авиакомпания "Хазар", которая в советское время была Красноводским Объединенным авиаотрядом (КОАО).
В недалеком прошлом КОАО был лучшим среди Туркменских авиалиний. Стратегическое положение города, лучшая в Туркменистане ВПП без ограничений по нагрузке, предопределяли высокие требования при подборе кадров. Здесь же активно работал Центр Министерства обороны по подготовке военных летчиков, который выпустил несколько десятков высококлассных пилотов из стран Ближнего Востока.
За несколько десятков лет в КОАО сложился высокопрофессиональный коллектив авиаторов, способных выполнить любую задачу. Однако ревность, клановые притязания, властные амбиции руководства Национального Управления гражданской авиации постепенно разорили авиакомпанию "Хазар". Вся прибыль, получаемая авиакомпанией, шла в Ашхабад на реализацию амбициозных замыслов президента Туркменистана по созданию главной "боинговой" воздушной гавани в Средней Азии.
Но даже в этих условиях решение о ликвидации авиакомпании "Хазар" для коллектива было полной неожиданностью. В связи с этим решением увольнению подлежат около 400 человек. Из 82 пилотов, подлежащих сокращению, 26 имеют высшее образование.
Член Совета соотечественников при Государственной Думе В.Мамедов обратился в посольство России в Туркменистане и передал послу А.Щелкунову копию Обращения президенту С.Ниязову по поводу закрытия авиакомпании "Хазар". А.Щелкунову также было сообщено о том, что из 400 человек, подлежащих сокращению, более 300 являются российскими соотечественниками, и решение о закрытии авиакомпании "Хазар" без консультации с представителями русской диаспоры прямо нарушает п.3 статьи 4 Договора между Российской Федерацией и Туркменистаном "О сотрудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского в Российской Федерации".

*  *  *

18 июля на восьмом совещании Совета старейшин и Народного Собрания Туркменистана было решено присвоить президенту Туркменистана С.Ниязову в третий раз звание "Герой Туркменистана" и вручить ему третью золотую медаль "Алтын Ай".
В этой раз основным мотивом присвоения "Героя Туркменистана" стала победа хлеборобов Туркменистана в выполнении государственного задания по сбору хлеба. По отчетности собрано 1 млн. 240 тыс. тонн хлеба. Все идеологические структуры ежедневно сообщали о битве за урожай, об огромной отеческой заботе президента о будущем урожае. Главный лейтмотив усилий Туркменбаши и его подчиненных - вырастить в трудных условиях такой урожай хлеба, чтобы быть независимыми в вопросах поставки пшеницы ни от больших, ни малых стран. Для этого малонаселенному Туркменистану достаточно собрать около 2 млн. тонн зерна. И эта задача ставится на следующий год. А сэкономленную валюту необходимо тратить на более важные задачи по созданию внешних архитектурных атрибутов президентской власти и суверенитета Туркменистана.
После присвоения С.Ниязову очередного по счету звания "Героя Туркменистана" в СМИ развернулась беспрецедентная поздравительная кампания. Государственные чиновники различного уровня, руководители коммерческих структур, главы дипломатических миссий стран, в той или иной степени зависящих от туркменских энергоносителей, соревновались в оперативности и стиле поздравлений.
Удивительно, но и посол России А.Щелкунов, несмотря на довольно резкие антироссийские высказывания на Совете президента С.Ниязова, уже на второй день отправил ему депешу с поздравлением. Показательно, как и подобает представителю великой державы, никак не прореагировал на присвоение С.Ниязову очередного звания героя посол США М.Коттер. Хотя США и Туркменистан давно выступают в роли стратегических партнеров в вопросах транспортировки туркменских энергоносителей в Европу минуя Россию.


Секты

РЕВОЛЮЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ?..

Блуждая в "интернете" в поисках виртуального смысла жизни, можно случайно наткнуться на специфическую "страничку" под названием - "Антисекта", котирующуюся, между прочим, в первой "религиозной двадцатке" Rambler'a. Автор этого творения задался целью обобщить в систему все ему известное о деятельности современных тоталитарных сект на территории России. Деятельность этих сект, надо сказать, предмет малопривлекательный, однако они существуют, вербуют в свои ряды новых членов, пользуясь попустительством государства и общественного мнения. Что касается государства, то с ним, кажется, все понятно, но как же общество? Разве ему мало почти столетнего партийного словоблудия? К сожалению, подобные вопросы можно задавать предположительно, лишь избегнув воздействия краткого курса истории ВКП(б), в котором о деятельности разного рода консорций - ни слова, зато Октябрьская революция трактуется однозначно как победа сил добра над злом.
Интересно, какова же была роль русских сект в Революции 1917 года?
Чтобы обстоятельно ответить на этот важнейший и к тому же почему-то почти неизученный вопрос, необходимо заглянуть в историю формирования христианского мировоззрения на Руси. Как известно, христианство пришло в Киевскую Русь из Византии чуть более 1000 лет тому назад. К этому времени оно уже не одно столетие пребывало в качестве государственной религии немногочисленных продолжателей Римской империи. То есть в полной мере обладало уже сложившейся догматикой, культурой внутри- и внецерковных отношений и соответствующим набором осужденных ересей - т.е. всем тем, что принято называть собственно историей. Остановимся подробнее на христианских ересях, которые вместе со всем огромным пластом христианской культуры попали на русскую почву и позднее дали свои маргинальные всходы. (Вообще-то, то, что мы называем загадочным словом "секта" есть ни что иное как обыкновенная церковная ересь.)
Какие же наиболее опасные ереси имелись к концу первого тысячелетия от Рождества Христова в сильнейшей мировой религии - христианстве?
Кроме арианства (осуждено в IV в.), иконоборчества (осуждено в IX в., характерно для кальвинизма) и многих других, прямую опасность представляли т.н. гностические течения или течения религиозного нигилизма. Не вдаваясь в детали классификации этих зачастую подспудных ересей, достаточно отметить основные моменты, помимо фанатизма их объединяющие: 1) дуалистическое мироотрицание, связанное с подменой понятий (например, познание добра и зла есть их смешение), 2) отвержение понятия греха, всегда сопровождающее какое-либо "избранничество" (т.н. "очищение через грех") и 3) вера в принципиальную возможность земного рая. Все эти три момента, взаимодополняя друг друга, проявились и у богумилов - болгарских сектантов, живших на территории Византийской империи недалеко от южных рубежей русских земель.
Движение богумилов (богомилов) наследовало свою ересь от разгромленного в 872 г. павликианства - разновидности маркионизма, идеологической подоплекой которого была борьба в союзе с мусульманами с Византией и византийским православием, являвшимся к тому времени основой существования всей Восточно-Римской империи. Пленных павликиан сослали на границу с Болгарией для несения пограничной службы, откуда они и проникли к славянам. Богумилы учили, что главный падший ангел, Сатаниил, создал сушу и людей, но не мог их одушевить, для чего обратился к Богу. Затем он сотворил Каина, был повторно проклят Богом и низвергнут в ад под именем Сатаны, главным же ангелом в свою очередь был назначен Иисус, "отрыгнутый" Богом. Эта концепция размывала христианское понимание жизни как безусловную победу Света над Тьмой, заменяя ее постоянной их борьбой, тем самым пытаясь разрушить несущую конструкцию Византийского государства, против которого воевали многие балканские, главным образом славянские, племена.
А теперь перенесемся на 1000 лет вперед, в Россию накануне "великих потрясений". Кто был властителем дум интеллигенции тех лет? Вот лишь несколько имен:
- Николай Федоров, родоначальник и проповедник философии "общего дела" - фанатичный сторонник наступления земного рая посредством массового воскрешения на научной основе всех умерших на земле;
- Лев Толстой, великое "зеркало русской революции" - приверженец и насадитель доктрины принципиального оправдания зла, а именно, непротивлением ему насилием;
- Владимир Соловьев, религиозный мистик, вплоть до последнего года жизни защитник теории "позитивного" прогресса и главный теоретик "всеединства" (почему-то приписываемого славянофилам) - типичный представитель русского гностического религиозного дуализма. (Примечательно, что, по свидетельству Л.Лопатина, приводимого А.Лосевым, Соловьев еще в детстве был отчаянным нигилистом, и даже один раз, повалив крест на кладбище, прыгал на нем, пока его не остановил местный крестьянин.)
Если к этим столпам русского гностицизма добавить еще анархистов (очищение через грех), марксистов (построение рая земного), активных ницшеанцев (антропософское мессианство и имморализм) и приверженцев Штирнера (последовательный эгоцентризм), то картина необъяснимого тяготения мыслящей части русского "христианского" общества к гностическому сектантству налицо. При этом вполне допустимо взять в скобки традиционно слабое в России масонство, а также немногочисленный откровенный сатанизм и прочую "экспортную" теософию.
А что же простой народ? Он-то уж наверняка не подпал под влияние еретической скверны? Если бы так... Повальное увлечение "духовным" христианством (очищение через грех, XVII-XX вв.), стойкое воспроизведение ересей жидовствующих (гностицизм в чистом виде, XV-XVI вв.) и стригольников (отвержение церковных таинств и иерархии, XIV-XV вв.), глубокие корни традиционного раскольничества, разрешенного вновь в 1906 г., и неуемные эсхатологические ожидания, вскормленные многовековым рабством, - все это, помноженное на разобщенность и, следовательно, желание сплотиться, т.е. соборность или коллективизм, представляло из себя колоссальный по плотности сгусток гностических христианских ересей.
Сюда стоит прибавить и посильную поддержку нескольких сот тысяч русских баптистов, евангелистов, адвентистов Седьмого дня. Последние, кстати сказать, считали, что на Ленине почиет благодать Божия (по К.Муррею).
Хрупкий баланс между сектантами и ортодоксами взрыхлила война с Японией, взломала же окончательно - мировая война. В войнах, как ни прискорбно, погибают всегда самые лучшие. Накалило обстановку и придворное сектантство - распутинщина, а убийство Распутина послужило своеобразным сигналом к действиям.
После всего этого сложно утверждать, что революцию готовили только большевики или, как говорил один бывший казанский адвокат, жидомасоны. В этом случае 90% жителей России должны бы были подпольно состоять в соответствующей партии. Скорее, другое - революцию готовили и, отчасти, исполнили многочисленные русские секты. А шире и вернее - сектантское, еретическое, раскольническое сознание народа и его "лучшей" части - интеллигенции, отвернувшейся от христианства (см. сборник "Вехи", 1909).

*  *  *

Проявлялось сектантство и внутри самой Православной церкви. Оно брало свое начало из конфликта между т.н. черным (монашеским) и белым (женатым) духовенством. Такие церковные иерархи, как ставленники Распутина архиепископ Тобольский Варнава (Накропин) и архиепископ Пензенский Владимир (Путята) - бывший офицер и личный друг Николая II, глава русского военного духовенства Г.Шавельский - бывший член Союза Русского Народа и также очень близкий к Николаю II (после Февральской революции лидер движения со скромным названием "церковный большевизм"), а также А.Введенский, А.Егоров, П.Боярский и другие "деятели" послужили основой для обновленчества, созданного Троцким в целях раскола православия. Характерно высказывание одного из вождей обновленчества еп. Антонина (Грановского), говорившего, что после революции церковь наконец-то может вернуться к своим древним очищенным формам, к "древнему благочестию". Последнее есть ни что иное, как известная формула старообрядцев.
Интересно заметить, что одним из главных авторитетов обновленчества являлся Владимир Соловьев, в то время как программное заявление обновленцев гласило: "марксисты, коммунисты, советская власть работают для исполнения заветов Христа" (А.Введенский). Последний лозунг до сих пор популярен у русских сектантов, рядящихся в славянофильские обноски.
Предреволюционное время - вообще время разных юродивых, "нищих духом", ищущих блаженство отнюдь не на небесах. Репрезентативной может выглядеть судьба иеромонаха Почаевской лавры Илиодора (Труфанова), приводимая по М.Агурскому. В революцию 1905 г. - крайний экстремист, религиозный фанатик и антисемит. Позднее попал под влияние царицынской юродивой Марфы Медвенской и вместе с ней стал полновесным гностиком - религиозным нигилистом, выносящим "смертный приговор всей внешней стороне религии, всем таинствам, обрядам, всем человеческим выдумкам и установлениям". В 1912 г. Илиодор бежит от православия в Норвегию с убеждением, что Христос жив теперь якобы только в сектантстве (!). В 1918 г. Илиодор возвращается в Россию и начинает сотрудничать с большевиками, впрочем как 99% всех русских сектантов вообще (пример с Мережковским скорее исключение из правил). В 1919 г. Илиодор создает в Царицыне мистическую коммуну "Вечного Мира", объявляет себя "русским папой" и "патриархом". Ну чем не нынешние "Белое братство" или "Богородичный центр"? В 1922 г., когда нужда в "попутчиках" у большевиков была исчерпана, Труфанова выслали из СССР, откуда он попал в США, где обошел, наверное, все известные там секты.

*  *  *

Ведя речь о русском сектантстве, нельзя не заметить органическую связь между религиозным нигилизмом и революционным движением, которую прекрасно в свое время вскрыл Игорь Шафаревич по отношению к зарубежному гностицизму (тамплиеры, анабаптисты, богумилы, катары, табориты, манихеи и проч.). Всего один факт: с иконоборческого восстания 1566 г., когда были разгромлены не только иконы и статуи святых, но и дворянские имения, началась Нидерландская революция, а по существу и вся эпоха Возрождения.
В России так называемые старообрядцы всегда в той или иной степени отвергали (и отвергают) институты государства, связь с обществом, светские законы и религиозные заповеди во имя "личного откровения Св. Духа". Их сектантство всегда носило (и носит) агрессивно апокалиптический характер; они постоянно жили (и живут) в перманентном ожидании катастрофы, когда "очистительный" огонь сотрет наконец мерзость земного запустения, заодно со всей ненавистной аскетам плотской жизнью. Именно староверческое нигилистическое мировоззрение, достигшее огромного - многомиллионного - влияния к началу века, предрешило крушение монархии и, соответственно, падение Российской империи как христианского государства.
Особо крайние течения старообрядческого сектантства носят названия беспоповства и т.н. "духовного" христианства или хлыстовства (в XVIII в. от них отпочковались скопцы-кастраты). Хлысты утверждали, что лучший способ борьбы со страстями - умерщвлять человеческую плоть (?!) путем удовлетворения всех ее желаний. В этом алогизме они повторяли средневековых гностиков-аскетов - катаров и альбигойцев, организаторов массовых сексуальных оргий на Юге Европы. Удивительно, как крайности религиозного аскетизма всегда переходят в откровенный светский гедонизм. По данным П.Буткевича, к 1915 г. "хлыстовство охватило всю русскую землю. Нет той губернии, нет того уезда, в которых не было бы хлыстовства в той или иной форме." Заметим, что хлыстовство в начале ХХ в. проникло и в интеллигентскую среду как вариант мистицизма.
К величайшему сожалению, глубина русских эзотерических движений мало кем исследована и, скорее всего, по политическим причинам. Разве могли большевики признаться в том, на каком основании покоится "советская" власть? Кому они "в первую голову" обязаны своей безусловной победой? Правда, народность и даже народничество большевизма уже давно никем не оспариваются...
Что же так отличает всех наших сектантов - наследников явных и неявных церковных расколов? Как их можно отличить, не вдаваясь в историографию внутрисектантской жизни?
Большинство российских сектантов всегда отрицает законность священства как якобы утратившего божественную благодать, впрочем, как и все человеческие установления, отрицает право как принцип светского существования (очень поучительна в этой связи история со сменовеховством и евразийством). Поэтому любого сектанта легко и просто вычислить по ответу на элементарный вопрос: признает ли он хотя бы церковную иерархию? Структура церкви и государства, их иерархия, все то, что всегда выстраивается в неизбежную систему общехристианских ценностей чужды самому духу сектантства. Система для сектантов слово исключительно ругательное.
Кроме того последовательные сектанты непременно мнят себя "вне" мира сего, подсознательно претендуя на святость, в результате чего ведут себя в этом мире неадекватно, забывая что неотмирность и святость есть две великие разницы. Они инстинктивно враждебны позитивной общественной, политической и вообще какой-либо форме жизни, благословляя изоляционизм и разрушение. Только с этой целью они могут себе позволить некое подобие партийной организации, не имеющей ничего общего с традиционным пониманием партии как инструмента борьбы за власть (ср. с современным национал-большевизмом Лимонова, Дугина или коммунизмом Ампилова).
Власть для сектанта это символ зла. Добро же и зло перемешаны у религиозных нигилистов до степени их полной неотличимости друг от друга. Поэтому немудрено, что любой сектант пытается в какой-либо форме обосновать свою оторванность от жизни и нравственных ориентиров. И здесь подготовка революции и ее оправдание становятся основной из многих безусловно уродливых форм примирения нигилиста с жизнью.
Разрушая царскую Россию, большевистские идеологи просто не могли не учитывать, привлекая на свою сторону, многочисленных представителей религиозного нигилизма, для которых распад страны одним им известным образом ассоциировался с лжехристианским мессианством, присущим любому из видов сектантства. И большевики использовали этих бедолаг, что называется, на полную катушку.
Имеет смысл остановиться на некоторых из известных и талантливых сектантов, осмысленно послуживших рупорами большевиков во время революции и гражданской войны.
Это прежде всего Николай Клюев - гениальный поэт, воспевший революционное разрушение. Клюев провозглашает святость не только греха, но и кощунства, что так типично для русского сектантства вообще.
Еще одна мощная фигура - Сергей Есенин, всю жизнь колебавшийся между богоборчеством и язычеством, что опять-таки чрезвычайно типично для массового сознания периода революции. Любимые его герои - Пугачев и Махно. В 1919 г. он безуспешно пытался вступить в партию, а до того опубликовал поэму "Инония" (1918), в которой объявлял себя пророком, низвергающим Бога и садящимся на Его место.
Среди прочих религиозных мистиков, удобривших собой революционное поле, следует отметить таких мастеров слова как Ольга Форш, Евгений Лундберг, Рюрик Ивнев, Александр Блок, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Мариетта Шагинян, Валерий Брюсов и многих, многих других... Близко мистицизму и творчество композитора Скрябина, сказочника Бажова, поэта Маяковского и художника Петрова-Водкина.
С мистиками 80-летней давности перекликается неосимволизм современных рок-поэтов, в первую очередь Бориса Гребенщикова. Последний, базируясь на стилистике абсурда Анатолия Гуницкого, создал целую мифологию, своеобразно преломляющую древнюю гностическую антисистему Мани и Маркиона.

*  *  *

Таким образом, в 1917 году в России победил дух сектантства, религиозного нигилизма - гностицизма, а стало быть дух явным образом антихристианский. В этом бы не было ничего сенсационного, если бы не многолетнее замалчивание российской религиозной вражды, присущее и любой другой стране мира. До сих пор витает раскольнический дух среди воспитанных на сектантских литературе и искусстве мещан, благословляющих "бедность" и порицающих "богатство", приземляя и толкуя по-своему универсальное понятие о справедливости. Взять хотя бы постоянно обеляемую легенду о Павлике Морозове или книги начальника разведотдела Зои Воскресенской. Эти люди (а имя им легион) и становятся главными жертвами тоталитарных посткоммунистических сект - их сознание вполне подготовлено для понимания "злой мудрости".
О сектантском же происхождении большевизма, гностицизм которого подчеркивали в своих исследованиях Ален Безансон и Лючиано Пелликани, достаточно красноречиво говорит младогегельянское происхождение самого марксизма. Действительно, для этой идеологии история так же как и для мистицизма имеет свой скрытый, "диалектический" смысл, в то же время доступный ряду посвященных лиц - в данном случае коммунистической верхушке. Реальному же миру с такими его людскими слабостями как стремление к покою и сытости странным образом противопоставляется горизонт земного "прекрасного далеко", за которое можно и нужно сражаться (кто виноват? что делать? за что боролись?). В этой борьбе зло может и должно оказываться промежуточным орудием для полного всечеловеческого и окончательного "добра", носящего явные признаки соловьевского "всеединства", к которому и стремится всей своей "мировой душой".
В итоге все разговоры об "атеизме" революционеров и воспитанного им поколения строителей коммунизма просто-напросто оказываются слабой маскировкой их активного антихристианства, а стало быть обычного сектантства, пытающегося революционно-нигилистическим путем устранить религиозного конкурента. Как говорится, старо как мир.

О.В.


Социум

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ МОСКОВСКОГО ДУХОВЕНСТВА К СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ

Ваше святейшество!
Причина нашего обращения к Вам послужил материал прот. Иоанна Свиридова "Чистый переулок продолжает погром в московских приходах. Арсений на Кулишках", напечатанный в ╧ 4231 парижской газеты "Русская мысль".
Мы хотим выразить свое возмущение тем потоком грязных слухов, уличной брани, откровенной клеветы, бездоказательных обвинений и несправедливых оскорблений, который был обрушен на Вашего викария архиепископа Истринского Арсения и косвенно на Вас - Предстоятеля нашей Церкви. Сам тон статьи, недопустимый даже для "бульварной" прессы, написанный православным священнослужителем, является признаком серьезной духовной болезни, требующей незамедлительного врачевания. Кроме того, прот. Иоанн Свиридов демонстрируя своей статьей вопиющее невежество и бескультурье, граничащее с хулиганством, обвиняет архиепископа, закончившего Духовную Академию в "прискорбной необразованности" и отсутствии культуры.
Московское духовенство категорически отвергает все инсинуации прот. Иоанна Свиридова и, напротив, свидетельствует, что архиепископ Арсений - это рассудительный, справедливый и смиренный архипастырь, целиком отдающий себя на служение Церкви Христовой.
Публикация статьи прот. Иоанна Свиридова может быть расценена как очередная провокация, имеющая цель скомпрометировать Русскую Православную Церковь в глазах общественного мнения.
Эта статья прот. Иоанна Свиридова не является чем-то случайным, а служит ярким примером той антиправославной деятельности, которую этот протоиерей осуществляет более 3 лет в качестве главного редактора католического "Христианского церковно-общественного канала", на волнах которого постоянно звучат неправославные идеи и призывы к церковной смуте.
Мы смиренно просим Вашего архипастырского вмешательства, дабы присечь соблазн, происходящий от того, что подобные статьи и антиправославные передачи исходят от священнослужителя Русской Православной Церкви.

К настоящему времени обращение подписали более 200 священнослужителей Москвы


Литература

О ВЫХОДЕ КНИГИ "ВАТИКАН: НАТИСК НА ВОСТОК"

В издательстве "Одигитрiя" вышла новая книга "Ватикан: натиск на Восток". Этот сборник статей, подготовленный православным братством Святителя Марка Ефесского, раскрывает сущность современного католицизма. На его страницах рассматривается важнейшая проблема современной религиозной жизни - взаимоотношение Православной Церкви и католичества.
Ныне эта проблема стала особенно острой ввиду усиления экспансии Ватикана как на Украине, так и в России. Разгром униатами православных приходов на Западной Украине (на Львовщине и в Галиции), назначение весной этого года еще двух епископов в Россию и одного на Украину, деятельность католичествующих обновленцев подтверждает актуальность Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года, призывающего "решительно противостоять на приходском, епархиальном и общецерковном уровне католическому прозелитизму".
В книге собрана обширная информация по истории православно-католических отношений, что позволяет рассматривать сборник "Ватикан: натиск на Восток" как своего рода справочное пособие в противостоянии католической экспансии. В ней можно ознакомится с высказываниями Святых Отцов о латинстве, определившими его как ересь, что необходимо знать ввиду постоянных спекуляций сторонников экуменизма, именующих католичество не иначе, как "церковь-сестра".
В книге рассказывается о истории русских католиков, а также о деятельности современных московских униатствующих священнослужителей Иоанна Свиридова, Георгия Чистякова, Иннокентия (Павлова) и Игнатия (Крекшина).
Ввиду того, что в 1997 году Римский Папа в письме российскому президенту настойчиво рекомендовал считать католицизм "традиционной российской конфессией", в сборнике приводятся исторические факты традиционной вражды Рима к Православной Церкви на протяжении столетий.
Особый интерес представляет анализ так называемого "Баламандского соглашения" с Ватиканом 1993 года, имевшего для Православия самые печальные последствия. "Церковь-сестра" воспользовалась "Баламандским соглашением" для разгрома Православия на Западной Украине. Один из пунктов Баламандского документа был использован в качестве обоснования закона "О поочередном пользовании храмами", принятого Верховной Радой Украины, в результате которого у Русской Православной Церкви были отобраны сотни храмов.
Следует также отметить исторические публикации сборника, посвященные подвигам Константинопольского экзарха Никифора в трагические времена Брестской Унии 1596 года и мучеников и исповедников Карпатской (Галицкой) Руси (XIX-XX вв.), православно-русское возрождение которой было утоплено в крови униатами и украинскими самостийниками.
В сборнике приводятся письма православных прихожан, которые возмущены действиями местных клириков, граничащих с вероотступничеством. Так, в Софийском соборе Царского Села протоиерей Геннадий Зверев на Пасху молился и причащался с еретиками-католиками, а в г.Обнинске игумен Ростислав (Колупаев) устроил поклонение католической святыне "Фатимской статуе" в присутствии сопровождавших статую ксендзов.
Сборник "Ватикан: натиск на Восток" также предупреждает о пагубных последствиях снисходительности перед лицом усиливающейся католической экспансии, в частности, деятельности ордена иезуитов. Сегодня, воспользовавшись смутным временем и ослаблением России, Ватикан осуществляет очередной натиск на Восток на Православие, очередной, но не последний, так как вряд ли и этот окажется победоносным.
(Книгу можно приобрести в Сретенском монастыре по адресу: Москва, Б.Лубянка, 19.)

Сергей Носов


Мнение

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА РОССИИ НА СТАРЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СТИЛЬ

В России сегодня реально существуют два календаря: один "светский", другой церковный. Нередкими стали дискуссии о возможности перехода Православной Церкви на гражданский стиль. Но примирить разногласия в счете времени между русской Церковью и русским обществом можно и иным путем: возвращением российского государства к традиционному национальному календарю.

Невозможность перехода Православной Церкви на новый стиль

Попытки перевести Православную церковь на новый календарь всегда встречали серьезные и обоснованные возражения со стороны верующих, в особенности богословски образованных людей. Глубокий анализ этой проблемы представил в своем докладе "О новом и старом стиле" один из крупнейших церковных авторитетов нашего века архиепископ Серафим (Соболев) на московском Всеправославном Совещании 1948 г. Не вдаваясь в тонкости, достаточно отметить, что юлианский календарь имеет для Церкви сакральное значение, так что его иногда называют "иконой времени". Поэтому упразднить старый стиль можно только вместе с Русской Церковью.
То возражение, что некоторые автокефалии перешли на новый стиль, убедительным аргументом быть не может, поскольку эти самочинные действия воспринимаются церковным сознанием как антиканонические и отступнические.

Православный календарь - основа здорового духовного режима жизни нации. Исторические и нравственные аспекты

Исторически юлианский календарь утвердился в нашем Отечестве со времени Крещения Руси при равноапостольном великом князе Владимире. Таким образом, он существует у нас более 1000 лет и стал национальным и традиционным. Григорианский же календарь был введен сравнительно недавно большевистской властью.
Смена календаря в России в 1918 году сопоставима с такими кощунственными революционными нововведениями, как уничтожение древних памятников культуры и разорение святынь.
Никакое благочестие не может привиться в народе, пока организация повседневной жизни противоречит животворящей традиции Церкви. (Новый год вклинивается в Рождественский пост, праздник Богоявления попадает на рабочий день...) жизнь протекает уродливо, антидуховно.

Старый стиль вовсе не признак отсталости. Передовая наука за старый стиль

Стыдиться "отставания" от западного мира нам не пристало. Бояться разрыва с "цивилизованным" миром не следует. Скорее есть повод опасаться ассимиляции нашей традиционной культуры. Полезно учесть опыт тех стран, которые находят внутренние силы для сохранения своей самобытности, языка, культуры, веры.
Национальный календарь используется в таких развитых государствах, как Япония и Израиль. Для внешнего экономического и политического общения эти государства используют европейский счет времени, а для поддержания внутренней духовной культуры строго придерживаются традиционного религиозного календаря.
Кого-то может удивить, что переход от нового стиля к старому справедливо может быть расценен не как возвращение к средневековью, а как вполне прогрессивный шаг.
Дело в том, что точные науки, изучающие течение времени, - хронология, астрофизика - пользуются только естественной временной шкалой, то есть юлианским равномерным календарем. Григорианский календарь оказался слишком искусственным, сложным и неудобным при научных расчетах из-за путанной системы високосных годов.
Для России старый стиль - естественен, новый стиль - чужероден. Ошибаются те, кто полагает, будто европейский календарь - "светский", в отличие от русского, "церковного". Объективность требует признать, что он по происхождению своему такой же сакральный, но только не православный, а еретический - латинский. Зачем же заставлять жителей России мерить время по западному эталону, к тому же связанному с именем папы Григория XIII?
Архимандрит Рафаил (Карелин) в работе "Мистика земного времени", оценивая календарную реформу папы Григория XIII, говорит, что "...от календаря было оставлено только то, что отвечало новой шкале ценностей, на вершине которой находились практицизм, унификация и обезличивающий коллективизм. Не научные достижения, а духовное снижение и приземленность создали в странах Европы поле для распространения этого календаря".
Царь Петр I, известный своими реформами российской жизни на европейский лад, даже перенеся начало года с 1 сентября на 1 января, не посягнул на то, на что посягнул папа Григорий XIII - на идущую от сотворения мира череду последовательно сменяющихся дней и месяцев.
Изменение календаря было совершено вопреки мнению специально образованной 18 февраля 1899 года Русским астрономическим обществом особой ученой комиссии для выяснения возможности и целесообразности перехода на новый стиль, постановившей, что "нет оснований к введению в России (а тем более в Церкви) заведомо неправильного григорианского календаря". Профессор Петербургской Духовной академии В.Болотов так высказался о православном юлианском календаре: "Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями. Думаю, что культурная миссия России состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной григорианской реформы к неиспорченному старому стилю".
Если кто-то считает, что возвращение к юлианскому летоисчислению ущемит чьи-то интересы и права, то пусть зря не беспокоится. Атеистам это должно быть практически безразлично. Православным (и старообрядцам) весьма желательно. Магометанам и иудеям, можно предоставить исключительное право жить своим календарем (они им и так пользуются). Так, что в полном соответствии с недавно принятым законом о свободе вероисповедания, государство, учитывая интересы подавляющего большинства населения, должно вернуться к традиционному русскому церковному календарю.

Священник Константин Буфеев


СМИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТУПА К МАТЕРИАЛАМ ИНФОРМАГЕНТСТВА "СЛАВЯНСКИЙ МИР" ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ

Организован доступ к информационным бюллетеням и сообщениям "ленты новостей" информационного агентства "Славянский мир" по электронной почте.
На литсервере по адресу: lr@sapem.relis.ru расположены телеконференции:
slavmir - информационные бюллетени,
slavmirln - сообщения "ленты новостей".
Для получения списка файлов телеконференций по адресу lr@sapem.relis.ru необходимо послать строку-запрос, состоящую в содержательной части письма только из:
ind slavmir или ind slavmirln.
Для получения интересующего файла - (соответственно):
get slavmir файл или get slavmirln файл.
Дополнительную информацию о функционировании литсервера и телеконференций можно получить, послав по адресу lr@sapem.relis.ru строку-запрос: help.

__________
(РОПИ)

∙ Рубрика ∙  Вверх