Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень ╧ 25
Август 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации ╧ 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Экономика

РОССИЯ, БЕЛОРУССИЯ И ВАЛЮТНЫЙ КРИЗИС В АЗИИ


Россия - Белоруссия

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО АНАЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ


Казахстан

О ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ

МНЕНИЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ


Туркмения

ОБРАЩЕНИЕ РУССКОЙ ОБЩИНЫ ТУРКМЕНИСТАНА


Балканы

КОСОВСКИЙ КРИЗИС И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ РОССИИ


Экономика

РОССИЯ, БЕЛОРУССИЯ И ВАЛЮТНЫЙ КРИЗИС В АЗИИ

Создание "империи доллара", который стал мировой резервной валютой, заменив собой золото, позволило Америке создать в начале второй половины нынешнего века атмосферу всеобщего благополучия в собственной стране.
Вслед за развалом Советского Союза произошел и распад двухполярного мира, основанного на существовании двух сверхдержав. С исчезновением одной из них, многие страны выступили против резкого усиления США и их попытки подмять под себя мировые финансы, и вместо монополярного мира, как планировали американцы, сложилось полиполярное устройство, имеющее несколько мировых центров: США, Объединенная Европа, Япония и быстрыми темпами развивающийся Китай, активно включившийся в новый передел мира.
...
Рассмотрим динамику развития этого процесса в мире, в России и в Белоруссии за минувший год, в течение которого резко обозначились позиции сторон и противоречия, существующие между ними. Обратим внимание, прежде всего, на фондовый и валютный рынки, а также рынок драгоценных металлов, то есть, те сферы, которые составляют основу мировой финансовой системы и в последнее время были подвержены наибольшим потрясениям.
...
Сигналом к американской атаке на Китай стало присоединение 1 июля 1997 года бывшей британской колонии Гонконга к КНР. А уже 2 июля случилась обвальная девальвация таиландского бата, 3 июля рухнула малазийская ринггита, 4 июля - филлипинская песо и считавшийся всегда надежным сингапурский доллар. Валюты этих стран в разной пропорции подешевели по отношению к американскому доллару более чем на 20 %. Премьер-министр Малайзии обвинил во всех смертных грехах американца венгерского происхождения - Джорджа Сороса, который вытянул из экономик этих стран в тот период миллиарды долларов. Потери только одной Малайзии эквивалентны четырехкратному размеру годового национального бюджета. В Таиланде были вынуждены сразу на 10 % поднять налог на добавленную стоимость, что сразу ударило и по инвестициям в экономику, и по росту ВВП.
Может возникнуть вопрос: "В какой взаимосвязи находятся эти страны и КНР?" Все дело в том, что схема проникновения материкового Китая в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, да и сейчас уже по всему миру, заключается во внедрении китайского (читай КНР) капитала в нижние эшелоны экономик, и далее в поднятии своих представителей и своих коммерческих структур вверх по иерархической лестнице, как в коммерческой сфере, так и во властных структурах. И если в различных регионах мира, в том числе в России и в США, степень этого проникновения еще не играет главенствующей роли, то в странах Азиатско-Тихоокеанского бассейна, эта схема сработала на все сто процентов. Для укрепления своих экономических позиций в регионе КНР опирается на этнических китайцев, либо проживающих в этих странах (хуацяо), либо специально внедренных туда ("искусственных" хуацяо), которые уже достаточно прочно обосновались в верхних эшелонах экономической и политической власти, что позволяет материковому Китаю во все большей мере "замыкать" эти страны на себя, и в ближайшей перспективе может сделать КНР действительно мировой супердержавой. Итак, удар США был направлен не конкретно по этим странам, а по тому, кто стоит за ними - по КНР. Особенно сильно противостояние ударило по азиатским странам (бывшим так называемым "азиатским тиграм"), чьи экономики тесно завязаны на американскую.
Этого американцам показалось недостаточно, и они решились на удар уже непосредственно по своему основному противнику, не просчитав как следует свои силы и средства. На гонконгский доллар, до этого одну из самых надежных валют в регионе, была проведена мощнейшая атака. Глава ЦБ в Гонконге был вынужден обратиться за помощью к своему коллеге в Пекине. До сих пор точно неизвестно, каких валютных затрат эта поддержка стоила властям КНР, но захлебнувшаяся атака рикошетом ударила по Нью-Йоркской фондовой и валютной бирже, спровоцировав снижение стоимости акций американских корпораций и ослабление доллара, и вызвав дополнительную волну кризиса. Но главный результат этого противостояния - миру было показано, что позиции США в сфере мировых финансов не являются неуязвимыми.
Есть основания полагать, что Япония также была заинтересована в ударе США по Гонконгу. У нее давно вызывает беспокойство мощно развивающаяся экономика КНР (первое место в мире по темпам роста ВВП - 11%, второе - Белоруссия - 10%). Однако из-за неудачи, первая волна кризиса основательно прошлась и по ней. Результатом этого стала активизация контактов с высшим руководством КНР и России и выражение готовности японцев к поиску взаимоприемлемых компромиссов для решения международных вопросов в регионе.
Одновременно с атакой на Гонконг, второй удар американцы направили на пытающуюся проводить самостоятельную политику, но гораздо более слабую Бразилию, которой придется за свою слабость заплатить не только десяток миллиардов долларов, но и поплатиться своей пенсионной системой. Причина американского удара - попытка предотвратить окончательное оформление латиноамериканской организационно-финансовой структуры - МЕРКОСУР, ведущая роль в создании которой принадлежит Бразилии, и выход региона из-под финансового контроля США.
Основным результатом летнего 1997 года валютного противостояния в АТР стал четко обозначавшийся водораздел, пролегший между имеющими соизмеримые на данный момент финансовые возможности странами - США и КНР. Насколько серьезно первые сегодня относятся ко вторым можно судить по тому факту, что совсем недавно Билл Клинтон подписал новый план перенацеливания ядерных боеголовок: часть из них с России перенацелена на Китай, на основные военные и правительственные объекты (показательно и то, что такая информация попала в прессу).
В начале осени 1997 года руководство КНР вело интенсивные переговоры с руководителями других стран региона, с целью на будущее обезопасить фондовые и валютные рынки своих стран. Главная задача - ограничить влияние МВФ, являющегося инструментом воздействия США на мировую экономику, в том числе и в АТР. Эту идею поддержала даже Япония, которая все больше ориентируется на внутрирегиональные процессы, видя слабость позиций США. Однако японо-китайские противоречия и категорическое "нет" США привели к принятию "посреднического" решения - роль главного регулятора финансов в регионе останется за МВФ, но страны бассейна создадут собственную систему финансового мониторинга и самостоятельно будут предоставлять средства нуждающимся в этом. В ближайшей перспективе стоит задача создания Азиатского валютного фонда уже не под эгидой США.
С конца 1997 года китайцы начали готовить контратаку, активно скупая, в том числе, американские ценные бумаги, благо финансовые ресурсы позволяли им это делать. Новая атака на США была приурочена к визиту Генерального Секретаря ЦК КПК и Председателя КНР Цзян Цзэминя в Вашингтон. На второй день его визита в Гонконге произошел обвал акций американских корпораций, большей частью входящих в финансовую империю Сороса. В течение нескольких дней обвал был искусственно поддержан на Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах. Фондовые активы США упали на 10%. (По оценкам ведущих аналитиков, величина "американского пузыря", то есть "дутых", не обеспеченных реальными ценностями активов, составляет еще, как минимум, 30-40%.) Окончательный размер потерь американской стороны пока еще точно не подсчитан, однако ясно, что он измеряется десятками миллиардов долларов. Сейчас финансисты США ведут тайные переговоры с "красными" банкирами Китая, выторговывая уменьшение давления на фондовом рынке в обмен на послабление в режиме торговли наукоемкими технологиями.
Японцы крайне осторожны в оценке этих переговоров, хотя и не исключают возможность формирования общего азиатского финансового фронта против США. Поэтому в ближайшее время следует ожидать все большее дистанцирование Японии от своего бывшего партнера. Как следствие может начаться перевод японских долларовых валютных накоплений (одних из самых больших в АТР) в другую твердую валюту. В решении этого вопроса многое будет зависеть как от позиций Новой Европы, так и от позиции Китая - кого он решит топить первым - США или Японию (обоих сразу ему не под силу), а примирение с любой из этих стран вряд ли представляется возможным.
Интересно также и то, зачем китайцы, за счет проведения эффективных экономических реформ и целенаправленной внешнеторговой политики, сосредоточили у себя значительные средства в американских долларах. Явно не затем, чтобы поддерживать на плаву американскую экономику. Пробный выброс наличных долларов, который китайцы сделали в ноябре 97-го параллельно с фондовым кризисом, цели не достиг. Барьер поставила Новая Европа. Франция и Германия предприняли меры для поддержания доллара на плаву, ибо они испугались такой форсированной дестабилизации существующих валютных отношений накануне сложного и болезненного процесса запуска новой евровалюты, которую они предполагают сделать основным эквивалентом, если уж не мировых, то, по крайней мере, европейских ценностей.
Опасного уровня достигло противостояние между долларом и китайским юанем. Сценарий развития событий может быть таким, что американцы отрежут свою заокеанскую "зеленую массу", а вместе с этим и мечты о мировом геополитическом господстве, но это позволит им безбедно просуществовать еще какой-то исторический период, либо китайцы "обрушат" доллар до уровня валюты "третьих" стран. Отголоски этого уже слышны и в России. Так руководитель проевропейски ориентированной фракции в Государственной Думе "Наш дом - Россия" А.Шохин выразил свою озабоченность сильной долларизацией нашей экономики и призвал активнее интегрироваться в Новую Европу с заменой доллара в качестве ценностного эквивалента на евро. В ближайшее время следует ожидать усиление лоббирования вопроса проведения на ММВБ торгов по китайскому юаню.
Более того, США могут в ближайшее время потерять контроль над Панамским каналом, после того как 31 декабря 1999 года последний американский солдат покинет территорию Панамы. Подконтрольная Пекину гонконгская фирма ведет переговоры с правительством Панамы о передаче ей прав контроля над как над каналом, так и над прилегающими к нему территориями.
К 2000 году из неприсоединенных китайских территорий останется только остров Тайвань, который, к этому времени, скорее всего, сам созреет для "мирного объединения Родины" (предпосылки к чему сейчас сильны как никогда). При таком развитии событий, американцы будут вынуждены убрать свою военную базу с острова Окинава, которая тогда практически полностью потеряет свое военно-стратегическое значение.
Предельно внимательно следит за действиями противников Япония, которая, располагая большим количеством американских ценных бумаг и долларов, может пострадать серьезнее самих борцов. Результатом ноябрьского фондового кризиса в Японии стало банкротство 14 крупных банковских и коммерческих структур со всеми вытекающими отсюда последствиями для нации и экономики. Поэтому сейчас Япония начала свою игру по выходу из кризиса. В принципе, она способна инициировать третью волну мирового финансового кризиса, которая может полностью "накрыть" США. Америка, опасаясь этого, пытается максимально обострить японо-китайские противоречия.
Одновременно с мировым фондовым кризисом наблюдался обвал мировых цен на золото, который, в отличие от первого процесса, прошел на удивление тихо. Все мировые средства массовой информации, будто по команде, не заметили возникшей ситуации, а она немаловажна для мировой экономики.
На протяжении значительного промежутка времени цена на золото колебалась в пределах 325 (плюс-минус пять) американских долларов за тройскую унцию (31,1 гр.). Выброс золота начался одновременно с выбросом на мировой рынок американских ценных бумаг. К концу ноября цена за унцию упала до, казалось бы, психологически непреодолимого барьера - 300 долларов. Но и этот барьер был скоро преодолен. Такие перепады цен на золото случаются крайне редко. Сейчас развитые европейские страны сокращают свои золотые запасы.
Последствия падения цены на золото можно проиллюстрировать на примере России, золотой запас которой на 01.11.1997 г. составлял 490 тонн и оценивался в 22,9 млрд. долларов. 11 декабря этот же запас оценивался уже на 4,9 млрд. долларов дешевле.
Судя по всему цена на золото уже никогда не вернется к своему прежнему рубежу. Выгодно это прежде всего странам, у которых динамично развивается экономика, но которые не располагают большим золотым запасом. А вот убыль США от падения мировых цен на золото не поддается никакой калькуляции.
Какие выводы можно сделать из вышесказанного?
Во-первых, время западноцентризма закончилось. Исчезновение Советского Союза уничтожило стержень, объединяющий его противников. Мир распадается на региональные блоки. Теперь ведущую роль начинают играть не финансовые спекуляции, а ресурсы, производственно-технологические мощности, научный потенциал.
Во-вторых, в современном мире четко обозначились основные политико-финансовые центры: Новая Европа (с доминирующим положением Франции и Германии), Израиль (все более раздираемый внутренними противоречиями западной и восточной ветвей иудаизма), США (с их экономикой, не обеспеченной реальными ценностями, но с ценными бумагами и долларами) и Азиатско-Тихоокеанский центр, складывающийся вокруг Китая. Эти центры могут вступать в различные корыстные союзы между собой против третьей стороны, но долговременная дружба между ними невозможна.
В-третьих, экономики первых трех центров все более утрачивают динамику развития, в то время как четвертый центр динамично развивается. Приостановить это может только нехватка природных ресурсов со всеми вытекающими отсюда последствиями по новому переделу мира. Базируется этот центр на мононациональной платформе, что затрудняет процесс "раскачивания" его изнутри. Китайцы всерьез начинают верить в высшее предназначение "срединной империи" или "срединного государства" (так звучит название Китая в прямом переводе с иероглифов), все остальное для них периферия. В итоге шансы Азиатско-Тихоокеанского центра в борьбе за новый передел мира в начале следующего тысячелетия выглядят предпочтительней.
В-четвертых, финансово-валютное противостояние мировых центров, а особенно КНР и США, достигает своего апогея. Ситуация может выйти из-под контроля в любой момент. Ведущие аналитики Союза России и Белоруссии полагают, что следующий этап кризиса начнется, скорее всего, с крушения одного из крупных национальных рынков Латинской Америки, который сильно завязан на экономику США. Это должно привести одномоментно к обесцениванию американских фондовых активов еще на 10-15 %, после чего у США могут начаться трудноразрешимые проблемы.
Обращает на себя внимание и тот факт, что КНР "тихо" прекратила поставку оружия Ирану и Сирии, а один из ведущих разработчиков американской внешней политики Генри Киссинджер недвусмысленно заявил, что "необходимо отказаться от конфронтации с Ираном, и что ему необходимо предоставить дополнительные гарантии и пути выхода на Запад в противовес враждебным Америке силам".
У Китая на данном этапе вряд ли достаточно сил в одиночку "раскачать" мировой рынок сразу в нескольких "номинациях". Есть основания полагать, что мир стоит перед лицом неафишируемого тайного сговора между спецслужбами и финансистами КНР и Израиля по новому переделу мира, подробности которого вряд ли станут достоянием широкой общественности, и промежуточной (ближнесрочной) целью которого является создание Союза Независимых Штатов Америки.
...
Необходимо заметить, что значительные различия экономических моделей России и Белоруссии стали основанием для специфики реагирования рынков этих стран на развернувшийся мировой кризис. Различия заключаются в следующем: второе место в мире по темпам роста ВВП у Белоруссии и продолжающееся седьмой год падение производства в России, небольшой объем иностранных инвестиций в РБ и полная открытость для иностранного капитала слабой российской экономики, степень зависимости от международных финансово-кредитных организаций, схемы проведения приватизации, определенность в своей внешней политике, наличие политической воли у руководителей государств и т.д. Эти причины и обусловили различное влияние кризиса на экономики РБ и РФ.
Что характерно для фондовых рынков двух стран? Прежде всего, это парадоксально быстрый рост акций стагнирующих и убыточных российских предприятий и медленно-умеренный - белорусских. Причина на поверхности - это приватизация "по-чубайсовски" в России, когда оценочная стоимость предприятии в десятки и сотни раз меньше реальной, и доступ к скупке этих акций - у узкого круга "особо приближенных лиц", зато запас для роста акций на рынке - огромный. К примеру, АО "Сиданко" была куплена ОНЭКСИМом за 20 млн. долларов. А через полгода ОНЭКСИМ перепродал 44 % акций в общей сложности за 771 млн. долларов, то есть "наварил" более 1750 %. Вот это, более или менее реальная цена такого предприятия, но только деньги эти пошли не в бюджет, а неизвестно куда. Поэтому и росли российские акции при общем спаде экономики, и, думается, им еще расти и расти до реальной стоимости, если бы не мировой финансовый кризис. Падение курсов произошло в большей степени из-за того, что рынок ценных бумаг стали спешно покидать как иностранные, так и российские инвесторы. Причина все та же - фондовый рынок в России не подкреплен успехами в реальном секторе экономики, и поэтому рано или поздно обречен на провал, вне зависимости от каких бы то ни было иностранцев.
Реакция российской экономики на мировой фондовый кризис интересна еще одним явлением - сильнее всего, в отличие от других государств, в России пострадала кредитно-банковская система. Все дело в том, что российские банки так и не стали ими в полном смысле этого слова, то есть учреждениями, привлекающими деньги вкладчиков для кредитования реального сектора экономики, а не для биржевых спекуляций. Поэтому они и попали в такое тяжелое положение при первом же крупном финансовом потрясении. Рухнул рынок ГКО (государственных казначейских облигаций), причем в большей мере, чем даже в ноябре 1996 года в момент болезни Б.Ельцина. Иностранцы начали сбрасывать не только акции, но и другие российские ценные бумаги. Государственные убытки на ГКО исчисляются десятками миллиардов долларов. Явно обозначилось бегство от рубля. Продолжающаяся стагнация экономики выплеснет на улицу новую волну безработных, усугубит бюджетный кризис и может привести к новым социальным потрясениям.
Примечательно, что с января 1995 года, когда количество банков достигло 2500, в России закрывались более двух десятков банков в месяц. В число неконкурентоспособных в последние годы попали даже крупные банки, разоряющиеся совсем не по причине преднамеренного банкротства: "Национальный кредит", "Московский межрегиональный коммерческий банк", "Тверьуниверсалбанк", "Часпромбанк" и многие другие.
Первый тревожный сигнал для банковской системы прозвучал в августе 1995 года, когда в течение нескольких дней рынок межбанковских кредитов был практически полностью парализован. Многие банки так и не смогли окончательно оправиться от того кризиса, а банковская система была спасена только за счет огромнейших денежных инъекций Центробанка. Почти та же ситуация сложилась и в ноябре 1997 года, когда начался отток денег со спекулятивного рынка, а этот вид деятельности - основной практически для всех российских банков. Очень многие из низ стали испытывать сильнейшие финансовые затруднения, а газеты и журналы запестрили сообщениями: "Продается банк с генеральной лицензией ЦБ". Выжить в такой ситуации могут только банки, приближенные к госденьгам. Все это означает, что российские банки, несмотря на фактически десятилетние существования отечественной банковской системы, по-прежнему, больше спекулятивные финансовые компании, привлекающие деньги вкладчиков, нежели банки, инвестирующие деньги в реальный сектор экономики.
Для Белоруссии мировой финансовый кризис прошел практически незаметно. Причин этому видится несколько.
Во-первых, это - централизация управления инвестиционными ресурсами и хорошо продуманная и контролируемая правительством схема приватизации промышленных предприятий, в корне отличающаяся от российской по основным принципам, методам и темпам ее проведения. В основу ее положена стратегия медленной продажи пакетов акций крупных промышленных предприятий целевым иностранным инвесторам, с взятием последними определенных обязательств по подъему данных отраслей экономики, а не выброс этих акций для биржевых и банковских спекуляций. Акции немногих приватизированных действующих предприятий приносят стабильный доход, и поэтому даже в момент пика мирового кризиса, скидывать их никто не спешил.
Во-вторых, грамотные внешнеполитические и внешнеэкономические шаги белорусского руководства.
В-третьих, наличие политической воли у первого лица государства. Все эти и ряд других мероприятий позволили белорусской экономике без потрясений пережить мировой фондовый кризис.
...
Что касается России, то основные причины бед ее финансово-банковского кризиса заключаются в следующем:
- оторванность и узкоспециализированная направленность (основная и практически единственная форма сотрудничества с международными банковско-инвестиционными организациями - различного рода займы) России в мировой финансовой системе;
- оторванность российской финансово-банковской системы от реального производительного сектора экономики, слабая взаимосвязь с базовым народно-хозяйственным комплексом (именно поэтому, даже слабого импульса мирового кризиса было достаточно для произведения достаточно больших разрушений в российской экономике).
На сегодняшний день это порождает необходимость:
- пересмотра властями политики поощрения раздувания фондового рынка в условиях отсутствия экономической стабилизации и дальнейшего наращивания государственного долга;
- финансово-законодательного ограничения "спекулятивной" деятельности банков и предоставление максимальных возможностей и льгот для вложения банковского капитала в реальный сектор экономики, направление его на поддержание и развитие крупных отечественных корпораций, способных, как Газпром, на равных бороться на мировом рынке;
- ужесточения государственного регулирования экономическими процессами.
Должна произойти смена внешнеполитического курса с учетом новых объективных мировых реальностей. Запад помогать нам не собирается, к тому же он сейчас занят своими проблемами. России следует более активно изучать и перенимать передовой мировой опыт, в том числе КНР и Белоруссии, по государственному регулированию и управлению экономическими процессами.

По материалам Главного аналитического управления Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Россия - Белоруссия

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО АНАЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Настоящий материал подготовлен на основе работ руководителя Главного аналитического управления Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (ГАУ) А.Б.Рудакова, начальника управления оперативного анализа ГАУ Д.А.Фомина, консультантов ГАУ О.А.Дзызы и А.Л.Евдокимова

В условиях современного, динамично изменяющегося мира перед Союзом Беларуси и России и его лидерами встает один из важнейших стратегических вопросов - определение своего места и возможных союзников в новых геополитических реалиях.
Особое значение в деятельности Союза имеет его представительный орган Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. На него возложены задачи по выработке нормативно-правовой базы интеграции в политической, социальной, экономической и иных областях, определение общего направления развития Союза.
Союз Беларуси и России - результат интеграции двух стран с давними традициями добрососедских отношений, едиными путями развития, глубокими историческими корнями. В настоящее время идет процесс становления единой экономической и финансовой систем, уже реально существует и работает таможенный и пограничный союз двух стран.
Однако, проблем и сложностей в Союзе немало. По-прежнему, оказывает свое негативное влияние на развитие интеграционных связей различие политико-экономических систем, косность и инертность бюрократических надстроек, не решен вопрос с единой валютой и гражданством, отсутствуют общие финансовые институты, не определены принципы взаимного инвестирования. Причина всех этих негативных явлений кроется в отсутствие единой скоординированной стратегии развития Союза.
Реализация первоначального плана создания Союза (через общее гражданство вплоть до объединения в единое государство) отодвинулась на среднесрочную перспективу. Основная причина этого в слишком большой разнице в направлениях внешнеполитической ориентации и экономического развития двух стран.
На данном этапе развития с учетом разности политико-экономических систем двух государств большинство экспертов сходятся во мнении, что наиболее приемлемой формой развития Союза является международная организация с максимально возможным закреплением за ней государственных атрибутов и полномочий.
Большую работу в данном направлении проводит Главное аналитическое управление Парламентского Собрания Союза.
...
Союзу Беларуси и России необходимо зарекомендовать себя реальным субъектом международной политики. На современном этапе для работы, в частности, с восточно-европейскими странами для этого целесообразно максимально использовать под эгидой Парламентского Собрания Союза РБ и РФ структуру Конгресса духовно-близких (восточно-христианских) народов с приданием этой работе большей стройности и логической завершенности.
Главным аналитическим управлением Парламентского Собрания в настоящий момент прорабатывается возможность проведения в городе Минске Второй ассамблеи указанного Конгресса. Данное мероприятие могло бы способствовать повышению международного авторитета Союза Беларуси и России и выходу из изоляции Республики Беларусь.
К настоящему времени ГАУ проведена работа по созданию и координации деятельности ядра международного пресс-клуба "Союз", состоящего из лояльно настроенных к Союзу Беларуси и России иностранных корреспондентов, аккредитованных как в странах Союза, так и в государствах восточно-христианского пространства (СРЮ, Кипр, Греция, Армения, Украина, Грузия и др.).
...
Важным направлением деятельности Главного аналитического управления Парламентского Собрания является концептуальная проработка и подготовка условий для установления на территории Союза межконфессионального мира. В нынешней ситуации Союз Беларуси и России выступает форпостом единой Европы, принимающим на себя уже сегодня удары фундаменталистских мусульманских центров. Европа должна в тесном контакте с лидерами Союза усилить противодействие данной угрозе, что является одним из условий ее собственного геополитического выживания. В данном контексте прорабатывается возможность участия под эгидой Конгресса духовно-близких (восточно-христианских) народов ведущих представителей всех течений христианской религии.
...
Секретариатом Парламентского Собрания накоплен определенный потенциал взаимодействия с СРЮ, установлены хорошие личные связи с руководством Югославии. Это нашло свое отражение в участии делегации Скупщины (парламента) СРЮ в работе Восьмой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в г.Гомеле и в заявлении руководителя югославской делегации о намерении Скупщины СРЮ стать постоянным наблюдателем при Парламентском Собрании.
Сотрудниками Секретариата в неофициальном порядке проработан с представителями югославского руководства вопрос о возможности долгосрочной аренды Республикой Беларусь портовых сооружений на побережье Черногории.
Однако, проводимая Секретариатом и Главным аналитическим управлением в данном направлении работа не всегда находит поддержку со стороны официальных белорусских структур. В частности, в декабре 1997 года во время визита президента Республики Беларусь А.Лукашенко в Союзную Республику Югославию сотрудниками ГАУ была подготовлена встреча белорусского президента с Патриархом Сербской православной церкви Павлом. На встрече планировалось вручить Александру Лукашенко икону Преподобного Святого Саввы, отметить заслуги белорусского президента как одного из лидеров процесса возрождения восточно-христианских народов (что могло значительно усилить позиции республики и ее руководства в диалоге со странами Западной Европы), а также обсудить возможность более тесных контактов между сербской православной церковью и белорусским православным экзархатом. Однако данное мероприятие вызвало резкое возражение со стороны временного поверенного РБ в СРЮ (одновременно зятя министра иностранных дел Белоруссии). Он в категоричной форме отказался информировать президента Белоруссии о планируемой встрече с Патриархом, чем последнему была нанесена серьезная обида.
В марте 1998 года по просьбе заместителя главы Администрации президента Республики Беларусь И.Пашкевича Главным аналитическим управлением была организована поездка в СРЮ Начальника отдела Администрации президента И.Величанского, во время которой ему были обеспечены контакты с влиятельными государственными, общественными и религиозными деятелями Югославии, в ходе которых принимающей стороной были высказаны самые теплые чувства и всемерная поддержка президенту Республики Беларусь А.Лукашенко и всему белорусскому народу, а также обстоятельно обсуждены вопросы деятельности Конгресса духовно близких (восточно-христианских) народов и та возможная политическая, экономическая и социально-культурная помощь, которую могли бы оказать его структуры Союзу Беларуси и России.
Однако, несмотря на наличие у И.Величанского исчерпывающей информации по существу проблемы, вопрос об организации эффективного взаимодействия с Конгрессом духовно-близких (восточно-христианских) народов до сих пор не решен, и со стороны Администрации президента Республики Беларусь ощущается скрытое противодействие любым начинаниям в данном направлении.
Подобные факты лишний раз подтверждают предположение Главного аналитического управления в том, что после не удавшейся попытки США организовать полную экономическую блокаду Республики Беларусь (республика устанавливает прямые экономические связи со многими российскими регионами) американские спецслужбы перешли к организации активной информационной блокады президента А.Лукашенко через свою агентуру влияния в его ближнем окружении. Следует признать, что контрдействия белорусского КГБ и Службы безопасности президента разрознены, не скоординированы и имеют крайне низкую эффективность.
...
В усложнившейся для Республики Беларусь обстановке, когда ряд западных государств во главе с США усиливают попытки международной изоляции республики в целях дестабилизации внутриполитической и социально-экономической ситуации, важно оценить потенциал имеющихся у РБ неиспользованных возможностей. Выстраивая посредством сочетания политико-дипломатических и нетрадиционных специальных методов новые геополитические комбинации, вполне возможно обеспечить необходимую поддержку РБ от заинтересованных стран в решении ее внутренних и внешних задач.
Несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с западными странами имеются определенные возможности не только для ослабления ее международной изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международной арене, создания в перспективе в Белоруссии восточно-европейского финансово-политического центра, который по своим потенциальным возможностям мог бы стать сопоставимым с Швейцарией, Гонконгом и Сингапуром.
Белоруссия имеет все предпосылки для превращения в одно из влиятельных государств Европы за счет:
- использования преимуществ геополитического положения на путях транзита российских, а в перспективе каспийских и ближневосточных энергоносителей в Европу;
- грамотного использования нарастающих противоречий между основными европейскими государствами (Германия, Франция) и США, что может создать РБ предпосылки для решения проблемы взаимоотношений с Европейским сообществом;
- развития тезиса о Белоруссии как о примере европейского государства, в котором рационально решаются межконфессиональные проблемы, что позволяет рассматривать Белоруссию в качестве страны-посредника для разрешения этнических и религиозных конфликтов.
При этом необходимо учитывать, что европейским центром противостояния американской экспансии в политической, экономической и культурной областях является германо-французский тандем, руководители которого кровно заинтересованы в наличии в государствах-участниках Союза Беларуси и России лидеров, лояльно относящихся к идеям европейской интеграции и способных конструктивно работать во имя их реализации. Аккумулированный в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России опыт международного диалога и сотрудничества, личное знакомство с ведущими политическими деятелями Европы (особенно в свете реальной возможности прихода к власти в ФРГ Г.Шредера) являются хорошими предпосылками повышения эффективности белорусской внешней политики.
Другим важным обстоятельством является динамика ситуации в сфере мировых финансов. Введение единой европейской валюты и планы по созданию единой азиатской валюты могут нанести серьезный удар по американскому доллару, выступающему до сих пор как мировой платежный эквивалент.
...
Главное аналитическое управление Парламентского Собрания при выработке внешнеполитической концепции Союза Беларуси и России учитывает тот факт, что ресурсонедостаточным странам Европы жизненно необходимо обеспечить стабильный доступ к сырьевым источникам на территории РФ, а в перспективе, и региона Среднего Востока.
Данная тенденция должна была найти свое подтверждение на намечавшейся в Минске в середину июля под эгидой Парламентского Собрания международной парламентской конференции "Европа - наш общий дом". Однако, действия агентуры влияния в ближнем окружении Лукашенко, которой удалось спровоцировать дипломатический скандал со многими странами Европы из-за резиденции в Дроздах и скандал во время пресс-конференции президента Белоруссии в Кран-Монтане (Швейцария), практически перечеркнули возможность проведения в ближайшей перспективе подобного мероприятия в Минске.
...
Усилия США направлены на формирование очагов нестабильности на путях транспортировки энергоносителей в Европу. Их основной целью является управляемая дестабилизация европейских конкурентов с недопущением их геостратегической консолидации. Еще один пример реализации этих планов - "раскачка" банковской системы Швейцарии посредством проведения спецопераций американской разведкой через свою агентуру во Всемирном еврейском конгрессе. При этом американские спецслужбы достаточно эффективно осуществляют операцию по информационно-пропагандистской маскировке системного кризиса, развивающегося в США.
...
Превращение КНР в сверх державу Азиатско-Тихоокеанского региона, а в перспективе и мирового уровня побуждает Главное аналитическое управление Парламентского Собрания Союза Беларуси и России выдвигать стратегическую концепцию о необходимости развития более тесного сотрудничества органов Союза с соответствующими структурами КНР.
В середине апреля этого года при активном участии сотрудников ГАУ состоялась неформальная встреча Ответственного секретаря Парламентского Собрания Владимира Аксенова с заместителем Генерального секретаря ПК ВСНП КНР Чжоу Чэнкуем, на которой были намечены перспективы возможного сотрудничества между Союзом Беларуси и России и КНР.
...
Особым геополитическим партнером Союза является Индия. Это определяется заинтересованностью в сотрудничестве в военно-технической области, емкостью индийского рынка для поставок промышленной продукции, стремлением индийских руководителей к созданию совместных наукоемких производств и реализации совместных проектов.
Важное значение имеет дальнейшее развитие взаимовыгодных партнерских отношений с Ираном. Иран может стать, в частности для Белоруссии, перспективным рынком для продукции машиностроения и военно-промышленного комплекса, источником инвестиций в реальный сектор экономики Белоруссии.
Еще одним перспективным направлением внешней политики РБ, которое может дать значительный эффект, является развитие взаимовыгодных связей с Кубой. Вполне возможно задействовать кубинские связи, а также мощнейшие резидентуры, прежде всего в Латинской Америке, в целях содействия продвижению белорусского экспорта в данный регион.
...
На взгляд Главного аналитического управления Союзу РБ и РФ необходимо на настоящем этапе перенести центр тяжести своей деятельности на международное направление, что позволит не только заявить о себе, как о состоявшемся геополитическом субъекте, но и оказать влияние на развитие международной ситуации в выгодном для себя русле.


Казахстан

О ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ

Борьба с русским языком ведется в Казахстане с момента разрушения СССР. При этом в суверенном Казахстане русский язык используют как родной 85% населения. Казахский же язык, объявленный единственным государственным, используют, как язык общения, не более 30% населения. 20% казахского населения вообще не знают казахского языка.
Идеологи новой языковой политики вероятно считали, что если уничтожить или выдавить русский язык, то казахский станет государственным языком сам собой.
В школах республики уже сокращены до минимума программы изучения русского языка и литературы. Русскую литературу, как предмет, планируется вообще упразднить, переведя изучение русских классиков в общий ряд зарубежных авторов. Государственное радио сократило трансляции на русском языке до 10% эфирного времени. Полностью отключены "Маяк" и РТР. На две трети урезано вещание ОРТ.
Русское население ответило на эти действия молчаливым бойкотом изучения казахского языка. Не дали результата ни трансляции учебных телепрограмм, ни принудительное посещение занятий, которое превратилось в точную копию советского политпросвета.
В то же время специалистов для подготовки теле- и радиопередач на казахском языке катастрофически не хватает, даже среди казахов. Чтобы как-то выкрутиться из такой ситуации, один из телеканалов с часа ночи до шести утра транслирует одни и те же казахские песни. Ни один государственный телеканал не смог перейти на оговоренную "Законом о языках" норму вещания.
...Власти от угроз перешли к делу. В Чимкенте (Южно-Казахстанская область) отозваны лицензии у самых популярных телеканалов "Отрар" и "Юмакс" за то, что вещали на казахском языке лишь 25% эфирного времени.

Федор Мироглов, пресс-секретарь Русской общины Казахстана


МНЕНИЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ

В ходе своего июльского визита в Казахстан премьер-министр России С.Кириенко публично напомнил о бесправном положении русского населения в этой республике.
Казахстанская сторона отреагировала вполне предсказуемо. Проправительственные СМИ с удовольствием рассказали о том, как мудрый аксакал Н.Назарбаев "отбрил" политического новобранца С.Кириенко, сказав, что проблемы русских в Казахстане не существует.
Русское население отнеслось к этой части правительственного диалога как к очередному фарсу, направленному на достижение каждой стороной корыстных целей.
Курс российского руководства, ориентированный на адаптацию соотечественников к условиям вынужденного зарубежья, на содействие их искусственной ассимиляции уже давно привел к тому, что искусственно внедренный лозунг "Россия нас помнит" трансформировался в другой: "Россия нас продала".
На бумаге остался лицемерный указ президента РФ от 11 августа 1994 г. "Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом". Лишен каких-либо реальных рычагов влияния на ситуацию отобранный и назначенный Госдумой Совет соотечественников. Суицидом закончила свое существование правительственная комиссия по делам соотечественников. Бессовестно разворован президентский фонд "Россияне".
С максимальной долей достоверности можно предсказать участь многих сотен жалоб, переданных в начале года в Целинограде В.Карташкину - руководителю комиссии по правам человека при президенте РФ.
Особо следует отметить деятельность Федеральной миграционной службы. Эта насквозь криминализированная организация из множества возложенных на нее задач оставила за собой лишь одну - самую выгодную: распределение бюджетных средств, выделяемых на обустройство беженцев и вынужденных переселенцев. Причем, средств не всех, а лишь той их незначительной части, которая остается от удовлетворения собственных потребностей.
...Ни в России, ни в зарубежье нет ни одного соотечественника, который бы получил достаточную, предусмотренную законом помощь. Суммарно такая помощь в 1997 г. составила по две тысячи рублей на одного человека, что равноценно 0,5 кг хлеба. На сегодня в зарубежье без учебников остались 7 млн. школьников.
...Соотечественники будут считать себя преданными и проданными до тех пор, пока Россия со всей решительностью не заявит, что все русские, независимо от места их рождения и проживания, являются гражданами России и находятся под ее защитой.

Сергей Бритвин (Усть-Каменогорск, независимый славянский корреспондентский пункт)


Туркмения

ОБРАЩЕНИЕ РУССКОЙ ОБЩИНЫ ТУРКМЕНИСТАНА

Председателю Государственной Думы ФС РФ Г.Н.Селезневу,
председателю Комитета по делам СНГ, председателю Совета соотечественников при Государственной Думе РФ Г.И.Тихонову

Русская Община Туркменистана приветствует массовые выступления российских шахтеров в защиту своих прав и расценивает их проснувшуюся социально-политическую активность, как возрождение русской нации, возвращающей себе законные права хозяев Земли русской.
Одновременно Русская Община Туркменистана выражает протест против злобной кампании клеветы и измышлений по поводу так называемой "рельсовой войны" шахтеров в средствах массовой информации и осуждает формирование общественного мнения в России и СНГ по приравниванию ограбленных и униженных рабочих к уголовникам и привлечению их к ответственности. Это прямой антинародный выпад СМИ и манипулирующих ими антирусских сил.
Русская Община Туркменистана присоединяется к действиям патриотов России, требующих отставки правительства и президента России. Руки прочь от шахтеров! Да здравствует солидарность обездоленных трудящихся и гонимой интеллигенции России! Ваше дело правое! Победа будет за Вами!

От имени Русской общины Туркменистана
члены Совета соотечественников при Государственной Думе ФС РФ А.П.Фомин, В.Т.Мамедов,
член правления Красноводского регионального совета Русской общины Туркменистана М.Ф.Бобкин


Балканы

КОСОВСКИЙ КРИЗИС И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ РОССИИ

Отношения между сербами и албанцами веками складывались драматически. Албанские отряды были союзниками сербов в битве на Косовом поле. Албанцы-христиане мужественно отбивались от турецких захватчиков и, неоднократно поднимая восстания, отвлекали силы захватчиков от сербских повстанцев Венеции, Вены, да и России.
Но албанцы на протяжении столетий стремились к созданию собственного государства, а объективно на пути его создания вставали три силы - Турция, до 1912 года контролировавшая территорию их проживания, и сербы, чьи интересы распространялись на территории Косово и Македонию, отчасти населенные этническими албанцами. Италия также желала контроля над Албанией, но ее попытки закрепиться путем прямого военного давления на столь близком берегу в XX веке напоминали авантюру. Правда, сейчас Италия вновь возвращается в Тирану, на этот раз экономическими методами - албанский рынок сырья и сбыта крайне необходим Риму, особенно теперь, когда стоит вопрос о целостности созданного Гарибальди и Мадзини государства.
С гегемонией Турции в Албании было покончено в результате Балканских войн начала века, в результате которых на части населенной албанцами территории возникло государство Албания. И сразу же обострились сербско-албанские противоречия, так как общий враг исчез, а сербам досталась территория Косово. Наличие общего врага - итальянцев и немцев - на какое-то время вновь сплотило эти два народа, но враг был разбит, а проблема осталась. Общая религия - коммунизм на несколько лет сгладила остроту проблемы.
Ныне отношения между сербами и албанцами весьма осложняет тот факт, что часть албанцев - мусульмане, а сербы являются православными, поэтому заманчиво видеть в конфликте лишь борьбу между исламом и христианством. Но этот конфликт несколько отличается от той внутриэтнической и межславянской бойни, которая вспыхнула на Балканах в начале 90-х годов. Тогда война шла внутри одного славянского этноса, разделенного по конфессиональному принципу. Ведь и сербы, и хорваты, и босняки - это, по сути, один народ.
Начинающаяся албано-сербская бойня является войной не столько религиозной, сколько межэтнической. Религия в конфликте не имеет первостепенного значения.
Албанский этнос стремится объединиться, желает стереть разделяющие его межгосударственные границы. Коммунистический режим в Албании, запретивший религию как таковую, создавший единственное в мире официально атеистическое государство, заложил для этого неплохую основу. Албанцам теперь легко объединиться невзирая на религиозные различия.
Политически разделить албанцев по конфессиональному принципу, противопоставив православных католикам и мусульманам, или христиан мусульманам, а тем более заставив стрелять их друг в друга, как случилось в прежней Югославии, в больших масштабах не удастся. Хотя в Боснии часть мусульман сражалась на стороне сербов, помня об общем югославском происхождении, но в основном мусульмане были едины, образовав невиданный доселе феномен славянского мусульманского народа.
В случае начала сербо-албанской войны против сербов выступят их братья по крови, но враги по вере хорваты и босняки. Исламский фактор также станет союзником албанцев. Он даст им поддержку по чисто идеологическим мотивам со стороны исламских государств, как это уже случилось в Боснии. То, что ислам ныне на подъеме, что именно благодаря ему успешно применяется "демографическое оружие", будет иметь немаловажное значение для албанцев.
Часть албанцев (примерно 1/7) - католики, это также сослужит им неплохую службу, дав поддержку Ватикана.
Ну а то, что немало албанцев исповедует православие - от 10 до 25% - также послужит значительным плюсом в деле объединения нации, так как не даст перевести войну в религиозное русло, раскалывая оборонное сознание противостоящих им православных сербов.
К настоящему моменту более 90% жителей Косова состоят из албанцев. Численность албанского населения в Македонии доходит до 50%. А нынешнее государство Албания является моноэтническим государством. Из этого видно, что все иные меры, как-то расширенная автономия, "отложенный статус" и т.п., кроме предоставления независимости албанцам, лишь заморозят ситуацию на несколько лет, максимум десятилетий. В конечном итоге албанцы все равно добьются объединения в составе единого государства. Причем, объединены с Албанией будут не только территории, сегодня входящие в состав Сербии, но также и Македонии.
В этом максимально заинтересована Турция, которая постепенно берет реванш за поражения прошлого и начала нынешнего веков, выступая продолжателем традиций не только Османской, но и Византийской империй. В создании большого албанского государства объективно заинтересованы также Германия и Италия.
Западно-европейские либералы, довлеющие в идеологических схемах Европы и Америки, также будут приветствовать создание государства албанцев. Хотя Римский клуб, к которому, как сообщают, принадлежит российский министра иностранных дел Е.Примаков, ныне ратует не за создание национальных государств, а за общемировое правительство, и сохранение статус-кво, не стоит преувеличивать значение и влияние этой элитарной организации.
Исторический процесс идет в настоящее время в сторону создания именно национальных государств. В этих условиях сербам в перспективе нельзя будет никакими мерами, кроме тотального геноцида, удержать Косово под своим контролем. Но геноцид албанцев невозможен не только из-за позиции "мирового сообщества" и моральных ограничителей у сербов. Военная помощь косовским албанцам со стороны единоплеменников сделает такого рода борьбу бесперспективной. По идеологическим соображениям, албанцев-мусульман поддержит весь исламский мир, нуждающийся в такого рода конфликтах для внутреннего сплочения. Поддержка будет оказана также миром католическим. Да и начинать уничтожение единоверцев-православных будет для сербов равносильно самоуничтожению.
Поэтому иного пути, кроме предоставления независимости Албании, у сербского руководства нет. В этом случае они еще имеют шанс сохранить за собой территории на севере Косово, где компактно проживают этнические сербы.
Надо сказать, что такой шаг сербского руководства повлечет за собой громадные последствия не только для Балкан, но и для всего мира. Ведь это будет означать очередное нарушение "принципа нерушимости границ". Хотя такой принцип нерушимости уже был нарушен в 1990 году после объединения Германии. Поэтому вполне правомерно поставить вопрос о прекращении действия этого договора.
Но Косово - это особая статья. Это автономия, формально не имеющая права на выход из состава единого государства, как это было в предыдущих случаях. Да и выделение из ее состава части территории полностью ликвидирует принцип нерушимости внутренних границ государств. Хотя кем и когда этот принцип продекларирован? В Хельсинки речь шла о внешних границах стран, подписавших данный договор, поэтому не понятно, на каком основании принцип нерушимости внутренних границ государств-подписантов Хельсинкского акта взят на вооружение европейскими дипломатами.
Косовский прецедент может быть ценен тем, что еще не было в послевоенной европейской истории присоединения одним государством части другого. Причем мирным путем.
Последствия же для Балкан могут быть следующими.
Уже ничто не помешает сербам воссоединить их земли в Боснии и на севере Хорватии с Республикой Сербской. Точно так же и хорваты могут объявить о соединении своих территорий в единое государство. От Боснии после этого останется лишь та часть, что ныне находится под контролем мусульман.
Македония возможно прекратит свое существование, т.к. часть ее нынешних земель отойдет к Сербии, часть к Великой Албании, часть к Болгарии и Греции.
Перед Болгарией, в свою очередь, замаячит угроза (вполне реальная) лишиться части своих южных территорий, населенных "отуреченными" болгарами. Это приведет к тому, что вновь в этой стране, в надежде на русскую помощь, оживут русофильские настроения. Хотя стоит признать, что в нынешней ситуации, реальные гарантии болгарам в сохранении территорий могут дать не русские солдаты и оружие, и даже не вхождение в НАТО. Целостность страны болгарам может гарантировать лишь резкое увеличение численности собственно болгарского населения. Кстати, сказанное относится к весьма многим странам европейской культуры, в последние десятилетия оказавшихся в демографическом кризисе. Но эффект тут возможен (если возможен) лишь через два-три поколения, а время не ждет. Так что скорее всего Болгарии прийдется возвращаться к границам, которые ей были определены после русско-турецкой войны 1879 года.
Румыния в этих условиях вполне может лишиться Трансильвании, а вот присоединение к ней Молдовы вряд ли будет возможно - румынские бояре (к которым можно отнести ныне молдавскую элиту) всегда, со времен даков, отличались раздробленностью и неспособностью к единству.
В перспективе будет вполне возможен союз Албании, Боснии и Турции и повторение ситуации, сложившейся после овладения османами Константинополем.
Кстати сказать, Иван III и его сын Василий (вторая половина XV - первая треть XVI вв.) вполне ладили с Оттоманской империей, которая была их союзником в борьбе против Запада.
Прецедент, созданный сербами в Косово, буквально взорвет весь миропорядок. И в значительном выигрыше от этого окажется Россия.
Ничто уже тогда не сможет помешать ей, после соответствующей законодательной работы, начать новое объединение исторических русских земель с отсеканием зараженных неизлечимыми болезнями сепаратизма и бесперспективных в экономическом отношении неславянских территорий.
Чечне может быть предоставлена реальная независимость. Наверняка равнинные районы этой искусственно созданной территории при соответсвующей работе останутся в составе России. Граница может вполне пройти по Тереку.
Абхазия, как и 190 лет назад, вполне сможет войти в состав России, пусть даже без южных районов, где до войны компактно проживали грузины.
Грузия больше не является союзницей России, за поддержание этого союза России придется платить слишком большую цену. Политика равноудаленности от конфликтующих в Абхазии сторон потерпела полное фиаско, да иначе и быть не могло. Стоит признать, что потраченные нашими спецслужбами и дипломатами усилия по поддержанию режима Шеварднадзе были тщетными. В грузинской политике весьма значителен субъективный фактор, а Шеварднадзе слишком не любит Россию и русских, чтобы быть ее союзником. Да и нужен ли нам грузинский народ, который не могут прокормить их горы, а поэтому он объективно стремится за горы, в Россию, ресурсов которой не хватает в условиях кризиса для поддержания нормального уровня жизни русских?
Русские уже допустили ошибку, по идеологическим соображениям приняв под свое покровительство грузин, для защиты коих пришлось "усмирять" горцев, а это привело к столетней Кавказской войне, к колоссальной трате сил и ресурсов славянского этноса. Стоит ли дважды наступать на одни и те же грабли?
Кавказские народы, желающие жить самостоятельно и не подчиняться России и ее законам, должны получить такую формальную независимость. Их квазигосударства просто в силу обстоятельств будут вынуждены стать русским щитом на Кавказе.
Но этот новый русский щит будет обходиться без русских дотаций и обязательств в предоставлении работы, медицинского обслуживания, образования, пенсионного обеспечения для его населения. В условиях истощения мировых ресурсов и борьбы за них России объективно невыгодно содержание за свой счет кавказских племен и народов, тем более, если они желают не равноправного экономического и политического партнерства, а дотаций и преимуществ.
Естественно, что перед предоставлением такой независимости административные границы нынешних кавказских республик Российской Федерации будут изменены с учетом нынешних демографических реалий. Причем тут вполне возможно применение по примеру США так называемых "двойных стандартов". Политике "и нашим и вашим" должен быть положен конец. Преимущества должны предоставляться только "нашим".
Хотя время в значительной степени упущено, но тем не менее еще возможно воссоединение с Крымом (а не только с Севастополем, как считают многие). Можно будет в перспективе пойти на раскол нынешней Украины, воссоединившись не только с районами Донбасса, но и с Новороссией, Левобережьем, Запорожьем, не говоря уж о Слободской Украине. Тогда Приднестровье не будет прорусским анклавом, а вполне может присоединиться к России.
Объединение с Белоруссией станет реальностью.
Латвия и Эстония также могут оказаться перед угрозой распада на русские районы, которые войдут в состав России, и оставшиеся независимыми районы, населенные "коренным" населением. Тут вполне может пригодиться Боснийский прецедент раздела территорий. Правда, это станет возможно только после того, как изменится политика датирования прибалтийских государств со стороны нынешнего российского правительства. Значительным шагом в этом направлении будет снижение платы за пользование русскими портами, что перенаправит грузопоток от Риги и Таллина в сторону Калининграда и Санкт-Петербурга. Последствия этого не заставят себя долго ждать.
Границы России в результате этих изменений будут на западе напоминать те, что были до сентября 1939 года, только с учетом того, что русских там стало больше.
Южные рубежи также изменятся. Так, северные и восточные районы нынешнего Казахстана, населенные русскими, украинцами, немцами и прорусски ориентированными казахами могут быть воссоединены с Россией. Но Средняя Азия с ее избыточным населением, нехваткой пригодной для обработки земли и воды останется самостоятельной и независимой.
...
Последствия создания Великой Албании по схеме "Албания плюс Косово минус районы, не пожелавшие войти в состав нового государства" могут быть самыми неожиданными. Взорванный миропорядок простимулирует затихшую было гонку вооружений в "третьем мире". А это в свою очередь даст возможность загрузить военными заказами российские оборонные заводы.
В условиях всемирного дележа границ и территорий занятым очередным переделом мира западным и восточным странам будет не до России и русских, что позволит нам сосредоточится, отсидеться за ракетно-ядерным щитом и, глядя на всемирный хаос, вновь обрести уверенность и психологический комфорт, оправиться от синдрома побежденных и начать реальное, а не лубочное возрождение.
Так что наш МИД в очередной раз, как во время защиты Ирака от американской агрессии, идя на поводу у лоббистов, допускает ошибку. Отказ американцев от бомбардировок Багдада привел в конечном итоге к падению цен на нефть, что нанесло колоссальный урон нашей экономике. Поддержка сербского руководства в вопросе о судьбе Косова также в конечном итоге нанесет ущерб России, да и Сербии тоже. Ведь, как уже говорилось выше, Косово сербам не удержать. Им можно сохранить лишь часть территории и свое лицо. И спровоцировать такие процессы, от которых и они, и мы в конечном итоге окажемся в выигрыше.

Юрий Московский

__________
(РОПИ)

∙ Рубрика ∙  Вверх