Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень ╧ 20
Июнь 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации ╧ 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Национальная безопасность

МОЖНО ЛИ ЗАСТРАХОВАТЬСЯ ОТ ИЗМЕНЫ


В Госдуме РФ

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ВСТРЕЧЕ ЧЛЕНОВ СОВЕТА СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Г.Н.СЕЛЕЗНЕВЫМ

ИЗ ПРОЕКТА ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ РУССКОГО НАРОДА"


Латвия

ИЗ РЕЗОЛЮЦИЙ РУССКОГО СОБРАНИЯ ЛАТВИИ И ЛАТВИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ РУССКИХ ОБЩЕСТВ


Киргизия

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ


Мнение

КРИЗИС ДОВЕРИЯ


Национальная безопасность

МОЖНО ЛИ ЗАСТРАХОВАТЬСЯ ОТ ИЗМЕНЫ

В газете "Правда-5" в марте с.г. была опубликована статья "За семь замков через "Спасские ворота", в которой рассказывалось про договор о личном страховании военнослужащих ФАПСИ, заключенный в марте 1997 г. между ФАПСИ и ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота".
Помимо прочего, в материале обращалось внимание на то, что генеральный директор страховой компании "Спасские ворота", входящей в группу "Мост", Борис Хаит, к тому же является президентом "Мост-банка" и вице-президентом Российского еврейского конгресса. Еврейский конгресс, в свою очередь, известен широкими связями с израильским правительственным бюро "Натив", которое, есть основания полагать, используется как прикрытие для израильских спецслужб (в частности, Моссад). Высказывалось и предупреждение о том, что через "Спасские ворота" можно получить доступ к полному списку сотрудников ФАПСИ с указанием должностей, адресов и телефонов, а может быть и не только к этой информации.
Однако содержание договора о страховании не позволяет считать тему исчерпанной. Вот некоторые выдержки из него.
Из терминов, используемых в договоре:
- Страхователь - ФАПСИ;
- Страховщик - ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота";
- Страховые случаи: гибель (смерть), установление инвалидности, получение телесных повреждений (ранений, травм, контузий) или заболеваний различной степени тяжести, признание военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) негодным к дальнейшему прохождению службы (военных сборов) вследствие полученных повреждений здоровья либо заболевания, имевших место (возникших) в период прохождения службы (военных сборов); случаи также считаются страховыми в течении одного года после увольнения со службы...
1.4. ...Страховщик, производит выплату страхового обеспечения... исходя из окладов денежного содержания, окладов по воинской должности...
3.3. Страховщик... имеет право:
- проверять информацию сообщенную представителями Страхователя и связанную со страховыми случаями...;
- при необходимости запрашивать у представителей Страхователя, либо у самих застрахованных сведения, связанные со страховыми случаями, а также самостоятельно выяснять у соответствующих органов причины и обстоятельства их наступления;...
5.6. ...Сторона, изъявившая желание расторгнуть Договор, обязана представить неопровержимые доказательства неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств другой стороной, либо невозможности дальнейшего исполнения обязательств по не зависящим от нее обстоятельствам непреодолимой силы... (только в этом случае допускается одностороннее расторжение Договора).
5.7. ...Договор считается пролонгированным... в случае непредставления сторонами письменного уведомления о дате прекращения договорных отношений...
...
Не вдаваясь в оценки "экономических выгод" такого договора, можно констатировать, что он заключен на кабальных условиях. И такая информационная кабала перевесит иные выгоды. Дело не ограничивается индивидуальными данными сотрудников. Под контроль фактически ставиться вся деятельность ФАПСИ. К тому же, знание финансового положения позволяет находить еще более изощренные подходы к персоналу.
Следует отметить, что сбор информации подобного объема и уровня, осуществлялся, пожалуй, только немцами перед Второй мировой войной.
И еще. В период подготовки договора в ФАПСИ все-таки находились люди, которые "в порядке информации" (дисциплина, люди-то военные) обращали внимание на то, что "обязательное государственное страхование военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации осуществляется Военно-страховой компанией, а лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - Государственной страховой компанией".

Н.Н.


В Госдуме РФ

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ВСТРЕЧЕ ЧЛЕНОВ СОВЕТА СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Г.Н.СЕЛЕЗНЕВЫМ

В.П.Михайлов - председатель Казахстанского республиканского славянского движения "Лад"

У нас в Казахстане - диктаторский режим. На нашу газету "Лад" фактически заведено уголовное дело. В конституционном секретариате будет рассматриваться вопрос о ряде публикаций, связанных с деятельностью правительства и президента. Мы уверены в том, что наша деятельность не выходит за рамки Конституции, мы стараемся быть корректными. В этой связи мне хотелось бы выразить надежду на поддержку Государственной Думы, особенно специалистов в области юриспруденции.
Главное сегодня в том, что мы собрались в очередной раз, обсудили наши проблемы и пришли к выводу, что наличие Совета соотечественников при Государственной Думе - это весьма значительный факт. Единственное, что нам бы хотелось,- поднять авторитет Совета соотечественников в решении государственных проблем, чтобы предложения, которые делаются в процессе наших заседаний, были реализованы в законодательном порядке. Тогда на местах люди почувствуют, что есть кому за них молвить слово. Поэтому, для расширения своих возможностей, мы совместно с Г.И.Тихоновым вышли с предложением об открытии на базе ассоциации "Родина" специального представительства Совета соотечественников, где можно будет собираться, работать, читать документы, совещаться. Здание в Большом Харитоньевском переулке может нас выручить в этой ситуации. Руководство ассоциации "Родина" готово поддержать нашу инициативу и обеспечивать нас помещениями.

И.А.Степаненко - председатель правления Русской общины Республики Молдова

В конце прошлого года у нас образовался Союз российских общин, куда вошло семь организаций. Я являюсь председателем Совета этого Союза.
Главный вопрос - ускорение принятия закона о "Государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом - странах СНГ и Балтии".
В данный момент ведутся переговоры между Министерством образования Республики Молдова и Российской Федерацией о сотрудничестве. Там предусматривается возможность предоставления квот для обучения студентов за счет принимающей стороны. Естественно, все эти студенты едут учиться в Россию, а не в Молдову. Но на сегодняшний день цифры таковы: из 243 школ в прошлом году на бесконтрактную систему было принято только 219 абитуриентов. Меньше, чем по одному выпускнику на русскую школу. При этом, для лиц "титульной" нации (естественно, все в республике отдано им) было предоставлено 12 тысяч стипендий при полном пансионе в рублях. Аналогично ведут себя Болгария, Украина, Германия, Турция (в отношении гагаузского населения) и другие страны.
Мы хотели бы просить, чтобы для русских общин были решены вопросы квот, потому что наше население практически лишено сегодня возможности получать нормальное высшее образование. Тем более, что из 800 тысяч безработных, которые официально зарегистрированы в Молдове, три четверти - русскоязычные.
Мы хотели бы сотрудничать с фондом "Соотечественники" в той части, которая касается интересов людей, желающих вернуться на свою историческую родину. Таких в Молдове на данный момент порядка 30 процентов. Мы бы хотели, чтобы в этом вопросе и Дума и Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками помогли в решении проблем, которые не решаются через другие федеральные органы.

М.И.Бучнев - председатель Казачьего культурно-экономического центра Киргизии

Почему вопросы распределения помощи, которую Россия дает ближнему зарубежью, решают те, кто не имеет никакого отношения к этому? Совет соотечественников представляет огромнейшую армию россиян, но он отстранен от этого.
Мы решили просить вас, чтобы в правительственную комиссию ввести хотя бы отдельных членов Совета соотечественников с тем, чтобы они целенаправленно, со знанием дела формировали тот банк данных, который для этого необходим.
К нам приезжают различные руководители России. Покрутятся в верхах, в лучшем случае съездят на Иссык-Куль. А мы лишь из газет узнаем, что были такие-то, решали такие-то вопросы. И все.
Наш Славянский университет стал центром славянской культуры. Тут речь уже идет о том, чтобы сделать этот университет региональным. Если он такое же влияние будет оказывать на весь регион, цены ему не будет.

А.П.Шушайников - председатель Восточно-Казахстанского отделения республиканского славянского движения "Лад"

В Казахстане мы создали ассоциацию русских, славянских, казачьих общественных объединений. Четыре года мы не могли объединиться. Но ситуация заставила.
Мне кажется, понимание проявляется не только в республиках. Прилетая в Россию, я впервые ощущаю, что я нахожу помощь и поддержку только потому, что я соотечественник из Казахстана. Мне помогают только за то, что я - русский. Мне кажется, это самый главный момент.
Наряду с законом о соотечественниках, я бы хотел просить особое внимание уделить изменениям в Законе о гражданстве. Это очень важный закон. Действие соглашения между Россией и Казахстаном заканчивается 18 августа, и будут многие десятки тысяч людей, которые после этого не смогут получить российское гражданство.
Более того, те принципы, которые на сегодняшний день заложены, не совсем отвечают нашим интересам. Все национальности, традиционно проживающие на территории России и не имеющие собственных национально-государственных образований, должны получать гражданство в порядке регистрации: написал заявление - получил. Все те, кто имеют собственное национально-территориальное образование, должны получать гражданство в соответствии с действующим Законом, статьей 19-й, которая предусматривает некоторые льготы, но все-таки достаточно жесткий порядок получения гражданства.

В.И.Ермолова - председатель Украинского общества русской культуры "Русь"

Мы очень заинтересованы в принятии закона о соотечественниках. Мы очень хотели бы, чтобы ускорили принятие закона о разделенной нации. Потому, что это дало бы нам возможность иметь тесные контакты с Россией, ибо в уже сформулированной идеологической доктрине Украины есть такая концепция, что русские Украины не такие, как русские России. И поэтому их судьба совсем другая, и вмешательство России в дела этих русских - это не что иное, как проявление "московского империализма".
Мы с надеждой, с болью и с горечью относимся к подписанию договоров между Украиной и Россией. С одной стороны, не подписывать их - все зависает в воздухе. А подписать их - мы понимаем, что в контексте этих договоров русские Украины выброшены, и наши проблемы никоим образом решаться не будут. И яркий пример тому: три государственные структуры (Педакадемия наук, Комнац и Министерство образования) создали концепцию образования национальных меньшинств, где русская школа уничтожена и оставлены только три класса с преподаванием русского языка.
...В рамках этих договоров должны быть четко определены отношения России и русского населения, а также взаимоотношения украинского правительства и русского населения Украины, определены наши права. Мы хотим сохранить свою культуру.

П.И.Лашков - председатель Ассоциации русских обществ Латвии, председатель русской общины Латвии в г.Даугавпилсе

В созданную Ассоциацию русских обществ в Латвии вошло 15 организаций. Сейчас на подходе еще 8 организаций. Все они в ассоциацию объединяются как юридические организации, зарегистрированные в регистре Латвии. Это положительный сдвиг.
У нас 3 октября будут проходить выборы в парламент Латвии. Поэтому сейчас создан левый блок партий, куда подключаются социалистическая партия, "Равноправие", партия народного согласия и русская партия Латвии.
Я знаю, что будет июньская сессия Европарламента. Там российский посол в Страсбурге может поставить ключевые вопросы, базирующиеся на основополагающих документах: европейской конвенции по правам человека, рамочной конвенции по защите прав национальных меньшинств, европейской хартии местного самоуправления. Потому что в Латвии проблемы накапливаются.
...Как только Россия заявила о некоторых мерах воздействия, это сразу почувствовали не только мы в Латвии, но почувствовали по всему периметру бывшего Советского Союза. Эти меры действенны.

Г.В.Никитченко - председатель Конгресса русских общин Республики Абхазия

Почти все население Абхазии готово принять российское гражданство, все заявления на получение российского гражданства находятся у меня. Однако МИД не может открыть российское представительство не только в Абхазии, но даже в Сочи. А Грузия уже три месяца назад открыла консульское отделение в Сочи. Идет экспансия некоренного населения. Абхазы могут получить грузинское гражданство, а вот русские, которые там проживают, не могут обратиться за помощью к России, чтобы получить российское гражданство. Дети заканчивают школу и не имеют ни паспорта, ни какого-либо другого документа. Мы сейчас обратились в ГКС России, чтобы нам предоставили право на представление этих документов в ГКС. Пока этот вопрос завис в воздухе.
На сегодняшний день очень сильная экспансия Турции, открыты школы, колледжи, изучается турецкий язык. Единственное, с чем еще плохо обстоит дело так это с преподаванием в школах ислама.
На сегодняшний день абхазское руководство склонно к любому гражданству, лишь бы только определиться. Такой факт. У нас есть поселок Гудзеры, где проживают в основном физики, три тысячи человек, и тридцать человек махажиров, которые из Турции приехали. И вот на сегодня глава этого поселка - турок, который не знает ни русского, ни абхазского языка. Я как депутат этого района, приезжаю с переводчиком с ним разговаривать. Мы скоро получим Турцию на границе с Сочи.

Г.И.Тихонов - председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы РФ

Разговор с МИДом мы практически каждый день ведем, ни в чем нам не отказывают, но практически ничего не делают. Геннадий Васильевич Никитченко привез три чемодана документов. Несколько дней в МИДе морочили нам голову, потом документы приняли, но когда их будут оформлять, неизвестно. Пастухов сначала мне дал согласие. МИД России обещал, что откроет в Сочи консульство. Но, к сожалению, пока этого не сделал.

И.А.Джанаева - председатель общественной организации русского населения Республики Южная Осетия "Россы", член Координационного совета русских общин стран Закавказья

У нас идет переговорный процесс, но он может идти очень долго. Все люди хотят получить российское гражданство. Возможностей для этого у нас нет, потому что посольство в Тбилиси. Нет гарантий того, что мы поедем и вернемся нормально. Пастухов был у нас в Южной Осетии. Он обещал открыть генеральное консульство. Но этот вопрос заглох.
У молодежи паспортов нет, свидетельств о рождении нет. Выдают бумажки, свидетельство о рождении, по которым мы не имеем возможности через нашу погранзаставу пройти. Невозможно ни выехать, ни получить нормальное образование.
Задают постоянно вопрос, какова политика России на Кавказе? Мы не можем понять, нужен Кавказ России?

Г.Н.Селезнев - председатель Госдумы РФ

Южная Осетия пока не в России. Нам в отношении своих республик до конца непонятно, какова политика России. Проводились парламентские слушания по политике России на Кавказе. Прошло заседание Совета безопасности, на котором обсуждали эту тему. Сейчас Комитет по безопасности определяется, как нам получить материалы, которые были на Совете безопасности в качестве рекомендаций, разработанных для правительства и президента.
Сегодня нас волнует происходящее в Дагестане. Мы не хотели бы, чтобы случилось так, что чеченцы с дагестанцами найдут общий язык, и тогда им открывается прямая дорога к морю. И можно будет уже говорить о создании отдельного государства, которое будет иметь еще и внешнюю границу.
Когда принимали бюджет этого года, у нас была большая ругань, почему в плане бюджета приоритетное внимание уделяется Северокавказским республикам и в меньшей степени всем тем, которые за Уральским хребтом. Потому что самый большой уровень безработицы - на Северном Кавказе. Сегодня 70 процентов молодежи в том же Дагестане мыкаются в поисках работы. Если поправить экономику в этих республиках, я думаю, успокоится и социальное напряжение. Но государство настолько ослаблено в целом, что поправить экономику в этих республиках оно не может. Огромные проблемы создаем Ставропольскому краю. Там, с одной страны, беженцы из Чечни, с другой стороны, дислоцируются войска. Министерство обороны не может нормально их содержать. Но они там нужны, потому что это граница с Чечней.
Сегодня государственная политика в отношении субъектов Федерации не очень понятна. Поэтому, когда говорят о каком-то проявлении сепаратизма в республиках или в областях, я считаю: настолько слаб федеральный центр, что им ничего не остается делать, как самим вести какой-то самостоятельный поиск, что зачастую создает дополнительные проблемы. Например, субъекты федерации размещают свои облигации за рубежом. Делается это под гарантии регионов. А в итоге гарантии получаются - правительства России. Сегодня государство даже не может проконтролировать, какая область сколько взяла кредитов у западных банков.
Сейчас тяжелейшая проблема - как устроить федеративное государство. Как выяснилось - это самый сложный тип государства, в отличие от унитарного. Поэтому можно понять, почему и Украина так бьется за то, чтобы государство было только унитарным и никаким другим. Мы в условиях федерации сегодня наталкиваемся на серьезнейшие вопросы, видя, что не все можно решать из Москвы, тем более, при таком нестабильном положение в самом Правительстве.
...
Мы хотим услышать ответ на вопрос: что означает указ президента и схема действий этого указа по сокращению бюджетных расходов. Указ подписан, они выстраивают схему, она очень больно ударяет по нашим субъектам федерации.
Распоряжением правительства принято решение об ускоренной процедуре банкротства. Надо согласовать это с законом "О банкротстве", где расписывается вся процедура, как осуществляется банкротство, чтобы не ущемлять интересы людей, которые работают на предприятиях.
Никакого оптимизма не вызывает политика, которую определяет для себя новое правительство. Хотя они говорят о том, что не будет резких внешних заимствований, у меня ощущение, что рыскают по миру не случайно. Я на 100% убежден, что Чубайс ездил за деньгами. Пусть не в этом месяце, в следующем, но они хотят получить какие-то кредиты для того, чтобы на время закрыть наши социальные проблемы. Вот и шахтерская проблема принципиально не решена. Сегодня лишь притушили очередной пожар.
...
Не нужно отмахиваться от вопроса, который сегодня задавался в отношении распределения средств, которые идут по линии стран СНГ без участия Совета соотечественников. Хотя комиссии этой сегодня нет. Но, видимо, она все-таки будет. Мы также вправе обратиться в правительство, чтобы они опирались и на наши общественные структуры соотечественников, при распределении бесплатных мест обучения в России.
Что касается позиции по отношению к Украине, вы мою позицию знаете, она расходится с позицией Георгия Ивановича Тихонова. Я считаю, что большой договор с Украиной надо ратифицировать. Потому что чем дольше мы держим Украину в неведении, тем дальше Украина уходит от России.
Я считаю, что с государствами, которые раньше входили в состав СССР, должны быть большие политические договоры. Чем больше государств таких договоров не имеют, тем с ними труднее сотрудничать. На основании больших договоров могут быть межправительственные соглашения, отдельные дополнительные договоры. Но незаключение договора - это непризнание данной страны.
...Отрадный факт то, что во многих странах русские общины создали ассоциации.
...Вопросы по Южной Осетии и Абхазии будут обязательно поставлены на встрече Примаковым.
...Что касается наших славянских университетов, мы будем по мере возможности продолжать шефство, будем туда направлять учебную литературу. Сейчас второй Славянский университет открылся, в Душанбе.


ИЗ ПРОЕКТА ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ РУССКОГО НАРОДА"
(Проект внеcен депутатом Д.Рогозиным)

...Настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе совершенствования форм и способов государственного развития в Российской Федерации, на основе признания исторической роли русского народа и устанавливает нормы, способствующие национально-культурному возрождению русского народа.
...Русский народ является государствообразующим народом Российской Федерации. Русский народ гарантирует равноправие, защиту и право на национально-культурное развитие всем народам, исторически проживающим в границах единого государства с русским народом.
...Принадлежность к русскому народу устанавливается на основании добровольного признания человеком в качестве собственных традиций русского народа, его языка и культуры.
...Российская Федерация гарантирует покровительство, защиту и беспрепятственно предоставляет гражданство всем русским людям, вольно или невольно оказавшимся за границами своей исторической Родины - Российской империи, СССР и Российской Федерации.
...Вследствие того, что при установлении новых государственных границ в декабре 1991 года политическое волеизъявление русского народа не выявлялось и не учитывалось, особенности компактного проживания русского народа на его исторической Родине не учитывались, результаты референдума 17 марта 1991 года были проигнорированы, русский народ признается разделенным народом.
...Воссоединение русского народа возможно на основе добровольного волеизъявления населения, на основе согласования со всеми заинтересованными сторонами и в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров, и с общепринятой практикой.

Из пояснительной записки к проекту закона

В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации, русского народа как субъекта истории не существует. В то же время термины "русский" и "российский" не тождественны, так как в Российской Федерации официально существуют многие народы, входящие в соответствии с Конституцией Российской Федерации в состав государства в качестве национально-территориальных образований - субъектов Федерации, а русский народ среди прочих народов не называется.
Это обстоятельство коренным образом отличает нашу страну от других европейских стран. Ничто и никто не мешает на уровне конституций называть Францию государством французов, Германию - государством немцев, Грецию - государством греков (эллинов) и т.д., хотя очевидно, что в данных странах проживают не только соответственно французы, немцы, эллины.
Не случайно, что и ООН есть организация объединенных наций, а не государств: народ (нация) является субъектом истории, а государство есть форма политической самоорганизации народа-большинства, который фактически и юридически становится государствообразующим народом.
Многие беды современной России в том, что "российским" называют общегосударственные наднациональные реалии, официально конституированы многие народы-меньшинства, но юридически нет государствообразующего народа. Это приводит к многочисленным унижениям русского народа и русской национальности, к ущемлению национального самосознания, к отсутствию в доме хозяина, что, в свою очередь, влечет факты ущемления и национальных меньшинств. Никто из лидеров, разрушавших СССР, не посчитал нужным спросить у русского народа, в каком государстве и с какими границами он хочет жить.
Только в случае признания и должного уважения к национальности большинства граждан возможно будет действенно обеспечить и защиту прав национальных меньшинств. Русскому народу по природе всегда было свойственно защищать обиженных и угнетаемых. И нужно было очень долго угнетать и унижать сам русский народ, чтобы сегодня он уже не мог защищать своих братьев и друзей.
...Субъектом истории является народ, а государство - формой его политической самоорганизации. Русскому народу в XX веке при самых разных формах государственного устройства отказывали в политическом и юридическом признании: указывалось гражданство, вероисповедание, затем наличие веры в светлое будущее, но только не русская национальность. При советской власти были конституированы многие национальные меньшинства, ставшие титульными народами в национальных автономиях, что при отсутствии общегосударственной титульной нации поставило русский народ, составляющий не менее 80% всего населения, в положение официально дискриминируемого меньшинства.
Развал СССР в тех формах, в которых он осуществлялся в августе - декабре 1991 года, стал по общепринятым международным критериям актом геноцида русского народа: принудительно, без проведения соответствующих плебисцитов, единый, компактно проживающий на своей исторической Родине и в едином государстве народ был юридически и политически расчленен. При этом руководство Российской Федерации не предприняло никаких усилий по заключению договоров с новообразующимися государствами СНГ о правах русского народа и до сих пор не признало даже наличие этого народа.
Некогда великая Русь, затем Российская империя, превратилась в "россиянию", населенную дискриминируемым и унижаемым и официально непризнаваемым большинством и привилегированными нацменьшинствами.


Латвия

ИЗ РЕЗОЛЮЦИЙ РУССКОГО СОБРАНИЯ ЛАТВИИ И ЛАТВИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ РУССКИХ ОБЩЕСТВ

О русском народе в Латвии

Мы считаем, что русское население в Латвии не является национальным меньшинством, хотя бы из-за его численности: оно составляет 30% населения страны. Термин "национальное меньшинство" предполагает именно пришлое население, в отличие от коренного.
Дальнейшее существование самих русских возможно только при увеличении активизации работы по развитию русского национального самосознания и развитию самоорганизации русского населения.
Признаками национальной идентичности являются: язык, религия, культура, история, территория проживания, государство, гражданство, социальное положение.
Можно поставить проблему так - за счет каких признаков можно интегрироваться в единое общество, не утрачивая национальной идентичности. Признаками, образующими национальную идентичность, являются язык, религия, культура, история. И не надо их ущемлять.
Для интеграции остаются другие признаки. Общим признаком является территория проживания. Не является пока общим признаком гражданство, так как две трети русских не являются гражданами Латвии.
Нам пытаются навязать мысль, что идентичностей много, например, национальная, территориальная, языковая и культурные идентичности. Предлагается не настаивать на национальной идентичности. Из такой трактовки следует, что не принимается очевидный факт существования русской общины и следовательно двухобщинного общества. Интегрироваться предлагается на основе латышского языка.
В итоге нас перестали называть русскими, а называют русскоязычными. Этим словом унижают русского человека, как бы навязывают, что русских уже нет. Этим словом русских отрывают от Православия, потому что оно звучит как "русские язычники".
Мы исходим из того, что за спиной у нас тысячелетняя православная цивилизация. Такой подход четко показывает, что на территории Латвии исторически образовалось два больших коренных народа - латышский и русский...

О введении экономических санкций

Предпринятые Россией шаги по оказанию воздействия на латвийское руководство с целью улучшения положения своих соотечественников, несомненно, принесут положительные результаты. Однако они вызовут и негативные последствия в форме снижения доходов и занятости русского населения.
Поэтому целесообразнее подходить к фирмам избирательно. Не должны получать выгодные контракты те фирмы, которые перечисляют деньги национал-радикальным общественным и политическим организациям, которые занимают антирусские и антироссийские позиции и которые не помогают русской общественности. Здесь должен срабатывать запретительный механизм.
Избирательный механизм может заключаться в предоставлении ряда льгот русским предприятиям с тем, чтобы они могли сохранить занятость и доходы русского населения. Льготным может быть прежде всего сохранение режима наибольшего благоприятствования для предприятий, ведущих экономическую деятельность с Россией и оказывающих содействие русской общественности. На них должен распространяться разрешительный механизм.
Однако создать механизм избирательности для русских предприятий невозможно без системы рекомендаций и контроля со стороны русской общественности Латвии. Контроль за составом русских предприятий и их пожертвованиями на нужды русского населения должны осуществлять русские общественные организации.
Латвийская ассоциация русских обществ готова взять на себя ответственность и дать свои рекомендации. ЛАРО готова к диалогу на эту тему как с властными структурами России, так и с властными структурами Латвии.

О двухобщинном государстве в Латвии

Становится все более очевидным факт существования двухобщинного общества в Латвии. Во-первых, в Латвии живут две крупные группы населения - латыши и русские. Сам этот факт является предпосылкой двухобщинности. Во-вторых, они живут обособленно. В-третьих, происходит рост самосознания русского населения и его самоорганизованности.
По нашему мнению, возможность интеграции народов в "политическую нацию", то есть в однообщинное общество, уже упущена с принятием Постановления и Закона о гражданстве.
Несмотря на это, власти все время используют термин "интеграция". Когда говорят, что "народы готовы к интеграции", то это предполагает "движение обоих народов к объединению" и, видимо, в однообщинное общество. Это сейчас уже невозможно.
Когда говорят, что "народы готовы к интеграции на основе латышского языка", то это означает всеобщую латышизацию. Такая интеграция русских в латышское (или латвийское) общество, предполагает превращение русских в латышей. И получается, что говорят "интеграция", а подразумевают "ассимиляцию".
Но когда говорят об ассимиляции, то предполагают растворение одного народа в другом без сохранения своей национальной идентичности - это движение к мононациональному обществу.
Происходит игнорирование факта существования двух народов. Но не может один народ взять и исчезнуть. Русские все равно останутся русскими. На ассимиляцию русское население добровольно не пойдет, независимо о того, состоится натурализация постоянных жителей или нет. Остается вариант сосуществования - двухобщинное общество.
Формирование двухобщинного общества в Латвии проявляется и в политической сфере, и прежде всего в разворачивающейся предвыборной кампании в 7-й Сейм. Это выражается в том, что сложился латышский электорат и складывается русский электорат. Сложился круг партий, претендующих на латышских избирателей, складывается круг партий, претендующих на русских избирателей. Русскому населению в Латвии необходимо свое русское политическое представительство.


Киргизия

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
(причины и последствия)

Динамика миграции (1979-1997 гг.)

Помимо центральноазиатских этносов (киргизы, узбеки, таджики и др.) в Киргизии проживают представители многих других национальностей, чья историческая родина находится за пределами Киргизстана. Обстоятельства, приведшие эти народы в Киргизию, самые различные. В республике проживают представители более 80 национальностей.
В период с 1979 по 1989 годы национальный состав проживающего в республике населения изменялся, в основном, за счет естественного прироста, и каких-либо резких миграционных всплесков не наблюдалось. Вместе с тем, уже в конце 80-х годов стала заметна тенденция к миграции по некоторым национальностям.
Серьезные геополитические изменения постсоветского периода повлекли за собой рост динамики и изменения демографической ситуации. Значительно увеличился отток из республики русскоязычного населения. С 1991 по 1998 годы республику покинуло только 300 тысяч славянского населения. Численность русских уменьшилась более чем на 200 тыс. человек, украинцев на 40 тыс. человек. Весьма высокая миграция немецкого населения, количество которого снизилось с 70 тыс. (1991 г.) до 17,3 тыс. (1997 г.), в этот же период из республики выехали почти три четверти еврейского населения. При этом численность киргизов возросла с 2371,6 тыс. человек (1991 г.) до 2781,1 тыс. человек (1997 г.). Узбекская диаспора Киргизстана за этот же период выросла с 580 тыс. человек до 653,3 тыс., количество казахов возросло с 39,5 тыс. человек до 42,4 тыс. человек.
По состоянию на 1 января 1998 года в республике зарегистрировано более 15 тысяч беженцев, представленных в преобладающем большинстве киргизами и в меньшей степени таджиками.

Политический и социально-экономический фон миграции

На динамику миграционных процессов в республике прежде всего оказала свое негативное влияние политическая и социально-экономическая ситуация постсоветского периода.
Пример Киргизии подтверждает, что пусковым механизмом вынужденной миграции русскоязычного населения стала именно политика - политика радикальной смены общественно-экономической формации, приведшей к этнократии - установлению государственного режима наибольшего благоприятствования для коренного населения.
Выделяются три основных этапа становления этнократии в Киргизии, влияющей на миграционные процессы.
Первый - с 1989 г. по декабрь 1991 года - отмечен следующими событиями:
- принятие закона о госязыке;
- появление множества общественно-политических организаций, построенных по национальному признаку;
- киргизско-узбекский конфликт в Ошской области;
- агрессивный разогрев националистических настроений, в том числе антирусских и антироссийских настроений в связи с 75-летием восстания 1916 года;
- распад СССР.
Второй этап - с декабря 1991 года по июнь 1994 года:
- провозглашение независимости Киргизии и образование СНГ;
- принятие конституции республики;
- массированная пропаганда тезиса о приоритете интересов "титульной" нации и разгул бытового национализма;
- "коренизация" органов власти и управления;
- административно-волевое разрушение крупных промышленных предприятий, на которых работало в основном русскоязычное население;
- введение национальной валюты - сома;
Для русскоязычного населения эти годы - время глубоких потрясений, связанных с необходимостью адаптации в новом независимом государстве. Оно осознает себя в роли национального меньшинства, нередко дискриминируемого, ставшего перед необходимостью выбора гражданства и отечества. За эти два с половиной года республику покинули свыше 285 тысяч человек.
Третий этап начался с июня 1994 года и длится до настоящего времени. На этом этапе правящая элита осознает, что миграция русскоязычных не только наносит ущерб экономике, но и чревата серьезными политическими последствиями: ею вымывается население, тесное взаимодействие с которым могло бы компенсировать относительную малочисленность "титульного" народа, его политическую слабость, сделать его менее уязвимым. Приходит понимание и того, что без такого взаимодействия нельзя ожидать лояльного отношения России к Киргизии, ее помощи в преодолении республиканского экономического кризиса, отражение внешних и внутренних угроз ее национальной безопасности. К пророссийской ориентации подталкивает и разочарование масштабами помощи других стран. Вместе с тем, в этот период утверждается экономическое и политическое господство национальной элиты. Правящие круги теперь могут отказаться от пропаганды национальной исключительности, от идеологического и морально-психологического давления на русскоязычное население.
Тем не менее, внутренняя политика государства так или иначе инициировала вынужденную миграцию, которая с 1989 по 1998 годы составила порядка 500 тысяч человек.
Из каждых выбывших 1000 человек населения, наибольший показатель среди немцев - 285,3, евреев - 236,4, татар - 148, украинцев - 134, белорусов - 114, русских - 112,7. В последнее время темпы миграции снизились, но все-таки миграция продолжается и дает основание утверждать, что в условиях проводимых реформ в Киргизии, приоритет по-прежнему отдается представителям киргизской национальности. Монополизация подбора и расстановки кадров в структурах государственного управления не способствует укреплению межнациональных отношений в полиэтническом государстве.
Так, при изучении руководящих кадров в 1996 году в городе Чуй-Токмок, установлено, что руководство милиции, прокуратуры, таможенной инспекции представлены практически только киргизами, хотя демографически население города и района более чем на 60 процентов состоит из представителей других национальностей. Аналогичная картина и в других районах Чуйской области.

Социально-экономические последствия миграции

Нельзя не обратить внимания на национальные различия смертности. Так, в расчете на 1000 человек населения, смертность киргизов в 1994 году составила 5,9 человек, русских - 14,7, украинцев - 26,8, белорусов - 14, немцев - 14,9, евреев - 25,9.
Стрессовое состояние, вызванное отъездом родственников, проживанием близких людей в "ближнем" и "дальнем" зарубежье, трудности общения и встреч сказались на повышении показателей смертности.
...Огромны экономические потери республики от миграции ее населения. За период наиболее интенсивной миграции (1989-1994 гг.), по большинству показателей наблюдалось значительное ухудшение. Национальный доход в 1993 году в реальном исчислении упал до 59,8% от уровня 1990 года, а в 1994 году он снизился еще на 27,4%. Подобным же образом объем промышленного производства в 1994 году составил 38,3% от уровня 1989 года. Валовая продукция сельского хозяйства - 65,6% от ее объема в 1989 году.

Республиканское законодательство и государственные структуры, занимающиеся вопросами миграции

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев на территории Киргизии регламентируется "Временным положением о беженцах в Киргизии" и "Временным положением Кыргызской республики о вынужденных переселенцах". Оба положения утверждены Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 июня 1993 года ╧ 345.
После 1993 года делались попытки вынести на рассмотрение республиканского парламента проекты законов о беженцах и вынужденных переселенцах. Однако эти законы до настоящего времени парламентом не рассмотрены.
Вопросы миграции населения в Киргизии находятся в ведении Министерства труда и социальной защиты Кыргызской Республики. Непосредственно вопросами миграции населения в рамках министерства занимается управление по миграции населения. В функции управления входит работа с прибывшими на территорию республики беженцами, выезжающим из республики населением управление не занимается.
Из неправительственных организаций республики проблемами переселенцев занимаются национально-культурные центры, которых в республике зарегистрировано около тридцати. Единой системы в их работе по оказанию помощи переселенцам нет. Каждый центр оказывает посильную помощь по адаптации к новым условиям как приезжающим в республику соотечественникам, так и выезжающим на историческую родину.
В начале 1998 года в Бишкеке открыто представительство Федеральной миграционной службы при посольстве Российской Федерации в Киргизской Республике. Статус представительства определен Российско-Киргизским соглашением "О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев" от 18 июня 1995 года.

В.В.Вишневский, президент Славянского Фонда Киргизии, член Совета соотечественников при Государственной Думе России


Мнение

КРИЗИС ДОВЕРИЯ

Нынешний финансовый кризис в России представляется некоторыми комментаторами как нечто внезапное и даже непредвиденное. Даже как откат от наметившегося процесса роста в 1998 году. На самом же деле, это лишь новая фаза болезни российской экономики, в действительности такой же далекой сегодня от реального развития, как и в 1992 г. Как часто бывает, пропагандисты "успехов реформ" стали верить собственной лжи; это в какой-то мере повышает их искренность, усиливая тем самым эффект рыночного агитпропа.
Хозяйство, на 70% перешедшее на безденежные сделки, где работающим годами не выплачивают их собственности - денег, где правительство не знает, как собирать налоги - такое хозяйство не смеет претендовать на "нормализацию" и "прорывы" - оно по существу не работает.
Теперешний финансовый кризис - не временное и не случайное явление, а закономерное и перманентное ухудшение бутафорской "рыночной финансовой системы" в дефективной экономике "новой России". Пока что этот кризис ударил главным образом по торговцам награбленным добром; рядовые граждане давно живут в условиях гораздо более тяжелых, чем падение курса акций на псевдо-биржах.
Но кризис этот - "структурный"; он безусловно охватит всю экономику и со временем ударит по всем. Приходится сообщить этот неприятный вывод для того, чтобы люди успели перейти к активной самозащите от надвигающейся беды.
...Всякое нормальное хозяйство держится на доверии. Всякий экономический кризис связан в той или иной форме с потерей этого доверия. Слово "кредит" означает "доверие". Оно относится не только к финансам, но и к правительствам. Кредитный кризис Российской Федерации - прежде всего кризис доверия к ее правительству. Суетливые поиски иностранных займов и дотаций (какой ценой? - обязательства покрыты тайной) не дадут результатов: кредит все равно исчерпан, даже если удастся расплатиться с шахтерами.
Правительство "реформ" поставлено перед фактом своего неумения управлять страной. Следовательно, никакие временные мероприятия, никакие перестановки кадров, никакая заграничная "помощь" не остановят кризиса, пока руководство остается в руках выходцев из номенклатуры КПСС-ВЛКСМ. Они несут на себе отпечаток порочной системы, пришедшей к собственной исторической катастрофе самостоятельно, без какого либо внешнего подталкивания. Штурмана, посадившего корабль на камни обычно отстраняют от должности, а не ставят за руль нового судна_
Мартовская смена правительства - судорога обреченных, неспособных по настоящему преодолеть собственную ограниченность. Поскольку они это не сумели сделать сами, то события, скорее всего, распорядятся по своему.

Владимир Беляев (Сан-Франциско)

__________
(РОПИ)

∙ Рубрика ∙  Вверх