Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень ╧ 17
Май 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации ╧ 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Экономика и право

О СИТУАЦИИ В РАО "ЕЭС РОССИИ"


Украина

ИЗ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ "РУССКОГО ЦЕНТРА" В Г.ЗАПОРОЖЬЕ

КОММЕНТАРИЙ К РАБОТЕ СЪЕЗДА КРОУ

В ПАРТИЯХ И ДВИЖЕНИЯХ


Россия - Казахстан

ПЕРВЫЙ ИЗ ДЕСЯТИ?..


Миграция

ИЗ ПРАКТИКИ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РФ


Грузия

ПРОГРАММА "ДЕТИ РОССИИ БЕЗ РОССИИ"


В Госдуме РФ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ДЕПУТАТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ И В ДЕПУТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФС РФ В ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ РФ В МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ


Экономика и право

О СИТУАЦИИ В РАО "ЕЭС РОССИИ"
(По материалам Счетной палаты РФ)


Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу

Счетная палата Российской Федерации осуществляет проверку соответствия законодательству Российской Федерации порядка приватизации и управления государственным пакетом акций РАО "ЕЭС России". В ходе проверки рассмотрена законность подготовки и проведения Советом директоров РАО "ЕЭС России" и коллегией представителей государства внеочередного общего собрания акционеров 4 апреля 1998 года.
В результате проверки установлено, что собрание проведено по инициативе Мингосимущества России с грубыми нарушениями федеральных законов и нормативных актов о приватизации электроэнергетического комплекса России.
Иностранными юридическими лицами, не являющимися согласно требованию Федерального закона "Об акционерных обществах'' владельцами не менее 2 % голосующих акций, для избрания в состав Совета директоров РАО "ЕЭС России" были предложены кандидатуры А.Б.Чубайса, Б.А.Бревнова, Е.Т.Гайдара и др. Совет директоров, включая коллегию представителей государства, при утверждении повестки дня не отклонил неправомерно предложенные кандидатуры.
Право на участие в собрании и голосовании по выборам состава Совета директоров осуществляли иностранные лица, не являющиеся по российскому законодательству акционерами Общества и не имеющие на это права.
Тем самым решение внеочередного общего собрания акционеров РАО "ЕЭС России", принятое с грубым нарушением требований Закона, является недействительным.
В результате этих неправомерных действий в Совет директоров Общества неправомерно избраны А.Б.Чубайс и Б.А.Бревнов, финансовые нарушения которого и послужили основанием для внеочередного созыва общего собрания и смены руководства Общества.
Защита государственных интересов в акционерных обществах, пакеты акций которых закреплены в федеральной собственности, возложена на Мингосимущество России, которое, согласно Федеральному закону "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", осуществляет права акционера от имени Российской Федерации. Указанные нарушения действующего законодательства оказались возможными из-за недобросовестного исполнения Мингосимуществом России своих обязанностей в отношении государства.
Однако, действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает способов отмены результатов общего собрания акционеров иначе, как в соответствии со ст.49 Федерального закона "Об акционерных обществах". Но в данном случае ни один акционер, включая Мингосимущество России, этого вопроса не ставит.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что к экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций.
Однако действующее законодательство не определяет лицо (за исключением акционера), имеющее право обратиться в суд с подобным иском.
Учитывая изложенное, Счетная палата считает целесообразным предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации разработать и внести необходимые изменения и дополнения в федеральные законы, в частности в Федеральный закон "Об акционерных обществах", касающиеся предоставления правоохранительным и контрольным органам права обращаться с иском в суд об отмене решений общих собраний акционеров акционерных обществ, пакеты акций которых закреплены в федеральной собственности, в случае нарушения имущественных интересов государства как собственника.

Председатель Х.М.Кармоков

* * *

Из отчета о результатах проверки соответствия действующему законодательству порядка подготовки и проведения внеочередного общего собрания акционеров РАО "ЕЭС России" 4 апреля 1998 г.

...Согласно п.2 ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997 года ╧ 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" правительство РФ назначает представителей Российской Федерации в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной собственности.
Это же закреплено п.3 неотмененного в настоящее время Указа президента РФ от 5 ноября 1992 года ╧ 1334, согласно которому представители государства в Совете директоров РАО "ЕЭС России" и его генеральный директор назначаются правительством РФ. Представители государства в Совете директоров образуют коллегию, ее представитель действует от имени государства на собраниях акционеров.
...Таким образом, представители государства в органы управления РАО "ЕЭС России" не могут выбираться общим собранием акционеров, а должны исключительно назначаться распорядительным актом правительства РФ.
...Указом президента РФ от 10 июня 1994 года ╧ 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" установлено, что представители государства в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, осуществляют свою деятельность в органах управления указанных обществ в соответствии с настоящим Указом и решениями правительства, от имени которого они действуют. Представители государства в органы управления обществ обязаны в письменной форме согласовывать с государственными органами, от имени которых они действуют, проекты решений органов управления обществ, которые они будут вносить и поддерживать, а также свое голосование по проектам решений, предложенным другими членами органов управления обществ.
В соответствии с этим Указом согласованию в письменной форме подлежат проекты решений и голосование по проектам решений, в т.ч. по следующим вопросам:
- внесение изменений и дополнений в уставы акционерных обществ; назначение (избрание) конкретных лиц в органы управления и контрольные органы соответствующих обществ.
Нарушение государственными служащими, назначенными представителями государства в органах управления обществ, установленного порядка согласования проектов решений и голосования по ним влекут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с государственной службы.
Согласно Уставу Общества, зарегистрированному Московской регистрационной палатой 25 июня 1997 года под ╧ 20863 iu7, акционеры Общества, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2,0% голосующих акций Общества, вправе выдвинуть кандидатов в Совет директоров Общества, число которых не может превышать избираемого количественного состава этого органа.
В указанном порядке выдвигаются также кандидаты в Совет директоров Общества - представители государства, и на пост председателя Совета директоров.

ВЫВОД: Положение Устава Общества о том, что выдвижение кандидатов представителей государства в Совет директоров и на пост председателя Совета директоров осуществляется в обычном порядке, противоречит действующему законодательству.

...Согласно п.1 ст.55 Федерального закона "Об акционерных обществах" внеочередное собрание акционеров проводится, в том числе, по требованию акционера, являющегося владельцем не менее 10,0% голосующих акций общества на дату предъявления требования. Это же подтверждено пунктом 10.7.1 Устава РАО "ЕЭС России" в редакции от 30 мая 1997 года (далее Устав Общества).
Собрание проведено по требованию акционера - Мингосимущества России, владеющего более 50% голосующих акций Общества.

ВЫВОД: требование Мингосимущества России, в лице заместителя Министра - представителя государства в Совете директоров РАО "ЕЭС России", о проведении внеочередного собрания акционеров можно было бы признать правомерными при наличии соответствующего письменного поручения правительства Российской Федерации. Однако документы, подтверждающие наличие таких указаний, представителям Счетной палаты в ходе проверки законности проведения внеочередного общего собрания акционеров РАО "ЕЭС России", представлены не были.
...Внесение представителем государства в Совете директоров РАО "ЕЭС России" - заместителем Министра государственного имущества А.К.Белоусовым предложений в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров РАО "ЕЭС России" является превышением служебных полномочий и согласно Указу президента РФ от 10 июня 1994 года ╧ 1200 влечет дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с государственной службы.
...Эти и другие нарушения законодательства Российской Федерации в части соблюдения установленных процедурных норм свидетельствуют либо о недостаточном знании действующего законодательства руководством РАО "ЕЭС России", включая членов коллегии представителей государства в его Совете директоров, либо намеренном пренебрежении нормами действующих законов и указов президента РФ и являются основанием для признания решений внеочередного общего собрания акционеров недействительными.

...Кандидаты для избрания в Совет директоров Общества были выдвинуты от ряда организаций и физических лиц. Часть из них была отклонена Советом директоров по причинам, указанным в Федеральном законе об акционерных обществах.
В список для голосования были внесены кандидатуры, предложенные Мингосимуществом России и "Barbican Securities Ltd".
"Barbican Securities Ltd", владеющая по ее словам 2,32% от общего количества обыкновенных акции Общества, внесла 15 кандидатур для избрания в Совет директоров и 5 - в Ревизионную комиссию. В Совет директоров, в числе прочих, предложены кандидатуры Бревнова Б.А. и Чубайса А.Б.
Письмо "Barbican Securities Ltd" подтверждено "Дойче Банком", свидетельствующим, что на закрытии торгов 27 февраля 1998 года Банк являлся держателем 10 млн. Глобальных депозитарных расписок РАО "ЕЭС России" как депозитария "Barbican Securities Ltd".
Протоколом заседания Совета директоров от 23 февраля 1998 года ╧ 32 (п.2.4) датой составления списка акционеров, имеющих право на участие во внеочередном общем собрании, утверждено 23 февраля 1998 года.
Согласно выписке из реестра акционеров Общества, выданная по состоянию на 23 февраля 1998 года Центральным московским депозитарием - держателем реестра акционеров Общества "Barbican Securities Ltd", так же как и "Дойче Банк" не являются акционерами РАО "ЕЭС России"...

ВЫВОД: в силу изложенного Совет директоров обязан был отклонить кандидатуры, предложенные "Barbican Securities Ltd". Однако это сделано не было. В результате, в списке кандидатов в Совет директоров РАО "ЕЭС России" оказались А.Б.Чубайс и Б.А.Бревнов. А именно необходимость вывода последнего из руководства РАО "ЕЭС России" послужила основанием для созыва Мингосимуществом России внеочередного общего собрания акционеров.
Мингосимущество России, владеющее более чем 50,0% голосующих акций Общества внесло 15 кандидатур для избрания в Совет директоров Общества (приложение письма от 04.03.98 ╧ 5-1391). В их числе был предложен Чубайс А.Б., ряд других руководителей федеральных органов исполнительной власти, а также большая часть представителей государства (Задернюк А.Ф., Толь Г.К., Фонарева Н.Е., Шамраев Н.Г., Белоусов А.К.), уже введенных в его состав постановлением правительства РФ от 06.01.98 ╧ 39.

ВЫВОД: Эти действия Мингосимущества неправомерны. Права Российской Федерации по принадлежащему ей пакету акций, в части укомплектования Совета директоров Общества уже реализованы постановлением правительства РФ от 6 января 1998 года ╧ 39. Многократная реализация этих прав действующим законодательством не предусмотрена.

Постановлением правительства РФ от 4 апреля 1997 года ╧ 401 для представления интересов государства по принадлежащему Российской Федерации пакету акций в РАО "ЕЭС России" были назначены:
Бедов В.Е. - и.о. председателя ГАК России;
Белоусов А.К. - заместитель председателя Госкомимущества России;
Кудрин А.Л. - первый заместитель министра финансов России;
Кутовой Г.Н. - заместитель председателя ФЭК России;
Шамраев Н.Г. - заместитель Министра экономики РФ;
Ясин Е.Г. - министр РФ.
Как уже указывалось, постановлением правительства РФ от 6 января 1998 года ╧ 39 утвержден новый состав коллегии представителей государства в РАО "ЕЭС России" в составе которого Ясин Е.Г. отсутствует. А пунктом 2 этого постановления, постановление правительства РФ от 4 апреля 1997 года ╧ 401 признано утратившим силу. (Однако, согласно протокола собрания, Ясин Е.Г. якобы является членом коллегии представителей государства в РАО "ЕЭС России".)
Таким образом, министр РФ Ясин Е.Г. в январе 1998 года выведен из состава представителей государства в РАО "ЕЭС России" и соответственно из руководящих органов Общества.
...Тем не менее, согласно протоколу общего собрания акционеров РАО "ЕЭС России", состоявшегося 4 апреля 1998 года, именно Е.Г.Ясин являлся его председателем.

ВЫВОД: внеочередное собрание было инициировано Мингосимуществом России в связи с угрожающей интересам Российской Федерации нездоровой обстановкой, сложившейся в этот период в руководстве Общества. В этих условиях вести собрание должен был один из представителей государства в Совете директоров Общества. Однако этого не произошло. Таким образом, коллегия представителей государства не выполнила основной задачи, поставленной перед ней правительством РФ - обеспечить реализацию интересов государства при подготовке и проведении собраний акционеров.

...В ряде случаев, порядок оформления доверенностей, предъявленных собранию, не отвечал нормам российского гражданского права.
Так, все доверенности Credit Suisse Fist Boston АО (16 шт.), ABN Аmro Bank АО, Fenway Services Ltd. и другие выданы в порядке передоверия и признаны собранием действительными.
Выборочная проверка содержания доверенностей, принятых при проведении общего собрания акционеров, выявила и другие существенные нарушения.

ВЫВОД: выявленные нарушения действующего законодательства являются основанием для отмены итогов внеочередного общего собрания акционеров.

...Согласно протоколу Счетной комиссии собрания акционеров РАО "ЕЭС России" от 4 апреля 1998 года ╧ 7 для голосования всего было выдано 603 427 178 430 бюллетеней (в пересчете на голосующие акции).
В голосовании, в пересчете на голосующие акции, участвовало 512 003 694 465 бюллетеней или 84,8% от числа зарегистрированных. Из них признано недействительными - 18 086 569 665. Таким образом проголосовал 81,0% акций от числа зарегистрированных.
За А.Б.Чубайса, неправомерно предложенного заместителем министра государственного имущества А.К.Белоусовым и не являющегося акционером Общества "Barbican Securities Ltd" было отдано 5,64% голосов. За Б.А.Бревнова, предложенного к голосованию той же "Batbican Securities Ltd" - 6,37%. Т.е. эти две кандидатуры прошли в Совет директоров РАО "ЕЭС России" максимальным числом голосов и их большую часть обеспечил The Bank of New York I.N., также не являющийся акционером РАО "ЕЭС России". Это подтверждено выпиской из реестра акционеров и письмом самого Банка.
Что касается остальных выборщиков А.Б.Чубайса и Б.А.Бревнова, то их перечень, статус и количество поданных голосов приведены в таблице.

Наименование голосовавшего лица, владеющего более 0,1 % голосующих акций
РАО "ЕЭС России"
Количество голосов, отданных за А.Б.Чубайса в %Количество голосов, отданных за Б.А.Бревнова в %Наличие в списке акционеров по состоянию на 23.02.98
1.The Bank of New York I.N.3,8404,980не значится
2.Fenway Services Ltd.0,5250,525значится
3.DCL - RF (Кредит)0,227-не значится
4.State S.B. Street Bank & Trast Co.0.1720,172не значится
5.Grawford Holdings Ltd.0,1620,162значится
6.Brunsnick Russian Growth Junck Ltd.0,143-не значится
7.Nam Holdings Ltd.0,089-не значится
8.Purbury Trading Ltd.0,049-не значится
9.Nikitas Securities Ltd.0,045-не значится
10.DCL - KFD (Кредит)0,036-не значится
11.Morgan Stanly & C.O. Inc.0,0270,027не значится
12.The Baupost Fund (Кредит)0,0270,027не значится
13.Nikitas Securities Ltd.0,016-не значится
14.Morgan S.B.0,0140,014не значится
15.Indosuez International Finame B.V. (Кредит Свисс)0,010-не значится
16.Ivy International Fund (Кредит Свисс)0,0080,008не значится
17.CA Atlantic Securities Inc.0,0015-не значится
18.Emerging Markets Growtn Fund (Capital)-0,160не значится
 ИТОГО5,3926,075 
 Из них:   
 - на законных основаниях0,8490,849 
 - неправомерно4,5435,226 

ВЫВОД: таким образом, на законных основаниях за А.Б.Чубайса проголосовало 1,1% и 1,14% за Б.А.Бревнова, что меньше минимального количества голосов, необходимых для избрания в Совет директоров (минимальное количество голосов - 1,75% - у вошедшего в Совет директоров О.В.Бритвина).
Счетная комиссия внеочередного общего собрания акционеров не выполнила функций, возложенных на нее. К голосованию были допущены лица, не внесенные в список акционеров. Это обеспечило неправомерное избрание в Совет директоров А.Б.Чубайса и Б.А.Бревнова.

Выводы:

1. Совет директоров РАО "ЕЭС России", коллегия представителей государства во главе с министром топлива и энергетики B.C.Кириенко подготовили и провели 4 апреля 1998 года внеочередное общее собрание акционеров с грубейшими нарушениями Федерального закона об акционерных обществах, указов президента РФ о приватизации электроэнергетического комплекса России.
Грубо нарушены порядок созыва внеочередного собрания акционеров, формирования его повестки дня, права акционеров на участие в собрании.
В частности выдвижение кандидатур А.Б.Чубайса и Б.А.Бревнова в Совет директоров Общества и голосование по ним осуществляли иностранные лица, не являющимися акционерами Общества. Совет директоров обязан был отклонить кандидатуры, предложенные "Barbican Securities Ltd". Однако это сделано не было. В результате, в списке кандидатов в Совет директоров РАО "ЕЭС России" оказались А.Б.Чубайс и Б.А.Бревнов. А именно необходимость вывода последнего из руководства РАО "ЕЭС России" в связи со ставшими достоянием гласности его финансовыми нарушениями, послужила основанием для созыва Мингосимуществом России внеочередного общего собрания акционеров.
Счетная комиссия собрания не выполнила функций, возложенных на нее п.4 ст.56 ФЗ об АО. К голосованию были допущены лица, не внесенные в список акционеров. Это обеспечило неправомерное избрание в Совет директоров А.Б.Чубайса и Б.А.Бревнова
Устав РАО "ЕЭС России", несмотря на требование Федерального закона об акционерных обществах и Указа президента РФ от 28 апреля 1997 года ╧ 426, не приведен в соответствие с Федеральным законом об акционерных обществах, не повышена эффективность реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям.
Допущенные нарушения законодательства Российской Федерации в части соблюдения установленных процедурных норм при подготовке и проведении общего собрания акционеров свидетельствуют либо о недостаточном знании действующего законодательства руководством РАО "ЕЭС России", включая членов коллегии представителей государства в его Совете директоров, либо намеренном пренебрежении нормами действующих законов и указов президента РФ и являются достаточным основанием для признания решений внеочередного общего собрания акционеров недействительными, не имеющими юридической силы и привлечения членов Совета директоров - представителей государства - к дисциплинарной ответственности.
2. Деятельность ОАО "Центральный московский депозитарий" осуществляется с грубыми нарушениями федеральных законов "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг", что, в частности, повлекло грубое нарушение прав акционеров на участие в общем собрании РАО "ЕЭС России". Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг не осуществляет действенного контроля за деятельностью депозитария, не выполняя тем самым возложенных на нее Законом функций государственного регулирования рынка ценных бумаг.
3. Внесение представителем государства в Совете директоров РАО "ЕЭС России" - заместителем министра государственного имущества А.К.Белоусовым предложений в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров РАО "ЕЭС России" и кандидатур для избрания в Совет директоров Общества без наличия письменных указаний правительства Российской Федерации является превышением служебных полномочий и согласно Указу президента РФ от 10 июня 1994 года ╧ 1200 должно повлечь дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с государственной службы.

Предложения:

1. Проинформировать президента Российской Федерации о невыполнении его указов от 5 ноября 1992 года ╧ 1334 и 28 апреля 1998 года ╧ 426 в части усиления роли государства в управлении деятельностью РАО "ЕЭС России." Отметить, что правительство РФ не осуществляет надлежащего надзора за действиями Мингосимущества и Минтопэнерго России по управлению государственным пакетом акций РАО "ЕЭС России".
2. Обратиться в Арбитражный суд г.Москвы об отмене решения общего собрания акционеров от 4 апреля 1998 года, как вынесенного с грубыми нарушениями действующего законодательства.
3. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации в соответствии со ст.71 Федерального закона об акционерных обществах, обратиться в суд с иском к членам Совета директоров Общества о взыскании с них убытков, причиненных акционерному обществу и государству как акционеру в результате неразумных действий в ходе подготовки и проведения внеочередного общего собрания акционеров РАО "ЕЭС России" 4 апреля 1998 года.

Аудитор В.С.Соколов


Украина

ИЗ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ "РУССКОГО ЦЕНТРА" В Г.ЗАПОРОЖЬЕ

С 1992 года в г.Запорожье русское движение представляет Запорожское городское общество русской культуры "Русь". Общество легализовано в соответствии с действующим законодательством Украины и зарегистрировано исполкомом Запорожского городского совета.
В качестве дальнейшего решения своих уставных задач и налаживания взаимовыгодного сотрудничества с Россией, Общество "Русь" предлагает всем заинтересованным лицам, как с Украинской, так и с Российской стороны, на рассмотрение идею создания "Русского центра" (название рабочее, возможно назвать "Русский клуб", "Культурно-деловой центр "Русь" и т.п.) Под центром понимается комплекс, концентрирующий в себе культурные, информационные, консультационные, деловые связи с Россией, а также работу с населением города, поддерживающим русское движение (деловые встречи, проведение культурно-массовых мероприятий, досуг и т.п.). В данную идею заложена не только реализация национальных потребностей части населения города, но и развитие нормального бизнеса в сфере услуг. Не исключается создание и производственных структур.
"Русский центр" можно рассматривать как некое подобие холдинга объединяющего в себе коммерческие структуры разного направления деятельности и общественно-политические, культурологические и др. движения. Общим или объединяющим началом для развития всех направлений являются: национально-культурные традиции, связи с Россией, славянское единение.
Любое из направлений деятельности может успешно работать в рамках общего "Русского центра". Например, издательская деятельность может существовать в виде издания книг и брошюр по русской истории и культуре, издания газет и журналов о русском движении и славянском мире. Кроме того, возможны консультации по Российскому законодательству, таможенным правилам, внешней торговле, оценке инвестиционных проектов и т.п.
Кроме коммерческой деятельности подобный центр официально осуществляет и поддерживает контакты с представителями местной власти, властными структурами Российской Федерации, посольством России в Украине, деловыми кругами России и Запорожья, общественными организациями России, представителями русского движения в Украине и др.; представляет интересы партнеров из России в Запорожье; выполняет посреднические функции в налаживании связей между запорожскими и российскими организациями и предприятиями; содействует развитию русской культуры, развитию образования.

Председатель Запорожского Общества "Русь" О.В.Коляда


КОММЕНТАРИЙ К РАБОТЕ СЪЕЗДА КРОУ

В работе съезда КРОУ приняли участие русские организации из большинства областей Украины, среди них представители Крыма, Николаева, Днепропетровска, Донецка, Киева, Харькова, Львова, Луганска и др.
Съезд отметил, что прошедшие выборы на всех уровнях русские организации полностью провалили. Среди причин были названы следующие:
1. Глубокий кризис в русском движении.
2. Внутренняя разобщенность русских организаций их расколы и распады.
3. Слабая финансовая база.
4. Отсутствие поддержки из России.
На основе анализа состоявшихся выборов были сделаны следующие выводы:
- мы живем в качественно новом обществе - обществе нищих. Такое общество имеет свою специфику;
- на многих участках результаты были сфальсифицированы и к такому повороту событий надо было готовиться;
- русские организации в большинстве своем действуют односторонне, с уклоном в мероприятия чисто культурного характера, уходя от политических вопросов;
- необходимо начинать сотрудничать с представителями властных структур.
В докладах прозвучали основные задачи, стоящие перед русским движением в ближайшем будущем. Основные среди них:
- решение проблем самофинансирования, развитие бизнеса и поиск спонсоров;
- русские организации должны стать посредниками во взаимоотношениях между Украиной и Россией;
- необходимо активней заниматься издательской деятельностью и работать со средствами массовой информации.

Основные выводы:
Выборы провалены. Объединение "Трудовая Украина" было единственным объединением, отстаивающим права русского населения (в Запорожье, к примеру, это никак не проявилось).
Общее впечатление: структура создана сверху, связь с регионами неважная. По проекту Устава структура очень аморфная.
Общее настроение присутствующих: надо объединяться, но объединяться снизу. Интересное предложение прозвучало из Чернигова о создании Малого Русского Вече, были предложены методические разработки по этому вопросу. В конце мая планируется встреча в Чернигове (30-31 мая).
Есть попытки вовлечь русские организации в какую-либо общеукраинскую структуру. Но пока процесс идет сверху, его навязывают.
Очень важный вопрос в этом плане: укомплектование всех русских организаций современными средствами связи. Это даст возможность оперативного обсуждения любых вопросов.
Была высказана мысль о поиске финансовых структур, которые активно помогали бы русским организациям. Так что вопрос создания активных совместных с Россией коммерческих структур остается открытым. А это уже вопрос проникновения на Украину русского капитала. Ситуация на Украине сейчас такова, что тот кто быстрее купит, тот и выиграет.

Леонид Чернов (Запорожье)


В ПАРТИЯХ И ДВИЖЕНИЯХ

Конец апpеля для Донецка отмечен проведением сразу двух всеукраинских съездов: съезда Конгресса русских организаций Украины (КРОУ) и Партии Гражданский Конгресс Украины (ГКУ). Совпадение это не случайно, поскольку, во-первых, и КРОУ и ГКУ возглавляет один человек - староста и председатель Александр Базилюк, во-вторых, деятельность обеих организаций во многом пересекается.
КРОУ можно назвать детищем партии Гражданский конгресс Украины. Подтверждает это и состав участников высоких собраний - многие делегаты представляли региональные организации на обоих съездах. Но общие черты этим не исчерпываются.
На съездах КРОУ и ГКУ были подведены итоги парламентских выборов, которые состоялись на Укpаине 29 марта, и разработана программа действий на следующий четырехлетний период, включающий президентские выборы 1999 года и парламентские выборы 2002 года.
Участие в парламентских выборах ГКУ принимала в составе блока "Трудовая Украина". Кроме Конгресса в него входили представители Профсоюза работников угольной промышленности Украины, афганцы, чернобыльцы и ветераны, объединенные в общественные организации. "Трудовая Украина" ни по одномандатным округам, ни по партийным спискам не провела в Верховный Совет ни одного своего депутата (в отличие от парламента предыдущего созыва, где интересы ГКУ представляли два депутата). По мнению Александра Базилюка причинами поражения в выборах стало отсутствие финансовой базы, внутренняя разобщенность, противодействие властей и конкурентов, а также плохое взаимодействие между членами избирательного блока.
Как заявил лидер партии, выборы показали необходимость корректировки идеологии. При тотальном обнищании и ухудшении жизни на Украине блок "национальных привязанностей" в программе партии должен обязательно сочетаться с усиленным социальным блоком. Кроме этого было предложено изменить название партии. Резон прост. Так называемый "индекс известности" у партии Гражданский конгресс Украины составляет 5%, а у "Трудовой Украины" в различных регионах колеблется от 50 до 100%.
Съезд постановил: отныне именовать партию не Гражданский конгресс Украины, а Объединение Трудовая Украина (ОТУ). Аббревиатура ОТУ, по мнению одного из делегатов, на будущих выборах должна сработать на благо партии.
...Если в дебатах съезда партии Гражданский конгресс Украины выкристаллизовалось только новое название партии - ОТУ, то съезд КРОУ породил новую организацию - Союз православных граждан Украины. Такой Союз, как общественная организация, к этому времени уже создан в России с благословения Святейшего патриарха. В него входят более 60 организаций, в том числе Конгресс русских общин и казачьи организации. Такой же процесс идет и в Белоруссии. Но у украинских православных задача значительно сложнее - борьба с автокефалией и попыткой пристегнуть Украину к Ватикану.
Делегаты съезда КРОУ с тревогой говорили и о том, что по-прежнему идет наступление на русский язык. Так, по словам председателя Ассоциации русских обществ Харьковщины Леонида Поспелова, с сентября этого года в Харькове не останется ни одного первого класса с русским языком обучения.

Людмила Гордеева (Донецк)


Россия - Казахстан

ПЕРВЫЙ ИЗ ДЕСЯТИ?..

На последнем совещании глав государств СНГ президент Казахстана Назарбаев предложил сделать десять шагов навстречу простым людям. Ретивые чиновники спецслужб Казахстана ринулись с завидной ретивостью исполнять предложения главы государства.
...8 мая 1998 года при следовании в г.Москву на семинар по стратегическому планированию "Русская диаспора за рубежом: состояние, цели и пути взаимодействия с Россией" во время прохождения паспортного контроля в аэропорту г.Усть-Каменогорска был подвергнут обыску участник семинара, член Совета соотечественников при Государственной Думе Российской Федерации, председатель Восточно-Казахстанского филиала Республиканского славянского движения "Лад" Шушайников Александр Павлович.
Обыск производился работниками таможенного управления Восточно-Казахстанской области. По результатам обыска у Шушайникова были изъяты только дискеты для персонального компьютера в количество 6 штук с материалами для конференции.
На вопросы Шушайникова о том, на каком основании производится таможенный досмотр и обыск, почему об этой процедуре пассажиры не предупреждаются заранее, почему ни у таможенников, ни в здании аэропорта нет перечня товаров и предметов, запрещенных к вывозу из РК в страны СНГ, если это таможенный контроль, то почему ни одним из пассажиров рейса Усть-Каменогорск-Челябинск-Москва (на этом рейсе и летел Шушайников) не заполняются таможенные декларации - работники таможенного управления ответить не смогли.
В то же время в выписке из "Правил..." Главного Таможенного Управления РК, приведенной в квитанции, выданной работниками таможенного управления об изъятии дискет, сказано: "вещами, не пропущенными при выезде из Республики Казахстан, владелец или любое лицо, действующее по его доверенности, может распорядиться по личному усмотрению на территории Республики Казахстан без права вывоза за границу (переслать по любому адресу в СНГ, передать родственникам или знакомым и т.п.). Тем не менее, требование Шушайникова разрешить передать дискеты провожавшим его в аэропорту знакомым, не было удовлетворено работниками таможенного управления на том основании, что, как они заявили, дискеты должны быть досмотрены на компьютере в таможенном управлении, поскольку в здании аэропорта компьютера таможни нет. Более того, в бланках таможенных деклараций, предлагаемых для заполнения гражданам Казахстана, выезжающим в дальнее зарубежье, дискеты для ПК в списке вещей, требующих декларирования или запрещенных к вывозу, не значатся.
Как заявил Шушайников А.П., он считает происшедшее с ним результатом заранее спланированной спецслужбами Казахстана акции, направленной на дискредитацию его общественно-политической деятельности и оказание психологического давления на славянское население Республики Казахстан с целью стимуляции его миграции за пределы Республики. Данная акция является лишь одним из эпизодов целенаправленного преследования, проводимого властями РК в отношении руководителей русских и славянских общественных организаций. Как он заметил далее, возможно это первый шаг из тех 10 шагов навстречу простым людям, недавно объявленных президентом Казахстана Назарбаевым на последнем "саммите" глав государств СНГ.


Миграция

ИЗ ПРАКТИКИ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РФ

"Особое внимание мы должны проявить к нашим гражданам и соотечественникам, проживающим за рубежом. Для тех из них, кто желает вернуться в Россию, должны быть созданы необходимые для этого условия".
Многими соотечественниками, особенно теми, что находятся во временном зарубежье, эти слова из послания президента РФ Федеральному Собранию были восприняты как позднее раскаяние.
Как нельзя лучше это подтверждается деятельностью Рубцовского межрайонного отделения федеральной миграционной службы, которое возглавляет Кащеева Любава Никифоровна.
С непозволительной роскошью и комфортом обустроив в нескольких смежных квартирах (предназначенных для переселенцев) жилого дома и получив в свое безраздельное владение еще и просторное здание бывшего профессионально-технического училища, Любава Никифоровна превратила миграционную службу в частную контору по распределению бюджетных средств некоторым, - по своему собственному усмотрению, - переселенцам.
Всего 15 часов в неделю отведено на прием посетителей. Чтобы попасть к начальнице, нужно заблаговременно заполнить "листок учета посетителей", который по количеству граф напоминает советских времен анкету для выезда за границу.
В условиях всеокружающего безденежья и повальной нищеты, когда не в каждой рубцовской семье вдосталь хлеба, а самый доступный вид транспорта - велосипед, сама "хозяйка миграции" не испытывает ни в чем недостатка: ни в бензине для частых, в том числе личных разъездов, ни в оплате междугородних, в том числе частных переговоров (превышающей сумму оказанной переселенцам помощи).
Что же касается переселенцев, то им для открытия личного дела, по требованию ближайшей помощницы Кащеевой, Надежды Николаевны Некрасовой, необходимо предоставить в службу: два почтовых конверта, десять листов писчей бумаги, ручку и канцелярскую папку.
Такая изощренная демонстрация бедности государства распространяется не на всех, а лишь на тех, кто действительно попал в беду. Для некоторых же, тех, кто по духу близок Любаве Никифоровне...
Выдающая себя за беженку из Чечни профессиональная мошенница, назвавшаяся Бобылевой Натальей Петровной (трижды судимая за различные махинации в Харькове и Грузии), не предъявив не то что документов, но и мятого почтового конверта, была по-барски облагодетельствована и любовно обласкана Любавой Никифоровной. Получив все предусмотренные и не предусмотренные законом виды помощи и пособий и обобрав при попустительстве своей покровительницы настоящих переселенцев, преступница скрылась.
Кащеевой, для сокрытия этого неблаговидного происшествия, пришлось срочно, под видом ремонта, избавляться от шести семей, обворованных Бобылевой.
Вышвырнутые на улицу люди обратились на произвол начальницы с жалобой, попутно указав в ней и на злоупотребления с предназначенными для питания беженцев продуктами, и на незаконную сдачу части здания "выгодным" предпринимателям под минихлебозавод. Однако, жалоба эта затерялась в кабинетах чиновников, а начальница миграции еще больше уверовалась в своей безнаказанности и вседозволенности.
...Совершенно иначе встретила Любава Никифоровна чудом ушедшего от преследования спецслужбами и националистами Казахстана казачьего атамана, одного из лидеров антиназарбаевской оппозиции Сергея Ивановича Бритвина.
Приехав по направлению начальника краевой миграционной службы г-на Гонюкова С.А., с его твердыми заверениями в оказании помощи и предоставлении в течении 2-х месяцев жилья, казак вынужден был пять дней протирать вокзальные скамейки, пока наконец был облагодетельствован аудиенцией Кащеевой.
Несмотря на весь пакет представленных документов, неоспоримо доказывающих реальность угрозы атаману и подтверждающих неоднократные бандитские нападения на него и членов его семьи, Любава Никифоровна выставила Бритвину ряд условий, для выполнения которых ему необходимо было выехать в Казахстан и добровольно явиться в спецслужбы, по сей день ведущие на него охоту.
В оказании материальной помощи (установленной законом) казаку было категорически отказано. Последний такой отказ он получил в день похорон отца - ветерана войны и армии, более 50 лет отдавшего защите России.
Уместно в связи с этим привести объявление, опубликованное в газете "Москва-Иерусалим": "Внимание палестинцев и их родственников в России! Российско-палестинская компания "Трансферлимитед" предлагает палестинским семьям, проживающим в Иудее, Самарии, Газе и Восточном Иерусалиме, желающим переселиться на постоянное жительство в Россию, на Украину и др. государства СНГ богатый выбор квартир, домов и загородных вилл в самых престижных районах. Переезжающая семья получает (при условии смены гражданства) премию 50 тыс. долларов..."
Не пожалел бы атаман о том, что родился он в станице сибирским казаком, а не в местечке лавочником.

Сергей Фатеев, сибирский казак (Рубцовск-Павлодар)


Грузия

ПРОГРАММА "ДЕТИ РОССИИ БЕЗ РОССИИ"

Благотворительное общество "Славянский дом" предлагает основы программы помощи детям на территории СНГ - "Дети России без России".
Авторы программы исходят из того, сто положение детей России, оказавшихся за пределами Российской Федерации на пространстве бывшей Российской империи, а затем бывшего СССР, постоянно ухудшается. Президент и правительство Российской Федерации постоянно декларируют, что не допустят ущемлений прав соотечественников. Это нашло отражение и в основных направлениях государственной политики в отношении россиян, проживающих за рубежом (Указ президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. и Постановление правительства от 31 августа 1997г. ╧ 1064).
В настоящее время количество детей российских соотечественников за рубежом составляет примерно 7 миллионов. Их родители уже сегодня оказались перед лицом множества проблем, разрешить которые без помощи России они не в состоянии. Ведь значительную часть безработных и малообеспеченных жителей стран СНГ и Прибалтики составляют наши соотечественники.
Дискриминация детей россиян происходит во всех сферах их жизни, прежде всего в области воспитания, образования, охраны здоровья, сохранения национальных корней.
...
Целью программы "Дети России без России" является конкретная помощь и защита прав и интересов детей россиян, проживающих за пределами исторической Родины. Основные задачи программы:
- использование возможностей международных организаций, федеральных и региональных органов власти, общественных, религиозных и других неправительственных организаций и объединений для воздействия на мировое общественное мнение по отношению к странам, где нарушаются права и интересы детей россиян;
- содействие законодательному закреплению международно признанных прав детей россиян в странах, где они проживают, а также обеспечение этих прав при заключении межгосударственных договоров и правительственных соглашений между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики;
- оказание материальной помощи детям, оставшимся без попечения, а также детям из многодетных, неполных и других малообеспеченных семей российских соотечественников;
- создание правовой базы для оздоровления и отдыха на территории Российской Федерации, особо нуждающихся в этом детей российских соотечественников;
- содействие разработке в законодательстве РФ льгот детям россиян при миграции их родителей в Россию;
- воспитание детей соотечественников, проживающих в странах СНГ и Прибалтики в духе национальных традиций русского народа;
- обеспечение условий для получения образования на русском языке путем снабжения учебных заведений за рубежом соответствующими учебниками, программами и пособиями.

Генеральный директор Благотворительного общества "Славянский Дом" В.П.Алексеев (Тбилиси)


В Госдуме РФ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ДЕПУТАТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ И В ДЕПУТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФС РФ В ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ РФ В МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
(по состоянию на 25.04.98 г.)

Наименование фракций и депутатских группВ ГосдумеВ МПА СНГ
КПРФ29,9% (133 депутата)28,4% (19 депутатов)
НДР15,3% (68 депутатов)7,5% (5 депутатов)
ЛДПР11,2% (50 депутатов)10,4% (7 депутатов)
"Яблоко"9,9% (44 депутата)16,4% (11 депутатов)
"Народовластие"9,9% (44 депутата)9,0% (6 депутатов)
"Российские регионы"9,7% (43 депутата)16,4% (11 депутатов)
Аграрная депутатская группа7,9% (35 депутатов)10,4% (7 депутатов)
Независимые6,3% (28 депутатов)1,5% (1 депутат)

__________
(РОПИ)

∙ Рубрика ∙  Вверх