Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень ╧ 16
Май 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации ╧ 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Нация

О РАЗДЕЛЕННОСТИ РУССКОГО НАРОДА


Экономика

К ИТОГАМ ВТОРОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА УГОЛЬЩИКОВ


В партиях и движениях

ТРИ СЪЕЗДА


Нация

О РАЗДЕЛЕННОСТИ РУССКОГО НАРОДА

Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Госдумы РФ провел научно-практическую конференцию по теме: "Проблемы разделенности и утверждения международно-правовой субъектности русского народа в интересах защиты соотечественников за рубежом"


(Из выступлений участников конференции)

Тихонов Г.И., председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками

Перед нами стоит очень серьезный вопрос. Официально его еще ни разу не обсуждали.
Сегодня в плане работы Думы находится несколько законов, связанных с вопросами гражданства. Это закон "О гражданстве". Закон о политике российского правительства в отношении соотечественников за рубежом. Это закон "О национальных меньшинствах". Во всех этих документах прослеживается вопрос: как мы относимся к проблеме разделенных народов. Практически мы с вами сегодня оказались разделенным народом. Русский народ оказался разделенным народом.
Поэтому мы сегодня пригласили представителей министерств, ведомств, и, самое главное, элиту нашей науки, связанную с юридическими, геополитическими и этнополитическими вопросами.
Сегодня на Совете Думы очень жестко стоял вопрос о законе "О соотечественниках". К сожалению, фракция "Яблоко" пытается заглушить этот закон, утопить его.

Бабурин С.Н., заместитель Председателя Государственной Думы

Невозможно отрицать, что страна находится в острейшем политическом, экономическом и социальном кризисе. Дискредитированы идеи, концепции, которые были положены в основу так называемых реформ. Не находим мы ответа на волнующие нас вопросы ни в западной мудрости, ни в марксистских или домарксистских концепциях. Вместе с тем мы видим во всем мире мощный взрыв национального чувства.
Процесс этот не миновал Россию, грозя разрушить ее целостность. Все больше и больше людей обращают внимание на роль и место русского народа в происходящей российской драме. Фактом является и повсеместно проявляющаяся политическая инфантильность основной массы русских даже в условиях жесточайших гонений, как это происходит на Кавказе.
На общественной арене сегодня немало деятелей, которые активно эксплуатируют русский вопрос. Но чистота их побуждений часто вызывает сомнение. Господствующими сегодня в России силами активно выделяются на первый план небольшие, но крикливые группы, использующие различные элементы фашистской, национал-социалистической идеологии и символики. Цель тут понятна. В зародыше задушить, скомпроментировать любые проявления русского национального движения. В официальной политике, в официальной науке русского вопроса нет, а русский народ как бы вообще отсутствует.
Проблема заключается в том, что русский народ в российском государстве не имеет необходимой субъектности и суверенитета, соответствующей его численности и мощи. По этой причине русский народ занимает в России место, не соответствующее его значению. Мало того, он оказался разделенным народом, разделенной нацией, в положении, с которым он никогда не смирится.
...Процитирую документ, который называется "О положении русского народа". На мой взгляд, он не утратил актуальности и сегодня. В нем в числе первоочередных мер указывается: "Восстановить государственное единство России на основе равенства в правах всех частей государства. Поставить вопрос о юридическом статусе русского народа, как разделенной нации. Признать право русского народа на воссоединение и самоопределение.
На всех уровнях, в частности, в отношениях между государствами, образовавшимися на территории СССР, исключить из употребления понятие "коренная нация", как вводящая в заблуждение и провоцирующая этнические конфликты. Осудить все проявления сепаратизма и рассматривать попытки выхода территорий любого статуса из состава Российской Федерации, как антиконституционные, незаконные и антигосударственные.
Разработать комплексную государственную программу "Русские", направленную на восстановление нормальных условий существования русского народа и улучшение его демографического положения. Строить отношения со всеми странами в прямой зависимости от положения русских на их территории, защищая наших соотечественников всей мощью российского государства.
Создать телеканал "Единая Россия" и транслировать его передачи на всей территории РФ, а также на ближнее и дальнее зарубежье. Признать, что против русского народа систематически осуществляется как прямой, так и косвенный экономический, информационный, правовой геноцид и осудить его виновников".

Артемов И.В., кандидат исторических наук, директор Московского историко-политологического центра, эксперт Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками

Если русские не решат вопрос о разделенности своего народа и не смогут эту разделенность преодолеть, то у нас, практически, нет исторического будущего. Россия исчезнет с исторической арены, вначале став государством второго сорта, а впоследствии просто растворившись и перестав существовать как историческая реальность.
Для того, чтобы определить, что из себя представляет само понятие разделенный народ и в чем оно выражается, можно было бы обратиться к международной практике, в которой понятие разделенной нации существует, им оперируют целые народы, которые смогли преодолеть свою разделенность. Это, прежде всего, немцы.
Какие признаки с нашей точки зрения могут однозначно свидетельствовать о том, что русская нация является разделенной? Во-первых, такое понятие как территория исторического проживания. Это та территория, на которой нация жила либо испокон веков, либо территория, которая была заселена представителями русского народа мирно в результате хозяйственной колонизации. Рассматривая эту территорию, мы можем прийти к выводу, что как минимум четыре государства: Российская Федерация, Украина, Белоруссия и Казахстан являются такой территорией. И эта территория в настоящий момент разделена и разделены русские, которые на этой территории проживают.
Нужно констатировать, что люди, у которых в паспорте записано "русские", "украинцы" и "белорусы" - это представители не трех различных народов, это представители одной нации. И только основываясь на признании этой реальности мы можем ставить вопрос о разделенности русской нации.
И наконец, русские люди сами осознают, что они являются разделенной нацией. Проживая на территории различных государств они пытаются предпринимать попытки, чтобы эту разделенность преодолеть, воссоединиться. И на сегодняшний день основной фактор, который мешает русским решить проблему воссоединения, это правительство Российской Федерации, которое сознательно и целенаправленно проводит политику, которая делает русский народ разделенным.
...Если бы мы сейчас провели действительно свободный, действительно независимый референдум (об этом свидетельствуют результаты социологических исследований, проводимых на востоке, в центре Украины, в Белоруссии, то население этих трех государство, а также Северного Казахстана, который по сути дела Северным Казахстаном не является - это часть Сибири) население проголосовало бы за восстановление единства.
Точкой отсчета, с которой нужно рассматривать разделенность русской нации в его современном положении, безусловно является распад Советского Союза. В свою очередь, это стало возможным только потому, что Советский Союз имел абсолютно неоправданную и ничем не обоснованную систему национально-территориального деления. Четырнадцать наций на территории СССР получили свою национальную государственность. И только Российская Федерации, где русские составляли подавляющее большинство, была провозглашена именно Федерацией, а не территорией русского народа.
...Вопрос о политической разделенности русской нации можно считать установленным. И, соответственно, ставить этот вопрос перед российским государством и перед русским народом.
Вывод следующий. Поскольку ни в одном международном правовом документе не устранено противоречие, с одной стороны, между правом нации на самоопределение, а с другой стороны, между правом государства на сохранение своей территориальной целостности, то народ имеет право использовать для восстановления своего национального и государственного суверенитета все доступные средства. Безусловно предпочтительно, чтобы эти средства были мирные. Но в конечном итоге возможны и силовые способы, если мы уверены, что историческая правда на нашей стороне.
Позволю себе еще раз перечислить те территории, на которых, с нашей точки зрения, русский народ является разделенным. Это вся без изъятия территория Российской Федерации. Потому что суверенитеты, которыми пользуются национальные автономии в России - это суверенитеты вторичные, они играют роль и имеют значение исключительно во внутригосударственных отношениях внутри России, и существуют только до тех пор, пока народы, исторически проживающие в России, входят в состав российского государства. Если кто-либо из этих народов поставит вопрос о своем выходе, он мгновенно теряет право на суверенитет. И я считаю, что это должно быть подтверждено в законах и Конституции Российской Федерации.
Далее. На всей территории Украины русский народ является разделенной нацией. Может быть, галичане или западные украинцы действительно могут со временем доказать, что они являются этнической группой, отличной от русских. Но и в этом случае вся территория Украины является территорией разделенной русской нации, потому что галичане составляют лишь 10 процентов населения Украины.
Русский народ является разделенным и на всей территории Белоруссии, на части контролируемых Литвой территорий вдоль современной белорусско-литовской границы, в Приднестровье, а именно в Днестровском Левобережье до современной украинско-молдавской границы, а также на территории Южного Урала и Юго-Западной Сибири, которую у нас иногда ошибочно называют Северным Казахстаном, это географическое понятие, которое имеет чисто политический оттенок.
Государственная Дума должна принять соответствующий закон о праве русских на воссоединение и о статусе разделенной нации, обратившись к соответствующим международным документам. Такое положение должно быть внесено в Конституцию Российской Федерации, может быть, путем референдума. И не надо бояться. Исторический прецедент есть. Конституция Федеративной Республики Германии, принятой в 1949 году, прямо указывала на то, что Федеративная Республика считает немцев разделенной нацией и берет на себя обязательства по преодолению этого разделения. Чтобы не пугаться возможных международных санкций, давайте возьмем и перепишем почти дословно то, что было написано в Конституции Западной Германии.
И безусловно, государство, опираясь на вот эти два положения: внутреннее законодательство и Конституцию должно добиваться того, чтобы статус разделенной нации был принят "международным сообществом".

Черниченко С.В., доктор юридических наук, профессор, директор Центра международного права и гуманитарных проблем, эксперт Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками

Я вынужден невольно среагировать на выступление предыдущего оратора. Оно требует некоторых комментариев. Вот сейчас мы оперируем такими понятиями как "народ", "нация", "международная правосубъектность народа", "меньшинства", "национальные меньшинства", "разделенные народы", а в общем-то нет четких юридических определений этих понятий. И вряд ли можно добиться принятия каких-то общепризнанных определений этих понятий. Выступавший передо мной коллега смешивал два понятия: "народ" и "нация". А между тем это не одно и то же.
Я буду выступать как юрист-международник. Мне кажется, что некоторые соображения, основанные на доктрине и практике международного права могут оказаться полезными.
...Народ - это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности территорий, экономической жизни и элементов общности культуры. Причем субъективный фактор самосознания здесь играет огромную роль. Языковый фактор не имеет здесь значения.
Нация - это понятие, которое помимо тех признаков народа, о которых я говорил, включает в себя еще и общность языковую. И не случайно в уставе ООН закреплен принцип равноправия и самоопределения не наций, а народов, потому что могут быть случаи, когда народ еще не сложился в нацию. Могут быть другие случаи, когда на территории какого-либо государства наряду с так называемой титульной нацией проживают другие национальные группы. Поэтому, например, нельзя говорить о самоопределении латышей. Надо говорить о самоопределении народа Латвии, включая сюда естественно и русскоязычное население. С точки зрения современного международного права, это преобладающая тенденция.
...У нас иногда почему-то смешивают право на самоопределение с правом на отделение. Право народа на самоопределение далеко не всегда означает право на отделение.
Кстати, тут о Чечне можно вспомнить. Вот есть четыре случая, когда можно говорить о праве на отделение как непременном элементе права народов на самоопределение. Когда речь идет о колониях (это вчерашний день), когда речь идет о территориях, вернее о народах, населяющих территории, которые по Конституции имеют право на выход, когда речь идет о территориях (это опять не мои выдумки, это ООНовские исследования), аннексированных после 1945 года (это арабские и палестинские территории, аннексированные Израилем)... Но когда мне говорят, что Чечня подпадает хотя бы под одно из этих исключений, я говорю: нет. Это не колония, это не аннексированная территория после 1945 года. Она права на выход не имеет.

Тарасов Б.В., генерал-лейтенант запаса, вице-президент Российского отделения Всемирного центра славян, эксперт Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками

Отступать нам, как народу, больше некуда. Русские отстранены от рычагов власти в государстве и от руководства экономикой.
Как народ, мы разделены между различными государствами, а также и внутри страны. Мы больны телом и духом, поражены алкоголем, мы начали вымирать. Производство, бывшее для нас источником жизненных средств, почти полностью остановлено или уничтожено. Другие народы России, сплоченные чувством национальной солидарности, выбивают из слабого центра все новые и новые льготы и поблажки, создали, как правило, для своих граждан более благоприятные условия жизни. В этом один из источников начавшегося распада российского государства.
Политика правящих кругов России не руководствуется русскими национальными приоритетами. Кругом, куда не посмотришь, иностранцы свободно получают гражданство Российской Федерации, сплоченными группами успешно решают свои проблемы, не в пример русским, в жалкой роли вынужденных переселенцев, в одиночку борющимся за свое выживание. Все это известно, но не встречает должной оценки, тем более, отпора. В чем дело, где истоки?
В поисках ответа на эти вопросы мы выходим на проблему самоопределения русского народа. Вокруг этой проблемы наворочено столько лжи, фальсификации, недоговоренностей, смешения понятий, что не только человеку просто со здравым смыслом, тут и ученому трудно разобраться.
А разобраться надо. Сегодня главной причиной низкой сплоченности русского народа, преградой к его самоопределению является неразвитость, слабость национального чувства у многих его представителей.
Но ошибутся те, кто думает, что русские начисто лишены чувства принадлежности к своему народу. В трудные моменты, как это было в Отечественных войнах, оно проявляется взрывом патриотизма, сметая все на своем пути. Следовательно, нам надо не жалеть усилий по пробуждению национального чувства русского народа. Но прежде надо разобраться в некоторых принципиальных положениях.
Находятся люди, (здесь в Москве очень много таких), которые говорят, особенно в ученом мире, что национальное чувство - это мол, пережиток, чуть-ли не атавизм. В ходу различные космополитические концепции. Чрезвычайно запутан понятийный аппарат. За туманностью и недоговоренностью просматривается корыстный интерес.
...Что такое нация? Нация - это сообщество людей, объединенных гражданством одного государства, общностью территории, языком общения, единым правовым, экономическим и социальным полем деятельности, защитой внешних интересов и международными обязательствами.
Народ - понятие другое и чрезвычайно сложное. Но оно существует. Если русскому человеку здесь, в Москве, можно все что угодно сказать в отношении его национальности, то попробуйте это сделать по отношению к любому другому.
Главный момент, определяющий признак народа, - это национальность. Нравится кому-то это или не нравится. Национальность по Бердяеву - это сложное историческое явление. Формируется в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределений земель и духовно-культурного процесса, созидающего неповторимый духовный лик. Национальность - это хранящиеся в подсознании память и опыт десятков поколений, отраженный в сознании реальный мир, множество рациональных представлений. К национальному мы относим интегрированные показатели: характера, психологии, степени жизнестойкости, меры храбрости, трусости, отношения к другим, и так далее.
Определив главное, мы можем сформулировать и понятие, что такое народ. Народ - это общность людей, объединенных единой национальностью и присущими ей чертами, господствующим генетическим типом физического облика и строения, языком, унаследованным от предков, формами духовной жизни и культуры.
В мононациональном государстве понятия нация и народ фактически сливаются. Для России приведенное выше разделение понятия оправдано. Но тут нас ждут с ловушкой. Излюбленный прием русофобов: а покажите-ка нам русского. Где вы его видели? Лебедь несколько дней назад в Красноярске сказал: "Русского народа вообще нет. Что такое русский народ? Это плохо забытый еврей и плохо отмытый татарин". Вот на таком уровне.
...Что касается определения национальности человека, не будем изобретать колесо. Есть международный опыт. Если в человеке есть русская кровь, если его родной язык русский, если он причисляет себя к русскому народу и признает себя русским, никаких проблем быть не может.
Приходится повторять, что русский народ существует. Раз он существует, он имеет право на самоопределение. Немцы пишут, почитайте конституцию ФРГ: "мы, народ Германии, мы заявляем свое право создать немецкое государство". А мы такого права не имеем?
Что означает самоопределение народа с точки зрения международного права? Принцип самоопределения народа закреплен в уставе ООН, подтвержден в хельсинкском заключительном акте, все декларации прав народов также утверждают, что каждый народ имеет неотъемлемое и неприкосновенное право на самоопределение. Право на самоопределение имеет два аспекта: внутренний и внешний. Внутреннее самоопределение - это право народа свободно, то есть демократическими методами, без внешнего вмешательства определять свой политический и экономический режим внутри государства. Автор самоопределения народа тем самым определяет границы и степень его суверенитета в данном государстве.
Могут спросить: в какой форме может выразиться это определение народом своего положения в государстве? Ответ на этот вопрос даст сам русский народ. Но это можно представить как один из вариантов следующим образом. В Конституцию России вносится положение, закрепляющее государствообразующее значение русского народа и пределы его суверенитета в российском государстве. Принятие закона, согласно которому все депутаты, русские по национальности или причисляющие себя к русскому народу, обязаны участвовать в работе, допустим, палаты русского народа - составной части Федерального Собрания, призванные отражать и закреплять интересы русского народа в Федеральном Собрании. Образовать специальный орган в правительстве России для рассмотрения и решения защиты интересов русского народа...
Таким образом, задача внешне абсолютно проста, но, по сути, сложна. Тот принцип, который десятилетиями использовали против русского народа все, кому не лень, теперь должен послужить русскому народу.
Ни один народ России не должен опасаться самоопределения русского народа. Братство, взаимопомощь, универсализм, уважение к национальным особенностям всех народов и малых народностей и впредь должны быть краеугольным камнем русской национальной политики, но с одним добавлением: без ущерба для русского народа. Всемерное развитие русского национального чувства, сознания, органически сочетаемого с общероссийским патриотизмом.
Самоопределение русского народа не имеет ничего общего с шовинизмом. Мы ставим вопрос шире. Политика российского государства должна руководствоваться интересами населяющих ее народов и, в первую очередь самого многочисленного русского народа. Должен быть создан механизм, обеспечивающий реализацию этого требования.
Должна быть поддержана деятельность и проповедь всех общественных русских сил по консолидации русского народа в воспитании его национального самосознания, усилению влияния на государственные органы и политические партии.
Главной целью русского национального самоопределения должно быть создание условий, при которых русский народ смог бы законным, демократическим путем выразить свою волю относительно своего места в политической, экономической жизни России. Отбросим иллюзии. Это можно будет сделать только лишь завоевав политическую власть, как исполнительную, так и законодательную. А дальше уже дело техники.

Жириновский В.В., руководитель фракции ЛДПР

Любое словосочетание со словами "русский" или "православие" не включается в Госдуме даже в повестку дня.
...Допустим, я русским семипалатинским казакам дал автомобиль, на котором они даже один раз везли себе оружие. И была информация в газетах Казахстана о том, что Жириновский помогает оружием русским казакам. Я не вмешиваюсь в их деятельность. Но они вправе защищать себя. Если казахские ОМОНовцы позволяют их убивать и насиловать русских женщин, а Назарбаев с прокурором дает указание не принимать заявления от русских изнасилованных женщин, то почему русские казаки, русское население не могут тоже встать на путь защиты своих национальных интересов?
Мы не считаем русских нигде национальным меньшинством, а исходим из того, что русский народ является разделенным народом. Реально есть русский народ или те, кто себя причисляет к нему. Он имеет единую территорию, единую экономику, единую культуру и единый язык. Это и нынешняя Российская Федерация - 100 процентов, это и Северный Казахстан - 100 процентов, да, и Южный. Вообще такого государства в истории человечества не было - Казахстан. Не было! Вы ни в одном справочнике не найдете никогда.
...Русский народ никого никогда не унижал, ни уничтожал. Единственный народ в истории человечества, который завоевывая или присоединяя дополнительные территории, никогда не уничтожал местное население. Не только не уничтожал, а наоборот, давал больше, чем собственному народу. Ибо особенно при режиме КПСС национальные окраины процветали. Проблема лишь в том, что мы находимся на территории, на которой самые большие материальные ресурсы. Под нашей землей находятся ресурсы для всей планеты на 300 лет вперед.
...И сегодня, к сожалению, но это нужно, чтобы русских били в Латвии по голове дубинками, чтобы их били в Румынии, в Молдавии, в Закавказье. Вот тогда национальное самосознание пробудится.

Севастьянов А.Н., президент Лиги защиты национального достояния

Я хочу подчеркнуть, что вопрос о разделенном положении русской нации и закон "О разделенном положении русской нации" - это не проблема русских национальных меньшинств, оказавшихся сегодня за пределами границ России. Это проблема большого народа. И переводить разговор о разделенной русской нации в плоскость защиты прав национальных меньшинств неактуально. Многие миллионы русских оказались вне своего национального государства - России. При этом следует подчеркнуть, что Россия по всем международным стандартам является государством мононациональным.
Основная задача закона - обеспечить русским право и возможность воссоединения мирным путем, не нарушая международного права. Здесь есть две сложности при создании и принятии такого закона.
Первая сложность состоит в том, что аналогичных законов в мире экспертам найти не удалось, хотя это не первый случай, когда та или иная нация находилась и находится в разделенном положении. Достаточно вспомнить свежий пример немецкой нации, осуществившей священное право на воссоединение и превратившейся из разделенной нации в единую нацию. И все это без всякой правовой базы, без базового закона, почти явочным порядком, лишь подкрепленным международными двухсторонними или многосторонними соглашениями.
Надо отметить, что в международном праве вообще отсутствуют какие бы то ни было нормативы и механизмы самоопределения больших народов. Это касается не только русского народа. Поэтому нужно отдавать себе отчет, что подобная работа проводится практически впервые. Это основание для задействования механизма прецедентного права. Так что никого не должно смущать, что отдельные статьи закона не имеют каких-то освященных временем аналогов, а сам закон беспрецедентный.
Вторая сложность состояла в том, чтобы ввести в правовое поле России понятия "русский народ" и "русская нация", каковые понятия в российском правовом поле сегодня отсутствуют. В современной российской Конституции не упоминается "русский народ". Есть многонациональный народ России, что абсолютный нонсенс с точки зрения этнологии и права.
...Если говорить о науке, то здесь присутствует необходимость обратиться к научным этнологическим нормам и понятиям, без которых юридические понятия будут мертвы. С точки зрения современной науки, дело обстоит так: есть русский народ и есть русская нация, как высшая фаза развития русского народа. Фаза, в которой русский народ приобретает государствообразующее значение. Мы в этой фазе уже давно находимся и давно заслуживаем название нации. А вот "российской нации" как раз нет.
В мире существуют и действуют две концепции нации: французская концепция, которая рассматривает нацию как гражданскую общность данной страны. Скажем, живущие натурализованные во Франции франкоязычные арабы и негры согласно этой концепции являются французами, что с нашей точки зрения, конечно, нонсенс. И есть немецкая концепция. Концепция, которая рассматривает нацию как фазу развития этноса. Там, где эти концепции уже давно на слуху, все знают, в чем состоит между ними разница, все давно научились их применять, там это не вызывает путаницы.
Французская концепция нации, как гражданского сообщества в России, категорически не возможна по трем причинам.
Во-первых. Французская концепция нации, как гражданского сообщества, не совместима с национально-территориальным делением страны. Либо российская нация, тогда, никаких Татарстанов, Якутий, Ингушетий, Дагестанов и т.п. Либо, национально-территориальное деление в том виде, в каком мы его имеем, федеративное устройство и тогда это не российская, а русская нация.
В России сегодня 21 национально-государственная единица - 21 президент, 21 конституция. Какая уж тут "российская нация"?
Второе. Научная традиция, сложившаяся и признанная в России, отвергает концепцию российской нации, как гражданского сообщества. Русская научная традиция говорит: нация есть фаза развития этноса. Согласно той концепции, которая в России утвердилась и которую я разделяю, идет поэтапное развитие этноса - племя, народность, народ, нация.
И есть, наконец, третья бытовая традиция. Географически мы россияне, но национально мы не россияне. И каждый знает свое происхождение. Тем, кто воспитан в понятиях советского народа, надо преодолевать архаизм своего мышления. Россия - не СССР. Русские - не россияне.

Троицкий Е.С., доктор философских наук, председатель Ассоциации по комплексному изучению русской нации, эксперт Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками

Как здесь уже отмечалось, главная проблема - это вопрос о власти. Наша Ассоциация по изучению русской нации еще 10 лет назад выдвигала концепцию создания русского административного совета.
Опираясь на такой административный совет, можно было бы и способствовать предотвращению депопуляции, вымиранию русского народа, и помогать зарубежным соотечественникам. Мне представляется, нужно ставить проблему создания конкретного механизма и добиваться этого через Государственную Думу и другими средствами.
Столыпин предупреждал: народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут, они превращаются в удобрение, в материал, который используется другими народами.
Где бы ни находился русский человек, он член русской нации. Вот это нужно, мне как представляется, твердо знать и на этом стоять. Иначе мы просто будем денационализироваться и исчезать с исторической арены.
...Надо бояться новых химер. Новая химера - это "российская нация".
Правильно, что нет российской нации, а есть русская нация. Ведь любой предмет, любое явление по признакам определяется. Вот, допустим, есть русский язык, русская культура, русская духовность, русский балет, русский космизм, русская удаль. Значит, есть и нация русская.
Что касается механизмов. Надо показать и позитивную роль Русской Православной Церкви. Но нужны и более конкретные дела. Мне кажется, целесообразно объявить всероссийский сбор средств в помощь нашим зарубежным соотечественникам, которые страдают в Прибалтике и в других странах СНГ.

Павлов Н.В., доктор исторических наук, заместитель председателя Международного Конгресса Русских Общин

Творцы российской Конституции образца 1991 года и нынешнего, на мой взгляд, псевдодемократического и псевдорыночного государства попытались вычеркнуть из истории русскую нацию. Насколько же надо ненавидеть свою страну и свой народ, чтобы отказать русским не только в политическом и юридическом признании, но даже и в простом упоминании. Русские превратились в никем не уважаемых, абстрактных россиян, а великая Россия в "россиянию", населенную дискриминируемым, унижаемым и официально не признаваемым большинством и привилегированными национальными меньшинствами.
В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации русского народа, как субъекта, в истории не существует.
Народ, нация является субъектом истории, а государство есть форма политической самоорганизации большинства народов, которые фактически и юридически становятся государствообразующими народами. Нынешняя ситуация характеризуется тем, что в России официально признаны многие народы-меньшинства, но нет государствообразующего народа - титульной нации. Это ведет к многочисленным фактам унижения русских, к ущемлению национального самосознания к тому, что наш дом - Россия остался без хозяина. А это в свою очередь влечет за собой ущемление прав национальных меньшинств. Никто из лидеров, разрушавших СССР, не посчитал нужным спросить русский народ, в каком качестве и в каких границах он хочет жить.
Фактически, развал СССР в 1991 году стал актом геноцида русского народа. Принудительно, без проведения соответствующих плебисцитов единая компактно проживающая на своей исторической Родине и в едином государстве нация, была юридически и политически расчленена. Родственники оказались в различных государствах. У русского народа отняты территории, освоенные трудом многих поколений русских людей.
Обеспечение прав наших соотечественников в странах нового зарубежья не оговорено практически ни в одном международном договоре.
Национальное и культурное возрождение русского народа - проблема огромной исторической важности. Начинать ее решение следует с главного - с признания русского народа нацией государствообразующей на ее исторической родине - России.
Нам не приходится рассчитывать на внесение поправок в действующую Конституцию при нынешнем президенте. Об этом неделю назад нам с вами сообщил с экрана телевизора сам самый главный россиянин. "Пока я президент, никаких поправок в Конституцию не будет" - сказал он.
Мы считаем целесообразным внести готовящиеся и уже подготовленные законопроекты в отношении русского народа - нации, следующие понятия и определения.
Первое. Русский народ стремится охранять свое национальное и государственное единство и служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена международного сообщества. (Могу сразу сказать, что многие вещи взяты из основного закона ФРГ, где, кстати, тоже речь идет и о разделенном государстве, и о разделенном народе.)
Второе. Русский народ действует также и за тех или от имени тех русских, которым отказано в самоопределении. (Здесь имеются в виду те наши соотечественники, которые остались за пределами России - Российской Федерации.)
Третье. Русский народ в целом призывается путем свободного самоопределения осуществить до конца единство и свободу нации и России.
Четвертое. Ни один русский не может быть выдан иностранному государству.
Пятое. Другие исторические русские земли. Такое понятие мы считаем тоже необходимо ввести в Конституцию.
Если мы возьмем немецкую практику, то нужно иметь в виду, что немцы с самого начала основания своего государства, готовили свою внутреннюю законодательную базу для воссоединения нации, которое произошло в 1990 году.
По аналогии дипломатической практики ФРГ, когда еще существовала разделенная германская нация, предлагаем также подписание двусторонних договоров со странами нового зарубежья, где достаточно высок процент компактного проживания русского населения на исторически русских землях, сопровождать направлением письма на имя министра иностранных дел соответствующего государства следующего содержания.
Поясню, что это практиковалось западными немцами даже при подписании московского договора 1970 года, договора с Польшей и т.д.
Вот примерный текст, которым мы могли бы сопровождать подписание двусторонних международных договоров.
"В связи с подписанием договора... имею честь сообщить, что этот договор не противоречит политической цели Российской Федерации содействовать созданию такой мирной обстановки на континенте при которой русский народ путем свободного самоопределения вновь достигнет единства нации."

Гаврилов В.Н., член правления Латвийского общественного фонда возрождения славянской культуры и социального прогресса, член Совета соотечественников при Государственной Думе

Правоведы, особенно в Министерстве иностранных дел, усердствуют в продвижении закрепления раздела России, не Российской Федерации, а России, той России, которая существовала 300 лет, 400 лет, и которая существовала до 1991 года. И которая была принудительно уничтожена Верховным Советом Российской Советской Социалистической Республики и господином Ельциным. Я его иначе не называю, как предатель русского народа и интересов России.
Да, мы сами виноваты, мы позволили прийти этому человеку к власти. Но самое страшное - исполнительная власть, те молодые люди, ученые, которые находятся в исполнительной власти, работают в Министерстве иностранных дел, в правительстве Российской Федерации. Они не решают проблемы России и тех русских, которые остались за пределами административной границы Российской Федерации.
...Есть ли правовые основы объединения разделенного русского народа? Есть. И первая форма объединения разделенного русского народа, то есть народов, была принята немецкой Конституцией от 1949 года. Там в 11 главе написано: переходные и заключительные положения. Вот точка опоры для международников, для всех этих докторов и профессоров, которые занимаются правоведением. И вот в этой главе 11 немецкой Конституции, где сказано о переходности и заключительном положении (статья 116) недвусмысленно говорится, что немецкий народ имеет право на объединение, на единство, независимо от того, где бы он ни находился, раз он был подданным или был гражданином империи (там говорится империи). И дальше в 116 статье говорится, многие не немцы (евреи или другие этнические группы, жившие в Германии) были лишены немецкого гражданства. И они имеют полное право на немецкое гражданство.
Руководители немецкого народа с 1949 года стали думать о величии своей нации, о величии своего государства. Не думают только наши российские "вожди", Ельцин и его окружение. Им это не нужно.
...Вот говорят здесь о Латвии, говорят об Эстонии, о нас, о меньшинствах. Но как можно нас называть меньшинством, когда нас в Латвии 50 процентов. В Эстонии 400 или 500 тысяч человек...

Нарочницкая Н.А., доктор исторических наук, сопредседатель первого и второго Всемирного русского собора

Не раз уже мы участвовали в таких заседаниях и форумах, а воз и ныне там. Потому что без перемены отношения к этой теме на самом высшем государственном уровне МИД не может отстаивать эти интересы, ибо не МИД выбирает правовое поле, на котором оно работает, ему его задает правительство.
И если оно в отношении Прибалтики говорит, что оно согласно с концепцией восстановления довоенных государств - МИДу приходится иметь дело с тем положением, когда наша страна признается тем самым оккупационной державой.
На уровне концепции должно быть изменено положение. Но это может сделать лишь президент или национальная власть, обладающая подлинной национально-государственной волей.
Далее. Мне бы хотелось здесь несколько слов сказать и в защиту МИДа, и поспорить с мидовцами. То есть у меня двойственное впечатление от выступлений наших коллег из МИДа.
Нам хорошо намекнули: пусть государство даст нам новую юридическую парадигму и мы сможем отстаивать интересы. Но если нам говорится, что это независимое государство, то единственное, что мы можем - это относиться к русским, как к национальным меньшинствам.
Но вот в выступлении юриста, доктора наук, прозвучали странные вещи о том, что якобы, он даже не различает понятия "разделенная нация" и "национальные меньшинства". И сказал: турки, например, в Болгарии - это что, разделенная нация?
Ну есть документы еще Лиги наций, подготовленные для "цивилизованного сообщества", ибо право нации на самоопределение, вплоть до отделения, ни одно цивилизованное государство не позволило применить к себе.
...Специфика положения русского народа сейчас заключается в том, что он разделен на собственной исторической территории и против своей воли в одночасье превращен в национальные меньшинства в самопровозглашенных государствах, которых никогда на карте не было.
И неужели этого наши юристы-международники не могут сформулировать в стройную юридическую систему?
...Второй всемирный русский Собор, на котором я была сопредседателем, практически был первым форумом, который открыто и официально произвел на свет акты о единстве русского народа, где русские объявляются разделенным народом на собственной исторической земле, имеющим право на воссоединение, восстановление границ.

Мишин Ю.А., председатель Эстонского Республиканского союза граждан России, член Совета соотечественников при Государственной Думе

Сегодня привлекательность России для русских, живущих за ее пределами, к сожалению, очень сильно проигрывает.
Есть уже отрицательные примеры, когда русские, населяющие русский город, собирают подписи для присоединения к Эстонии. Сегодня в русском Ивангороде, на границе с Эстонией, идет полным ходом сбор подписей. И более 10 процентов населения этого города подписались под таким актом. Это что происходит? Через границу глядя, они верят, что в Эстонии живут более зажиточно, регулярно выплачивается пенсия, продукты питания дешевле. На сегодняшний день более-менее работают ряд предприятий, там выплачивается зарплата без задержки, и не обращают внимание, что у большинства русских там нет гражданства, что они лишены многих элементарных человеческих прав, но живут лучше материально. И эта проблема сегодня может принести к дальнейшим утратам территорий России. Это может случиться и на Дальнем Востоке, где Япония претендует на русские острова. Это может случиться и в других регионах.
...Сегодня ссылались тут правоведы на международные законы, но Россия не отслеживает выполнение межгосударственных соглашений. В 1991 году президент России подписал соглашение с Эстонией об основах межгосударственных отношений. По тому соглашению все живущие в Эстонии, получали гражданство на основе свободного волеизъявления. И когда Эстония нарушила в 1992 году это соглашение, Россия, в принципе, посмотрела на это сквозь пальцы и не стала добиваться полноценного выполнения этого межгосударственного соглашения.

Отец Владислав Свешников

Я здесь почти случайно и не собирался выступать. Потому что хотя я и священнослужитель, но никто от Русской Православной Церкви меня не уполномочивал на участие в этой конференции.
Кем я действительно уполномочен, так это движением, которое называется "Союз православных граждан". И включает в себя довольно много общественных движений и партий, в основном мелких.
...Века были всякие, но и в ненормальных веках все-таки состоялось единство русского народа на основе православного самосознания. И оно было разрушено. И было разрушено, прежде всего, собственной греховной склонностью к разрушению. Единство может осуществиться лишь тогда, когда это единство будет основано на безусловных нравственных концепциях, основой которых всегда было стремление к правде Божьей. Помимо правды Божьей единства не будет. Народ останется разделенным. И разделение пойдет далее по довольно заметным линиям.


Экономика

К ИТОГАМ ВТОРОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА УГОЛЬЩИКОВ

Неизбежность

Еще в 15 лет назад было понятно, что для технического прорыва страна нуждается в реструктуризации угольной промышленности. Это было обусловлено началом повсеместной заменой угля более дешевым и экологичным газом, развитием атомной энергетики, появлением ресурсосберегающих технологий и так называемых "альтернативных источников энергии". Все это в совокупности должно было привести к общему сокращению добычи угля. И, следовательно, к увольнениям в отрасли. Перевооружение шахт более современным оборудованием, повышение за счет этого производительности труда также означало сокращение занятых угледобычей людей. В первую очередь их предстояло сокращать с лав, требующих закрытия в силу своей выработанности и низкой рентабельности (это особенно касалось Донбасса). Кроме того, предстояло решить, что делать с шахтами, уголь которых, хотя и весьма дорогой, годился для выплавки особых сортов стали, необходимых для оборонной промышленности.
Массовое сокращение угольщиков, которое бы потребовало громадных затрат и социальных издержек, становилось неизбежным.

Ошибка

Кризис назрел и его предстояло разрешать, но вместо конкретной работы правительство Горбачева занялось реализацией утопических проектов, борясь с алкоголизмом, пытаясь вмешиваться в дела региональных элит... А когда все начинания закончились провалом, то стало искать корни не в собственной некомпетентности, а в несовершенстве политических механизмов регулирования общества. А так как все это происходило в условиях снижения цен на нефтяном рынке, то средств в центральном бюджете становилось все меньше. В результате не удалось разрешить ни одной из проблем, вставших перед Россией середины 80-х, наоборот, число их множилось. А проекты, которые могли бы при разумной организации принести и средства, и международный престиж, приводили к колоссальным убыткам, к деморализации.
Робкие попытки назревшей реконструкции угольной отрасли в масштабах всего Союза логически привели к тому, что угольщики стали противниками начавшего ущемление их интересов центрального правительства. Политическая оппозиция централизованной коммунистической системе внутри страны, преследующая самые разнообразные цели - от распада страны на самостийные уделы, до введения частной собственности, получила в их лице мощнейшую опору.
Но у горбачевского правительства не хватило политической воли, да и не было особого желания противостоять шантажу. Горбачев, считая себя опытным политиком, надеялся использовать шахтеров и их организации в борьбе против "консерваторов". Его роковой ошибкой стало то, что вместо перестройки, реконструкции угольной отрасли, он начал перестройку политической системы государства.

Плюсы распада

Все-таки нет худа без добра. Распад Союза отсек от Российской Федерации регион Донбасса с его колоссальными проблемами, возложив заботу о нем на правительство суверенной Украины.

Воровство

Не удивительно, что цену за неизбежную реструктуризацию шахт либеральное центральное правительство попыталось переложить на плечи самих угольщиков. Плюс к этому, по примеру большевиков, которые снизили реальную оплату труда, но зато назвали рабочих гегемонами, оно, постоянно снижая реальную зарплату, льстило шахтерам, играя на их чувстве гордости за удачные забастовки начала 90-х годов.
И еще долго правительство России получало реальную поддержку своего общеэкономического курса в шахтерской среде. Как заметил Я.Уринсон: "Ни в какой другой отрасли промышленности правительство страны не получило такой поддержки рыночным преобразованиям, как в угольной".
Причина?
На угле можно зарабатывать.
Никто никогда не определит, сколько реально добыто угля и сколько его реализуется "налево", за так называемый "черный нал". Это позволяет не только директорам и владельцам шахт получать свой доход, но и рабочим иметь кое-что, помимо ведомостей. Атмосфера бесконтрольности в государстве весьма выгодна тем, кто живет одним днем. А весь моральный климат в России настраивает именно на такой лад. "После нас - хоть потоп", "хотим сегодня, хотим сейчас".
Можно зарабатывать и на реструктуризации угольной отрасли. Как отмечают эксперты, есть случаи, когда директора шахт сознательно подгоняют их под закрытие. На этом деле можно и себя, и детей, и внуков обеспечить: завысить стоимость ликвидационных работ, списать все, что разворовано. Кроме того, на некоторых "закрытых" по бумагам шахтах, продолжают добывать никем не учитываемый уголь.
Есть и другие способы заработать. На основе выработанных правительством (при поддержке большинства законодателей) законов, направленных на создание класса поддержки режима. Например, акции крупнейших и наиболее перспективных объединений "Кузбассразрезуголь", "Южный Кузбасс" куплены своими же, из местной шахтерской элиты. К тому же некоторые директора государственных объединений уже являются юридическими собственниками наиболее рентабельных разрезов своих предприятий. Это чем-то напоминает историю с рыжковскими кооперативами, через которые откачивались средства предприятий.
Так что причина первоначальной поддержки кремлевского правительства угольщиками в том, что правительство страны попустительствовало воровству, вседозволенности и бесконтрольности.
Именно за счет этого вырастали особняки шахтовладельцев. Именно поэтому, как отмечают даже профсоюзные лидеры, "Руководители превратили предприятия в собственность... вкладывают деньги в покупку предприятий".
И тщетно Тулеев призывает прекратить политику разгосударствления шахт, передачи их полностью в частные руки. Вроде бы всем ясно, что он прав, когда говорит: "Частный владелец, если конечно не считать за частного владельца коллектив шахты или разреза, будет преследовать только одну цель: выжать с этого разреза или шахты все, что еще можно выжать. Затем... эта шахта или разрез будут брошены". Естественно, со всеми людьми и инфраструктурой.
Но в планах правительства - 45% общероссийской добычи угля должно производиться на частных предприятиях. Это отвечает общей тенденции снятия с себя ответственности. Да и выгодно весьма многим влиятельным силам, т.к. понятно, что именно наиболее рентабельные предприятия в первую очередь перейдут в частную собственность.
Должно пройти немало времени, прежде чем элита осознает необходимость централизации, но к тому времени немало государство затратит средств, и немало прибыли получат владеющие наиболее рентабельными производствами.
До тех пор, пока деприватизация, национализация крупных отраслей и предприятий не получит политическую поддержку со стороны правительства, всякие робкие попытки такого рода будут терпеть провал. Например, ликвидирована компания "Росуголь", ставшая инициатором передачи рентабельнейшей шахты "Кузнецкая" обратно от развалившей ее совместной российско-австрийско-лихтенштейнской компании государству (тогда была проведена не замеченная никем национализация шахты).

Социальная напряженность

Кузбасские газеты наполнены сообщениями о том, что доведенные до отчаяние шахтеры "готовы на все". Под этим "все" подразумевается: перекрытие крайне выгодного для государства Транссиба, который приносит громадные доходы, захват в заложники руководителей предприятий и даже "министра или президента", голодовки протеста, митинги и демонстрации. Все это может происходить на тех шахтах, где ситуация обострена до предела, но шахтеры расколоты, на многих предприятиях материальное положение рабочих, сравнительно с другими, очень даже не плохое, а солидарность среди рабочих развита весьма слабо. Единственно доступная им форма выражения негодования - так называемое "протестное голосование", когда люди голосуют за того, кто не угоден властям: на местном уровне - противостоит местному "начальству", на всероссийском - " начальству общероссийскому". Но это голосование - в рамках Системы. Они не способны к организованным протестам, которые могли бы реально стать опасными для властей. Да и что они могут предпринять? Брать автоматы? Под чьим командованием и против кого?
Поэтому их действия весьма напоминают бунт на коленях. Руководство региона и шахт, стремясь выбить дотации, завышая степень готовности населения к неорганизованным массовым выступлениям, явно блефует.

Реальность

Как пишет газета ТЭКа "Энергия" "Добыча угля в 1997 году составила 244,4 млн. тонн, что на 12,3 млн. тонн (4,8%) ниже факта 1996 года... тенденции к снижению добычи угля продолжают сохраняться".
Добываемый шахтерами уголь берут, но часто за него не платят. Особенно такие структуры, как армия. Ну, а в Кемеровской области администрация вообще ввела "коммунизм", выпустив, например, предписание, сколько угля какая шахта вне зависимости от оплаты должна отгружать на электростанции.
Травматизм, аварии на шахтах, происходящие вследствие нарушения техники безопасности стали нормой. В 1996 году погибло 172 человека, в 1997 году - 277 человек, за первый квартал этого года - 63 человека. Если в 1996 году за 10 млн. тонн добытого угля приходилось "платить" 12 смертельными случаями, то в 1996 году лаве приходилось платить 26 жизней.
Средняя задолженность по заработной плате составила 5,5 месяцев и превысила 3,5 миллиарда рублей.
За этот год планируется "высвободить" 36 тысяч шахтеров и закрыть 148 шахт и угольных разрезов. Для обустройства сокращаемых рабочих берутся западные кредиты. Переселение из Кызылского бассейна обеспечивают японцы, из Пермского - Всемирный банк.
Под поставки необходимого оборудования из Англии и Германии берется кредит, причем его оплата будет осуществляться углем. Это нам, конечно выгодно, но... своя промышленность стоит из-за отсутствия заказов. Ведомственный интерес пересиливает общегосударственный.
...
В "Программе действий по стабилизации положения в угольной промышленности" сказано, что для привлечения дополнительных источников финансирования должны быть реализованы следующие меры:
- продажа находящихся в федеральной собственности пакетов акций угледобывающих организаций (всего - 731,6 млн., руб., в том числе в Кемеровской области - 372,1 млн. руб.);
- проработка возможности использования средств второго угольного займа МБРР сверх средств государственной поддержки, предусмотренных в Федеральном бюджете на 1998 год, - 400 млн. долларов США на 1998 г.;
- привлечение займов международных финансовых организаций, включая инвестиционные займы..."
Из этого видно, что курс на ликвидацию роли государства в делах угольной отрасли будет продолжен. Курс на зависимость от иностранных займов и кредитов - тоже.
На втором всероссийском съезде угольщиков в выступлениях делегатов отмечалось, что в отрасли наличествует полная зависимость от международных финансовых структур, постепенно отрасль превращается в сырьевой придаток Запада.

Сопротивление

Но сопротивление такой ситуации все более нарастает, все более специалистов-управленцев говорят о пагубности зависимости бюджета от "наркотика приватизации" и "кредитной иглы". В Думе это мнение получает все большее распространение, многие вновь избранные губернаторы придерживаются того же взгляда на ситуацию. Среди лидеров индустрии подобные настроения все сильнее. Например, Президент Российского Энерготехнологического Конгресса, недавний председатель Совета директоров РАО "ЕЭС" А.Ф.Дьяков заявил, что "реальный подъем возможен только в том случае. если государство возьмет в свои руки жесткое регулирование... Нынешние кредиты Запада - это удавка. Россия не должна брать кредиты".

Прогноз

Призывы угольщиков о переводе энергетики России на угольное топливо в ближайшие полстолетия реализованы не будут, наоборот, дальнейшее сокращение угледобычи неизбежно. Как неизбежно и дальнейшие сокращения реальных заработков шахтеров. В связи с этим в угледобывающих регионах уровень жизни всего населения будет продолжать падать. Преступность и так называемая "теневая экономика" будут расти. Соответственно будут расти антиправительственные и антимосковские настроения. Симптомом этого является то, что перед входом в Министерство топлива и энергетики во время V съезда угольщиков у шахтерского пикета среди прочих был плакат "Шахтеры - не рабы московских банкиров".
Русский национализм станет все более популярным.
Все более популярны будут так называемые "внесистемные" организации типа РНЕ, РКРП и т.п. Шахтерские регионы и их элиты из опоры режима постепенно превратятся в его самых яростных противников. В чем-то повторится ситуация, конца 20-х годов в Германии, когда промышленный капитал вошел в конфликт с банковским и привел к власти "коричневых".
Антимосковские, антибанкирские настроения в шахтерских регионах на какое-то время будут успешно нейтрализовываться антиказахскими и антикавказскими.

Юрий Московский


Примечание (по данным Госкомстата):

В 1997 г. ресурсы природного топлива (нефти, включая газовый конденсат, естественного газа и угля) составили 1400 млн. тонн условного топлива, что на 2,4% ниже уровня 1996 года. В составе ресурсов 35,0% приходится на нефть, 50,7% - на газ естественный и 14,3% - на уголь.
Общие запасы угля у добывающих, оптовых предприятий и потребителей по состоянию на 1 января с.г. уменьшились в сравнении с 1 декабря 1997 г. на 16,3%, топочного мазута - на 13,1%.
Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, естественного газа, каменного угля и электроэнергии) в общем объеме экспорта (без неорганизованной торговли) в январе-ноябре 1997 г. составил 46,7% (в январе-ноябре 1996 г. - 46,2%);
Добыча угля в 1997 г. увеличилась только в 5 из 30 угледобывающих регионов России (на их долю приходится 7,5% общероссийского объема угледобычи), в том числе в Амурской области (на 22,7%), Хабаровском крае (на 7,7%), Приморском крае (на 2,4%). Сократилась добыча в основных угледобывающих регионах - Ростовской области (на 15,8%), Уральском экономическом районе (на 12,5%), Иркутской области (на 11,2%), Красноярском крае (на 8,8%), Республиках Саха (Якутия) - 5,0% и Коми (на 3,3%), Кемеровской области (на 1,4%).
В результате реструктуризации отрасли в 1997 г. прекращена добыча угля на 37 неперспективных шахтах (в 1996 г. - на 22 шахтах).
С начала 1997 г. среднее количество действующих очистных забоев уменьшилось на 73 единицы, или на 17,8%. Среднесуточная нагрузка на действующий очистной забой возросла на 9,9% и составила 744 тонны, в том числе на комплексно-механизированный забой соответственно - на 10,3% и 955 тонн. Удельный вес добычи из комплексно-механизированных забоев в общем объеме добычи в 1997 г. достиг 90,8% (в 1996 г. - 88,9%).


В партиях и движениях

ТРИ СЪЕЗДА

25 апреля в Москве одновременно состоялись три политических мероприятия - съезд НДР, съезд ЛДПР и расширенное заседание политсовета "Российского прогрессивного союза", которое также можно приравнять к съезду.
Подобного рода мероприятия проводятся не для того, чтобы решать какие-то вопросы, а потому что надо проявить себя в глазах окружающих, продемонстрировать внешним силам свою мощь и сплоченность, привлечь неофитов.
Все три вышеназванных мероприятия отличались по этим критериям друг от друга весьма кардинально.
Проходивший в здании бывшего СЭВ, пятый съезд НДР чем-то напоминал аналогичное мероприятие КПСС после отмены 6-й статьи Конституции СССР. Триста пятьдесят делегатов, многочисленные гости, много прессы. Все чинно, но чего-то не хватало в этом собрании. Не было объединяющей идеи, всеобщая усталость, разочарование чувствовалось в поведении делегатов. И хотя материальные возможности партии демонстрируют папки из кожзаменителя для делегатов и гостей съезда, но уже в этом виден суррогат...
Лидер движения выглядел несколько уставшим, пропала его некоторая нагловатость, свойственная человеку, который избрал в качестве символа партии боевого задиристого петуха...
А делегаты и гости съезда, в свою очередь, вели себя иначе, чем раньше - пропало былое почтение к начальству. Демократизм, как разлагающая язва неуважения к авторитетам, чувствовался во всем. Даже в том, что ближе к окончанию работы съезда зал опустел наполовину, прессы почти не осталось, а президиум вынужден был делать замечания не слушавшим выступления делегатам...
Но надежда на то, что В.Черномырдину удастся справиться с ситуацией, есть. Да и действительно, куда ныне податься губернаторам от "партии власти", на какую опору в центре опереться? Сил собственных региональных движений и партиечек для этого явно недостаточно. Ю.Лужков с созданием своей организации медлит...
Съезд принял решение поддержать намерение В.Черномырдина баллотироваться на пост президента в 2000 году, внес поправки в Устав Движения, вытекающие из нового законодательства, несколько изменил кадровый состав руководства: вывел из политсовета Рохлина, Беляева, ввел туда президентов республик Марий-Эл и Коми Кислицына и Спиридонова, губернаторов Чукотки и Ленинградской области Назарова и Густова, адмирала Чернавина.
В общем - "встал на путь своего коренного обновления".
Но могло бы быть и хуже.
Коммунистам после разгона тоже было нелегко, денег не было вовсе, а вот глядите - первая по мощи фракция в Федеральном Собрании.

...
Мероприятие "Российского прогрессивного союза", которое проводил депутат Государственной Думы, бывший Председатель Госкомимущества Сергей Беляев, проходило в Президент-отеле. Цель была проста - утвердиться в общественном мнении, показать, что "есть такая партия". И это вполне удалось. Фуршет и работающие компьютеры среди блеска отеля убеждали любого сомневающегося в мощи нарождающейся организации. Среди присутствующих мелькали те, кто бывал завсегдатаем на мероприятиях НДР. Данная встреча более чем ста представителей политического истеблишмента принесла ее организаторам свои плоды, полностью окупив расходы на аппарат, за аренду и на питание участников. "Прогрессисты", также как и НДР (и "Яблоко"), будут стремиться претендовать на центр, объединяющий весь спектр демократических сил, а именно, по словам лидера СПС, на 70% избирателей, которые, по его мнению относятся "к России демократической".

...
Впервые в своей истории ЛДПР объявила о том, что она в одиночку не в состоянии спасти страну. Она намерена "на принципах исторических моральных ценностей народа: духовности, патриотизма, стремления к социальной справедливости" сформировать блок патриотических партий и движений "За новую Россию".
...Похоже в Жириновском еще нуждаются многие, стремящиеся к престижности (колонный зал Дома Союзов и гостиница "Россия" были арендованы под VIII съезд ЛДПР), к легализации, к поиску родственных душ, да и участие в несколько балаганных мероприятиях, позволяющее взрослым людям хорошо провести время, также привлекает. В партии много молодежи, причем не доходяг, а вполне здоровых любителей спортзалов и золотых цепей. Они и составляют ныне зримую и реальную социальную базу партии. Не зря ее окрестили партией "братков и родственников". Показательно и то, что ее отделения в регионах все больше переходят на самофинсирование и самообеспечение.

Ю.Трофимов

__________
(РОПИ)

∙ Рубрика ∙  Вверх