Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень № 13
Апрель 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации № 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Национальная безопасность

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ (ЧАСТЬ 2-Я)


Туркмения

О ПОЛОЖЕНИИ РУССКИХ


В Госдуме РФ

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ АУКЦИОНОВ


Литература

О ПУБЛИКАЦИИ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ Н.В.УСТРЯЛОВА


Национальная безопасность

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ

В Государственной Думе РФ был проведен "круглый стол" на тему "Демографическая ситуация и пилотный проект "Реформа здравоохранения" в Тверской и Калужской области: что готовит России Всемирный банк?"


(Из выступлений участников заседания. Часть 2-я)

Усманов И.И., редактор общественно-политического отдела газеты "Советская Россия"

Реформа планирует именно структурные изменения системы здравоохранения: "Предлагается заменить врача-терапевта на врачей общей практики или семейных врачей, которые в состоянии лечить подавляющее большинство современных недугов и травм без помощи высокой технологии".
И все потому, что реформаторов не устраивает тот факт, что нынешние, цитирую: "специалисты склонны преувеличивать значение госпитализации и профессионально подготовлены так, что не могут обходиться без медицинской техники".
Вместо того, чтобы на деньги кредита предоставить врачам недостающую медтехнику, предполагается создать фактически параллельную структуру "универсальных эскулапов", которые и зеленкой помажут, и правильно поставят диагноз сложной болезни, и "за жизнь" поговорят.
...Проведенный, замысел реформаторов с медицинской точки зрения, являет собой образец изощренного преступления в отношении матери и ребенка. Вот страшная цитата: "Оторванность ухода в родильных домах от лечения новорожденных в случаях острых заболеваний в детских больницах препятствует оперативному оказанию помощи больным детям". И еще одна цитата: "В условиях роста венерических заболеваний, женские консультации должны располагать возможностями диагностики и лечения пациентов на собственной базе, без необходимости направлять их в венерологические клиники". В противном случае уменьшается "вероятность того, что женщины и их партнеры получат реальное лечение".
Если в первом случае, при всей жалости к больным детям, крайне нежелательно совместное пребывание здоровых и больных младенцев, то во втором вносить заразу, за редким исключением принадлежащую женщинам легкого поведения и ловеласам, в женскую консультацию, где врачи призваны отслеживать и оберегать самое сокровенное таинство жизни - это преступление.
Проект предусматривает предоставление банку для анализа и комментариев проектов годовых бюджетов областного Управления здравоохранения и территориального Фонда медицинского страхования до одобрения их областной администрацией, то есть для контроля за ходом выполнения мероприятий, предусмотренных проектом. Для этого создается единая информационная система, которая будет одновременно оперировать клиническими, экономическими и демографическими данными. А это ни что иное, как завуалированный сбор стратегически важной информации, что подтвердит любой специалист, работающий в данной области.
...В заключение уместна небольшая цитата из монографии депутата Государственной Думы, заместителя председателя Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Степана Сулакшина:
"Займов Россия берет много. Именно в них основа механизма утраты государственного суверенитета России. В прошлом году расходы на возврат долга составили 9,8 миллиарда долларов, причем это практически равно той величине займа, который страна берет ежегодно. Финансово-экономического смысла для российской экономики не осталось вовсе. Зато политический резон - полный. Суверенитет страны исчезает."

Мироненко А.И., врач-эксперт Московской городской думы

С прискорбием приходится наблюдать, насколько сегодня наши чиновники подвержены диктату со стороны, диктату из-за рубежа.
...Нельзя уйти от такого факта, что в 1992 году великий "шокотерапевт" Гайдар говорил и в кулуарах, и со своим кабинетом министров, что в России должно быть 70-75 миллионов населения, но не 150. Старики и дети не нужны. Инфраструктура не нужна. Вот этого не надо забывать, потому что это отправная точка всего, что сегодня происходит.
Вместе с тем, параллельно, американская система здравоохранения реформируется под нашу систему. Система правопорядка реформируется под нашу систему. Появился участковый полицейский, появился уровень оказания медицинской помощи независимо от материального обеспечения.
Есть такой политолог Янов в США, он в 1994 году писал, что в Америке должны понять: русские сделали, что могли. Они покончили с коммунизмом, начали реформу, но построить необратимую демократию в одиночку они не могут. Так же, как не смогли этого сделать в 20-е годы немцы или японцы. Как не мажет этого сделать собственными силами никакая великая держава, сопоставимая с Россией и выросшая на имперской автократической трагедии. Вот почему ключ к успеху российской демократии сегодня в руках "всемирного общества". И Янов призывает к оккупации нашей территории.
Сегодняшнее управление Всемирным банком - это диктат американцев не только в области здравоохранения, но по всем параметрам. Сегодня они влезли в бюджетную сферу. Это говорит о ползучей оккупации.

Недоступ А.В., профессор Московской медицинской академии имени Сеченова, председатель Московского общества православных врачей

Хотел бы сказать, может быть, не о самом важном. В документах фигурирует такая "номинация" - не врач, а "поставщик медицинских услуг". Это казалось бы ерунда, но в этом весь дух документа. Документ направлен на коммерциализацию медицины, которая де-факто уже происходит.
И я не понимаю, между прочим, почему молчит Конституционный суд? Кто, где и когда декларировал, что у нас платная медицина? И уже президент говорит о том, что нужно только определить пропорции платной и бесплатной медицины.
Мне могут возразить, что то, о чем идет речь - это бесплатно. Ничего подобного. Вы понимаете, что такое семейный врач. Нам очень далеко до того, чтоб он был идеален. А не лучше ли идти к специалистам? Несомненно. И люди понесут им свои деньги. То есть они ничего не понесут именно из Тверской и Калужской областей. Они будут там умирать от инсультов, от прободения язвы и так далее.
Не лучше ли было бы эти деньги, 66 миллионов, пустить на то, чтобы улучшить эту систему. Ну, конечно, Центробанк на это не пойдет.

Венедиктов Д.Д.

Хочу сказать, что реформы здравоохранения в стране уже идут. Они идут потому, что государство уходит из сферы здравоохранения, снимает с себя ответственность. Они идут потому, что система здравоохранения в финансовом отношении придушена, если не задушена вообще.
Такой уникальной сети поликлинической помощи, которую имела наш страна, нет ни в одной стране мира и не было. И ее нужно очень ценить.
Не знаю, сколько будет получать семейный врач по сравнению с участковым врачом. Если он будет получать такую же зарплату, то никакой семейный врач вообще не получится. А если он будет получать больше, то проще было бы выделить эти деньги для участковой сети.
Очень важен еще один вопрос. Не совсем ясно, какие же реально расходы будут на здравоохранение: на душу населения или в целом с учетом этого проекта? Ситуация такая, что надежда на то, что от этого проекта много получит Тверская область, очень сомнительна.

Драпкин Б.З., врач-психотерапевт

В прошлом я главный детский подростковый психотерапевт Советского Союза.
Я внимательно читал проект. Если бы действительно шел разговор о том, что мы получаем возможность в чистом виде улучшить материально-техническую базу здравоохранения в Тверской и Калужской областях, вопросов, я думаю, не было бы, все бы голосовали двумя руками "за".
Вопрос же о том, что предполагается вводить новую специальность семейного врача. Да не пройдет это в Тверской области, ну, невозможно в этих маленьких деревнях, бездорожье везде. Надо сначала социальные проблемы решать.
А кроме того, ведь был эксперимент в Москве, в поликлиниках. Из этого ничего хорошего не получилось. Качество медицинской помощи резко упало, количество тяжелых заболеваний резко выросло.
Следующий вопрос. Ведь общая тенденция нашего здравоохранения - максимальное приближение специализированной и высококвалифицированной помощи к больному. Ну, почему же от этого отказываться?
Поэтому нужно заниматься реконструкцией здравоохранения, поиском средств, но ни коим образом не говорить о реформе. Я думаю, что реформа в отношении здоровья в нашей стране должна быть последней. Сначала все остальные реформы давайте проведем, а потом возьмемся за наше здоровье.
И последнее, что очень тревожит. Мы серьезно боролись против программы "планирования семьи", против уменьшения рождаемости. Слава Богу, кажется, что-то получилось. Но открываешь этот проект - опять пролезают! Ну, как тараканы в щели. Опять контрацептивы, опять стерилизация... А ведь противозачаточные средства ни на одну минуту не уменьшают количество венерических заболеваний, а наоборот увеличивают их, потому что способствуют разнузданному сексу. И, наконец, стерилизация. Да по какому праву мы это слово вообще употребляем?! Кто дал право вмешиваться в личную жизнь женщины: рожать ей, не рожать; помогать ей, не помогать?

Медведева И.Я., психолог, заместитель главного редактора журнала "Права ребенка"

Для непосвещенных хочу сказать, что политика планирования семьи, насаждаемая Международной Федерацией планирования семьи - это контроль над рождаемостью с целью ее сокращения. Никакого другого смысла у этого словосочетания на сегодняшний день нет.
Вот я посмотрела данные по Тверской области. Довольно странно заниматься планированием семьи в той области, где сегодня семья составляет в среднем 2,7 человека. То есть даже нет одного ребенка в среднем на семью.
Хочу привести некоторые меры из перечня типовых мер Федерации планирования семьи, чтобы вам было ясно, как это соотносится с проектом, который мы сегодня обсуждаем. Это данные ученых Стабенвильского университета штата Огайо, США.
Во-первых, ограничения или ликвидация бесплатного здравоохранения. Во-вторых, финансовые средства для стерилизации. В-третьих, общие действия, способствующие предохранению от нежелательной беременности, проведение абортов и стерилизации по желанию, бесплатная раздача контрацептивов подросткам и неимущим.
Далее. Развитие медицинской помощи матери, соединенной, я прошу внимания, с планированием семьи, как с самым существенным элементом этой помощи.
Опять же непосвещенным хочу сказать, что это означает на языке планирования семьи. Это означает постродовую стерилизацию. Вот почему это совмещено.
Не правда ли, вам все это знакомо, тем, кто читал проект? Все, что я прочитала, все мы можем найти в тексте.
Кстати, создание подростковых центров планирования семьи, где начиная с 15 лет можно "обслужиться" по части бесплатных абортов и контрацептивов. Это не только неотъемлемая, но и наиважнейшая часть политики планирования семьи. Хотя я хочу задать вопрос, почему планированием семьи должны заниматься подростки? С каких это пор подростки и сексуальные дела так прямо сцеплены?
В нашем журнале мы опубликовали Международную конвенцию о правах ребенка. Хочу напомнить, что по Международной конвенции, подписанной Россией, детство считается до 18 лет. Почему это вдруг подростки, начиная с 15 лет, без всякого согласия родителей приходят в подростковые центры, получают там бесплатные контрацептивы, делают анонимные бесплатные аборты? Что это, как не вторжение в святая святых традиционной культуры - в семейные отношения?
Я хочу подчеркнуть, что опять же в Тверской области, - я более детально анализировала таблицу Тверской области, - за несколько лет в 20 раз увеличилась наркомания. Я думаю, что подростковая наркомания в этих цифрах не на последнем месте. Что это все, как не побуждение к расшатыванию психики, традиционных норм, а, следовательно, криминализация, которая, мне кажется, тоже не такая уж низкая в этой области? Зачем все это делается?
В заключение я хочу сказать, что мы не должны все-таки вот так добродушно относиться к этому проекту и говорить о том, что мы его будем обсуждать. Лично я не хочу обсуждать перспективы развития этого проекта на территории России.

Хорев Б.С., демограф, профессор Московского Государственного университета

Думаю, что вопрос связан со спецификой нашей страны. Эта специфика четко выявилась в последние шесть лет, шесть лет вот этих "реформ", и она заключается в начавшемся вымирании народа России, феномене депопуляции, превышения смертности над рождаемостью, в конечном счете, в вырождении нации.
Расчеты говорят о том, что к 2025 году у нас останется половина от нынешнего населения. Госкомстат средний уровень смертности в России измеряет в промилях. К 2010 году - 16 промилей. Сейчас смертность чуть-чуть понизилась - около 14 промилей. Это при том, что она в полтора раза выросла как за годы реформ, так и в предыдущие горбачевские годы. Реформы Горбачева и Ельцина - это одно и то же.
А что делается в моей родной Калининской области. Я сам по происхождению из города Кашина. Там в среднем 19,7 промилей, а по максимуму 22,7 промилей. А это уровень долго воюющих стран, это уровень Афганистана, это уровень Чада, это уровень погибающих наций.

Козловская Г.В., доктор медицинских наук

Я являюсь представителем направления охраны психического здоровья, а здесь официальными разработчиками программы было сказано, что этот аспект медицины эта реформа не затрагивает.
Но я хочу все-таки остановиться на этом вопросе. Состояние психического здоровья нашего общества очень тревожно. Являясь представителем детской психиатрии, могу сказать, что по последним данным фронтального исследования Центрального округа города Москвы и Северо-Восточного округа Москвы, мы выявили такое количество психических заболеваний среди детей раннего и дошкольного возраста, что мы реально можем сказать о тяжелом прогнозе здоровья нации в целом. Не секрет, что психическое здоровье лежит в основе всякого здоровья. Я не случайно задала вопрос разработчикам программы: а где-нибудь была она экспериментально внедрена? Мне ответили на таком, я бы сказала, банальном уровне, что вот есть семейные врачи, и это само по себе замечательно.
Может быть, но на самом деле анализа этого проекта никто нигде никогда не проводил и он носит характер чистого эксперимента над нашим несчастным населением. Что из себя представляет семейный врач ВОП? Невропатолог, хирург, отоларинголог, окулист, терапевт, который лечит и детей и стариков и взрослое население. Я, во всяком случае, так и не получила ответ.
И, наконец, что же это за реформа, которая прежде всего предусматривает разрушение существующей системы? На 20 процентов уменьшается количество родовспоможения в сельской местности в виде каких-то, пусть хоть маленьких, но родовых палат, родовых услуг. Как поедут по бездорожью наши несчастные женщины?
В общем, слушая наших реформаторов, я задаю себе вопрос - наивность это или это сознательное осуществление страшного проекта? И такой сакраментальный вопрос - а совесть-то у них есть или нет?

Шишова Т.Л., педагог, член Союза писателей

В части, касающейся планирования семьи, проект реформы полностью выдержан в духе решений Каирской конференции по народонаселению, проведенной ООН в 1994 году. На конференции была принята программа действий по регулированию народонаселения, направленная на сокращение рождаемости в бедных странах. Среди организаций, принимающих участие в разработке и финансировании программ планирования семьи, представлены и Всемирный банк, и Агентство международного развития США, как и в данном проекте. А в подготовительных документах конференции достаточно откровенно сказано о мерах, которые необходимо предпринимать в этой связи.
Прежде всего во введении утверждается, что социальное развитие должно быть обеспечено в первую очередь за счет сокращения рождаемости, и лишь во вторую - за счет экономического развития.
Открываем проект реформы здравоохранения и видим: в задачах стратегии помощи России значится борьба с бедностью, но при этом в важнейших показателях реализации проекта нет ни полслова ни про лечение бесплодия, ни про повышение рождаемости, хотя уже ни для кого не секрет, что в России разразился демографический кризис. И напротив, в мониторинговых показателях запланирован значительный рост использования контрацептивов. В Калужской области - с 19,3 процента до 30 процентов, а в Тверской - с 23 процентов до 35 процентов.
Что ж, как откровенно заявила на Каирской конференции Премьер-министр Норвегии госпожа Брунтланд, "рост народонаселения - одно из наиболее серьезных препятствий на пути процветания мира и устойчивого развития. Скоро мы можем столкнуться с новым голодом, дестабилизацией положения и даже вооруженной борьбой, связанными с конкуренцией за все более дефицитные земельные и водные ресурсы."
Фундаментальным условием успеха программ планирования семьи является их политическая поддержка со стороны государственных структур и высших государственных чиновников. Такая поддержка, обращаю ваше внимание, ставится условием обеспечения международной финансовой помощи. В истории с проектом "реформы" здравоохранения данная поддержка, как мы видим, имеется.
В соответствии с проектами экспертов оргкомитета Каирской конференции до 2000 года в развивающихся странах необходимо сделать 151 миллион операций по женской и мужской стерилизации. Хотелось бы узнать: какая квота запланирована для России и не с этим ли связана закупка лапароскопов?
В проект реформы наше государство не только не вмешивается, но и активно помогает ему. Весьма красноречивые цифры: акушеров-гинекологов из областных родильных домов планируется подготовить - 16, а поставщиков медицинских услуг в области планирования семьи, в том числе медсестер в школах - 1200. Вектор движения очевиден.
Необходимо - я опять цитирую рекомендации - поддерживать и развивать образование в области планирования семьи на всех уровнях официального образования. Особое внимание следует уделять обучению специалистов. А еще раньше говорится про проведение мотивационных кампаний по формальным и неформальным каналам. Открываем проект реформы и читаем - планирование семьи и репродуктивное здравоохранение. В родильном доме номер два будет создан центр для координации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профессиональному образованию в области планирования семьи и репродуктивного здравоохранения.
Этот центр будет разрабатывать материалы для пропагандистских кампаний в средствах массовой информации. По ходу заметим, что и в документах конференции и в тексте проекта применяются одни и те же методы из области нейролингвистического программирования, так называемой методики "эй эл пи". Формируются языковые цепочки, которые связывают весьма разнородные понятия в один логиколингвистический блок. Когда эти связки повторяются много раз, человек перестает критически оценивать сами понятия, начинают мыслить блоками и быстро становятся объектом манипуляций со стороны конструкторов таких блоков. В данном случае постоянно употребляются связки: "здоровый образ жизни" и "планирование семьи", "репродуктивное здоровье" и "планирование семьи".
Но, если развести понятия, хоть немного вдуматься в их истинный смысл, становится совершенно ясно, что понятие "планирование семьи" противоречит понятию "репродуктивное здоровье". Например, в случае стерилизации.
Возникает только вопрос: в чьем воспаленном мозгу зародилась идея ускорить и без того идущее полным ходом вымирание россиян. И неужели те, кто это затевает, всерьез надеются, что народ будет покорно мылить себе веревку. Мы полагаем, что это наивная надежда.

Троицкий В.Ю., профессор Института мировой литературы

В том что здесь присутствующие не называют вещи их именами, возможно есть вина филологии. Но в этом и вина каждого, кто произносит слово, не понимая, что оно значит.
То, что происходит в России, это геноцид. Это слово промелькнуло здесь. И оно должно быть ключевым словом для разговора о том, что происходит.
Сегодня мой народ, русский народ уменьшается на 3300 человек в день. Что можно сделать для его спасения?
Считаю, что все подобные проекты, особенно финансируемые из-за рубежа, должны быть взяты под контроль не только общественных организаций, но и ФСБ, и МВД. Эти организации обязаны контролировать ситуацию с точки зрения государственной безопасности. Только так может происходить внедрение каких-либо проектов, от которых зависит жизнь граждан.

Костин Г.В., депутат Госдумы РФ

Я тоже доктор, но не от медицины, поэтому буду говорить о том, в чем я - специалист.
Я тринадцать лет проработал на заводе, на котором работало и вокруг которого было более 60 тысяч человек. Город.
На этом заводе была организована система медицинского обеспечения, недоступная ни Америке, ни Англии. И таких заводов были десятки и сотни.
Я выпускал, в числе прочего, и сложнейшее медицинское оборудование. Но при этом я лично отвечал и за организацию медицинского обслуживания вот этих 66 тысяч человек. И все было нормально.
А теперь по сути сегодняшних слушаний. Как специалист по надежности больших систем могу сказать следующее. Если вы, уважаемые медики, хотите опираться на высокие технологии, на научно-технический прогресс в лечении людей, вы должны строить сложную пирамиду - от простого к сложному. И вверху этой пирамиды должны стоять не какая-то реанимационная машина, которую вам подарят сегодня, притом, наверное, бывшая в употреблении, а должны стоять научные центры, специальные медицинские институты. Ознакомившись с этой, системной стороной проблемы, которая рассматривается, могу сказать, что проект направлен на разрушение научно-технического прогресса.
Об экономике. Здесь все плакали о том, что нет денег. Хотим мы или не хотим, медицина относится к затратным частям бюджета. Брать деньги, занимать деньги под затратные статьи бюджета - безобразие, вопиющее безобразие, этого делать нельзя. Деньги можно брать только туда, где они дадут отдачу и можно будет отдать. Это самый элементарный обман. И Тверь, и Калуга будут расплачиваться за эту подачку еще многие поколения, что тут непонятного?
Я познакомился с шестью проектами Всемирного банка, все шесть проектов настроены на разрушение определенных систем в России. Этот проект - не исключение, подумайте об этом.
И последнее, где взять деньги? Мы живем с вами в богатейшей стране мира. По ресурсам каждый из нас в 6 раз богаче американца, в 17,5 раз богаче европейца и мы сегодня пытаемся побираться. Неужели не понятно, что во главе страны сегодня стоит импотентное правительство, а вы хотите от него получить здорового ребенка. Гнать надо это правительство.

Бурдуков П.Т., депутат Госдумы РФ от Калужской области

Уважаемые участники "круглого стола", я представляю и аграрную депутатскую группу, и Калужскую область, и Комитет по безопасности. И считаю, что сегодняшний разговор - это начало серьезного разговора о России.
Я знаком с обсуждаемым проектом. Первые три года фактически он будет финансироваться за счет фонда, за счет то есть Всемирного банка. Но завершающая часть проекта финансируется за счет бюджета области. Есть опасение: хватит ли у нас сил? Мы отплывем на середину реки, хватит ли у нас силы приплыть к другому берегу, не понесет ли нас в другом направлении? И хватит ли у нас сил вообще дальше держаться на этом рубеже?
Второе. Я считаю абсолютно прав Борис Хорев, который говорит, что эти проекты должны все в первую очередь проходить экспертизу по демографии. Если в мире есть опасность перенаселения, то в России наоборот: 8 человек на квадратный километр. При дальнейшем уменьшении некому будет охранять границы наши. У нас рядом - 300 человек на квадратный километр - Корея, около этого - Япония, и так далее. За 200 человек на квадратный километр - Европа. То есть, если мы имеем таких соседей и такую населенность, то есть у нас задача не уменьшать население, а наоборот, увеличивать.
Я один из авторов закона продовольственной безопасности страны.
Я хорошо ознакомился с проектом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, который гласил, что реконструкция сегодня - это реформа сельского хозяйства в России и в странах СНГ. Это было, и документ издан, он существует с 1989 года.
Реформа привела к тому, что Россия сегодня сама себя не кормит. Мы были на шестом месте по уровню питания, сейчас скатились на пятидесятое. 2300 килокалорий получает средний россиянин. Сегодня, действительно, нам надо говорить о здоровом образе жизни, и о том, как можно прожить на эти килокалории.
Конечно, у нас есть 10 процентов тех, кто объедается, но основная часть недоедает. Это около 40 процентов населения, те, которые живут ниже прожиточного минимума. Статистика это подтверждает.
Из 2300 килокалорий 1200 - это импорт. Можете подсчитать арифметическим путем, что у нас может случиться в случае перебоя со снабжением. Сегодня снабжение идет с колес. Действительно, запасов ни стратегических, ни резервных, нет.
...Сегодняшние материалы должны быть опубликованы, обобщены. Я думаю, что все, кто не успел выступить, должны сдать в секретариат свои выступления, свои предложения, чтобы мы еще в дальнейшем получили их не только здесь, на "круглом столе", но в Комитете по безопасности, и в комитете по здравоохранению, и в других комитетах, чтобы каждый более детально обсудил свои аспекты.

Астраханкина Т.А., депутат Госдумы РФ

В проекте явно просматриваются установки Международного валютного фонда навязать России частноориентированную платную и необщедоступную медицину, добиться сокращения нашего народонаселения в духе решения Каирской конференции.
Реализация проекта означает, что государство снимает с себя ответственность за здоровье населения. Не вызывает сомнений, что попытка перестроить наше здравоохранение по рецептам Всемирного банка вызовет глубокий кризис отрасли, выражающийся в резком понижении уровня интегрированности и консолидированности, а соответственно, и эффективности системы здравоохранения, падения и мотивации к осуществлению медицинской деятельности в интересах большинства населения и разрушение исторически сложившихся нормативно-ценностных регуляторов во взаимоотношениях врачей и пациентов.
Этот кризис может закончиться разрушением системы здравоохранения, вызвать тяжелейшие биомедицинские, демографические и оборонные последствия.
Необходима мобилизация всех имеющихся резервов для восстановления структуры отечественного здравоохранения и эффективной работы ее отдельных звеньев. Нужно добиваться сохранения государственной, общедоступной и бесплатной медицины как основы системы здравоохранения России.
Представляется целесообразным отказаться от реализации данного проекта реформы здравоохранения. Для этого должны быть использованы, прежде всего, бюджетные рычаги, в том числе и на уровне законодательных собраний Тверской и Калужской областей.
Нельзя допускать перераспределения средств областного бюджета в пользу проекта Всемирного банка. Необходимо взять проект реформы здравоохранения и деятельность Фонда "Российское здравоохранение" под постоянный контроль органов представительной власти, прежде всего Государственной Думы и законодательных собраний Тверской и Калужской областей.
Свое слово должны сказать общественность и средства массовой информации. Необходимо добиваться, как минимум, полной открытости проекта.
Нужно добиваться разработки и реализации федеральной целевой программы, поддержки и развития здравоохранения, депрессивных и демографически неблагополучных областей России, в том числе Тверской области и Калужской, выполнения бюджетного финансирования медицины.
На федеральном и региональном уровне необходим переход к политике стимулирования рождаемости, но не к раздаче того, о чем здесь говорили, о своевременной и безоговорочной выплатой тех же детских пособий, принятие неотложных народоохранных мер.
Полагаю, что подобное обсуждение проекта должно в обязательном порядке пройти в соответствующих областях: в Тверской и в Калужской, с информированием общественности и широких слоев населения этих областей.
Предлагаю поручить депутатам Государственной Думы, участвовавшим в сегодняшнем заседании, подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы проект соответствующего постановления.


Туркмения

О ПОЛОЖЕНИИ РУССКИХ
(По материалам Правления Русской общины Туркменистана)

С помощью представительства Российской службы миграции и некоторых сотрудников Российского посольства в Туркмении упорно создается мнение, будто обстановка для русских людей у нас создана прямо-таки прекрасная, что нам можно только позавидовать. Служба миграции даже распорядилась не оказывать никакой помощи переселенцам из Туркмении. Они, мол, ни в чем не нуждаются, и никак нельзя считать их ни беженцами, ни вынужденными переселенцами. Мы в корне не согласны с такой позицией, тем более, что число русских, бегущих из Туркмении, постоянно растет.
Как же называть русских людей, уезжающих из "нового суверенного" государства в Россию? По этому поводу возникла досадная терминологическая путаница. В Москве кем-то придумано деление соотечественников, брошенных на произвол местных националистов за пределами России, на беженцев, вынужденных переселенцев и просто переселенцев. Беженцами, видимо, считаются те, кого резали, но не успели дорезать. Вынужденными переселенцами - кого попросту выгнали вон из "суверенных государств", а остальные - всего лишь переселенцы, не пользующиеся ни покровительством, ни помощью российской администрации. Точно такие же, как, скажем, приехавший зачем-то в Россию вьетнамец, эфиоп или конголезец.
Деятели Российской службы миграции, а заодно и посольские работники в простоте душевной к последней категории относят всех без исключения русских людей, уезжающих домой из "суверенного Туркменистана" с его явно антирусскими выпадами. Конечно, они заговорили бы совсем иначе, если бы их хоть на годик поселить здесь - разумеется, без российских окладов и без работы в российских учреждениях. Но такой беды мы, честное слово, им пожелать не можем. Слишком жаль бы их было: ведь соотечественники все-таки!
Наверно, не стоит заново изобретать велосипед. В нашем положении не так давно оказались англичане, жившие в Индии, французы из Алжира и португальцы из Мозамбика. Всех их у себя на родине называли не беженцами, не переселенцами, а просто репатриантами. И всячески помогали вернувшимся соотечественникам. Во Франции, не кричавшей на весь мир о социальной справедливости, репатрианты из Алжира получили за счет государства и жилье, и работу, и даже освобождение от налогов на несколько лет. Нам, конечно, Франция - не указ. И материальное положение наше хуже, и нравственный уровень правительства, увы, другой. Россия попросту бросила своих сыновей и дочерей на чужбине, а сейчас глубокомысленно делит их на тех, кого успели зарезать или уморить голодом новые суверенные владыки, и тех, кто сумел все-таки доползти до родных краев и зализывает раны, нанесенные хваленой Ленинской национальной политикой.
Наверно, именно такое наплевательское отношение к судьбам соотечественников вдохновило руководителей новой России на создание национально нейтральной и глубоко безразличной ко всему русскому организации - Федеральной миграционной службы России, которая все еще действует по рецептам пролетарского интернационализма: все народы имеют право на национальную самобытность и национальное достоинство, кроме русского, обязанного обо всех заботиться, всех кормить бесплатно. Там выброшенных на улицу русских журналистов в результате закрытия русских газет, сокращения радиотелевизионных программ, преподавателей истории после того, как из школьных программ вышвырнули всю историю России, вынужденными переселенцами признать не желают. По мнению нашей обаятельной Т.М.Регент, пусть русские специалисты высшей квалификации, неугодные туркменским властям, идут теперь в чернорабочие у турецких предпринимателей или просят подаяния у мечетей, выросших тут, как грибы после дождя.
Нам нужна не безликая миграционная служба, а национальная служба репатриации. А миграционная пусть себе занимается вьетнамцами и эфиопами.
Высокопоставленные представители российского правительства и ряда амбициозных политических партий уже не стесняются громко призывать к ассимиляции русских в ближнем зарубежье. Это уж ни в какие ворота не лезет! Выходит, в любом возрасте надо в совершенстве изучить туземный язык, хотя общеизвестно, что после сорока зубрить чужой язык бесперспективно. Надо забыть родной язык, научиться сидеть на полу, поджав ноги, есть руками, громко чавкая и рыгая, женщинам своим закрыть тряпками лица, всюду проклинать "презренных урусов"...Нет уж, увольте, господа докладчики, в том числе и парламентские! Ваша позиция не только нелепа, но и вопиюще бессовестна. Иначе как национальным предательством ее назвать трудно.
Но вернемся к нашим внутренним делам, к русским репатриантам, как бы их там ни называли политики и дипломаты. За пятнадцать последних месяцев, на протяжении которых в Ашхабаде работает представительство миграционной службы, в Россию уехали 15 - 20 тысяч человек. И поток отъезжающих не сокращается.
Что же гонит людей с насиженных мест?
Прежде всего, унизительность и бесперспективность существования в условиях грубого национального притеснения. Сразу же после провозглашения суверенитета Туркмении, из министерств и ведомств были уволены сотни руководителей и ведущих специалистов нетуркменских национальностей. Их торопливо заменили какими попало туркменами, порой даже не имеющими соответствующей профессиональной подготовки. Теперь дело дошло до того, что среди директоров средних школ с русским языком обучения русских можно по пальцам пересчитать. В самой крупной русской газете заменили туркменами и редактора, и обоих его заместителей. Вычеркивание из школьных программ истории России и значительной части русской литературы привело к безработице русских преподавателей истории и словесности. Закрытие большинства русских газет и резкое сокращение русского вещания на радио и телевидении оставили без работы русских журналистов.
Тех же, кто еще не лишился работы, доводит до отчаяния чрезвычайно низкая, совершенно невозможная прежде оплата труда. Учитель, врач, инженер некоммерческих структур получает сейчас в Туркмении 150-160 тысяч манатов в месяц. Манаты по покупательной способности были почти равны русским рублям до их деноминации. С учетом цен на основные товары массового спроса тысяча манатов эквивалентна гривеннику советского времени. Значит, люди получают теперь за труд 15 - 16 советских рублей в месяц. На себя самих и на свою семью они могут тратить в день меньше пяти тысяч манатов, в то время как буханка очень низкого по качеству хлеба стоит тысячу манатов, килограмм вареной колбасы - 17000, килограмм сыра - 30000, килограмм мяса - 12000. Еще тяжелее положение пенсионеров. Им, если не считать военных отставников, в месяц дают лишь от четырех до десяти советских рублей. Старики оказались без преувеличения на грани голода. По покупательной способности зарплата служащих в суверенном Туркменистане снизилась в десять раз, а пенсии в 12 - 15 раз.
Еще мрачнее и бесперспективнее судьба русских детей и молодежи. Образовательный уровень школ и вузов Туркмении резко снижен и не соответствует больше российским и зарубежным стандартам. Школы сделаны девятигодичными, без изучения иностранных языков и русской истории. Четырехгодичные вузы фактически сведены на уровень техникумов, да и в них русских абитуриентов почти не принимают. Профессионально-техническое образование в основном развалено, а оставшиеся ремесленные училища преимущественно стали платными, подавляющему большинству русских людей недоступными. Русская молодежь в Туркмении обречена на безработицу, в лучшем случае - на положение бесправных чернорабочих у турецких предпринимателей.
Получение статуса переселенца тесно связано в Туркмении с проблемой приватизации жилья. Дело в том, что вообще-то приватизация государственных квартир в Туркмении приостановлена на несколько лет. Статус переселенца позволяет репатриантам обойти это препятствие. Но стоимость квартир так низка, что многие не могут решиться на немедленный отъезд. Трехкомнатную городскую квартиру в столице со всеми коммунальными удобствами обычно продают за 4 - 5 тысяч долларов. Не меньше тысячи уходит на переезд и перевоз личного имущества. Вот люди и медлят, собираются с силами. А работники службы миграции на этом основании утверждают, будто статус получают только для приватизации жилья, вовсе не собираясь никуда уезжать. Мнение это поверхностно и глубоко ошибочно.
Связь статуса переселенца с проблемой приватизации жилья толкнула представительство миграционной службы на нарушение прав репатриантов. Ходатайства о предоставлении статуса почему-то принимаются только от ответственных квартиросъемщиков. Больше того, с недавних пор стали требовать официальных справок о составе семьи. Значит, если кто-то в семье переезжать в Россию не хочет, статуса переселенца хозяину квартиры не дают. Таких ограничений нет ни в межгосударственном соглашении о переселении, ни в протоколе о порядке его реализации. Выходит, русский человек, живущий в общежитии, на частной квартире или у родственников, не желающих уезжать из Туркмении, лишается права получить статус переселенца. Миграционное представительство, выдвигая это требование, неправомерно объединяет переселение людей в Россию с процедурой приватизации жилья, а это - совсем разные вещи.
От репатриантов, родившихся не на территории современной России, служба миграции требует нотариально заверенных приглашений от родственников или от руководителей организаций с гарантией предоставления репатрианту жилья. Родственнику предлагается официально заявить, что он дает "согласие на совместное проживание на своей жилплощади". В наше время вряд ли легко получить такую гарантию даже от родного брата. Подобные приглашения тоже не предусмотрены ни соглашением, ни протоколом о его реализации. Такого рода жесткие требования приняты в международной практике, если речь идет о мигрантах, ранее никакого отношения к стране въезда не имевших. Вряд ли правомерно распространять их на людей, всего шесть лет назад бывших стопроцентными согражданами и соотечественниками в едином государстве, наследником которого объявила себя Россия.
И уж вовсе несправедливо делить русских людей на два сорта, как это принято сейчас в посольстве и представительстве миграционной службы. К первому сорту относятся наши соотечественники, родившиеся на территории современной России. У них положение полегче. Гражданство им дают в упрощенном порядке и приглашений из России для статуса переселенца не требуют. А вот если человек родился в Риге, Киеве или в Ашхабаде, ему приходится гораздо хуже. Служба миграции требует от него приглашения. А российское гражданство он получает в результате долгой мучительной процедуры, совершенно на тех же основаниях, что негр из Сенегала или эскимос из Гренландии. Дипломаты игнорируют факт, что русский, родившийся в любом дальнем уголке Советского Союза, совсем еще недавно был полностью равноправен с любым москвичем или ленинградцем, что он - чаще всего потомок специалистов, присланных в далекий Ашхабад, чтобы помочь поднять научный, технический и культурный уровень отсталой окраины, или потомок славных патриотов, охранявших южные рубежи Родины.
В то же время, если исключить представителей народов, живущих в самой России, в отношении сыновей и дочерей коренных "титульных" наций нынешних суверенных государств безусловно должны существовать строгие ограничительные меры. А то наши дипломаты, унижая соотечественников, почему-то демонстрируют трогательную верность интернационализму. В очередях возле миграционного представительства и консульства России представители новых "суверенных" народов бодро расталкивают локтями обездоленных русских, торопясь поскорее уехать не к себе в Армению или Грузию, не в Азербайджан или Казахстан, а в ими же обруганную и оболганную Россию. Чуть ли не все туркменские дельцы и спекулянты, а вместе с ними и сатрапы новых властителей уже ухитрились получить в паспортах отметки о российском гражданстве.
Конечно, государственные служащие, в том числе и работники дипломатического ведомства, обязаны неукоснительно выполнять все приказы и инструкции, полученные из Москвы. Но жизнь слишком сложна, порой она не укладывается в жесткие рамки основных служебных документов. Поэтому, наверно, консулу России в Туркмении следовало бы дать более широкую свободу действий в отношениях с соотечественниками. Чтобы он смог на совершенно законных основаниях по своему усмотрению дать, например, без проволочек российское гражданство детям офицера, оказавшихся по долгу службы отца вдали от Родины, поддержать попавшего здесь в беду русского человека, проявить внимание и сердечное участие к соотечественникам, которые особенно в нем нуждаются.
Разумеется, это возможно лишь при очень тщательном и строгом подборе кандидатур для работы в ближнем зарубежье. Нельзя забывать, что отгороженные новыми границами от Отечества русские люди смотрят на русских дипломатов с надеждой и по-родственному доверчиво. Можно ли допустить, чтобы эта надежда, эта доверчивость были обмануты черствыми, равнодушными чиновниками, высокомерно презирающими не по своей вине впавших в нищету соотечественников.
...Большое беспокойство живущих в Туркмении граждан России вызывает намечающаяся скоро замена советских паспортов национальными туркменскими. Судя по всему, местные власти намерены при обмене паспортов отобрать у людей и те, где поставлена отметка о российском гражданстве. Естественно, в туркменском паспорте с полумесяцем на обложке и туркменскими надписями латинскими буквами отметки о российском гражданстве или российский паспортный вкладыш выглядели бы нелепо. По существу, людям с двойным гражданством при обмене предложат отказаться от гражданства российского. Видимо, представителям российского правительства пора позаботиться о своих соотечественниках в Туркмении, добиться по дипломатическим каналам, чтобы им при выдаче туркменских паспортов оставили советские с отметкой о российском гражданстве. Либо, если туркменские власти не пойдут на это, заблаговременно через консульство вручить гражданам России в Туркмении новые российские паспорта или хотя бы вторые советские.
Говоря о положении русских людей в Туркмении, необходимо помнить, что Туркмения - единственное новое государство на территории бывшего Советского Союза, где вот уже шестой год упорно не желают юридически признать существование Русской общины. Несколько раз по требованию местных властей община вносила изменения в свой устав. То высокопоставленных туркменских чиновников раздражало слово "община", то они категорически требовали убрать из названия ненавистное им слово "русская". Чтобы не обострять отношений, правление общины в конце концов согласилось на туманное, длинное и витиеватое название, "Общество гуманитарных, культурных и научно-технических связей с Россией в Туркменистане". Из названия непонятно, чье же это общество. Широкое понятие культуры само по себе включает и гуманитарные связи, и науку, и технику... Впрочем, воз и ныне там. Единственная структура, всерьез озабоченная проблемами русских соотечественников в Туркмении, продолжает шестой год оставаться в бесправном, полуподпольном положении.

О.Фадеев, заместитель председателя Русской общины Туркменистана


В Госдуме РФ

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ АУКЦИОНОВ

Госдума РФ приняла постановление "О результатах проверки соответствия законодательству порядка, условий, результатов и последствий аукционов по продаже пакетов акций "Связьинвеста", "Тюменской нефтяной компании", "Сибнефти" и "Норильского никеля".

В этом постановлении, в частности, говорится:
"Нормативно-правовая база проведения подобных аукционов противоречива, недостаточна и в значительной степени состоит из ведомственных нормативных актов Государственного комитета Российской Федерации по управлению федеральным имуществом и Российского фонда федерального имущества. Указанные аукционы породили множество судебных споров. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации самоустранились от осуществления своих надзорных функций по таким делам.
...В результате проведенных аукционов не были достигнуты поставленные цели - пополнение федерального бюджета, повышение эффективности производства и управления собственностью, стабилизация социальной сферы.
Государственная Дума считает нецелесообразной продажу федеральной собственности для покрытия текущих расходов федерального бюджета. Очевидны негативные последствия отсутствия государственного контроля за прибыльными отраслями промышленности, имеющими стратегическое значение, обеспечивающими государственную и экономическую безопасность страны. Губительно сказывается фактическая монополия органов исполнительной власти в организации проведения указанных аукционов.
Государственная Дума ФС РФ постановляет:
Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
- принять меры к соответствующим должностным лицам, допустившим нарушения законодательства Российской Федерации и нанесшим своими действиями ущерб федеральному бюджету при проведении указанных аукционов;
- предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотреть заключения Счетной палаты Российской Федерации и Комиссии (Госдумы РФ,- ред.), дать правовую оценку содержащихся в них фактов и принять надлежащие меры по устранению допущенных нарушений законодательства Российской Федерации."


Литература

О ПУБЛИКАЦИИ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ Н.В.УСТРЯЛОВА

Впервые в России готовится к печати собрание сочинений основоположника и главного идеолога русского национал-большевизма (сменовеховства) - Николая Васильевича Устрялова (1890-1937), выдающегося юриста, историка и философа.
Спустя 60 лет вновь планируется выпустить такие его работы как "Итальянский фашизм", "Германский национал-социализм", "Политическая доктрина славянофильства", "Россия (у окна вагона)", "Понятие государства", "Элементы государства" и др., а также статьи, письма, дневниковые записи.
В настоящее время сохранились единичные экземпляры публикаций, разбросанные по специальным библиотекам по всему миру. Некоторые работы Н.В.Устрялова сняты со "спецхранения" только в конце 1997 года.
Полнота, полиграфическое качество и сроки подготовки издания зависят от Вашей посильной поддержки.
Принимаются коллективные заявки на 1-й том (более 250 с.): "Итальянский фашизм" и "Германский национал-социализм", вступительная статья.

Фонд им. Н.В.Устрялова:
Россия, 109117, Москва, Окская, 16-1-128
т. 292-62-06, ф./м. 292-60-42 (10:00 - 17:00)
e-mail: voa@chat.ru

__________
(РОПИ)

• Рубрика •  Вверх