Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень ╧ 11
Март 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации ╧ 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Политические технологии

ЕСЛИ ЛЕБЕДЬ ПОБЕДИТ


Правительственный кризис

ОЧЕРЕДНОЙ ВИТОК УТОПИЧЕСКИХ РЕФОРМ


Социум

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В 1988-1990 И 1996-1998 ГОДАХ В МОСКВЕ


В Госдуме РФ

К ВОПРОСУ О НАРУШЕНИЯХ, ДОПУЩЕННЫХ БАНКОМ "СБС-АГРО" В ХОДЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ФОНДА ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ АПК В 1997 ГОДУ

О НЕВЫПОЛНЕНИИ ПОКУПАТЕЛЯМИ ГРУППЫ "МЕНАТЕП" (АОЗТ "МАЛАХИТ", АОЗТ "ЛИТМЕТ" И ДР.) ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ПО ДОГОВОРАМ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПАКЕТОВ АКЦИЙ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА (РФФИ)


Экономика

О РЕЗЕРВАХ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА


Международные профсоюзы

О МЕЖДУНАРОДНОЙ КАМПАНИИ В ПОДДЕРЖКУ РУССКИХ РАБОЧИХ


Политические технологии

ЕСЛИ ЛЕБЕДЬ ПОБЕДИТ

Велика вероятность того, что выборы в Красноярском крае закончатся победой Лебедя. Это будет нечто большее, чем губернаторство, т.к. экономические, политические и силовые ресурсы Лебедя, как претендента на Кремль, вырастут более чем на порядок и достигнут того критического уровня, когда все большая власть может концентрироваться в его руках почти автоматически. Только по своему экономическому потенциалу Красноярский край (вкупе с примыкающей к нему Хакассией, во главе с Алексеем Лебедем) равноценен 4-5 "рядовым" субъектам федерации.
Почему же Александр Лебедь победит?
Одна из наиболее очевидных предпосылок - превосходство экономической базы Лебедя, за которым стоит алюминиевая коммерция, включая известных граждан Израиля братьев Черных. Именно "алюминиевые" деньги избрали Алексея Лебедя на пост губернатора, а алюминиевый комплекс Красноярского края на порядок мощнее.
Очевидно, что лидеры алюминиевого бизнеса, чьи позиции не слабее, чем у нефтяников или газовиков, из двух фигур - Зубова и Лебедя - выберут ту, которая имеет шансы на федеральном уровне. Политические амбиции "алюминиевых королей" уже переросли региональные масштабы.
Из всех претендентов на пост губернатора только Лебедь является фигурой федерального масштаба. Но экономическая база - лишь предпосылка для политического потенциала, но не сам потенциал. Количество потраченных на кандидата денег, особенно если они тратятся с опозданием, не гарантирует успеха, что многократно подтверждено результатами региональных выборов.
Соперники Лебедя (включая Романова), по сути, не более чем региональные хозяйственники, ни за одним из которых нет политического мифа, сопоставимого с мифом о Лебеде.
Для того, чтобы вырастить в массовом сознании мифологический образ политика, одних лишь денег мало: нужно время, технологии и специалисты по мифотворчеству. Любые попытки сбросить с пьедестала мифологизированного политика, каким был, например, Ельцин на рубеже 90-х годов, весьма затруднительны: и увольнение из ЦК, и купание под мостом только укрепили правильно сконструированный миф.
Со времени последнего ухода Лебедя в тень после президентских выборов, "под него" и его команду было написано большое количество книг включая экономическую теорию и даже суррогат идеологии - "Идеология здравого смысла". Над написанием этих книг трудился целый коллектив специалистов. В ходе работы были умело использованы многие идеологемы, ранее генерированные оппозицией - "третья сила", "третий путь" и ряд других. (В Союзе писателей, к примеру, Лебедя активнейшим образом "раскручивает" Петр Проскурин.)
Более того, именно под Лебедя замыслен и реализован масштабный рекламный проект - создание популярного кинодвойника, наделенного положительными качествами, начисто отсутствующими у прототипа. (Речь идет об "Особенностях национальной охоты", который стал культовым фильмом.)
На выборах "невзрачным образам местных начальников" противостоит могучий образ генерала - "Патриота", "Десантника", "Героя Афганистана", "Спасителя Приднестровья", "Миротворца", "Твердой руки", "Покровителя военнослужащих и казачества" и прочее, и прочее.
Кроме того, за Лебедем - наличие общественно-политических структур с силовым уклоном, к которым он имел слабость всегда. В бытность секретарем Совбеза он даже пытался создать "Русский легион". Позже была создана откровенно военизированная "Честь и Родина". Есть сведения, что недавно к генералу перешли несколько сот красноярских членов РНЕ.
Сегодня Лебедь - претендент, наиболее подготовленный к вялотекущей гражданской войне, к ведению "политики иными средствами". Практически не скрывается "торговля страхом" и ориентация на силовой потенциал, который может быть задействован уже сегодня...
Что будет после победы Лебедя на красноярских выборах? Он автоматически станет одним из фаворитов на выборах 2000 года. Но в любом случае, даже проиграв эти выборы, он (теоретически) может, дистанцировавшись от Москвы и разрезав страну надвое, инициировать гражданскую войну, как это уже было в 1918 году.


Правительственный кризис

ОЧЕРЕДНОЙ ВИТОК УТОПИЧЕСКИХ РЕФОРМ
(Взгляд из США)

Внезапное увольнение министерского состава президентом Ельциным вызвало удивление и даже гнев среди сторонников "реформаторов". Однако, если отнестись серьезно к очевидной разрухе экономики РФ, то следует отметить, что ни в одном государстве мира подобное правительство не продержалось бы и месяца. Здесь, конечно, не идет речь о министрах обороны, внутренних дел или культуры - эти ведомства, и другие им подобные, не определяют сегодня "большой" политики РФ. Проблемы прежнего правительства РФ сосредоточены в экономической и геополитической области.
Сторонники "либералов", как на Западе, так и в России, приписывают увольнение своих кумиров разным экзотическим причинам. Меньше всего этот лагерь желает обратить внимание на мотивировку, выдвинутую самим увольняющим - Ельциным: отсутствие новых идей и динамичного решения возникших задач. А это определение верно. Проблема "либеральных реформаторов" в том, что они выполнили свою программу, но она оказалась тупиковой. Та экономическая разруха, которая грозит полным обвалом общества, является закономерным последствием второго, после марксизма, утопического эксперимента, проведенного над Россией за последнее столетие.
У Чубайса-Немцова новых идей не имелось по той же причине, что и у брежневского Политбюро: утопия привела в тупик.
Заявление, что "львиная доля" министров вернется к должностям в новом правительстве, не может быть серьезным. Дело в том, что увольнение министров произошло из-за недостатков конкретных личностей, прежде уже не раз перемещавшихся на министерских должностях. Следовательно, возвращение большинства этих лиц в правительство (возможно, с новыми портфелями) противоречит объявленной мотивировке увольнения. Если же уволить надо было одного, двух или трех министров, то нечего было увольнять все правительство.
Если действительно требуются новые люди, то прежним возврата нет. За немногими исключениями, но никак не в масштабе "львиной доли".
Хозяйственный кризис России, общая сущность и последствия которого, по-видимому, мало кем полностью осознаны, вызван именно политикой "либеральных реформаторов" закономерно не способных исправить свои ошибки, ибо даже в самом благоприятном варианте они иного пути для реформ просто не знают.
Вот, вкратце, основные "мероприятия" последних лет.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ЦЕН. Ценообразование в СССР было процессом искусственным, происходило в условиях товарного голода и не реагировало на динамику "спрос - предложение". Внезапный отказ от централизованного ценообразования, без демонтажа региональных торговых монополий (как розничной, так и оптовой) вызвал немедленную гиперинфляцию, связанную не с обычными причинами (избыток денег в обращении, или даже товарный дефицит), а в основном - с ничем не сдерживаемой жадностью новых, "освобожденных" ценообразователей, снабженцев "на местах", использовавших психоз товарного голода для собственного обогащения. Получился не рынок, а спекуляция - не допускаемая ни в одном хозяйстве мира.
ПРИВАТИЗАЦИЯ. Идея приватизации зародилась в экономической политике М.Тэтчер. Но в Англии, где эта программа изобретена, никогда не исчезал сектор частного хозяйства в экономике. Действует полноценная инфраструктура коммерческого права, кредита, налогов, учета, механизмы ценообразования и т.д. Сама проблематика приватизации в РФ, после десятилетий пропаганды, определявшей частное хозяйство как преступление или по меньшей мере аморальное явление, имеет очень сложные аспекты для психологии общества. Приватизация должна была проводиться с максимальной прозрачностью и обеспечивать ощутимое участие в ней наибольшего числа жителей России. Вместо этого, были проведены многочисленные операции, по своему оформлению допускающие обвинения в краже (обоснованно или нет, не важно). Приватизация приобрела облик такого же произвола, что и национализация имущества три поколения тому назад, в первые годы советской власти. В результате приватизации образовался немногочисленный слой нуворишей, разбогатевших не вследствие труда, бережливости или изобретательности, а благодаря связям, спекуляции, случайностям, а также преступной деятельности. Более того, нувориши, получившие имущество внезапно и не по заслугам, в своем большинстве не обладают традицией рационального использования этого внезапного богатства; приватизированное имущество теряет функцию производящего элемента российского хозяйства: то есть, приватизация стала своеобразным костром, на котором сгорают производящие мощности страны.
КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ РУБЛЯ. Т.н. "свободная конвертируемость рубля", проведенная с такой же поспешностью и экономической неграмотностью, что и "освобождение цен" и "приватизация", только облегчила утечку капитала из России за границу (где этот капитал пошел в употребление, укрепляя и далее развивая хозяйства стран, конкурирующих с Россией). Между тем, как "реформаторы" РФ гордо указывали на приток нескольких миллиардов долларов иностранных инвестиций в российскую экономику, в 30 (!) раз большая сумма российских капиталов утекла из страны, и вероятно уже никогда в нее не вернется. Более осторожная политика валютного обмена рубля в течение переходного периода также помогла бы избежать катастрофы платежного кризиса: как известно, благодаря нерациональной политике валютной конвертируемости, рублевые фонды, предназначенные для оплаты задолженностей (в том числе и зарплаты) "прокручиваются" в валютных спекуляциях.
БАНКОВСКАЯ ПОЛИТИКА. В нормальном хозяйстве банки - узлы накопления и распределения капитала. В России банки, кстати, были впервые учреждены Императрицей Елизаветой (ц. 1741-1761) дочерью Петра Великого, по проекту графа Петра Шувалова - это событие, вопреки марксистской пропаганде, следует считать началом современного "капитализма" в России. Перед революцией в России имелось около 25.000 точек банковского и финансового обслуживания, из них почти 900 - учрежденные сельскими обществами. Операции банков регулируются во всех странах и прозрачны для правительства. "Рыночные реформы" создали банки, в основном занимающиеся денежной спекуляцией или краткосрочным кредитом под ростовщические проценты, в России запрещенные еще св. великим князем Владимиром Киевским (крестителем Руси) более 1.000 лет тому назад. Такая "банковская система" не только не выполняет своей макроэкономической функции, но и тормозит нормализацию хозяйства, которая может выразиться в сокращении баснословных, неподотчетных барышей.
БАРТЕР. Следствием безграмотной денежной и финансовой политики, денежный оборот в хозяйстве сократился, по данным Госкомстата, на 70%. Появился натуральный товарообмен, прикрытый не всем понятным английским словечком "бартер" (т.е. обмен). "Спад инфляции", которым так гордятся "реформаторы" (хотя рост цен продолжается на уровне, не допустимом для настоящего хозяйства), связан и с тем, что экономика России на 70% демонетаризирована, работает на натуральном товарообмене. Если торговля - безденежная, то в ней отсутствуют цены; а если цены отсутствуют, то нет и их роста - инфляция может стать даже нулевой. Но бартерное хозяйство не поддается учету и налогообложению; при бартере невозможны капиталовложения; бартер - форма торговли, исчезнувшая из "большого мирового хозяйства" несколько тысяч лет тому назад. В развитых государствах только после тяжелых общественных кризисов (например, в послевоенной, побежденной Германии) действовал бартер, в течении короткого срока, не более двух лет.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. В свете вышесказанного не будет удивительным замечание, что политика инвестиций уволенного правительства отличается утопичностью и некомпетентностью. Особенно выделяется "хватание за соломинку" иностранных вкладов в российское хозяйство. Для обеспечения только 1 миллиона рабочих мест в современном производстве требуется 100 миллиардов долларов - это половина ликвидных резервов Японии, второй по мощности экономики в мире. Иными словами, для того, чтобы получить даже скромный макроэкономический эффект (1 миллион новых рабочих мест в производящем секторе хозяйства) требуется, чтобы половина ликвидного капитала второй по размерам экономики мира была вложена в Россию. Ради привлечения несбыточных инвестиций сделаны беспрецедентные геополитические уступки и даже самоограничения суверенитета России.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. Под этим понятием подразумевается не только технология нормального хозяйства, но и законы, практика, учреждения, кадры специалистов. Инфраструктура СССР не соответствовала требованиям динамичной, рыночной экономики - в этом заключается одно из обстоятельств, определивших "перестройку". Но на этой неадекватной основе невозможно строить и "реформированное" хозяйство. А "реформы" были предприняты без подготовки нормальной инфраструктуры - это аналогично возведению крыши дома до того, как построены его стены.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Картина экономических провалов дополняется рядом серьезных, исторических промахов в международных отношениях. Для примера следует упомянуть начавшееся распространение НАТО на восток, о котором руководство этого пакта говорит как о "первой" из нескольких фаз. Дипломаты РФ не сумели своевременно противодействовать этому процессу, например, формированием общественного мнения в Польше, Чехии и Венгрии против такого расширения. Полагаясь на совершенно ошибочную оценку намерений и интересов США, руководство внешней политикой РФ потеряло время для развития и выполнения дипломатических инициатив, которые могли замедлить или даже предотвратить заведомо враждебный России процесс экспансии НАТО к рубежам страны.
К чему привели эти "ошибки"?
Еще в 1994-м году, в разгар "приватизации", влиятельнейшая американская деловая газета "Уолл Стрит Джорнэл" писала, что в России установился режим "клептократии", что по-гречески означает "правление воров". Если кто-то в России думает, что после таких, оснащенных фактологией анализов, серьезные иностранные менеджеры капитала будут делать существенные инвестиции в экономику РФ - то они или наивны, или лишились разума.
Были ли возможности избежать ошибок?
Без сомнения - были. Можно рассказать об одной, непосредственно автору этих строк известной. В конце 1991 г. я послал письмо Б.Н.Ельцину с предложением своих знаний и опыта в проведении реформ. Вопреки ожиданиям, был получен ответ и в мае 1992 года, прислан для отзыва черновик "Среднесрочной программы" (тогда еще гайдаровской команды). В то время опытному аналитику уже был виден в общих чертах результат гайдаровских "реформ". Черновик был не программой, а набором галиматьи, очевидно составленной из плохо переведенных обрывков концепций, предложенных иностранными советниками "первой волне" реформаторов. В ответ на эту околесицу я написал необидную критику, и около 70% альтернативной программы, представляя ее в виде "дополнения", чтобы не задеть самолюбие "пламенных рыночников". В своем анализе я в общих чертах предсказал тот кризис, который наблюдается сейчас, и предложил ряд превентивных мер. Анализ был доставлен "реформаторам", которые ответили на него полным молчанием (меня не удивившим - различие в подходе к реформам было принципиальным).
А вот, что теперь заявляют спонсоры Гайдара, Чубайса и Немцова из МВФ и родственных ему учреждений. Лондонский институт исследования правительственной политики (Institute for Public Policy Research) считает что частичная вина за кризис в России лежит на теориях "шоковой терапии" т.н. "нео-либерального" учения в экономике, использованных Е.Гайдаром. В конце 1997-го года этот исследовательский центр заявил, что "фундаментально ошибочное качество концепции шоковой терапии заключалось в игнорировании ею строительства учреждений, эффективного управления корпорациями, развитие и применение законов, необходимых для рыночной экономики, создание современной и эффективной управленческой системы, развитие соответствующей социальной политики..." Руководящий директор МВФ, М.Камдессю, в интервью газете "Файненшл Таймс" 10 января 1997-го года сказал в отношении России: "Никто не сознавал истинную глубину коллапса всех административных структур". Здесь, конечно, г. Камдессю ошибается, заявляя "никто". Пишущий эти строки в белом зарубежье еще в конце 1991-го года был далеко не единственным человеком, реально оценивавшим проблемы российской хозяйственной инфраструктуры. Но МВФ, конечно, этого не знал, ибо не знал сути СССР, как не понимает и Россию. Но Гайдар - "доктор" экономических наук, "на месте", знал?... В этом примере невежества и некомпетентности отражается вся проблематика "реформ" в России, и специфические недостатки уволенного теперь правительства.
Что дальше? Надо исправлять ошибки "реформаторов". Как видно из вышесказанного, эти промахи фундаментальны, поэтому исправление должно быть таким же. Особенно важно установление порядка и обязательной для всех личной ответственности перед законом - принципов, по сути, попранных еще революцией в 1917-м году. (Показательно, что в России даже сегодня, Ельцин ставит вопрос о "продолжении реформ", отвечая на него положительно.) Иного пути у России нет; не столько потому, что нормальное, развитое хозяйство просто необходимо, а потому, что в годы коммунистической утопии Россия потеряла почти весь XX век. А теперь, благодаря утопизму "пламенных реформаторов" стоит под угрозой потерять и XXI век.
...
Если действительно в правительстве примут участие новые люди, то на какой-то короткий срок у нового правительства будет немного больше кредита доверия в обществе, чем у обанкротившихся Чубайса-Немцова. Могут ли эти "новые люди" быть, например, Явлинским, которому так давно и очень хочется? Не думаю. Не надо забывать, что Явлинский был членом группы, совершенно серьезно предложившей программу реформ "500 дней" - вряд ли он стал умнее за эти годы. В общем, существенной разницы между Немцовым, Явлинским и Чубайсом нет; привлечение таких кадров в правительство будет означать только скорую необходимость снова менять его состав, может, уже через несколько месяцев. Участие представителей ЛДПР, с их клоунским лидерством тоже несерьезно. Политики КПРФ, как ни старайся, не смогут преодолеть своих идеологических родимых пятен.
Есть еще один ресурс, пока для России теоретический - это некоторые представители русской белой диаспоры. Но для нынешнего состояния умов большинства российского политического "эстаблишмента" иметь дело с "белогвардейцами" - неловко: классовая ненависть и гражданская война глубоко запустили свои корни в сознание российских политиков. А тем временем общественный обвал может начаться в любую минуту, и на карту будет поставлено не просто будущее "реформ", но само существование России.

Владимир Беляев (Сан-Франциско)


Социум

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В 1988-1990 И 1996-1998 ГОДАХ В МОСКВЕ

Положение дел в 1988-1990 годах

В то время положение дел в Москве не отличалось столь разительно от ситуации во всем СССР, как отличаются сегодня условия существования Москвы и Российской Федерации. Москва была столичным городом с соответствующим статусом и материальным обеспечением. Средств на нее расходовалось значительно больше, чем на другие города и регионы страны, однако разница была не столь разительна, как сегодня. Кроме того на социальное положение москвичей оказывало наличие в Москве большого количества фундаментальных и прикладных НИИ, работавших на оборону, космос и ядерную программу, а также многих оборонных заводов, бывших к тому же головными предприятиями НПО и даже отраслей. Работавшие на этих предприятиях люди вполне заслуженно получали за свой несравненно более сложный и качественный труд значительно большее вознаграждение и льготы.
Жизненный уровень москвичей, как и остальных жителей СССР в течение 1988-1989 годов продолжал расти не смотря на наметившиеся кризисные явления. Среднемесячный заработок в Москве составлял примерно 280 рублей, что было лишь незначительно больше общесоюзного и значительно уступало заработкам в районах Севера. Эти доходы обеспечивали москвичам весьма высокий жизненный уровень. Так, по данным ООН, граждане СССР находились на седьмом месте в мире по уровню потребления продовольствия, а москвичи имели возможность питаться лучше остальных советских людей.
Немаловажное значение на жизненный уровень населения оказывали сбережения, в особенности у пенсионеров, процент которых в Москве был больше, чем по стране в целом. Нельзя сказать, что Москва не испытывала пресс экологических, демографических и прочих проблем, свойственных другим городам-мегаполисам, но эти проблемы с большей или меньшей степенью успеха решались.
Приход к власти Г.Попова и Ю.Лужкова создал противостояние между центральными управленческими структурами и Москвой. Это противостояние сознательно направлялось на обострение ситуации по всем векторам: экономическому, социальному и, самое главное, психологическому (восприятие обстановки). Положение москвичей к лету 1991 года было несколько хуже, чем тремя годами ранее. Наибольшее недовольство горожан вызывал наметившийся дефицит товаров, прежде всего продовольствия. Это произошло потому, что с 1988 года рост денежных доходов населения начал превышать товарную массу настолько, что центральным властям стало труднее покрывать образовавшийся разрыв между спросом и предложением. Проконтролировать же рост доходов правительству СССР стало значительно сложнее в связи с развитием кооперативно-предпринимательского движения. Неуклюжая попытка В.Павлова весной 1991 года привести покупательную способность населения в соответствие с возможностями государства только подлила масла в огонь недовольства.
Со времен 1963 года москвичи не испытывали на себе трудностей экономического характера. В результате, в августе 1991 года действия Ельцина встретили среди большинства москвичей молчаливое одобрение и иллюзорные надежды на то, что "жить станет легче, жить станет веселей". Насколько стало веселей, говорит такой факт: весной 1992 года, выступая по московскому телевидению с отчетом о "достижениях", Г.Попов с гордостью сообщил москвичам, что через три месяца реформ потребление мясопродуктов в Москве составило 900 тонн в сутки (против 1500 тонн в декабре 1991 года). Объективных данных по потреблению других видов продовольствия пока найти не удалось, однако известно, что производство хлебобулочных изделий на хлебозаводах резко упало. Реально потребление мясопродуктов после известных событий 1993 года составило 500 тонн в сутки, однако и эта цифра втрое ниже уровня 1991 года.

Положение дел в 1996-1998 годах

За короткий период новая власть добилась огромных изменений в экономической и социальной обстановке как в России, так и в Москве. К 1996 году объявленный объем производства в России составил 46% от уровня 1989 года, в Москве падение производства было приблизительно таким же, хотя официальный уровень безработицы не превышал 1,5%. Большинство предприятий либо закрыты, либо влачат жалкое существование. Распространенным явлением стали полупринудительные отпуска без содержания. Задолженность по зарплате значительно меньше, чем по России, но так же, как и в других регионах, имеет устойчивую тенденцию к росту. Несмотря на это, социальная напряженность в Москве значительно ниже, чем по стране. Это происходит потому, что 80% финансовых потоков идут через Москву. Это обстоятельство позволяет перераспределять часть банковской прибыли на подкуп отдельных групп населения. Криминализированные коммерческие структуры, вывозящие капиталы за рубеж, создают в Москве различные коммерческие предприятия, чаще всего торговые. Тем самым достигаются две цели: создается благовидное прикрытие их деятельности и появляются искусственные рабочие места. После "пира мелких лавочников" начала 90-х в Москве начался процесс концентрации капиталов. Количество людей со средними доходами сокращается, и довольно заметно. Уровень потребления продовольствия упал втрое по сравнению с советским периодом.
...
ЖИЛЬЕ. Вроде бы положение дел не столь плохо. В последние два-три года в Москве сдаются в эксплуатацию примерно 3 миллиона квадратных метров. Но возможность нуждающимся получить эти метры очень мала. Подавляющая часть жилья стоит пустая в ожидании коммерческой продажи. Качество построенных в 90-е годы домов не выдерживает никакой критики. В течение последних месяцев два новых здания развалились, а в трех появились трещины, угрожающие целостности зданий.
...
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ. За последние годы значительно сократилось количество маршрутов наземного транспорта. Сократилось количество машин на маршрутах. Много автобусов и троллейбусов выработало свой ресурс, и не по одному разу. До трети водителей составляют "гастарбайтеры". Почти полностью заморожено строительство новых линий метро. Обновление подвижного состава недостаточно. Только недавно начался ремонт эскалаторов.
...
ГОРОДСКИЕ КОММУНИКАЦИИ. Своевременной замены в нужных объемах не производится с 1991 года. В течение последней зимы прорывы теплотрасс и связанные с ними аварии в городских коммуникациях стали бичом города. Были, по меньшей мере, три крупные аварии в течение отопительного сезона (р-н Тишинки и бывший Киевский р-н). В середине февраля дважды из-за прорыва теплотрасс по две АТС не работали в течение недели. В конце февраля крупная авария на теплотрассе привела к остановке метро на Сокольнической линии. Поток техногенных аварий только начинается. Косвенно с ним связаны последние сильнейшие пожары.
...
ВОДОСНАБЖЕНИЕ. Потребности Москвы в питьевой и технической воде удовлетворяются на 73%. Ее качество обещает крупнейшую экологическую катастрофу в ближайшие годы. Пить воду из-под крана не рекомендуют уже сейчас. Причина - загрязнение и фактическое уничтожение водозаборов. Для их очистки и восстановления необходимо 10 лет и огромные затраты. Группа экспертов ВС РФ обращалась в правительства России и Москвы с предложением осуществить хотя бы проект временного решения проблемы. Предлагалось строительство водопровода Молога-Москва (60 млн. долларов и 1-2 года работ), однако мэр Москвы не проявил интереса к столь важному вопросу.

Особенности субъективного восприятия обстановки жителями города на фоне применения новых политических технологий

Положение критическое, но в 1996 году Лужков получает 90% голосов на выборах мэра. Ельцин - более 75% на президентских выборах. Как это могло случиться? С точки зрения здравого смысла, этого не может быть. Почему? Современные политические технологии позволяют оказывать на людей воздействие, в результате которого определенное количество (25% от числа избирателей) хотя бы кратковременно, на момент выборов действует вопреки не только логике и здравому смыслу, но и своим классовым и даже личным интересам.
Технологии эти разрабатываются давно и являют собой составную часть доктрины "войн нового поколения". Их применение возможно как для внутреннего потребления, так и для ведения войны в новой форме против внешних противников.
Формы воздействия на людей, в отличие от предыдущих методов войны, можно назвать всеобъемлющими. Если раньше противника старались уничтожить физически, обмануть или запугать, то сейчас воздействие идет на всех возможных уровнях восприятия, как сознательного, так и подсознательного. Нападение осуществляется через все доступные каналы поступления информации.
Необходимым условием для этих технологий является наличие развитой информационной и коммуникационной системы в государстве, против которого ведется борьба, а также наличие высокообразованного населения.
Благоприятной почвой для них является наличие кризиса в стране, подвергающейся нападению. Одним из важнейших факторов успеха должна быть неспособность руководства страны и общества понять возможность данной угрозы в такой форме. Однако по мере разрушения инфраструктуры государства, происходит процесс постепенного снижения эффективности воздействия и сужение поля действия упомянутых технологий. В конкретных условиях Москвы не следует рассчитывать в ближайшее время на то, что воздействие прекратится само собой, хотя многие отдаленные регионы России уже вышли или выходят из сферы их воздействия.
...В целом, ситуация в Москве не может быть признана абсолютно безнадежной ни сегодня, ни в ближайшем будущем. Возможности для противодействия новым политическим технологиям есть, и свидетельствуют об этом... результаты выборов 1996 года. Население Москвы, находившееся на протяжении последних лет под прессом тотальной обработки, как политической, так и эмоционально-психологической, в значительной степени проголосовало против Ельцина, как знаковой фигуры. К 842 тысячам голосовавших за кандидата от оппозиции можно смело приписать голосовавших против всех (около 200 тысяч). Имея такое количество сторонников, которые смогли сделать свой выбор в условиях информационно-психологического давления, любая полноценная оппозиция могла бы за эти два года если не свалить режим, то взять его за горло. Однако люди, входящие в организованную оппозицию и в особенности их руководство показали себя хуже своих фактических и потенциальных сторонников.


В Госдуме РФ

К ВОПРОСУ О НАРУШЕНИЯХ, ДОПУЩЕННЫХ БАНКОМ "СБС-АГРО" В ХОДЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ФОНДА ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ АПК В 1997 ГОДУ

(По материалам парламентских слушаний о ситуации в сельском хозяйстве)

Одно из вопиющих нарушений банка "СБС-Агро" - перевод средств из фонда льготного кредитования, выделяемых Агропромбанку, в свои дочерние структуры и последующее списание задолженностей на баланс Агропромбанка. Так, "СБС-Агро" выдал кредит своему дочернему банку "Золото-платина банк" на 10 млрд. рублей.
По данным департамента финансов Минсельхозпрода, также известно, что около 900 млрд. рублей спецфонда осталось не розданными, что говорит о низкой эффективности работы банка, не сумевшего освоить выделенные средства.
Нормативными актами предусмотрено целевое использование средства фонда. Однако "СБС-Агро" передал средства предприятиям, не входящим в АПК, в таких областях, как Тверская, Калужская, Курская, Рязанская и ряде других. В качестве примера можно также привести выданный кредит на 800 млн. рублей предприятию "Тамбовнефтетранс".
Нормативными актами предусматривалось, что филиалы банков-агентов возвращают неиспользованные средства на централизованный счет в Центральном банке. Однако "СБС-Агро" не осуществил возврата из Самарской области (5,3 млрд. рублей), из Калининградской области (6,7 млрд. рублей). Где находились эти средства, неизвестно.
Согласно условиям обслуживания фонда льготного кредитования АПК, банки-агенты были обязаны переводить средства заемщикам в месячный срок. Между тем "СБС-Агро" допустил задержки: в Кемеровской области - 78 дней, Вологодской - 76, Саратовской - 75, Оренбургской - 62 дня.
По данным департамента финансов Минсельхозпрода, банкиры предъявляли слишком жесткие требования к оформлению кредитных договоров, что сильно затрудняло их получение. В результате средствами спецфонда воспользовались только около 10 тыс. хозяйств (всего в отрасли их более 27 тыс.).
В ходе обслуживания фонда льготного кредитования в 1997 году банк "СБС-Агро" кредитовал не только конечных производителей сельхозпродукции, как предписывалось условиями использования фонда, но и ряд местных администраций. Так, администрация Самарской области получила кредит в 100 млрд. рублей, Краснодарского края - 20 млрд. рублей, Хабаровского края - 30 млрд. рублей.
В вину "СБС-Агро" может быть также поставлено льготное кредитование только крупных сельхозпроизводителей и игнорирование фермерских и "мелких" хозяйств. Так из выделенной квоты фермерским хозяйствам в 180 млрд. рублей, им досталось только 14 млрд. рублей или менее 8%. В особенно тяжелом положении оказались начинающие индивидуальные фермерские хозяйства, не получившие ничего.
В нарушение условий конкурса на санацию Агропромбанка, банк "СБС-Агро" провел незаконную эмиссию акций Агропромбанка. В результате 24,5% пакет акций Агропромбанка, находящийся в залоге у государства как гарантия выполнения банком СБС своих обязательств по стабилизации финансового положения Агропромбанка, был "размыт" и государство теряет блокирующий пакет акций. Сохранение такого пакета возможно только при вливании дополнительных бюджетных денег, которыми государство в настоящий момент не располагает.
...
На основе перечисленных выше фактов можно сделать вывод о том, что в результате манипуляций банка "СБС-Агро" средствами фонда льготного кредитования АПК было разбазарено более 2 трлн. рублей бюджетных средств.


О НЕВЫПОЛНЕНИИ ПОКУПАТЕЛЯМИ ГРУППЫ "МЕНАТЕП" (АОЗТ "МАЛАХИТ", АОЗТ "ЛИТМЕТ" И ДР.) ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ПО ДОГОВОРАМ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПАКЕТОВ АКЦИЙ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА (РФФИ)

Российский фонд Федерального имущества и АОЗТ "Малахит" по результатам инвестиционного конкурса заключили договор купли-продажи пакета акций на инвестиционном конкурсе ╧ 1.11.3/647 от 04.10.94 г.
В соответствии с указанным Договором АОЗТ "Малахит" приобрело 899403 шт. акций АО "Волжский трубный завод" (ВТЗ), что составляет 40,66% от уставного капитала, с условием внесения инвестиций в размере 146 миллиардов рублей.
...В течение 1995 года инвестиции не поступали. Указанные суммы на цели, предусмотренные Инвестиционной программой мероприятий, не направлялись. Векселя к оплате не предъявлялись. Предприятие... поставлено на грань банкротства.
Проводимая группой "Менатеп" политика в сфере приватизации позволяет утверждать, что реальные инвестиции никогда не дойдут до производства. Примеров этому существует великое множество.
Российским фондом федерального имущества с АОЗТ "Литмет", одним из предприятий группы "Менатеп", был заключен договор купли-продажи пакета акций на инвестиционном конкурсе, в соответствии с которым АОЗТ "Литмет" приобрело пакет акций АО "Новокузнецкий алюминиевый завод" в количестве 559600 штук, с условием внесения инвестиций в размере 495 миллиардов рублей.
Инвестор внес первоначальный взнос с нарушением сроков внесения инвестиций. Остальные инвестиции не внесены, в связи с чем эмитентом частично внесенные инвестиции были возвращены.
...
Аналогичная ситуация сложилась и на других объектах, приобретенных группой "Менатеп", в частности:
- на Московской ситценабивной фабрике;
- на одном из градообразующих предприятий Ставропольского края АО "Ставропольполимер";
- на АО "Челябинский цинковый завод";
- АО "Холдинговая компания "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс";
- Московском НИИ АО "НИИ по удобрениям и инсектофунгицидам".


Экономика

О РЕЗЕРВАХ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

Одновременно с предоставлением в Государственную Думу поправок Правительства к проекту закона "О бюджете на 1998 год", депутатам была роздана информация о законности использования средств федерального бюджета за 9 месяцев 1997 года, в которой указывается на резервы увеличения доходной части бюджета на 1998 год. Есть смысл обратить внимание на некоторые источники (цифры указаны в масштабе цен до деноминации):
1. Доходы от приватизации госсобственности. В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, определены в сумме 8125,5 млрд. рублей.
В проекте закона "Об утверждении Государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации" заявленная в прогнозных перечнях суммарная прогнозируемая начальная цена по 61 предприятию и акционерному обществу составляет 52388,8 млрд. руб., т.е. на 44263,3 млрд. руб. больше (в 6,5 раз) бюджетного задания.
Разница в 44,2 трлн. рублей может быть учтена в доходной части бюджета на 1998 год.
2. Доходы по отмене льгот по начислению дивидендов на пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности, и повышения ответственности представителей государства в органах управления акционерных обществ. Федеральный бюджет может дополнительно получить 7-10 трлн. руб. Это равнозначно запланированному годовому доходу на 1998 год от продажи государственного имущества.
РАО "Газпром", в 1996 году, имея чистую прибыль в размере 33,2 трлн. руб., начислило на федеральный пакет в 40% дивидендов сумму всего 189,0 млрд. руб., т.е. чуть больше 1,4% от чистой прибыли, приходящейся на этот пакет. Реально же было перечислено в доход государства всего 20,0 млрд. руб., т.е. 0,15 процента.
РАО ЕЭС России (чистая прибыль 8,37 трлн. руб., федеральный пакет - 51%), НК "ЛУКОЙЛ" (3,84 трлн. руб. и 21,96%, соответственно) и целый ряд других крупных акционерных обществ не перечислили дивидендов вообще.
Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть". Все дивиденды по акциям компании и ее дочерних обществ, закрепленным в федеральной собственности, остаются в распоряжении компании.
Доходы, полученные от улучшения "собираемости" арендной платы и увеличения доходов от деятельности Центрального банка РФ в части управления пакетами акций банковских учреждений, закрепленными в федеральной собственности.
3. Определение реальной стоимости приватизируемых предприятий и пакетов акций, принадлежащих государству.
Расчеты, проведенные Счетной палатой Российской Федерации на основании материалов, предоставленных Мингосимуществом России показывают, что прогноз начальной цены продажи пакетов акций ОАО "Ижмаш" занижен на 518,0 млрд. руб., "Транснефть" - на 15000,0 млрд. руб., ОАО "Эльдаг" - на 43,0 млрд. руб., ОАО "Нижегородский машиностроительный завод" - на 150,0 млрд. руб., ОАО "Аэрофлот" - на 610,0 млрд. руб.
Согласно прогнозным перечням, пакет акций, составляющий 25,5% уставного капитала ОАО "Аэропорт Внуково" и пакет акций, составляющий 51% его уставного капитала, по состоянию на 1 июля 1997 года в 3 раза больше балансовой стоимости основных фондов ОАО "Аэропорт Внуково", степень их износа, соответственно - 8,5% против 53,5%, фондоотдача - 1,5 рубля против 23 копеек.
Начальные цены акций ОАО "Аэрофлот" и ОАО "Аэропорт Внуково", рассчитанные по "Временной методике определения начальной цены продажи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации" составляют, соответственно, 1178,0 рублей и 2605,0 рублей. То есть начальная цена акций, назначенная Мингосимуществом России по ОАО "Аэрофлот" ниже рассчитанной по методике в 1,5 раза, а начальная цена акций ОАО "Внуково" - выше в 10,2 раза, что подтверждает недостоверность прогноза начальных цен.
Вызывает сомнения обоснованность установления Мингосимуществом России начальной цены продажи 6,6% акций ОАО "ЛУКОЙЛ" в 6000,0 млрд. руб., а 96% акций ОАО Нефтяная компания "Роснефть" - в 5400,0 млрд. рублей.
Вывод. По данным Счетной палаты общая сумма доходной части федерального бюджета на 1998 год могла быть увеличена примерно на 110-140 трлн. рублей при условии достаточного государственного регулирования и реализации мер по эффективному управлению государственным имуществом.


Международные профсоюзы

О МЕЖДУНАРОДНОЙ КАМПАНИИ В ПОДДЕРЖКУ РУССКИХ РАБОЧИХ

Б.Ельцин, вероятно, не знаком с международной кампанией в поддержку русских рабочих.
...В ходе этой кампании уже подвергнуто сомнению решение журнала "Евроденьги", представившего Чубайса "лучшим банкиром года" - года, ужасного для жизненного уровня многих русских.
...Несмотря на многочисленные заявления российских должностных лиц о том, что долги по заработной плате погашены, это не соответствует действительности. Наша информационная кампания вынуждена констатировать это.
...Финансовые рынки были ошеломлены сообщением об отставке правительства в Москве. Это сообщение пришло за три дня до встречи Ельцина, Коля и Ширака. Однако перенос этой встречи в Москву, по нашим данным, связан не со здоровьем Ельцина, а с массовыми забастовками и демонстрациями, которые планировались в Екатеринбурге.

Джим Каттерсон (Брюссель, 23 марта 1998 г.)

...
Информационная кампания, проводимая международными профсоюзными структурами, в скором времени будет расширена за счет создания сетевого радио и телевидения. Их отличительной особенностью станет отсутствие тенденциозной информации, столь характерной для господствующего в эфире телевидения и радио.
Данные структуры находятся в процессе создания. Их постоянные адреса в сети будут следующие:

http://www.freespeech.org/ramfiles/mar23.ram (видеоканал)
http://www.freespeech.org/ramfiles/mar23audio.ram (радиоканал)

Джой Мэнли (http://www.freespeech.org/)

__________
(РОПИ)

∙ Рубрика ∙  Вверх