Экономика
О ГРЯДУЩЕЙ ТЕХНОГЕННОЙ КАТАСТРОФЕ В РОССИИ
Энергетика России, несмотря на общую катастрофическую ситуацию в промышленности, до недавнего времени держалась. Тем самым оберегалась база для прорыва из кризиса, для возможного преодоления общей депрессии. Сохранялись кадры, обновлялись и даже наращивались мощности.
Немалый вклад в политическую стабилизацию внесли сравнительно низкие энерготарифы для населения. В январе 1997 года жители России платили 1,45 цента за 1 кВт/ч, а Канады - 6 центов, США - 8,4 цента, Германии - 20,2 цента. Промышленные потребители в России и сегодня платят за электроэнергию в 1,5-2 раза меньше, чем предприятия Германии, Японии, Франции, США.
И это несмотря на то, что общее энергопотребление сократилось в стране настолько, что, например, зимой (то есть в дни, когда по чисто объективным причинам нагрузка наибольшая) напряжение в сетях падало до уровня электропотребления в часы первомайской демонстрации 1989 года.
Однако с прошлого года начались просчеты в определении энергетической политики. Например, было ужесточено требование отключать от энергоснабжения предприятия, не платящие за электричество. Так как все они уже давно находятся в режиме глубоких ограничений, речь идет о полном лишении их электроснабжения.
В случае реального ограничения на поставки электроэнергии и газа большинство городов и поселков России, в которых проживает до 40% ее населения, придется буквально "гасить". Ведь они подключены к градообразующим предприятиям, имеющим громадные долги перед энергетиками. Захотят ли люди безропотно вымирать, подадутся ли обратно в деревни, где жили их предки или же попытаются решить свою судьбу таким же способом, как в 1917 году?
Полное отключение должников проблематично осуществить чисто технически, ведь когда создавалась промышленность страны, во главу угла ставилась не финансовая (в ее нынешнем понимании), а техническая целесообразность. Поэтому отключение многих объектов невозможно просто потому, что на одних и тех же проводах "висят" самые разные организации. Когда не так давно глубоко ограничили по электроэнергии один из рыбинских заводов, то вместе с ним "случайно" отключилось и имеющее электропитание от заводской подстанции подразделение противовоздушной обороны.
Этот факт хорошо иллюстрирует то обстоятельство, что последствия полного отключения производств, без коренной реконструкции электросетей, трудно предсказать. А реконструкция такого рода требует колоссальных финансовых затрат, ведь, например, только в одном областном районе она обойдется минимум в 140 миллионов (новых) рублей.
Сегодня у подавляющего большинства потребителей, включая все бюджетные организации, денег нет. Сбор их у должников не покрывает прямой потребности даже в оплате труда энергетиков. В Ярославской области на расчетный счет недоимщика АО "Ярэнерго", открытый во исполнение Указа Президента РФ №1212 от 18.08.1996 г., поступило в сентябре 1997 года 4,7%, в октябре 4,89%, в ноябре 6,63%. Такой порядок поступлений сохранится еще долгое время. Схожая ситуация в других регионах. Иначе и быть не может - долги предприятиям за уже выполненную работу достигли астрономических сумм, которые состоят не только из зарплаты. В результате предприятиям невозможно расплатиться деньгами ни с энергетиками, ни с газовиками, ни с бюджетами всех уровней. Цепочка взаимодолгов вызывает кризис платежей, от которого Центральная Россия вот-вот опустеет, как после нашествия Батыя. Кто виноват в том, что например, по налогам в Федеральный бюджет "Ярэнерго" задолжал 55 миллиардов рублей, а в местные бюджеты 38 миллиардов. Пени и штрафы по этим долгам достигли 140 миллиардов. В свою очередь бюджеты всех уровней должны "Ярэнерго" свыше 206 миллиардов рублей. Штрафов по своим долгам энергетикам бюджеты не платят, но все равно, как констатируют ярославские законодатели, "бюджеты всех уровней неспособны погасить накопившиеся собственные долги перед топливно-энергоснабжающими организациями, а при сохранении финансовой политики неизменной неспособны в полном объеме оплачивать и текущее собственное потребление топлива и энергии".
Кто виноват в том, что предприятия были поставлены в такие условия, что их заставили перейти на бартер, который на 30-40% удорожает продукцию?
А теперь после того, как политика "модернизации" по рецептам МВФ потерпела полное фиаско, руководство страной пытается латать дыры, призывая к экономии, которая обойдется дороже самого безумного расточительства. Так, рекомендовано сократить потребление газа и перейти на резервный вид топлива - мазут. Но мазут дороже газа в 1,25 раза, а в утвержденных тарифах на энергию такое удорожание, естественно, не учтено.
Другой пример. Предлагается перевод промышленных предприятий на работу в ночную смену, куда их завлекают искусственно заниженным ночным энерготарифом. Но не учитывается то, что социальные и технические издержки намного превзойдут видимые преимущества. Да и они будут сведены на нет повышением тарифов на единицу электрической мощности, так как останется необходимость содержания всех электростанций в состоянии готовности, независимо от величины текущей рабочей нагрузки.
Под предлогом "большей рыночности" и, якобы, с целью снижения тарифов инвестиционная составляющая в тарифе на электроэнергию выведена из себестоимости в прибыль. Инвестирование по новой схеме должно идти после уплаты налога на прибыль, что приводит к увеличению тарифа на треть. Выходит, что эта "мера" приведет к повышению тарифов и еще более уменьшит реальные денежные поступления. После этого в энергетике последует полное прекращение обновления основных фондов, а так как российская промышленность и коммунальное хозяйство практически полностью зависят от централизованного электро- и теплоснабжения, техногенные катастрофы колоссального масштаба станут неизбежны. Не говоря об авариях на химических и атомных предприятиях, в случае срыва теплоснабжения (полностью зависимого от энергетиков) в первую очередь массово разморозятся внутридомовые системы отопления: батареи и стояки будут разорваны замерзшей водой. Это в небольших масштабах уже происходит. Но при крупной аварии такого рода быстро провести ремонтные работы в современных условиях нехватки средств невозможно.
Это человек может терпеть сколько угодно, а металл имеет предельную усталость, за порогом которой никакие телепередачи не действуют. Города наши были в массе своей построены в конце 50-х - начале 90-х годов. В них требует замены вся система жизнеобеспечения, ее выход из строя превратит Россию в лесистую пустыню с редкими деревнями, как это было лет этак 200 назад, когда население едва достигало 30 миллионов человек.
...Срок службы трансформаторов 25 лет, до четверти из них свой ресурс выработали и подлежат замене. Нормально металл котлоагрегатов, паропроводов, турбин должен работать где 100, а где 200 тысяч часов. На российских теплоцентралях этот рубеж давно перекрыт, наработка во многих случаях превысила 300 тысяч часов, поэтому все областные ТЭЦ находятся сейчас в состоянии непрерывного технического перевооружения. А оно требует немалых средств... Откуда их взять, если получаемая прибыль тратится для удовлетворения нужд узкого слоя нуворишей, разбогатевших на дележе общенародного добра?
Дабы не отпугнуть "электорат" авторы этой политики хотят остаться в стороне, а в роли палачей родных регионов должны оказаться руководители региональных энергосистем. Именно их попытаются сделать виновными за коллапс всей страны.
ПРИЧИНА КРИЗИСА НЕ В НЕЖЕЛАНИИ ДИРЕКТОРСКОГО КОРПУСА ВЫПОЛНЯТЬ ДИЛЕТАНТСКИЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ, А В САМОМ ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОГО РУКОВОДСТВА К ОСНОВЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
Именно сокращение производства увеличило реальные цены на электричество, так как снижено валовое потребления топливно-энергетических ресурсов, а при полной сохранности в работоспособном состоянии всех энергетических мощностей и некотором увеличении количества и мощности подстанций, протяженности линий электропередач и тепловых сетей произошло увеличение доли постоянной составляющей в затратах на производство, передачу и распределение энергии.
Первопричина кризиса в Российской промышленности в значительной степени связана с тем, что порочно было первоначально определенное стратегическое направление реформ, которое заключалось в том, что частный собственник, частный владелец будет действовать в интересах страны и народа более эффективно, чем государственный служащий. Если это мнение верно для мелкого и, отчасти, для среднего бизнеса, связанного с промышленностью так называемой группы "Б", производящей товары народного потребления, то, как явствует опыт российских реформ, смена формы собственности на крупных объектах группы "А" не приносит пользы ни народу, ни государству, а чаще всего наоборот, так как прибыль вкладывается не в инвестиции, а поступает в распоряжение весьма немногих владельцев предприятий, которые направляют ее либо на удовлетворение своих потребностей, либо переправляют за рубеж, где вкладывают в более выгодные проекты, чем российские производства.
Да к тому же, по данным представителей правоохранительных органов, 90% частного капитала в России имеет криминальную природу. Это не может не сказаться на общеполитической и экономической ситуации, заставляя общество тратить колоссальные средства не на созидательные цели, а на защиту от "внутреннего врага".
Правда, живущим в России не легче от осознания того, что их сгубил не злой умысел, а амбициозный дилетантизм.
Юрий Московский
СМИ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ПОСТАВЩИКОВ ИНФОРМАЦИИ (РОПИ)
Получила государственную регистрацию Межрегиональная Общественная Организация "Русское Общество Поставщиков Информации" (РОПИ). (Свидетельство о регистрации общественного объединения № 8669.)
В начале ноября 1997 года группой представителей СМИ было учреждено Русское Общество Поставщиков Информации (РОПИ). Для помощи в осуществлении регистрационных формальностей была привлечена одна из наиболее квалифицированных московских фирм, специализирующихся на этих вопросах. Несмотря на это, процесс получения государственной регистрации длился более двух месяцев. В этот период были преодолены: и "непонимание" регистрирующими инстанциями значения термина "поставщики информации"; и попытки исключить из устава РОПИ все, что способствовало бы эффективной работе с информацией, оперативности функционирования и развитию инфраструктуры для этого; и утеря сданных регистрационных документов.
В цели и задачи РОПИ входит объединение поставщиков информации и содействие формированию условий, способствующих свободной поставке информации и осуществлению мероприятий, направленных на всестороннее воспитание и интеллектуальное развитие личности, укрепление и расширение гуманитарных и экономических связей, поиск и внедрение новых форм сотрудничества между народами, проведение работ по развитию исторических и культурных традиций, содействие в профессиональной деятельности, а также в правовой и социальной защите граждан и общественных объединений - членов РОПИ.