Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень ╧ 2
Январь 1998 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации ╧ 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Политические технологии

ПРАКТИКУМ АППАРАТНОЙ ВОЙНЫ


СНГ

ПОИСК СОЮЗНИКА


Казахстан

СПРАВКА О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН


Таджикистан

ИЗ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА Б.ЕЛЬЦИНУ


Туркмения

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В ТУРКМЕНИИ


Экономика

О ГРЯДУЩЕЙ ТЕХНОГЕННОЙ КАТАСТРОФЕ В РОССИИ


СМИ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ПОСТАВЩИКОВ ИНФОРМАЦИИ (РОПИ)


Политические технологии

ПРАКТИКУМ АППАРАТНОЙ ВОЙНЫ

Многие беды русской оппозиции проистекают из-за неумения закрепиться на высотах власти. Даже те лидеры, кому обстоятельства позволили выделиться национал-патриотической риторикой на нижних этажах аппаратной пирамиды, - скажем, в Госдуме, не рискуют браться за рычаги управления, потому что в свое время пренебрегли аппаратным "самообразованием": кропотливым трудом по сколачиванию эффективной группы сторонников, - профессиональных администраторов-универсалов, одинаково пригодных для работы и в Госдуме, и в Минтопэнерго, и в Миграционной службе, и где угодно...
Зачастую в "командах" "вождей" уживаются достаточно бездарные сотрудники, топящие любое начинание в эмоциях, а также сомнительные субъекты, способные организовать разовые вливания наличности из полукриминальных структур в псевдопартийную кассу. Случайное финансирование через подставных лиц вяжет главу несостоявшейся "команды" сотнями невидимых пут, ставит в зависимость от прихотей своекорыстных попутчиков и в итоге окончательно лишает политических перспектив, - к вящей радости искушенных администраторов.
Однако сегодня обстоятельства диктуют жесткую необходимость прихода во власть новых политиков, тех, кто помимо митинговых речей об "антинародном режиме", антиамериканских заявлений по НТВ и "личном" участии в драках с ОМОНом, способен с успехом совмещать и исполнять обязанности зав. аппарата. Лишь надежное функционирование во власти деятелей нового плана (к ним сейчас, пожалуй, можно причислить лишь А.Лукашенко) может "выдавить" из властных структур исполнительной вертикали бывших цэковских и комсомольских перерожденцев.
Надо учитывать: то, что раньше презрительно квалифицировали "кабинетно-подковерной возней", сегодня переросло в один из видов информационной войны между аппаратными группировками, в которой побеждает та, где высок уровень целеполагания ее ведущих функционеров.
Что же такое аппаратная война? Это легальная борьба за право участия в распределении средств из госбюджета между конкурирующими сообществами чиновников, отражающими интересы промышленно-финансовых групп. Здесь оговоримся: безусловный приоритет в аппаратной войне отдается информации.
Если сбросить маски и повалить ширмы, поставленные СМИ, аппаратные структуры, укрепившиеся в Москве, отражают полярно противоположные имущественные запросы: к примеру, интересы отечественного капитала, которые зиждятся на крупном промышленном и добывающем производстве, или интересы транснациональных корпораций.
Узловое сплетение любой аппаратной группировки - осознанный, искренний коллективный интерес: носителями его являются неординарные личности, умеющие маскировать свою незаурядность под простодушной личиной (пример из учебника: когда в 1860-х годах под ширмой монархических эмоций престарелого императора Пруссии затевалось грандиозное объединение Германии, - которое в зародыше могла подавить Франция, - прямолинейными, бесхитростными, недалекими и всецело подконтрольными казались тогда великогерманские патриоты: канцлер Бисмарк, генерал Мольтке... Итог известен: к 1871 году французская "сверхдержава" скатилась на уровень рядовой европейской страны).
Сама жизнь устраивает предварительную проверку чиновникам-патриотам. Им самим - не из бюджетных средств или банковских подачек - приходится организовывать бесперебойное, надежное и вполне законное самофинансирование.
Финансирование - больной вопрос любой корпоративной группы. Ведь в масштабе страны аппаратные группировки обретают мощь и пользуются неоспоримым влиянием именно тогда, когда через них осуществляется распределение средств, вырученных за внутренний валовый продукт; еще более они усиливаются, внедряясь в информационные потоки иных, старых и новых аппаратных группировок, когда отслеживают чужое финансирование, чтобы в нужный момент пресечь его вовсе. (Вспомним неудачу ВС СССР в 1991 году: с виду бессистемное, но систематическое внебюджетное финансирование набиравшей мощь демократической оппозиции, организованное через "несерьезного" негенеральского вида Г.Бурбулиса, позволяло тщательно закамуфлировать его источники, пока СМИ трубили на весь мир о перенасыщении денежной массы, о банкротстве Центра, о "деньгах КПСС". Именно финансовый крах Народного фонда "Союз" предрешил и политический провал депутатской группы "Союз" ВС СССР, где сосредотачивалась антигорбачевская оппозиция. Нечто похожее наблюдалось и в 1993 году: на перекрестках пикетировали активисты ФНС, под чьи лозунги вставали простые честные люди, а на верхних этажах спокойно работали управление делами администрации президента и финансово-хозяйственное управление (ФХУ): чиновники и высокопоставленные депутаты ВС РФ даже тогда получали привилегий раза в три меньше, чем оборотистые "завлабы" со Старой площади и, естественно, требовали свое. Трагические события октября 1993 года стали кровавой развязкой конфликта аппаратных конгломератов, так и не договорившихся о равном доступе к государственному добру. Но истинная кулуарная кульминация случилась намного раньше, где-то в середине сентября 1993 года.
С конца 1980-х годов Россией управляют именно незаметные и не мелькающие на экранах руководители аппаратных групп, - двуликий цэковско-гарвардский Совмин, и уж вовсе не политики-однодневки.
Поэтому, следует говорить о двух основных правилах для "начинающих".
Первое. В четко отлаженной аппаратной группе, где функции и взаимозаменяемость в случаях острых ситуаций распределены до мелочей, истинную цель ее политической, государственной - на фоне общественной, озвученной на ТВ - деятельности, невзирая на огромный штат в сотни министерских или комитетских чиновников, могут знать не более 4 человек. В этот "пул" обычно включаются (хотя и тут возможны варианты): директор-распорядитель (министр, председатель комитета и т.п.), зам по АХЧ, один из первых замов, в ведении которого находится предмет и суть функционирования ведомства (нужен и другой первый, подставной) и зав. аппаратом. Только эти четверо обладают основным объемом информации, организуют ее внутреннее перераспределение. Часть информации, формируясь обычно в виде устных распоряжений или приеме неучтенных денежных поступлений, поступает мимо бухгалтерии во главе с главным бухгалтером. Следует помнить: финансовая подпитка из госбюджетных средств контролируется в первую очередь противостоящими ведомствами, да и по большому счету, на нее осязаемых перемен в стране не совершишь. В стороне от этого "совета четырех" остается и пресс-служба, импозантный руководитель которой лишь озвучивает обрывки информации, выставляющие всю деятельность ведомства и самой аппаратной группировки в выгодном свете. Причем каждый из этого "совета четырех" по взаимной договоренности контролирует те структурные подразделения, которые, в силу складывающихся обстоятельств, не имеют право знать полную достоверную информацию: отдел делопроизводства, ту же пресс-службу, бухгалтерию, правовое управление (структуру законодательной поддержки распоряжений и указов по министерству или комитету). Между тем, это вовсе не исключает возможность осознанных действий ведомства в целом: например, иным московским полубюджетным организациям средней руки в период массовых неперечислений по зарплатам, пособиям и пр. в 1997 году здорово помог простейший прием: в конце квартала или полугодия "личный состав" чиновников - от рядовых до высших - "дружно" не отвечал на телефонные звонки изголодавшихся абонентов с административной периферии - телефонные трубки поднимались лишь в случае, если чиновники звонили сами. Естественно, процент тех, кто на казенный счет мог добраться из магаданско-камчатских весей до столицы, начать прорыв через парадный подъезд или засесть в бюро пропусков был крайне невелик.
Второе. В аппаратной войне действует и другое правило, которого крайне трудно придерживаться, но от исполнения которого нельзя уклоняться, поскольку это быстро приведет к самоликвидации группы. Наиболее удачлива те аппаратная группировка, которая неукоснительно придерживается жесткого закона: попытки посторонних политиков (пусть даже очень известных) или оппонирующих структур вторгнуться в ее замкнутое информационное пространство должны компенсироваться ответными аналогичными действиями, обязательно вдвойне превышающими по эффективности уже понесенный ущерб. Только методами подавления можно сберечь, обезопасить и вовремя сбалансировать информационный поток о использовании ресурсов, подконтрольных ведомству.
Отнюдь не случайно нынешнее российское руководство ревниво воспринимает любые попытки создавать информационные базы данных даже в масштабе региона. Любопытная коллизия случилась в конце декабря во время последнего предновогоднего заседания Совета Федерации. В пресс-центре СФ организовали презентацию очередного информационного справочника "Официальная деловая Россия", подготовленного коллективом "Российских вестей" совместно с администрацией Саратовской области при личной поддержке губернатора Д.Аяцкова. Помимо самого Д.Аяцкова мероприятие почтил присутствием и один из ключевых чиновников президентской команды: начальник территориального управления администрации президента РФ С.Самойлов. Пока "элита журналистского корпуса" затеяла возню за бесплатные экземпляры, Д.Аяцков увлеченно и вполне искренне рассуждал о необходимости создать в России "свое информационное поле, в котором любая информация может быть предоставлена каждому крестьянину", и, подытоживая, заметил: "как будет доходить до самых до окраин идеология власти, и какова будет обратная связь с федеральным центром, зависит от нас." И тут же в пику ему Самойлов, вскользь признав, что справочник сегодня лучший в России, не без едкости сказал: "У нас, в территориальном управлении база данных в 60 раз больше." Этот аппаратный холодок лишний раз продемонстрировал: на Старой площади внимательно следят, куда и как утекает и где оседает реальная информация о "результатах" реформ в регионах.
Другой осязаемый пример попытки прорваться на чужое информационное поле. 1996 год. Успех в первом туре президентских выборов известного отставного генерала. Вокруг него вьются политические деятели с приставкой "экс". Влияние и значимость этой аппаратной группы возрастают до такой степени, что один из ближайших соратников удачливого кандидата в президенты проходит на должность начальника информационно-аналитического управления (ИАУ) СФ (по всей видимости, определенным финансовым группам, обеспечивавшим избирательную кампанию генерала, понадобился и "свой" человек в набиравшем силу СФ, дабы контролировать сведения о втором этапе приватизации, которые и по сию пору нередко где-то "застревают").
И вот, в конце августа 1997 года случилось мелкое аппаратное событие: ИАУ СФ поменяло адрес и перебралось из здания на Цветном Бульваре, 2 в "стекляшку" на Новом Арбате, 19 (что по понятиям московского чиновничества равнозначно ссылке). Не секрет, что работа ИАУ вызывала недовольство в аппарате СФ. Несмотря на видимую структурную реорганизацию и политическую весомость руководителя, управление функционировало по старинке: здесь в очередной раз увлеклись научно-практическими конференциями со стенографистками. До самих губернаторов или их помощников, залетающих в Москву на денек-другой и привыкших свои прикладные проблемы обсуждать келейно в перерывах между заседаниями или в гостиничных номерах, докладные и сборники ИАУ доходили редко и мало способствовали скрупулезной работе по налаживанию единого межрегионального информационного пространства. (Хотя, как и было задумано, именно ИАУ должно было сводить в единую сводку разрозненные и неравномерные поступления информации из регионов, сюда же планировалось направлять запросы из недр аппарата СФ по интересующей проблематике. И по сей день, кстати, каждое из профильных управлений СФ принуждено держать доморощенных консультантов на тот случай, если немобильное ИАУ вновь не потянет срочную "узкую" проблему.) Так что смена адреса в данном случае явила собой закамуфлированную неудачу одних и удачу других в информационной войне, разгоревшейся на российских просторах, где геополитическое развитие запущено в скоростной режим - за ним уже не поспевают распечатки с утомительными экспертизами, которые, порой, при всей их внешней компетентности, устаревают за сутки. Тем более, что общее информационное поле способны создать 10-12 виртуозов "Интернета", способных к мгновенному восприятию информации и ее анализу.
Эти примеры приведены, чтобы напомнить: нелепо и опасно отвергать из соображений "личной честности и порядочности" те методы аппаратной войны, к которым прибегают сегодня конкурирующие сообщества. Только не кричащие о себе мобильные аппаратные группы могут в определенный момент слиться в единый конгломерат новой по-настоящему национальной управленческой элиты.


СНГ

ПОИСК СОЮЗНИКА

Важнейшим фактором усиления внутреннего кризиса власти России является ее нарастающая внешнеполитическая и внешнеэкономическая изоляция.
На первый взгляд, это утверждение не соответствует истине. Действительно, страна стремительно интегрируется в мировую экономику, внешнеторговый оборот, в особенности, его относительная доля, растет. Россию приняли в Совет Европы. Но главный довод против пессимистов - существование СНГ и идущие в его рамках процессы.
Безусловно, наличие СНГ тормозит ход дезинтеграции. Но, вместе с тем, ни одна из задач, намеченных перед СНГ первоначально - создание оборонительного сообщества, интеграция валютно-финансовых систем, проведение согласованной политики в отношении третьих стран, обеспечение прав русскоязычного населения - не выполнена, и сегодня эти цели менее достижимы, чем несколько лет назад.
Вопреки первоначальным ожиданиям, СНГ не смог восстановить разорванные при разрушении СССР связи и превратился в ликвидационную комиссию, реализующую третьим странам наследие Советского Союза.
Большинство властных группировок в СНГ пришли к власти на волне национал-сепаратизма с ярко выраженным антироссийским и антирусским уклоном. Причем в двух странах (Казахстан и Украина) стремление русскоязычного населения к интеграции жестко подавляется. В этих условиях любая тесная интеграция с Россией (дающая для населения положительный результат) - прямая угроза правящим этнократическим элитам,- и они это отлично понимают.
Вступая в СНГ, правящие националистические группировки с самого начала приняли меры по блокированию интеграционных процессов, превратив СНГ в механизм перманентного выжимания из России различных ресурсов, в том числе, использования транспортно-энергетической инфраструктуры России - "в целях интеграции". При этом русское население стран СНГ используется фактически в роли заложников, под которых и получают разного рода льготы и субсидии по линии СНГ.
Сильный аргумент в пользу сохранения СНГ в существующем виде - угроза интеграции членов СНГ в альтернативные структуры (НАТО, "черноморская ассамблея" под контролем Турции, "Кавказский общий рынок", и т.д.). Сегодня правящие режимы всех стран СНГ и Восточной Европы, проводя политику лавирования между Россией и третьими странами, неуклонно наращивают внешнее присутствие и влияние на своих территориях, создавая тем самым прямую угрозу безопасности России. В наиболее яркой форме это проявилось в процессе расширения НАТО на восток, инициаторами которого явились бывшие члены ОВД, Прибалтика, Украина и Грузия.
Таким образом, вокруг России уже сформировался классический "санитарный кордон", в состав которого входят все страны СНГ, Прибалтики и Восточной Европы. Достройка ряда коммуникаций (нефтепровода по закавказскому маршруту и др.) в обход территории России замкнет вокруг России петлю блокады. Сегодня эта петля еще не затянута - но уже наброшена.
Характерно, что в рамках СНГ не существует и не планируется сколько-нибудь обязывающих договоренностей о взаимной обороне в случае враждебных действий со стороны третьих стран, причем не только в военной, но и в экономической области - прежде всего, в случае экономических санкций со стороны ООН. Поэтому, в случае введения таких санкций, именно страны СНГ и Прибалтики замкнут вокруг России кольцо экономической блокады. Таким образом, СНГ, существуя в области рутинных экономических отношений, практически не существует в сфере безопасности. Исключением является военная помощь России Таджикистану - но случаев экстренной помощи России со стороны стран СНГ не было и не предвидется.
В целом, государства СНГ, для правящих элит которых интеграция с Россией смертельно опасна, ведут политику гибкого дистанцирования от Москвы, стараясь извлечь из союза максимум односторонних экономических выгод. Одновременно руководство стран СНГ старается уравновесить влияние Москвы вовлечением на свою территорию интересов и влияния третьих стран, одновременно балансируя между третьими странами, прежде всего США, Турцией, Германией, Великобританией, арабскими странами, Японией и Китаем. По мере развития в странах СНГ кризисных явлений, влияние на их политику и экономику третьих стран станет определяющим.
В результате уже на сегодня некоторые государства (Грузия, Азербайджан) могут и должны рассматриваться как фактические протектораты стран НАТО, ведущие активную интеграцию между собой и странами-протекторами (Турция, США). Причем эта интеграция направлена против России (Формирование "Кавказского общего рынка" под эгидой НАТО) с перспективой отделения от России Северного Кавказа и др.
Крупнейшим натурным экспериментом по выявлению внутренней сущности СНГ стал чеченский конфликт. В ходе этого конфликта все страны СНГ (кроме Белоруссии) и Прибалтики без колебаний заняли ярко выраженную антироссийскую позицию. При этом по меньшей мере две из них (Украина и Азербайджан) оказывали Чечне непосредственную поддержку боевиками и вооружением через буферные военно-политические структуры, оказывали сепаратистам медицинские и санаторно-курортные услуги (в ряде санаториев Крыма) и др.
Таким образом, при попытке разрешить внутренний этнический конфликт Россия немедленно оказалась в полной политической изоляции. Отсутствие со стороны "ближнего зарубежья" выраженных экономических санкций объясняется лишь катастрофическим положением национальных экономик, поддерживаемых на плаву за счет ресурсов российской экономики и зависящих от российского транзита.
Сегодня, когда доля России во внешнеэкономических связях стран СНГ неуклонно снижается, трансформация СНГ происходит, похоже, по схеме "СНГ без России - против России"...
Сегодня, в сущности, невозможно назвать страны СНГ странами-союзниками, что не дает России возможности для какого бы то ни было внешнеполитического маневра.
...
Однако, союзники нужны, и их поиск и определение необходимо начинать, как говорится, еще вчера. Каковы же требования к идеальной стране-союзнику?
- Она должна быть политически стабильна и не зависеть от политики стран НАТО, контролирующих западную, а через СНГ - и южную границы России.
- Она должна быть сопоставимой с Россией по населению.
- Она не должна иметь территориальных претензий к России.
- Она должна предоставлять России дополнительные транзитные возможности, не контролируемые третьими странами, включая страны СНГ.
- Потенциальная структура взаимной торговли должна носить благоприятный для России несырьевой характер (социально-выгодное разделение труда), обеспечивая восстановление и загрузку перерабатывающего сектора экономики, в первую очередь машиностроительного комплекса.
- Идеальная страна-союзник должна иметь развитый нефтегазовый и энергетический комплекс, что позволит получать дополнительные доходы от проведения согласованной ценовой политики на внешнем рынке и технической кооперации.

Александр Орлов


Казахстан

СПРАВКА О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В послании президента Казахстана Н.Назарбаева "Казахстан 2030", которое широко обсуждалось на страницах казахстанской печати, анализировалось и развивалось пропагандистами, президент сравнил будущее Казахстана с поэтическим образом Барса, "с присущими ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью". В дискуссии вокруг послания сформировались идеологические основы политики государства, в том числе - и в области защиты прав граждан.
Размышляя "о процветании, безопасности и улучшении благосостояния всех казахстанцев" президент отметил 8 "сильных сторон", 3 "возможности" и 7 "слабостей", характеризующих нынешнее состояние государства, анализ которых необходим для выработки собственной стратегии. К сильным сторонам казахстанской действительности он отнес "политическую стабильность и единство общества". Правда, отметил, что "до сильной стабильности, а тем более консолидации и единства еще далеко, и еще предстоит большая работа, чтобы все чувствовали себя единой семьей, знали свои цели и двигались к ним согласовано". Работа в этом направлении выделена в число семи "долгосрочных приоритетов" национальной политики. Каким образом планируется осуществлять данные приоритеты и добиться единства общества? Силовым установлением единомыслия или строгим государственным контролем за соблюдением прав человека, записанных в Конституции?
В стратегическом плане президента нет упоминания о гарантиях политических прав граждан, из чего можно заключить, что этот фактор отнесен к второстепенным, и вопрос о том, какими путями будет осуществляться идеологическое и политическое многообразие, декларированное в Конституции, остается открытым. В то же время содержится тезис о том, что необходимо "обеспечить, чтобы причины этнических разногласий были устранены, а все этнические группы имели равные права". Это знаменательный тезис. В нем, по сути, констатируется, что этнические группы в Казахстане имеют не равные права. Факт, но прежде отрицаемый руководством республики. А вот о развитии демократии, которая только и может быть гарантией защиты прав этнических групп, в послании нет ни слова. По-видимому, демократия не является приоритетом для устремленного в 2030 год Казахстанского Барса.
Реальное положение с правами человека в Казахстане было обсуждено в сентябре 1997 года на семинаре в Алма-Ате, где были рассмотрены вопросы по применению законодательства о СМИ, надзора прокуратуры за его соблюдением, новейшие аспекты конституционного, гражданского и уголовного права. Материалы на конференцию были представлены национальными Хельсинкскими комитетами 38 стран-участников ОБСЕ, другими независимым неправительственными правозащитными организациями, местными миссиями ОБСЕ.
В заключении семинара дается следующая характеристика положения с правами человека в Казахстане.
"Ситуация в Казахстане с правами человека в течение 9 месяцев 1997 года продолжала ухудшаться.
Казахстан продолжает уклоняться от ратификации Международных соглашений ООН и СБСЕ в области прав и свобод человека и не выполняет политических обязательств, принятых им при подписании заключительных документов встреч на высшем уровне ОБСЕ.
Государственно-политическая система страны не обеспечивает стабильного демократического развития и надежных гарантий и механизмов защиты прав и свобод граждан. На протяжении последних четырех лет в стане дважды изменялась Конституция, дважды был распущен высший законодательный орган, трижды менялась избирательная система. В Казахстане не обеспечивается основное условие демократии - право народа сменить свое правительство путем периодичных, всеобщих, равных, свободных, прямых, тайных и честных (несфальсифицированных) выборов. Власти сохраняют полный контроль над выборами и обеспечивают их желательный результат через назначаемые и подконтрольные избирательные комиссии всех уровней. Выборный процесс закрыт для общественного контроля. В стране отсутствует система народного самоуправления.
Новая Конституция и законодательство последних трех лет в значительной мере ограничивают права и свободы граждан. Отсутствует государственная система защиты прав и свобод человека. Напротив, именно государственные органы и государственные чиновники различных уровней являются их основными нарушителями. В наибольшей степени это относится к правоохранительным органам.
Несмотря на проводимую судебную реформу, судебная система Казахстана еще не претерпела значительных изменений по сравнению с советской и не является действенным инструментом защиты прав и свобод. Право граждан на независимый, беспристрастный и справедливый суд в настоящее время не может быть осуществлено в полной мере.
В стране не обеспечивается в должной мере защита основного права человека - права на жизнь. Имеются доказанные случаи внесудебных убийств в результате нарушения законов представителями власти, жертвами которых являются в основном три категории граждан - задержанные или арестованные по подозрению в преступлении или незаконно, лица, отбывающие наказания за преступления (в том числе и несовершеннолетние) и военнослужащие срочной службы. Казахстан занимает одно из первых мест в мире по количеству смертных казней. Вопрос о полной отмене или введении моратория на смертную казнь не ставится.
Распространена практика жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения с гражданами со стороны представителей власти - с задержанными, подозреваемыми в преступлениях и осужденными за преступления (в том числе с несовершеннолетними), а также с гражданами, проходящими военную службу.
Нет надежной защиты личной свободы. Не изживается практика необоснованных задержаний и незаконных арестов граждан.
Не обеспечивается в должной мере право на свободу совести, в стране имеются узники совести. Имеются доказанные случаи психиатрического и административного преследования граждан за инакомыслие.
Усиливаются ограничения свободы выражения и информации. Государство практически полностью контролирует электронные и печатные СМИ, используя законодательные, политические, экономические, судебные и иные рычаги.
В отсутствие реальной многопартийности неправительственные организации (НПО) становятся зернами демократии, катализирующими процессы создания гражданского общества. Однако государство в отношениях с НПО сохраняет и усиливает регулирование и контроль над ними через налоговую политику и систему регистрации. Деятельность НПО без регистрации подлежит административному и уголовному преследованию. Усиливается бесконтрольное ограничение свободы мирных собраний и ассоциаций и репрессии в отношении неугодных властям неправительственных организаций и их лидеров. Отсутствует государственная политика поддержки общественных организаций.
Единственная международная конвенция в защиту прав человека, ратифицированная Казахстаном - конвенция ООН 1989 года "О защите прав ребенка" не выполняется. Государство не обеспечивает в полной мере гарантии защиты прав ребенка ни по международным стандартам, ни по внутреннему законодательству.
Хотя дискриминация меньшинств в Казахстане в основном не практикуется, законодательная база защиты от нее не разработана.
В условиях жестокого экономического кризиса и спада производства сохраняются и усиливаются массовые нарушения по всему спектру социальных, экономических и культурных прав и свобод граждан - право на труд и защиту от безработицы, право на приемлемые условия и оплату труда, право на образование, на защиту здоровья, на социальное обеспечение."
Озабоченность ситуацией с правами человека в Казахстане неоднократно выражали как местные неправительственные, так и международные организации. Факты массового нарушения прав человека в стране подтвердил и председатель Комиссии по правам человека при президенте Республики Казахстан сенатор Еркеш Нурпеисов.
Со времени оглашения процитированного выше документа прошло менее трех месяцев. Выводы семинара продолжают подтверждаться многочисленными фактами нарушения прав человека, сведения о которых в письмах граждан, в резолюциях митингов, в сообщениях прессы.
Усугубляются материальные тяготы большинства населения Казахстана. Продолжаются невыплаты пенсий, растет безработица, разрушаются системы здравоохранения, образования.
Не ослабевает давление на русское и русскоязычное население, заставляющее людей уезжать из Казахстана, в экономику, культуру, социальную сферу которого вложен труд многих поколений.
Несмотря на широко разрекламированный новый Закон о языках, в котором закреплено, что русский язык официально употребляется наравне с казахским в государственных организациях и органах местного самоуправления, продолжается вытеснение русских из органов управления, с руководящих должностей даже в русскоязычных школах и детских садах, сворачивается образование на русском языке. Разоряются библиотеки, из которых буквально выбрасываются книги на русском языке. Об этих, типичных для Казахстана фактах сообщает Русская община г.Тараза в ноябрьском обращении к заведующему городским отделом образования. Закон о языках не снял висящего над всеми русскоязычными гражданами республики требования, закрепленного в Концепции языковой политики, об обязательном знании казахского языка для приема на государственную службу. Русские названия исчезают с карты Казахстана, русские имена с улиц городов.
Несмотря на дружественные жесты по отношению к казакам со стороны президента во время его сентябрьского визита в г.Уральск, когда его одарили казацкой шашкой и конем, продолжается преследование казачьих организаций. 20 октября с.г. в Караганде осуждены к трем годам лишения свободы (условно) руководители зарегистрированной областной организации казаков, которых обвинили за якобы создание незаконного военизированного формирования только за то, что раз в месяц они в казачьей традиционной одежде посещают храм, за стремление объединенными усилиями выжить, создать рабочие места, сохранить семьи, уберечь их от голодной смерти.
Преследование общественных организаций и их лидеров принимает открытую силовую форму. 30 ноября с.г. заседание Русской общины в г.Рудном Кустанайской области было прервано ворвавшимися вооруженными людьми, которые избили присутствующих прикладами и ногами, после чего доставили их в горотдел милиции. В результате двое получили тяжкие телесные повреждения, шестеро - средние и легкие. Община понесла и материальный ущерб: исчезли факс, бумага, документы. Никаких объяснений пострадавшие не получили.
1 декабря с.г. в гостинице бишкекской школы менеджеров сопредседатель гражданского движения "Азамат" П.Своик и его жена были избиты дубинками четырьмя неизвестными в масках. Бишкек вновь, как в 1992 году в случае с похищением Пулатова, известного узбекского правозащитника, избран местом сведения счетов с оппозиционерами соседствующих государств. При этом, несмотря на заявление Н.Назарбаева о его обеспокоенности данным фактом, нет сомнения, что это была акция казахских спецслужб.
В Алма-Ате продолжаются преследования руководителей Рабочего движения. Председателя М.Исмаилова и его заместителя Ю.Винькова задержали в органе, ведающем борьбой с вымогательством и незаконным оборотом наркотиков, а в это время сотрудники милиции, грубо ругаясь, ворвались в квартиру к Винькову, где находилась только его несовершеннолетняя дочь, нанесли ей телесные повреждения.
Существующий в Казахстане порядок организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, установленный Указом президента 17 марта 1995 года, вскоре после второго разгона Верховного Совета, делает фактически неосуществимым право на названные публичные акции, закрепленное в статье 32 Конституции РК. Требование лидеров "Азамата" опротестовать Указ, как неконституционный, признано Прокуратурой республики необоснованным, а за пикет, который провели в этой связи 30 ноября с.г., сопредседатель движения "Азамат" М.Ауэзов 2 декабря был оштрафован судом.
Война за передел собственности обостряется всякий раз, когда сменяются фигуры во властной элите на государственном или региональном уровне. В этой войне нет правил и грубо попираются права людей. Об очередной вспышке беззакония в этой связи сообщило в последнюю неделю ноября с.г. общественное объединение "Правовое развитие Казахстана", обнародовавшее факты нарушения процессуальных и материальных норм закона следственными и судебными органами, новой администрацией Караганды, после замены главы области.
Идет борьба против неугодных депутатов, которые еще есть в городских Собраниях-маслихатах. В начале декабря с.г. с многочисленными нарушениями законодательства переизбран секретарь Усть-Каменогорского городского Собрания-Маслихата В.Терехин, активист славянского движения, авторитетный в городе человек, но неугодный администрации.
Казахстанский Барс, готовясь к прыжку в третье тысячелетие, расчищает свой путь от "нежелательных" элементов?

А.Докучаева, ведущий специалист Института диаспоры и интеграции


Таджикистан

ИЗ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА Б.ЕЛЬЦИНУ

Скажите честно и правдиво, когда кончатся наши мученья и страдания, "выживание", когда же будет конец этой непонятной, ненормальной жизни? Конец нашему голоду и холоду - придет ли?
Денег почти нет, пенсия у меня 2500 руб. Хлеб - 160 руб., малюсенький и малосъедобный, и этот хлеб мы не можем покупать: 160 руб. х 30 дней = 4800 руб. Это только на хлеб по одной малюсенькой черной буханочке. Но мы не можем обойтись одной буханочкой, надо хотя бы две, а это 5600 руб.!!!
Жить невыносимо. Помощи - никакой. Мы - русские, нам никакого внимания и снисхождения. Если поступает гуманитарная помощь, то она раздается только своим и, конечно, не обижают себя имущие властители. Эту помощь можно увидеть на базаре: масло в бутылках, сахар, мука в гуманитарных мешках за баснословную цену, и не стесняются, продают. Зато Аллаху молятся, Бога дурачат.
Уже нет ничего, чтобы выжить в эту зиму, а дальше что? Вот вы все твердите: "После падения железного занавеса". Как это понимать? Для нас не было "железного" занавеса: мы могли ездить к родственникам в Белоруссию, на Украину, в Россию и т.д. А сейчас для нас каменный занавес - никуда не можем поехать. Мы не видели родственников уже около 10 лет, почти все умерли, ехать некуда и не на что.
Вы ругаете коммунистов, что все было никудышное. Но ведь Вы тоже были коммунистом, вас охраняло КГБ, а нас оно мучило. Раскулачивали людей в 20-30-е годы те же отцы, братья, деды бывших коммунистов, а сейчас "демократов". Это ваши деды, отцы делали невыносимой жизнь безвинным людям, а теперь продолжают их дети.
У нас отобрали деньги - вклады были на сберкнижках, отобрали в 1992 году и неизвестно кому отдали, а мы их копили всю жизнь, экономя на своем желудке и т.д. Были голодными, и остались нищими. Собираемся идти побираться: мне 70 лет, со мной живет внучка - сирота, 14 лет. Отец ее убит. Эту жизнь, никто не хвалит, а плачут кровавыми слезами, кроме небольшой кучки богачей-грабителей.
Итак, прощайте, зимой нас уже, наверно, не будет, отбросим концы, больше не выживем. Конца мук не дождемся, конца не будет.

С.Землянская (г.Пянджский)


Туркмения

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В ТУРКМЕНИИ

Приезд в Ашхабад Виктора Александровича Андрейко, руководителя представительства российской миграционной службы в Туркмении, воспринимался нашими ашхабадскими соотечественниками и прежде всего членами правления Русской общины Туркменистана с большим удовольствием. Ведь к ноябрю прошлого года очередь желающих получить статус переселенца достигла тут двадцати тысяч человек, ворота российского посольства в Ашхабаде с утра осаждала шумная толпа, и учреждение миграционного представительства казалось долгожданным выходом из трудного положения.
С первых же дней работы нового представительства правление общины стало деятельным его помощником. Чтобы люди перестали ездить для оформления документов в Ашхабад издалека, руководители региональных отделений общины взяли на себя всю подготовительную работу в бывших областных центрах. В столице группа активистов во главе с заведующей сектором миграции общины Н.А.Шмелевой занялись хлопотами по приему и инструктированию посетителей, по наведению порядка в огромной очереди.
Работали в тесном контакте со штатными сотрудниками представительства. Виктору Александровичу снисходительно извиняли и его казарменную бесцеремонность, и недостаточную грамотность, и то, что он, в то время всего-навсего судент-заочник, позволял себе с грубоватой безапелляционностью разговаривать со специалистами высшей квалификации.
И когда в Москве представители Ярославля, где раньше работал В.А.Андрейко, предупреждали председателя общины А.П.Фомина, что относиться к Виктору Александровичу надо поосторожнее, Анатолий Петрович отмахнулся от предупреждений.
А между тем, стоило прислушаться.
В.Андрейко - из тех людей, что вежливость принимают за слабость. Прошлой зимой он ни с того, ни с сего обрушился на руководителей региональных отделений общины, отказался вдруг от их помощи, а своими представителями вместо них назначил людей по рекомендациям глав местной национальной администрации, воспитанных туркменскими националистами в духе враждебности к России и ко всему русскому.
- А мне все равно, русские это или туркмены, лишь бы выполняли мои указания! - заявил он.
Вскоре В.Андрейко начал грубо вмешиваться в дела общины, заявляя, что вообще признавать общину не желает, запрещает в представительстве даже упоминать о Русской общине, а ее председателя распорядился в помещение представительства не пропускать.
Члены правления общины не раз пытались урезонить закусившего удила администратора. Потом вынуждены были известить о выходках В.Андрейко руководительницу российской службы миграции Т.М.Регент. Она же подлинник письма общины зачем-то переслала самому В.Андрейко - говорят, вместе с приказом о его поощрении за образцовую работу.
Между тем для предоставления статуса переселенца в Ашхабаде появилось много дополнительных трудностей. Вероятно, они созданы умышленно, чтобы сократить поток репатриантов из Туркмении в Россию.
Значительно осложняет положение и запрет Сапармырата Туркменбаши (так теперь велено называть президента Туркменистана С.А.Ниязова) на приватизацию жилья. Но статус переселенца позволяет обойти этот запрет, чем, конечно, многие и пользуются. Наверно, добрая половина получивших статус ограничит его применение лишь приватизацией своего жилья, а на переезд в Россию не отважится из-за материальных трудностей.
Ходатайство о предоставлении статуса переселенца принимается только от основного квартиросъемщика. Такого требования нет ни в межправительственном соглашении о переселении, ни в протоколе о порядке его реализации. Выходит, русский, живущий в общежитии, у кого-то на частной квартире или у родственников, не собирающихся уезжать из Туркмении, лишен права получить статус переселенца.
С недавних пор ходатайства перестали принимать от тех, кто не предъявит нотариально заверенного приглашения от живущих в России родственников или справки с места будущей работы об обеспечении жильем. Причем, приглашения и справки, переданные при помощи факса, не принимаются. Таким образом, для получения подобных документов необходимо слетать за ними в Россию или ждать около полугода, если положиться на почтовую связь. Кстати, только на полет Ашхабад - Москва - Ашхабад местный учитель, врач или инженер должен затратить примерно годичный заработок.
Совсем до смехотворного шага додумались теперь в представительстве, потребовав от ходатаев справки жилищно-эксплуатационного управления о составе семьи. Опять смешали в одну кучу переселение в Россию и приватизацию жилья. Да, если в семье репатрианта кто-то не хочет возвращаться в Россию, приватизировать жилье не разрешат.
...Восемь месяцев униженно ходил к В.Андрейко в роли просителя ашхабадский инженер Сергей Киселев. Его жена с маленькой дочерью еще весной уехала в Ленинградскую область и купила там домик. Документов об этом В.Андрейко показалось недостаточно.
Немало мытарств испытал геолог Виктор Сафонов. Его жене в Ставрополье мать даже дом подарила. В.Андрейко снова тянул оформление документов, пока не получил нотариального приглашения по всей форме в доказательство, что жена не обзавелась новым мужем, а прежнего не собирается бросать и обрекать на ссылку в Туркмении.
Прочитав однажды вполне официальное приглашение одной из крупных московских организаций, подписанное ее руководителями и заверенное гербовой печатью, В.Андрейко вдруг заявил:
- Нет, не пойдет! Приглашения так не пишут. Пусть сделают как положено.
А насторожило его следующее: "Уважаемая Ольга Назаровна, фирма рада видеть Вас нашим сотрудником в должности..., естественно, с предоставлением Вам жилья." В.Андрейко возмутился:
- Подумаешь, "уважаемая"..., "рады"... Нет, заменить!
Стоит только добавить, что побеседовать с автором В.Андрейко наотрез отказался.
А мне только хотелось узнать, сам ли Виктор Александрович копает ямы на пути репатриантов из Туркмении или делает это по указаниям своего московского начальства.

Олег Расторгуев (г.Ашхабад)


Экономика

О ГРЯДУЩЕЙ ТЕХНОГЕННОЙ КАТАСТРОФЕ В РОССИИ

Энергетика России, несмотря на общую катастрофическую ситуацию в промышленности, до недавнего времени держалась. Тем самым оберегалась база для прорыва из кризиса, для возможного преодоления общей депрессии. Сохранялись кадры, обновлялись и даже наращивались мощности.
Немалый вклад в политическую стабилизацию внесли сравнительно низкие энерготарифы для населения. В январе 1997 года жители России платили 1,45 цента за 1 кВт/ч, а Канады - 6 центов, США - 8,4 цента, Германии - 20,2 цента. Промышленные потребители в России и сегодня платят за электроэнергию в 1,5-2 раза меньше, чем предприятия Германии, Японии, Франции, США.
И это несмотря на то, что общее энергопотребление сократилось в стране настолько, что, например, зимой (то есть в дни, когда по чисто объективным причинам нагрузка наибольшая) напряжение в сетях падало до уровня электропотребления в часы первомайской демонстрации 1989 года.
Однако с прошлого года начались просчеты в определении энергетической политики. Например, было ужесточено требование отключать от энергоснабжения предприятия, не платящие за электричество. Так как все они уже давно находятся в режиме глубоких ограничений, речь идет о полном лишении их электроснабжения.
В случае реального ограничения на поставки электроэнергии и газа большинство городов и поселков России, в которых проживает до 40% ее населения, придется буквально "гасить". Ведь они подключены к градообразующим предприятиям, имеющим громадные долги перед энергетиками. Захотят ли люди безропотно вымирать, подадутся ли обратно в деревни, где жили их предки или же попытаются решить свою судьбу таким же способом, как в 1917 году?
Полное отключение должников проблематично осуществить чисто технически, ведь когда создавалась промышленность страны, во главу угла ставилась не финансовая (в ее нынешнем понимании), а техническая целесообразность. Поэтому отключение многих объектов невозможно просто потому, что на одних и тех же проводах "висят" самые разные организации. Когда не так давно глубоко ограничили по электроэнергии один из рыбинских заводов, то вместе с ним "случайно" отключилось и имеющее электропитание от заводской подстанции подразделение противовоздушной обороны.
Этот факт хорошо иллюстрирует то обстоятельство, что последствия полного отключения производств, без коренной реконструкции электросетей, трудно предсказать. А реконструкция такого рода требует колоссальных финансовых затрат, ведь, например, только в одном областном районе она обойдется минимум в 140 миллионов (новых) рублей.
Сегодня у подавляющего большинства потребителей, включая все бюджетные организации, денег нет. Сбор их у должников не покрывает прямой потребности даже в оплате труда энергетиков. В Ярославской области на расчетный счет недоимщика АО "Ярэнерго", открытый во исполнение Указа Президента РФ ╧1212 от 18.08.1996 г., поступило в сентябре 1997 года 4,7%, в октябре 4,89%, в ноябре 6,63%. Такой порядок поступлений сохранится еще долгое время. Схожая ситуация в других регионах. Иначе и быть не может - долги предприятиям за уже выполненную работу достигли астрономических сумм, которые состоят не только из зарплаты. В результате предприятиям невозможно расплатиться деньгами ни с энергетиками, ни с газовиками, ни с бюджетами всех уровней. Цепочка взаимодолгов вызывает кризис платежей, от которого Центральная Россия вот-вот опустеет, как после нашествия Батыя. Кто виноват в том, что например, по налогам в Федеральный бюджет "Ярэнерго" задолжал 55 миллиардов рублей, а в местные бюджеты 38 миллиардов. Пени и штрафы по этим долгам достигли 140 миллиардов. В свою очередь бюджеты всех уровней должны "Ярэнерго" свыше 206 миллиардов рублей. Штрафов по своим долгам энергетикам бюджеты не платят, но все равно, как констатируют ярославские законодатели, "бюджеты всех уровней неспособны погасить накопившиеся собственные долги перед топливно-энергоснабжающими организациями, а при сохранении финансовой политики неизменной неспособны в полном объеме оплачивать и текущее собственное потребление топлива и энергии".
Кто виноват в том, что предприятия были поставлены в такие условия, что их заставили перейти на бартер, который на 30-40% удорожает продукцию?
А теперь после того, как политика "модернизации" по рецептам МВФ потерпела полное фиаско, руководство страной пытается латать дыры, призывая к экономии, которая обойдется дороже самого безумного расточительства. Так, рекомендовано сократить потребление газа и перейти на резервный вид топлива - мазут. Но мазут дороже газа в 1,25 раза, а в утвержденных тарифах на энергию такое удорожание, естественно, не учтено.
Другой пример. Предлагается перевод промышленных предприятий на работу в ночную смену, куда их завлекают искусственно заниженным ночным энерготарифом. Но не учитывается то, что социальные и технические издержки намного превзойдут видимые преимущества. Да и они будут сведены на нет повышением тарифов на единицу электрической мощности, так как останется необходимость содержания всех электростанций в состоянии готовности, независимо от величины текущей рабочей нагрузки.
Под предлогом "большей рыночности" и, якобы, с целью снижения тарифов инвестиционная составляющая в тарифе на электроэнергию выведена из себестоимости в прибыль. Инвестирование по новой схеме должно идти после уплаты налога на прибыль, что приводит к увеличению тарифа на треть. Выходит, что эта "мера" приведет к повышению тарифов и еще более уменьшит реальные денежные поступления. После этого в энергетике последует полное прекращение обновления основных фондов, а так как российская промышленность и коммунальное хозяйство практически полностью зависят от централизованного электро- и теплоснабжения, техногенные катастрофы колоссального масштаба станут неизбежны. Не говоря об авариях на химических и атомных предприятиях, в случае срыва теплоснабжения (полностью зависимого от энергетиков) в первую очередь массово разморозятся внутридомовые системы отопления: батареи и стояки будут разорваны замерзшей водой. Это в небольших масштабах уже происходит. Но при крупной аварии такого рода быстро провести ремонтные работы в современных условиях нехватки средств невозможно.
Это человек может терпеть сколько угодно, а металл имеет предельную усталость, за порогом которой никакие телепередачи не действуют. Города наши были в массе своей построены в конце 50-х - начале 90-х годов. В них требует замены вся система жизнеобеспечения, ее выход из строя превратит Россию в лесистую пустыню с редкими деревнями, как это было лет этак 200 назад, когда население едва достигало 30 миллионов человек.
...Срок службы трансформаторов 25 лет, до четверти из них свой ресурс выработали и подлежат замене. Нормально металл котлоагрегатов, паропроводов, турбин должен работать где 100, а где 200 тысяч часов. На российских теплоцентралях этот рубеж давно перекрыт, наработка во многих случаях превысила 300 тысяч часов, поэтому все областные ТЭЦ находятся сейчас в состоянии непрерывного технического перевооружения. А оно требует немалых средств... Откуда их взять, если получаемая прибыль тратится для удовлетворения нужд узкого слоя нуворишей, разбогатевших на дележе общенародного добра?
Дабы не отпугнуть "электорат" авторы этой политики хотят остаться в стороне, а в роли палачей родных регионов должны оказаться руководители региональных энергосистем. Именно их попытаются сделать виновными за коллапс всей страны.
ПРИЧИНА КРИЗИСА НЕ В НЕЖЕЛАНИИ ДИРЕКТОРСКОГО КОРПУСА ВЫПОЛНЯТЬ ДИЛЕТАНТСКИЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ, А В САМОМ ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОГО РУКОВОДСТВА К ОСНОВЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
Именно сокращение производства увеличило реальные цены на электричество, так как снижено валовое потребления топливно-энергетических ресурсов, а при полной сохранности в работоспособном состоянии всех энергетических мощностей и некотором увеличении количества и мощности подстанций, протяженности линий электропередач и тепловых сетей произошло увеличение доли постоянной составляющей в затратах на производство, передачу и распределение энергии.
Первопричина кризиса в Российской промышленности в значительной степени связана с тем, что порочно было первоначально определенное стратегическое направление реформ, которое заключалось в том, что частный собственник, частный владелец будет действовать в интересах страны и народа более эффективно, чем государственный служащий. Если это мнение верно для мелкого и, отчасти, для среднего бизнеса, связанного с промышленностью так называемой группы "Б", производящей товары народного потребления, то, как явствует опыт российских реформ, смена формы собственности на крупных объектах группы "А" не приносит пользы ни народу, ни государству, а чаще всего наоборот, так как прибыль вкладывается не в инвестиции, а поступает в распоряжение весьма немногих владельцев предприятий, которые направляют ее либо на удовлетворение своих потребностей, либо переправляют за рубеж, где вкладывают в более выгодные проекты, чем российские производства.
Да к тому же, по данным представителей правоохранительных органов, 90% частного капитала в России имеет криминальную природу. Это не может не сказаться на общеполитической и экономической ситуации, заставляя общество тратить колоссальные средства не на созидательные цели, а на защиту от "внутреннего врага".
Правда, живущим в России не легче от осознания того, что их сгубил не злой умысел, а амбициозный дилетантизм.

Юрий Московский


СМИ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ПОСТАВЩИКОВ ИНФОРМАЦИИ (РОПИ)

Получила государственную регистрацию Межрегиональная Общественная Организация "Русское Общество Поставщиков Информации" (РОПИ). (Свидетельство о регистрации общественного объединения ╧ 8669.)
В начале ноября 1997 года группой представителей СМИ было учреждено Русское Общество Поставщиков Информации (РОПИ). Для помощи в осуществлении регистрационных формальностей была привлечена одна из наиболее квалифицированных московских фирм, специализирующихся на этих вопросах. Несмотря на это, процесс получения государственной регистрации длился более двух месяцев. В этот период были преодолены: и "непонимание" регистрирующими инстанциями значения термина "поставщики информации"; и попытки исключить из устава РОПИ все, что способствовало бы эффективной работе с информацией, оперативности функционирования и развитию инфраструктуры для этого; и утеря сданных регистрационных документов.
В цели и задачи РОПИ входит объединение поставщиков информации и содействие формированию условий, способствующих свободной поставке информации и осуществлению мероприятий, направленных на всестороннее воспитание и интеллектуальное развитие личности, укрепление и расширение гуманитарных и экономических связей, поиск и внедрение новых форм сотрудничества между народами, проведение работ по развитию исторических и культурных традиций, содействие в профессиональной деятельности, а также в правовой и социальной защите граждан и общественных объединений - членов РОПИ.

∙ Рубрика ∙  Вверх