Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень № 34
Ноябрь 1997 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации № 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Социум

"ОТДАЙТЕ НАШУ ЗАРПЛАТУ!"


В Госдуме РФ

ИЗ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЗАПИСКИ "ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


Туркмения

О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ОППОЗИЦИОННЫХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ ТУРКМЕНИСТАНА К ГОСДУМЕ РФ И НАРОДУ РОССИИ


Геополитика

ИМПЕРСКИЙ АСПЕКТ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ


Социум

"ОТДАЙТЕ НАШУ ЗАРПЛАТУ!"
(Под таким лозунгом международные профсоюзы начинают кампанию солидарности с трудящимися России)

Ввиду приближения зимы, массовая невыплата заработной платы означает самую глубокую бедность для российских рабочих и их семей. Во многих случаях это означает голод.
Более четверти российских рабочих - а это более 20 миллионов человек - не получают вовремя заработную плату. Во многих случаях задолженность составляет от шести месяцев до одного года. Государство и предприниматели уже задолжали трудящимся сумму, приблизительно эквивалентную 10 миллиардам долларов.
Каждый восьмой российский рабочий вместо наличных денег получает либо денежные суррогаты, либо ему платят "натурой". Рабочие вынуждены зарабатывать себе на жизнь, продавая произведенную ими же продукцию на улицах после работы. В октябре этого года рабочим на государственной ферме в Вологде вместо денег были выданы... удобрения!
Рабочие реагируют на это по-разному. Профсоюзы организовали ряд забастовок и демонстраций. Местные забастовки происходят практически беспрерывно. Рабочие проводят голодовки на своих рабочих местах. Действия гражданского неповиновения уже повлекли блокирование железных дорог. Новой волной протестов в Российской Федерации отмечено решение российских профсоюзов сделать оплату долгов по заработной плате приоритетным направлением в своей деятельности.
Мы начинаем Всемирную "электронную кампанию" с целью оказать поддержку рабочим России, не получающим зарплату. В ходе этой кампании мы намерены воспользоваться опытом 20-миллионной Международной Федерации рабочих энергетики, химической и горнорудной промышленности (ICEM).
Международное рабочее движение настоятельно поддерживает требования российских профсоюзов, выдвигаемые ими к правительству России:
- выполнить обязательства по оплате труда рабочих и служащих;
- принять законы, гарантирующие минимальную заработную плату;
- ввести уголовную ответственность за невыплату заработной платы;
- ужесточить существующее законодательство в этой сфере;
- укрепить трехсторонний (профсоюзы-рабочие-правительство) механизм;
- привести трудовое законодательство в соответствие с международно признанными нормами в отношении права на забастовки.
ICEM и Международная Конфедерация Свободных профсоюзов (ICFTU) направляют в Международную Организацию Труда (МОТ) жалобу в связи с невыплатой долга по заработной плате в России. Участвуя в международной "электронной кампании" пользователи компьютерной сети могут добавить свои голоса к этой жалобе, сообщая известные им факты, посылая электронные сообщения в адрес МОТ.
В ходе кампании есть возможность направить протесты в адрес Мирового Банка, Международного Денежно-кредитного Фонда и других международных учреждений, в адрес российского правительства, предпринимателей и региональных администраций, а также многонациональных компаний и банков. Все они несут свою долю ответственности за те страдания, которые испытывают российские рабочие.
Говоря о банках, нельзя не отметить, что именно Первый вице-премьер правительства России A.Чубайс (в то время, как журнал "Евроденьги" объявил его "лучшим банкиром года") несет особую ответственность за экономический беспорядок.

...
В международной "электронной кампании" можно участвовать уже сейчас.
Электронный адрес: http://www.icem.org/campaigns/no_pay_cc/index.html
Российская версия: http://www.icem.org/campaigns/no_pay_cc_rus/index.html

Джим Каттерсон (г.Брюссель), 25 ноября 1997 г.


Комментарий редакции:

Международные профсоюзы (в соответствии с корпоративным подходом), говоря о рабочих, имеют ввиду именно рабочих, а не всех работников бюджетной сферы. Международные профсоюзы в своих оценках используют официальные данные, что уменьшает масштабы проблемы.


В Госдуме РФ

ИЗ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЗАПИСКИ "ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления в целях укрепления правовой основы местного самоуправления и в соответствии с поручением Государственной Думы провел анализ нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления, принятых в период с октября 1993 года по настоящее время органами государственной власти более чем половины субъектов Российской Федерации, и констатирует следующее.
Согласно части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Тем самым никакое поселение в границах субъекта Российской Федерации не может быть исключено для осуществления гражданами местного самоуправления. Вместе с тем такие исключения сделаны в нормативных правовых актах целого ряда субъектов Российской Федерации. Права на местное самоуправление лишено население многих городов, в которых указанными актами установлено государственное управление (Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Татарстан, Хабаровский край, Амурская, Свердловская, Ярославская и другие области) либо населенных пунктов, являющихся административными центрами районов или сельсоветов (Ленинградская, Магаданская, Московская, Пермская, Сахалинская, Тверская и другие области, Ямало-Ненецкий автономный округ).
В соответствии с частью 2 статьи 3, частью 2 статьи 32 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. Наличие выборных органов местного самоуправления согласно названным конституционным положениям является обязательным. Однако население многих городов, поселков и сельских населенных пунктов нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации лишается права на выборы органов местного самоуправления (Ленинградская, Магаданская, Московская, Пермская, Сахалинская, Тверская, Омская, Ярославская и другие области, Агинский Бурятский и Ямало-Ненецкий автономные округа). В соответствии с актами, принятыми органами государственной власти Кемеровской, Костромской, Кировской, Новосибирской, Омской, Пермской, Самарской, Томской, Ульяновской, Ярославской и других областей местное самоуправление, в числе других органов, поручено осуществлять представительным органам...
Таким образом, в настоящее время на большинстве территорий, на которых согласно Конституции Российской Федерации должно осуществляться местное самоуправление, в течение уже более полугода нет избранных гражданами органов.
...На самостоятельное решение населения Конституцией Российской Федерации переданы вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130). Вместе с тем во многих субъектах Федерации управление муниципальной собственностью, включая вопросы приватизации, их правовыми актами передано главам местной администрации, назначаемым представителями государственных органов (Хабаровский край, Амурская, Архангельская, Иркутская, Курганская, Ленинградская, Магаданская, Московская, Оренбургская, Пермская, Псковская, Самарская, Свердловская, Томская, Тульская, Ярославская и другие области, Агинский Бурятский и Коми Пермяцкий автономные округа).
Органам местного самоуправления принадлежит право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, решать иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132).
Однако права на формирование собственного бюджета лишены многие населенные пункты либо сельсоветы в Республике Адыгея, Республике Тыва, в Амурской, Иркутской, Калужской, Ленинградской, Псковской и других областях. В Рязанской области районному собранию представителей неправомерно предоставлено право устанавливать порядок формирования бюджетов нижестоящих органов местного самоуправления (городов, поселков, сельсоветов).
...Конституцией Российской Федерации (статья 133) установлен прямой запрет на ограничение кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами. Однако ограничения неизбежны до тех пор, пока правовое регулирование местного самоуправления будет осуществляться исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации.
...Прокуратура Российской Федерации, ее органы на местах не осуществляют должного контроля за соответствием нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления Конституции, их законностью.

Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления


Туркмения

О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ

Из конфиденциальных источников известно, что в настоящее время Туркменистан является страной абсолютного культа личности президента С.Ниязова. Страной, в которой пресс-служба президента осуществляет тотальную цензуру СМИ.
Запрещена критика, малейшие замечания в адрес руководства страны и режима в целом. Запрещено сообщать о тяжелейшем социальном положении населения. Статистика закрыта. Не соблюдаются положения Конституции.
Закон - это президент. СМИ публикуют только хвалебные материалы о президенте и его портреты.
Конституционный суд отсутствует. Отсюда замкнутость и закрытость государства, хотя формально провозглашена политика "открытых дверей".
Туркменистан фактически является страной с монархической формой правления, управляемой только одним человеком.
Председателем единственной переименованной Коммунистической партии в Демократическую является президент. Парламент - Меджидие (председатель - Мурадов Сахат Непесович) исполняет обязанности декларативно, но не по закону. Совет старейшин избирается по списку, подготовленному президентом. Суды, прокуратура, все правоохранительные органы подчиняются только С.Ниязову. Он назначает на должности, он же и освобождает. По его личному, устному указанию заводятся уголовные дела и определяются меры наказания.
В Туркменистане побиты все рекорды возвеличивания президента. В 1991 году С.Ниязов был награжден медалью "Организации Исламская Конференция''. В том же году стал первым лауреатом учрежденной им же международной премии имени Махтумкули. В августе 1992 года он получил от турецкой фирмы "Ихингирим холдинг" премию "Дружба и мир". В сентябре 1992 года президент Туркменистана был удостоен высшей награды Турецкой республики за особые заслуги в деле сохранения мира и стабильности. 30 сентября 1992 года С.Ниязову (первому и единственному) была вручена высшая награда - герой Туркменистана с вручением золотой звезды "Алтынай" ("золотой месяц"). В тот же день учреждена специальная Государственная награда "звезда президента", на которой высечен профиль С.Ниязова.
Портреты президента изображены на банкнотах Национального банка. Его имя носит город Туркменбаши (бывший Красноводск), два сельских района, один из столичных районов, один из районов турецкого города Соват, Каракумский канал, корабль, Академия сельскохозяйственных наук, сельхозинститут, ряд школ, проспектов, улиц, площадей. Всего около тысячи объектов. Именем С.Ниязова наречено бывшее имение Императорского Величества Александра II, преобразованное при советской власти в больничный корпус почечного санатория в городе Байрам Али.
В конце 1995 года С.Ниязов стал дважды героем Туркменистана. В апреле 1996 года ему вторично присуждена международная премия имени Махтумкули.
Не забыты и родители президента. Именем его отца и матери названы две улицы в Ашхабаде, киноконцертный зал, текстильная фабрика. Имя отца президента носит госпиталь в Мары.
Для студентов Туркменистана учреждено 27 стипендий. Все они носят имя С.Ниязова.
В мае 1993 года Совет старейшин принял решение во всех городах и густонаселенных пунктах республики установить памятники президенту.
В октябре 1993 года на сессии парламента за С.Ниязова был официально закреплен титул "Туркменбаши" - главы туркмен всего мира. День его рождения объявлен национальным праздником - "Днем национального флага". В руках президента сконцентрирована вся полнота власти. Он - президент республики, глава Кабинета министров, руководитель Высшего органа представительной власти - Народного собрания "Халк маслахаты", председатель Совета старейшин, президент Гуманитарной ассоциации туркмен мира, председатель Демократической партии. Он же - Верховный главнокомандующий в чине генерала армии, председатель Совета обороны и Национальной безопасности, начальник Гражданской обороны.
С.Ниязов является и руководителем Высшего государственного совета - комиссии по разработке и внедрению латинского (!) алфавита. С.Ниязов - действительный член Академии, профессор Стамбульского университета. Туркменбаши - доктор политологии и экономики Национальной академии наук Туркменистана (хотя исследовательской школы по этим видам наук в республике никогда не было и исследования не проводились).
По словам источника, культ личности С.Ниязова оказался для определенной части интеллигенции страны "золотой жилой", появилась возможность получать заказы на песни, стихи, повести, скульптуры, картины, памятники, прославляющие и изображающие президента. В то же время заниматься подобного рода творчеством работников искусств заставляет крайняя материальная нужда.
С ростом культа личности С.Ниязова растет и его подозрительность к своему окружению. Он совершенно нетерпим к малейшим замечаниям в свой адрес со стороны членов Кабинета министров.
...
В Туркменском обществе наступили далеко не лучшие времена. Распущены все творческие союзы, отменены их пленумы, конференции, съезды. Введена карточная система распределения продуктов, ежедневно падает курс национальной денежной единицы - маната. Среднемесячная заработная плата населения не обеспечивает даже прожиточного минимума. Все доходы, поступающие от продажи на внешнем рынке газа, нефтепродуктов, хлопка оседают на счетах президента. Львиная доля средств уходит на строительство президентского дворца, музея при жизни и т.д. В сферу поддержки нефтегазовой отрасли и сельского хозяйства, хотя 70% бюджета формируется за счет этой отрасли, не выделяется ни копейки.
Проводимая президентом внутренняя и внешняя политика направлена только на усиление собственной власти, возможно и пожизненно (по словам источника, в настоящее время проводится работа по предоставлению С.Ниязову пожизненного президентства). Страсть к наживе, подаркам, жадность - суть его натуры. Он непредсказуем, злопамятен, мстителен. Отличительной чертой его руководства является стравливание людей друг с другом. У него нет друзей, он одинок.
Режим президента С.Ниязова держится помимо его самого только на двух лицах: руководителе МВД и председателе Комитета национальной безопасности.
Россия не должна ослаблять свое влияние и терять интересы в Туркменистане, должна всемерно способствовать смене режима Ниязова и не уступать эту территорию.

Н.С.


ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ОППОЗИЦИОННЫХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ ТУРКМЕНИСТАНА К ГОСДУМЕ РФ И НАРОДУ РОССИИ

Оппозиционные партии и движения Туркменистана, находящиеся в настоящее время под запретом (Народное движение "Агзыбирлик", Партия демократического развития, социал-демократическая партия Туркменистана, Партия народной свободы, Партия справедливости, Фонд "Туркменистан"), не зарегистрированная до сих пор Русская община Туркменистана, а также известные государственные, научные и общественные деятели, не принимающие режим С.Ниязова, обращаются к Государственной Думе России для объяснения ситуации, сложившейся сегодня в Туркменистане.
Надеемся, что данная информация будет доведена до российского руководства.
Экономическая и социально-политическая ситуация в Туркменистане в настоящее время катастрофическая. Спад внутреннего валового продукта за 1996 г. составил 70%; хлопка-сырца собрано 30% к намеченному, зерна - 30%. Добыча и реализация газа - в пределах 30% к объемам 1991 г. Добыча нефти упала на 30% и находится на уровне внутреннего потребления.
По данным Европейского банка реконструкции и развития ожидаемая в Туркменистане инфляция в 1997 г. составит 360%. В 1-м квартале 1997 г. инфляционные процессы сдерживались несвоевременной выплатой заработной платы и ее низким уровнем, неплатежами, расходами валютного резерва правительства.
Экономика выживает пока за счет продажи сырья за рубеж за бесценок. Наибольшая часть валюты от этой продажи оседает, в основном, в банках стран Запада. Незначительная доля поступает в страну и распределяется в виде заработной платы в размере от 5 до 18 американских долларов в месяц на каждого работающего, что не обеспечивает даже прожиточного минимума.
Все доходы, поступающие от реализации газа, нефтепродуктов, хлопка-сырца оседают на счетах президента Туркменистана. Львиная доля средств уходит на строительство его дворца, музея при жизни, мечетей и т.д.
Если учесть, что валютных поступлений от реализации газа и хлопка в текущем году не ожидается, а 78% продовольственных и 100% промышленных товаров народного потребления импортируется, то нетрудно понять, что туркменский народ поставлен на грань выживания.
Разрушена отлаженная система образования. Вместо отмененного десятилетнего, введено 7-летнее и 9-летнее обучение, хотя и по этой системе дети толком не занимаются из-за отсутствия в школах материальной базы и нехватки учителей. Вводится латиница, ликвидирована кириллица. Закрыты заочные, вечерние, а также все средние технические учебные заведения.
Из 80 тысяч учащихся, ежегодно оканчивающих школы, в вузах обучается лишь 3,6 тысяч. Остальная молодежь до 19 лет находится вне армии, вне работы, вне учебы.
Ликвидирован Президиум Академии Наук. Научно-информационный обмен практически запрещен. Научные степени присуждаются только с разрешения президента.
Закрыта государственная статистика. Распущены все творческие союзы, отменены их пленумы, конференции, съезды. Печатные средства массовой информации России в Туркменистан не поступают, подписка на них не производится. Российское телевизионное вещание ограничено первым каналом ОРТ в сокращенном варианте.
Развалена система здравоохранения, которая, как и образование, не финансируется. Прежняя материальная база пришла в негодность, лекарства и медицинские инструменты отсутствуют. Нет межгосударственного информационного обмена, играющего важную роль в медицинской практике.
Единоличное правление С.Ниязова за последние 5 лет т.н. "независимого" существования, довело страну и народ до нищеты, бесправия. Идет разложение государства и нации.
Природные ресурсы Туркменистана все активнее прибирают к рукам иностранные компании. Местное же население чувствует себя людьми второго сорта и живет как в резервации.
После публичного заявления президента С.Ниязова о том, чтобы правоохранительные органы не привлекали людей к ответственности за использование 5 г. опиума, туркмены начали свободно употреблять наркотики и заниматься наркобизнесом.
В настоящее время через Туркменистан интенсивно осуществляется перевозка в огромных объемах наркотических средств из Афганистана и Ирана в Россию и Европу.
На фоне народной нищеты то великолепие и та роскошь, которыми окружил себя Ниязов, являются основным мощным раздражителем для населения.
Люди информированы о том, что Ниязов и члены его семьи держат в зарубежных банках огромные валютные средства, а информация лондонский газеты "Санди Таймс" о том, что сын Ниязова проиграл в мадридском казино в октябре 1996 г. только за одну ночь 12 миллионов долларов, мгновенно распространилась среди населения, способствуя росту антиниязовских настроений в государстве.
Другими словами, есть все основания считать, что в Туркменистане сложилась крайне опасная обстановка, способная привести к взрыву, и политическое руководство России не может это не учитывать.
Ясно, что в такой ситуации патриотические силы Туркменистана обеспокоены как судьбой народа, деградирующего на глазах, так и сохранением территориальной целостности страны, которая кусок за куском начинает отходить во владения турок, иранцев, пакистанцев, американцев, малазийцев.
Разыгрывая карту нейтрального государства, Ниязов, в зависимости от того, кого принимает или где находится в данное время, меняет свой внешнеполитический курс, подгоняя его под взгляды собеседника. К примеру, весной 1992 г. во время визита в Индию, Ниязов обещал Н.Рао поддержать позицию индийского руководства в кашмирском вопросе, а затем, спустя некоторое время, при встрече с премьер-министром Пакистана А.Шерифом заверил его в том, что будет на стороне Пакистана.
О ненадежности Ниязова как партнера в политических и экономических делах, о его безответственности свидетельствует и то, что, заключив в 1992 году межгосударственный договор с Россией "О двойном командовании войсками на территории Туркменистана" и договор "О подготовке национальных кадров в военных учебных заведениях России" он, нарушая все соглашения, направляет курсантов на подготовку в военные заведения Турции, Пакистана, закупает военное снаряжение и другое имущество в этих же государствах.
Подписав с Российской Федерацией Соглашение "О двойном гражданстве", не переставая клясться в братских чувствах к русскому народу, к России, президент Туркменистана одновременно делает все для того, чтобы вытеснить из государства русскоязычное население, лишая его возможности занимать должности в сфере управления, принижая роль русского языка, препятствуя созданию русских школ, занимающихся по российским программам, искажая исторические события, связанные с политикой России в Средней Азии.
Двойной стандарт применяется Ниязовым и в отношениях с российскими компаниями.
Дав, например, разрешение на заключение межгосударственного договора по поиску, разведке и добыче нефти и газа на территории Туркменистана с российскими компаниями "Лукойл" и РАО "Газпром", Ниязов уже через год передал все нефтяные месторождения Западного Туркменистана на суше на концессию английской компании "Монумент" (та, в свою очередь, перепродает месторождения американской компании "Мобил"). Восточная Туркмения отдается на откуп американской компании "Юникал".
О ненадежности Ниязова как партнера по статусу Каспия свидетельствует тот факт, что он постоянно меняет свое понимание проблемы, связанной с разделом Каспия. При встрече с российским руководством, он поддерживает предложения России; при встрече с казахским - принимает предложения казахской стороны, беседуя с иранским руководством - предложения Ирана.
Сейчас С.Ниязов заявляет и будет еще заявлять о том, что Россия - стратегический союзник Туркменистана. Но когда наступит благоприятный для отхода от России момент, он уйдет, даже не попрощавшись.
Главное для него сейчас - усыпить бдительность российского руководства. На самом же деле, Ниязов всеми своими действиями способствует вытеснению России со среднеазиатского и кавказского рынков, ущемляя ее геостратегические интересы.
К чему это приведет?
Во-первых, с передачей на концессию нефтяных месторождений Туркменистана американской компании "Мобил" завершается процесс формирования целого нефтяного региона Центральной Азии, включающего месторождения Туркменистана, Азербайджана и Казахстана, напрямую попадающего в сферу влияния США. Если учесть, что другая американская компания "Юникал" представляет интересы американских кругов на Востоке Туркменистана, занимаясь проектированием и строительством нефтегазопроводов через Афганистан в Пакистан с выходом к Индийскому океану, то нетрудно предположить, что традиционное российское присутствие в Центральной Азии на глазах заменяется американским.
Во-вторых, эти компании ("Мобил" и "Юникал"), а также третьи государства (Турция, Саудовская Аравия, Кувейт, Пакистан, в случае прихода к власти талибов - Афганистан) лишают Россию геостратегического присутствия в этом регионе и разрушают в зародыше планируемую ось: Россия - Иран - Китай, сулившую колоссальные экономические выгоды Российской Федерации.
И, в-третьих, нынешняя политика С.Ниязова в конечном счете приводит к обнажению границ России на юге со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Таким образом, если Российская Федерация в самое ближайшее время не обратит свое внимание на процессы, происходящие в Туркменистане, то она вслед за рынками, потерянными в Европе в связи с продвижением НАТО на Восток, рискует утратить рынки Кавказа и Азиатского региона, а значит, будет отрезана от огромного по своим масштабам экономического пространства.
Такая ситуация не может не привести к дальнейшему спаду производства, превращению России в сырьевой придаток Запада, а, следовательно, к росту социальной напряженности и вполне возможному отделению субъектов федерации от Центра и превращению их в самостоятельные государства.
...
Патриотические силы Туркменистана выступают за восстановление всех утраченных связей с Россией в прежних объемах, придавая первостепенное значение в вопросах образования, культуры, науки, продолжению подготовки всех кадров в Российских учебных заведениях.
Патриотические силы выступают за экспорт сырьевых товаров Туркменистана прежде всего на российский рынок, транспортировку нефтегазового сырья по существующим российским системам.
Россия не должна ослаблять свое влияние на Туркменистан в политической и экономической сферах. Эту позицию поддерживает почти все население Туркменистана.


Геополитика

ИМПЕРСКИЙ АСПЕКТ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ
(взгляд из Белоруссии)

Достаточно продолжительный период мирного развития в Европе обеспечивался балансом военных потенциалов двух противостоящих военно-политических блоков - НАТО и ОВД. Баланс военных потенциалов играл значительную роль в мировой и европейской политике. Он исключал вооруженное насилие как реальный метод достижения политических целей.
На рубеже 90-х годов в результате "холодной войны" произошло разрушение одной из систем, обеспечивающих силовой баланс. Cамо по себе нарушение такого баланса не является необходимым условием перерастания потенциальной военной опасности в реальную. Требуются значительные обострения противоречий для разрешения которых вооруженное насилие становится наиболее оправданной мерой по результатам, времени и ресурсам.
Нынешнюю ситуацию в Европе часто пытаются представить в виде идеализированной бесконфликтной модели государственного сосуществования. Такое представление абсурдно в своей сути, так как бесконфликтность означала бы либо полное совпадение государственных интересов, либо их отсутствие. Одновременно замалчивается факт, что следствием любой глобальной войны, в том числе и "холодной", является передел мира и обеспечение интересов победителей за счет интересов побежденных. При этом побежденные, как правило, не желают мирится с ущемлением своих интересов, а отсутствие общего врага способствует реанимации старых противоречий между государствами-победителями. Результаты одной войны одновременно являются предпосылками новой, в которой вчерашние противники могут становиться союзниками, а вчерашние союзники - противниками.
В условиях незакончившихся после холодной войны процессов передела сфер влияния, изменения конфигурации военно-политических союзов задачи определения возможных угроз безопасности в военной сфере и источников этих угроз становятся более сложными и многовариантными. Для адекватного решения этих задач необходимо системно представлять геополитические интересы государств и механизмы их реализации. Прежде всего анализу должны подвергаться так называемые "силовые центры", т.е. государства или союзы государств, обладающие наибольшим политическим влиянием, экономическим, научным и военным потенциалами.
Результаты трех переделов мира в ХХ веке выдвинули на вершину иерархии силовых центров Соединенные Штаты Америки. США стремятся закрепить свое глобальное лидерство и сохранить однополюсную модель мирового развития. Это стремление вполне объяснимо, так как устойчивое развитие США в значительной степени зависит от подконтрольности внешних источников сырья, рынков сбыта и финансовых поступлений. Потеря контроля над мировыми сырьевыми ресурсами, при ограниченности их запасов, и над мировыми рынками, в условиях роста конкуренции со стороны региональных "силовых центров", создает серьезную угрозу жизненно важным американским интересам. Любые серьезные провалы в экономической сфере грозят внутренними конфликтами в американском обществе, не желающем снижать достигнутый уровень потребления.
Сохранение глобального лидерства США также отвечает интересам транснациональных корпораций (ТНК), сложившихся в значительной степени на базе американского капитала. Лобби ТНК в американских эшелонах власти склонно ставить интересы своих корпораций выше национальных интересов США.
Для обоснования однополюсной модели мира создается и соответствующая теоретическая база. Одной из наиболее популярных сегодня теорий стала модель цивилизационных конфликтов ХХI века американского профессора С.Хантингтона. Данную модель можно рассматривать как развитие идеи мондиализма, соотнесенную с реальностью мировых противоречий. Под мондиализмом в самом широком смысле понимается концепция интеграции планеты под началом Запада, создание в далекой перспективе "мирового государства". Понятие "империя" употребляется здесь как строго определенная геополитическая категория, как объединение разнородных социально-этнических образований под управлением единого центра. Создание и существование любой империи подчиняется общим законам имперостроительства. Русский геополитик Евгений Морозов выделяет четыре взаимосвязанных элемента империи: метрополию, доминионы, колонии и врагов.
Мондиалисты отводят для США роль метрополии Мировой империи. В силу ряда геополитических факторов США действительно оказались историческими наследниками Британской империи. Не следует считать, что эта роль устраивает все политические силы Америки или является общепризнанной в американском обществе. Например, так называемые "изоляционисты" пытаются ограничить сферы влияния и присутствия США, понимая, что национальные интересы страны начинают вступать в противоречие с интересами мондиалистов.
Доминионы империи составляют государства, объединенные Хантигтоном в понятие западной цивилизации. Американское политическое руководство осознает, что в одиночку задача глобального лидерства непосильна даже для сверхдержавы, и прилагает максимум усилий для упрочнения и усиления коалиции стран Запада под патронажем США. Доминионы, согласно своей значимости, имеют право голоса при принятии решений: одни вполне реальный, другие формальный.
Для остальных государств остается роль или колоний империи или ее врагов. Говоря о колониях, не следует представлять нечто подобное колониям Британской империи прошлых веков. Колонии нынешней империи имеют все формальные атрибуты государственности. Главное, чтобы эти государства-колонии обеспечивали свободный доступ к своим ресурсам и рынкам, и как можно меньше задумывались о равнозначности обмена с метрополией. Германский геополитик О.Мауль отмечал, что глубокое экономическое проникновение равнозначно территориальной оккупации. Именно "либерализация торговли", "свободная экономическая конкуренция" Слона и Моськи превращают государства с "переходной экономикой" в современные колонии.
Для врагов или взбунтовавшихся колоний имеются соответствующие национальные институты США в виде армии и спецслужб. Достаточно ясно, что задача обороны национальной территории не является актуальной для армии США. Задача стратегического сдерживания после холодной войны тоже теряет степень своей актуальности. Армия США по свой организационной структуре и принципам строительства ориентирована прежде всего на вооруженные вмешательства вне собственной территории.
Поскольку интересы империи распространяются на все континенты, национальных институтов метрополии явно не достаточно. Необходимо объединять усилия с институтами доминионов. Отсюда происходит осмысление нынешней роли НАТО как военно-политического союза метрополии и доминионов, обеспечивающего порядок на просторах империи. Не случайно акцент в функциях НАТО смещается от обороны национальных территорий к действиям вне этих территорий. Соответственно, основное внимание уделяется военным контингентам быстрого реагирования и авиации.
В НАТО имеется четкая иерархия, которая строится в несколько ярусов. На верхнем ярусе находятся страны-члены альянса во главе с США, осуществляющие общий контроль мировых и европейских процессов. На втором ярусе находятся государства-члены программы "Партнерство ради мира"(ПРМ). Они не имеют доступа к процессу принятию решений, но могут привлекаться для силовых мероприятий. Участников ПРМ можно разделить на будущих доминионов империи и потенциальные "демократические колонии", вооруженные контингенты которых призваны выполнять роль "колониальных войск". На третьем ярусе находятся государства-потенциальные противники. В качестве таковых на сегодняшний день рассматриваются Югославия, Ливия и Ирак. Возможны переходы со второго яруса на третий и наоборот. Образ врага является необходимым атрибутом империи, так как его отсутствие приводит к быстрому разложению системы. Если врага нет, то его необходимо создавать.
В целом ПРМ призвана решать триединую задачу подготовки к приему в альянс новых членов, расширения зоны контроля НАТО над военной политикой государств Европы и постсоветского пространства, разделения ответственности при военных вмешательствах НАТО.
Неотъемлемой чертой империи является использование правила "разделяй и властвуй", т.е. недопущение формирования государственных объединений, способных по своему потенциалу конкурировать с империей.
Используя набор правил имперского строительства, можно определить политические цели "мировой империи" на ближайшую перспективу. Например, в отношении России они могут иметь следующее содержание:
- не допустить возникновения на территории бывшего СССР нового военно-политического союза, представляющего угрозу политическим, экономическим и военным интересам Запада;
- поставить под контроль Запада политические, экономические и военные сферы жизнедеятельности России, прежде всего через лоббирование своих интересов в российском правительстве и приобщение части российской элиты к западным ценностям (разумеется, прежде всего к материальным);
- использовать ресурсы и экономический потенциал России в интересах Запада;
- до минимума сократить военный потенциал России и прежде всего ее стратегические ядерные силы;
- создать буферную зону из государств - бывших республик СССР, по границам России, на случай выхода политических процессов в ней из-под контроля;
- использовать остаточный военный потенциал России как противовес мусульманскому миру и Китаю;
- поддерживать на территории России управляемые внутренние конфликты как ограничитель внешних интересов.
Для "мировой империи" желательно иметь Россию именно "демократической колонией". Для образа врага она имеет слишком значительный стратегический потенциал, делающий уязвимой национальную территорию метрополии. С другой стороны, цивилизационные отличия, территориальные размеры и геостратегическое положение не позволяют рассматривать Россию в качестве возможного доминиона.
Политика "мировой империи" в отношении Украины тоже достаточно прозрачна, а именно:
- всемерно поддерживать находящееся у власти национал-радикальное галицийское лобби;
- не допустить военно-политического союза Украины и России;
- использовать потенциал Украины в интересах Запада, а ее территорию в качестве буферной зоны с Россией.
Для проведения такой политики имеются определенные препятствия. Экономика Украины в значительной степени ориентирована на Россию. Заменить Россию как поставщика сырья и рынок сбыта украинской продукции Запад не в состоянии. Галицийское лобби не пользуется поддержкой большинства населения, а это требует значительных затрат на поддержку режима. Чуждая в цивилизационном плане Украина с русофильским менталитетом в восточных областях не может рассматриваться как доминион даже в отдаленной перспективе. Поэтому британский Институт стратегических исследований (IISS) не исключает возможность раздела Украины на две или более частей, при развитии неблагоприятной ситуации на Востоке. Вместе с тем прорабатывается вопрос оказания "миротворческой помощи" для сохранения ее территориальной целостности, что нашло отражение как в хартии Украина-НАТО, так и в недавних американо-украинских учениях "Си бриз".
Аналогичные цели могут иметь место и в отношении Белоруссии. Однако здесь имеются определенные проблемы. Современная белорусская политика явно не вписывается в глобальные имперские планы.
Во-первых, в Белоруссии произошла централизация управления государством в переходный период. Центральная власть достаточно жестко контролирует ситуацию во всех сферах жизнедеятельности, что позволяет концентрировать имеющиеся ограниченные ресурсы на ключевые проблемы, в том числе на противодействие внешнему давлению.
Во-вторых, Белоруссия провозгласила курс на создание социально-ориентированной рыночной экономики. Руководство республики отказалось от жесткого монетаризма, навязываемого международными финансовыми организациями, и обвальной приватизации. Это позволяет сгладить социальное неравенство и, соответственно, социальную напряженность в обществе. Такой подход делает белорусскую экономическую систему неподвластной значительному контролю со стороны международного капитала.
В-третьих, Белоруссия инициирует сближение с Россией и проводит политику, направленную на единение восточно-славянских народов. Это совершенно не отвечает имперским интересам и фактически ломает план создания буферной зоны между НАТО и Россией.
В-четвертых, в Белоруссии отсутствуют влиятельные партии и движения со стороны оппозиции, выражающие интересы значительной части населения. Реализуется формула "президент-народ" без промежуточных звеньев. Это значительно усложняет борьбу с нынешним политическим руководством республики. Можно достаточно быстро разложить правящую политическую партию, национальную элиту, сменить политический режим меньшинства. Но переориентировать сознание большинства граждан в нужном направлении, заставить их подчиниться воли меньшинства - задача крайне сложная, требующая значительных ресурсов и времени.
Другими словами, Белоруссия сопротивляется роли, отведенной ей "мировой империей". Все это несомненно заставляет Запад рассматривать республику не только как потенциальную "демократическую колонию", но и как врага империи. То, что борьба с политическим руководством Беларуси ведется, сомнений не вызывает. Ее внешними проявлениями являются:
- информационное давление, направленное на всестороннюю дискредитацию руководства республики, проводимого им внешне- и внутриполитического курса;
- информационная поддержка оппозиции, независимо от ее окраса (от ортодоксальных коммунистов до воинствующих национал-радикалов и просто политических авантюристов);
- угрозы политической и экономической изоляции, выражающиеся в диапазоне от откровенных призывов, до реальных действий;
- давление со стороны правительств ряда государств и международных организаций, спекуляция на экономических трудностях, обещания помощи в обмен на изменение политического курса; материальная поддержка оппозиции извне и поощрение ее попыток по дестабилизации общественного порядка.
Просочившаяся в прессу информация о подготовке на территории Польши лагерей для "беженцев" во время ноябрьского (1996 года) политического кризиса в республике дает основание подозревать о существовании планов НАТО по "миротворческой деятельности" в отношении Белоруссии. Сценарии и методы "миротворчества" хорошо известны по опыту республик Югославской федерации.
...Для реализации мондиалистских планов существуют и другие значительные препятствия, более серьезные, чем проблемы с Белоруссией. В мире идет активное формирование новых региональных "силовых центров". В Европе на роль силового центра главным претендентом является ФРГ. В Азиатско-Тихоокеанском регионе наряду с Японией лидирующие позиции занял Китай, представляющий собой уникальную конфуцианскую цивилизацию. В целом Азиатско-Тихоокеанский регион имеет перспективу в ХХI веке стать центром мирового развития и глобальным конкурентом Запада. Разворачивается борьба между претендентами на региональное лидерство стран мусульманской цивилизации. Здесь происходит усиление Турции, Ирана, Пакистана, растет влияние Индонезии. Особое положение занимает Индия, центр индуистской цивилизации, страна, стремящаяся к проведению независимой политики. Похожие процессы происходят и в Латинской Америке.
В связи с многополюсной тенденцией развития мира рассматривать в перспективе НАТО как монолитный военно-политический союз было бы тоже опрометчиво. В рамках западной цивилизации имеются достаточно сильные противоречия между США и остальными партнерами, прежде всего ФРГ. В силу этого США стремятся не допустить усиления роли ЕС и военной компоненты стран ЕС, препятствуют объединительным тенденциям в Европе.
Объединенная Европа под патронажем ФРГ может стать не столько союзником, сколько конкурентом США в борьбе за мировые ресурсы и рынки сбыта. Такую возможность Германия продемонстрировала в разжигании Балканского кризиса, в ходе которого она решила проблемы выхода к Средиземному морю и проникновению на Балканы через германофильские Хорватию и Словению. Практически все государства Европы (кроме разве Британии и США) вынуждены были следовать в русле германской политики.
В плане конфликта США-ФРГ-Европа, Германия может иметь несколько иное отношение к проблеме востока, в частности к России, Прибалтике и к другим государствам этого региона.
Нельзя обойти стороной и моральное давление на население Германии, более пятидесяти лет находящееся под оккупацией. Если присутствие Советской Армии в ГДР оправдывало присутствие англо-американских войск в ФРГ, то теперь это присутствие не имеет внятного объяснения.
Кроме этого, существуют значительные противоречия между европейскими членами НАТО: Германией с одной стороны, Британией и Францией - с другой, а также между Грецией и Турцией, Турцией и остальной Европой как частями разных цивилизаций, противоречия между Германией и Польшей по результатам II Мировой войны и др. И все эти противоречия далеки от разрешения.
Насколько далеко они зайдут - вопрос времени. В любом случае, в условиях силового дисбаланса они способствуют повышению военной опасности, следовательно, могут затрагивать непосредственно Белоруссию. Утверждения, что для республики не существует угроз в военной сфере, не соответствуют политическим реальностям, в равной степени как и утверждения, что Белоруссия может гарантировано обеспечить свою безопасность в опоре на собственный оборонный потенциал (т.н. "вооруженный нейтралитет").

Б.Биккинин, А.Разумовский (г.Минск)

• Рубрика •  Вверх