Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень ╧ 33
Ноябрь 1997 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации ╧ 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


В Госдуме РФ

СОЗДАНА ВНЕФРАКЦИОННАЯ ДЕПУТАТСКАЯ ГРУППА "СОЮЗ"


Россия - Литва

ИЗ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СНГ ПРЕЗИДЕНТУ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Представительная власть

ОБРАЩЕНИЕ К ДЕПУТАТАМ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ Г.КАЛИНИНГРАДА

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ДЕПУТАТОВ КАЛИНИНГРАДСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА В ГОСДУМУ РФ


Латвия

ДИСКУССИЯ ОБ "ИНОРОДЦАХ" В ЛАТВИЙСКИХ СМИ


Этнос и нация

О ПРИНЦИПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЮЗА ДУХОВНО БЛИЗКИХ НАРОДОВ

К ИЗДАНИЮ КНИГИ "ИСТОРИЯ СЛАВЯН"


В Госдуме РФ

СОЗДАНА ВНЕФРАКЦИОННАЯ ДЕПУТАТСКАЯ ГРУППА "СОЮЗ"

Внефракционная депутатская группа "Союз" создана в Государственной Думе по инициативе думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками. В состав группы "Союз" изъявили желание войти депутаты практически из всех думских фракций и групп. Депутатская группа "Союз" ставит перед собой задачу способствовать дальнейшему углублению экономической и политической интеграции государств СНГ. Есть основания утверждать, что, располагая более чем 300 голосами депутатов, группа "Союз" будет в состоянии провести в Госдуме любой законопроект, касающийся углубления интеграции стран СНГ.


Из Положения о внефракционной депутатской группе "Союз"

В последние годы заметно усиливаются межгосударственные интеграционные процессы. Страны Европы объединяются в рамках ЕС. На этом фоне чудовищным преступлением и нелепостью выглядит инсценированное извне разрушение СССР, обернувшееся трагедией для всех народов, входивших в его состав.
Исторически Россия всегда была стержнем, основой, объединявшей страны и народы, носителем и хранителем государственности вначале Российской Империи, а затем Советского Союза.
И сегодня именно Россия, некогда принявшая на себя историческую ответственность за судьбы вошедших в ее состав народов, должна взять на себя миссию по развитию и укреплению интеграции между вновь образованными на постсоветском пространстве государствами.
Основополагающий вклад в это призвана внести внефракционная депутатская группа "Союз".
СНГ необходимо использовать для решения задачи восстановления единого экономического пространства, а затем союза государств, образовавшихся на территории Советского Союза.
В этих целях депутатская группа "Союз" призвана:
1. Содействовать развитию Союза Беларуси и России, Союза четырех (России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии), СНГ, созданию прочной законодательной базы данных образований.
2. Учитывая, что западные державы усиливают свое экономическое и военно-политическое влияние на страны СНГ и Прибалтики, стремясь тем самым изолировать Россию и оказывать на нее давление, не допускать принятия законов, ратификацию договоров, наносящих вред интересам Российской Федерации.
3. Инициировать создание аналогичных депутатских групп в законодательных органах стран СНГ, Прибалтики и субъектов РФ.
4. Способствовать защите конституционных прав и свобод наших соотечественников за рубежом.
5. Содействовать стабилизации межнациональных отношений, предотвращению вооруженных столкновений.
6. Выработать взвешенное комплексное отношение к решению вопросов по Крыму, Севастополю, Приднестровью, Абхазии, Южной Осетии.
7. Не допускать развития сепаратизма в субъектах РФ.


Обращение Организационного Комитета по созданию внефракционной депутатской группы "Союз" (принято единогласно на заседании Госдумы 19.11.97 г., 14-00)

Организационный Комитет по созданию внефракционной депутатской группы "Союз" извещает о том, что по состоянию на 17 ноября 1997 г. собраны подписи 311 депутатов Государственной Думы, согласившихся вступить в состав Группы и предлагает утвердить прилагаемый состав организационного Комитета в качестве рабочего Президиума внефракционной депутатской группы "Союз".


Состав членов Президиума внефракционной депутатской группы "Союз" Государственной Думы Российской Федерации

Тихонов Георгий Иванович (председатель)
Бабурин Сергей Николаевич
Вакуленко Михаил Юрьевич
Варенников Валентин Иванович
Вишняков Виктор Григорьевич
Ждакаев Иван Андреевич
Ивер Василий Михайлович
Илюхин Виктор Иванович
Кобзон Иосиф Давидович
Костин Георгий Васильевич
Котков Анатолий Степанович
Макашов Альберт Михайлович
Пузановскнй Андриан Георгиевич
Садчиков Георгий Михайлович
Столярова Насима Калимовна
Тягунов Александр Александрович
Чехоев Анатолий Григорьевич
Глотов Сергей Александрович (ответственный секретарь)


Россия - Литва

ИЗ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СНГ ПРЕЗИДЕНТУ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Уважаемый господин президент!
Меня побудило обратиться к Вам чувство глубокой озабоченности, вызванное итогами суда над Валерием Ивановым - российским гражданином, постоянно проживающим в Литве. Как известно, он приговорен к одному году тюрьмы строго режима и штрафу в 70 тысяч лит (около 18 тысяч долларов) за то, что "словесно и в печатном издании распространял заведомо ложные вымыслы, унижающие честь других лиц".
Что же такого натворил наш соотечественник? Читаю обвинительное заключение: "В своей книге "Литовская тюрьма" В.Иванов пишет: "...таких наездов ночью 13 января 1991 года вообще не было. Опубликованные в печати фотографии, отражающие ... наезд советских танков на гражданских жителей, не что иное, как грубая фальшивка: фотомонтаж или инсценировка. 22-х летняя литовская девушка Лорета Асанавичюте, по рассказам очевидцев происшествия, была вытолкнута из толпы около телебашни, где она стояла, под проезжавший бронетранспортер, который своей боковой частью прижал ее к окружающей телебашню стене. По диагнозу врача больницы Красного Креста, куда отвезли Лорету, было установлено, что ей причинены: сжатие талии, бедер и ног с множественными переломами таза. Ее живую, в сознании доставили в больницу. В кадрах видеозаписи видно, что она пытается улыбаться, когда ее снимали на видео. Во время операции в больнице она умерла".
Я хотел бы узнать, г-н президент, что же тут такого "унижающего честь других лиц"? В январе 1991 года я находился в Вильнюсе в качестве депутата Верховного Совета СССР. Мэр Вильнюса в своем кабинете показал мне видеопленку, на которой действительно видно, что эта девушка давала интервью. И когда я узнал, что она умерла, у меня тоже создалось впечатление, что тут что-то нечисто. Об этом я заявляю публично. Так что же, меня тоже ожидает арест, если я появлюсь в Вильнюсе?
Ведь Иванов лишь утверждает, что Л.Асанавичуте не намеренно переехал танк, а ее вытолкнули из толпы, и БТР своим бортом прижал ее к бетонной стене, причинив ей тяжелые, но не смертельные травмы. Вот и все. Где же тут "заведомо ложные вымыслы"?
Обвинять В.Иванова в этом можно только после того, как в судебном порядке установлены конкретные факты, названы конкретные виновники. Но ведь такого расследования не было. Вернее, было. Но оно было проведено Генеральной прокуратурой СССР, а в сентябре 1991 года все материалы были полностью переданы в Литву. Создается впечатление, что литовские правоохранительные и судебные органы пользуются этими материалами весьма избирательно, выбирая нужные им факты и замалчивая "неудобные факты".
Получается, что истиной все жители Литвы обязаны считать ту версию события, которая выгодна лицам, пришедшим к власти на волне этих событий. А за публичное выражение сомнений в достоверности этой версии - строгое наказание: год тюрьмы и 18 тысяч долларов штрафа...
Ложь заключается не в словах В.Иванова, а в широко распространенных утверждениях о том, что в январе 1991 года в Вильнюсе танки Советской Армии преднамеренно давили людей, а солдаты - расстреливали людей у телебашни. В.Иванов со знанием фактов, почерпнутых из материалов следствия, утверждает, что этого не было. Почему же то, что во всем мире называется "версией" или "гипотезой", в Литве вдруг называется "клеветой"?
Все это мы уже проходили. В Тбилиси в апреле 1990 года тоже погибли люди. Полгода кричали, что злодеи-солдаты Советской Армии рубили всех саперными лопатками. Некоторые "демократические деятели" типа г-на Собчака сделали политическую карьеру на этой лжи. Потом выяснилось, что 18 молодых девушек затоптали сами же митингующие...
В этом же обвинительном заключении, в разделе, где описываются факты гибели людей около телебашни, написано: "экспертизой установлено, что сердцевина пули калибра 7,62 мм, образца 1908 года, из патрона, предназначенного для винтовки Мосина, карабина и пулеметов 1891/30 года...". Это значит, что солдаты Советской Армии были вооружены винтовками конца прошлого столетия? Или это кто-то из "лесных братьев" решил тряхнуть стариной?.. А вот итальянский журнал "Эпока" утверждает, что в 1991 году у оппозиции уже были вооруженные отряды, которые вполне могли иметь не только винтовки образца 1891 года, но и современное оружие.
А гибель лейтенанта Шацкого около телебашни. Его что, тоже застрелили солдаты Советской Армии? Стреляли снайперы. Чьи - до сих пор не известно, хотя утверждают, что в переданных Литве материалах Генеральной прокуратуры СССР достаточно данных, чтобы определить, кто и откуда стрелял. К Советской Армии это не имеет никакого отношения. По-видимому, виновников гибели людей, господин президент, нужно искать в Литве.
Так что проблема не в Валерии Иванове. Создается впечатление, что за его осуждением стоит попытка спрятать вместе с ним в тюрьму неприятную правду о том, что происходило в Вильнюсе в январе 1991 года.
Это выводит нас на еще одну группу проблем. У нас укрепляется ощущение, что в Литовской Республике не все благополучно с правами человека. Недавно приговорен к году тюрьмы Станислав Мицкевич - российский гражданин, постоянно проживающий в Литве. Он же является обвиняемым по делу М.Бурокявичюса и других товарищей. Ему 67 лет, он страдает тяжелым сердечным заболеванием. Но в прошлом, 1996 году его неожиданно обвинили в том, что он в 5 часов утра (!) избил палкой какую-то женщину. Есть свидетели, которые подтверждают, что С.Мицкевич в это время был на даче. Полное алиби. Но тем не менее приговор - год тюрьмы (правда с отсрочкой исполнения на полтора года). В коридоре суда эта женщина - "жертва" С.Мицкевича - по простоте душевной призналась, что имеет отношение к одной из литовских спецслужб. Как это понимать, господин президент?
В мае с.г. в Республиканском кардиологическом центре Литвы было сделано заключение, что С.Мицкевич нуждается в срочной операции на сердце. По моей просьбе правительство города Москвы дало согласие принять его в одну из московских клиник. Однако суд отказал ему в разрешении выехать в Россию на операцию.
А состояние Миколаса Бурокявичюса и Юозаса Ермалавичюса - двух пожилых людей, которых насильственно вывезли из другой страны. Неужели они представляют такую опасность для общества, что их нужно уже четвертый год держать в тюрьме, хотя их вина еще не доказана в судебном порядке.
Господин президент! Я не исключаю возможности того, что кто-то из обвиняемых может погибнуть или в результате длительного тюремного заключения, как это может произойти с М.Бурокявичюсом, или в результате отказа в медицинской помощи, как это может случиться с С.Мицкевичем. Убежден, что Вы прекрасно осведомлены о тяжелом состоянии здоровья подсудимых.
И это не просто предположение, а мрачная реальность. Все мы хорошо знаем, что белорусский гражданин профессор Иван Кучеров умер летом прошлого года именно в результате длительного тюремного заключения в Литве.
Господин президент! Не только Европейское Сообщество, но даже НАТО требует по нынешним временам соблюдения прав человека. А у вас все время идут политические процессы. Еще один наш соотечественник Александр Смоткин уже седьмой год сидит в тюрьме в Литве по явно сфабрикованным обвинениям. И число политзаключенных в Литве имеет тенденцию к увеличению. Мы подняли вопрос об этом в Совете Европы и намерены добиваться того, чтобы ситуация с нарушениями прав человека в Литовской Республике стала предметом самого серьезного изучения правозащитными организациями.
Это связано и с ущемлением прав наших соотечественников. Считается, что в Литве положение населения, для которого родным языком является русский, лучше, чем в соседних Латвии и Эстонии. Но ведь в указанных странах дело идет к созданию полномасштабного апартеида. Так стоит ли гордиться тем, что в Литве не апартеид, а просто скрытые формы дискриминации национальных меньшинств?
Созданы такие ограничения на использование в Литве русского языка, что их можно квалифицировать как попытку насильственной ассимиляции. Русские учителя не могут преподавать в русских школах, если они не сдали экзамен на знание литовского языка. Так ведь школы-то русские и дети русские.
...Россия будет защищать своих сограждан. Период, когда российские власти игнорировали боли и беды соотечественников, не по своей воле оказавшихся в "зарубежье", заканчивается. Мы не хотим конфронтации. Однако мы не чувствуем взаимности со стороны Литвы. Сейм Литвы не ответил ни на одно обращение Государственной Думы Российской Федерации по вопросу о положении наших соотечественников. Мы можем расценивать это лишь как отказ от какого-либо диалога.
Я убежден в необходимости улучшения отношений с нашими соседями, поиска решения спорных вопросов. Надеюсь, Вы согласитесь со мной в том, что это гораздо лучше делать в обстановке добрососедства. Мы готовы пройти нашу часть пути навстречу.

С уважением,
Г.И.Тихонов
депутат Государственной Думы Российской Федерации,
председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками


Представительная власть

ОБРАЩЕНИЕ К ДЕПУТАТАМ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ Г.КАЛИНИНГРАДА

Уважаемые депутаты областной Думы!
24 октября 1997 года Президентом РФ Борисом Николаевичем Ельциным и Президентом Литвы Альгирдасом Бразаускасом был подписан российско-литовский договор о государственной границе, который изменил границы территории Калининградской области в районе озера Виштынец (Нестеровский район), на Куршской косе и вблизи города Советска.
Вышеуказанный договор заключен с нарушением действующего законодательства.
Пункт 1 ст.67 Конституции РФ устанавливает, что территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними.
Согласно ст.65 Конституции Калининградская области является неотъемлемой частью РФ и равноправным субъектом РФ.
Согласно ст.8 Устава Калининградской области территория области не может быть изменена или изъята из состава РФ без согласования большинства граждан области и Российской Федерации.
Однако, договор о государственной границе был подписан без согласования с большинством граждан области.
На основании вышеизложенного просим депутатов областной Думы принять меры по устранению данного нарушения.

Председатель городского Совета депутатов г.Калининграда Ю.Л.Богомолов


ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ДЕПУТАТОВ КАЛИНИНГРАДСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА В ГОСДУМУ РФ

...В связи с подписанием президентами России (Б.Ельциным) и Литвы (А.Бразаускасом) договора о государственной границе... будет стоять вопрос о ратификации данных соглашений. Последствия данного соглашения для жителей Калининградской области имеют далеко идущие последствия, связанные с историческими событиями образования данной территории, как российской. Несмотря на заявления руководителей ведущих западных стран, в том числе и США, о нерушимости послевоенных границ, и признание решения Потсдамской конференции о передаче Советскому Союзу части территории бывшей Пруссии, передел территорий в Европе реально происходит. Не учитывать этого нельзя. Необходимо также учесть, что ратификация данного договора войдет в противоречие с принятыми Постановлениями Государственной Думы ╧ 156-П ГД от 15.03.96 г. "Об углублении интеграции народов, объединившихся в Союз ССР и отмене постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г." и " 157-П ГД от 15.03.96 г. "О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза СССР".
Озабоченность депутатов Государственной Думы, выраженная в обращении к Президенту РФ в связи с предполагаемым подписанием договора о государственной границе между РФ и Литовской Республикой от 26.09.97 г., нами поддерживается. Мы также считаем, что данный договор должен рассматриваться в связке с договором о транзите грузов и пассажиров в Калининградскую область, учитывая безопасность России, а значит гарантии не вступления Литвы в НАТО, а также обязательства Литовского Правительства не проводить дискриминационную политику в отношении русскоязычного населения. Спорность границ, утверждаемых данным договором, как с юридической, так и с политической точки зрения и неучтенное мнение жителей Калининградской области, может вызвать возмущение и несанкционированные действия населения.
Учитывая вышеизложенное, мы надеемся на Ваше понимание и взвешенность при подходе к данному вопросу. Он сродни проблемам по Курильским островам, Крыму и Севастополю. Неурегулированность границ в настоящее время не является камнем преткновения в наших добрососедских отношениях с Литвой. А потому предлагаем не ратифицировать в настоящее время данный договор.

Председатель городского Совета депутатов Калининграда Ю.Л.Богомолов


Латвия

ДИСКУССИЯ ОБ "ИНОРОДЦАХ" В ЛАТВИЙСКИХ СМИ

Нынешняя осень ознаменовалась речами о двухобщинном обществе, его нежелательности, о Законе о гражданстве, о негражданах, натурализации и т.п.
Повод к подобным разговорам был: проблемы с Евросоюзом, близость окончательного решения о приеме новых членов в ЕС, визит европарламентариев и т.п. Но схожие поводы были и в позапрошлом году, и в прошлом, и пять лет назад. И вот только теперь газета "Диена" предоставила целую страницу целевым высказываниям на сей счет. При этом "русскоязычным" авторам "Диена" статей не заказывала, значит, нелатышей все это не касается по определению.
В "Диене" имеют место три мнения: г-на Фрейманиса, г-на Йиргенса и г-на Пабрикиса.

Идея номер один

Г-н Фрейманис (демократический христианин) рассуждает о нас, инородцах, так: "Они боятся ассимилироваться, превратиться в латышей, боятся потерять таким образом кое-что из своей русскости или особенностей, присущих другим нациям". Мысль на удивление глубокая, хотя автор и не приводит экспериментального подтверждения. Однако г-н Фрейманис приходит к разумному выводу: латышам 44% инородцев не ассимилировать ("с учетом того, что в латышах столетиями культивировалась боязнь и угодничество по отношению ко всему нелатышскому"). А затем произносит вполне уместное в данном контексте слово: "Бельгия". В которой, как известно, живет много фламандцев (нидерландцы) и валлонов (французы).
Далее г-н Фрейманис призывает к тому, чтобы в Латвии возобладала цивилизованная форма двухобщинности. Как в Финляндии, Канаде и Швейцарии - с ее аж тремя народами. Речь не о том, чтобы имеющейся русской общине предоставить права, которые были бы естественны в подобной ситуации, а о том, чтобы две общины существовали "на основе латышского языка". При чем тут тогда Бельгия или Швейцария?
Понять, что такое "две общины на основе латышского языка" нельзя, но вот аргументы Фрейманиса в пользу нового закона о языке: "Закон о государственном языке все же необходим, хотя предназначен он, в сущности, только для нас, латышей, и латышский язык у нас здесь единственный "государственный язык", главным образом потому, чтобы мы сами не начали покорно, вежливо и просто ради общего спокойствия лопотать на чужом языке, что до сих пор делают пятеро латышей в компании одного нелатыша..." Однако это чья проблема и как ей поможет Закон о языке?

Идея номер два

Ситуация (пять плюс один) ужасна, поэтому следует ждать плана г-на Йиргенса. Но тот занимается не столько судьбами Отечества, сколько проблемами своих отношений с "Латвийским путем", выясняя кто был прав в деле принятия закона о гражданстве. Его взгляд на вещи известен и скучен, его объединение "всегда последовательно выступало за сужение круга претендентов и содействие репатриации". Задора мало: "Предоставление латвийского гражданства таким, в том числе завуалированно враждебным, лицам и ускорение темпов натурализации (ведущей к резкому сокращению доли латышей среди граждан) не решит созданную оккупацией проблему, а наоборот, будет содействовать превращению двухобщинного государства, существующего de facto, в двухобщинное государство, которым нас пугают защитники натурализации неграждан. Другими словами, люди, которые хотели бы целовать землю, по которой ходил Рубикс, обрели бы значительное политическое влияние в нашей стране. За этим совершенно естественно последовали бы и введение второго государственного языка и смена курса внешнеполитической ориентации, отказ от вступления в НАТО и, кто знает, может быть, изменение политического устройства в белорусском духе".
Мистическая часть идеи Йиргенса сводится к тому, что целование земли, по которой ходил Рубикс, неминуемо повлечет за собой обретение значительного политического влияния. Поскольку г-н Йиргенс, похоже, язычник, то ему это простительно. Практическая же часть его идеи состоит в том, что если не видно врагов явных, то все они - тайные.

Идея номер три

Г-н Пабрикис как доктор политологии констатирует: "прогресс в сфере этнических отношений в Латвии минусовой, его практически нет". Отсутствие прогресса, это вот о чем: по неким статистическим данным за последний год количество русских, знающих латышский язык, уменьшилось на 9% - из чего г-н Пабрикис делает вывод (похоже, верный), что русские на соответствующий вопрос начали демонстративно отвечать "нет" - как во времена СССР поступали эстонцы, заявлявшие, что русского не знают.
Констатировав, что "в условиях имеющихся этнических соотношений важной становится роль элиты общества, которой следовало бы стать инстанцией, взявшей бы на себя начало дискуссии обо всех "за" и "против", доктор сетует: "К сожалению, немалая часть элиты не может взять на себя эту роль из страха перед двумя вещами. Во-первых, перед конкуренцией со стороны нелатышской элиты, которая, интегрировавшись в латышское общество, потребует себе часть ресурсов. Во-вторых, имеет место чисто человеческая болезнь многих руководящих лиц показать свой непатриотизм, особенно, если в советские времена им довелось замазаться".
Это странно, поскольку если уж нелатышская элита интегрируется в латышскую, то доступ к "ресурсам" она все равно получит. Однако при этом г-н Пабрикис произносит вслух грубые, но честные слова, как то: "русофобия", "страх перед конкуренцией", "усугубление психологической отчужденности от латышских культуры, языка и государства".
Идея же у него такая: "Фактически двухобщинное государство в Латвии уже существует, вопрос лишь в том, позволит ли парламент и общество в Латвии своим бездействием ему укрепиться". И вот тут странно - неужели при относительно здравых оценках г-н Пабрикис в самом деле думает, что именно своим бездействием парламент и общество в Латвии позволили возникнуть двухобщинному государству? Все было наоборот.

* * *

"Двухобщинная Латвия" состоялась. А вот как с ней быть, никто из государственных представителей не знает. Не удивительно, но смешно пытаться разобраться с двухобщинностью, не начиная диалога с другой стороной, даже не пытаясь узнать, что она на сей счет думает.
А все это потому, что разговоры по поводу двухобщинности, неграждан и темпов натурализации связаны исключительно с внутренними проблемами самой латышской среды.
...Мы прожили в этой республике срок, вполне соизмеримый с существованием республики довоенной. Та существовала 21 год, нынешняя примерно 7 лет. (Это к тому, что уже понятно, что из страны получится.)

Ловушка для националов

Что изменится ко времени, когда квоты на гражданство умрут своей естественной (по Закону) смертью? Двухобщинное государство к тому времени окончательно укрепится и неграждане спокойненько отправятся натурализовываться. Они свое "по Закону о гражданстве" отсидели, так что - на свободу с чистой совестью. Только натурализовываться они будут как люди своей среды, у которой выработались общие качества и манеры. Например, неграждане стали очень спокойными: нынешнее обострение вокруг Закона о языке воспринято не с испугом, но с юмором. И - никаких негодующих митингов, газетных кампаний...
Сейчас даже любое действие международного характера - на пользу нелатышам.

Андрей Левкин (г.Рига)


Этнос и нация

О ПРИНЦИПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЮЗА ДУХОВНО БЛИЗКИХ НАРОДОВ
(взгляд из Еревана)

В пространстве Восточной Европы и в смежных регионах на протяжении ряда столетий формирование государственных границ, становление форм государственного устройства, организация экономической жизни, формирование ценностной системы и социальной структуры, политических и дипломатических традиций происходило, в значительной мере, как взаимосвязанный процесс, обусловленный принадлежностью различных наций и этносов к византийской цивилизации и имеющих единый фронт противостояния иным цивилизациям и агрессорам.
Разрушение исторически обусловленных политических и экономических связей не решило, а напротив, усугубило проблемы безопасности, экономического развития, утверждение национальных систем ценностей. В связи с этим, идея объединительного начала находит вполне устойчивую социальную базу и сторонников на различных уровнях социальной иерархии.

Бесперспективность и несостоятельность СНГ

Созданное в соответствии с сугубо конъюнктурными требованиями, а также в качестве "реабилитирующего" момента, СНГ не обусловлено ни цивилизационными, ни экономическими, ни идеологическими, ни политическими факторами. Оно было с самого начало обречено на неудачу. Это связано как с факторами исторического и ситуационного значения, так и с цивилизационными факторами, которые несомненно имеют определяющее значение. Военно-политическое и экономическое ослабление России, как центральной державы любого союза восточно-европейских или "евразийских" стран, невозможность оказания ею экономической и прежде всего ресурсной помощи, участия в крупных инвестиционных проектах, ограниченность возможностей России защищать данные страны, их интересы на международной арене политическим и дипломатическим образом, предоставления им крупной военной помощи в условиях вооруженных конфликтов, незаинтересованность российской элиты в объединительных процессах - все это безусловно не способствует укреплению СНГ. Важное место в торпедировании развития структур СНГ занимает и деятельность НАТО (прежде всего США и Турции), располагающих огромными политическими и экономическими возможностями, направленными на создание новых политических и экономических реалий в регионах Кавказа, Центральной Азии, на Украине, в Прибалтике.
Страны СНГ и Прибалтики, а также страны Балканского региона и Центральной Европы получили возможность войти в новые и порой весьма выгодные для себя экономические отношения со странами Запада, что также не способствует объединительным процессам.
Особую роль в переориентации стран Кавказа и Средней Азии играет Турция, беспрецедентно наращивая здесь свое присутствие. Формирование новых экономических организаций, создание транспортных и иных коммуникаций, систем образования, кредитных учреждений, активное участие в крупных инвестиционных проектах по разработке ценных минеральных и сырьевых ресурсов, насаждение специалистов в военных и дипломатических структурах, использование религиозных организаций для пропаганды идеологических воззрений - стали основными методами экспансии Турции в Азербайджане, на Северном Кавказе и в Центральной Азии.
Неразвитость социальных структур, маргинализация общества, низкий культурный и моральный уровень "элит" в странах СНГ, коррумпированность бюрократического аппарата в целом, явления кризиса управления во многих из них, зачастую переходящего в кризис государственности, также не способствует развитию СНГ в части сближения стран-участниц. Этому также не способствует глубокая политическая апатия, отчужденность от общественной и политической жизни масс населения, неразвитость политических партий и общественных движений. Вместе с тем, наиболее важными факторами отсутствия достаточных центростремительных и объединительных тенденций являются факторы цивилизационные.
Страны и этносы постсоветского пространства принадлежат к совершенно различным расам, религиозно-этническим системам, происхождению, языковой принадлежности, имеющим в лице соседних мощных держав религиозных, культурно-цивилизационных партнеров и союзников. Нации и этносы стран участниц СНГ характеризуется весьма различными стереотипами поведения, традиционными и привычными укладами экономической жизни, социальными стандартами, исторически сложившимися уровнями социально-экономического развития.
Целый ряд стран имеют между собой достаточно глубокие политические противоречия, территориальные претензии, существуют проблемы использования ресурсов, прежде всего энергетических и водных, транспортных коммуникаций, внутригосударственные и внешние этнические и клановые конфликты. Существует ряд очагов вооруженной и политической напряженности и высокая вероятность возникновения на их базе региональных вооруженных конфликтов.
Известной напряженностью и отстраненностью характеризуются также отношения между этнически и цивилизационно близкими нациями и этносами Балканского региона, что характеризуется наличием территориальных проблем, активным вмешательством западных держав, наличием крупных вооруженных конфликтов и определенным дистанцированием таких стран, как Болгария, Сербия, Румыния от России. Однако, как известно, между нациями принадлежащими к одной и той же цивилизации, за известный период времени крупных вооруженных конфликтов либо не возникало, либо они легко предотвращались политическими способами. Несмотря на наличие некоторых этнических проблем между Грузией и Арменией, Грецией и Македонией, Грецией и Болгарией, Сербией и Болгарией, Румынией, Молдавией и Россией, а также Украиной, данные страны (кроме юго-осетинского и приднепровского конфликтов) не были вовлечены в сколько-нибудь опасное противостояние.

Общность политических и экономических интересов восточно-христианских и иных духовно близких народов

Сегодня социальные идеологии и теории с трудом "правят" нациями и государствами, и тем более не способны выступать в качестве объединительных. События на Балканах, рост противоречий внутри НАТО, события в Восточной Европе явственно показали, что ни коммунистические, ни либеральные ценности и системы не способны решить наступающие проблемы. Разрушив "евразийскую" тоталитарную систему, западный либерализм тем самым поглощает самого себя, что выражается в явственном кризисе идеологии "нового мирового порядка". В основу систем управления, государственного устройства и даже экономической организации общества все больше ложатся цивилизационные подходы, и на смену "традиционному" социальному анализу приходят этнологические подходы. Эпоха универсализма сменяется эпохой "обособленности" в формировании политических и этнических структур.
На смену универсальным государствам и системам придут национальные государства, и будут реанимированы как культура, так и очертания самих цивилизаций.
На фоне духовного кризиса западного мира, включающего две основные составляющие, - католичество и протестантизм, - а также при нарастающем кризисе ортодоксального ислама, выражающегося в развитии исламизма и ваххабизма, восточно-христианская цивилизация (византийская традиция) во многом сохранила силу духа, традицию, способность идентифицироваться, а также, что есть самое важное, стать вновь основой для возрождения принадлежащих ей народов. Византийская цивилизация, являясь более динамичной и молодой, менее подверглась абсорбции со стороны системы протестантских ценностей, что доказывает подлинное возрождение, которое переживают восточно-христианские народы. Кризис, переживаемый данными народами, относится скорее к разряду материальных кризисов и по отношению к духовному началу является кризисом развития.
Понимая опасность византийского мира для протестантской системы ценностей, против него направляют свои возможности как Запад, так и Восток. Целью противников византийской цивилизации является недопущение трансформации восточно-христианского мира из состояния маргинального (пограничного) пространства в один из мировых полюсов политики и экономики.
(Однако положение маргинального пространства, подверженного контролю более могущественных сил, не может оставаться стабильным и со временем превратит восточно-христианский мир в аграрно-сырьевой придаток, буферную зону для Запада и богатых центров Востока. Это равносильно духовному и материальному вырождению, окончательному упадку производительных сил и культуры, жесткую политическую зависимость.)
...Опыт XX века явственно показал, что подлинного гармоничного экономического и социального развития достигали только те нации и регионы, которые строили свои экономические системы адекватными традиционным для себя цивилизационным основам, когда организация труда, экономические отношения, экономический порядок и законодательство в целом, развитие форм организации производства, уровень цивилизации управления и производства были основаны на национальных традициях, религиозно-этнических нормах поведения, стереотипе поведения в целом. К таким странам несомненно относятся страны азиатско-тихоокеанского региона, часть исламских стран. И наоборот, копирование западных, протестантских стандартов оканчивалось общественным разочарованием, диспропорцией и нетрадиционной дифференциацией общества, социальной деформацией и т.д.
Уровень социально-экономической мобильности общества, интенсивность и производительность труда, цикличность производственной деятельности, формы и способы землепользования, социальные стандарты жизни населения, способность к освоению высоких технологий, наличие научно-технического и образовательного потенциала, особенности климата, природных условий в целом, ресурсообеспеченность и другие характеристики народов восточно-христианского мира примерно сопоставимы. И главное, что характерно для данных народов в части общественно-политической организации, это стремление к общинности, коллективизму, то, что в русской политической терминологии известно как соборность.
Современные политические, экономические условия, демографическая ситуация и задачи реформирования и структурного преобразования стран восточно-христианского мира в основном совпадают. Данные страны не представляют опасности друг для друга, не имеют целей политической и демографической экспансии. Отношения между ними могут регулироваться даже без формальных договоренностей и отношений, на основе внутрицивилизационного саморегулирования данных отношений и взаимопонимания. Противоречия неформальных отношений между странами восточно-христианского мира и соседних стран являются уникальными в современном мире и представляются более тесными и эффективными, чем отношения внутри межгосударственных объединений Запада и Востока. К такого рода отношениям относятся, например, недекларированная солидарность Армении и армян диаспоры с Сербией, моральная поддержка Грецией Армении и Болгарии.
Наиболее важной, в данном случае является широкая поддержка Сербии со стороны общественности России. Данные отношения все больше будут выступать на международной арене как приоритетные и неуправляемые, так как содержат известную долю иррационализма.
Страны восточно-христианского мира легко представить в качестве единого экономического пространства, характеризующегося известными законами и закономерностями развития. Данные страны могли бы составить устойчивое экономическое сообщество, где отдельные национальные территориально производственные и промышленно-финансовые комплексы способны выступить как звенья, составляющие целое. В данном пространстве возможно такое разделение труда, какое обеспечило бы возможность функционирования многих ныне простаивающих производств и сфер хозяйства. Наличие данного пространства обеспечивает перспективное существование и развитие стратегий на юго-западном, южном и юго-восточном направлениях.
В настоящее время наиболее серьезные политические и вооруженные экспансии направлены именно против византийского мира (Босния, албано-греческая граница, эгейский конфликт, кипрский конфликт, нагорно-карабахский конфликт, чеченский, неурегулированность отношений в Северном Казахстане, в Поволжье, в Прибалтике и др.) И это не случайно, если учесть цели западного мира не допустить усиления этих стран, не допустить установления в них национально-ориентированных систем управления.

И.М.Мурадян, С.А.Манукян (г.Ереван)


К ИЗДАНИЮ КНИГИ "ИСТОРИЯ СЛАВЯН"

Вышла в свет книга "История славян" (М., 1997 г., автор - А.Гудзь-Марков). Это наиболее совершенное и полное собрание археологических, этнографических и исторических сведений по истории славянства, представляющее новый уровень обобщения разрозненной доселе фактологии.
...
"История славян" состоит из трех книг, содержащих двенадцать уникальных карт и краткое введение.
Первая книга "Славянский мир Европы" посвящена древнейшей истории и описывает славян раннего Средневековья Центральной Европы и Балкан. В книге подробно описаны взаимоотношения славян с мирами германцев, греков, арабов, иранцев и других народов. При этом рассматривается большое количество письменных памятников, в настоящее время переведенных с латыни, греческого, арабского и других языков. Особое внимание уделено перемещениям славян в I тысячелетии н.э. на Балканах и в Элладе, опирающееся на свидетельства греческих авторов.
В этой же книге подробно рассмотрены взаимоотношения северных германцев, выходцев из Скандинавии и Дании, со славянами. Выясняется, к примеру, что не только славяне восприняли северогерманский элемент в свою среду, но и сами северные германцы, едва ли в меньшей степени, восприняли славян в своей среде.
Последовательно освещается история славянских союзов междуречья Эльбы и Одера (полабские славяне), Польши, Чехии, Моравии, Словакии, Штирии, Каринтии, Словении, Хорватии, Сербии, Болгарии и иных славянских провинций центра и юга Европы. Материалы автор черпает из археологии, из хроник Галла Анонима, Козьмы Пражского и множества других доступных в настоящее время источников.
В книге приведена карта славянских земель Центральной Европы раннего Средневековья.
...
Вторая книга называется "История древней Руси". В основу исследования положено полное собрание древнерусских летописей, письменные свидетельства латинских, арабо-персидских, греческих авторов, данные археологии.
История Древней Руси освещается не как изолированное явление, а как часть развития мира славян и всего индо-европейского конгломерата народов. Повествование доведено до времени нашествия монголов 1237 - 1241 гг.
...
Третья книга - "Земли Древней Руси". Она разделена на одиннадцать глав по числу крупнейших исторических провинций, от Угорской Руси и Галиции на юго-западе до Новгородского Заволочья на северо-востоке. В главах подробно описано, район за районом, все многообразие древнерусских, славянских памятников, включая курганные некрополи, древние села, городища, летописные города, волоки, урочища и пр.
В каждой главе представлена карта исторической провинции V - XIII вв., отражающая все многообразие доступных данных. Карты являются абсолютно новыми и уникальными. Они представляют собой, в купе с описанным, большой интерес для всех стремящихся к знакомству с историей континента и Руси.

∙ Рубрика ∙  Вверх