Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень ╧ 30
Октябрь 1997 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации ╧ 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Национальная безопасность

РУССКИЙ ЯЗЫК И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Нация

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ОБРАЗОВАНИИ И КУЛЬТУРЕ В СТРАНАХ СНГ И ПРИБАЛТИКЕ


Геополитика

РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Национальная безопасность

РУССКИЙ ЯЗЫК И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, но одним из важных факторов обеспечения национальной безопасности России и окружающих ее государств является русский язык.
Анализ информационных аспектов национальной безопасности России показывает, что именно русскому языку существуют сегодня достаточно серьезные угрозы, которые не позволяют оставить без внимания эту важную, но еще недостаточно осознанную проблему.
В числе этих угроз можно выделить четыре наиболее важных. Этими угрозами являются:
1. Засорение русского языка терминами и словесными оборотами иностранного происхождения, не свойственными традициям русской словесности.
2. Все более широкое использование в русской речи слов и оборотов жаргонного характера.
3. Активное сокращение русскоязычного информационного пространства в т.н. "ближнем зарубежье", т.е. в новых независимых государствах, еще недавно бывших республиками СССР.
4. Вытеснение русского языка из зоны "дальнего зарубежья" и все большее ограничение его использования в качестве одного из мировых языков международного общения.
Если говорить о лингвистических проблемах русского языка, то главными угрозами здесь являются все большее и не обусловленное объективной необходимостью засорение русского языка словами и словесными оборотами иностранного и жаргонного происхождения. Задумайтесь только, на каком языке изъясняется между собой наше студенчество, какую речь мы слышим ежедневно по каналам российского радио и телевидения, каким языком пишутся сегодня статьи и заметки в большинстве наших газет и журналов, и вам станет совершенно ясно, что сегодня русский язык переживает такую фазу своего развития, которую следует охарактеризовать не иначе, как глубокий кризис.

Лингвистическая агрессия?

Одним из главных факторов, содействующих все более широкому распространению в современном русском языке терминов иностранного происхождения и слов, являющихся производными от этих терминов, является процесс все более активного воздействия на российское общество западной культуры, который некоторые культурологи успели окрестить процессом "вестернизации". Основными направлениями, на которых наиболее активно проявляется воздействие этого процесса, являются массовая культура, экономическая деятельность, политика и информатика.
Что касается массовой культуры, то здесь процессу "вестернизации" активно содействуют СМИ, предназначенные для молодежи, т.е. для наиболее активной и наиболее чувствительной к внешнему влиянию части населения России.
В сфере финансово-экономической деятельности влияние западной терминологии и ранее не свойственных для русского языка оборотов речи за последние годы также заметно усилилось. Причинами этого являются повышенное внимание работников этой сферы к западным методам ведения деловых операций, а также появление в России большого количества различного рода учебных центров, факультетов и институтов, имеющих прозападную ориентацию в научно-методической области своей деятельности. (Мы все чаще встречаем не только западные экономические и финансовые термины, но и не свойственные русскому языку обороты речи типа "прайс-лист", "бизнес-план", "Горбачев-фонд" и т.п.)
Что касается информационной сферы нашего общества, то здесь широкое распространение американских терминов наблюдается в сфере публикаций в области информатики и вычислительной техники. Особенно сильно это проявляется в области программного обеспечения. Этот процесс начался еще в начале 70-х годов, когда в СССР было принято решение о проведении широкомасштабных работ по созданию Единой системы электронно-вычислительных машин (ЕС ЭВМ). При этом происходило заимствование многих англоязычных терминов, которые стали все более широко употребляться в технической документации, а также в статьях и монографиях, издававшихся на русском языке, часто вытесняя при этом использовавшиеся ранее русские термины.
Если проанализировать причины этого явления, то их можно разделить на две основные группы.
Первую из них составляют причины объективного характера, обусловленные спецификой самого процесса развития средств вычислительной техники и информатики. (Общеизвестно, что по целому ряду направлений этого развития лидерство здесь захватили американские компании, которые контролируют большую часть мирового рынка средств информатики.)
Вторую группу причин составляют причины субъективного характера. Одна из них заключается в том, что в последние годы в России появилась и продолжает сохраняться своеобразная мода на использование американских терминов в технической литературе по вычислительной технике и информатике. В связи с этим можно привести характерный пример, когда выпускник одного из наших ВУЗов поступая на работу написал в своей анкете; "Владею английским в объеме ОС ЕС".

Криминализация русской речи

В 1993 году в Смоленске была издана книга Владимира Быкова "Русская феня. Словарь интержаргона асоциальных элементов".
Сегодня каждый житель России, полистав на досуге вышеуказанное издание, сможет лично убедиться в том, что "наезд", "разборка", "зачистка" и тому подобные слова, которые мы ежедневно слышим не только из уст дикторов радио и телевидения, но также и в речах высокопоставленных государственных деятелей России, это не технические термины из лексикона слесарей-водопроводчиков, а прямые заимствования из словаря представителей преступного мира нашей страны. И означают они вполне конкретные деяния этих представителей, очень даже наказуемые в уголовном порядке.
Вполне естественно, что процесс криминализации нашего общества оказывает свое влияние и на его язык. Только зачем же этому содействовать? Ведь активно продвигаясь в данном направлении, мы с большой степенью вероятности можем оказаться в ситуации, когда криминальный интержаргон станет привычным и повсеместным.
В чем же причины того, что государственные мужи позволяют себе обращаться к своим согражданам на языке, гораздо более уместном на лесоповале или в тюремной камере, нежели в цивилизованном обществе? Понимают ли эти люди, что они творят?
...Ответы на эти вопросы, думается, пока лучше оставить психологам. Ясно лишь одно: в обстановке ложно понимаемого плюрализма и вседозволенности мы поступим весьма безответственно, если позволим и далее засорять русский язык подобного рода "приобретениями" из криминальной лексики.

Кому он нужен, этот русский?

Тот факт, что зона активного использования русского языка в т.н. "ближнем зарубежье" быстро сокращается, теперь уже не вызывает сомнений. Это вызвано следующими тремя основными причинами:
1. Проявлением тенденций национального сепаратизма в политике многих лидеров государств-новоделов.
2. Экономическими проблемами в странах "ближнего зарубежья", затрудняющими проведение мероприятий, необходимых для экономической, учебно-методической и организационной поддержки процесса сохранения и развития русскоязычного информационного пространства в этих странах.
3. Ослаблением традиционного влияния Российской Федерации на процессы изучения и распространения русского языка в странах СНГ и Прибалтики.
...Пройдет еще десять лет и вырастет новое поколение людей, не знающих русского языка. И это будет трагедия, это будет информационная катастрофа, от которой пострадают как сами эти государства, так и Россия.
Нельзя забывать и о том, что на территории этих стран проживают, по различным данным, от 22 до 30 миллионов русских. Теперь они лишены возможности дать своим детям необходимое образование на родном языке, практически оторваны от своей национальной культуры. А это уже нарушение важнейших прав человека.
...Если сегодня пройти по улицам столиц таких государств, как Латвия, Литва, Эстония, Армения, Грузия, то мы почти не увидим на этих улицах вывесок на русском языке, хотя на нем говорит практически все население этих государств. Это результат активной государственной политики, цель которой - формирование нового информационного пространства, не соответствующего историческим традициям и лингвистической культуре общества.

О лингвистических аспектах проблемы

Развитие у человека способностей к абстрактному логическому мышлению существенным образом зависит от богатства того языка, на костром он мыслит. Таким образом, лишая своих граждан возможности глубокого изучения богатого русского языка, современные политики искусственно ограничивают возможности их интеллектуального развития. На пороге наступающей информационной эры, в которой интеллект и научные знания будут являться важнейшими факторами социально-экономического развития, это не только недальновидно, но и стратегически опасно.
Необходимо также отметить, что от богатства того языка, на котором способен мыслить человек, зависит и процесс формирования его общего мировоззрения. Т.е. "образ мира", который формируется в нашем сознании, определяется не только уровнем знаний и идеологическими установками, но также и теми языковыми средствами, с помощью которых он формируется в процессе мышления. Поэтому глубокое изучение богатого языка - это не только важное условие интеллектуализации общества, но и способ формирования в данном социуме адекватных представлений о глобальной картине мира.

В "дальнем зарубежье"

Русскоязычное информационное пространство сокращается почти во всех странах мира. За рубежом практически бессмысленно искать какие-либо русскоязычные информационные материалы. На международных выставках и научных конференциях русский язык вообще не используется (кроме тех случаев, когда мероприятие проводится на территории России или СНГ).
Исключение составляет лишь Китайская Народная Республика, где интерес к русскому языку в последние годы возрастает. На постоянной основе в КНР русский язык изучают около двух миллионов человек.
...Очевидно, что единое русскоязычное пространство - это наше национальное богатство. И это богатство теперь тает у нас на глазах. Идет разрушительный процесс, последствия которого начинают ощущаться уже сегодня, несмотря на то, что большинство населения бывших республик СССР еще достаточно свободно владеет русским языком. Но уже подрастает новое поколение, которое, по всей видимости, им так уже владеть не будет. А ведь русский язык - это не только средство межнационального общения. Это мощный системообразующий фактор, фундамент нашей многонациональной державы. И если этот фундамент дает трещины, то есть основания беспокоиться и за судьбу всего здания.

К.Колин


Нация

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ, КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ В СТРАНАХ СНГ И ПРИБАЛТИКЕ
(По материалам парламентских слушаний в Госдуме РФ)

Разрыв единого политического, экономического и гуманитарного пространства резко ограничил возможности граждан новых независимых государств в реализации своих прав в области культуры, образования и науки, существенно затруднил реализацию гуманитарных контактов и связей.
Особенно тяжелая ситуация сложилась вокруг российских соотечественников, постоянно проживающих в странах СНГ и Прибалтики. По официальным данным в 1991 году их насчитывалось более 25 млн., сегодня порядка 22 млн. человек.

Численность русского населения в государствах-участниках СНГ на начало 1996 г.
(по данным официальных источников)

СтраныОбщая численность населения (млн. чел.)В том числе русского населения (млн. чел.)В процентном отношении
Азербайджан7,42......
Армения3,750,010,27
Белоруссия10,302,120,0
Грузия5,340,264,9
Казахстан16,616,840,9
Киргизия4,450,291,3
Молдавия4,350,513,0
Таджикистан5,760,140,6
Туркмения4,090,050,9
Узбекистан22,47......
Украина51,0711,221,8

Во всех бывших союзных республиках сокращается сфера применения русского языка, что наносит значительный ущерб достойному жизнеустройству русскоязычной части населения.
Дает себя знать так называемый бытовой национализм, в той или иной мере он проявляется повсеместно. Однако главный дискриминационный фактор иной. Это национализм государственный, принимающий форму законодательно обеспеченного политического и экономического неравноправия людей по признаку этнической принадлежности.
Наибольшее количество жалоб и обращений за помощью и поддержкой поступает из Прибалтики. Особо жесткую государственно-националистическую политику проводит на своей территории Эстония. Закон о гражданстве Эстонии можно назвать "законом о непредоставлении гражданства по национальному признаку".
В ряде стран СНГ действуют другие факторы, делающие жизнь соотечественников непереносимо тяжелой. Например, в Таджикистане это внутренний вооруженный конфликт, с особой силой бьющий по наименее сплоченным общественным группам. Оттуда выехало около половины наших соотечественников. Отъезд из Армении в условиях блокадного голода и холода составил более 60% (несмотря на отсутствие государственных притеснений), а оставшиеся соотечественники - это преимущественно люди, связанные семейными узами с армянами.
В качестве положительного примера можно констатировать, что проблемы соотечественников практически нет в Белоруссии.
Политика официального руководства ряда стран СНГ и Прибалтики в отношении этнических россиян, постоянно здесь проживающих, стимулирует процессы деградации в гуманитарной сфере и прежде всего в традиционной культуре этих стран. Данное обстоятельство уже в ближайшем будущем грозит потерей интеллектуального потенциала стран Содружества. Указанная тенденция отчетливо обозначилась в резком сокращении числа занятых в духовной сфере. По данным статистических источников СНГ и России, численность занятых в этой сфере сократилась по сравнению с 1990 годом во всех странах Содружества, особенно в Казахстане и Таджикистане (на 20%), Армении (на 18%), Киргизии (на 17%), в Украине (на 11%). Языковая политика сделала безработными многих литераторов, работников театра и кино.
Практически во всех странах СНГ и Прибалтики (исключая Белоруссию) идет процесс сокращения русских школ, детских садов, сужаются информационное пространство, книгоиздание, издание учебной литературы и распространение печатной периодики на русском языке. Имеют место многочисленные факты ограничений при приеме в вузы по национальному признаку.
В Украине "украинизация" гуманитарной сферы подкреплена рядом указов и распоряжений президента страны, созданы льготные условия для издания и реализации украинской периодики (российские газеты и журналы налоговыми льготами не пользуются). Украинский язык рассматривается как единственный государственный язык в функционировании госорганов и общественной жизни во всех регионах, в том числе в Крыму и восточных областях страны. Принимаются активные меры по созданию нового поколения украиноязычных учебников и пособий, разрабатывается и внедряется украинская терминология во всем учебно-воспитательном процессе.
Эксперты-юристы ряда международных организаций подсчитали, что языковые нововведения руководства Украины нарушают около 20 международных конвенций о свободе информации, в которых участвует Украина.
Интенсивно реализуется целенаправленная политика торможения роста образовательного и культурного уровня русскоязычного населения и в других странах СНГ и Прибалтики. Повсеместное свертывание подготовки русскоязычных кадров приводит к вымыванию из республик русской гуманитарной и технической интеллигенции. Уже сегодня ощущается нехватка преподавательских кадров в средних школах с русским языком обучения (недокомплект составляет до 30 %). В сельских районах большинство русских школ закрыто. Распадаются самодеятельные художественные коллективы, закрываются русские театры, в том числе театры юного зрителя. Практически во всех странах время от времени прекращается трансляция российских телерадиопрограмм. Сознательное попрание русского языка считается признаком патриотизма, а в итоге представители "некоренного" населения вытесняются из государственных, общественных структур и органов местного самоуправления.
Оттеснение русского языка, снижение уровня его преподавания в перспективе вполне могут поставить под вопрос контакты во многих сферах, а местная молодежь может потерять шанс продолжить в России свое образование или научную практику.
Возникший вакуум целенаправленно заполняется третьими странами. Одним из серьезных внешнеполитических факторов является последовательное наращивание культурно-информационного проникновения в новые независимые страны ряда государств (США, Германия, Турция, Иран и др.). Этими государствами вкладываются огромные средства в бесплатную подготовку специалистов за рубежом, открываются школы, лицеи, книжные магазины, типографии, по местному телевидению широко транслируются программы с соответствующими информационными материалами, организуется проведение выставок, практикуется приглашение деятелей культуры и науки в зарубежные поездки.
На сегодняшний день в области культуры, образования, СМИ Россией со странами СНГ заключен ряд многосторонних соглашений, принято Решение Совета глав правительств СНГ (18 октября 1996 г.), утвердившее Концепцию формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств, подписана программа сотрудничества в области культуры, принято Решение Совета глав правительств СНГ (17 января 1997 г.) о Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ и подписано соответствующее Соглашение (не подписали Грузия, Туркмения, Узбекистан, Украина).
В последние годы российскими ведомствами заложена определенная договорно-правовая база в области защиты прав соотечественников. В данной сфере Россией с государствами Содружества подписан ряд как многосторонних, так и двусторонних документов.
Безусловно, дает себя знать ограниченность финансовых ресурсов России, отпускаемых на поддержку соотечественников (25,2 млрд. рублей на 1997 г.) Однако основная причина неудовлетворительного положения дел с защитой прав соотечественников в области культуры, образования, науки в странах СНГ и Прибалтики состоит практически в односторонней заинтересованности России в решении данных вопросов, непризнании существования проблемы этнических россиян руководством большинства стран СНГ и Прибалтики, в официальном курсе, направленном на формирование моноэтнических государств.
Пока не удается решить в полном объеме вопрос об организации и открытии российских культурно-информационных центров. В 1994 г. МИД РФ совместно с Росзарубежцентром при участии Минсотрудничества подготовил проект типового Соглашения об учреждении и условиях деятельности таких центров. Проект направлен по официальным каналам во все республики бывшего СССР, проведены соответствующие переговоры и консультации. Однако российская сторона столкнулась со сдержанной позицией в этом вопросе Азербайджана, Молдавии, Узбекистана. Нет реакции на предложения российской стороны из государств Прибалтики.
Минсотрудничество принимает участие в дополнительной проработке и согласовании ряда других проектов соглашений. Среди них проект соглашения "О сотрудничестве государств-участников СНГ в области периодической печати и о создании Межгосударственного совета по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии". Это соглашение будет способствовать сотрудничеству в области обмена и распространения периодической печатной продукции, прежде всего в целях обеспечения информационных потребностей русскоязычного населения в странах СНГ. Оно создаст дополнительные возможности в деле формирования общего информационного пространства.
Реальным, практическим шагом на этом пути может стать перспективный план подготовки документов и материалов по реализации Концепции формирования информационного пространства СНГ.
Положительно должно сказаться на судьбе соотечественников формирование в СНГ мощных транснациональных финансово-промышленных групп с российским участием. Назрела необходимость создания специального фонда поддержки соотечественников, в котором были бы аккумулированы как бюджетные, так и внебюджетные средства, включая резервные источники, направляемые на поддержку социально незащищенных слоев соотечественников, формирование социально-культурной сферы их жизнедеятельности, разносторонней деятельности русских общин.

* * *

С конца 1995 года работа с соотечественниками в области поддержки русского языка и культуры строится во многом хаотично, поскольку отсутствуют гарантии по бюджетному финансированию. В 1996-1997 гг. Минкультуры России не получило никаких средств по программе "Соотечественники". Не были выделены деньги и на культурный блок Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом, хотя предварительная работа была проведена значительная.

Перечень проведенных мероприятий:

1994 г.
Оказана помощь Душанбинскому русскому драматическому театру им. Маяковского.
Гастроли Тбилисского русского драматического театра им. Грибоедова в Москве и Воронеже.
Осуществлена поездка группы критиков в Литву для просмотра спектаклей Русского драматического театра Литвы.
Вечер российской и латышской поэзии в Риге (А.С.Кушнер, О.Г.Чухонцев, Б.Н.Корнилов).

1995 г.
Организованы гастроли Т.Петровой и "Русского трио" по северным областям Казахстана.
Проведение фестиваля "Музы" для учащихся русских общеобразовательных школ г.Вильнюса.
В Йошкар-Оле был проведен международный фестиваль русских драматических театров СНГ и Прибалтики.
В Москве и Тамбове состоялась выставка репрессированных и сосланных в Казахстан российских художников.
Министерство культуры РФ оказало значительную помощь Русской общине в Молдавии в проведении Дней славянской письменности и культуры, а также Есенинского юбилея.
Оказана поддержка традиционному фестивалю "Славянский венок" в Таллине.
При содействии Правительственной комиссии поддержаны русские драматические театры в Кишиневе, Ереване, Таллине, Рижский молодежный театр.
Организована в Москве, в ЦДХ выставка "Русские в Эстонии", к ней были приурочены гастроли Эстонского камерного хора православной музыки под управлением В.Петрова.
Поддержаны профессиональные и самодеятельные русские коллективы, такие, как оркестр русских народных инструментов под управлением В.Рахманова (Молдавия) и детский русский народный ансамбль школ г. Вильнюса.
Оказана помощь русским и славянским центрам в Ереване и Баку.
Проведены встречи с российскими деятелями культуры в Риге, Алма-Ате и в Крыму.

1996 г.
Организованы гастроли Театра им. Моссовета в Крыму, Театра на Перовской в Казахстане, Театра им. С.Образцова в Узбекистане и Киргизии.
Совместно с "Русским домом" (Эстония) проведены гастроли камерного оркестра "Московия" под управлением Э.Грача в Таллине и Тарту.
Министерство направило в Молдавию на Дни славянской письменности и культуры фольклорный ансамбль.
Дни славянской письменности и культуры в Крыму благодаря содействию Минкультуры России прошли при участии Русского классического квартета "Московская балалайка".
Минкультуры РФ частично профинансировало проект "Мастерская Михаила Чехова" в Юрмале.
Проведен экспертный анализ и согласование с посольствами, а также заинтересованными министерствами и ведомствами присланных в Министерство культуры заявок от различных организаций соотечественников. Окончательный список был представлен в Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом. К сожалению, ни одна заявка не была профинансирована.

1997 г.
Оказана помощь в организации поездки в Москву и осуществлении культурной программы студентам русской группы Киевского театрального института.
Организована поездка в Москву для детей из Рижского детского театра "Горизонт".
В рамках Дней культуры Российской Федерации в Азербайджане проведена выставка книг и российской литературы, которые затем были переданы национальной библиотеке Азербайджана.
Совместно с Интеграционным комитетом проведена Творческая школа молодых дарований в Поленове-Тарусе с участием одаренных детей из Казахстана, Беларуси и России.
В рамках Дней культуры Российской Федерации в Казахстане и Киргизии проведены встречи с представителями организаций соотечественников в этих странах.
На девятом (восьмом очередном) заседании Совета по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ, который прошел в Ереване 9-10 сентября с.г. рассмотрен вопрос о праздновании 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина в 1999 г. в России и странах СНГ.


Геополитика

РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Одним из важнейших объектов внешней политики России и беспокойным клиентом российского внешнеполитического ведомства является Турция. Так было пять столетий назад, таково положение и сегодня. Только развитие ситуации в российско-турецких отношениях с момента исчезновения с политической карты мира СССР поменяло знак "плюс" на "минус", если, конечно, смотреть на это с российских геополитических позиций.
Сегодня, когда российско-турецкие отношения внешне развиваются вроде бы благополучно, важно вспомнить, что во взаимоотношениях с Турцией Россия неоднократно оказывалась заложницей своей доверчивости, забывая о турецкой политической изворотливости, ставшей хрестоматийной. Есть такой термин - "турецкая подушка", его суть объяснили турецкие дипломаты в конце первой мировой войны: "У нас нет мощных дредноутов Англии, крупповской стали Германии и неудержимых казаков России, но у нас есть мягкая подушка, которую следует по мере необходимости подкладывать под голову каждой из этих держав."
...
Следует вспомнить, что переданные в 1920 году голодной Россией 10 миллионов золотых рублей не повернули кемалистскую Турцию, несмотря на обещания лидеров последней, на "рельсы мировой революции". В 1936 году Турция вновь повернулась к России спиной, подписав в Монтре договор о проливах, явно ущемляющий российские интересы.
Вторая мировая война подтвердила недружественность турецкой политики по отношению к России. Примкнув вначале к англо-французскому блоку, Турция после капитуляции Франции в 1940 году стала сближаться с гитлеровской Германией, с которой год спустя заключила договор о нейтралитете. Сохраняя его лишь формально, турецкое правительство на деле оказывало Германии всяческую поддержку, в том числе стратегическими материалами и продовольствием, беспрепятственно пропуская через проливы в Черное море германские и итальянские военные корабли. На обещания Гитлера помочь Турции создать государство тюркских народов вокруг Каспия и в Крыму последняя сосредоточила у российских границ немало своих дивизий, готовых вступить в войну на стороне держав "оси". И лишь разгром фашистских войск под Сталинградом удержал турецкое руководство от осуществления этих замыслов. Здравый смысл, а может быть, историческая память уберегли тогда Анкару от принятия губительного для нее решения.
Когда поражение Германии стало неотвратимым, Турция на 180 градусов изменила свою позицию, разорвав в 1944 году отношения с рейхом, а в феврале 1945 года даже объявив ему войну. Не приняв никакого участия в военных действиях, Турция формально оказалась в числе государств-победителей, три раза за время Второй мировой войны поменяв свою ориентацию.
...
Стратегическая самоценность и геополитическая значимость Турции, как связующего звена между Западом и Востоком, всесторонняя поддержка западными странами придали ей самоуверенности на пути становления в качестве влиятельного государства региона, позволили не всегда считаться с общепринятыми международными нормами и правилами.
Кувейтский кризис 1990-1991 гг. предоставил Турции возможность продемонстрировать свою решимость в защите западных стратегических интересов на Востоке и свою готовность неукоснительно выполнять обязательства перед партнерами по НАТО. По свидетельству одного американского генерала, Турция всегда проявляла завидную готовность ввязаться в драку, за что, видимо, получила особое расположение Запада.
...
Если вернуться к российско-турецким отношениям, то можно констатировать, что хрущевско-брежневский период позволил растопить лед недоверия между двумя государствами, двусторонние связи начали набирать силу, оживилась взаимная торговля, расширилось экономическое сотрудничество. За это время с советской помощью в Турции был построен крупный металлургический комбинат (Искендерун), алюминиевый завод (Сейдишехир), нефтеперегонный завод (Алиага), другие промышленные объекты. Еще до прихода к власти Горбачева отношения стали еще более улучшаться. В сентябре 1984 года было подписано соглашение о поставках в Турцию российского природного газа.
В перестроечное время Турция по преимуществу подчеркнуто дружелюбно и добрососедски относилась к СССР. В марте 1991 года в Москве был даже подписан советско-турецкий договор о дружбе и сотрудничестве.
Однако с распадом СССР в черноморско-каспийском регионе создалась новая геополитическая и геостратегическая ситуация, которая вновь всколыхнула турецкие амбиции, заставив вспомнить о величии когда-то могущественной турецкой империи. Отодвинулись границы России, появилась буферная зона в виде суверенных государств с преимущественно тюркским, мусульманским населением. И главное, оставшаяся без союзников, утратившая основные атрибуты великой державы, ослабленная Россия, по оценке самих турецких политиков, уже не представляла собой той внушительной политической и военной силы, которая должна была сдерживать экспансионистские устремления Турции.
В сложившихся условиях вполне закономерным выглядит усиление политической, экономической и военной активности Турции, стремящейся с максимальной эффективностью использовать неожиданно открывшийся для нее исторический шанс и взять реванш за прежние неудачи. Смелости Турции придавало и то обстоятельство, что за ее спиной стояли США и другие государства Запада, заинтересованные в переделе сфер влияния в соответствии со стратегией "нового мирового порядка".
В планах Запада Турция, как член НАТО, всегда рассматривалась в качестве надежной опоры атлантизма на Востоке, "санитарным кордоном" между Европой и арабским миром, сдерживающим фактором на пути распространения исламского фундаментализма Ирана, важным элементом противостояния России на кавказском направлении и в бассейне Черного моря. Новое восприятие Турции в правящих кругах Запада сформулировано следующим образом: "Турция пытается помочь новым мусульманским странам стать светскими демократиями. Она выступает как мост между Западом, Балканами и Ближним Востоком. Она продолжает играть роль жизненно важного рычага безопасности Запада... Дружба с Турцией важна для Запада как никогда."
Являясь последовательным союзником Запада и основным реализатором его глобальных геополитических и военно-стратегических замыслов в этом регионе, Анкара преследует и собственные интересы. Они выражены в стремлении Турции действовать в направлении дальнейшего ослабления российского присутствия в регионе и укрепления собственного экономического, политического и военного влияния в качестве ведущей военно-политической и экономической силы этого стратегически важного региона мира.
Судя по всему, политика Турции рассчитана на длительную перспективу и предусматривает распространение своих усилий вплоть до центральноазиатских стран и тюркоязычных регионов России.
Сегодня вполне очевидны ее главные задачи: это всестороннее развитие торгово-экономических связей с новыми независимыми государствами на выгодных для Турции условиях; далее - создание двухсторонней и региональной системы экономического сотрудничества; кроме того, обеспечение условий для политического сближения с новыми независимыми государствами на этническо-религиозной основе; наконец, формирование системы политического сотрудничества с последующим приданием ей статуса и функций военно-политической структуры, выдвижение в региональные лидеры, обеспечение условий для эффективного влияния на общую ситуацию в регионе.
Оценивая возможности Турции как реального конкурента России, следует иметь в виду, что успехи в сфере экономики, политики и культуры позволили Турции из второстепенной, заурядной страны к началу 90-х годов превратиться в государство важного регионального значения, имеющее свой вес и голос на международном уровне, способное позволить себе вступать в конкурентную борьбу с сильным противником, а порой и навязывать ему свои условия.
Проследим лишь некоторые чувствительные для России направления турецкой активности.
...В одном из своих выступлений ныне покойный президент Турции Тургут Озал предсказал, что XXI век будет веком Турции, имеющей прекрасную перспективу нового исторического единения тюркских народов Средней Азии и Кавказа под турецкой эгидой.
...Уже на рубеже 1991-1992 годов Турция взяла энергичный старт в деле развития прямых связей с государствами Закавказья и Центральной Азии. Последние охотно откликнулись на ухаживания Турции в силу ее связей с Западом, привлекательной модели развития, сочетающий светский характер государственного устройства, умеренный (до последнего времени) ислам и технологическую модернизацию. В ходе лихорадочной активности Анкары с этими странами было подписано несколько сот соглашений о сотрудничестве в самых разных областях. Турецкий "Эксимбанк" открыл кредитные линии для финансирования экспорта Турции в эти страны. К концу 1995 года общая сумма кредитов достигла 700 млн. долларов. Активно повела себя Анкара в инвестиционной сфере. По информации журнала "Галф рипорт", только в Туркменистане турецкие капиталовложения достигли 650 млн. долларов. В Узбекистане 17 процентов всех совместных предприятий созданы турецкими компаниями, десятки и сотни совместных предприятий насчитываются в Грузии, Азербайджане, Казахстане. Учитывая сложное финансовое положение в самой Турции, ей на помощь пришли США, другие страны Запада. В октябре 1994 года был подписан меморандум между США, Турцией и Израилем об оказании финансовой поддержки государствам Закавказья и Средней Азии. (Уже сейчас туркменский хлопок почти полностью переориентировался на Турцию, в то время как ивановские и другие ткацкие фабрики России остались без традиционного сырья.)
...События показывают, что Турция уже очень мощно вторглась в эти государства, не ограничиваясь только экономической и финансовой сферами. Четыре встречи на высшем уровне, прошедшие по инициативе Анкары, и в особенности ташкентская (1996 г.), дают экспертам повод говорить о появлении признаков начала процесса политического объединения тюркоязычных государств под эгидой Турции.
...В России не может не вызвать беспокойства происходящее в последние годы в политике Турции усиление линии пантюркизма и панисламизма как идеологической оболочки внешнеполитической, экономической и военной экспансии, предусматривающей агрессивное расширение турецкого влияния на тюркоязычные в основном мусульманские народы не только ближнего зарубежья, но и самой России.
...Осуществляемые Турцией в Закавказье и Центральной Азии шаги экономического плана подкрепляются информационным наступлением с далеко идущими целями. На Закавказье и регион восточнее Каспия нацелены турецкие радио- и телепередачи. Настойчиво культивируется идея культурно-языкового единства на основе турецкого языка, массовыми тиражами распространяются турецкие печатные издания. Десять тысяч студентов из стран Закавказья и Центральной Азии приглашены на обучение в турецких университетах.
Следует отметить, что в последние годы в Турции набирает силу процесс "турецко-исламского синтеза", в основу которого положен замысел объединения пантюркистских, панисламистских идей. На этой почве все выше поднимается волна национализма и исламизма. Это уже вызывает беспокойство турецкой армии, как гаранта принципа лаицизма, и где проводится активная чистка от сторонников крайних форм ислама.
...Благосклонно турецкие власти относятся и к сепаратистским намерениям крымских татар, а представители крымско-татарского меджлиса принимаются в Турции на правительственном уровне. Все это не может не вызывать обоснованного беспокойства.
Не случайны в Турции и антиславянские настроения, которые корнями уходят в историю векового противостояния тюркизма и славизма, борьбы славянских народов за освобождение от Османской империи. Эти настроения особенно проявились во время событий в Югославии, когда общественное мнение было направлено на безоговорочную поддержку "братских исламских народов". Анкара незамедлительно поддержала и решение Вашингтона на военное вмешательство и бомбардировку сербских военных объектов. Тогда турецкое правительство потребовало от СБ ООН принятия решения на проведение военной операции в Боснии и Герцеговине с тем, чтобы "защитить мусульманское население от сербской интервенции." Не удивительно, что турецкие добровольцы приняли участие в боях на стороне боснийских мусульман. К такой активности Турцию подталкивает и то обстоятельство, что на ее территории проживает до 8 млн. мусульман боснийского происхождения, требующих помощи единоверцам, "защиты" Албании, Македонии, области Косово от сербов.
В ряде ключевых спорных вопросов между Россией и Турцией, выходящих на стратегический уровень, стоит проблема транспортировки нефти из государств каспийского региона по выгодному для Турции маршруту в обход России.
Одним из важнейшим обстоятельств, подогревающих турецкие аппетиты, является наличие в регионе огромных сырьевых ресурсов, в первую очередь нефти и газа, и открывшиеся в связи с этим перспективы для Турции стать посредником между Востоком и Западом в распределении нефтяных богатств путем их транспортировки через свою территорию. По оценкам, только в ложе Каспийского моря разведанные запасы нефти составляют около 10 млрд. тонн. Запасы в "азербайджанском секторе" Каспийского моря составляют примерно 2 млрд. тонн. (Экспорт нефтепродуктов дает, например, Азербайджану 75 процентов всех валютных поступлений.)
Следует отметить, что новые прикаспийские государства не имеют выхода к открытым морям. Поэтому их внешнеэкономическая деятельность и связь с мировым рынком полностью зависят от возможностей и условий транзита грузов через территории соседних стран. Эту ситуацию и намерена использовать Турция, став у нефтяного крана.
Анкара добивается осуществления исключительно выгодного проекта строительства нефтепровода Баку-Джейхан по азербайджанской и грузинской территории, минуя северный путь на Новороссийск, что позволило бы Турции только за транзит иметь ежегодно 300-400 млн. долларов. Сложившуюся ситуацию в Турции, в которой собственные запасы нефти весьма ограничены, а ежегодные потребности составляют около 17 млн. тонн, расценивают как шанс, который "выпадает раз в столетие". И этот свой шанс Анкара не намерена упускать. В планах турецких руководителей - превращение Искендерунского залива, где находится порт Джейхан, в "средиземноморский персидский залив", крупный центр по торговле нефтью мирового масштаба, через который предполагается транспортировка нефти с ежегодным объемом в стоимостном выражении 13 млрд. долларов.
Проблема нефтепроводов порождает острое соперничество в регионе. Здесь замешаны интересы России, Ирана, Турции, Закавказских государств, США, имеющих в нефтяном консорциуме 42-процентную долю. Вокруг добычи нефти и ее транспортировки ведется сложная политическая игра, которая, как предсказывают аналитики, в ближайшее время будет оказывать решающее воздействие на ситуацию в регионе. США уже выразили поддержку варианту транзита нефти через Турцию.
В своем стремлении ограничить возможности России по экспорту нефти через Новороссийск и далее танкерами через Черноморские проливы Турция пошла на беспрецедентный шаг, в одностороннем порядке изменив статус этих проливов, зафиксированный Конвенцией в Монтре. Введенный Турцией с 1 июля 1994 года под предлогом защиты окружающей среды новый регламент судоходства в проливной зоне позволяет турецким властям задерживать проход крупных торговых судов, танкеров, военных кораблей на срок до нескольких суток, подвергать их контролю и досмотру и даже отказывать в следовании через проливы. Бывший министр иностранных дел Турции Четин прямо заявил, что Турция не допустит прохождения танкеров через проливы, и российская нефть должна идти только по трубопроводу через турецкую территорию.
Достойны пристального внимания политические устремления Турции в Черноморском бассейне. Еще в 1990 году Турция выдвинула идею создания здесь зоны свободной экономической кооперации, в которую вошли бы черноморские страны, освобождающиеся от коммунистического режима. Эта идея нашла свое воплощение на Стамбульской конференции 1992 года, где была подписана Декларация о создании Черноморской зоны экономического сотрудничества (ЧЗЭС), в которую кроме Турции вошли Россия, Украина, Румыния, Болгария, Грузия, Молдавия, Греция, Армения и Азербайджан. Целями ассоциации было объявлено снижение таможенных барьеров и создание льготных условий для взаимной торговли, формирование свободных зон торговли и циркуляции капиталов, а также учреждение совместной Парламентской ассамблеи, призванной гармонизировать отношения стран бассейна. И хотя все эти акции, на первый взгляд, носят экономический характер, многие политологи не без основания утверждают, что они преследуют в большей степени политические цели - укрепление своих позиций и принятие на себя лидирующей роли среди государств черноморского бассейна. С другой стороны, необходимо констатировать, что пребывание России в этой организации на вторых ролях заметно снижает возможности российского влияния в черноморской зоне.
...
На Балканах Турция проявляет не меньшую активность, что не может оставлять Россию, исторически тяготеющую к этому региону, безразличной. Турецкие политические инициативы на Балканах распространяются на Албанию, имеющую ту же религию, Болгарию, где проживает немало этнических турок, Румынию, в которой собственный экономический кризис открыл двери для турецкого внедрения. С этими странами уже заключены десятки торговых, экономических и военно-технических соглашений, предпринимаются меры по продвижению идеи оформления на Балканах некоего варианта военно-политического союза мусульманских образований, конечно, под патронажем Анкары.
...
Далеко идущие последствия имеет военно-политическое сближение Анкары с Тель-Авивом. Подписанный между ними в начале 1996 года договор о военном сотрудничестве предусматривает создание объединенной группы военно-стратегических исследований, взаимодействие разведывательных структур, обмен опытом в охране государственных границ, проведение совместных учений, обмен между военными академиями, тренировочные полеты израильских самолетов над территорией Турции.
...
В основе азербайджанско-турецкого военного сотрудничества лежит двусторонний договор, подписанный в августе 1992 года, а также ряд соглашений и договоренностей, заключенных в ходе рабочих встреч. Анкара умело использовала в своих интересах азербайджанско-армянский конфликт и наладила тесные отношения с Азербайджаном в военной и военно-технической сферах, что, по мнению военно-политического руководства страны, позволяет ей обеспечить устойчивое влияние не только в этой республике, но и в Закавказье в целом. Сотрудничество двух стран наиболее продвинулось в области подготовки военных кадров для армии Азербайджана, поставок оружия и боеприпасов, в том числе на Карабахский фронт, которые осуществляются регулярно, начиная с апреля 1993 года.
...
Турецкое руководство предпринимает все более активные усилия по налаживанию военных связей с республиками Центральной Азии, учитывая высокую концентрацию вооружений в этом регионе, нехватку квалифицированных военных кадров, а также неурегулированность целого ряда военных вопросов в отношениях с Россией.
...
Важное место в планах Турции отводится налаживанию военных связей с Украиной. В 1994 г. между двумя странами подписано соглашение о сотрудничестве в подготовке военных кадров, в военно-технической и научных областях. Проводится обмен военными делегациями, информацией о системе военного обучения и образования, консультации по вопросам технического и тылового обеспечения войск. Прекращение российско-украинского военного партнерства и возникновение на его поле противостояния по отдельным военным вопросам рассматривается в Анкаре как важная предпосылка ослабления геостратегических позиций России на Юге. Усилия Анкары и НАТО в целом направлены на то, чтобы не допустить в будущем военного сближения России и Украины.
Характерно, что наращивание Турцией своего военного присутствия в регионе Черного моря проводится на фоне периодически раздающихся заявлений турецких представителей о нарастании российской "военной угрозы", "русской экспансии", опасности возврата "российского неоимпериализма".
На фоне слабеющего российского флота командование турецких ВМС регулярно проводит в Черном море морские учения типа "Дениз курду", в том числе в непосредственной близости от кавказского побережья России.
После двухлетнего перерыва Турция возобновила проведение крупных зимних маневров ("Кыш-95") на востоке страны в провинции Карс в непосредственной близости от России и всего кавказского региона. Генеральный штаб Турции характеризует "восточные учения" в высшей степени важными, особенно в свете "агрессивной политики Москвы в отношении Азербайджана, Чечни и всего Северного Кавказа в целом". Одна из целей зимних учений, по оценке турецкого командования - демонстрация силы и устрашение противника и готовности Турции и ее вооруженных сил противостоять "угрозе с севера". И естественно, Россия, как впрочем и другие государства, граничащие со столь милитаризованном соседом, не могут заподозрить ее в излишнем миролюбии.
Ситуация для России осложняется еще и тем, что, возможно, впервые в своей истории она не имеет полноценных границ с Турцией, и российские солдаты охраняют не империю, а внешние рубежи других суверенных государств - Грузии и Армении, имеющих разные подходы к отношениям с Турцией.
...
Удивительно, но факт. На фоне, казалось бы, грандиозного ущемления Турцией российских геополитических интересов, уверенного заполнения ею оставленного Россией пространства, внешне российско-турецкие отношения выглядят безоблачными и даже набирают силу. (Хотя недавние призывы турецкого руководства к партнерам по НАТО оказать давление на Россию, якобы, создающую угрозу южному флангу НАТО, привносят и в эту сферу взаимоотношений явную конфронтационность.) Россия, и особенно Турция, проявляют взаимную заинтересованность в расширении межгосударственных торгово-экономических связей, хотя и здесь наша страна занимает пассивную, как бы оборонительную позицию под натиском турецких товаров и услуг, что справедливо было бы охарактеризовать как турецкое экономическое наступление на Россию. Наша страна представляет для Турции необъятный рынок, неразборчиво поглощающий значительную часть продукции турецкой промышленности и создает дополнительные рабочие места для турецких рабочих. Заметно изменился за последние годы торговый баланс в отношениях между двумя странами, и если импорт Турции из России сократился на треть, то ее экспорт увеличился вдвое и тенденция его роста сохраняется.
Таким образом, при оценке состояния отношений двух стран возникает двойственное ощущение.
С одной стороны, Россия оказалась перед лицом нарастающей угрозы с юга, источником которой в значительной степени остается Турция, которая не рассталась с имперскими амбициями и в этой своей политике склонна опираться на военную силу, собственность или союзников. Все это есть и не может оставаться за пределами российского внимания.
Поэтому в своей политике на турецком направлении России, видимо, следует исходить из следующего:
- она имеет дело с напористым политическим соперником, энергично (чего не скажешь о нашей стране) отстаивающего свои национальные интересы на всех направлениях и всеми имеющимися средствами;
- Турция является членом НАТО и серьезным военным противником, в военной доктрине которого Россия зафиксирована как враг номер один;
- турецкая сторона является предприимчивым торговым конкурентом, оседлавшим не только рынки черноморско-каспийского региона, но и освоившего внутренние российские рынки.
Сказанное выше все же не означает, что Турция намерена немедленно идти на обострение и конфронтацию в своем соперничестве с Россией за влияние в сопредельном регионе. Пока Турция считает, что выгоднее проводить сбалансированную и взвешенную политику. Однако ее планы и действия, как представляется, свидетельствуют об обретении известной уверенности и готовности в своих устремлениях идти настолько далеко, насколько ей позволит Россия. Уже сейчас становится очевидным, что Турция не упустит возможности извлечь выгоду из любых просчетов России.
С другой стороны, фактом является и то, что Турция объективно заинтересована в долгосрочном сотрудничестве с Россией. Об этом говорят и приведенные выше данные, свидетельствующие, что наша страна является крупнейшим и перспективнейшим турецким партнером, и та деловая и дипломатическая активность, которую Анкара проявляет на этом направлении, способная оказаться для России чрезмерной. К сотрудничеству с Россией Турцию подталкивают также прохладное отношение к ее присутствию на европейских рынках со стороны развитых государств этого континента, да и невысокие, в общем, дивиденды, которые Анкара пока имеет от своей сверхактивности в Центральной Азии и в Закавказье. Не случайно турецкий посол в Москве Бильгин Унан убежден, что "русские и турки нужны друг другу больше, чем кто-либо в Европе".

В.Мещеряков

∙ Рубрика ∙  Вверх