Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru   http://www.relis.ru/slavmir
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень ╧ 29
Октябрь 1997 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации ╧ 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


В Госдуме РФ

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


Белоруссия

О СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ

НАТО И ИНТЕРЕСЫ БЕЛОРУССИИ

РОССИЙСКИЙ СОЦИУМ: ВЗГЛЯД ИЗ БЕЛОРУССИИ


Геополитика

НОВАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ УСТУПКА


Социум

ПРЕДЕЛЫ ПАДЕНИЯ (ИЗ ДОКЛАДА РАН)

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАН - РУБЕЖ ОБОРОНЫ РОССИИ


СМИ

НТВ НАМЕРЕНО ПОКАЗАТЬ СКАНДАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ


Философия

УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? (ЗАМЕТКИ О "ЕВРАЗИЙСТВЕ")


В Госдуме РФ

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Проект был внесен в Государственную Думу депутатами М.З.Юрьевым, С.Н.Бабуриным, М.С.Гуцериевым, Л.И.Иванченко и А.И.Лукьяновым. Л.И.Иванченко, председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике, назначен Советом Думы ответственным за данный законопроект. 16 сентября 1997 г. Совет Государственной Думы принял решение направить указанный проект федерального конституционного закона Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе.
Положительным в этом законопроекте является, в основном, желание его авторов детально проработать и развить ст.65 (часть 2) и ст.137 (часть 1) Конституции Российской Федерации. В этих статьях не исключается принципиальная возможность принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Федерации с соответствующим изменением конституционно-правового статуса этого субъекта.
Что касается отрицательных сторон законопроекта, то он предоставляет широкие возможности для дальнейшего неравномерного дробления территории Российской Федерации, нарушения ее территориальной целостности (ч.3 ст.4 и ч.3 ст.5 Конституции Российской Федерации). В случае реализации механизма, заложенного в проекте закона неравноправия субъектов федерации, появится возможность бесконтрольного увеличения числа государств в составе Российской Федерации (ч.2 ст.5 Конституции Российской Федерации), что приведет к трансформации Российской Федерации во временную конфедерацию (глава I законопроекта). Возможность же вхождения в Россию части иностранного государства нивелируется инициативой со стороны самого иностранного государства (ст.33 законопроекта). Согласно статье 10 проекта закона инициатива постановки вопроса о принятии в Россию в качестве нового субъекта части территории иностранного государства принадлежит органам государственной власти самого иностранного государства (!), да еще (с учетом ст.15) при обязательном референдуме Российской Федерации. (Подтверждение прав Великобритании на Фолклендские острова, например, не сопровождалось каким-либо референдумом.)
Введение в ст.7 законопроекта квот по численности населения нового субъекта Федерации, дискриминирующих области, края и города федерального значения (сравните: 50 тыс. чел. для автономного округа, 250 тыс. чел. для автономной области, 500 тыс. чел. для республики, 750 тыс. человек для области, 2 млн. чел. для края, 5 млн. чел. для города федерального значения), вносит дисбаланс в федеральное устройство Российской Федерации в пользу национальных образований (республик), умаляет права других субъектов Федерации, что входит в противоречие со статьей 5 Конституции Российской Федерации, закрепляющей равноправность субъектов Российской Федерации, подрывает сами основы российского федерализма. Этот подход фактически инициирует очередной "Ново-Огаревский процесс".
Вызывает сомнение и требование наличия общей границы объединяющейся с субъектом Российской Федерации (Российской Федерацией) части территории иностранного государства (ч.2 ст.1 и ч.5 ст.4 законопроекта). Под вопрос ставится правовой аспект возможного вхождения в Российскую Федерацию в качестве субъекта г.Севастополя, а также других территорий. Если бы подобное требование наличия общей границы объединяющихся территорий действовало когда-либо в истории, то США никогда не смогли бы приобрести у России Аляску, территория Великобритании ограничилась бы одним островом, Франция никогда не смогла бы на законных основаниях обладать Корсикой и Заморскими территориями, Оман - Эль-Хасабом, Дания - Гренландией, Норвегия - Шпицбергеном и т.д. Если "подкреплять" государственное строительство подобными законами, то никогда не возникло бы, например, такое государство как Малайзия, а Калининградская область вполне может претендовать на независимость от России.

Есть основания полагать, что настоящий законопроект инициировался и подготавливался за стенами Госдумы, и его авторство следует искать на южных рубежах России. К этому же можно отнести реакцию на отзывы о законопроекте Л.Иванченко и А.Лукьянова "проглядевших" (а скорее положившихся на "авторитетное мнение" других разработчиков) сомнительные места в проекте закона.


Белоруссия

О СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ

(Из выступления помощника президента Республики Беларусь Сергея Посохова на международной конференции "Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях")

Мы видим, какая беспрецедентная кампания лжи и клеветы развернута против Республики Беларусь. Эта кампания строится по правилам психологической войны, которую даже трудно сравнить с тем противостоянием, которое было во времена "холодной войны". Преодолены не только границы приличия и бытовой морали по отношению к лидерам Белоруссии и к ее народу, но растоптаны даже те минимальные правила, по которым ведутся войны настоящие.
Весьма драматично и трагично в связи с этим, что российская интеллигенция, которая известна в мире как носитель высоких идеалов, молчит по поводу травли, которой подвергается наш народ.
...
Беларусь, ее лидеры и президент Лукашенко реализуют сегодня то, о чем все мы говорим на своих кухнях и о чем мечтаем. Реализуя это, по существу, он остался один на один с этой империей лжи, клеветы и дискредитации.
Очень важно прояснить политическую, экономическую и социальную ситуацию, которая сегодня сложилась в Белоруссии. Эта ситуация не известна широкой общественности, однако идущие у нас процессы представляют собой некую законченную модель, имеющую конкретный результат, в этом смысле они представляют интерес и для других государств нашего региона.
Правда о положении в нашей стране и потому интересна, что предпринимаются попытки международной изоляции, предпринимаются попытки наказать Беларусь за ее бескорыстное и искреннее стремление к союзу с Российской Федерацией.
Как только наша республика выполнила свои обязательства по сокращению как оружия массового уничтожения, так и обычных вооружений, интерес к ней в этом отношении пропал. Прекращена всякая помощь, началась кампания шельмования и клеветы.
...Говоря о тех процессах, которые происходят в нашей республике, я сразу хотел бы сказать, что все те проблемы, с которыми сталкивается Россия, Украина, Казахстан и другие постсоветские государства, все они присутствуют и в Республике Беларусь. Но вместе с тем важна тенденция, важно общее направление процессов, которые мы проводим, и их результаты.
...Перед подписанием Устава и Договора о Союзе между Белоруссией и Россией много говорилось о якобы разных скоростных процессах реформирования. Речь шла и о двух моделях этих реформ. И вот сегодня мы видим, как реформаторы в России все больше и больше склоняются к принципам - больше государства, государственного участия, социальной направленности, больше внимания защите обездоленных. Это же те самые принципы, о которых мы твердили все эти годы и которые у нас реально осуществляется. Сегодня столкнувшись, по существу, с провалами, эти так называемые реформаторы уже вынуждены сами об этом говорить. (Я пока не говорю о том, чтобы исполнять.)
...
За девять месяцев этого года... в Белоруссии фактически преодолен экономический спад. Начался медленный, но выход из кризиса. Все основные показатели, которые характеризуют и экономическую жизнь, и уровень жизни нашего населения - растут.
Не хочу утомлять никого цифрами, но вот некоторые вещи, которые прежде всего для российских граждан будут интересны: валовый внутренний продукт возрос на двадцать четыре процента, и только за девять месяцев этого года - на одиннадцать процентов. Вот наш официальный сборник "Итоги народного хозяйства" - это широко опубликованные и всему миру известные цифры. (Двадцать четыре процента - это по сравнению с 1994 годом, когда А.Лукашенко стал президентом.)
...Собираемость налогов за 1997 год возросла в 2,6 раза, что, к примеру, позволило в два раза увеличить финансирование Вооруженных Сил - по бюджету мы выделяли на эти цели 2,7 триллиона рублей (белорусских); реально сегодня выделено 5,2 триллиона рублей.
На сто двадцать один процент увеличено финансирование культуры, построено и введено в строй два театра, работают четыреста шестьдесят девять музыкальных школ, из них двести восемьдесят три на селе, сорок девять - в колхозах, и все они бесплатно предоставляют свои услуги.
Восстановлены в должности все сельские библиотекари, все они получают зарплату из государственного бюджета.
На восемьдесят девять процентов увеличено финансирование здравоохранения, в два раза увеличена закупка лекарств, что по существу сегодня сняло эту острую проблему, которая все последние годы будоражила наше общество. Граждане, которые имели право покупать лекарства бесплатно, снова получили такую возможность.
Появились и значительные возможности увеличения заработной платы профессорско-преподавательскому составу вузов - сегодня они у нас включены в категорию высокооплачиваемых граждан. К этой же категории у нас относятся и учителя, врачи.
На 24-25 процентов увеличились сбережения наших граждан. Но не валютные "загашники", а сбережения, вклады в Сберегательном банке.
Отрадным является сокращение безработицы. Это чрезвычайно важно. Сегодня рынок рабочих мест и количество уволенных в результате реорганизации меньше, чем количество вновь принятых на работу.
...Ожили наши промышленные гиганты - и это самое главное. Минский тракторный завод сегодня произвел и продал свыше тридцати тысяч тракторов. В советские времена этот завод производил сто тысяч машин, затем производство сократилось до одиннадцати тысяч тракторов (в 1994 году). Минский автомобильный завод, который работает в кооперации с Ярославским моторостроительным заводом, также находится на подъеме - он произвел свыше двадцати тысяч своих большегрузных автомобилей. В советские времена он производил до сорока двух тысяч машин.
Белорусский нефтехимический комплекс в советские времена производил сто миллионов комплектов одежды и обуви и, по существу, являлся швейным цехом Советского Союза. На сегодняшний день кризис - как товарный, так и рыночный, и технологический - в легкой промышленности нами преодолен. Сегодня мы производим в год сорок два миллиона комплектов одежды.
Число убыточных предприятий сегодня сокращается, Хотя оно и составляет значительную величину, - двадцать процентов, - но это уже не сравнимо с сорока двумя процентами, как это было в 1994 году.
...
И еще об одном хотел бы сказать - о сельском хозяйстве. Беларусь по сравнению с прошлым годом произвела в этом году на шестьсот тысяч тонн больше зерна. Сельское хозяйство живет. Престиж крестьянского труда в Белоруссии неуклонно растет. И это является одним из главных резервов, которые позволяют нам надеяться, что сельское хозяйство в условиях постепенного реформирования выживет.
...И о нашем международном положении. Мы считаем крупным нашим прорывом восстановление нашего членства в Международном парламентском союзе, когда сто тридцать семь руководителей ста тридцати семи парламентов практически без возражений восстановили полноправное членство Белоруссии в этой авторитетнейшей международной представительной организации.
Белоруссия выполнила все свои международные обязательства в области сокращения вооружений. И за нашу добросовестность, за то, что мы в установленные сроки вывезли, уничтожили, прекратили существование самых современных систем вооружения, в том числе ракетно-ядерного оружия, вот за это получаем этакий детский привет. Я думаю, что ситуация, которая сложилась в Белоруссии, еще раз демонстрирует, что в мире действуют законы выгоды и силы, и никакой альтруизм, никакое послушание в нем не приветствуется, а наоборот, наказывается.
...
В Белоруссии активно действует правоохранительная система... Например: в результате больших усилий, которые приложило руководство нашей республики и правоохранительные органы, дорога Минск-Москва на участке, который контролирует Белоруссия, стала мирной, оттуда силой вышиблены и уничтожены все банды, которые на протяжении шести лет грабили и наводили ужас на всех, кто по этой дороге проезжал...


НАТО И ИНТЕРЕСЫ БЕЛОРУССИИ

На политическом поле Европы одновременно развиваются несколько разновекторных процессов, отражающих различные государственные, а главное - цивилизационные интересы. Среди них особое значение имеет расширение НАТО.
Нет необходимости еще и еще раз доказывать абсурдность расширения НАТО, нарушающего баланс сил в Европе и саму структуру европейской безопасности и возлагающего дополнительное бремя на бюджеты стран альянса.
Очевидно, кроме того, что происходящий процесс противоречит смыслу учредительного договора НАТО 1949 г., который возлагает на его членов только обязательства по совместной обороне. Происходит фактическая ревизия договора, и делается это явочным порядком без пересмотра самого договора и без согласия стран-участниц.
Из оборонительного альянс превращается в наступательный. В руководящих кругах НАТО говорят, что за первой волной приемов последует вторая, а потом может быть и третья. Где пройдут восточные рубежи НАТО, никто сказать не хочет.
...
Попытка независимой европейской интеграции логично рассматривается как угроза целостности Запада и утеря контроля США над европейскими процессами, и не только над ними, но и Ближним Востоком и Северной Африкой. США упорно оттирают своих западноевропейских союзников от этого нефтяного региона. Характерно в этом плане разделение труда в технологиях "миротворчества" НАТО, которое не раз демонстрировалось в европейских и других конфликтах: союзники призваны поставлять Вашингтону наемников, пушечное мясо, США предпочитают поставлять вооружение.
Как экономические, так и геостратегические интересы США и ЕС весьма расходятся. Установка дополнительных разграничительных линий в Европе обостряет противоречия, препятствует консолидации Европы, уменьшает сферу влияния европейских структур. В частности, США не желают укрепления ЕС в виде единого экономического и валютного блока, что ослабило бы влияние доллара как рычага доминирования США в мировой экономике. Конкуренция США и ЕС в виде, с одной стороны, расширения НАТО и включения в этот блок стран Восточной Европы заставляет, с другой стороны, ЕС ускорять свое расширение в данном направлении.
Столь же проблематично для Европы, хотя и экономически выгодно (в отличие от расширения НАТО) создание единой европейской армии. В Европе и так достаточно внутренних противоречий, расширение НАТО только обострит их, добавив целый букет новых. Хотя экспансия США, выражающаяся не только в непосредственном расширении НАТО, но и активном ведении консциентальной (информационно-психологической) войны с ресурсными, геополитическими конкурентами - это и есть способ решения внутренних противоречий и кризисов. Один из результатов такой политики - отбрасывание России по многим важнейшим показателям на уровень 50-х годов, выигрыш времени в конкуренции темпов развития.
Тем не менее, или тем более, цивилизацию Запада будут сотрясать внутренние противоречия трех уровней:
- на цивилизационном уровне - противоречие между естественным генезисом романо-германской цивилизации и собственно атлантической частью западной искусственной цивилизации;
- на межгосударственном уровне - противоречия в основном треугольнике США-Германия-Англия плюс целый букет побочных;
- на государственном уровне - в самих США существует 4 фактора противоречий: этнический, сепаратистский, экономический и экологический.
Интересен и еще один фактор межцивилизационного напряжения внутри НАТО, на который указал А.Лукашенко: Греция уже десятилетиями готовится к войне со своей партнершей по блоку - Турцией.
Подписанный Акт (Россия-НАТО) не исчерпывает сути проблемы и не устраняет угроз со стороны Североатлантического альянса.
Эти угрозы имеют более глубокий и комплексный характер, нежели только приближение военной структуры НАТО к границам РБ и РФ. К их числу, в частности, относятся: вмешательство стран-членов НАТО во внутренние дела РФ и РБ с целью навязывания им определенной экономической и политической модели, стремление Запада добиться демонтажа "военной машины" России и Белоруссии, установления контроля над их интеллектуально-информационной сферой, противодействие интеграции стран СНГ.
Несмотря на неадекватную политику РФ в отношении НАТО (уступки своей цивилизационной субъектности, геополитических интересов, игра по правилам противника, использование его риторики, непринятие мер против откровенной информационной войны), следует признать преходящий характер такой тенденции, ибо она слишком противоречит интересам России, славянской цивилизации.
При любых обстоятельствах объективные противоречия между Россией и НАТО, скорее всего, будут обостряться. А перспектива обретения Россией своей национально-исторической и цивилизационной субъектности зависит и от РБ как одного из факторов влияния на внутриполитическую ситуацию в РФ.
Определенным фактором в конечном счете будет не качество договора, а баланс сил между Союзом РБ и РФ и их западными партнерами. Речь не идет о подготовке к конфронтации с Западом. Но необходимо предпринять решительные меры для предотвращения разрушения оставшегося оборонного потенциала СССР.
В ближайшие годы в интересах РБ выдерживать три стратегические линии.
1. Укреплять центр цивилизационной кристаллизации (Союз РБ и РФ) во всех его аспектах - от экономического до оборонного.
2. Продолжать курс на возможно более тесное сотрудничество со странами китайской и исламской цивилизаций, укреплять политический вес РБ за счет твердой и последовательной континентальной политики, неприятия североатлантического диктата.
3. Максимально развивать контакты с чисто европейскими структурами (ОБСЕ, ЕС др.), содействуя и поощряя независимые от североатлантического диктата интеграционные процессы в Европе, продолжая курс на расширение безъядерной зоны.
Мир в целом будет куда более устойчив, если в нем станут взаимодействовать на равноправной основе несколько направлений, поэтому как РБ, так и РФ объективно заинтересованны в мирной, играющей самостоятельную роль Европе. Альтернатива этому - гегемония одной сверхдержавы, которая держится на создании и обострении искусственных противоречий между самыми различными субъектами политики.
Сами по себе общеевропейские институты не устранят внутриевропейских противоречий, но сгладят их, обозначат общеевропейские цивилизационные интересы, а это фактор сдерживания многих авантюр.
Единая Европа, возможная только под эгидой Германии, не есть угроза сильной, сознающей свои интересы славянской цивилизации. Но еще раз следует подчеркнуть - сильной цивилизации, не сдающей свои позиции.

Центр социально-экономических и политических исследований (г.Минск)


РОССИЙСКИЙ СОЦИУМ: ВЗГЛЯД ИЗ БЕЛОРУССИИ

Российское общество продолжает переживать переходный период - нестабильный исторический процесс, в ходе которого происходит его трансформация в новое состояние, призванное закрепить и развить демократические институты.
В этой связи широко исследуются факторы, способствующие развитию общества в этом направлении, препятствующие успешному осуществлению ожиданий большинства, конфликтные очаги и т.п.
Приходится констатировать, что авторитарный сдвиг не содействовал демократическим переменам, формированию гражданского общества и укреплению гражданского мира. Более того, он в немалой степени содействовал развитию процессов, когда неконтролируемая и ни перед кем не отвечающая за свои действия исполнительная власть может избирать такой губительный для общества в целом курс, который еще больше дестабилизирует и осложняет общественную ситуацию.
Общее неблагополучие в российском обществе проявляется прежде всего в том, что радикальные демократические реформы по-прежнему осуществляются крайне вяло, медленно и противоречиво. Все они не обеспечены какой-либо четкой долгосрочной или среднесрочной программой, имеющей осязаемые социальные результаты на каждом этапе. Ни президентские структуры, ни правительство, ни парламент отчетливо не формулируют и не обосновывают, как и в каком направлении развивается общество, какие механизмы при этом действуют, какие способы поведения им соответствуют. Все предложенное обществу - это лишь декларации о демократии и рыночной экономике, сильно напоминающие варианты нового мифотворчества.
Вследствие этого происходит усиление внутреннего общественного разлада, обусловленное ростом массового недовольства и связанной с ним социальной напряженности. Анализ показывает: несмотря на внешнее спокойствие и политическую апатию основной массы населения (которые легко можно принять за выражение того, что она смирилась со своей нынешней участью, адаптировалась к ней и готова принять сложившееся положение вещей, а потому можно ожидать определенной неизменности общественной ситуации), в действительности российское общество все больше напоминает просыпающийся вулкан - все более возможно его внезапное и бурное извержение.
Речь идет прежде всего о стремительном нарастании латентной составляющей социальной напряженности, связанной с накоплением отрицательных эмоции населения по поводу таких процессов, как:
- углубляющийся разрыв между бесконтрольным влиянием тех, кто "приобщен" к власти, и бессилием в отстаивании своих интересов огромной массы людей, отчужденных от нее; между растущим богатством немногих и прогрессирующей бедностью большинства;
- надвигающаяся опасность резкого сокращения спроса на квалифицированный труд и наступлении массовой безработицы, особенно тревожная на фоне общего кризиса в промышленном производстве, науке, культуре, образовании, здравоохранении;
- все более открыто и нагло действующая преступность при одновременном ослаблении правозащитных функций государства, растущая коррумпированность самой государственной власти.
Для большинства населения все острее встают вопросы о том, кто и почему распоряжается имеющимися у общества ресурсами; в чьих руках и на каком основании находится власть, позволяющая одним, в силу занимаемых ими социальных позиций с недостаточной ответственностью распоряжаться не только накопленным обществом достоянием, но и жизнью и деятельностью других.
Эти негативные переживания и вопросы, возникая и обостряясь, в совокупности приближают нарастание латентной социальной напряженности к тому критическому уровню, за которой происходит ее превращение в открытое противоборство между основными составляющими общество социальными группами и складывающимся властным режимом.
Заключение Союза Беларуси и России при условии последовательной реализации его положений может содействовать радикальному улучшению состояния в обеих странах, но хватит ли мужества у заинтересованных сторон сделать Союз фактором национального развития народов?

Центр социологических исследований и внешнеполитической стратегии (г.Минск)


Геополитика

НОВАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ УСТУПКА

В ходе визита в Москву президента Литвы А.Бразаускаса подписан пограничный договор, что приведет к передаче Литве Клайпедского края.
Для московского обывателя, отдыхавшего в советские времена на Куршской косе и в Паланге, Клайпеда кажется неотъемлемой частью Литвы. На самом же деле, Клайпедский край - это Мемельский край, являвшийся частью немецкой Восточной Пруссии. Этот регион всегда был источником военной угрозы для соседей, поэтому победители во Второй мировой войне решили, что это гнездо немецкого милитаризма должно прекратить существование.
На Потсдамской конференции Сталин заявил: "русским нужны незамерзающие порты на Балтийском море". Речь шла о портах Кенигсберг и Мемель (ныне Калининград и Клайпеда). Советский Союз получил эти порты, которые стали частью Калининградской области. Однако в 1950 году в результате очередных аппаратных игр (а литовские коммунистические лидеры всегда очень умело работали с Москвой), административное управление Клайпедой было передано Литовской ССР.
Нынешние власти Литвы не признают ее вступления в Советский Союз в августе 1940 года и не признают акты, принятые в СССР в отношении Литвы после 1940 года. То есть они сами, по сути дела, отказались от всех тех территорий, которые Советская Литва получила после войны в административное управление от Советского правительства. Сам президент А.Бразаускас в телевизионном интервью еще в марте 1990 года признал, что "после войны нет официальных документов о присоединении Клайпедского края к территории Литвы...". Подписав договор о границе, Б.Ельцин фактически отдаст Клайпеду, как он это сделал с Крымом и чуть было не сделал с Курильскими островами.
Но дело не только в самой Клайпеде. Заключение договора о границе резко усилит угрозу изоляции Калининградской области (на которую имеет виды Германия), особенно если Польша и Литва вступят в НАТО. А дело идет именно к этому. В Вильнюсе при содействии США создан Центр контроля за воздушным пространством, который соответствует стандартам НАТО и который создает возможность для использования ВВС НАТО бывших советских военных аэродромов в Литве. Если президент Б.Ельцин и МИД РФ сделают Литве подарок в виде города-порта Клайпеды, то этот порт очень скоро станет военно-морской базой НАТО.
Подписание договора о границе несомненно будет расценено в НАТО как ликвидация одного из последних препятствий на пути вступления Литвы в НАТО. По имеющейся информации после заключения прибалтийскими странами пограничных договоров с Россией и Белоруссией охрану воздушных и морских границ будет готова взять на себя... Германия. Прибалтийским парламентариям во время их визитов в ФРГ уже показывают эскадрильи самолетов, готовых "защищать" границы прибалтийских стран.
Кстати, Литва является центром поддержки сил, выступающих против союза России и Белоруссии. Там печатаются антилукашенковские газеты, так проводят свои сходки и встречи с эмиссарами из Вашингтона лидеры прозападных сил Белоруссии.
К тому же Литва не может претендовать на особые отношения с Россией и с точки зрения положения там наших соотечественников. Это одна из наиболее русофобских стран, возникших на территории СССР. Другое дело, что литовцы проводят политику дискриминации наших соотечественников и их насильственной ассимиляции гораздо тоньше, чем их топорно действующие соседи в Латвии и Эстонии, открыто исповедующие апартеид.
В Литве закон не ограничивает применение русского языка в русской школе, но в то же время даются указания вести все делопроизводство только на литовском языке. Учитель русской школы, таким образом, обязан сдать экзамен на знание литовского языка, без этого его к преподаванию русской литературы не допустят.
Есть серьезнейшие ограничения на создание политических организаций русского населения, на использование русского языка для политической деятельности. Лидеров русских организаций обязывают обращаться к своим же русским избирателям... на литовском языке. За передачи по местному телевидению на русском языке на телекомпании накладывается штраф. Даже Совет Европы, явно симпатизирующий прибалтам, вынужден был поставить Литву на особый контроль в вопросах нарушений прав человека.
...Против пограничного договора с Литвой выступает население и губернатор Калининградской области. Есть серьезные сомнения и у пограничников. А кто же выступает "за"?
Это прежде всего МИД России, который считает, что "анализ узловых исторических событий, относящихся к данной проблеме, свидетельствует все-таки больше в пользу легитимности принадлежности Клайпедского края к Литве". Вот так: МИД России фактически отрицает решения Потсдамской конференции.
Кстати переговоры с Литвой по пограничным вопросам от имени России ведет гр.Обухов - тот самый, сын которого осужден за шпионаж в пользу Великобритании.
...Помимо МИД явно приложил руку к делу защиты национальных интересов Литвы и С.Ястржембский - пресс-секретарь президента России. Он пришел в козыревский МИД в одно время с гр.Кунадзе, который чуть было не сдал Японии Курильские острова. Долгое время Ястржембский был в тени, но потом он стал российским послом в Словакии, затем - пресс-секретарем президента, а сейчас, похоже, его готовят на пост министра иностранных дел.
Характерно, что первой на нервную реакцию В.Ландсбергиса на обращение Госдумы по вопросу о Клайпеде откликнулась именно президентская пресс-служба. Затем Б.Ельцин дважды высказывался на эту тему, что не могло произойти без участия его пресс-секретаря.
...Государственная Дума в своем обращении к президенту ясно сформулировала свою позицию: такой договор вряд ли будет ею ратифицирован. Это делает его реальную ценность весьма сомнительной.


Социум

ПРЕДЕЛЫ ПАДЕНИЯ
(Из доклада РАН)

За последние четыре года:
- производство валового внутреннего продукта (ВВП) снизилось более чем вдвое, а предельно-критический показатель падения составляет 30%. Это грозит полной деградацией экономики;
- доля импорта в продовольственном обеспечении страны достигла 50% и продолжает расти, что ведет к стратегической зависимости от других стран;
- идя навстречу пожеланиям своих западных покровителей и советчиков, режим стремительно превращает Россию в поставщика топлива и сырья (около 80% общего объема экспорта). Страна ускоренно превращается в сырьевой придаток Запада;
- доля в российском экспорте продукции обрабатывающей промышленности составляет 12% (критический уровень 40%) доля высокотехнологической продукции в экспорте - 1% (критический уровень 10-15%), что ведет к закреплению сырьевой ориентации экономики и к безнадежному технологическому отставанию нашей страны;
- доля населения, живущего в бедности и на пороге бедности достигла 40% (критический уровень 10%), что влечет за собой люмпенизацию населения;
- число умерших в течение года уже вдвое превысило число родившихся в этом году. Население России сокращается на полтора - два миллиона в год. Страна вымирает. Дело идет к демографической катастрофе;
- на 100 тыс. населения России ежегодно совершается 6,5 тыс. преступлений (критический уровень 6 тыс.), идет процесс прогрессирующей криминализации общества;
- потребление алкоголя на душу населения в год в России составляет до 18 литров спирта (критический уровень 8 литров), что ведет за собой физическую деградацию населения и разрушение генофонда нации;
- уровень доверия населения к центральным органам власти упал ниже 10% (критический уровень 20%), что означает полное отчуждение народа от власти.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ
(Из материалов, подготовленных к парламентским слушаниям)

Расходы на научные исследования и разработки в процентах от валового внутреннего продукта на 1997 г.

1Израиль3,50
2Швеция3,05
3Япония2,90
4Корея2,62
5США2,45
6Швейцария2,44
7Франция2,38
8Финляндия2,31
9ФРГ2,27
10Великобритания2,19
...
28КНР0,82
32Чили0,56
33Турция0,46
34Россия0,33
35Аргентина0,30

Расходы на научные исследования и разработки в текущих ценах в России (в млн. долларах) в 1997 г.

1США170765.0
2Япония75165.8
3ФРГ36245.2
4Франция26164.1
5КНР22240.0
6Великобритания20792.0
7Италия12393.5
8Канада9446.1
9Корея7615.0
10Индия7100.0
...
24Чехия1176.5
25Россия800

Советская наука в годы Великой Отечественной войны

В 1942 г. из 486 НИИ союзного подчинения были оставлены 426 (т.е. 87%). При этом АН СССР было разрешено оставить все учреждения. По наркомату черной металлургии из 11 НИИ сохранено 10, по Наркомату нефтяной промышленности из 15 НИИ осталось 14, неизменным сохранилось количество НИИ в ВПК.
Несмотря на войну, страна не только сохранила, но даже увеличила сеть своих НИИ. К концу войны в СССР было 2061 научное учреждение, в т.ч. 914 НИИ (в 1941 г. - соответственно 1821 и 786). В АН СССР число учреждений увеличилось в этот период с 169 до 192.
В самый тяжелый военный 1942 г. расходы на АН СССР были сокращены только в 1,6 раза (со 135, 4 млн. руб. до 83,0 млн. руб.). По другим ведомствам в 2,2-3,0 раза. Однако уже в 1943 г. ассигнования из бюджета на АН СССР возросли до 130,5 млн. руб. В 1944 г. на функционирование Академии было выделено 134,7 млн. руб. А в 1945 г. расходы на НИИ были повышены на 50% по сравнению с предыдущим годом.
К началу войны в АН СССР работало 5710 сотрудников, в том числе 2574 научных. В 1941 - 1942 гг. их численность сократилась примерно на 15%, в основном за счет работников административных подразделений. В 1943 г. число научных сотрудников увеличилось до 2966 чел. В 1944 г. в АН СССР насчитывалось 2980 научных работников, что превышало довоенный уровень примерно на 7%.
В сентябре 1942 г. Совнарком СССР принял постановление "О повышении окладов работников науки". Новые повышенные оклады были установлены работникам НИИ и преподавательскому составу вузов, имеющих ученые степени и звания.
Выпуск печатной научной продукции во время войны рос из года в год. Так, если по АН СССР в 1942 г. он составил 350 книг объемом в 2,3 тыс. печатных листов, то в 1944 г. было продано 496 книг объемом в 3,75 тыс. печатных листов, а в 1945 г. - 570 книг объемом в 5,6 печатных листов. Издание же научных журналов велось на довоенном уровне.
Во время Сталинградской битвы подписка на иностранные научные журналы не прекращалась. Поступление зарубежных научных журналов продолжалось даже в блокадный Ленинград, включая журналы из Германии и Италии.


УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАН - РУБЕЖ ОБОРОНЫ РОССИИ

Одной из системных ошибок российской интеллигенции и массового сознания является мысль о том, что Россия в силу объективных обстоятельств (природные ресурсы, многочисленность населения и площадь) имеет значительное преимущество перед большинством стран мира, а русский народ, в силу этих причин, будет одним из доминирующих народов планеты в XXI веке.
Мифом (в определенной мере) являются природные ресурсы страны. Запасы их действительно огромны, но ведь они исчерпаемы, да к тому же основная их масса залегает в регионах, труднодоступных для добычи и весьма уязвимых в стратегическом отношении.
Климат наш отнюдь не благоприятствует проживанию на большинстве территории страны, не говоря уж о земледелии.
Демографическая ситуация такова, что ныне мы имеем всего лишь 147,5 миллионов человек. Число живущих в стране, несмотря на приток иммигрантов, уменьшается, перспектив роста нет. Множество стран и народов находится во всех этих отношениях в гораздо лучшей, чем Россия, ситуации. В Мексике число жителей приблизилось к 100 миллионам, в Нигерии превысило 100 миллионов, в Бангладеш - 120 миллионов, в Японии - 126 миллионов, в Пакистане - 145 миллионов, в Бразилии - 160 миллионов, в Индонезии - 200 миллионов. Это не говоря уже о Китае и Индии, о росте населения во входивших в СССР азиатских и в кавказских республиках, требующего "жизненного пространства".
Единственное преимущество, которое есть у теперешней России перед этими странами и населяющими их народами - грамотность ее граждан, обусловленная тем, что в советский период была создана качественная и всеобъемлющая система высшего и среднего образования; разрушить ее окончательно до сих пор не удалось.
Уровень образования русских людей - это база для технологического прорыва, позволяющая предотвратить опасность отторжения у русского народа его нынешних территорий, низведения нашей страны до положения даже не Московии, а Московского княжества, на территории которого ничего, кроме торфа и суглинка нет.

Ю.М.


СМИ

НТВ НАМЕРЕНО ПОКАЗАТЬ СКАНДАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

Телекомпания НТВ отнюдь не рассталась с намерением показать скандально известный фильм "Последнее искушение Христа", демонстрация которого запрещена во многих странах мира и в последний момент, под давлением общественности, была отменена летом с.г. в России.
Показ этого фильма предположительно запланирован НТВ на 8 ноября с.г. По нашим сведениям, для беспрепятственного показа фильма (т.е. для того, чтобы избежать протеста со стороны православной общественности и Московской Патриархии) могут быть применены нехитрые приемы маскировки. Например, в телепрограмме может появиться название совершенно другого фильма, такого как известный "Праздник святого Йоргена", с Игорем Ильинским в главной роли. Затем, по каким-нибудь "техническим причинам" этот фильм может быть заменен на "Последнее искушение Христа".
Есть и другой вариант. В телепрограмме будут одновременно заявлены оба этих фильма. Затем в прямом эфире произойдет их "общественное обсуждение", которое и "определит" какой фильм будет показан. Результат, разумеется, не трудно предугадать.
Причина такой маниакальной настойчивости НТВ и пренебрежения руководства компании по отношению ко многим телезрителям - не только в их воинствующем атеизме и склонности к развратным действиям (сомневающиеся в последнем могут проконсультироваться, изучив ст. 133 УК России: "Развратные действия"). Согласно условиям телепроката данного фильма, НТВ должно "прокрутить" его в эфире два раза.

Соб.инф.


Философия

УТОПИЯ ИЛИ ПРАВДА?

(Заметки о "евразийстве" по материалам статьи И.А.Исаева "Утописты или провидцы?")

ГЕОГРАФИЯ.
Евразия как особое географическое пространство находится на пути двух колонизационных волн, идущих с Востока и Запада. Если не вдаваться в нюансы, границы Евразии совпадают с историческими границами Российской империи, что может свидетельствовать об их естественности и устойчивости.
Пространственная целостность евразийского "месторазвития" обеспечивается географической спецификой: почти все реки Евразии текут в меридиональном направлении - на юг или на север, а непрерывная степная полоса объединяет и пронизывает ее с запада на восток. Объединителем Евразии не могло бы выступить государство, возникшее и утвердившееся в том или ином отдельном речном бассейне. Всякое "речное" государство постоянно находилось бы под угрозой и контролем прорезавшей его степи. Только тот, кто владел степью, легко становился политическим (культурным) объединителем Евразии.
Евразия кажется обездоленной из-за своей отстраненности от океанического обмена. Чтобы компенсировать этот недостаток, она вынуждена была особым образом организовать всю структуру материального производства, в результате чего произошло разделение территории на промышленные и сельскохозяйственные районы.

КУЛЬТУРА: ИСТОКИ И ВЛИЯНИЯ.
В географической целостности Евразии выражено ее культурное единство. Категория "границы" оказывается важной для понимания существа евразийской культуры. Эта культура находилась по западную сторону рубежа, обособлявшего оседлую европейскую цивилизацию от чуждой ей по духу цивилизации Великой степи (кочевые народы), и по восточную - рубежа конфессионального, разделявшего христианство истинное (православие) и еретическое (католичество и протестантизм). Русь одновременно осознавала себя и центром мира, и его периферией, одновременно ориентировалась и на изоляцию, и на интеграцию.
"Россия-Евразия" в первую очередь является продолжательницей культурных традиций Византии. Однако заметный след в ней оставила также восточная волна, накатившаяся из монгольских степей в XIII веке. Таким образом, по своему духу евразийская культура представляется культурой-наследницей, осваивающей чужие традиции (когда центры возникновения последних уже угасали) и соединяющей их с генеральной идеей - православием.

ГЕОПОЛИТИКА.
Единство культурно-материковое нельзя смешивать с национально-государственным, поэтому сопоставление "России-Евразии" с любым из государств Европы неправомерно. И если уж допустимо проводить аналогии - то, по крайней мере, с такими этногеографическими организмами, как империя Карла Великого, Священная Римская империя или империя Наполеона.
Отмеченные особенности заставляют искать истоки жизнеспособности не в Киевской Руси, ставшей лишь колыбелью будущего руководящего народа Евразии, и даже не в северо-восточной Руси: "Впервые евразийский культурный мир предстал как целое в империи Чингис-хана... Монголы формулировали историческую задачу Евразии, положив начало ее политическому единству и основам ее политического строя". Преемницей "монгольского" государства и стала Московская Русь. Российская же империя почти закончила государственное объединение Евразийского материка и, "отстояв его от посягательств Европы, создала сильные политические традиции".
Однако само существо русско-евразийской идеи оставалось неосознанным внутри правящего слоя, который подвергся сильной европеизации. Европейский элемент вызвал в евразийском мышлении значительные сдвиги: национальная идея Москвы как наследницы Византии и оплота христианства в борьбе с азиатским язычеством и западной еретической культурой "утратила свой религиозный смысл и была заменена позитивно-политической идеей империи и империализма; культурная задача стала формулироваться обыденно и чисто эмпирически - как рост государственной территории и государственной мощи".
Этот процесс совпал с быстрым продвижением России на восток и переходом ее в лагерь своего вчерашнего врага - Европы, в ходе борьбы с утратившим религиозный пафос исламом. По мысли евразийцев, замирение России с Европой и последовавшая вслед за этим еще большая европеизация вызвали явное помутнение национального самосознания, что повело к размыванию ощущения западной границы. Правящие круги стали считать Россию частью Европы, и на смену старой идеологии Москвы пришла созданная по европейскому образцу "неоклассическая и романтическая генеалогия русской культуры", основы которой выводились из славянской традиции.

САМОДОСТАТОЧНОСТЬ.
В качестве внутреннего барьера, защиты культуры от инородного воздействия выступает ее установка на невосприимчивость чуждых и деформирующих влияний. Механизмы самосохранения запрограммированы в ней самой: осознав угрозу, она мобилизует весь свой потенциал для сбережения своей цельности и единства. Ее пространственное местоположение замыкается на понятии "граница". Вычерчивание такой границы становится процессом углубления самосознания данной культуры, выявления ее специфики и уникальности.
...С начала XX века взаимодействие евразийской и европейской культур перемещается из области техники, государственного строительства и политической жизни в сферу миросозерцания. А это круто меняет дело, Запад предстает здесь уже в иной ипостаси. И посему "мы должны привыкнуть к мысли, что романо-германский мир со своей культурой - наш злейший враг", - формулирует позицию евразийцев Н.С.Трубецкой.
Согласно евразийской концепции, культуре нельзя научиться или просто заимствовать ее - продолжателем культурной традиции является только тот, кто качественно ее обновляет и превращает в свою собственность, в неотъемлемый духовный элемент личного бытия, как бы воссоздает ее заново. Она в каждом человеке как бы возрождается вновь и делает таким образом шаг, прыжок из прошлого в настоящее, а из него в будущее. История вся состоит из прыжков. Там, где подобный процесс прерывается, культура умирает и остается один косный, бездушный быт.
Именно о духе, душе всегда пеклась евразийская мысль, пытаясь отыскать выход за пределы современной ей европейской цивилизации. Евразийское мировосприятие строилось на признании вполне реального существования общественно-культурных циклов зарождения, расцвета и упадка. При таком подходе культура наделяется всеми признаками личности, что достигается через ее индивидуализацию и совокупность выполняемых ею общественных ролей.
Вера есть духовный символ, который окрашивает культуру религиозно. Евразийцы убеждены, что рождение всякой национальной культуры происходит на почве религиозной: она появляется на свет, сопровождаемая мифом о своем рождении.

МЕССИАНСТВО.
Восток отличает от Запада "горение веры" и культура, пронизанная идеей православия, или, как говорят евразийцы, "идеей-правительницей", формирует под ее воздействием весь строй духовной жизни, создает в себе государственность особого, идеократического типа. Идеократичность требует жертвенности. Но эта жертвенность осуществляется не во имя не слишком конкретного понятия "народ" или чересчур отвлеченного - "человек". Она - во имя понятия "особый мир".
...Евразийская концепция констатировала наличие в "потенциальном православном мире" тяготения к русскому православию как к особому центру. Православие признает себя культурой, претендующей на часть истины, один из ее аспектов, но не отрицает претензий на нее других культур, интерпретация истины которыми рассматривается как особые выражения православной идеологии. Православие не замкнуто в себе и в своем развитии призывает "к свободному саморазвитию других".

ГОСУДАРСТВО ПРАВДЫ.
К своему идеалу Русь шла не путем рационального сознания, а через религиозно-положительный опыт. Главная идея справедливого государства, "государства правды", которое она постоянно стремилась создать, - подчинение государственности ценностям, имеющим непреходящее значение. Из этого проистекает важный вывод: "государство правды" оказывается не конечным идеалом, установленным в результате социальных преобразований, а только этапом на пути достижения истины. В истории России под наслоениями многообразных взглядов и теорий всегда проглядывало желание соблюсти эту изначальную истину, обуздать стихию человеческой воли, добиться самоподчинения человека религиозно-государственной правде.
В евразийской трактовке перед "государством правды" всегда стояли три задачи: блюсти православие, "возвращать правду на землю" и противостоять абсолютизации материального начала в жизни народа. И если "государство правды" вообще сопоставимо с "правовым" государством Запада, то исключительно в первом может иметь место "подвиг власти", существо которого не исчерпывается лишь правовой стороной. "Государство правды и правовое государство - два различных миросозерцания: для первого характерен религиозный пафос, для второго - материальные устремления, в первом правят герои, во втором - серые, средние люди".

ГОСПОДСТВО ИДЕОЛОГИИ.
Идеи, составляющие государственно-общественный идеал, при самых разнообразных формах государственного и политического устройства формируют систему "идеалоправства". "Всякое длящееся правление, будь оно единодержавным, народодержавным или иным, есть та или иная форма осуществления идеалоправства. Более реально и ощутимо, чем люди и учреждения, народами и странами правят идеи." Так, реальная власть в государствах Востока принадлежит не столько царю, сколько религиозной идее царя; в Риме - не императору, а национально-религиозной идее Рима; в Англии - не министрам, а идее правового государства.
Предлагаемая евразийством идеология (стержень которой - православие) обращена к конкретной действительности текущего дня и, следовательно, становится основанием сознательно-волевой деятельности, то есть программой действий.
Идеология - не просто инструмент власти, она, в истолковании евразийцев, сама власть, которая предстает в двух ипостасях: "идее-правительнице" и "правящем отборе" (в вольном толковании его можно определить как правящий слой в широком смысле слова).

ПРАВЯЩИЙ ОТБОР.
Правящий слой культуры выражает не групповой, а общенациональный интерес. С евразийской точки зрения, "правящий отбор" определяет не только тип государственного устройства, но и тип социальной структуры общества, тип народного хозяйства, тип культуры в целом. Когда "правящий отбор" находится на службе у "идеи-правительницы", это - время его нормального функционирования. Когда же служба становится самоцелью, тогда усиливаются бюрократизм и коррупция, происходит конфликт между правящей группой и "отбором". Правящий слой дает трещину и сдвигается с идеальных устоев в "классовый период своего существования": возрастает его замкнутость, усиливается групповое самосознание. Жизненная необходимость заставляет его пополняться за счет других социальных групп, и чужаки начинают подвергать критике старый идеал. Целостность "отбора" нарушается, дробится.
Истории известны удачные и неудачные попытки создания "правящего отбора". К неудачным, например, относится опричнина Ивана Грозного, к удачным - формирование петровской гвардии, служилого дворянства. Европейская культура породила рыцарство, католическая церковь - иезуитов, Китай - ученых, Япония - самураев. В России "правящий отбор" готовился в спешке и часто менял свой характер.
Наиболее качественным типом "правящего отбора" должен стать такой, при котором происходит сплочение на основе общности мировоззрения. Тот тип "отбора", который "призван установиться в мире, и в частности в России-Евразии, - писал Н.С.Трубецкой, - называется идеократическим и отличается тем, что основным признаком, которым при этом типе отбора объединяются члены правящего слоя, является общность мировоззрения".

ИДЕОКРАТИЯ.
Приверженцы "идеи-правительницы" должны всем своим существованием доказывать преданность ей. Четких критериев "отбора" концепция не дает, но это не конкуренция демократического типа и не сословность феодальной иерархии. Пожалуй, такие механизмы "отбора" присущи корпоративной организации - само дело отбирает достойных.
Общей исторической тенденцией является то, что на смену старым моделям правления призвана прийти новая - идеократия. В ней все государственное и культурное строительство стихийно направлено на создание особых форм, соответствующих самому ее принципу, независимо от конкретного содержания "идеи-правительницы". Идеальный государственный строй отличается максимализмом, он требует, чтобы власть была максимально сильна, но чрезвычайно близко стояла к народу.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
Политическая культура, описываемая в евразийской модели, в значительной степени напоминает целевое объединение религиозно-орденского типа. "Политические партии и масоны - западный продукт, мы же - восточники, и нас не вдохновляют ни идеалы иезуитов, ни свободные мыслители реформантов и протестантизма... По духу своему мы, пожалуй, первый тип русского ордена. Мы не знаем, были ли у нас предшественники. Но, кажется, что прототипом нашего объединения было "старчество", - отмечал Н.Н.Алексеев.

КОРПОРАТИВНОСТЬ.
В евразийской концепции культуры государство описывается как "демотическое". Это значит, что феномен "народного суверенитета" в нем рассматривается не как "атомизированный суррогат западной культуры", а как органическое и организованное единство. Народ здесь - не случайный набор граждан, а совокупность исторических поколений.
Организующим принципом государственности и культуры является "государственная константа", вокруг которой концентрируется вся общественная жизнь и которая предстает как принцип, идеал, нуждающийся в конкретизации. Народное голосование и референдум и призваны дать "стабилизированной народной воле", заключенной в этой "константе", конкретное приложение к частным случаям социальной жизни. Сама "константа" формируется "правящим отбором", трактующим ее в соответствии со своим пониманием "идеи-правительницы". Информация о последней носит эзотерический характер, доступна лишь небольшому числу людей.

ВЛАСТЬ.
"Демотическое" государство хотя и идеократично, но не доктринально, избегает принудительного внушения тотального религиозного или философского миросозерцания. Отказываясь от принудительного внедрения идеала в жизнь, оно стремится сформировать не цельное, всеобъемлющее мировоззрение, а "общественное мнение определенной культурно-исторической эпохи". Признаки общих идей лежат в плоскости менее глубокой и менее интимной, чем миросозерцание или религиозная вера. "Демотическое" государство, в отличие от доктринального (например, марксистского или исламского), построено на "внешней правде", на общенародном признании, то есть является "правовым", хотя и не в западном смысле.
Механизмы нормирования и запретов, действующие в таком государстве, сводятся в основном к двум формам: физическому принуждению (которое должно быть минимальным) и отношениям властвования-подчинения. Вторая форма заставляет предполагать известную духовную связь между властвующими и подчиненными, которая основывается на "некотором внутреннем участии духа самоопределения подвластных. Властные отношения по природе своей всегда иррациональны, в них присутствует элемент гипнотичности, им не чужды состояния магического очарования, особого обаяния, поклонения и восторга".
Несомненным преимуществом властных отношений является то, что они основаны на первичных и элементарных сторонах человеческой психики, отчего им и присуща значительная социально-организующая сила. Надежда на полное исчезновение властных элементов (как в анархизме) - утопия: до тех пор, пока в жизни индивида играют важную роль чисто эмоциональные факторы (любовь, ненависть, привязанность, отвращение и т.д.), они сохраняют свое значение.
Такое толкование наводит на мысль, что власть для евразийского мышления - самоцель. Власть для себя - это квинтэссенция евразийства. Она сохраняется и используется не для внешних (социальных, экономических и пр.) целей, но для самопотребления. Структура властвования кажется трудноулавливаемой, но "правящий отбор" - наиболее осязаемый ее носитель.

∙ Рубрика ∙  Вверх