Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru http://g23.relcom.ru/g23/5330
телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85

Информационный бюллетень ╧ 21
Июль 1997 года

При распространении и воспроизведении материалов, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации ╧ 03127 от 07.08.95 г.

Юридическую поддержку информагентства "Славянский мир" осуществляет адвокатское бюро "ЮРИНСЕРВИС"


В НОМЕРЕ


В партиях и движениях

БЕЗДАРНОСТЬ, РОМАНТИЗМ, КОНЪЮНКТУРА

НОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ


В органах исполнительной власти

ОТКЛОНЕН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ"


В Госдуме РФ

О ПОМОЩНИКАХ ДЕПУТАТОВ ГОСДУМЫ

ИЗ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ БИОЭТИКИ И ГАРАНТИЯХ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ"


Россия

КОРОТКИЕ СООБЩЕНИЯ


Геополитика

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В СТРАНАХ СНГ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВООРУЖЕННОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Туркмения

КНИГИ ПОД АРЕСТОМ


Наша история

"ПОТЕМКИНСКИЕ ДЕРЕВНИ": ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ


СМИ

ФОТОГАЛЕРЕЯ ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА "СЛАВЯНСКИЙ МИР"


В партиях и движениях

БЕЗДАРНОСТЬ, РОМАНТИЗМ, КОНЪЮНКТУРА

Предположения о том, что нынешнее лето станет периодом "политического затишья", можно считать вполне оправдавшимися.
Во-первых, это обусловлено тем, что руководство страны более всего заинтересовано в сохранении политического статус-кво. Ее запоздалое рефлекторное реагирование на возникающие ситуации, шаблонные пропагандистские действия на военном языке можно было бы характеризовать как потерю стратегической инициативы.
Во-вторых, оппозиция в этих условиях в лучшем случае имитирует политическую активность. Весьма показательны здесь три акции, прошедшие в июле - митинг в Москве в защиту арестованного в Казахстане казачьего атамана Петра Коломца, марш протеста российских атомщиков и марш "Трудовой России" и "Союза офицеров" на Москву.
...Проведением первой акции, заявленной Российским Общенациональным Союзом (РОНС), фактически, занимались казахстанские активисты, отдавшие ее на откуп сторонним молодежным структурам. В результате столь бездарной организации, у здания МИД, где намечалось проведение митинга и пикетирования, собрались около полутора десятков человек, практически не имеющих отношения к заявившим акцию структурам.
...Во втором случае явно проявился застарелый синдром интеллигентского "политического романтизма" рубежа 80-90 гг. Атомщики, неглупые в общем-то люди, пошли убеждать правительство и униженно "просить копеечку" (фоторепортаж) , прекрасно понимая, что "копеечки" этой хватит ненадолго, и то не на всех. И это при том, что по словам самих участников марша-протеста, они "прекрасно осознают необходимость смены политического режима и изменения экономического курса".
..."Поход на Москву" "Трудовой России" и "Союза офицеров" в силу неспособности их лидеров работать именно в трудовых коллективах, профсоюзах и корпоративных объединениях (среди военнослужащих) изначально носил характер конъюнктурного действия - "обозначения себя в политической жизни".

В итоге: все три акции в той или иной мере способствовали дискредитации тех идей, которые декларировались их устроителями, в очередной раз показали, что протестный потенциал общества не находит адекватной реализации.


НОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

"Граждане за национальную безопасность". - Так называется общественное объединение, зарегистрированное недавно Минюстом РФ. В сущности, это изменившая название и уже известная "Антиколониальная лига", неоднократно заявлявшая о себе как серьезный исследователь процессов иностранной экспансии, сторонник использования интеллектуального и нравственного потенциала общества для содействия научному, социально-экономическому и культурному развитию России.
В этих целях ею уже проведена общественная экспертиза многих принимаемых государственными органами решений, оказано содействие в организации консультаций и сотрудничества с заинтересованными государственными органами власти и управления России и субъектов РФ в целях содействия обеспечению защиты интересов страны.


В органах исполнительной власти

ОТКЛОНЕН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ"

Президентом Б.Ельциным отклонен Федеральный закон "О лекарственных средствах". Об этом говорится в письме президента, направленном на имя Председателя Госдумы РФ.
В письме, в частности, говорится:
"...Федеральным законом предусмотрено образование федерального органа исполнительной власти по контролю качества лекарственных средств. Между тем в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. ...Закон в этой части ограничивает конституционную компетенцию этих лиц."

От редакции
Информированные источники утверждают, что заслуга в "неподписании" этого закона принадлежит тем немногим людям в администрации президента, которые действительно заботятся об интересах страны.
Закон "О лекарственных средствах", принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации, на бытовом уровне уже окрестили как "Закон Брынцалова" или "Закон о наркотиках". В сущности, этот закон, будь он принят, уводил бы наркотические вещества из-под контроля государства. Абсолютно ясно, к чему это могло бы привести.


В Госдуме РФ

О ПОМОЩНИКАХ ДЕПУТАТОВ ГОСДУМЫ

Совет Государственной думы принял решение о выдаче новых удостоверений помощников депутатов, которых многие называют "третьей палатой" Федерального Собрания.
Интрига вокруг помощников и их статуса уже не первый месяц раскручивается рядом средств массовой информации. Как и всякая интрига она имеет свою конкретную цель. И вот, кажется, эта цель обозначена.
Как и всякая замена документов на таком уровне, данная замена означает как сокращение численности помощников депутатов, так и резкое понижение возможностей тех из них, кто останется. И не о "привилегиях" или "полномочиях" идет речь, а о элементарных возможностях помогать депутату в его работе. К примеру, помощник на общественных началах (а таких большинство) даже не сможет заходить в здание Госдумы.
В целом, данное нововведение будет означать следующее:
1. Косвенное признание обвинений в адрес всех помощников депутатов.
2. Ослабление связей депутатов со своими регионами и избирателями.
3. Обрыв связей депутатов в различных структурах и ведомствах.
4. Снижение авторитета депутатов Госдумы в обществе.
Очевидно, что острее всех это почувствуют депутаты, избиравшиеся по одномандатным избирательным округам и бедные (в финансовом отношении) депутатские фракции.
Это усложнение повседневной работы, косвенно, поможет ликвидировать потенциальные очаги создания новых депутатских объединений в условиях, когда в традиционно сильных фракциях наблюдаются "разброд и шатание".


ИЗ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ БИОЭТИКИ И ГАРАНТИЯХ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ"

В широком смысле под биоэтикой понимается совокупность норм и требований, направленных на повышение уровня и улучшения качества жизни населения, которые прежде всего соотносятся со здоровьем и его охраной. Ориентация на эти критерии позволяет определить эффективность государственной политики и дать ей нравственную оценку.
Необходимость принятия Федерального закона "О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения" обусловлена социальной потребностью включения нравственного фактора в решение вопросов здравоохранения в России, что проявляется на государственном, групповом (коллективном) и индивидуальном уровнях.
...Прирост смертности среди гражданского населения в России в настоящее время намного превышает этот показатель в целом по Европе в период первой и второй мировых войн. Прогрессирующее превышение смертности над рождаемостью свидетельствует о депопуляции российского общества и может привести к этнической деградации. Более чем реально, что естественная убыль населения достигнет уровня 10 человек на 1000 населения. Тогда население России к 2060 году уменьшится в 2 раза.
И чтобы не допустить осуществления подобной политики, требуется введение законодательных норм этического характера, в том числе направленных на решение таких критически значимых для жизни и судьбы российского общества проблем, как:
понижение общего уровня здоровья, рост заболеваемости и смертности населения в трудоспособном возрасте;
падение рождаемости и увеличение смертности ( в 1996 году число умерших в целом по России превысило число родившихся в 1,6 раза. "Естественная" убыль населения отмечена в 69 регионах);
серьезное ухудшение репродуктивного здоровья народа, общая генетическая деградация населения;
рост социально значимых заболеваний, в том числе психических расстройств (включая связанные с ними немотивированные убийства и самоубийства, алкоголизм и наркоманию, а также расстройства типа зависимой личности);
беспрецедентная агрессивность лиц, групп и организаций, использующих в псевдомедицинских целях методы оккультно-мистического и религиозного происхождения, в результате применения которых происходит преступное и бесконтрольное манипулирование человеческой психикой и сознанием, их полное разрушение; стремление подменить этими методами официальную медицину и таким образом ее вытеснить;
резкое увеличение социально обусловленных инфекций таких, как туберкулез (ежегодно умирает свыше 21 тыс. россиян) и заболевания, передаваемые половым путем (в 1996 году в России зарегистрировано 376 тыс. больных сифилисом, 197 тыс. больных гонореей, число ВИЧ-инфицированных по сравнению с 1995 годом возросло в 7,5 раза.
Эти кризисные явления усугубляются еще одной серьезной проблемой - проблемой невозможности получить необходимую медицинскую и лекарственную помощь, то есть их недоступностью для социально уязвимых слоев населения и групп риска или частичной доступностью для большинства населения.
Таким образом, биоэтика является фактором политической и государственной значимости и гарантии ее обеспечения ввиду их жизненной значимости для каждого человека, группы и общества в целом должны быть закреплены законодательно.
Биоэтическая концепция, заложенная в законопроекте, исходит из неразрывной связи физического, психического и духовного здоровья, при определяющей роли последнего.
Ключевыми категориями биоэтики являются категории жизни, личности и смерти человека.
Исходя из этого, проект Федерального закона "О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения", касается таких важных вопросов, как безопасность для жизни и здоровья граждан, охрана репродуктивного здоровья народа, допустимые пределы вмешательства в геном человека, эксперименты на людях, трансплантация органов и тканей.
...Предметом особой заботы государства и общества является обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан. Отсутствие в нашей стране законодательных гарантий в этой сфере не позволяет защитить население от деятельности тех организаций, которые наносят вред физическому и психическому здоровью человека, создают угрозу здоровью семьи и детей. К таким организациям относятся, в частности, клубы самоубийц, организации, эксплуатирующие женщин и детей в сексуальном отношении либо использующие наркотики и мощные дозы психотропных препаратов для привлечения новых членов и формирования у них полной зависимости от структуры.
Учитывая этот подход, законопроект вводит ограничения на осуществление тех биологических и медицинских технологий, которые представляют опасность для жизни и здоровья матери и ребенка и противоречат нормам нравственности и традиционным духовным ценностям. В частности это относится к запрещению использования человеческих эмбрионов и плодов в экспериментальных, диагностических, терапевтических, коммерческих и промышленных целях. Таким образом, налагается запрет на использование тканей плода для целей фетальной терапии, которая считается недопустимой практически во всех странах мира, а в нашей стране стала предметом бизнеса, в том числе международного.
...Особое внимание, которое уделяется в законопроекте нравственным аспектам охраны репродуктивного здоровья, обусловлено драматической ситуацией, которая сложилась в этой сфере в России.
Учитывая эти обстоятельства, законопроект налагает запрет на аборты по социальным показаниям, т.е. аборты на поздних сроках беременности (от 12 до 22 недель). Такая мера обусловлена тем, что действующая нормативная база позволяет абсолютному большинству женщин принимать не ограниченное ничем решение об уничтожении ребенка.
...Законопроект касается такой актуальной этической проблемы, как возможность вмешательства в геном человека.
Необходимость правового регулирования этой сферы обусловлена тем, что в настоящее время в России ведутся работы по клонированию (биологическому копированию путем манипуляций с генами), а также по созданию так называемых трансгенных животных, посредством вживления им человеческих генов для использования полученных особей полуживотного-получеловека в целях источника органов для трансплантации. Подобные эксперименты противоречат нормам биоэтики, законодательству многих стран и могут привести к непредсказуемым последствиям.
Нарушения этих норм отмечаются в России и в области проведения экспериментов на людях, которые могут стать объектом испытаний не подозревая об этом, не давая на то своего добровольного информированного согласия. Особенно опасно, когда такие эксперименты проводятся на детях без их согласия и согласия их родителей.
...В целях гармонизации содержания законопроекта с нормами международного права при формулировании статей, касающихся прав граждан в сфере здоровья и здравоохранения, были использованы следующие документы: Всеобщая Декларация прав человека (1948), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская социальная хартия (1961), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Декларация прав ребенка (1959), Декларация социального прогресса и развития (1969), Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948), Мексиканская декларация 1975 года о равенстве женщин и их вкладе в развитие и мир, Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человека (1975), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основании религии или убеждений (1981), Резолюция 37/194 Генеральной Ассамблеи ООН, Принципы медицинской этики (1982) и др.
Реализация закона будет способствовать охране физического, психического и духовного здоровья населения, а также обеспечению связанных со здоровьем гарантий нравственной ориентации государственной политики.


Россия

КОРОТКИЕ СООБЩЕНИЯ

  • На фоне прогрессирующего распада российской экономики, а также вялотекущих инвестиционных процессов контрастно-парадоксальным выглядит факт создания Фонда содействия национальной безопасности (ФСНБ). Едва оформившись юридически, этот фонд уже заявил о своих намерениях инвестирования средств в целый ряд наукоемких программ, в частности, в высокотехнологичных областях машиностроения.
    По имеющимся сведениям, фонд готов взять на себя долгосрочное финансирование некоторых принципиально важных разработок в области обороны.

  • Критическое положение в экономике России, ее зависимость от политики МВФ приводит к поиску новых путей возможного стратегического партнерства, в частности, со странами исламского мира, объективно являющимися новыми центрами экономического роста.
    Теоретические проработки, касающиеся возможного соединения научного, промышленного и технологического потенциала России с финансовыми возможностями исламского мира ведутся уже не первый год. Они рассматриваются в плане создания многополярной мировой экономики. При этом учитывается и тот факт, что ряд исламских государств, таких, к примеру, как Иран и Судан, сталкиваются с тем же экономико-политическим диктатом, что и Россия.
    Симптоматичным в этом плане является создание в июле с.г. совместной российско-исламской финансово-промышленной группы, основой которой должен стать Первый Российский Исламский банк "БАДР".
    Основными направлениями деятельности этой финансово-промышленной группы на данном этапе являются привлечение средств в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли и сектора экономики России и отработка способов и моделей финансово-экономического взаимодействия между Россией и странами исламского мира.


    Геополитика

    ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В СТРАНАХ СНГ

    Масштабы "советского наследства" реально представляли себе очень немногие. Его грандиозность подтверждается еще и тем, что в течение постперестроечного пятилетия, практически, все вместе взятые мировые финансово-экономические структуры оказались не в состоянии его "переварить". Именно поэтому им в обозримой перспективе требуется "стабильность" на постсоветском пространстве, именно поэтому они готовы на любые альянсы с местными властными псевдоэлитами (тем более, что последние распродают созданное не ими за бесценок). Иллюстрацией к сказанному может служить подборка сообщений из стран СНГ одной лишь летней недели.

    Азербайджан

    ...По словам руководителя британской компании "Монумент Ойл энд Газ" Тима Эггара (бывшего министра энергетики Великобритании), политика его страны в отношении контактов с Азербайджаном, несмотря на смену правительства, остается неизменной. Она по-прежнему направлена на расширение присутствия английских компаний в этой закавказской республике, которых ныне здесь уже 60 против 5 в 1994 году. Именно тогда был подписан первый нефтяной контракт о разработке трех месторождений на шельфе Каспия.
    Тим Эггар был одним из инициаторов подписания этого документа, реализация которого обеспечила Азербайджану приток 7,4 млрд. долларов США инвестиций. Он сообщил, что его компания также намерена утвердиться здесь и вложить солидные средства в нефтяную сферу Азербайджана.
    Важность дальнейшего укрепления контактов с нефтяниками Азербайджана неоднократно подчеркивалась и на встречах президента Гейдара Алиева с главами правительственных делегаций Франции, Норвегии, Турции, Украины и Казахстана. Ведущие корпорации и компании первых трех из перечисленных стран уже участвуют в разведке и разработке месторождений и перспективных структур в азербайджанском секторе Каспия, остальные предлагают выгодное сотрудничество в транспортировке углеводородов, строительстве нефтепроводов.
    ...
    Продажей азербайджанской черной икры на международном рынке займется турецкий бизнесмен Ахмет Юртдаш. Он возглавил совместную с Азербайджаном компанию "Международное объединение рыбной промышленности Каспия".
    Заявив о намерении разрушить монополию России и Ирана в области производства и продажи черной икры, Юртдаш сообщил, что теперь она будет поступать в Европу, Америку и на Дальний Восток из Турции. Планируется также поставлять в СНГ, в том числе в Россию, и другие морские продукты.
    По словам бизнесмена, при участии турецкой стороны будет создана сеть представительств почти в 40 странах.

    Армения

    ...Правительство Армении приняло решение о проведении международных конкурсов по продаже объектов недвижимости, включающих восемь крупнейших промышленных предприятий и три ереванских гостиницы.
    Согласно правительственному постановлению, приватизации подлежат государственная доля в АО "Наирит", "Поливинилацетат" (хим. предприятия), светотехническое объединение "Луйс", обувная фабрика "Аракс", хлопчато-бумажная фабрика в г.Гюмри (б. Ленинакан), химический завод и завод хим. волокна в городе Ванадзор.
    Также будут полностью приватизированы находящиеся в госсобственности предприятие по выпуску электронной аппаратуры "Марс" и три гостиницы: "Армения", "Двин" и "Ани".
    На заседании правительства рассматривался также проект постановления о проведении международного конкурса по приватизации государственного Ереванского коньячного завода. Однако, принятие решения по этому вопросу было перенесено на более поздний срок.

    Белоруссия

    ...Утверждения о международной изоляции Белоруссии являются сильным преувеличением, заявил на брифинге в Минске пресс-секретарь премьер-министра республики Дмитрий Малиновский, комментируя визиты белорусской делегации во главе с премьером Сергеем Лингом в Нидерланды и Бельгию.
    Пресс-секретарь, в частности, сообщил, что на переговорах с руководством банка ING-Bank и фирмы PEJA Export была достигнута договоренность о поставке в Белоруссию по лизингу 12 мини-заводов по переработке сельхозпродукции.
    Кроме того, Д.Малиновский назвал "плодотворными" переговоры в Антверпене с руководителями банка DIAMANDBank и фирмы Dali Diamand об увеличении экспорта белорусских бриллиантов на Запад.
    В 1996 году, как отметил пресс-секретарь, республика экспортировала на Запад бриллиантов на сумму $11 млн. Теперь, по его словам, достигнута договоренность об импорте в Белоруссию необработанных алмазов, их обработке на Гомельском ПО "Кристалл" (юго-восток Белоруссии) и последующей реализации готовой продукции через фирму Dali Diamand на европейском рынке.
    Д.Малиновский подчеркнул, что в переговорах приняли также участие представители транснациональной корпорации De Beers, выразившие заинтересованность в развитии связей с Белоруссией.
    ...
    Молодечненский завод легких металлоконструкций и финская компания Rauta Ruukki договорились о создании на базе белорусского завода совместного предприятия по окраске оцинкованной рулонной стали.
    По данным белорусской стороны, уставный фонд СП будет составлять $22 млн. Молодечненскому заводу будет принадлежать 45 проц. его уставного фонда $10 млн. Rauta Ruukki войдет в совместное предприятие на таких же условиях. Соучредителем СП в Молодечно станет также Международная финансовая корпорация (IFC/США), которая внесет в его уставный фонд $2 млн. и получит 10 проц. в нем.

    Грузия

    ...Грузинский порт Батуми начал эксплуатацию нового паромного маршрута Батуми-Варна-Батуми. Как сообщили в Министерстве транспорта Грузии, на новом маршруте будет работать паром типа "Ro-Ro" "Сердика", владельцем которого является совместная грузино-болгарская фирма "Булад".
    По словам представителя Минтранса Грузии, новая паромная линия прибавилась к уже существующим двум паромным автомобильным переправам Поти-Ильичевск (Украина) и Поти-Бургас (Болгария), осуществляющим через черноморские порты Грузии перевозки грузов из Европы в Центральную Азию и в обратном направлении.
    Так, в частности, в 1997 году, наряду с традиционными грузоперевозками из Европы в Армению и Азербайджан и в обратном направлении, начат транзит по ней больших объемов казахстанской нефти и узбекского хлопка на Запад. С полной нагрузкой функционирует и транскавказский "Логистик" - экспресс, осуществляющий железнодорожные контейнерные перевозки по маршруту Поти-Баку-Поти, к которому скоро прибавится еще один маршрут: Поти-Ереван-Поти.
    ...
    Норвежская транспортная компания Barville предложила Грузии инвестиции в реконструкцию контейнерного терминала порта Поти.
    Компания Barville считает Грузию кратчайшим, экономичным и безопасным путем, связывающим Черное море с Каспийским и намерена активизировать свою деятельность в кавказском регионе за счет интенсификации своих перевозок через ее территорию. При этом терминальный комплекс порта Поти является одним из ключевых звеньев в евразийском транспортном коридоре.

    Казахстан

    ...На получение целевого кредита от ЕБРР (до 200 миллионов американских долларов) руководство Казахстана возлагает большие надежды. И прежде всего связанные с планами вывода железнодорожного транспорта страны из кризисного состояния. Кроме того возникла острая необходимость в модернизации подвижного состава и реконструкции магистрали между Алма-Атой и Акмолой, куда в ближайшей перспективе планируется перенести столицу республики. Сейчас на преодоление этого пути протяженностью 1370 километров поезда затрачивают сутки. Задача же ставится сократить его до 14 часов.
    ...
    Казахстан является одним из крупнейших в СНГ клиентов зарубежных кредиторов. Заключенные республикой контракты c иностранными инвесторами сроком на десять лет, по официальным данным Национального статистического агентства, оцениваются в 50 миллиардов долларов США. В России же, к примеру, они составляют 39 миллиардов американских долларов. Между тем численность казахстанского населения почти в десять раз меньше российского. Только за последние три года страной привлечено в виде прямых зарубежных инвестиций 6,8 миллиарда американских долларов. Около 70 процентов из них не защищено никакими правительственными гарантиями.
    ...
    Китайская государственная нефтяная компания China National Petroleum Corporation приобрела 65 проц. акций крупного казахстанского нефтедобывающего предприятия "Актюбинскмунайгаз".
    Как сообщил глава департамента приватизации госимущества Минфина Казахстана С.Калмурзаев, в соответствии с соглашением между правительством республики и CNPC, китайская компания заплатит $325 млн. за пакет акций и в течение 20 лет инвестирует в предприятие $4 млрд.
    Одним из основных условий соглашения является строительство магистрального нефтепровода с месторождений в западной части Казахстана в Китай общей протяженностью около 3 тыс. км. В настоящее время, сообщил С.Калмурзаев, существует два возможных маршрута прокладки нефтепровода - через южные районы Казахстана и по центральной части республики, севернее озера Балхаш.
    Как сообщил высокопоставленный представитель китайской компании, строительство нефтепровода предположительно займет от 6 до 8 лет, его стоимость оценивается в $3,5 млрд. Алма-Ата получит возможность увеличить экспорт нефти, Пекин - удовлетворить возрастающие потребности в сырье.
    Алма-Ата полагает, что продажа контрольного пакета акций китайской компании позволит в течение 3 лет увеличить добычу сырья до 5 млн. тонн в год.
    ...
    Соглашение о строительстве алюминиевого завода мощностью 200 тысяч тонн чистого алюминия в год подписали в Павлодаре (север Казахстана) президент британской Trans world group Дэвид Рубин и председатель правления АО "Алюминий Казахстана" Алмаз Ибрагимов.
    Президент компании оценил проект как "жизнеспособный и весьма прибыльный". Он отметил, что в Павлодаре на базе АО "Алюминий Казахстана" (бывший Павлодарский алюминиевый завод", приватизированный офшорной фирмой "Whiteswan Ltd"), имеется необходимая инфраструктура, сырьевая база, достаточное количество электроэнергии.
    ...
    Суммарные долгосрочные инвестиционные обязательства зарубежных фирм по уже заключенным контрактам с Казахстаном оцениваются более чем в $60 млрд.
    Прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана уже превысили $6 млрд. Среди новых государств Казахстан занимает второе место после Венгрии по объему прямых инвестиций на душу населения.
    Кроме того, Казахстан ищет альтернативные пути транспортировки нефти на мировые рынки в связи с планируемым увеличением объемов нефтедобычи. Сейчас добыча нефти в Казахстане составляет 25 млн. тонн в год. К 2005 году она превысит 100 млн. тонн, а к 2010, как планируется, достигнет 140-170 млн. тонн и более. В этой связи отмечается, что Каспийского трубопроводного консорциума "будет недостаточно".
    ...
    Корпорация "Шеврон" инвестировала в Казахстан более $800 млн., а в течение следующих 40 лет планирует вложить в развитие Тенгизского месторождения $20 млрд. Об этом заявил президент корпорации Кеннет Дерр.
    К.Дерр сообщил, что "Шеврон" намерен к 2010 году довести добычу нефти на Тенгизском месторождении до 700 тысяч баррелей в день.
    По его словам, сейчас СП "Тенгизшевройл" добывает 160 тыс. баррелей в день, а через год увеличит этот объем вдвое. К.Дерр подчеркнул, что последние 18 месяцев "дела у "Шеврона" в Казахстане идут отлично".

    Киргизия

    ...Министр национальной безопасности Киргизии Феликс Кулов обеспокоен проходящей в республике приватизацией крупнейших предприятий-монополистов, имеющих стратегическое значение.
    В письме на имя президента Аскара Акаева министр отмечает, что принятый Фондом госимущества вариант приватизации ряда предприятий "вызывает очень много вопросов и сомнений, прежде всего с точки зрения обеспечения социальной справедливости". В частности, среди таких приватизируемых предприятий Ф.Кулов назвал "Кыргызэнергохолдинг", "Кыргызгазмунайзат", "Кыргызтелеком" и Киргизскую национальную авиакомпанию.
    По данным Миннацбезопасности, ряд инвестиционных фондов и финансовых компаний проводят массовую скупку у населения приватизационных купонов по низким ценам, которые затем могут быть использованы на аукционах для приобретения акций высокорентабельных предприятий.
    "Таким образом, - говорится в письме Ф.Кулова, - население, продавшее свои купоны, останется ни с чем, а конкретные лица будут получать огромные дивиденды".
    Министр предложил провести тщательную ревизию всех отпечатанных купонов и инвентаризацию невостребованных. Для приватизации высокоэффективных стратегических объектов он считает необходимым создать правительственную комиссию с участием Минфина, Миннацбезопасности, Счетной палаты и финансовой инспекции Фонда госимущества.
    ...
    Южнокорейское правительство будет активно содействовать продвижению своего бизнеса в Киргизию, в том числе и путем предоставления на межправительственном уровне льготного кредита.
    В ходе саммита (Аскар Акаев находился в Сеуле с трехдневным официальным визитом) стороны подписали декларацию о принципах дружественных отношений между странами и соглашение о сотрудничестве в области культуры.
    ...
    Киргизско-канадское совместное предприятие "Кумтор голд компани" с участием канадской Cameco, разрабатывающее крупное месторождение рудного золота Кумтор (северо-западный склон хребта Акшийрак, Тянь-Шань), по состоянию на конец мая этого года произвело 134,2 тыс. унций (около 4,2 тонн) золота против запланированных на этот период 3,8 тонн драгметалла.
    К настоящему времени "Кумтор голд компани" уже вложила в месторождение $452 млн.

    Молдавия

    ...Молдавско-французское телекоммуникационное СП Start, основная доля которого принадлежит французской France Telecom, начинает построение первой сети сотовой связи стандарта GSM в Молдавии.
    Для предоставления услуг мобильной связи FTMI основало компанию Start, которая получила лицензию на операторскую деятельность в стандарте GSM в марте 1997 года. Наряду с FTMI, которой принадлежит 51 проц. уставного капитала Start, учредителями СП стали молдавский оператор сотовой связи стандарта NMT Moldavian Mobile Telephone (35 проц.), национальный оператор Moldtelecom (10 проц.) и компания Mobil Rom (4 проц.), основным владельцем которой является France Telecom.
    СП Start планирует вложить в течение ближайших десяти лет более $63 млн. в развитие собственной сети.
    ...
    Семь документов о сотрудничестве между Будапештом и Кишиневом подписаны в ходе официального визита в Венгрию премьер-министра Молдавии Иона Чубука. Отдельными договорами определены рамки для взаимодействия в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, науки и культуры.
    В прошлом году товарооборот между двумя странами составил 24,5 миллионов долларов, причем более 21 миллиона пришлось на венгерский экспорт в Молдавию.

    Туркмения

    ...Как отметил на пресс-конференции посол Китая в Туркменистане Инь Сунлинь, открытие первой выставки китайских товаров свидетельствует о стремлении двух сторон расширять торгово-экономические связи. В прошлом году товарооборот между Туркменией и Китаем составил 17 млн. долларов.
    У двух стран имеются большие потенциальные возможности и впредь развивать торговлю. Китай заинтересован в том, чтобы покупать туркменские нефть, газ, шелк-сырец, хлопок. В свою очередь китайские бизнесмены готовы поделиться опытом производства продуктов питания. Для этого они готовы создать в Туркмении сеть совместных предприятий. Большие перспективы в развитии экономических отношений связывают со строительством газопровода Туркменистан-Китай-Япония. Сейчас китайская национальная нефтегазовая корпорация совместно с американской компанией "Эксон" и японской "Мицубиси" разрабатывает технико-экономическое обоснование этого проекта.

    Узбекистан

    ...Правительственный документ (постановление Кабинета министров Узбекистана), в частности, предоставляет узбекско-канадскому предприятию эксклюзивное право на проведение геологоразведочных работ в пределах территории, оговоренной сторонами, а также на разработку в течение 30 лет любого из выявленных на этой территории месторождений. Кроме того, Узбекистан гарантирует СП право на реализацию в полном объеме полученного золота, серебра, цветных металлов как в республике, так и за ее пределами.
    Постановление также предоставляет СП ряд налоговых и таможенных льгот на весь период его деятельности.
    ...
    Президент Узбекистана Ислам Каримов обсудил в Ташкенте с председателем совета директоров американской компании "Данаван интерпрайсис" Уильямом Данаваном-младшим вопросы экспорта узбекского хлопка.
    И.Каримов выступил за расширение взаимовыгодных связей с компанией, особенно в части реализации хлопка. По словам президента, в настоящее время эффективно работает созданная в Швейцарии первая узбекско-американская маркетинговая компания "Уздан АГ" по международной торговле хлопком.
    Компания намерена создать совместное предприятие и построить на территории Узбекистана два хлопкоперерабатывающих завода с применением американской технологии. Мощность каждого завода будет не менее 50 тыс. тонн хлопка в год.
    По данным министерства внешнеэкономических связей, американская компания экспортировала из Узбекистана в 1996 году около 50 тысяч тонн хлопковолокна.

    Украина

    ...Южнокорейская Daewoo и американская General Motors "готовы" инвестировать в "АвтоЗАЗ" $1,3 млрд.
    Как отметил источник в Кабмине, по подсчетам специалистов, объем предоставляемых льгот для создаваемого на базе "АвтоЗАЗа" СП за 10 лет составит $2,5 млрд.
    ...
    Вопросы финансирования ядерного проекта "Ривне/Хмельницкий" (завершение строительства энергоблоков на Хмельницкой и Ривненской атомных станциях) обсуждались на встрече украинской делегации с президентом ЕБРР Жаком де Ларозьером.
    Как сообщил глава украинской делегации Ю.Костенко, "позиция банка на этих переговорах была значительно более конструктивной, чем на всех предыдущих встречах, и это дает основания надеяться, что проект "Ривне/Хмельницкий" будет иметь будущее именно в аспекте финансирования его Евробанком".
    ...
    Украина и Китай имеют объективные основания более эффективно использовать имеющийся потенциал сотрудничества в области исследования и мирного использования космоса, заявил заместитель генерального директора Национального космического агентства Украины (НКАУ) Валерий Комаров, комментируя итоги первого заседания украино-китайской межправительственной комиссии по сотрудничеству в сфере мирного использовании космического пространства.
    Приоритетами сотрудничества, согласно протоколу заседания, сообщил В.Комаров, будут, в частности, совместные разработки унифицированной платформы микроспутника весом до 600 кг для дистанционного зондирования земли, а также космических систем радиоэлектронного наблюдения, кооперация в области проектирования и производства отдельных составных частей спутников, сотрудничество в области конверсионных программ, продажа КНР невостребованного украинского космического оборудования.
    ...
    Тендер на совместную добычу золота на Мужиевском месторождении в Закарпатье выиграла австралийская компания "Ренисон голдфилдз консолидейтед".
    На строительство горно-обогатительного комбината в прошлом году государством было выделено 1350 тыс. гривен (около 700 тыс. долл.), а в нынешнем году в проекте неутвержденного пока бюджета ассигнований для этой цели не предусмотрено.


    КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВООРУЖЕННОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    Разрушение двухполюсной модели мира привело к существенному расширению спектра возможных военных конфликтов, изменению их социально-политического и стратегического характера.
    Сложившаяся в советской военной науке система взглядов была ориентирована в основном на ведение широкомасштабных войн двух мировых систем с решительными целями. Она не дает адекватной оценки причин возникновения и способов разрешения современных военных конфликтов. До сих пор остаются не выявленными тенденции их развития и военно-политическое содержание.
    В современном мире появился целый ряд факторов, которые существенно меняют военно-политическую обстановку на глобальном, региональном и субрегиональном уровнях.
    Во-первых, активизировался процесс становления новых центров силы, способных проводить свою политику. Появляются новые центры силы в результате соединения неисчерпаемых людских ресурсов и современных (в том числе военных) технологий. Нарушение сложившегося баланса сил неизбежно ведет к фактическому переделу мира, сфер влияния между новыми центрами силы на качественно новых принципах. По своей глубине и масштабам нынешний передел мира сопоставим с двумя прошедшими мировыми войнами.
    В условиях ограниченных ресурсов планеты и возрастающих потребностей экономики интенсивно развивающихся центров силы конкуренция может приобрести острый характер и найти выражение в крупномасштабных войнах.
    Во-вторых, существенно изменился состав субъектов мировой политики. В двухполюсной модели мира основными субъектами политики являлись государства и союзы государств. Теперь же к традиционным субъектам мировой политики прибавился целый ряд неклассических сил.
    Основным субъектом мировой политики становятся цивилизации. Цивилизация определяется наукой как культурная общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей, и характеризуется наличием общих черт объективного порядка таких, как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей.
    История человечества знала 21 цивилизацию. Только восемь из них существуют в современном мире, а именно: западная, православно-славянская, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, латиноамериканская и, возможно, африканская.
    Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складываются столетиями. Они более фундаментальны, чем различия политические и идеологические. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями - это и есть линии будущих фронтов. Конец идеологического противостояния двух мировых систем позволил выдвинуться на передний план традиционным формам этнической идентичности и противоречиям.
    В качестве субъектов мировой политики стали выступать также региональные ассамблеи, неформальные географически-культурно-национальные объединения (Балканы, Закавказье, Центральная Азия, Ближний Восток).
    Значительную роль стали играть различные социальные группы, партии, движения, криминальные организации и отдельные государственные институты.
    Активизировалась деятельность транснациональных корпораций, пользующихся услугами международной преступности.
    Столкновение интересов этих субъектов политики стали определять логику развития мирового сообщества и характер современных военных конфликтов.
    В-третьих, архитектура глобальной системы безопасности (ООН, ОБСЕ, НАТО, ЗЕС/ЕС, СНГ, ДКБ...), ориентирующаяся на классические субъекты политики, в новых условиях оказалась не эффективной. В то же время трансформация и адаптация систем безопасности к новым условиям не соответствует динамике процессов.
    Международные организации, в которых доминируют представители западных держав, проводят целенаправленную политику в интересах Западной цивилизации. Решения, принятые Советом Безопасности ООН или МВФ и отражающие интересы Запада, подаются мировой общественности как соответствующие насущным нуждам "мирового сообщества".
    В складывающейся военно-политической обстановке ни одно государство мира не способно самостоятельно обеспечить свою безопасность и стремится к консолидации с другими государствами, к созданию систем, обеспечивающих вооруженную защиту общих жизненно важных национальных интересов. Основой консолидации государств является этнокультурная близость народов, общность национальных интересов и угроз. Этими факторами обусловлено образование Сообщества Беларуси и России. Но сейчас становится очевидным, что процесс интеграции будет стремительно набирать темпы, и речь должна уже идти об образовании Союза. К этим выводам пришла состоявшаяся 5-6 декабря 1996 г. международная конференция "Пять лет спустя: последствия распада СССР и будущее Содружества".
    Стратегический союз с Россией отвечает жизненно важным интересам Беларуси, является основной гарантией ее безопасности.
    Экономический, научно-технический и военный потенциалы, гарантирующие фактический суверенитет Республики Беларусь, могут быть обеспечены только в единой системе на сохраняющейся пока инфраструктуре.
    Основой союза Беларуси и России является этнокультурная близость народов. В ходе исторического процесса развития материальной и духовной культуры народов России (СССР) сформировался значительный слой людей, который, независимо от национальности и социального статуса, является носителем восточнославянских ценностей: духовности, патриотизма, социальной справедливости, коллективизма, народовластия, державности. Утрата этих ценностей равносильна угасанию и гибели восточнославянской цивилизации. Усиливающаяся консолидация и активизация носителей восточнославянских ценностей неизбежно приведет к росту цивилизационного самосознания и к консолидации целого ряда новых независимых государств. Общенациональная идея и национальные интересы, выстроенные на этих ценностях, станут движущей силой интеграции. Интеграционные процессы носят природный характер, и успех будут иметь только те политические силы, которые смогут осуществить организацию общества в русле этих процессов.
    В настоящее время в Беларуси активно идет процесс формирования национальных интересов, обусловленных жизненно важными потребностями общества. Их содержание в значительной степени будет способствовать выработке форм и методов консолидации с Россией.
    В составе СССР Белоруссия являлась промышленной метрополией, обеспечивающей целым рядом товаров 1/6 часть планеты, используя сырье и ресурсы почти всех союзных республик. Сложившийся народнохозяйственный комплекс, характер общественных отношений, потребностей и интересов различных социальных групп в значительной степени предопределяют интересы Республики Беларусь, выходящие за ее национальные границы.
    Следует особо подчеркнуть, что в качестве жизненно важных интересов государства является доступ к источникам сырья и рынкам сбыта своих товаров, свобода коммуникаций.
    Общими жизненно важными национальными интересами Беларуси и России являются: независимость, суверенитет, территориальная целостность, права и интересы граждан, существующий конституционный строй, стабильное и безопасное развитие всей политической системы общества, доступ к источникам сырья и рынкам сбыта своих товаров, свобода коммуникации. Динамично изменяющиеся факторы, определяющие устойчивое развитие Беларуси и России могут поставить перед Сообществом необходимость вооруженной защиты и других жизненно важных национальных интересов.
    Основным источником военной угрозы для Беларуси и России остается военно-политический блок НАТО, являющийся основным инструментом в установлении контроля над зонами жизненно важных интересов Запада, и прежде всего США.
    Приведу цитаты из доклада Б.Клинтона конгрессу США "По обеспечению стратегии национальной безопасности", 1994 г.:
    "...вооруженные силы США играют ключевую роль для достижения успеха в осуществлении нашей стратегии...",
    "...наше стремление и способность играть ведущую роль в защите общих интересов также способствуют сохранению за США положения влиятельной силы в международных делах - политических, военных, экономических, что будет сказываться на нашем благополучии до тех пор, пока мы сохраняем военный потенциал для выполнения наших обязательств."
    А вот высказывание сенатора Роберта Доула в предвыборной кампании: "Безопасность мировых нефтяных и газовых запасов относится к категории важнейших стратегических интересов США и их союзников", "... теперь границы этого региона продвинулись на север и в него входят: Казахстан, Сибирь, Кавказ", "...необходимо соответственно внести поправки в размещение наших военных сил и в нашу дипломатию."
    Устойчивое развитие экономики стран Запада возможно только за счет экономической экспансии. Истощение собственной сырьевой базы, высокая плотность населения, необходимость в новых рынках сбыта, дешевой рабочей силы и ряд других факторов требуют расширения сфер влияния стран Запада на Восток. При нарушении баланса сил и решимости стран СНГ защитить свои духовные ценности, национальные интересы и ресурсы экспансия может перерасти в крупномасштабный военный конфликт.
    Потенциальными источниками военной опасности могут являться также отдельные государства, способные делать ставку на военную силу при разрешении возникающих противоречий.
    Республика Беларусь и Российская Федерация в своей военной политике должны учитывать и новые, ранее не существовавшие, угрозы безопасности.
    В изменившейся военно-политической обстановке основная роль отводится не стратегии сокрушения, а стратегии непрямых действий, опирающейся на комплекс дипломатических, политических, правовых, информационно-пропагандистских, финансово-кредитных, военно-технических мер.
    В стратегии непрямых действий основной акцент делается на дестабилизацию общества изнутри, формирование управляемых извне локальных конфликтов, легитимное использование контингентов многонациональных миротворческих сил.
    В новой военно-политической обстановке в Европе вооруженное насилие приобретает следующие черты:
    - является составной частью комплексного воздействия;
    - носит локальный характер;
    - легитимизируется международными организациями;
    - проводится миротворческими контингентами многонациональных сил;
    - ведется не за власть над территорией и ее населением, а для установления режима, облегчающего доступ к национальным ресурсам;
    - понятия "противник", "фронт", "тыл", "фланги" в этой стратегии носят размытый характер.
    В условиях обострения борьбы за ресурсы и доступа к ним, миротворческие операции НАТО становятся новой формой экспансии Запада на Восток.
    Для парирования военных угроз, согласно Договору об образовании Сообщества от 2 апреля 1996 года, Беларусь и Россия будут проводить совместную военную (оборонную) политику. С этой целью в Министерстве обороны Республики Беларусь разработан проект Концепции совместной военной политики.
    Коротко изложу основные положения, заложенные в Концепцию.
    Для достижения военной безопасности Республика Беларусь и Российская Федерация вырабатывают и проводят совместную военную политику, которая является важнейшей составной частью проводимой ими политики по защите национальных интересов обоих государств.
    Под совместной военной политикой понимается деятельность межгосударственных и государственных органов, направленная на создание системы вооруженной защиты Сообщества, и более эффективное использование военных потенциалов Беларуси и России для обеспечения военной безопасности обоих государств в регионе.
    С целью проведения совместной военной политики создается военная организация Сообщества в составе управляющей, реализующей и обеспечивающей подсистем.
    Управляющая подсистема создается из надгосударственных и государственных органов, осуществляющих анализ военно-политической обстановки, принятие военно-политических решений и контроль за их исполнением.
    Реализующая подсистема представляет собой региональную группировку войск, которая создается из воинских формирований РБ и РФ, планируемых к применению по единому замыслу и плану.
    Обеспечивающая подсистема создается на основе национальных структур комплектования, подготовки и обучения кадров, объектов военной инфраструктуры, жизнеобеспечения войск и элементов военно-промышленного комплекса, действующих в рамках единого оборонного заказа в целях всестороннего обеспечения региональной группировки и национальных вооруженных сил.
    Мы исходим из того, что ресурсов для создания собственной военной организации нет. А без нее потенциал Вооруженных Сил Республики Беларусь будет резко сокращен. ВВС и войска ПВО, как наиболее дорогостоящие и наукоемкие виды Вооруженных Сил, скорее всего будут безвозвратно потеряны. В подтверждение этого положения приведу несколько аргументов.
    Ресурс летательных аппаратов, стоящих на вооружении Республики Беларусь через 2-3 года будет израсходован, стоимость современного многоцелевого самолета Су27 - 20 млн.$, элементы ВПК, находящиеся на территории Республики Беларусь могут обеспечить потребности Вооруженных Сил только на 3%, средств на закупку вооружения и военной техники в 1995 и 1996 годах практически не выделено. С учетом экономического кризиса вряд ли ситуация в скором будущем изменится к лучшему.
    На фоне качественного усиления и расширения НАТО резкое снижение потенциала Вооруженных Сил Республики Беларусь приведет к еще большему нарушению баланса сил и дестабилизации международных отношений.
    Концепция совместной военной политики Сообщества Беларуси и России должна стать основой для доработки Военной доктрины и Концепции Национальной безопасности как у нас в Беларуси, так и в России. Только так мы сможем заложить концептуальную основу для дальнейшей интеграции в военно-политической сфере. И сейчас для этого сложился исключительно подходящий момент. Основные положения Концепции должны найти отражение в системе военных Законов, определяющих правовое поле деятельности всех органов государственного управления, их роль и место в обеспечении вооруженной защиты нашего государства.
    Несколько слов об Основном законе нашего государства. Принятие новой редакции Конституции безусловно сыграло важнейшую роль в стабилизации общественно-политических процессов. Но с военно-политической точки зрения она несовершенна, т.к. заимствует устаревшие положения из прошлой Конституции.
    Несмотря на предложения МО РБ, целый ряд положений военно-политического характера не нашел отражения в новой редакции Конституции. Для того, чтобы формировать военную политику в русле обозначившихся интеграционных процессов, необходимо изменить положение 18 статьи, где говорится, что "Республика Беларусь ставит своей целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство - нейтральным". Нельзя согласиться с таким положением, так как целью государства является обеспечение его безопасности и устойчивое развитие общества.
    Нейтралитет и безъядерность - это средства обеспечения безопасности государства, которые в соответствии со складывающейся военно-политической обстановкой должны рассматриваться в Концепции Национальной безопасности. Вместе с тем, нельзя не учитывать, что интеграция с Россией, в том числе в военной сфере, это уже реальность. Сейчас надо прилагать усилия, чтобы в Конституцию были внесены изменения и она не стала тормозом для развития концептуальных и правовых основ вооруженной защиты Республики Беларусь.
    Одним из ключевых в системе военных законов должен стать Закон "О вооруженной защите Республики Беларусь". Этот закон должен более глубоко раскрывать статьи 57, 84, 97, 104, 107 Основного закона в части, касающейся вооруженной защиты государства, и опираться на законы более высокого уровня: закон "О Национальном собрании - Парламенте РБ" (вместо закона "О Верховном Совете РБ"), закон "О Президенте РБ", закон "О Совете Министров" (вместо закона "О Кабинете Министров"). Очень важно, чтобы при доработке этих законов военно-политический аспект был бы отражен в полной мере.
    Проект закона "О вооруженной защите РБ" был разработан рабочей группой Министерства обороны Республики Беларусь вместо закона "Об обороне" и в сентябре 1996 года представлен в Кабинет Министров.
    Предлагаемый законопроект имеет ряд принципиальных отличий от действующего закона "Об обороне":
    - в законе "Об обороне" основная роль в области военной политики отводится Верховному Совету и Совету безопасности Республики Беларусь, который возглавлял председатель Верховного Совета Республики Беларусь; в законе "О вооруженной защите Республики Беларусь" функции в области военной политики перераспределяются между всеми ветвями власти;
    - введение поста Президента Республики Беларусь и закрепления за ним должности Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Беларусь и Председателя Совета безопасности определяет особую роль Президента Республики Беларусь в вооруженной защите государства, которая определена в ст.5 проекта закона;
    - провозглашение Беларуси как демократического государства вызвало необходимость реализации принципа гражданского контроля над Вооруженными Силами. Этот принцип реализуется через уточнение прав и обязанностей органов государственного управления различных ветвей власти. В законе "О вооруженной защите Республики Беларусь" делается акцент на их взаимодействие в интересах всестороннего обеспечения Вооруженных Сил.
    Но уже сейчас становится очевидным, что целый ряд положений требует уточнения и приведения в соответствие с основными положениями новой редакции Конституции Республики Беларусь, доработанными законами более высокого уровня и Концепции совместной военной политики Сообщества Беларуси и России.
    Основные положения закона "О вооруженной защите РБ" должны найти свое развитие в законах "О Вооруженных Силах Республики Беларусь", "О внутренних войсках МВД РБ", "О Пограничных войсках РБ", "О военном положении" и т.д. Чтобы все эти законы были взаимоувязаны, они должны опираться на единую концептуальную основу. Методологической основой должны стать последовательно разрабатываемые (дорабатываемые) Концепции: Национальной безопасности, внешней и внутренней политики, военной политики (Военная доктрина), военного строительства, строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь и другие. Серьезное внимание должно быть уделено приведению Концепции национальной безопасности в соответствие с военно-политической обстановкой и складывающимися реалиями.
    Чтобы сами эти концепции были взаимоувязаны и стали основой для практических действий, они должны насквозь пронизываться государственной идеологией. Напомню известное изречение классика: "Идея, овладевающая массами, становится движущей силой". Без этой движущей силы все наши начинания в области вооруженной защиты останутся грудой бумаг.
    Идеология как система взглядов должна стать основой формирования сознания нации, указывать ей перспективы и цели развития, отвечать на главный вопрос о высшем духовном предназначении народа.
    Особое геополитическое положение Республики Беларусь, нахождение ее на разломе цивилизаций, усиление экспансии Запада - все это может привести к перерастанию потенциальных угроз в реальные военные угрозы. В связи с этим проблема вооруженной защиты для Беларуси объективно выдвигается на одно из первых мест в обеспечении безопасности государства. Предотвратить военную угрозу можно только восстановив баланс сил. Комплексом политических, дипломатических, экономических, военно-технических и других мер должны быть созданы условия, при которых ни одно государство или союз государств не могли бы реализовать свои интересы путем угрозы или применения силы. Это возможно сделать только в союзе с Россией и другими странами Содружества.

    Тома Ю.А. (член-корреспондент Белорусской Академии геополитики)


    Туркмения

    КНИГИ ПОД АРЕСТОМ

    Каждый день только через Ашхабадскую таможню навсегда уезжает из Туркмении шесть-семь русских семей. Люди продают за бесценок квартиры и годами нажитое здесь имущество. Десятилетиями специалисты различных отраслей народного хозяйства строили, учили, лечили здесь, старались поднять экономику и культуру отдаленной окраины государства до современного уровня. И вот результат - они вынуждены бежать отсюда без оглядки, бросив все, бежать навстречу неизвестности, навстречу бедам и лишениям в Россию, увы, совершенно равнодушную к своим сыновьям и дочерям, брошенным на чужбине, к гражданам недавно еще великой мировой державы, против своей воли в одночасье оказавшимся вдруг "иностранцами" прямо у себя дома.
    Особенно много хлопот и унижений доставляет вывоз книг. Все они, в том числе изданные в Москве и Петербурге, объявлены культурными ценностями суверенного туркменского народа. Перед отъездом каждый переселенец обязан представить в двух экземплярах полный список своих книг в центральную библиотеку Ашхабада, сто лет назад созданную генералом А.Н.Куропаткиным из добровольных пожертвований русских интеллигентов. Все книги, изданные где угодно до 1948 года, запрещено теперь вывозить из Туркмении, а процент общей стоимости книг любой личной библиотеки взимается с ее владельца.
    Если семья сохранила, например, как фамильную ценность собрание сочинений А.С.Пушкина конца прошлого века, увезти его из Туркмении категорически запрещено. Нельзя даже вывезти сочинения столь ненавистного властям Туркмении В.И.Ленина первых трех изданий.
    Конечно, это грубо противоречит подписанному Б.Ельциным и С.Ниязовым в декабре 1993 года "Соглашению между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев", статья 9 которого прямо предусматривает, что "Стороны обеспечивают освобождение переселенцев и их семей от ограничений на ввоз и вывоз своего личного имущества..., таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов."
    Именно эту статью президент Туркмении С.Ниязов, по существу, перечеркнул в одностороннем порядке своим постановлением от 28 сентября 1995 года, утвердившим "Правила перемещения товаров, предметов и ценностей физическими лицами через таможенную границу Туркменистана", где установлено, что предметы, представляющие художественно-историческую ценность, вывозятся только с разрешения Министерства культуры Туркменистана. Министерские чиновники теперь сами вольны определять, что именно представляет собой такую ценность.
    Элементарное уважение к межгосударственному соглашению ясно требовало специальной оговорки относительно личных библиотек переселенцев, защищенных специальным статусом, с безусловным запрещением любых поборов за их книжную собственность. Но этого сделано не было - может, по юридическому невежеству местных властей, а может, из чувства пренебрежения к теперешней России.
    Казалось бы, на защиту прав соотечественников сразу же должно было встать Российское посольство в Туркмении. Но, к сожалению, за последнее время там произошли такие перемены, что на защиту русских дипломатов теперь рассчитывать трудно. Как только советник-посланник Е.Белов был назначен послом в Таджикистан, взаимная поддержка и контакт с Русской общиной Туркмении у дипломатов нарушились. Преемник Е.Белова Ю.Ворзило сразу же занял настороженную, подозрительную, а вскоре и прямо враждебную позицию по отношению к представителям русской общественности. Он дорожит хорошими, доверительными отношениями с местными властями, а соотечественников, похоже, просто презирает.
    В самоуправстве в отношении личных библиотек переселенцев Ю.Ворзило никаких нарушений российско-туркменского соглашения видеть не желает.

    О.Расторгуев (г.Ашхабад)


    Наша история

    "ПОТЕМКИНСКИЕ ДЕРЕВНИ": ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ

    В этом году исполняется 210 лет событию, которому до сих пор историками уделялось явно недостаточно внимания. Имеется в виду поездка великой императрицы России, правление которой называют "золотым веком", на Юг России.
    ...Проездом в Крым Екатерина II посетила Кременчуг и, несмотря на то, что гостила в нем всего три дня, впечатления о городе сохранила надолго. Во время пребывания в нем успела провести ряд мероприятий для разрешения важнейших проблем того времени, что нашло свое отражение в воспоминаниях современников и последующих важнейших для всего мира событиях.
    С правлением Екатерины II связан и расцвет Кременчуга, когда он стал в 1765 году вначале губернским городом Новороссийской губернии, а в 1784 году центром Екатеринославского наместничества, созданного из двух губерний - Новороссийской и Азовской. Необходимость появления наместничества возникла в связи с включением в 1784 году Крыма в состав России, когда земли, лежащие южнее запорожских, стали российскими. Таким образом в годы правления Екатерины II по ее указу, до построения в ее честь южнее Кременчуга Екатеринослава как центра одноименного наместничества, из этого города, удобно лежащего на пересечении торговых путей, управлялись обширнейшие территории относящиеся не только к нынешней Украине, но и многие из тех, которые являются сегодня территориями, населенными казачеством России.
    Возвышение Кременчуга связано и с деятельностью фельдмаршала Григория Потемкина, с благословения императрицы превратившего город в важнейший форпост на Юге России и назначившего в 1786 году генерала А.Суворова командиром Кременчугской дивизии.
    ...Государыня имела намерение посетить Малороссию и Крым еще в 1783 году сразу же после присоединения Крыма, чтобы осмотреть территорию, которой правил ее могущественный фаворит, и приобретенные богатства. Но из-за эпидемии свое намерение она осуществила лишь в 1787 году, когда уже назревала русско-турецкая война.
    Когда окончательно был утвержден план путешествия царицы, инспекционную поездку по маршруту Кременчуг-Елисаветград-Херсон-Симферополь-Феодосия-Борислав-Кременчуг совершил сам Потемкин, чтобы подготовить территории и население к встрече императрицы.
    Ранней весной работы по встрече, к которой кременчужане готовились целый год, были закончены. К этому моменту жители платили специальные налоги, которые шли на благоустройство города, строительство причалов, триумфальных ворот, путевого дворца, сада, на устройство фейерверков, иллюминации, увеселительных мероприятий. Многие богатые кременчужане добровольно участвовали в этом своими капиталами. В помощь жителям были определены колодники, засыпавшие болотистые места, перекрывавшие соломенные крыши на деревянные, белившие дома "самою лутчею белою глиною". Устанавливались заборы и фонари, устраивались дороги и тротуары. Город разбили на участки, где за работами наблюдали квартальные и ежедневно рапортовали городничему.
    30 апреля 1787 года галеры, которые плыли из Киева, бросили якорь около Кременчуга. На главной из них под названием "Днепр" и находилась императрица. По рассказам, гребцами на ней были казаки из ближайшего к Кременчугу казаческого селения Келеберда, основанного выходцами из черкесской земли. И когда эти лучшие в ту пору на Днепре рыбаки и мореплаватели прямо на галере узнали, что вольную Келеберду должны передать во владение князю Потемкину, они бросили весла и, встав на колени перед царицей, умоляли сохранить их статус вольных казаков. Екатерина II тут же выполнила их просьбу.
    Когда шлюпка, отделившаяся от галеры, пристала к берегу, мощные орудийные залпы возвестили о том, что императрица ступила на кременчугскую землю. Встречать ее вышел не только весь город, но и весь цвет дворянства и купечества Малороссии. Многие прибыли из других краев. Нарядная толпа криками и возгласами выражала свою радость. В праздничной обстановке покрытые позолотой кареты медленно двинулись по мостовой мимо полков, отдававших честь, и толпящихся граждан.
    Свои впечатления о Кременчуге Екатерина II звучной фразой: "Жаль, что не тут построен Петербург! Кременчуг - прекраснейшая местность, которую только я видела в своей жизни."
    А так об этом вспоминают те, кто сопровождал императрицу в этом путешествии: "По высадке в Кременчуге иная картина представилась взорам ее... Дом обширный, красивый, построенный и расположенный по вкусу Екатерины, английский сад, в котором волшебным образом князь Потемкин посадил огромнейшие деревья; прекрасный вид, украшенный тенистой зеленью, цветами и водой; 15 тысяч вновь снаряженного войска; собрание всего дворянства губернии в богатых нарядах и купцов, съехавшихся со всех концов империи; наконец, повсеместное движение после трехмесячного покоя и близость к цели этой необыкновенной поездки, занявшей внимание Европы; вот чем открылись эти новые зрелища."
    Зрелища были действительно великолепные, так как в парке находился дворец, художественно оформленный молодым местным художником из семьи иконописца Владимиром Боровиковским. Его талант был замечен. Приглашенный в столицу Боровиковский вскоре станет одним из самых известных портретистов России, получит за свои портреты уже в 1795 году звание академика, а в 1802 году - советника Петербургской академии художеств. Среди его многочисленных портретов высшего света Российской империи будут и портреты Екатерины II и ее сына Павла I.
    В Кременчуге рядом с дворцом с росписями Боровиковского был устроен пруд с купальней, дно которой было выложено мрамором, и прекрасным павильоном. Для услаждения императрицы в Кременчуг заранее прибыл итальянский композитор, дирижер и педагог Джузеппе Сарти, назначенный директором Екатеринославской музыкальной академии, который во главе оркестра и хора из 186 человек давал концерты.
    Известно, что в Кременчуге, встречаясь с казаками ликвидированной в 1775 году после Пугачевского бунта Сечи Запорожской, императрица дала торжественное согласие на восстановление войска, для поселения которого вскоре определено было место на полуострове Тамани, также относящейся к наместничеству. По инициативе Потемкина тут же начало создаваться оформленное указом 8 января 1788 года Войско верных казаков.
    После бурной встречи Екатерины с громом пушечных салютов, с исполнением специально написанной Д.Сарти кантаты, Потемкин предложил царице посмотреть маневры "рядовой российской дивизии." Искусство войска, продемонстрированное Суворовым, поразило не только всех гостей, но и самого Потемкина, великого мастера празднеств и представлений. На обратном же пути к столице Потемкин еще раз продемонстрировал государыне войска Суворова. На этот раз дивизия была поставлена лагерем на поле Полтавской битвы, чтобы напомнить не только присутствующим, но и миру о великой победе Петра Великого.
    К сожалению, нашему обществу навязано мнение, будто Екатерина II и члены ее правительства ехали в Крым отдыхать и развлекаться, что ради этого и были построены многочисленные "потемкинские деревни", ставшие впоследствии синонимом для всякой показухи. Однако императрица никогда не забывала об интересах своей страны, и путешествие это имело серьезные политические цели.
    Воспоминаниями современников развенчивается навязанный иностранцами миф о "потемкинских деревнях", а история доказала, что далеко не деревнями явились миру ставшие впоследствии важнейшими культурными и торговыми центрами Юга России Кременчуг, Екатеринослав, Симферополь, Севастополь, Одесса, Херсон, Николаев и множество других известных населенных пунктов, приоритетное развитие которых было намечено именно Екатериной и Потемкиным.
    После такой активности, привлекшей внимание Европы и мира в целом, Турция, обеспокоенная усилением позиций России на Черном море (называемым ранее Русским морем), начала в августе 1787 года военные действия. Обученные Суворовым и Кутузовым войска из Кременчуга, представлявшего собой важнейшую российскую военную базу, направились к местам военных действий, успешно отбили атаки врага и сыграли свою историческую роль в развязанной Турцией войне. Потемкин, используя опыт кременчужан при встрече императрицы, в течение считанных недель организовал в городе строительство судов для усиления флота на Черном море. Дубравы вблизи Кременчуга были описаны в качестве резервных для строительства флота еще по указу Петра I. И уже к весне 1788 года, - всего за полгода, - было направлено в район боевых действий свыше 60 судов. А до конца 1790 года флот получил 120-130 судов.
    В результате своей поездки в Кременчуг - признанную в мире столицу Новороссии того времени и присоединенный накануне Крым - Екатерина II уже вскоре добилась на Черном море того, что на рубеже предыдущего и начале ее столетия наметил Петр I и чего с успехом он успел добиться на Балтике.
    Таким образом, все эти балы, приемы, смотры, которые были организованы в до поры малоизвестном Кременчуге, показали миру не что иное, как силу и мощь армии, готовность ее к войне с Турцией, успехи в освоении южных земель, а значит, сыграли огромную роль в укреплении международного авторитета России. Пышно обставленная поездка по новым землям была не только демонстрацией мощи и силы, но и своего рода вызовом, брошенным уверенной в своей народе, в себе и своем окружении Екатериной II всему миру, явно не желавшему как в тот знаменательный для Российской империи "золотой век", так и в иные века дальнейшего возвышения Великой России.

    К.Белоус,
    председатель оргкомитета Всенародного Движения имени Богдана Хмельницкого


    СМИ

    ФОТОГАЛЕРЕЯ ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА "СЛАВЯНСКИЙ МИР"

    На Web-странице информационного агентства "Славянский мир" (http://g23.relcom.ru/g23/5330) открыта новая рубрика "Фотогалерея информационного агентства "Славянский мир". В этой рубрике информагентство предлагает вниманию заинтересованных изданий имеющиеся в его распоряжении фотоматериалы, которые могут быть использованы в публикациях.
    Фотоматериалы могут быть предоставлены в виде файлов до 100 Mb (ZIP) с разрешением образа 1200 dpi при 16 млн. цветов. Возможно предоставление фотоматериалов в виде файлов на SyQuest (270 Mb), а также в виде фотографий и негативов.

    ∙ Рубрика ∙  Вверх