Информационное агентство "Славянский мир"

телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85
E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru

Информационный бюллетень № 10
Март 1997 года

При перепечатке материалов, опубликованных в бюллетене, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации № 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


В партиях и движениях

К III СЪЕЗДУ ДВИЖЕНИЯ "ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ"

ЗАЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОМИТЕТА "ЗА НРАВСТВЕННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВА"


В Совете Федерации

О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СФ


Госстроительство

"СТРАННАЯ РЕФОРМА"


Региональные новости

УЧРЕЖДЕНА ПРЕМИЯ "БОЯН"


Украина

В БОРЬБЕ ЗА ДВУЯЗЫЧИЕ

ХОДОКИ ЗА ЯЗЫКОМ


Балканы

СПОСОБНА ЛИ ЮГОСЛАВИЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ НАТО?


В партиях и движениях

К III СЪЕЗДУ ДВИЖЕНИЯ "ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ"

9 апреля 1997 г. в Москве состоится III съезд Всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие". Ряд СМИ уделяют в последнее время внимание как самой этой структуре, так и ее лидеру, одному из руководителей КПРФ и руководителю "РАУ-Корпорации" (РАУ - Российско-Американский университет,- ред.) Алексею Подберезкину

Приводим выдержки из публикаций на данную тему

"...На днях помощник президента Георгий Сатаров объявил о намерении своего шефа создать для всех россиян объединяющую "русскую идеологию".
...Эта инициатива нашла отклик в оппозиции, которая давно уже разрывается на противостояние патриотов и коммунистов. 9 апреля в парламентском центре состоится съезд движения "Духовное наследие"... Информированный источник из фракции КПРФ считает, что этот съезд станет ударом по ортодоксальным членам оппозиции.
Съезд будет проходить с широкой помпой. Охрана, банкеты, большой зал, выставки и две с половиной тысячи участников. Большинство из них составят не ярые оппозиционеры, а люди из НДР, "Яблока", Совета Федерации, правительства и администрации президента...
Особый упор патриотами из "Духовного наследия", по словам информированного источника, будет сделан на контакты с "важными, но не ключевыми людьми" в вышеназванных организациях. Но не исключена и "очень жесткая реакция ортодоксальных коммунистов" на соглашательские намерения патриотов. "Но этот шаг необходимо сделать, потому что иначе парламентскую оппозицию ждет гибель, - подчеркнул источник. - Управляемость фракции КПРФ ослабла, и вследствие этого ослабла эффективность работы."

"Московский комсомолец" 25 марта 1997 г.


"...Сейчас правительство уже не реагирует на упреки типа: " Вот, по указке Международного валютного фонда". Да, по указке. Но не только МВФ. Ведь если Россия проиграла, то кто-то выиграл, и совершенно естественно, что проигравшие будут жить и умирать по правилам (решениям, инструкциям, директивам), установленным победителями. ...Эти правила не оглашены, и рассчитывать на их розовый цвет не приходится.
А что же оппозиция? А ничего. Управляет (духовно наставляет и с удовольствием напоминает об этом в своем "Русском пути") лидер КПРФ и НПСР А.Подберезкин, начальник Российско-Американского университета ("РАУ-Корпорация"). Кстати, в той же книжке ("Русский путь", - ред.) достаточно фотографий А.Подберезкина в штаб-квартире НАТО, в помещениях высших органов власти США, с Г.А.Зюгановым... А еще говорят, что, мол, расширение НАТО на восток, беда..."

"Держава" № 3, 1997 г.

Наша справка

Официальный печатный орган "Духовного наследия" - журнал "Обозреватель". Однако сегодня мало кто знает о том, при каких обстоятельствах возникло это скучное, эклектичное, рассылаемое по дежурным адресам издание.
В конце 1991 года, в связи с развалом СССР и прекращением деятельности Верховного Совета СССР, было прекращено и финансирование одной из лучших и перспективных газет того времени - "Политика" (хотя газету и финансировала депутатская группа "Союз", "Политика" была плодом творческих усилий редакционного коллектива, т.е. в общепринятом смысле независимой, - это и делало ее интересной для читателей). От РАУ (тогда еще без слова "корпорация") поступило предложение о продолжении финансирования, т.е. о спасении популярного издания. Неискушенный в интригах творческий коллектив перешел "под крыло" РАУ, руководимой А.Подберезкиным.
Однако вместо спасения газеты, РАУ просто уничтожил ее. В качестве первого же шага на пути "сотрудничества" с коллективом редакции была (в срочном порядке) произведена перерегистрация газеты - и название "Политика" исчезло, вместо него появилось название "Обозреватель". Под таким названием вышли, с грехом пополам, два номера издания. После этого, "высочайшим решением" газета была "преобразована" то ли в журнал, то ли в альманах, который и просуществовал до наших дней.
Естественно, все это не могло не вызывать негативного отношения со стороны сотрудников редакции,- и коллектив распался в течение нескольких месяцев, большинство нашло себе другую работу. Никто их, собственно, и не удерживал, люди эти были уже не нужны. Невыплаты зарплаты на фоне барского поведения А.Подберезкина и других руководителей РАУ, постоянно курсировавших между Москвой и Вашингтоном, также не способствовали сохранению в редакции хорошего морального климата, и уж тем более не прибавили журналистам любви ни к РАУ, ни лично к А.Подберезкину.

В связи с приведенной выше информацией, в части, касающейся деталей проведения "патриотического" съезда, считаем необходимым заявить следующее.
Проведение съездов, конгрессов и прочих мероприятий "с широкой помпой" становится характерной чертой, присущей "официальной оппозиции".
Представляется аморальным сам факт проведения каких бы то ни было банкетов и иных подобных торжеств в то время, когда огромному числу людей в России не на что накормить ни себя, ни своих детей, когда смерть от голода становится обычным явлением.
Подобное замечание бессмысленно было бы адресовать новым "хозяевам жизни", однако невозможно не сделать его в отношении тех, кто причисляет себя к защитникам интересов народа.


ЗАЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОМИТЕТА
"ЗА НРАВСТВЕННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВА"

Накануне президентских выборов 1996 г. наш Комитет выступил с обращением ко всем кандидатам на пост президента, в котором заявлял, что поддержит того из них, кто объявит пропаганду растления государственным преступлением и, в случае прихода к власти, пресечет его и накажет организаторов этого преступления.
Единственным, кто откликнулся на это обращение, был лидер народно-патриотического союза России - Г.А.Зюганов. В мае 1996 года было подписано и широко распространено через средства массовой информации совместное обращение к соотечественникам Г.А.Зюганова и Общественного комитета: "Положить конец нравственному геноциду нашего народа!"
Надежду на взаимопонимание и сотрудничество на благо России давали также и программные высказывания Г.А.Зюганова, что "именно РПЦ является исторической опорой и выразителем "русской идеи" в той форме, которая отшлифована десятью веками нашей государственности", что "именно религиозная часть патриотического движения является одним из главных хранителей идеалов одухотворенной, нравственно осознанной государственности".
Будучи по своим политическим взглядам монархистами и антикоммунистами, мы, невзирая на обрушившуюся на нас клевету, считали своим христианским долгом поддержать лидера НПСР и КПРФ, потому что сегодня именно в идеологии Содома и есть наибольшая опасность для России и, по слову Спасителя, главный признак надвигающейся кончины человеческой истории.
В течение последнего полугодия Общественный комитет тесно сотрудничал с депутатами оппозиционных фракций Госдумы и их руководителями в целях блокирования трех взаимосвязанных законопроектов: "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О свободе вероисповеданий", "О репродуктивных правах граждан", "Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в Российского Федерации".
Эти законопроекты преследуют одну цель: сделать необратимым процесс духовно-нравственного разложения русского народа и, таким образом, сделать возможным окончательное порабощение России. Одновременно мы вместе с депутатами Госдумы готовили законопроект "О защите отечественной нравственности".
Накануне голосования по законопроекту "Об ограничениях оборота..." Общественный комитет получил твердые заверения от лидеров фракций КПРФ и аграрной партии, составляющих думское оппозиционное большинство, что они не допустят принятия этого закона.
20 февраля 1997 года закон, объявляющий проституцию и порнографию "в ограниченных масштабах" нормальным явлением российского общества, был принят подавляющим большинством голосов (293 против 47).
В связи с этим Общественный комитет заявляет следующее:
1. Это событие является новым витком в "тайне беззакония" и по своему значению может быть сравнимо с октябрем 1993 года, когда государственный закон как принцип "удерживающего" (2 Сол., гл. 2, ст. 7) распространение зла в мире, был показательно, с одобрения ненавистников России, уничтожен выстрелами из танков.
Теперь же мы видим, как зло защищается государством и само уже становится законом. В перспективе следующим этапом "тайны беззакония" будет объявление преступниками тех, кто не пожелает жить по этим законам зла.
2. Принятие этого законопроекта под новым названием: "О неотложных мерах по охране общественной нравственности и здоровья населения" не меняет сути дела. Зло, даже в ограниченных масштабах, не может быть узаконено. Те, кто последуют примеру Гербер-Нуйкина-Говорухина и других авторов данного закона, используя их логику в дальнейшем законотворчестве, очевидно, вскоре потребуют ограничить наркоманию, воровство, коррупцию, насилие и убийство (также имеющих ныне широкое распространение в нашей стране) путем продажи лицензий на эти преступления и отведения для них специального времени и места.
3. Более чем сомнительны ссылки авторов закона на модель западной цивилизации. Для России после 70 лет государственного атеизма это будет означать не "медленное гниение", как на Западе, имеющем традиционные религиозные защитные механизмы, а быструю и полную катастрофу. Лучше бы нашим законотворцам указать на пример такой авторитетной для них страны, как Израиль, где порнография абсолютно запрещена, потому что этот премудрый, как змий, древний народ понимает губительность разврата.
4. Руководители НПСР, приняв этот закон, перечеркнули все свои прежние широковещательные программы возрождения России, апеллирующие к ее "духовному наследию": духовно-нравственным, культурным и историческим ценностям нашего народа, имеющим свои корни в тысячелетней православной традиции.
Руководители патриотической оппозиции продемонстрировали свое согласие с политикой нынешнего руководства страны, которая ведет к экономической и духовной колонизации. Тактика и стратегия этой политики не нова. Так, еще раз напомним: Гитлер, чтобы снизить жизнеспособность покоренных народов, насаждал порнографию в оккупированных им областях, между тем, в самой Германии преследовал ее. Японцы-завоеватели в Маньчжурии поощряли продажу местному населению порнографической продукции и наркотиков, но под страхом сурового наказания запрещали покупать ее самим японцам.
5. В дальнейшем наш Комитет не только не будет поддерживать лидера НПСР, но и, пользуясь всеми имеющимися возможностями, будет разъяснять широкой православной общественности предательскую сущность антинародного закона.
Не вызывает сомнения, что нравственно здоровая часть народа, как бы его не обманывали СМИ, никогда не согласится поддержать тех, кто участвует в его растлении. Свидетельство этому - десятки тысячи писем в поддержку деятельности нашего Комитета.
6. Заслуживает особого внимания позиция сопредседателя НПСР, пионера-законотворца сексуальной "криминальной революции" в России г-на Говорухина (здесь мы намеренно не обсуждаем его развязные высказывания в адрес русского народа на пресс-конференции перед обсуждением закона. Это отдельная тема).
Этот человек, не имеющий ни малейшего понятия о Православной Церкви и не имеющий к Ней никакого отношения, осмелился поучать Ее служителей, что они должны говорить по вопросам нравственности. При этом ссылался на свои, якобы имевшие место, разговоры с Патриархом и священноначалием. Налицо очередная попытка антихристианских сил представить Церковь служительницей греха.
Еще раз напоминаем: ни один из членов РПЦ, будь то простой мирянин, рядовой священник, или даже сам Патриарх, не могут говорить от имени Церкви ничего, что противоречило бы Ее учению, святым канонам и соборным постановлениям. Правило 100 VI Вселенского Собора анафематствует изготовителей непристойных изображений, а правило 86 того же Собора анафематствует собирающих и содержащих блудниц в блудилищных домах. Эти и другие подобные постановления никем не могут быть отменены или стать предметом дискуссии в Церкви. На верность этим постановлениям дал присягу каждый священнослужитель. А мы, как члены Церкви, лишь свидетельствуем об этом.
Общественный комитет "За нравственное возрождение Отечества" высоко оценивает последовательную, мужественную позицию 47 депутатов Госдумы, не запятнавших совести преступными компромиссами. К сожалению приходится констатировать, что сотрудничество Общественного комитета с остальной частью оппозиции Госдумы в области законодательных инициатив теряет смысл.

В заключение еще раз подчеркнем: наша поддержка лидера НПСР накануне президентских выборов не была в духовном смысле ошибкой или недальновидностью. Даже если бы мы заранее знали о приоритете для него сиюминутного политического расчета, нашим долгом было сделать это, чтобы обратить внимание общественности на то, что именно здесь - в защите духовно-нравственного достояния народа - и есть единственная и последняя точка опоры, которая позволила бы реально перевернуть всю ситуацию в погибающей России. Такая же позиция у нас и сегодня.


В Совете Федерации РФ

О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СФ

Разгораются страсти вокруг информационно-аналитического управления (ИАУ) Совета Федерации РФ (начальник - С.Глазьев). В преддверии 25%-го сокращения московского чиновничества затянувшаяся "реорганизация" ИАУ (бывшего Парламентского Центра ВС РФ), распалила до крайности "политических бомжей" из прежних составов ВС СССР, ВС РФ, 5-й Государственной Думы, которым нужно закрепиться в столице.
К ИАУ, - тихой заводи, где можно безбедно пересидеть трудные времена, приковано внимание и многих бывших чиновников ЦК КПСС и Совмина: сегодня это последняя возможность в Москве удержаться на плаву и сохранить доступ к привилегиям: бесплатному медицинскому обслуживанию, машинам по вызову, "кремлевке", льготным путевкам в Сочи и Крым, и заграничным поездкам ("горячая линия" Брюссель-Москва налажена и действует бесперебойно).
Новое штатное расписание ИАУ (107 человек) уже наполовину заполнено. В коридорах здания на Цветном бульваре часами слоняются и многие колоритные фигуры из числа московской "элиты": член Президентского Совета А.Мигранян, "политолог" С.Кургинян, И.Константинов (экс-ФНС, ныне РОС), замечены многие функционеры КРО (Конгресса Русских Общин). По всей видимости, последовательное "отторжение" из этой структуры Ю.Скокова, А.Лебедя и вот теперь и Д.Рогозина (повлекшее за собой "отлучение" от источников финансирования) ввергло в неприятные размышления ее функционеров. Один из активистов КРО, г-н N носится по ИАУ с идеей выпуска совместного аналитического сборника. Предполагается, естественно, что костяк сборника составят материалы ИАУ СФ (сегодня - это одна из ведущих аналитических структур РФ, чьи материалы пользуются спросом за рубежом, в тамошних "исследовательских центрах"), а распространять их по СНГ и, разумеется, дальнему зарубежью будет аппарат КРО, костяк которого длительное время плавно сообщался с Комитетом по экономической реформе 5-й Госдумы (председателем которого был тот же С.Глазьев).
Неудача КРО (не считая нескольких персоналий) на последних выборах подстегивает интерес к ИАУ СФ: теперь не мешало бы "укомплектоваться" в штат информационно-аналитического управления Совета Федерации - по совместительству...


Госстроительство

"СТРАННАЯ РЕФОРМА"

Как известно, в сороковом году Франция проиграла "странную войну"
К счастью для Франции, после пятилетней "работы над ошибками" ее довоенного руководства, она была восстановлена союзниками в прежних границах.
Сегодня, помимо вполне реальных внешних военных угроз, над Россией нависла внутрення военная угроза - "странная военная реформа".
Как любил говорить автор теории "молниеносной войны", начальник германского Генштаба граф фон Шлиффен, виновником войны всегда является проигравшая сторона, провоцирующая агрессора слабостью своей обороны.
К несчастью для России, у нее нет союзников, способных восстановить ее после оккупации и раздела внешними силами.

Военная реформа, как военная угроза

Все говорят о военной реформе, но никто не знает ни ее целей, ни ее содержания. Единственное, что можно сказать наверняка - она будет вестись тем же политическим руководством и в том же стиле, что и кавказская "эпопея". Основная опасность - бессистемное, беспроектное проведение военной реформы в форсированном режиме, приуроченном к срокам, диктуемым извне. Так уже было с выводом войск из Восточной Европы, Прибалтики и Чечни, так будет и с военной реформой, если ее не остановить или не взять под квалифицированный контроль, опирающийся на системную законодательную базу.
Что предлагается сегодня? Процитируем законопроект "О военной реформе в Российской Федерации" в той его части, которая не вызвала замечаний со стороны президента и правительства:
"Статья 1. Содержание военной реформы и сроки ее проведения.
...Военная реформа осуществляется в период с 1997 года по 2005 год в два этапа.
На первом этапе в период с 1997 года по 2001 год осуществляются меры по реорганизации Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов (в направлении их численного сокращения и перевода на НАЕМНЫЙ принцип комплектования, - А.О.) с целью приведения их потребностей в соответствие с возможностями государства при одновременном обеспечении социальной защиты военнослужащих.
На втором этапе в период с 2001 года по 2005 год осуществляется развертывание работ в промышленности в объеме, необходимом для оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов."
Покажем, чем чревата реализация приведенного фрагмента, исходя только из экономических критериев: военно-политический анализ военной реформы требует особого разговора.

Воинствующий идиотизм

Начнем с "приведения потребностей армии к возможностям государства." Воинствующий идиотизм этого лозунга, неоднократно повторяемого в тексте и молчаливо одобренного высокими рецензентами, поражает. Всегда и всюду необходимые потребности армии определялись, исходя из военно-стратегической обстановки. В отличие от благотворительности, военные расходы определяются необходимостью, а не "возможностями".
Сегодня безопасность страны находится на уровне, требующем срочных, а в ряде случаев - чрезвычайных мер по восстановлению экономики, разрушенной реформами. Вместо этого предлагается подстраивать потребности обороны под процесс катастрофического разрушения экономики. Ни к чему, кроме катастрофы, это не приведет.

Экономя на сокращении, теряем на безработице

Реально ли высвобождение средств за счет сокращения личного состава Вооруженных Сил, или это будет лишь скрытой переброской расходов с оборонных статей бюджета на социальные, с бюджета федерального на бюджеты региональные?
Перемещение трудовых ресурсов внутри непроизводственной сферы экономики - между Вооруженными Силами и Минсоцзащиты, обеспечивающим безработных и пенсионеров, дает экономию исключительно за счет снижения уровня жизни людей. Сегодня безработица, по разным оценкам, составляет до 20% и более, а процесс сжатия внутреннего рынка и сокращения производства продолжает нарастать.
В этих условиях все программы по переподготовке и трудоустройству бывших военных не создают новых рабочих мест, а принудительно освобождают их за счет вытеснения других работников на худшие рабочие места и на биржу труда.
Проводя военную реформу, следует учитывать, что в сегодняшних условиях любое сокращение численности Вооруженных сил ведет к такому же росту численности безработных, содержание которых будет переложено на другие статьи бюджетов.
Характерно, что средства, выделяемые на "социальную защиту", идут в первую очередь на обеспечение увольняющихся в запас офицеров и в последнюю очередь - на зарплату и жилье для тех, кто продолжает служить в частях и гарнизонах вдалеке от столицы.
Похоже, "реформирование" армии с помощью крайне дорогостоящих социальных программ по досрочному пенсионному обеспечению, переподготовке и льготному трудоустройству, строительству и распределению жилья среди увольняемых - ни что иное, как бюджетное финансирование роспуска остатков офицерского корпуса.
Поистине - "ни мира, ни войны, а армию - распустить с выдачей квартир и пособий за казенный счет!"

Ни щита, ни меча

Вторая экономическая странность предполагаемой военной реформы - перевооружение, отсроченное на несколько лет. Сегодня, после нескольких лет сначала - бесцельной и бессистемной "конверсии", а позже - не менее разрушительной приватизации и дробления, военно-промышленный комплекс находится в критическом состоянии. Большинство серийных заводов остановлены и уже сегодня не способны к возобновлению военного производства в связи с распадом трудовых коллективов и разрушением кооперационных связей. Образцы вооружений, которые только предполагается ставить на поток, морально устаревают. Завтра это будет оружие вчерашнего дня.
Но самое страшное - разрушение научно-инженерного потенциала, распад уникальных коллективов разработчиков, которые, лишенные финансирования в течение последних лет, обречены концепцией "странной военной реформы" на скорую гибель.
Последнее, чем живут чудом сохранившиеся коллективы - надежды на хотя бы частичное финансирование приоритетных работ в этом году. Вместо этого предлагается " ... увеличение к 2001 году расходов суммарно на закупки вооружения и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до уровня расходов на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации с обеспечением целевого полномасштабного финансирования приоритетных работ и выделением на эти цели к указанному сроку не менее 50 процентов бюджетных ассигнований."
Вместо того, чтобы готовить новое поколение вооружений, финансировать фундаментальные исследования и НИОКР, которые окупаются за счет двойных технологий, средства отбираются у ВПК и бросаются на материальное стимулирование увольнения офицеров из армии.
Воистину, военную реформу следует начинать с заседания военного трибунала!

Подоплека событий

"Молодость государя - источник многих крупных состояний" - это утверждение Жана де Лабрюйера вдвойне верно в стране молодой демократии.
Говоря иными словами, изменение структуры государственных расходов создает возможности нецелевого расходования средств, пропорциональные масштабу и темпам проведения реформ и объему частных интересов, вовлеченных в реформы.
Масштабы разного рода частных, негосударственных интересов, представленных в органах власти, отвечающих за оборону, недопустимо велики, а сами интересы конкурирующих структур влияния находятся в опасном противоречии. Помимо почти официального представительства в силовых ведомствах крупнейших банков и коммерческих структур, там заметно представлено влияние криминальной сферы, в том числе подпольной торговли оружием и наркомафии. Возникло и набирает вес "разоруженческое лобби", связанное с подрядами на уничтожение и утилизацию вооружений и реализацию военного имущества и объектов.
Прямое финансирование разоруженческих программ, в первую очередь, ядерных (включая скупку громадных количеств оружейного урана и плутония) основным геополитическим и военным соперником, немыслимое вчера, сегодня считается нормой. Достаточно хорошо и почти открыто представлены интересы целого ряда иностранных держав, чему способствует крайне двусмысленное "партнерство во имя мира".
Меньше всего представлены здесь никому не выгодные интересы государства. Единственное, что сегодня сдерживает коррупцию и окончательное разложение армии сверху - сравнительно устойчивая структура военных расходов, затрудняющая перераспределение финансовых потоков. Когда военные и политики заявляют, что военная реформа "подготовлена" и начинать ее надо "немедленно", это означает только то, что группы давления, стоящие за их спиной, готовы немедленно вступить в тотальную войну за четвертую часть федерального бюджета, брошенную "на шарап". Участники будущей схватки единодушны лишь в одном - чем быстрее начнется реформа - тем меньше возможностей организации сколько-нибудь эффективного контроля за расходованием средств, тем больше этих средств "прилипнет к рукам".
Первым сражением в войне за растрату оборонного бюджета следует считать кампанию за смещение Родионова и Самсонова. Зачем в кресло министра тащат Андрея Батурина - человека, чуждого армии, но весьма сведущего в финансах? Разгадка очевидна: министр и начальник ГШ формируют концепцию и сметную часть военной реформы - то есть стоят на раздаче казенных денег.
Показательна сложность интриги - для подготовки пересадки Батурина в кресло Родионова пришлось создать неслыханный для России прецедент "гражданского министра обороны", уволив Родионова в отставку без снятия с должности. Выбор средств говорит о масштабах целей.
Единственное, что недооценивают творцы ликвидационной военной реформы - масштабы и остроту конфликта интересов в самом Кремле.
Общество пресытилось разоблачениями. Безрезультатность скандала с коробками от ксерокса говорит о том, что завтра в ход пойдет компромат качественно более высокого уровня, а в случае необходимости эта политика будет продолжена "иными средствами". То, что еще недавно называлось войной компроматов - завтра покажется игрой в "Зарницу".
В этих условиях лучший выход - своевременный отказ заинтересованных сторон от борьбы без правил и перевод военной реформы в максимально контролируемый и предсказуемый режим. Дурной мир лучше доброй войны - особенно в смутные времена.

Семь раз отмерь

Как показал горький опыт последних лет, нет ничего опаснее беспроектных и бесконтрольных реформ, цели, последовательность, механизм реализации которых ясно не сформулированы.
Поэтому первое, с чего необходимо начать - это не "Закон о военной реформе", а "Закон о порядке проведения военной реформы и организации контроля за ее подготовкой и проведением".
Стержневая идея будущего документа - мораторий на любые реорганизации и сокращение Вооруженных Сил и вооружений, в том числе и предусмотренные международными договорами (СНВ-2 ...) вплоть до момента, когда доктринальные и исполнительные документы по реформе не будут приняты в законодательном порядке.
Именно законодательный порядок принятия документов с последующим контролем законодательной власти за ходом реформы (гражданский контроль) способен в наибольшей степени сбалансировать интересы участников реформы, обеспечить контролируемость процесса и, самое главное, обеспечить безусловный приоритет национальных интересов России над любыми другими интересами.
Торопиться некуда: экономия на скоропалительных сокращениях иллюзорна, а любые реорганизации грозят перерасти в неконтролируемое разрушение не только Вооруженных Сил, но и государства в целом.
На ближайшие два года реформа оборонного комплекса и Вооруженных Сил может носить только стабилизационный, консервативный характер.

Вместо окончания

По Европе снова бродит призрак - призрак Третьей мировой войны. Неясны только детали: перерастет ли система локальных войн, вдохновляемых и управляемых третьими странами и организациями, в более крупный конфликт с участием основных сил НАТО, и дойдет ли дело до ядерных арсеналов.
Геополитические приметы неутешительны: Балканы горят синим пламенем, Кавказ и Средняя Азия существуют в режиме тлеющей войны, готовой вспыхнуть по сигналу извне. Заметно нарастает конкуренция внешних сил за контроль над сырьевыми ресурсами стран СНГ и путями их транзита. Создан прецедент поразительно легкого отторжения российской территории и изгнания полумиллиона русского населения в ходе локального конфликта в Чечне.
Последним предупреждением грозит стать аналог мюнхенского сговора - "согласованное" с Россией расширение НАТО на восток. "Странная военная реформа" грозит перерасти в историческую катастрофу.
Неужели среди сотен армейских Петэнов не найдется ни одного де-Голля?

Александр Орлов


Региональные новости

УЧРЕЖДЕНА ПРЕМИЯ "БОЯН"

В целях сохранения и содействия развитию классических традиций славянской культуры, пропагандирующей единство, единые корни и дух трех славянских народов, - белорусов, русских и украинцев, дальнейшего укрепления добрососедства и духовной общности, Совет руководителей приграничных областей Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины принял решение об учреждении премии "Боян".
Учредителями премии стали также Союз писателей России, Фонд культуры Украины, белорусский славянский Собор "Белая Русь" и ряд других организаций.
В соответствии с принятым решением, ежегодно будут присуждаться восемь премий:
- две премии авторам художественных произведений (в области литературы, архитектуры, музыкального и театрального искусства) на темы славянской истории, обладающих духовно-объединительным смыслом, связующих прошедшие события с духовно-интеллектуальными реалиями наших дней;
- две премии авторам исследований, высвечивающих наиболее значительные для славянского мира события и периоды истории, раскрывающих своеобразие национальной жизни народов славянского мира, их роль в мировой цивилизации;
- две премии за административную или иную деятельность, направленную на поддержку тех сил в славянском мире, которые реально включились в работу по духовному возрождению государств славянского мира, по укреплению их национальной государственности;
- две премии за пропаганду идей славянского единства в средствах массовой информации.

Комментарий редакции

Поддерживая идею учреждения премии, хотелось бы отметить следующее. На наш взгляд, деятельность, направленная на духовное возрождение государств славянского мира (в особенности в том, что касается трех славянских народов - белорусов, русских и украинцев) может и должна происходить в контексте их единения. Поэтому неуместно ориентироваться на укрепление национальной государственности, что, фактически, является поддержкой дезинтеграции. Тем более не стоит поощрять административную и иную деятельность в этом направлении. Ориентироваться же следует на поддержку цивилизационного общерусского единства (общности белорусов, русских и украинцев) соответствующих государственных образований.


Украина

В БОРЬБЕ ЗА ДВУЯЗЫЧИЕ

"Мы должны помнить, что в мировой практике двуязычия сейчас нет", - провозгласил поэт-перебежчик Дмытро Павлычко на сессии Верховной Рады, принявшей "Закон о языках" в 1989 году.
И вот уже свыше пяти лет националисты хватаются за этот более чем сомнительный тезис, когда речь заходит о признании русского языка в качестве официального. Ну, не бывает, по их мнению, в природе двуязычия. Даром что в четырех десятках стран два и более официальных или государственных языков - в каждом конкретном случае националисты проявляют чудеса изобретательности только чтобы доказать, что двуязычие это лишь привиделось шовинистам.
Очень часто в жарких дебатах они обращаются к украинской истории, извлекая оттуда то один, то другой аргумент в пользу своих теоретических построений. Но лишь вследствие общего недостаточного знания истории Украины они не обращают внимания на то, что история для них - плохой союзник. Есть там, в глубинах украинской истории, эпизод крайне неудобный. Эпизод, когда украинские патриоты отчаянно сражались - за что бы вы думали? - за двуязычие.
13 марта 1848 года в Вене вспыхнуло народное восстание. Правительство Меттерниха пало. Император Фердинанд I провозгласил демократические свободы и пообещал конституцию. 15 марта восстал Будапешт. Пламя этого движения охватило всю Австрийскую империю.
Через месяц, 13 апреля на далекой окраине империи, в Галичине, в городе Львове (официальное название Лемберг) польская часть населения создала свой тогдашний "Совет" - Центральную раду народову. По ее образу и подобию украинская часть населения также сформировала свой орган - Головну руську раду. (Сами украинские галичане именовали себя тогда русинами, рутенами, а язык свой называли "руським").
Первым документом Руськой рады, принятым 19 апреля 1848 года, было "Прошение руського народа в Галиции через руки его превосходительства графа Францишка Стадиона, губернатора галицького, его величеству императору и царю Фердинанду поданое".
Язык заголовка сохранен в подлинном виде. Это к вопросу о том, что представлял из себя литературный украинский язык Львова того времени. Как видим, галичане не считали зазорным стремиться к сближению с великорусским языком. Для удобства восприятия, чтобы не вносить путаницы, решили, что их язык ниже будет называться "украинским".
Начиналось это "Прошение", пожалуй, несколько излишне верноподданически: "Ваше величество! Среди общей радости всех людей и народов, что живут под властью вашего величества, смеем и мы, жители Восточной Галичины, приблизиться к вашему престолу и наипокорнейше поблагодарить за конституцию, обещанную всем народам Австрийской империи".
В приложении в семи пунктах они просили "заведения украинского языка во всех сельских и городских школах тех округов, где украинцы составляют некоторую группу или большинство, заведения украинского языка в высших школах этих же округов, публикации всех государственных и краевых законов и кайзеровских постановлений, помимо немецкого и польского, также на украинском языке, кроме того, чтобы урядники в Галичине знали также и украинский народный язык".
Сейчас националисты нарочито недоуменно вопрошают: "А що то за диво таке - "друга офiцiйна мова", або "двомовнiсть?" Однако их предки, как оказывается, знали, что такое двуязычие предельно ясно, а их программа, изложенная в 1848 году, сохранила актуальность и ныне. Но... не для русского языка в современной Украине.
...9 мая 1848 г. в Вене министр Пиллерсдорф подписал кайзеровский ответ "Украинскому собранию во Львове": "Присланную мне от галицкого губернатора, обращенную его величеству петицию живущих в Львове и знаменитых своим духовным образованием и своим социальным положением украинцев передал я его величеству, который благодаря ей с радостью убедился в искренней и верной склонности украинского народа в Галичине кайзеровскому дому и монархии, в его благодарности за добрые дела, уделенные ему наивысшей лаской".
В отношении языка дозволялось утверждение украинского языка во всех народных школах, где преобладает украинское население. Правда, там, где преобладает польское, оставлен польский язык в качестве языка преподавания. Министр не смог удержаться и от некоторой горькой пилюли. Он писал галичанам: "Так как украинский язык на нынешнем уровне своего развития не годится еще полностью для преподавания наибольшего числа научных предметов", украинский язык будет вводиться в высших школах по мере изучения украинцами своего языка и по мере его развития. Было такое в украинской истории. Но обратите внимание на даты! От прошения о двуязычии до его воплощения в жизнь, пусть и не в полной мере, прошло 20 (двадцать) дней. А ведь министр Пиллерсдорф ничего не обещал галичанам в своей предвыборной программе на эту тему. И ведь еще не было ни "Декларации прав человека", ни Хельсинкских соглашений, ни "демократических принципов".
Какой же век сейчас на Украине?

* * *

ХОДОКИ ЗА ЯЗЫКОМ

На территории Украины, очевидно, таких документов сейчас бродит огромная масса, но, честно говоря, держать в руках один из представителей сего семейства официальных опусов приходится впервые. Как-то раньше чиновники чаще всего припрятывали такие плоды своего бумаготворчества. На этот раз решительность родителей учащихся школы № 107 Петровского района Донецка позволила получить на руки текст решения Петровского райсовета о переходе школы на украинский язык обучения. И это позволяет теперь наглядно продемонстрировать "законность" подобного рода процессов.
Эта бумага, подписанная председателем исполкома Л.А.Корешковой и управделами исполкома В.А.Баскаковой "об изменении статуса общеобразовательной школы I - III ступеней № 107" написана, что любопытно, на русском языке. В бюрократической его разновидности (чего стоит такой, например, перл: "разрешить войти в режим развития к переходу в статус").
Уже начало документа говорит о многом: "Рассмотрев ходатайства Петровской районной организации Всеукраинского общества "Просвита" имени Тараса Шевченко и директора общеобразовательной школы I - III ступеней № 107 Танцуры Н.П., руководствуясь Законом Украины "О языках", и "Об образовании"..." и т. д.
Если руководители района горели желанием строго соблюдать украинское законодательство, то при чем тут негосударственное объединение "Просвита"? И можно ли после появления такого документа утверждать, что эти руководители читали упомянутый ими Закон "Об образовании"? В этом законе есть статья 5, которая к "основным принципам образования" на Украине относит "независимость государственной системы образования от политических партий, других общественных и религиозных организаций". Статья 7 Закона Украины "Об образовании" не менее категорична: "Учебно-воспитательный процесс в государственных учреждениях образования свободен от вмешательства политических партий, общественных и религиозных организаций".
К тому же, согласно другому упомянутому закону - "О языках" - "свободный выбор языка обучения детей является неотъемлемым правом граждан Украины". Напротив, статья 13 Закона "Об образовании", определяющая круг полномочий местных Советов народных депутатов в области просвещения, не дает им права определять язык обучения в школах. Решение всех вопросов внутренней жизни школы статьей 15 Закона закреплено за органами общественного самоуправления.
Заметим, что протесты, связанные с переводом школ на украинский язык, в Донбассе не прекращаются. В Донецке прошла непрерывная череда вспышек родительского возмущения. В 1992-1993 гг. бушевали страсти по поводу школы № 22 Ворошиловского района, в 1994-м возник скандал в связи с переходом на украинский язык школы № 12 Калининского района, в 1995-м - школа № 111 Петровского района, в 1996-м - публикация в прессе отчаянного письма родителей школы № 62 Куйбышевского района. И вот вновь "отличился" Петровский район.
Во всех случаях перехода школ на украинский язык обучения можно заметить несколько общих для них особенностей. Например, причины перехода. В подавляющем большинстве случаев это не стремление возродить свой язык и свою культуру. Нет, активисты, непосредственные исполнители, а часто и инициаторы этих переходов в течение всей жизни меньше всего давали повод заподозрить в себе страстных патриотов Украины. Чаще всего инициатива исходит от директоров, которые привычно принимают встречные планы по досрочному выполнению и перевыполнению.
Еще одна общая черта - пассивный протест родителей. Сопротивление есть, но глухое, неявное. Люди ругаются, иногда жалуются кому-то "наверх", самые решительные забирают детей из украинизированных школ.
Недавно родителям учеников одной из отдаленных школ города директор прямо пригрозил репрессиями в случае, если, как он выразился, "хоть кто-то заикнется о русском языке". Дескать, можете сразу писать заявление и забирать ребенка из школы. А куда вести сына или дочь, если между домом и ближайшей школой - глухой лесопарк, напряженная автотрасса или вообще несколько километров степи?
Родители учеников школы № 107, похоже, решили "до упора" бороться за сохранение прежнего языкового статуса школы. Группы ходоков направлены по разным инстанциям. Родители намерены докричаться до своих депутатов - от городского до самого высокого уровня. В районо сдано соответствующее ходатайство, которое подписали 302 человека. Сбор подписей продолжается. Уже поставлен вопрос и об иных методах выражения протеста (пикеты, забастовки, требование увольнения директора и др.).
Более того, родители предлагают вполне разумный, логичный и справедливый выход из ситуации. Они требуют, чтобы в школе параллельно существовали и русские, и украинские классы. Но власти категорически не желают рассматривать это предложение.
"Мы не против украинского языка, - пишут родители учеников школы № 107, - но поскольку родным языком для подавляющего большинства учащихся является русский, то и обучение должно осуществляться и на русском языке. Это наше конституционное право, и никто его, тем более националистическая "Просвита" не вправе отобрать".

Дмитрий Корнилов


Балканы

СПОСОБНА ЛИ ЮГОСЛАВИЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ НАТО?

Чтобы рассматривать эту проблему, надо проанализировать состояние вооруженных сил Югославии, ее экономики, мобилизационных ресурсов, внутриполитического положения и, наконец, ту ситуацию, которая сложилась вокруг Югославии.
Сегодня в югославской армии осталось не более трети того оружия, которым располагала ЮНА на момент распада страны в 1991-м году. Танков осталось 639, из них 407 Т-55 и 232 Т-72 и М-84 (лицензионный аналог Т-72), этого количества хватит на укомплектование только трех мотострелковых дивизий. Мало того, танки Т-55 на равных бороться с танками третьего поколения ("Абрамс" М-2А1, "Челленджер", "Леопард"-2) не могут. Производство танков в Югославии неразвито, производственный цикл не полный и зависит от поставок извне (сначала СССР, потом Россия).
БМП в войсках 517 машин, этого хватит на те же три мотострелковых дивизии. Производство этих машин в СРЮ тоже не велико.
БТР хватит для укомплектования двух дивизий и взять их неоткуда.
В Краинской армии примерно 800 орудий. В армии СРЮ 1499 стволов. Этого количества достаточно для 30 дивизий, однако бороться с современными танками НАТО югославской армии нечем.
Вывод: сухопутная армия Югославии сможет вести борьбу с силами НАТО без посторонней помощи не более месяца.
ВВС Югославии и части ПВО имеют несколько сот самолетов и 175 пусковых установок ЗРК. Но вести эффективную борьбу с самолетами НАТО могут лишь 16 МИГ-29 (из них 2 учебно-боевых) Поддержать их смогут, да и то лишь теоретически, 88 самолетов МИГ-21.
Наземные силы ПВО представлены 175 пусковыми установками С-75 "Двина" и С-125 "Волхов" (выпуск 50-х, 60-х годов производства СССР) они сильно устарели и недостаточно эффективны против самолетов НАТО. Но главной неприятностью противовоздушной обороны является тот факт, что узловой радиолокационной пост системы ПВО, расположенной в горах Боснии на высоте 2000 метров был уничтожен во время массированных бомбардировок сербов силами НАТО, и теперь ПВО Югославии ослеплена.
Вывод: Авиация и ПВО Югославии смогут оказывать организованные сопротивление силам НАТОвской авиации на протяжении 7-10 дней, после чего ПВО страны будет подавлена примерно на 80-90%. Есть возможность ее достаточно быстро модернизировать, но только с помощью России.
Флот Югославии серьезного значения сейчас не имеет.
Мобилизационные ресурсы: население СРЮ 10 млн. человек, в Сербской Краине, в Боснии живет примерно 1,6 млн. человек. Кратковременно, на несколько месяцев Югославия может призвать в армию до 1 миллиона человек. На более длительный срок 500-600 тысяч. Но тяжелого вооружения на всех не хватит, его есть на 6-7 полноценных дивизий.
Экономическое положение напрямую связано с международными санкциями, в первую очередь с прекращением поставок нефти и газа из России. Из всех последствий международной изоляции нехватка энергоносителей нанесла Югославии наиболее сильный удар. Несмотря на трагическую ситуацию в промышленности, положение населения в Югославии несколько лучше, чем в России, однако несколько лет санкций обескровили страну. Люди устали и морально подавлены кризисом и разнузданной пропагандистской компанией, которую ведет против страны Запад. Все эти обстоятельства способствовали формированию в стране "пятой колонны".
События прошедшей зимы показали, что капитулянты не могут свалить руководство страны "демократическими" методами, но ввязываться в войну с более сильным противником, имея в тылу, пусть и немногочисленных предателей крайне рискованно. По всей видимости у руководства Сербии нет другого выхода кроме того как максимально тянуть время, идя на различные уступки в ожидании политических изменений в России.

Павел Лыткин

• Рубрика •  Вверх