ХОДОКИ ЗА ЯЗЫКОМ
На территории Украины, очевидно, таких документов сейчас бродит огромная масса, но, честно говоря, держать в руках один из представителей сего семейства официальных опусов приходится впервые. Как-то раньше чиновники чаще всего припрятывали такие плоды своего бумаготворчества. На этот раз решительность родителей учащихся школы № 107 Петровского района Донецка позволила получить на руки текст решения Петровского райсовета о переходе школы на украинский язык обучения. И это позволяет теперь наглядно продемонстрировать "законность" подобного рода процессов.
Эта бумага, подписанная председателем исполкома Л.А.Корешковой и управделами исполкома В.А.Баскаковой "об изменении статуса общеобразовательной школы I - III ступеней № 107" написана, что любопытно, на русском языке. В бюрократической его разновидности (чего стоит такой, например, перл: "разрешить войти в режим развития к переходу в статус").
Уже начало документа говорит о многом: "Рассмотрев ходатайства Петровской районной организации Всеукраинского общества "Просвита" имени Тараса Шевченко и директора общеобразовательной школы I - III ступеней № 107 Танцуры Н.П., руководствуясь Законом Украины "О языках", и "Об образовании"..." и т. д.
Если руководители района горели желанием строго соблюдать украинское законодательство, то при чем тут негосударственное объединение "Просвита"? И можно ли после появления такого документа утверждать, что эти руководители читали упомянутый ими Закон "Об образовании"? В этом законе есть статья 5, которая к "основным принципам образования" на Украине относит "независимость государственной системы образования от политических партий, других общественных и религиозных организаций". Статья 7 Закона Украины "Об образовании" не менее категорична: "Учебно-воспитательный процесс в государственных учреждениях образования свободен от вмешательства политических партий, общественных и религиозных организаций".
К тому же, согласно другому упомянутому закону - "О языках" - "свободный выбор языка обучения детей является неотъемлемым правом граждан Украины". Напротив, статья 13 Закона "Об образовании", определяющая круг полномочий местных Советов народных депутатов в области просвещения, не дает им права определять язык обучения в школах. Решение всех вопросов внутренней жизни школы статьей 15 Закона закреплено за органами общественного самоуправления.
Заметим, что протесты, связанные с переводом школ на украинский язык, в Донбассе не прекращаются. В Донецке прошла непрерывная череда вспышек родительского возмущения. В 1992-1993 гг. бушевали страсти по поводу школы № 22 Ворошиловского района, в 1994-м возник скандал в связи с переходом на украинский язык школы № 12 Калининского района, в 1995-м - школа № 111 Петровского района, в 1996-м - публикация в прессе отчаянного письма родителей школы № 62 Куйбышевского района. И вот вновь "отличился" Петровский район.
Во всех случаях перехода школ на украинский язык обучения можно заметить несколько общих для них особенностей. Например, причины перехода. В подавляющем большинстве случаев это не стремление возродить свой язык и свою культуру. Нет, активисты, непосредственные исполнители, а часто и инициаторы этих переходов в течение всей жизни меньше всего давали повод заподозрить в себе страстных патриотов Украины. Чаще всего инициатива исходит от директоров, которые привычно принимают встречные планы по досрочному выполнению и перевыполнению.
Еще одна общая черта - пассивный протест родителей. Сопротивление есть, но глухое, неявное. Люди ругаются, иногда жалуются кому-то "наверх", самые решительные забирают детей из украинизированных школ.
Недавно родителям учеников одной из отдаленных школ города директор прямо пригрозил репрессиями в случае, если, как он выразился, "хоть кто-то заикнется о русском языке". Дескать, можете сразу писать заявление и забирать ребенка из школы. А куда вести сына или дочь, если между домом и ближайшей школой - глухой лесопарк, напряженная автотрасса или вообще несколько километров степи?
Родители учеников школы № 107, похоже, решили "до упора" бороться за сохранение прежнего языкового статуса школы. Группы ходоков направлены по разным инстанциям. Родители намерены докричаться до своих депутатов - от городского до самого высокого уровня. В районо сдано соответствующее ходатайство, которое подписали 302 человека. Сбор подписей продолжается. Уже поставлен вопрос и об иных методах выражения протеста (пикеты, забастовки, требование увольнения директора и др.).
Более того, родители предлагают вполне разумный, логичный и справедливый выход из ситуации. Они требуют, чтобы в школе параллельно существовали и русские, и украинские классы. Но власти категорически не желают рассматривать это предложение.
"Мы не против украинского языка, - пишут родители учеников школы № 107, - но поскольку родным языком для подавляющего большинства учащихся является русский, то и обучение должно осуществляться и на русском языке. Это наше конституционное право, и никто его, тем более националистическая "Просвита" не вправе отобрать".
Дмитрий Корнилов
Балканы
СПОСОБНА ЛИ ЮГОСЛАВИЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ НАТО?
Чтобы рассматривать эту проблему, надо проанализировать состояние вооруженных сил Югославии, ее экономики, мобилизационных ресурсов, внутриполитического положения и, наконец, ту ситуацию, которая сложилась вокруг Югославии.
Сегодня в югославской армии осталось не более трети того оружия, которым располагала ЮНА на момент распада страны в 1991-м году. Танков осталось 639, из них 407 Т-55 и 232 Т-72 и М-84 (лицензионный аналог Т-72), этого количества хватит на укомплектование только трех мотострелковых дивизий. Мало того, танки Т-55 на равных бороться с танками третьего поколения ("Абрамс" М-2А1, "Челленджер", "Леопард"-2) не могут. Производство танков в Югославии неразвито, производственный цикл не полный и зависит от поставок извне (сначала СССР, потом Россия).
БМП в войсках 517 машин, этого хватит на те же три мотострелковых дивизии. Производство этих машин в СРЮ тоже не велико.БТР хватит для укомплектования двух дивизий и взять их неоткуда.
В Краинской армии примерно 800 орудий. В армии СРЮ 1499 стволов. Этого количества достаточно для 30 дивизий, однако бороться с современными танками НАТО югославской армии нечем.
Вывод: сухопутная армия Югославии сможет вести борьбу с силами НАТО без посторонней помощи не более месяца.
ВВС Югославии и части ПВО имеют несколько сот самолетов и 175 пусковых установок ЗРК. Но вести эффективную борьбу с самолетами НАТО могут лишь 16 МИГ-29 (из них 2 учебно-боевых) Поддержать их смогут, да и то лишь теоретически, 88 самолетов МИГ-21.
Наземные силы ПВО представлены 175 пусковыми установками С-75 "Двина" и С-125 "Волхов" (выпуск 50-х, 60-х годов производства СССР) они сильно устарели и недостаточно эффективны против самолетов НАТО. Но главной неприятностью противовоздушной обороны является тот факт, что узловой радиолокационной пост системы ПВО, расположенной в горах Боснии на высоте 2000 метров был уничтожен во время массированных бомбардировок сербов силами НАТО, и теперь ПВО Югославии ослеплена.
Вывод: Авиация и ПВО Югославии смогут оказывать организованные сопротивление силам НАТОвской авиации на протяжении 7-10 дней, после чего ПВО страны будет подавлена примерно на 80-90%. Есть возможность ее достаточно быстро модернизировать, но только с помощью России.
Флот Югославии серьезного значения сейчас не имеет.
Мобилизационные ресурсы: население СРЮ 10 млн. человек, в Сербской Краине, в Боснии живет примерно 1,6 млн. человек. Кратковременно, на несколько месяцев Югославия может призвать в армию до 1 миллиона человек. На более длительный срок 500-600 тысяч. Но тяжелого вооружения на всех не хватит, его есть на 6-7 полноценных дивизий.
Экономическое положение напрямую связано с международными санкциями, в первую очередь с прекращением поставок нефти и газа из России. Из всех последствий международной изоляции нехватка энергоносителей нанесла Югославии наиболее сильный удар. Несмотря на трагическую ситуацию в промышленности, положение населения в Югославии несколько лучше, чем в России, однако несколько лет санкций обескровили страну. Люди устали и морально подавлены кризисом и разнузданной пропагандистской компанией, которую ведет против страны Запад. Все эти обстоятельства способствовали формированию в стране "пятой колонны".
События прошедшей зимы показали, что капитулянты не могут свалить руководство страны "демократическими" методами, но ввязываться в войну с более сильным противником, имея в тылу, пусть и немногочисленных предателей крайне рискованно. По всей видимости у руководства Сербии нет другого выхода кроме того как максимально тянуть время, идя на различные уступки в ожидании политических изменений в России.
Павел Лыткин