Информационное агентство "Славянский мир"

телефон/факс: (095) 232 95 97, 443 55 85
E-mail: slavmir@slavmir.msk.ru

Информационный бюллетень ╧ 3
Январь 1997 года

При перепечатке материалов, опубликованных в бюллетене, обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации ╧ 03127 от 07.08.95 г.


В НОМЕРЕ


Социум

КОНЕЦ МОСКОВСКОЙ "ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ"


Украина

ОБ "УКРАИНИЗАЦИИ"

ПРЕСС-РЕЛИЗ "КРУГЛОГО СТОЛА" ПОЛИТИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Казахстан

ЗАПУГИВАЮТ ДЕПУТАТА

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ


Туркмения

ЖАЛОБА НА БЛАГОЧИННОГО


В партиях и движениях

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "ДЕРЖАВА"


Казачество

РЕШЕНИЕ СОВЕТА АТАМАНОВ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК ЮГА РОССИИ


В Госдуме РФ

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"


Социум

КОНЕЦ МОСКОВСКОЙ "ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ"

Вымирает московско-петербургская "интеллигенция", - обширная социальная прослойка людей, полтора столетия уклонявшихся от участия в государственном строительстве России. Субъективно процесс размывания интеллигенции - следствие общероссийского экономического краха, но объективно он проистекает из той разрушительной политической роли, которую на протяжении второй половины XIX-го и весь XX век играла эта страта в России.

Из-за боязни лишений и осознанного риска, эти люди однажды объявляли себя "элитой", названия которой менялись в соответствии с политической конъюнктурой: "дворяне", "интеллигенты", "коммунисты", "демократы", "патриоты" и пр., что автоматически подразумевало право не участвовать в защите интересов Родины.

Действительно, в середине XIX века из правящего служилого сословия - дворянства, в нарождавшуюся "интеллигенцию" стали перетекать субъекты, чья оппозиция самодержавию чаще всего камуфлировала отказ исполнять тяжелые обязанности военной и прочей государственной службы, сопряженные с психологическим напряжением и материальными лишениями. За редким исключением жизненное кредо российских, а затем советских "интеллигентов" разъедало противоречие: они говорили о нравственности, а на деле выстраивали свою жизнь на лжи во имя сегодняшнего комфорта или в предвкушении социальной и имущественной "реабилитации"; на словах превозносили правящую номенклатуру, а втихую поливали грязью политический режим, который предоставил социальные гарантии труженикам, основным производителям материальных благ.

Наиболее комфортно представители этой социальной прослойки чувствовали себя в положении городских чиновников: можно было получать стабильную зарплату из госбюджета (место передавалось из поколения в поколение "по наследству" или путем "перекрестного опыления"), и, по сути, не за что не отвечать, лишь при необходимости имитируя подобие общественной позиции. Возможность ускользнуть от реальной ответственности за невыполненную работу, скрытая ненависть к физической работе и любому занятию, которое предполагает конкретный материальный результат, презрение к людям труда и пресмыкание перед их силой ради сохранения собственного благополучия - основные приметы московско-петербургской интеллигенции. Нежелание принять тот факт, что земные блага достигаются изнурительным трудом (а сверлить бетон перфоратором или обслуживать участок станков с ЧПУ - это потруднее, чем написать свое мнение на целый разворот в "Литературной газете") сочеталось у советских "интеллигентов" с жаждой европейского комфорта и развлечений (последнее - непременное условие "элитарного" существования).

"Интеллигенция", составившая костяк "массовки" августа 1991 года, по сути, и защищала на митингах свое неотъемлемое право: ходить "на работу" и ничего не делать. Миллионы скрытых безработных насытили своим недовольством "демократическую" основу реформ.

Но вот прошло пять лет: ведущие страны планеты рассматривают Россию не как оазис духа и высоких технологий, где родилась и живет "элита", а всего лишь как последнюю территорию на Земле, где еще не разработаны и до конца не перераспределены запасы минерального сырья, лесов, пресной воды... Чтобы обслуживать комплексы по добыче сырья и производству полуфабрикатов, нужны или просто исполнители, готовые на все за 200-300 долларов, или весьма компетентные инженеры-управленцы в специфических областях с сугубо техническим уклоном, там, где рабочий день не нормирован и где "гуманитарий" (которому от рождения внушили, что коли он таковым является, то поэтому стоит выше других), не пригоден и не нужен.

И ажиотаж вокруг последних, "интеллигентных" мест в Москве (на каждое из которых претендует как минимум 100 бывших "экономистов", "ученых", "журналистов", "искусствоведов", "архитекторов", "юристов", "ИТР" и пр.), заканчивается сегодня отвратительной дракой. И уже бывшие члены ЦК, недавние властители дум советской интеллигенции, дерутся за последние штатные оклады в Москве и на пространстве СНГ или выдумывают немыслимые системы аргументации, лишь бы сохранить в неизменности прежнее хлебное место. Немногочисленные "советники", "эксперты" в госструктурах или "руководители отделов экономического планирования" в коммерческих банках - в совокупности лишь вершина айсберга, едва возвышающаяся над мутной поверхностью болота, в котором остальные сотни тысяч "экс-демонстрантов" перестроечных лет или еще пытаются плескаться, или уже погрузились с головой в жижу нищеты и депрессии. Более никто не желает тратиться на обеспечение нехлопотного существования "лишним" людям, способным лишь к "высказыванию мнения", не подкрепленного иными формами труда. Ведь основная черта, которая роднит всех "московско-петербургских" интеллигентов,- наследников Герцена, Чернышевского, Луначарского и Рыбакова - это некомпетентность, понуждающая безудержно врать, лишь бы удержаться на "прожиточном плаву". Меж тем, уже самой власти, давным-давно породнившейся с самоизбранной мировой элитой, не хватает на себя, своих детей и внуков. А жить "по-человечески", в духе массового потребления, становится все труднее.

Любопытно, что даже "особо доверенные" представители интеллигенции, примелькавшиеся в СМИ, теперь не считают нужным маскировать свой интернационализм, одинаково присущий и "правым" и "левым". Они и в 1990-е годы продолжают имитировать борьбу "за народные интересы" в пределах Садового кольца.. Оно и понятно: в ситуации "должностной" и "кормовой" нестабильности аппаратные конгломераты мечутся в поисках идеологии, способной оправдать в глазах народа их "элитное" существование, да "сверху" спустили наконец долгожданный сигнал "выработать" некий интеллектуальный базис и обещают выделить под это дело скудную валюту. "Сверхинтеллигентам" приходится драться за место. И те, кто раньше всячески подчеркивал свою оппозиционность "оккупационному" режиму, манипулировал с терминами "наши-ваши", сбрасывают маски. Если уж и навязывать "национальную идеологию" (вернее, очередной ее экстракт), то лишь ту, за которую перспективный спонсор будет платить и больше, и дольше.

И вот, 15 января 1996 года, в информационно-аналитическом управлении Совета Федерации в спешке собирают "круглый стол": "Политическая стабильность и общенациональная безопасность" - вероятно, в пику "разработчикам" новой "национальной" идеологии, засевшим в Волынском под опекой Администрации Президента РФ. И под занавес трехчасового обсуждения высказывается С.Кургинян. Ключевая фигура "духовной оппозиции" напрочь отвергает "национальный русский фактор", характеризует его как "абсолютно бесперспективную химеру": "Русский фактор не тянет!", "Русские - державообразующий народ, но не нация" и т.п.

Да, с "русским фактором" и учитывая нынешний аппаратный расклад в Москве, сегодня на хорошую зарплату не сядешь, и в Брюссель не слетаешь. Лучше уж под любыми "евразийскими" соусами отрабатывать какой-нибудь другой фактор. (Это подразумевает, в свою очередь, что "державообразующими" исполнителями должен кто-то руководить, при этом "быдло", "плебс" еще должен и обеспечивать по-европейски оба "руководства" - и то, которое "правит", и то, которое "сопротивляется" в пределах Садового кольца).

Меж тем, "круглый стол" в бывшем Парламентском Центре затеяли не случайно: СФ вновь в стадии реорганизации. (Только в аппарате информационно-аналитического управления, где реальную нужную работу выполняют пятеро-шестеро инициативных и компетентных чиновников, за штатом "зависло" 107 человек - родственники, знакомые, приятели по прежним десятилетиям беззаботной московско-ленинградско-ташкентской жизни). Деморализованных, уставших от неопределенности чиновников-тружеников уберут и тихо расчистят место для бывших... Для них готовят новые должности "заместителей", "завотделов" с окладами, намного превышающими прожиточный минимум, а фигура нового начальника, "оппозиционного" С.Глазьева для того, вероятно, и предназначена, чтобы эту очередную аппаратную перестройку прикрывать на случай, если власть в Кремле все-таки поменяется.

Дальше - больше. 16-е заседание Совета Федерации второго созыва не предвещало аппаратной бури. 22 января Председатель СФ, Е.Строев, вскользь обмолвился, что в структуре СФ намечается создать финансовое управление. Поначалу эта новость не вызвала особых эмоций. Но на следующий день, после обсуждения Федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" "за" принятие проголосовало 0 (ноль) депутатов, - впервые в истории СФ, - и стало ясно: что-то грядет (проект закона, кстати, исподволь принижал статус СФ по отношению к Государственной Думе - сосредоточию "экспертов", "помощников" и пр.). А когда под занавес законотворческой работы предпоследним вопросом в повестке дня поставили вопрос "О численности работников Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и об утверждении годового фонда оплаты их труда", сенаторов прорвало. Они вновь подняли вопрос об "аппарате", как главном и сознательном тормозе в деятельности СФ. "Совет Федерации создали для аппарата: автотранспорт по вызову, "кремлевка" и первая и вторая для них, а не для нас!" - таков был общий смысл высказываний.

На примере того, что происходит в Совете Федерации, видно: среднее звено власти, чиновники, "псевдосредний класс" советской эпохи планомерно вымывается из тех структур, которые управляют Россией в интересах МВФ. И то хорошо - сегодня они безусловно не нужны как России, так и той же Америке, где если и платят деньги, то за компетентность, знания и точную информацию о том, какие экономические и социальные процессы проходят сегодня в России и в какой степени их можно корректировать из Москвы.

Но кто же сменит московско-петербургскую интеллигенцию, людей, которые в большинстве своем уже давно забыли, что такое умственный труд?

На такой вопрос сегодня нет однозначного ответа. Хотя это место в принципе должны занять те, кто прошел сквозь весь ужас Казахстана и Приднестровья, Чечни и других гигантских мясорубок, запущенных на пространстве бывшего СССР: русские люди, более привычные к оружию, чем к телефонным трубкам, не верящие ни одному слову московско-петербургских СМИ, люди, знающие историю своего великого народа и готовые отстаивать его права.

Валерий Терехин, кандидат филологических наук


Украина

ОБ "УКРАИНИЗАЦИИ"

Опубликованный в газете "Донецкий кряж" материал о так называемых "Рекомендациях круглого стола" по насильственному внедрению украинского языка в информационное пространство Украины вызвал большой резонанс в Донбассе.

Оказалось, что у этой истории есть продолжение.

Трудно сказать, связаны ли непосредственно "Рекомендации" и поручение Президента Украины, попавшее на днях в распоряжение "Донецкого кряжа". В этом поручении имеется ссылка на некое "совещание по вопросам о состоянии исполнения законодательства о языках в Украине". Мы пока не знаем, то ли президент так отреагировал на пресловутый "круглый стол", итогом которого стали дискриминационные "Рекомендации", то ли в один и тот же день в Киеве помимо него состоялось другое, более широкое по содержанию, действо.

Некоторые из положений подписанного Л.Кучмой поручения в принципе особых возражений вызвать не могут. Например, введение в рамках Госкомитета Украины по делам национальностей и миграции новой должности заместителя Председателя Комитета для "осуществления координации и контроля за проведением языковой политики в Украине", а также создание соответствующего отдела может вызвать лишь нарекания в свете все большего и большего разбухания бюрократического аппарата.

Вряд ли кто будет спорить и с тем, что надо "принять меры относительно усиления технических возможностей для принятия отечественных телепрограмм во всех районах Украины".

Можно согласиться и с другим пунктом поручения: "Принять меры относительно улучшения финансирования подготовки и издания украиноязычных учебников и другой учебной литературы для учебных заведений".

Однако, как видно из других пунктов президентского поручения, национального равноправия на Украине не будет.

Вот лишь некоторые из этих пунктов:

"Рассмотреть вопрос относительно введения льготных условий для издания и реализации украиноязычной печатной продукции". (Почему русскоязычные граждане, коих на Украине как минимум треть населения, должна платить за то, чтобы другой части того же населения было дешевле покупать газеты?)

"Рассмотреть вопрос о финансовой поддержке программ обществ "Просвита", "Знання" и "Украина" в деле реализации языкового законодательства". (В самом деле, почему налогоплательщик должен финансировать мероприятия националистических общественных организаций? И почему эти негосударственные организации наделяются правом "реализации законодательства"? Последнее - вообще нонсенс.)

"Предусмотреть в Положении о лицензии, что обязательным условием выдачи лицензий телекомпаниям должно быть функционирование программ преимущественно на украинском языке" и др.

Многие из пунктов президентского поручения откровенно нарушают то самое законодательство Украины о языках, которое, якобы, это поручение призвано защитить.

Нелишне напомнить статью 24 Конституции Украины: "Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, места жительства, по языковым или иным признакам".

Люди, составлявшие это поручение, основательно "подставили" президента. Подобные документы давно не выходили из-под пера руководителей цивилизованных стран. Причем составители, видимо, знали, о том, что их предложения не имеют законной базы. Потому-то они и предусмотрели в поручении пункт о необходимости разработки "новой редакции Закона Украины о языках". Сделать это рекомендовано до 15 января. А вот вопрос о финансировании "Просвиты" в деле реализации этого самого закона уже должен был быть рассмотрен.

Стало также известно, что группа народных депутатов Украины готовится опротестовать поручение президента в Конституционном суде.

Дмитрий Корнилов


ПРЕСС-РЕЛИЗ "КРУГЛОГО СТОЛА" ПОЛИТИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

18 января в Харькове под председательством члена ГКУ, народного депутата Украины Владимира Алексеева состоялся круглый стол "Антидемократические тенденции в культурно-языковой политике государственного строительства Украины", в котором приняли участие представители областных организаций Гражданского Конгресса Украины, Межрегионального Блока Реформ, партии Славянского Единства, Социалистической, Коммунистической и Народно-Демократической партий, а также ряда правозащитных и общественных организаций.

В ходе обсуждения представители различных политических сил выработали единую оценку "культурно-языковой войны против большей части собственного народа", осуществляемой "организациями агрессивно-националистического толка" при поддержке и инициировании официальными властями: как проводимую с сознательным попранием собственной Конституции, неисполнением собственных законов и игнорированием международных обязательств Украины.

Было заявлено: "Политика вытеснения русской культуры и русского языка из всех сфер жизни общества, направленная на противопоставление граждан Украины по этническому признаку, отчуждение их от государства и подрыв демократических основ Украинской государственности, особенно усилилась после принятия новой Конституции, которая дает определенные гарантии использования и защиты русского языка на Украине. Задача всех здоровых сил общества - не допускать травли русской культуры, попрания конституционных норм и нарушения международных обязательств Украины".

Местные обозреватели отмечают, что "культурно-языковая агрессия способствовала консолидации различных политических сил региона, которые впервые смогли отбросить разногласия и выработать единую позицию по конкретному вопросу". Эту тенденцию в политической жизни региона решено закрепить, сделав работу "круглого стола" постоянной.

В принятой резолюции содержатся требования к Президенту Украины "выполнить свои должностные обязанности как гаранта соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина и рассмотреть вопрос о деятельности организаций, пропагандирующих языково-культурную дискриминацию и провоцирующих межнациональную рознь", а также заявлено о намерении обратиться в Совет Европы и международные правозащитные организации.

Пресс-служба ГКУ


Казахстан

ЗАПУГИВАЮТ ДЕПУТАТА

В Павлодаре 11 января с.г. года, в 14.30, в центре города на автобусной остановке группой 8-9 человек, среди которых был один русский, был жестоко избит депутат городского маслихата - собрания Юрий Федорович Павленко, у него сотрясение головного мозга, сломаны кости носа. Как считает сам депутат, эта провокация направлена на то, чтобы запугать его и одновременно отвлечь от активной депутатской работы в связи с необходимостью поиска преступников, участвовавших в нападении.

Ю.Ф.Павленко в городском маслихате - собрании возглавляет Комиссию по социальным вопросам, он известен своей ответственной работой среди горожан. В сентябре 1996 года, когда несколько дней подряд Павлодар сотрясали митинги отчаявшихся стариков, он был арестован и осужден на 15 суток "за руководство стихийными выступлениями" пенсионеров (цитата - из обвинительного заключения). Власти Павлодара пошли на арест, проигнорировав депутатскую неприкосновенность.

Поскольку социальные проблемы со временем лишь обостряются, а депутат Ю.Ф.Павленко не оставляет активной работы, есть все основания рассматривать факт нападения на него как очередную попытку "убрать" его из города.

(Соб.инф.) г.Павлодар


ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

В Восточно- Казахстанской области совершено очередное преступление: 19 декабря 1996 года двумя мужчинами казахской национальности была изнасилована и ограблена 19-летняя Р. (полное имя не называется по понятным причинам).

Вместо защиты интересов потерпевшей, правоохранительные органы ВКО проявили трогательную заботу о преступниках. Оба преступника были освобождены из-под стражи и в настоящее время находятся на свободе.

Следователем Баштыбаевой, ведущей расследование, заявлено, что факта изнасилования не было, поскольку на потерпевшей "не очень много" телесных повреждений, а по поводу золотых сережек и цепочки, снятых с нее, и обнаруженных у одного из преступников, прокурор Кырбетов объяснил, что насильники просто "забыли" их вернуть потерпевшей.

Ранее, судом города Усть-Каменогорска был оправдан местный бизнесмен Чурманов Т.С., обвиненный в изнасиловании, а также в изготовлении, хранении и сбыте холодного оружия. Чурманов был оправдан по недостаточности улик в то время, как следственные органы сделали все возможное, чтобы эти улики были уничтожены. Холодное же оружие, изъятое у Чурманова во время обыска, и признанное, по заключению экспертизы, холодным оружием повышенной опасности, решением суда было возвращено хозяину.

А.П.Шушайников, Председатель ВК-отделения РОСД "ЛАД"


Туркмения

ЖАЛОБА НА БЛАГОЧИННОГО

Группа православных верующих из Ашхабада направила в Москву своего представителя с тем, чтобы довести до руководства Русской Православной Церкви жалобу на одного из чинов Средне-Азиатской Епархии Благочинного о.Андрея, входящего к тому же в состав Совета по делам религий при президенте Туркмении.

На этот вынужденный и, вне всякого сомнения, экстраординарный шаг православные верующие пошли по следующим причинам.

По их словам, подкрепленным документальными свидетельствами, о.Андрей фактически не занимается церковной службой, конфликтует с другими священнослужителями. Под различными предлогами отказывался от предложений Русской общины и посольства России от освящения могил петровских солдат (более 1000 человек), основавших Красноводск и погибших там. Обширный список составляют факты его личного обогащения за счет церковных средств. Есть также свидетельства прямого разорения им тех немногих русских предпринимателей (с помощью местных властных структур), которые оказывали Православной Церкви и русской общине Туркмении посильную финансовую помощь. Сам же о.Андрей является последовательным противником Русской общины и русских школ в Туркмении. И, наконец, "... исподволь вынашивает автокефалию Русской Православной Церкви в Туркмении".

(Соб.инф.) г.Ашхабад


В партиях и движениях

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "ДЕРЖАВА"

Без сомнения, официальное прекращение боевых действий в Чечне не может считаться завершением этой авантюры...

Одно из звеньев цепи преступлений на Юге России - трагедия брошенной в чистом поле Ставрополья 205-й бригады (МО России). Выжившие и выведенные из Чечни солдаты уже в России стремительно пополняют ряды инвалидов.

На наших глазах государство целенаправленно калечит молодую и наиболее здоровую часть нации, молодых парней, которые очень скоро должны стать кормильцами, опорой и своих престарелых родителей, и своих собственных семей.

При этом удивительную невозмутимость проявляют те, кому народ доверил представлять свои интересы в законодательном собрании. Профильные комитеты Государственной Думы Федерального Собрания России до сих пор не потребовали положить конец этой постыднейшей истории. Естественно, молчат и наши известные правозащитники.

...Социал-патриотическая партия "Держава" считает своим долгом поставить вопрос о необходимости тщательного расследования происшедшего, поименного перечисления всех виновных, привлечение их к ответственности, в том числе к уголовной.

Мы обращаемся ко всем политическим организациям, ко всем гражданам России с призывом: отставив в сторону идеологические разногласия, взять под контроль сложившуюся ситуацию, довести ее до законного завершения и принять все необходимые меры для предотвращения новых попыток глумления над российскими солдатами, верными присяге.

В.Н.Швецков, Председатель Федерального Совета Российской Социал-патриотической партии "Держава"

Дополнение:
Официальный запрос на данную тему направлен партией "Держава" в адрес Главного военного прокурора России.


Казачество

РЕШЕНИЕ СОВЕТА АТАМАНОВ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК ЮГА РОССИИ

Совет атаманов казаков Юга России, обсудив положение дел на Северном Кавказе и в Казачьих войсках региона, решил:

1. Создать Совет Атаманов казачьих войск Юга России в составе атаманов войск для координации практических действий казачества, направленных на предотвращение реальной опасности развала России.

2. Немедленно обратиться в Конституционный суд РФ с иском о конституционности отторжения исторических казачьих земель в составе ЧИАССР и территориальных претензиях самопровозглашенной республики Ичкерия на эти земли (Наурский и Шелковской районы).

3. Потребовать от Президента России немедленного реестра Казачьих войск юга России.

4. Создать вооруженные казачьи формирования самообороны.

5. Потребовать выделить время еженедельно для программы "казачий час" на ОРТ и других каналах, подготовленной силами казачьего информационного центра.

6. Обеспечить представительство казаков во всех структурах, связанных с решением чеченского вопроса и иных конфликтных ситуаций.

7. Категорически потребовать прекратить преследование казаков и закрыть уже заведенные уголовные дела, связанные с хранением и ношением казаками оружия для самообороны. Амнистировать ранее осужденных.

8. Потребовать немедленного приведения конституций и законодательных актов субъектов РФ (Чечня, Дагестан, Адыгея, Кабардино-Балкария, Осетия, Карачаево-Черкессия) в соответствии с Конституцией и законами РФ. Укрепить границы с Чечней силами военных казачьих подразделений.

9. В случае невыполнения наших требований Совету Атаманов Юга России подготовить комплекс мер по проведению акций протеста.

10. Потребовать от Президента РФ и Государственной Думы территориальной реабилитации казачества.

11. Срок исполнения: К 25 января 1997 г. дать ответ на данное требование.

15 января 1997 г. пос. Иноземцево


В Госдуме РФ

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"

10 июля 1996 года Государственная Дума приняла в первом чтении новый закон о свободе совести, призванный заменить закон "О свободе вероисповеданий". Перед тем, как законопроект будет вынесен на второе чтение, он должен быть рассмотрен Главным государственно-правовым управлением (ГГПУ) Президента РФ.

В настоящее время в варианте законопроекта содержится ряд поправок, закрепляющих права религиозных общин, зарегистрированных на федеральном уровне. Так, субъекты Федерации не имеют права принимать собственные законы, регулирующие вопросы совести.

В целом вариант законопроекта, подготовленный рабочей группой, ужесточает порядок предоставления религиозным организациям помещений для религиозного образования. Религиозные организации обязаны указывать свое полное наименование при осуществлении своей уставной деятельности, а литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

Существенно усложняется государственная регистрация религиозных организаций. Вводится понятие "иностранная религиозная организация", права которых ограничены, а порядок регистрации, открытия и закрытия представительств устанавливается Правительством.

Предусмотрены основания для ликвидации и запрета религиозной организации в судебном порядке. Некоторые из этих оснований нацелены на запрет конкретных религиозных организаций. Так, например, основанием для запрета и ликвидации религиозной организации признается "отказ по религиозным мотивам от медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии". Эта формулировка может стать поводом для запрета, например, секты Свидетелей Иеговы, отвергающих переливание крови. Такие основания для ликвидации и запрета, как "принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных веществ, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий" призваны пресечь деятельность сект, которые разрушают семьи, применяют методы гипнотического воздействия и прочее. Одно из предложений рабочей группы направлено на создание правовых оснований для запрета Церкви Последнего Завета (последователей Виссариона) и других организаций, "принуждающих членов религиозных организации, иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозной организации".

И, наконец, законопроект предусматривает государственную перерегистрацию религиозных организаций, призванную навести порядок в религиозной жизни России.

* * *

Каково соотношение сил сторонников и противников нового закона?

По мнению Патриарха Алексия II, государство призвано оградить каждую личность и весь народ "от назойливой пропаганды, агрессивных лжеучителей, большинство которых прибыло в страну из-за рубежа. Нынешний проект нового закона "О свободе совести и религиозных организациях" делает некоторые шаги в этом направлении." В то же время Патриарх считает, что проект закона нуждается в доработке.

Ряд депутатов (Н.В.Кривельская - ЛДПР, С.И.Найчукова - АПР, Т.А.Астраханкина - КПРФ) намерены призвать к отклонению законопроекта во втором чтении для того, чтобы вернуться к его концепции и принять закон, запрещающий деструктивные культы и ограничивающий права нетрадиционных религий.

Против нового закона выступил В.В.Жириновский.

Очевидно, что сторонники возвращения к концепции нового закона попытаются добиться поправок к ныне действующей Конституции, закрепить в Основном законе особый статус Русской Православной Церкви и других традиционных для России религий. В противном случае, даже торпедировав во втором чтении законопроект, призванный ужесточить контроль за деятельностью иностранных религиозных сект и миссионеров, они не смогут добиться принятия собственного варианта и лишь продлят срок действия закона "О свободе вероисповеданий" (1990).

Если новый закон "О свободе совести и религиозных организациях" все же будет принят Государственной Думой, Совет Федерации вряд ли безоговорочно его поддержит, так как новый закон помешает субъектам Федерации принимать собственные законы, регулирующие данные вопросы.

Ключевую роль в судьбе нового закона может сыграть Президент и соотношение сил сторонников и противников этого закона в его администрации.

Сергей Иваненко


Комментарий редакции

Вообще разговоры о "традиционных" для России религиях, к которым предлагается причислять православие, ислам, иудаизм и буддизм имеют большую долю лукавства. В России существует несколько религиозных направлений (кстати, христианского толка) с укорененностью на российской почве продолжительностью в сотни лет, основной контингент которых составляют этнические русские, по количеству приходов и прихожан в десятки и даже сотни раз превосходящих последователей иудаизма и буддизма. Однако в разряд традиционных религий (о которых весьма настойчиво "заботятся", в частности, жириновцы) они не попали. Так что упоминание буддизма в наборе "традиционных" для России религий представляется экзотикой, применяемой для отвлечения от истинных целей.

∙ Рубрика ∙  Вверх