Информационное агентство "Славянский мир"
18.04.01 (С.Анчуков; Москва)

Геополитика

"ПРОЕЦИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ СИЛЫ" - БЛЕФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ ?

Американская военная стратегия базируется на следующей "линейке" региональных военных конфликтов:
- к 2005-2012 гг. предполагается развитие одного военного конфликта в зоне Каспийского моря с участием нескольких стран региона;
- к 2015-2020 гг. - двух военных конфликтов в Европе (один из них на Балканах), и не менее одного-двух конфликтов в АТР.
Успешное решение стратегических задач и достижение целей американской политики в этих конфликтах связывается с реалистичным "проецированием" военной силы США при обеспечении следующих условий:
- вероятный противник - относительно развитые в военном плане страны, подобные Ираку или КНДР;
- угроза применения ядерного оружия на ТВД незначительна, а применение баллистических ракет с ядерными зарядами по территории США полностью исключено;
- с учетом переброски войск из США или других районов мира, командование ВС США располагает временем для подготовки операции и развертывания группировки (по опыту операций "Решительная сила" и "Буря в пустыне" ориентировочно от 3 до 6 месяцев);
- политическое руководство США будет обладать волей для прекращения других операций с участием американских ВС в интересах достижения победы на главных ТВД;
- в распоряжении военного командования будет достаточно сил и средств для организации стратегической переброски войск и МТС в район конфликта;
- операции с применением ВС США будут "локализованы" театром военных действий и ни при каких условиях не выйдут за его пределы;
- не существует реальной угрозы одновременного ведения "третьей войны" с участием ВС США;
- в каждом из конфликтных регионов может быть развернута группировка вероятного противника по численности, составу и вооруженности не превышающая или равная "ВС Ирака".
...
Анализ проведенных в последние годы командно-штабных учений ВС США показывает, что "иракский эквивалент силы" примерно соответствует группировке, насчитывающей: 400-700 тыс. человек личного состава, 3-4 А или АК (12-15 общевойсковых дивизий, 12-15 бригад); 2-4 тыс. танков; 5-5,5 тыс. боевых бронированных машин (БТР и БМП); 2-3 тыс. артиллерийских орудий калибра 100 мм и выше; 200-300 реактивных систем залпового огня; 500-1000 боевых самолетов и вертолетов. Группировка военно-морских сил "противника": 100-200 боевых кораблей, в том числе, до 35 подводных лодок и крупных надводных кораблей. При этом "противник" располагает от 100 до 1000 оперативно-тактических ракет, часть из которых в ядерном, химическом и бактериологическом снаряжении. (Уровень технического оснащения "противника" подразумевается "на поколение" уступающим западной военной технике.)
По мнению руководства МО США, в каждом из двух потенциально опасных регионов ВС должны быть в состоянии развернуть сухопутную группировку в составе 2-3 АК (5-7 механизированных, бронетанковых дивизий, одной ДИМП, и 5-6 отдельных бригад). Всего в боевом составе американской группировки СВ на каждом из ТВД должно насчитываться не менее: 250-300 тыс. человек; 1000-1500 танков; более 2500 БМП; около 1500 тыс. орудий ПА и 500-600 боевых вертолетов. На каждом ТВД планируется развернуть 4-5 авианосных ударных групп ВМС (250-300 боевых самолетов и 150-200 боевых вертолетов корабельного базирования), а также группировку ВВС в составе 8-10 крыльев тактической авиации (650-800 боевых самолетов).
Считается, что создание "подавляющего преимущества" ВС США будет возможно только при условии развертывании на ТВД войск союзников в составе не менее чем: 8-10 дивизий и 10-12 бригад при их поддержке 2-2,5 тыс. танков; 3-4 тыс. БМП; около 2,5-3 тыс. орудий ПА и группировкой национальных ВВС в составе 300-500 боевых самолетов и порядка 800 вертолетов.
Общую численность войск (сил), задействованных в операциях на двух ТВД, предполагается довести до 1,2-1,5 миллиона человек. Группировки ВМС будут включать 150-200 кораблей различных классов, 7-8 авианосных ударных групп (всего 500-600 боевых самолетов, 200-300 боевых вертолетов корабельного базирования). В группировке ВВС на ТВД всего может быть развернуто 12-13 авиационных крыльев тактической авиации (1400-1600 боевых самолетов).
Таким образом, военное командование США основывает свою стратегию на ведении операций главным образом группировками союзных войск. Создание "неоспоримого превосходства" сухопутных группировок войск до пределов, позволяющих достичь цели стратегической наступательной операции, руководство США предполагает осуществить за счет союзников. При этом планируется ограниченное участие в операции сухопутных войск США. В качестве решающего средства достижения целей коалиционной войны США рассматривают преимущества авиационных ударных группировок собственных ВВС и ВМФ.
...
В связи с этим заслуживает внимания концепция применения экспедиционных авиационных формирований ВВС США "Глобальная ударная сила". На Ассамблее ВВС в феврале 2001 года эта концепция была представлена в качестве составной части американской стратегии применения сил общего назначения. Целесообразность разработки и принятия данной концепции мотивируется тем, что для США жизненно необходимо иметь повышенные возможности оперативного вмешательства в тех кризисных регионах, где "отсутствует или имеется недостаточное присутствие сил передового базирования ВС США".
Для реализации концепции "Глобальная ударная сила" в ближайшие 3-4 года предполагается создать специальную авиационную группировку в составе 24 бомбардировщика B-2 и 48 новейших многоцелевых ударных самолетов F\B-22 "Рэптор". По мнению американских специалистов, эти самолеты "невидимки" способны успешно решать задачи в зоне действия современных средств ПВО (например, ЗРК С-300, С-400) без сопровождения самолетов РЭБ и истребителей. Такую группировку предполагается содержать в 24-часовой готовности к нанесению первого удара после принятия решения на ее применение.
По мнению специалистов ВВС США за первые трое суток воздушной операции на ТВД такая группировка стратегической авиации, только управляемыми боеприпасами в состоянии нанести поражение 1000-1100 объектам. В первом ударе авиагруппе ставится целью срыв ответного удара противника и создание условий для завоевания господства в воздухе. Повторные удары должны содействовать массированному применению тактических группировок ВВС и успешному развертыванию сил общего назначения на ТВД.
На авиабазе в Ланглей (штат Вирджиния) уже создается специальный центр боевого управления, который будет обеспечивать сбор информации и заниматься координацией действий компонентов ВВС при выполнении задач в рамках концепции "Глобальная ударная сила".
Считается, что создание такой ударной группировки позволит не только осуществить скоординированное авиационное воздействие на противника минимумом средств, но и откроет новые возможности использования в военном конфликте самолетов стратегической авиации с боеприпасами в обычном снаряжении. Одновременно предполагается, что реализация Концепции повысит эффективность стратегической "триады" в интересах выполнения задач сдерживания, а также возможности сил общего назначения при ведении безъядерной войны.
Концепция создания и применения экспедиционной авиационной группировки поддержана министром обороны Д.Рамсфельдом. Она предполагает строительство 5-7 новых бомбардировщиков В-2с и модернизацию существующих В-2. Реализация программа потребует выхода США из ряда "ограничивающих" соглашений. (Использованы данные выступления на Ассамблее ВВС генерала Роберта Раджио, одного из ведущих специалистов ВВС США.)

* * *

Однако, анализ реальной геостратегической ситуации побуждает к выводу, что ведение двух войн "одновременно" - американский блеф. Не слишком скрывают это и сами разработчики, свидетельством чего явилось обсуждение "полуторного варианта" войны в министерстве обороны США летом-осенью 2000 года, а также ревизия некоторых положений военной стратегии новой американской администрацией.
Во всяком случае, заявляя о возможности ведения одновременно двух локальных войн, военно-политическое руководство США не считает возможным непосредственное участие в конфликте, который охватывает более одного ТВД и прямо затрагивает российские интересы. Но только до тех пор пока Россия имеет дееспособные силы общего назначения и обладает собственным ракетно-ядерным оружием, не уступающим по возможностям США.
Нынешние "намерения" американского военно-политического руководства во многом формируются в расчете на окончательное уничтожение потенциала России затяжной депрессией и конфликтами малой интенсивности. Очевидно, что для США представляется предпочтительным поддержание постоянной социально-политической и экономической напряженности, а также создание 2-3 управляемых "тлеющих" конфликтов с перспективой их перерастания в 1-2 затяжные локальные войны.
...
Для постсоветских стран отсюда следует принципиальный вывод: система коллективной безопасности, тем более, заключение военного союза становятся одним из важнейших условий обеспечения стабильного мирного развития. В то же время попытки выстроить с Западом "индивидуальную" политику на двухсторонней основе все в меньшей мере будут приносить желаемые результаты.

Информационные сборники. 2001