Информационное агентство "Славянский мир"
09.04.01 (Соб.инф.; Рига)

Латвия

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ РУССКОЙ ОБЩИНЫ ЛАТВИИ В ПАСЕ

Латвийская Республика восстановила независимость 10 лет назад и провозгласила себя демократическим государством. Однако в течение этих 10 лет латвийские власти проводят политику грубых, массовых и систематических нарушений прав человека и прав национальных меньшинств, лицемерно игнорируют ряд международных правовых обязательств Латвии. Меньшинства составляют примерно 42% населения Республики. Перечень некоторых "значительных достижений" латвийских властей в сфере прав человека и национальных меньшинств дает ясное представление о ситуации.

Изменение пропорций населения. После 1991 года из-за официальной политики дискриминации лиц, принадлежащих к меньшинствам по языку, национальности, политическим убеждениям, рождению и т.д., доля меньшинств заметно сократилась. Программа репатриации благоприятна только для латышей. Члены правящих партий постоянно говорят о необходимости восстановить этнический состав 1935 года (75% - латыши и 25% - меньшинства) и вытеснить меньшинства из страны, что якобы благоприятно отразится на политической, социальной, экономической и культурной ситуации в Латвии, и власти создают все условия для этого.
В таблице отражены некоторые демографические изменения в Латвии за последние годы.

Этнический состав Латвии (%)
| 1989 | 1995 | 1997 | 2000
(соответственно):
латыши | 52 | 54,8 | 55,3 | 58
меньшинства | 48 | 45,2 | 44,7 | 42

Массовое безгражданство, "инопланетяне" (Aliens) Латвии. 25% жителей Латвии (около 600000) или примерно 60% лиц, принадлежащих к меньшинствам, являются апатридами. Латвийские власти незаконно лишили их права гражданства в 1991 году (несмотря на то, что эти лица участвовали в выборах этих властей). Дискриминация апатридов осуществляется по признаку национального происхождения, рождения, рождения их предков и т.д. Бывшие граждане Латвийской ССР, которые были рождены в Латвии до августа 1991 года, были лишены гражданства, если их предки не жили в Латвии до 1940 года и не были гражданами Латвийской Республики. Более того, около 100000 апатридов, проживающих в Латвии, пожизненно лишены права восстановить гражданство даже через натурализацию. Против значительной части этих лиц дискриминация осуществляется из-за их политических взглядов, так как они были членами некоторых оппозиционных организаций после 13 января 1991 года, несмотря на то, что эти организации насчитывали сотни тысяч членов и законно действовали в Латвии до сентября 1991 года.
Однако латвийские власти категорически отказываются признать этих людей апатридами. Латвийские власти назвали их "инопланетянами" (Aliens) и выдали им паспорта "инопланетян" Латвии. В то же время "инопланетяне" не являются гражданами никакого государства (включая Латвию). Более чем 50% латвийских "инопланетян" родились в Латвии; подавляющее большинство остальных жили в Латвии более 25 лет.
Лишение права гражданства вылилось и в другие нарушения прав. В латвийском законодательстве существует около 60 различий между правами граждан и "инопланетян" Латвии в экономической, социальной и других сферах, в том числе, 19 запретов на профессии и необходимость получения визы для посещения стран, в которые граждане Латвии могут направляться без виз. Главное различие заключается в том, что "инопланетяне" полностью исключены из политической жизни. В Республике существует запрет для "инопланетян" Латвии участвовать в парламентских и муниципальных выборах. Из-за этого около половины жителей Риги, столицы Латвии, отстранены от выборов.
Латвийские власти заявляют, что для "инопланетян" Латвии существует только один путь, чтобы стать гражданами Латвии, - натурализация. В то же время, никто до сих пор не дал объяснения, какое преступление совершили "инопланетяне" Латвии (включая младенцев), за которое они были лишены гражданства.

Нарушение права на идентичность. Законодательством запрещено свободно выбирать принадлежность к национальному меньшинству и этническую идентичность (национальность). Граждане и "инопланетяне" Латвии должны доказывать свою национальность. Если гражданин или "инопланетянин" Латвии хочет изменить национальность, то необходимо доказать наличие предка с соответствующей национальностью (и заплатить за смену национальности). Характерно, что в паспортах "инопланетян" Латвии запись в графе национальность (по-латышски tautiba) скромно написана только по-латышски среди "описаний": цвета глаз, роста, особых примет. Кроме того, некоторым национальным меньшинствам вообще запрещено иметь собственную идентичность. Латгалам (около 15% населения) не разрешено указывать свою национальность в официальных документах, и, несмотря на протесты, латгалы были записаны латышами в материалах переписи населения в 2000 году.

Нарушения права использовать имена и фамилии на языке меньшинств и латышизация имен и фамилий меньшинств. В соответствии с латвийским законодательством в официальных документах (паспортах и т.п.) имена и фамилии могут быть записаны только согласно правилам латышского языка. Это искажает имена и фамилии меньшинств, добавляет к ним ненужные буквы и латышизирует их. Например: (русский) ACTAXOB - ASTAHOVS, (немецкий) WERNER - VERNERS.

Нарушение права размещать информацию и топографические указатели на языках меньшинств. В Латвии не разрешается указывать названия городов, деревень, улиц, рек и т.п., дорожную информацию и другие топографические обозначения на языках меньшинств. Все топографические указатели должны быть написаны только по-латышски, даже в местах компактного проживания меньшинств и несмотря на исторические традиции. В Латвии нет двуязычных и трехъязычных топографических указателей в местах компактного проживания меньшинств, а только моноязычные указатели на латышском языке, даже если меньшинства составляют 90% населения.

Нарушение права использовать языки меньшинств в общении с властями. Закон о государственном языке ликвидирует любую возможность использовать языки меньшинств в общении с властями (обращаться, получать ответ или информацию на языках меньшинств...), несмотря на то, что 42% населения Латвии говорит на языках меньшинств. Языки меньшинств невозможно использовать в общении с властями даже в местах, где лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, традиционно проживают в значительном количестве, даже когда меньшинства составляют 90% населения. Более того, языки меньшинств официально признаны иностранными языками.

Нарушение свободы слова. Латвийское государство грубо вмешивается в работу частных средств массовой информации и ограничивает свободу слова. Согласно законодательству по меньшей мере 75% эфирного времени всех радиостанций и телеканалов (включая частные) должно быть на латышском языке и не более 25% эфирного времени может быть на других языках. Показателен процесс ужесточения законодательства в этой сфере: вначале 35% эфирного времени могло быть на языках меньшинств, затем это число было сокращено до 30%, теперь - до 25%. Радиостанции и телеканалы, которые не следовали таким дискриминационным нормам, понесли наказание со стороны официальных органов власти.

Уровни владения латышским языком и языковая инспекция. Все лица, которые не учились на латышском языке и которые хотят получить работу (в том числе, в частной сфере), должны сдать экзамен на знание латышского языка. Согласно результатам экзамена каждое лицо получает свидетельство, где указана категория владения латышским языком. Существует 6 категорий: 3В (высшая категория), 3А, 2В, 2А, 1В, 1А (низшая категория). Категория владения латышским языком определяет, по какой профессии может работать человек. Например, владеющие латышским языком на категорию 2А, не могут работать по профессиям, которые требуют владения латышским на категорию 2В, 3А или 3В. Специальная языковая инспекция следит за выполнением этих правовых предписаний. Языковые инспекторы могут посетить любое предприятие (и государственное, и частное) и проверить наличие свидетельств и категорию владения латышским языком любого работника. Многие уже заплатили штраф за разницу между категорией, записанной в свидетельстве, и реальным уровнем владения латышским языком.

Сокращение образования на языках меньшинств. До 1991 года в Латвии было возможно получить государственное начальное, среднее, профессиональное и высшее образование на двух основных языках страны - латышском и русском. Несмотря на то, что лица (как граждане, так и "инопланетяне"), принадлежащие к меньшинствам, платят те же налоги, что и латыши, сейчас невозможно получить государственное высшее образование на языках меньшинств. Все высшие учебные заведения, финансируемые государством, были переведены на латышский язык обучения после 1991 года, а русские учебные потоки были ликвидированы. Более того, новый Закон об образовании ликвидирует систему среднего и профессионального образования на языках меньшинств с 2004 года. Из-за этого, например, государственные школы с русским языком обучения должны значительно сократить число предметов, преподаваемых на русском языке, к 2004 году. В то же время 33% всех учащихся сейчас обучаются на русском языке в государственных школах.

Неоднократный отказ ратифицировать Рамочную Конвенцию по Защите Национальных Меньшинств. Латвийская Республика подписала Рамочную Конвенцию в 1995 году, но затем Сейм Латвии неоднократно отказывался от ее ратификации. Более того, Сейм Латвии не только не ратифицировал Конвенцию, но и принял ряд правовых актов (включая Закон о государственном языке и Закон об образовании), которые существенно ограничивают или ликвидируют права, предусмотренные Конвенцией.

Информационные сборники. 2001