Информационное агентство "Славянский мир"
29.03.01 (И.Галактионов; Москва)

Ответный счет

ДОТАЦИИ И КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ В ЭКОНОМИКУ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Сейм Литвы 13 июня 2000 года принял Закон (N VIII- 1727) "О возмещении причиненного оккупацией СССР ущерба", на основании которого Межведомственная Комиссия литовских институций в октябре 2000 г. представила Правительству страны данные об ущербе, подсчитанные Институтом экономики и приватизации Министерства хозяйства Литвы, составляющие в стоимостном выражении 20 млрд. долл. США по нижеследующим позициям (данные неофициальные): ущерб от гибели населения страны вследствие советской оккупации Литвы - 7,5 млрд. долл. США; геноцид и репрессии жителей Литвы - 1,8 млрд. долл. США; ущерб, причиненный преследованием резистентов - 0,171 млрд. долл. США; насильственный призыв граждан Литвы в Советскую Армию и военизированные части в 1940 г. и 1944-1990 гг. - 2,3 млрд. долл. США; национализация имущества населения, насильственное объединение земледельцев в колхозы, присвоение ценных бумаг и банковских сбережений граждан Литвы - 0,5 млрд. долл. США; ущерб, нанесенный оккупацией католической церкви церквями иных вероисповеданий - около 0,2 млрд. долл. США; из-за насильственного прекращения государственных функций - около 1,4 млрд. долл. США; вынужденная эмиграция и понесенный общественными организациями ущерб - около 6,0 млрд. долл. США; общеэкономические потери из-за неполученного национального продукта - около 0,8 млрд. долл. США;
Однако фактическое положение дел по данному вопросу выглядит следующим образом.
К моменту вступления в СССР Литва являлась аграрной страной, в которой 74% населения занималось сельским хозяйством, около 7% было занято в промышленности, выпускавшей несложное сельскохозяйственное оборудование и некоторые потребительские товары. По производству промышленной продукции она в 3 раза отставала от среднесоюзного уровня и занимала одно из последних мест в Европе по уровню жизни.
Однако и этот небольшой социально-экономический потенциал страны был практически полностью уничтожен в годы Великой Отечественной войны. Материальный ущерб Литвы за годы войны составил около 38 млрд. долл. США.
В послевоенные годы развитие экономики Литовской Республики происходило в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР под решающим влиянием союзного бюджета, общих финансовых и материальных ресурсов, распределяемых в централизованном порядке. Находясь в составе СССР, Литва получила возможность развивать свое народное хозяйство в больших масштабах, чем позволяли объемы производимого ею национального дохода. Это способствовало не только быстрому восстановлению уничтоженного во время войны, но и созданию заново промышленного производства.
Для расчета выгоды Литвы от межреспубликанского разделения труда в рамках СССР за период 1965-1990 гг. были использованы данные о соотношении между произведенным и использованным национальным доходом Литвы.
Как следует из произведенных расчетов за период 1965-1990 гг. суммарная выгода Литвы от межреспубликанского разделения труда - превышение потребляемых ресурсов над производством добавленной стоимости составила 34,5 млрд. рублей в ценах 1990 года и 140717,9 млрд. рублей в ценах 1995 года или 30,8 млрд. долл. США. Получение этой выгоды можно отнести за счет России, крупнейшей союзной республики в бывшем СССР, размеры сырьевого и производственного потенциала которой позволяли дотировать развитие экономики других республик, в том числе и Литвы.
Более быстрыми темпами, чем в СССР в целом, в Литве осуществлялось капитальное строительство (примерно в 1,5 раза).
За 1940-1990 гг. в развитие экономики Литвы было направлено примерно 65 млрд. долл. США капитальных вложений.
В Литве были созданы химическая и нефтехимическая отрасли промышленности, атомная энергетика. Наиболее крупные предприятия: Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод мощностью 12 млн. тонн нефти в год, Кедайняйский химзавод, Йонавский завод минеральных удобрений, Игналинская АЭС мощностью 2500 Мвт. Из других крупных объектов построены: паромная переправа Клайпеда - Мукран (Германия), судостроительный завод "Балтия", целлюлозно-картонный завод, ПО "Азот", четыре ДСК; введены мощности по перевалке нефтяных грузов.
В строительстве станкостроительного завода "Жальгирис" и электротехнического - "Эльфа" принимали участие предприятия более 40 городов других республик Союза. Оборудование для Каунасского завода "Пяргале" поставлялось из 50 городов СССР, в строительстве Каунасской ГЭС принимали участие многие российские города, в сооружении Литовской ГРЭС участвовали 200 предприятий, а оборудование для Кедайняйского химического завода поставляли более 300 предприятий страны.
Аграрно-промышленный комплекс Литвы обеспечивался материальными ресурсами и капитальными вложениями в несколько раз больше, чем АПК других регионов страны. Так, в девятой пятилетке (1971-1975 гг.) республике было выделено капитальных вложений производственного назначения в расчете на 1 га сельхозугодий в 3,8 раза больше, чем в среднем по СССР и в 3 раза - чем в РСФСР. Соответственно в десятой пятилетке в 3,4 и 2,6 раза; одиннадцатой - 3,2 и 2,5 раза, в 1986-1989 годах - в 3,4 и 2,5 раза. Это привело к тому, что фондообеспеченность 1 га пашни в 1990 г. в Литве была в 2,8 раза выше, чем в РСФСР.
За счет госбюджета СССР в республике проводились значительные работы по мелиорации земель, социальному развитию села, дорожному строительству. К 1970 году 36% сельхозугодий здесь было мелиорировано, а к 1990 году этот показатель достиг 70% (по СССР 3%).
Все это позволило увеличить общий объем промышленного производства в Литве в период 1940-1990 гг. примерно в 85 раз и валовой продукции сельского хозяйства - в 2,5 раза.
В наследство Литве была оставлена крупная материально-техническая база (военные городки, аэродромы, склады, заставы) Минобороны России, погранслужбы России, МВД России, создание которой финансировалось только за счет союзного бюджета. Стоимость этих объектов составляет более 6,3 млрд. долл. США.
Кроме того следует иметь ввиду, что развитие экономики Литвы было субсидировано за счет поставок дешевых ресурсов в основном из России, и прежде всего нефти и нефтепродуктов, химических продуктов и других ресурсов. В целом выгоду Литвы от участия в общесоюзном обмене продукцией можно оценить примерно в 35 млрд. долл. США.
В условиях более быстрого развития потенциала Литвы опережающими темпами развивалась ее социально-экономическая инфраструктура: сданы в эксплуатацию свыше 33 тыс. км шоссейных дорог; более 36 млн. кв. м жилой площади, школ на 627 тыс. мест, детских учреждений на 217 тыс. мест, больниц на 28 тыс. коек и большое количество других объектов социально-культурной сферы.
При увеличении обеспеченности общей жилой площадью в целом по СССР с 1980 г. по 1988 г. всего на 2 кв. метра, по Литве это составило 2,7 метра на одного жителя. По городскому населению - соответственно СССР - 1,6 кв. метра, Литвы - 2,1 кв. метра и по сельскому населению - СССР - 3,1 кв. метра, Литвы - 4,6 кв. метра.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, возможная постановка вопроса Литовской Стороной о компенсации Россией ущерба, якобы причиненного Литве в годы ее вхождения в Советский Союз неправомерна. Наоборот, Россия как наиболее крупная республика в рамках бывшего СССР, вносившая основной вклад в союзный бюджет, вправе выдвинуть требование Литовской Республике о компенсации России средств перераспределенных из союзного бюджета в пользу Литвы, а также за счет поставок из России энергоресурсов, минерального сырья по ценам, значительно ниже мировых, на сумму более 72 млрд. долл. США.

__________________________________________________
[И.В.Галактионов, заместитель руководителя Департамента стран Европы]
__________________________________________________

Информационные сборники. 2001