Информационное агентство "Славянский мир"
29.03.01 (Н.Н.; Москва)

Конспирология

СКАМЕЙКА ЗАПАСНЫХ ПУСТА

Отставки и назначения, произведенные 28 марта, видимо, еще не один день будут будоражить политизированную общественность. В комментариях к этим событиям уже обозначены основные аспекты как структурных, так и персональных оценок, вплоть до того, кто и что сказал, как выглядел и что, возможно, думал.
И все же почему (возможно) грустил триумфатор В.Путин, честно выдержавший, якобы, обещанную Б.Ельцину годовую паузу в отставках прежних и назначениях новых руководителей на ключевые государственные посты. И есть ли повод для грусти, когда плеяда политиков-администраторов, взращенная в Совбезе С.Ивановым, укрепляет позиции президента, беря под полный контроль "силовой блок" и, тем самым, формируя плацдарм для масштабной административной реформы. (Именно в такой последовательности, поскольку иных персонажей вцепившихся в "государственное тело всеми шестью лапами" придется отдирать от комфортных мест буквально силой.)
Однако, в сложившейся ситуации существуют детали, позволяющие интерпретировать происходящее не только как начало триумфа, но и как жест "гвардию в огонь", как, возможно, последнюю попытку переломить ситуацию методами "прежнего царствования".
Наиболее показательно в этом плане назначение Б.Грызлова на роль "политкомиссара" при замминистра В.Васильеве, ранее уже занимавшем этот пост. В первую очередь, обращает на себя внимание системная слабость подобного решения. Если выходец из Совбеза В.Васильев (а совбезовское происхождение ключевых фигур нынешней административной кампании - популярная тема комментариев) надежен, то почему не он был назначен министром при том, что опыта ему не занимать и он не чужой в МВД. Если - нет (для чего понадобился "комиссар" Грызлов), то создаваемая конструкция окажется недееспособной: внутриминистерские личные связи, корпоративная этика и множество иных обстоятельств сведут на нет и без того невысокий административный потенциал Б.Грызлова. Да и В.Рушайло не выведен из политической обоймы, а лишь отдален от непосредственного управления одним из основных силовых ведомств.
Кстати, если столь высоко стали котироваться представители "Единства", то вполне оправданно было бы назначить на пост руководителя МВД С.Шойгу, который и по опыту, и по специфике деятельности, в том числе, с учетом текущей ситуации, более подходил на эту должность. Но, видимо, будучи человеком ассоциирующимся с прежним правлением, он не вызвал должного доверия.
Но, возможно, нельзя "оголять фронт", лишать ценных кадров политическую опору власти - "Единство". Отнюдь. Конгломерат алчных посредственностей составивших большинство этой организации за год нахождения у власти деградировал окончательно. Стыдливые разговоры о необходимости очищения организации от случайных людей - с трудом скрываемые проявления внутренних конфликтов и организационной несостоятельности "Единства". Ставшее хрестоматийным примером издание книжек "про вовочку", лишь общеизвестная частность, иллюстрирующая процессы деградации. Оставив за рамками изложения меркантильную активность "медведей" на местах, достаточно взглянуть на фасад - столичную организацию, которая констатировав, что контингент набранный в ее ряды пришел "за бабками", уже который месяц пытается рекрутировать более-менее пригодных к политической деятельности людей... среди маргинализированной части патриотических структур.
Происходящее сейчас все более напоминает постсталинский период, когда для свержения всесильного наркома НКВД понадобилась помощь армии. Но тогда среди "заговорщиков" был Г.Жуков - харизматический лидер с непререкаемым авторитетом в военных кругах. Ныне эта роль, видимо, отведена трио: С.Иванов (общее руководство), Л.Куделина (финансы), И.Пузанов (взаимодействие с расквартированной возле столицы гвардией).
А как чувствуют себя субъекты (политические и не очень), против которых направлена столь мощная кампания?
Излучают уверенность в грядущем дне. За годы предыдущего правления была сформирована социальная страта, представители которой связаны как личными узами, так и совместными интересами. Они занимают большинство принципиальных постов во власти и бизнесе, плотно опекая нынешнего главу государства (распространив свое влияние от личной охраны до чиновников на местах). И верхушечными действиями, в надежде перестроить систему "под себя", заменив некоторые персоналии, одолеть их невозможно. (Если, конечно, руководитель страны ставит перед собой такую задачу, а, например, нынешние назначения не попытка государственнически настроенных представителей спецслужб, получив контроль над армией, остановить сползание страны к катастрофическому сценарию.) Но наличествует ли сейчас во властных сферах должное количество людей, готовых решать задачи по выводу государства из нынешнего состояния?
Все более явственным становится то, что из сложившейся ситуации методом административных рокировок выйти невозможно. Слишком долго во власти наращивалась критическая масса тех, кто и дальше намерен потреблять страну, а не работать на ее возрождение, тех, чьи объективные интересы (увы!) не соответствуют задачам не то, что развития - выживания нации. А поэтому перед российским руководством стоит необходимость выбора: либо и дальше продолжать "элитную" борьбу за перераспределение скудеющих ресурсов, либо, сплотившись с народом, став новой, достойной современных вызовов элитой, уничтожить уродливые формы "прежнего царствования" в решительной и бескомпромиссной борьбе.

Информационные сборники. 2001