Информационное агентство "Славянский мир"
28.03.01 (Соб.инф.; Москва)

Промышленная политика

РЕЗОЛЮЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ПУТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ"

Участники Конференции отмечают, что наиболее тяжело и болезненно переход к рыночной экономике сказался на научном, техническом и промышленном потенциале страны, и, в первую очередь, на машиностроительном комплексе - системообразующем элементе экономики России, оказывающем значительное влияние на уровень и качество жизни россиян.
Ситуация, сложившаяся в отечественном машиностроении, несмотря на некоторые признаки стабилизации в последние два года, обусловленные эффектом девальвации рубля, однозначно может быть охарактеризована как кризисно депрессивная. В значительной мере это определяется рядом тенденций:
- объемы производства машиностроительной продукции за период 1992-2000 годы сократились в 2,3 раза, в то время как по промышленности в целом - в 1,8 раза. При этом наибольший спад производства произошел в отраслях машиностроения, выпускающих наукоемкую, технологически сложную продукцию (авиастроение, приборостроение, электронная и электротехническая промышленность и др.);
- удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства сократился с 20,5 до 18,6 % соответственно;
- в отраслях машиностроения с каждым годом нарастают процессы деградации производственного потенциала. При этом степень износа основных фондов составляет более 50 %, в том числе по машинам и оборудованию - около 70 %. Удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу (возникшему в развитых странах в 90-е годы), составляет лишь 8 %;
- недооценивается роль и масштаб влияния машиностроительного комплекса, производящего почти 20 % ВВП, на уровень и качество жизни россиян;
- низкие темпы развития предпринимательства (прежде всего малого) в машиностроении, вызванные губительной налоговой и таможенной политикой, привели к тому, что капитал устремляется в другие сферы и отрасли экономики, обеспечивающие максимизацию прибыли;
- усиление фискального гнета на производителей интеллектуальной собственности, отсутствие механизмов ее вовлечения в хозяйственный оборот, игнорирование прав разработчиков на результаты своего труда;
- практически не работает механизм формирования инновационной научно-технической мотивации развития машиностроения. Процесс приватизации, призванный по своей сути создать базовый инвестиционный капитал для реформирования и реструктуризации отечественного машиностроения, не дал ожидаемых результатов ввиду того, что предприятия были переданы в частную собственность практически за бесценок.

По нашему мнению, главной причиной создавшегося положения является отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и техники, стратегической концепции преобразования и развития отечественного машиностроения, направленной на определение и формирование коммерчески обоснованных и динамично развивающихся приоритетных секторов машиностроительного комплекса, отвечающих современным требованиям и ресурсным возможностям страны, повышение эффективности их использования в условиях рынка и в целях развития машиностроения, высоких технологий и конверсии с учетом мировых тенденций, обеспечение экономической, технологической и политической независимости России.
В концепции должны быть определены приоритетные направления научно-технического развития машиностроения в интересах отраслей промышленности, сформированы стратегические задачи по обеспечению предпринимательской деятельности отечественных товаропроизводителей по выпуску конкурентоспособной наукоемкой продукции и реструктуризации машиностроения с учетом требований рынка.
Концепция должна стать составной частью новой научно-промышленной политики России - системы государственных ориентиров развития инновационной экономики страны.

Участники Всероссийской конференции "Пути преобразования и развития отечественного машиностроения" считают, что:
1. Главная цель преобразования и развития отечественного машиностроения - подъем уровня и качества жизни россиян, укрепление национальной безопасности.
2. С самого начала экономических реформ в основе выбранной государственной экономической политики, направленной на создание и развитие рыночных форм хозяйствования на основе демократических преобразований, не была предусмотрена разработка мер, способствующих адаптации промышленных отраслей народного хозяйства к новым условиям и использованию их научного, производственного и интеллектуального потенциала в интересах создания независимой высокоразвитой экономики России. Был полностью игнорирован тот важный фактор, что Российская Федерация являлась научным и промышленным центром и ее экономика базировалось, в основном, на развитии промышленных отраслей народного хозяйства.
3. Вместе с тем в такой сложной обстановке многие предприятия машиностроительного комплекса сумели не только сохранить объемы производства продукции, но и нарастить их. Подобная тенденция сохраняется и в этом году.
4. Сегодня у государства отсутствует возможность поддержки всех отраслей машиностроения, что вызывает необходимость определения приоритетных отраслей. Такими отраслями можно считать:
- создание машин и оборудования для топливно-энергетического комплекса и сельского хозяйства на базе российских высоких технологий;
- авиастроение;
- автомобилестроение;
- ракетно-космическую технику;
- энергетическое (в том числе ядерное) машиностроение;
- новые виды транспорта;
- сложную бытовую и медицинскую технику;
- электронику и электротехнику.
Участники Конференции предлагают активизировать работу по созданию федеральных Центров науки и высоких технологий по приоритетным направлениям машиностроения.
1. В целях обеспечения финансирования инвестиционной деятельности в машиностроении, участники Конференции обращаются к Правительству РФ и ЦБ РФ с предложением о необходимости создания или выделения группы банков, ориентированных на машиностроительный комплекс и обладающих возможностью предоставления долговременных кредитов на инвестиционные проекты направленные на развитие машиностроения на федеральном и региональном уровнях.
Необходимо также разработать систему поддержки потребителей продукции отечественного машиностроения (кредитование покупателей, лизинг, налоговые льготы).
2. Участники Конференции просят Правительство РФ принять меры по ускорению вхождения Российской Федерации в ВТО.
3. Для создания благоприятных условий по реформированию, реструктуризации и устойчивой работы машиностроительных предприятий, Конференция считает необходимым просить Минпромнауки РФ выступить с законодательной инициативой о внесении поправок в действующий Закон о несостоятельности и банкротстве, обеспечивающих приоритет процедуры санации.
Необходимо внести изменения и в действующий порядок реструктуризации задолженности предприятий и организаций перед бюджетом и Пенсионным фондом. Основным должен стать принцип "замораживания" на срок не менее 5 лет долгов предыдущих лет с дальнейшим их дисконтированием или полным списанием для предприятий, осуществляющих текущие платежи в полном объеме.
Участники Конференции рекомендуют Международному Союзу машиностроителей и Лиге содействия оборонным предприятиям создать в своем составе структурные подразделения по данному направлению.
4. Учитывая, что в силу своей природы высокотехнологичные производства ни в одной стране мира не могут существовать без серьезной государственной поддержки, базирующейся на современной национальной научно-промышленной политике, участники Конференции просят Минпромнауки ускорить разработку основ и механизмов реализации государственной научно-промышленной политики РФ и внести ее для рассмотрения на расширенное заседание Правительства РФ.
5. Участники Конференции просят Государственный таможенный комитет в установленном порядке внести предложения по изменению существующей таможенно-тарифной политики с учетом необходимости защиты национальных приоритетных технологий.
6. Участники Конференции считают необходимым ускорить определение основ государственной политики в отношении интеллектуальной собственности, вовлечении ее в хозяйственный оборот.
7. Участники Конференции просят Правительство Российской Федерации с целью стабилизации социально-экономической ситуации и приданию экономики страны необратимого поступательного движения внести дополнения в действующее законодательство, способствующие созданию условий для эффективного использования промышленного потенциала и развития реального сектора экономики. Основополагающим изменением должно стать включение в перечень полномочий Правительства РФ и направлений прогнозирования следующих вопросов, а именно:
- Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов (долгосрочных и среднесрочных) промышленного развития Российской Федерации.
- На основании данных прогнозов промышленного развития Правительство РФ организует разработку концепции промышленного развития Российской Федерации на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
- Другие изменения в действующее законодательство, направленные на защиту интересов отечественных производителей и развитие реального сектора экономики (промышленного потенциала РФ). К ним, например, могут относиться:
а) повышение таможенных пошлин на ввоз продукции, аналогичной производимой в РФ и используемой в реализации приоритетных федеральных, региональных и отраслевых программ;
б) частичное снижение или полное освобождение от отчислений в федеральный и местные бюджеты на срок 3-5 лет:
- при выполнении программ по выпуску импортозамещающей продукции;
- при выполнении программ по выпуску продукции на основе высоких отечественных технологий, не имеющих аналогов в мире, для прорыва на внешний и внутренний рынки;
- при организации совместных производств (любой формы собственности) по выпуску зарубежной или отечественной продукции мирового уровня качества;
- снижение налога на прибыль, когда она направляется на обновление основных фондов или освоение новых изделий.
8. Участники Конференции просят Правительство РФ:
- разработать стратегию экономического сотрудничества с государствами СНГ и дальнего зарубежья основанную на продвижении российских технологий и развития межгосударственной кооперации в сфере производства высокотехнологичной продукции, в том числе в сфере машиностроения;
- поддержать работу по созданию крупных интегрированных научно-промышленных структур как способа концентрации ресурсов развития и повышения конкурентоспособности продукции российских высокотехнологичных предприятий.
Важным направлением ускорения реформирования экономики должно стать:
- осуществление стратегии модернизации основных производственных фондов машиностроительных предприятий в системе развития экономики государства;
- переход от условной оценки фондов предприятий на основе их балансовой стоимости с поправкой на некоторый директивно устанавливаемый набор коэффициентов, на капитализированную оценку предприятий, учитывающую их рыночную стоимость;
- формирование крупных государственных корпораций (научно-промышленных объединений), определяющих развитие экономики.

Конференция поручает Международному союзу машиностроителей и Лиге содействия оборонным предприятиям обеспечить взаимодействие с Правительством РФ и другими органами государственного управления по реализации решений Конференции и разработке межотраслевых программ взаимодействия по продвижению на рынки новых технологий и продукции на федеральном и региональном уровнях.

Учитывая роль машиностроения в преодолении в сравнительно короткие по историческим меркам сроки затянувшегося кризиса, создании предпосылок быстрого и устойчивого экономического и социального развития России участники Конференции обращаются к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину с предложением о создании Общественного совета по машиностроению и научно-технической политике при Президенте РФ.

Информационные сборники. 2001