Информационное агентство "Славянский мир"
27.03.01 (А.Орлов; Москва)

Факт и комментарий

ПОСЛЕДНИЙ ЭКИПАЖ "МИРа"

Считается, что последний экипаж покинул орбитальную станцию за много месяцев до того, как "Мир" рухнул в воды океана. Показательная казнь российской космонавтики прошла, по словам палачей, "блестяще" не только технически, но и политически, по странной случайности совпав с днем рождения антипода С.П.Королева - Вернера фон Брауна (до 45-го года - эсэсовца и создателя ракет "Фау", позже - руководителя американской ракетной программы).
В утро космической казни бывшие космонавты, покорно пришедшие на службу в бывший ЦУП, зачем-то рассказывали о забытых на станции книгах, новогодней елке и маске Деда Мороза. Как будто это имело значение в момент, когда Россия не просто уходила из космоса, как побежденная держава, а в буквальном смысле продавала космос американцам, как Аляску: с людьми, движимым и недвижимым имуществом и прочими плодами полувековой эпохи открытий и подвигов. ЦУП стал резервным пунктом управления NASA, на орбите летает двойник станции "Мир", но это американская станция, к которой с бывшего советского Байконура еще будут летать космические корабли, но с американским офицером в качестве командира. В космосе еще летает наше "железо", но русский язык - язык Гагарина и Циолковского, уже не будет звучать в космическом эфире. Американцы надеются, что навсегда. Людям, проданным гребцами на космические галеры, не положено говорить на своем туземном языке. Да и говорить по-русски будет и не с кем - русские наемники будут летать в составе НАТОвских экипажей поодиночке.
Впрочем, с неизбежностью и необратимостью сдачи смирились не все. Самые упорные и непримиримые защитники "Мира" из организации "Белый мир", МАИ и ЛТИ сумели спасти если не жизнь, то честь "Мира", устроив митинг памяти буквально у подножия плахи - у парадного подъезда ЦУПа - за считанные часы до казни.
Не вполне разрешенный властями города Королева митинг длился не более четверти часа и был прекращен по требованию прибывших представителей руководства городского УВД. Однако, более десятка съемочных групп, фотографов и журналистов показали миру, что не все смирились с предательством. Плакаты гласили: "МКС - в море, "Мир-2 - на орбиту!", "Ответ на НПРО - выход из Соглашения по МКС.", "Нет - космической монополии США!".
Защитников станции часто упрекают в том, что они "начали слишком поздно" и "все равно ее утопили". Но это не всегда справедливо. Именно "Белый мир" начал последнюю битву за орбитальную станцию сразу же после позорной ратификации Думой Соглашения по МКС (15 декабря 2000 г.), фактически подписавшей приговор "МИРу".
За пять дней до выхода постановления правительства о ликвидации станции (N 1035 от 30 декабря 2000 г.) подгулявший на банкете Ю.Коптев буквально на пороге своего агентства был встречен демонстрантами с красно-белыми флагами и громадными транспарантами. Коптев был настолько поражен, что дал указание уже на следующее утро (26 декабря) инсценировать "неполадки" на станции. В те же дни были написаны "установочные" статьи по "Миру". Сражение разгоралось.
Если в декабре специалисты считали борьбу заведомо проигранной, то уже 8 февраля митинг "Белого мира" на Тверской площади у здания московской мэрии был поддержан группой известных оппозиционных депутатов во главе с В.Севастьяновым и В.Волковым. В конечном счете тема "Мира" стала "темой месяца", и в поддержку орбитальной станции голосовали даже Б.Немцов с И.Хакамадой.
И сегодня, когда после казни станции Ю.Коптев, тратя огромные средства, часами пребывая на телеэкране, пытаясь упредить своих критиков, вынужден говорить о новой станции, - это, если не победа, то серьезный успех. Особенно, если учесть силы и интересы, стоящие за И.Клебановым и Ю.Коптевым - даже не считая политики, речь идет о монополии на космос, о рынке с годовым оборотом в сотни миллиардов долларов.
И если вдуматься, именно участники митинга были последним экипажем "Мира", ведь именно они до последней возможности боролись за спасение станции.
Впрочем, битва за небеса продолжается.

Информационные сборники. 2001