Информационное агентство "Славянский мир"
30.01.01 (С.Анчуков; Москва)

Геополитика

БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

При оценке процесса формирования нового мирового центра политической, экономической и военной активности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) политологами обычно отмечается усиление интеграции и одновременно соперничества за передел сфер влияния между США, Китаем и Японией. Факторами, дестабилизирующими обстановку в АТР называют тайваньскую и корейскую проблемы, а также проблему обеспечения энергоносителями и ресурсами этого быстро развивающегося региона.
Как отмечалось на недавних слушаниях в Госдуме, "начинают давать о себе знать так называемые "новые вызовы" стабильности, такие как истощение природных ресурсов, нехватка сырья и продовольствия, нелегальная миграция, незаконный оборот наркотиков и оружия, терроризм и транснациональная преступность, разрушение окружающей среды".
По мнению же МИД РФ, "в ближайшее время в этом регионе не просматривается военной угрозы для России... а прочность нашей безопасности здесь во многом зависит от способности преодолеть экономический кризис на Дальнем Востоке".
Казалось бы, исходя из этих оценок, может формироваться "линия Путина" и основные направления региональной политики России в АТР.
Однако, с учетом закономерностей в развитии геополитической ситуации, снижении влияния России на ход региональных процессов, а также действия ряда внутри и внешнеполитических негативных факторов не исключено развитие обстановки по худшему варианту, в том числе, и попытки силового решения проблем региона за счет Российской Федерации.

Условия возникновения конфликта на Дальнем Востоке

Основанием для такого вывода является наличие коренного противоречия между богатой ресурсами Россией и "мировым сообществом", которое практически исчерпало возможности поддержания прежнего уровня потребления "золотого миллиарда" и динамичного развития стран "третьего мира". Не следует забывать о том, что усиление новых центров политического, военного и экономического влияния и стремительное увеличение населения АТР в ближайшие 25-50 лет потребует кардинального изменения экономической ситуации за счет поглощения слабейших.
Ближайшие 10-15 лет будут периодом подготовки условий для "разрешения" проблем мирового сообщества и стран АТР за счет России не только путем использования временной слабости ее позиций под видом усиления взаимовыгодных интеграционных процессов, но и за счет прямого поощрения территориально-этнического сепаратизма, в том числе, в Сибири и на Дальнем Востоке. С учетом этого, не исключено применение силы извне для изменения статуса ее отдельных регионов на выгодных мировому сообществу условиях.
По-существу политика быстро набирающих силу соседей в отношении российского Дальнего Востока уже находит поддержку в субъектах Российской Федерации. Все в большей мере территориальный сепаратизм становится одной из определяющих тенденций политики отдаленных от центра субъектов Федерации. Пока эти разрушительные для РФ тенденции скрыты рассуждениями о необходимости развития интеграционных связей и позиционирования подходов в решении территориальных проблем, в том числе, на основе заключения "взаимовыгодных" соглашений по использованию ресурсов ДВ и ущербных для России прямых сделок с зарубежными потребителями. Таким образом сегодня решается проблема ресурсов и выгодного с точки зрения местной "элиты" товарообмена. Но при явном несовпадении долгосрочных интересов России и "геополитического окружения" с достаточной долей вероятности можно предположить углубление противоречий и возможность возникновения военно-политического конфликта. Нравится это или нет, но его фактической целью без сомнения будет передел ресурсного поля Сибири и, в конечном счете, отторжение российского Дальнего Востока.
При этом становится весьма вероятной перспектива полного "самоопределения" утративших связи с Россией удаленных территорий ДВ и последующая их интеграция в экономику АТР на правах как минимум субрегиона в составе РФ, как максимум - относительно самостоятельного государственного образования под международным управлением.
В условиях процветающего эгоизма и близости мировых центров экономики сегодня всякие попытки российского Центра встроиться в экономику АТР через усиление международных связей "субъектов Федерации", являются одним из факторов развития сепаратистских тенденций на Дальнем Востоке. В свою очередь, это может стать причиной внутрироссийского конфликта, основой которого явится местная политика обособления Забайкалья и Дальнего Востока от Российской Федерации.
Такой общий вывод можно сделать не только для Дальневосточного региона, но и, с еще большей долей вероятности, для России в целом с ее обширными и необжитыми территориями.
Нет сомнения в том, что дальнейшее ослабление потенциала и влияния России на Дальнем Востоке может стать главным фактором, дестабилизирующим обстановку в регионе, поскольку давно известно: слабость порождает агрессию.
Такое развитие ситуации мало кем рассматривается как возможный сценарий развития военно-политической обстановки и проявление прямой военной угрозы России. Однако именно здесь уместно сравнение современной обстановки на Дальнем Востоке с ситуацией в первой четверти XX столетия. Имеется в виду повторение событий 1904-1905 гг. с подписанием "Портсмутского договора", и создание "буферной республики" в период ослабления России в 1917-1920 гг.

Расстановка сил в АТР

Если с точки зрения интересов потенциальных участников допустить возможность военного конфликта на ДВ, то не может показаться фантастическим создание антироссийской коалиции государств АТР. Тем более, с учетом процесса формирования новых региональных центров силы и логики развития политической ситуации в России. Нет ничего удивительного в том, что практически все страны северо-восточной части АТР будут заинтересованы в создании на время "многостороннего альянса" с антироссийской направленностью.
В этих условиях распределение ролей и цели участников конфликта могут быть следующими.
...
США, не допуская прямой конфронтации с Россией (по крайней мере, в течение ближайшего десятилетия), безусловно, будут стремиться сохранить и усилить свое доминирующее влияние в регионе. Главными задачами Соединенных Штатов будут: обеспечение безопасности океанских коммуникаций; возможно, осуществление морской блокады российского Дальнего Востока и ВМБ; а при необходимости прямое вмешательство вооруженными силами на стороне Японии (в поддержку ее территориальных требований), Республики Корея в военном конфликте с КНДР, или Тайваня в случае прямой агрессии КНР. Военно-политический курс США и впредь будет базироваться на экономической мощи и военной силе. Для этого есть все основания, в частности, присутствие 90-тысячной группировки сухопутных войск и Тихоокеанского флота численностью 280 тыс. человек, в том числе, около 95 тыс. в составе корпуса морской пехоты, 970 боевых самолетов и более ста двадцати боевых кораблей различных классов.
Присутствие группировки ВС США в Японии и на Корейском полуострове, а также американская политика в регионе по-существу диктует условия участия прочих стран АТР в многостороннем конфликте с Россией. В любом случае для РФ не остается альтернативы сохранению потенциала сдерживания США. Одновременно с этим, представляется важным развитие двухсторонних российско-американских связей и создание противовеса Соединенным Штатам за счет Китая, а возможно и Японии, с ее "стихийным антиамериканизмом образца 1945 года".
...
В Японии разрешение "проблемы северных территорий" рассматривается как основа позитивного развития отношений с Россией в плане заключения мирного договора. Вместе с тем, есть все основания утверждать, что существующее неопределенное положение в отношениях с РФ вполне устраивает Японию, как потенциального участника возможного военного конфликта. Очевидно, что в ходе военного конфликта без особых хлопот на море и на континенте, в расчете на заключение нового "Портсмутского договора" на многосторонней основе, Япония может получить гораздо больше чем четыре острова Курильской гряды, обещанные Ельциным. Представляется, что это будет не только Сахалин, но и вся "островная зона". Ее аннексия и удержание будет вполне в духе развития ситуации и по силам трем-четырем японским "оккупационным" дивизиям, переброшенным американцами с Хоккайдо.
Таким образом, для России главной угрозой является ее собственная "цивилизованная европейская политика", безосновательно перенесенная в Азию, умиротворение Японии за счет России или ее прямое вовлечение в российско-американский или российско-китайский конфликт в антироссийском союзе.
...
В Китае, с точки зрения долгосрочной перспективы, продолжают относить Россию вместе с США к потенциальным противникам. Давняя проблема Тайваня для КНР в известной мере имеет только аспект престижа. По крайней мере, в ближайшие десять лет для Китая принципиальное значение будет иметь налаживание взаимовыгодных и чисто прагматичных военно-экономических связей с Россией, в том числе, проникновением на ее территорию проверенными методами "тихой экспансии". Цель долгосрочной политики Китая - несомненно, полная китаизация российского Дальнего Востока.
Не секрет, что только в Приморье и Забайкалье в зависимости от сезона численность временно проживающего китайского населения колеблется от 600 тысяч до 2,5 миллионов. При этом уже сегодня проникновение "китайских конкистадоров" в глубину российской территории превышает 250-300 км., а численность "китайских общин" в местах компактного проживания на территории РФ не опускается ниже 3-5 тысяч, а в некоторых районах превышает численность русского населения. Это в то время, как общая численность русского населения Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский край, Амурская область) и Забайкалья (Читинская область, Республика Бурятия) едва превышает 6 миллионов при том, что в приграничных провинциях КНР на глубину 600-800 км. китайское население составляет 150-200 миллионов человек.
Используя ситуацию в России, Китай предпринимает меры, в том числе, неофициального характера (например, по приобретению военного оборудования, технической документации и программного обеспечения), а также усиленно привлекает российских специалистов и местную администрацию для работ в интересах КНР.
Не секрет, что подготовка НОАК и военная доктрина сохраняют антироссийскую направленность. При стремлении интегрироваться в мировую экономику, китайское руководство не склонно в принципе рассматривать РФ в качестве союзника, а политика КНР не исключает создания условий для обострения отношений между Россией и США. В то же время Соединенные Штаты рассматриваются в Китае как перспективный источник инвестиций.
Именно такая "истинно азиатская политика" КНР дает основания утверждать, что курс на создание мощной региональной державы и усиления влияния в АТР останется неизменным. При определенных условиях Китай не остановится перед применением силы для расширения "жизненного пространства" в рамках "комплексного освоения" российского Дальнего Востока "китайскими конкистадорами", регулярными войсками и сельскохозяйственными дивизиями.
Очевидно, что в ходе военного конфликта с участием коалиции государств, действующих по согласованному замыслу применением наземной группировки НОАК, например, в районе Гусино-Озерск, Кяхта, Улан-Удэ вполне возможно решение проблемы изоляции Дальнего Востока.
...
В силу отсутствия приоритетных связей с Россией обе Кореи и Тайвань в формировании дальневосточной политики России особенного значения иметь не могут. Однако именно "проблемы Корейского полуострова и Тайваня" могут стать катализатором регионального военного конфликта и причиной вовлечения России в военные действия. При этом очевидной становится перспектива переноса войны на ее территорию с конечной целью создания "дальневосточной республики", как субъекта международного права.
Рассматривая российский ДВ как объект притязаний извне и в качестве своеобразного союзника "антироссийского альянса" в АТР, следует отметить, что есть все основания ожидать отмеченного выше усиления сепаратистских тенденций в дальневосточных субъектах Федерации.
В этой связи вполне возможно создание "зон исключительных экономических интересов" отдельных участников конфликта: в островной зоне - Японии, на Чукотке и в Камчатской области США, под экономический контроль Китая перейдут обширные территории Приморья, Хабаровского края и Забайкалья. При этом Владивосток имеет все перспективы превратится в "вольный город" и трансконтинентальный узел международных перевозок.
В подобной ситуации вопрос, что может противопоставить такой политике стран АТР "европейская" дипломатия России в ее современном состоянии, представляется неуместным.

О некоторых условиях возникновения военного конфликта на Дальнем Востоке

Нет сомнения в том, что в сфере межгосударственных отношений России и ведущих стран мира не могут исключаться военные конфликты как способ разрешения международных экономических и социально-политических противоречий.
В качестве общего замечания следует отметить, что ведение вооруженной борьбы все больше смещается в информационно-идеологическую сферу. В реальной политике тотальный характер приобретают "PR-технологии" в отношении целых народов. Заменяя собой формы классических боевых действий, особые, террористические способы вооруженной борьбы против народов и режимов с применением высокоточных средств постепенно приобретают решающее значение в войне. Блоковая стратегия и "миротворчество" становится основой политики мирового сообщества. Операции с участием ВС все более приобретают специфический "гуманитарный характер" с ограничением суверенитета отдельных территорий.
Анализ тенденций развития форм и способов вооруженной и политической борьбы показывает, что война становится все более политизированной, а применение средств вооруженной борьбы подразумевает достижение целей войны путем разрушения ключевых объектов систем управления и жизнеобеспечения государств, а также террором против населения. Локальная война рассматривается как средство достижения глобальных целей при выгодных условиях ее ведения бесконтактным способом и при минимуме потерь.
В этих условиях основными факторами реализации глобальной идеи силового передела ресурсов на территории РФ могут оказаться:
- разрушение в ближайшие 3-4 года пока еще действительно "федеральнообъединяющих" и спасительных для единства России естественных энергетических и транспортных монополий;
- общее ослабление экономического влияния и позиций европейского центра Российской Федерации в Дальневосточном регионе, а также недопустимое сокращение СЯС и потенциала группировок сил общего назначения ВС России, в том числе на Восточном театре военных действий;
- появление в вооруженных силах США в необходимом количестве ВТС для нанесения ударов по системам жизнеобеспечения и управления российского ДВ с участием Японии, и, возможно, дозированного включения в военные действия Китая (по мнению американских аналитиков в рамках конфликтов средней интенсивности именно это исключает опасность нанесения ответных ударов по территории Соединенных Штатов);
- получение к 2015-2020 гг. абсолютных качественно-количественных преимуществ НОАК КНР в силах общего назначения и перспектива их применения при наличии ядерного оружия и долгосрочного действия фактора "тихой агрессии" в глубину континентальной части российского Дальнего Востока.
Следует иметь в виду, что развязыванию локальной войны на территории от Сахалина до Байкала будет предшествовать период информационно-психологического наступления. На первом этапе войны ограниченные военные действия будут связаны с незначительными пограничными инцидентами, операциями по защите интересов "диаспоры", а также с проведением акций "гуманитарного характера" с последующим нанесением "точечных ударов" по объектам на территории российского Дальнего Востока. Эскалация военных действий будет характеризоваться наращиванием военно-политического давления для изоляции ДВ на основе прямой интервенции вооруженными силами в потенциальные "зоны исключительных интересов" с оккупацией ключевых районов для отторжения обширных территорий от России.
Именно этим объективно обусловлено существование долгосрочных планов стран АТР в отношении России, а их осуществление не противоречит жизненно важным интересам каждого из главных участников возможного военного конфликта.

* * *

Анализ развития военно-политической и социально-экономической ситуации показывает, что опасность возникновения военного конфликта на Дальнем Востоке существовала в прошлом, существует в настоящем и имеет тенденцию к усилению в будущем.
В известной мере это подтверждается тем, что общий и, более того, оборонительный ресурс Российской Федерации по ряду показателей представляется недопустимо малым уже сегодня и не соответствует потенциальной угрозе развязывания войны в будущем (Таблица 1).
Для ослабленной России продолжение современной политики и совокупность проблем АТР предопределяет ее превращение во второразрядную региональную державу, а при определенных обстоятельствах не исключает попытки полной ликвидации какого-либо российского влияния на Дальнем Востоке и даже "физического присутствия 12 миллионов русских" на территории восточнее Байкала силовым способом. Именно в этом видится пока еще не вполне понимаемая угроза России.
Очевидно, что главное условие изменения ситуации в пользу России - ее экономическое усиление. Но это отдаленное будущее, которое станет возможно только при условии коренного изменения нынешнего политического и экономического курса.
В ближайшей же перспективе важнейшими составляющими реалистической "оборонительной" политики России на Дальнем Востоке будут:
- осуществление бескомпромиссной защиты интересов России в АТР на основе пресечения попыток давления извне и проявлений сепаратизма;
- готовность к нанесению превентивных ударов (в проверенных на Балканах формах ведения войны) при явной угрозе вторжения, в том числе, ОТЯС при отражении прямой агрессии;
- сохранение группировок сил общего назначения, морских и авиационных стратегических сил ядерного сдерживания и других войск РФ в готовности к реализации жестких мер по пресечению любых проявлений местного сепаратизма, попыток установления контроля над территорией извне и, тем более, попыток силового отделения территорий.
При объективно существующих дезинтеграционных процессах внутри России, в том числе, на Дальнем Востоке, дипломатические меры уже не могут принести желаемых результатов.
Нейтрализация угрозы национальной безопасности в настоящее время представляется первостепенной задачей национальной политики правительства Российской Федерации. И не только на Дальнем Востоке, но и повсеместно.

Таблица 1

| Россия | В том числе, Сиб. ФО | В том числе, ДВ ФО | КНР | В том числе, в приграничных с РФ районах | Япония | США
(соответственно):
Территория (тыс. кв. км.) | 17008 | 5114 | 6215 | 9600 | 2500 | 370 | 9400
Численность населения (млн. чел.) | 145,5 | 20,8 | 7,2 | 1256,0 | 200-250 | 126,2 | 270,5
Ресурсообеспеченность (в относительных единицах) | 1,0 | 0,6 | 0,25 | 0,3 | 0,1 | 0,05 | 0,3
ВВП (млрд. долл.) | 214 | 18-20 | 9-10 | 960 | Около 140-150 | Около 4000 | 8300
Военные расходы (млрд. долл.) | 7,7 | (*) | (*) | 36,6 | - | 39,5 | 310
Численность ВС (млн. чел.) | 1,3 | (*) | (*) | 4,0 | - | 0,27 | 2,4
Количество общевойсковых дивизий | - | - | - | 123 | Около 40 | 14 | Около 20 (**)

(*) - не более 30% общего ресурса;
(**) - из них четыре, непосредственно в АТР.

Информационные сборники. 2001