Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.ru   http://www.slavmir.ru
телефон/факс: (095) 131 42 59, 131 44 32

Информационный сборник
08.07.00 - 04.07.00

При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации N 03127 от 07.08.95 г.
__________________________________________________

Средняя Азия
В ОЖИДАНИИ ВОЙНЫ

Киргизия
НИ ДЕМОКРАТИИ, НИ РЕСПУБЛИКИ

Проблема
ДЕПУТАТЫ НАМЕРЕНЫ ПРОСИТЬ ГЛАВУ ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ВЫДЕЛИТЬ СРЕДСТВА НА ЯДЕРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Основы
РАЗРАБОТАН ЗАКОНОПРОЕКТ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Коллизия
БЕРЕЗОВСКИЙ И ВОЛОШИН ПРОТИВ ПРАВОСЛАВИЯ И ГУМАНИЗМА ?

Социум
ЖИЛА БЫ СТРАНА РОДНАЯ...

Международное право
ДЕПУТАТЫ НЕ ВИДЯТ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРИБУНАЛА

СМИ
ПОДГОТОВЛЕНА НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА О ВЫСШЕМ СОВЕТЕ ПО ЗАЩИТЕ НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕ- И РАДИОВЕЩАНИЯ

Этнополитика
ПОДГОТОВЛЕНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ О ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

В Госдуме РФ
ПО МАТЕРИАЛАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ "О ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ И МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ"
__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
08.07.00 (О.В., Н.Н.; Москва)

Средняя Азия

В ОЖИДАНИИ ВОЙНЫ

Похоже, ситуация, складывающаяся в Средней Азии, более серьезна, чем об этом принято сообщать на официальном уровне. Сделать подобный вывод позволяет не только появление невеселого узбекского президента Ислама Каримова на саммите "Шанхайской пятерки" в Душанбе (на котором тактичные президенты старательно избегали словосочетания "Шанхайская шестерка"), но и рассказы соотечественников, возвратившихся в Россию.
...
Узбекистан, еще недавно выглядевший региональной сверхдержавой, фактически находится на грани распада, который провоцируется внутригосударственными противоречиями, усиленными внешними факторами. Искусственно собранное из нескольких исторически самостоятельных (отнюдь не тяготеющих друг к другу) территорий государство дезинтегрируется при малейшем ослаблении власти. Провоцирует же это ослабление разрастающийся светско-религиозный конфликт. Нынешним светским властям противостоят поддерживаемые талибами местные исламские радикалы, наиболее крупные формирования которых насчитывают до 300 тысяч человек.
Ташкент находится на осадном положении. Более того, инженерными сооружениями перекрыты переходы на границе с Казахстаном. На юге Казахстана проживает значительное количество узбеков, поддерживающих "ваххабитов". Контроль за ситуацией со стороны среднеазиатских республик практически утрачен. Регион интенсивно насыщается оружием.
После покушения на президента Узбекистана Ислама Каримова было объявлено об аресте террористов, однако, несмотря на официальные заявления, якобы арестованные террористы снова фигурируют в розыске.
Заявления о том, что талибы отказались от намерения предпринимать какие-либо действия в отношении Узбекистана, "убоявшись" приведенных в повышенную боевую готовность узбекских вооруженных сил, следует относить к вынужденным пропагандистским шагам. Единственным сдерживающим фактором для талибов в настоящее время является Ахмад Шах Масуд, которого они не могут оставить у себя в тылу при эскалации крупномасштабного конфликта. (А ведь еще в начале 90-х в узбекском генштабе существовал план захвата северной части Афганистана, якобы там находится "сердце Узбекистана".)
Иллюстрацией сложившейся ситуации может служить и то, что Туркменбаши стянул войска к границе с Узбекистаном, практически все - вплоть до станций слежения и зенитных батарей.
...
Примечательный факт, через узбекскую и таджикскую границу проходят лишь мелкие партии наркотиков, что свидетельствует об эффективности находящихся в регионе российских подразделений (учитывая протяженность таджикско-афганской границы, на порядок большую, узбекско-афганского участка). Основной поток наркотиков (порядка 95%) талибы направили через Туркмению.
Граница Туркмении открыта не только для наркотиков. В Чечню через Туркмению движутся наемники. В частности, в районе Ташауза были встречены машины с арабскими номерами, водители которых интересовались, как проехать в Россию. Туркменские границы практически не охраняются, в том числе, граница с Казахстаном. Наемники едут своим ходом. Часть с Мангышлака по морю, часть вокруг Каспия по суше. Путь через Азербайджан считается сложным. (О случае с машинами было доложено в российское посольство, в посольстве были уже в курсе.)
...
Основной центр "ваххабитов" Ферганская долина и кишлаки вокруг Ташкента. Драматизм ситуации усугубляется тем, что районы распространения исламского радикализма во-многом совпадают с местами расселения русских, которых в Узбекистане осталось около 700 тысяч человек. Отношения с местным населением становятся все более натянутыми. В случае обострения ситуации почти наверняка произойдет масштабная резня.
Говоря о наличие интересов России в среднеазиатском регионе Ислам Каримов, безусловно, был прав. И интересы эти не только геополитические, а, можно сказать, кровные.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
08.07.00 (К.Апас; Москва)

Киргизия

НИ ДЕМОКРАТИИ, НИ РЕСПУБЛИКИ

Международные финансовые "игры" цивилизованных стран в кредиты и инвестиции подошли к финалу. Буквально на глазах терпит крах, обозначенный "архитекторами реформ" сценарий политических преобразований среднеазиатских республик. Это реально может привести к геополитическому "растворению" самого понятия - Средняя Азия, И новому переделу региона между ортодоксальными исламскими странами, Китаем и Россией.
...
С легкой руки ведущих мировых СМИ, Кыргызстан, в последнее время, подавался как одно из ведущих демократических государств Центральной Азии. Но реальному положению дел это не соответствует. В угоду США, щедро раздававшим кредиты новым "демократиям" через подконтрольные международные финансовые организации, система управления кыргызского государства была лишь внешне декорирована под демократию. Государственность в Кыргызстане так и осталась "стоять" на традиционных для Востока принципах: деспотии, автократии и тоталитаризме. Получилась классическая тирания с демократическими претензиями и лозунгами. Демократия европейского образца существует в Кыргызстане лишь виртуально - в речах кыргызских руководителей, да в Интернете на государственных сайтах, никак не проявляя себя на деле.
Суть в том, что развития элементов республики, доставшейся в наследство от Советского Союза, в Кыргызстане за годы реформ так и не получилось. Потеряли то, что имели - система республиканских правовых институтов практически уничтожена. И в любой момент кыргызский народ может лишиться основополагающих элементов государственности, в том числе, и суверенитета.
Набирают силу различные исламские экстремистские течения, подпитываемые деньгами, оружием и "бойцами за веру", покинувшими Чечню, Таджикистан и Афганистан. В "демократических" рамках защиты меньшинства от власти большинства, почувствовали силу и активную поддержку локальные этносы и национальные группы. Идея национально-государственного оформления кыргызских уйгуров, узбеков или таджиков - вовсе не так уж фантастична. В итоге, унитаризм Кыргызстана может стать в ближайшее время политическим мифом. А прошедшие недавно выборы в кыргызский парламент - Жогорку Кенеш, показали и отсутствие необходимых элементов правового государства.
Эти тенденции - лишь следствия. В Кыргызстане не существует главного, базового звена государственности - республики. Речь идет о самом элементарном - правовом исполнении республиканских принципов и норм. Потому и светскость, и демократия, и унитаризм, и суверенитет - для современного Кыргызстана всего лишь декорации, политические приемы и журналистские допущения.
...
Нынешняя экономическая ситуация в Кыргызстане все более провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность.
Пропадает нереализованная сельскохозяйственная продукция, производимая в Кыргызстане. А это сегодня - последний рубеж выживания для большинства простых людей. От кыргызских товаров отказываются традиционные потребители. И их можно понять - за "беспроблемную" транспортировку каждой фуры сельхозпродукции из Кыргызстана через Казахстан в Россию, криминальные структуры, контролирующие регион, требуют не менее тысячи долларов США наличными.
Место таможенника в Кыргызстане стоит пять тысяч долларов США за три месяца работы. Дальше надо платить больше. Когда Россия предлагает снизить таможенные пошлины до 0,15%, чиновникам это не выгодно - лучше собирать от 20% и выше.
Особой популярностью в Кыргызстане пользуется следующая практика. Желающим, за сумму от тысячи долларов и более, выдают форму и удостоверение сотрудников автоинспекции. А зарплату не платят. Напротив, с этих "общественников" начальство требует немалую ежедневную "дань". Откуда же берутся такие деньги, кроме как от незаконных поборов на дорогах?
И таких примеров множество. Кыргызское государство продается на корню самими чиновниками. Все это при политической безответственности и некомпетентности Аскара Акаева, ближайшие друзья и родственники которого давно уже встроились в систему, приносящую баснословные неконтролируемые прибыли.
Система, выстроенная Акаевым, увела Кыргызстан далеко от декларируемой формы государственного управления. Сегодня, пока не поздно, необходимо сосредоточить основные политические усилия на восстановлении основ радикально республиканского управления. Но уже без Аскара Акаева, его друзей и родственников. В противном случае бездарное правление Акаева окончится другим радикализмом - исламским. У президента Акаева сегодня уже нет иного выхода, кроме как "легализовать" по частям свой тоталитарный деспотизм в религиозную форму. Чувствуя свою слабость, он идет на фальсификацию предстоящих выборов президента Кыргызстана, вводя незаконные, неконституционные нормы и правила, устраняя достойных претендентов.
Аскар Акаев сегодня не сможет победить в рамках системы цивилизованных и честных выборов - настолько сильно недовольство его политикой внутри страны. Политические изменения, экономические преобразования и кадровые перемены существенно ухудшили положение простого народа Кыргызстана.
Не пользуется Акаев авторитетом и у большинства руководителей республик Центральной Азии, исключая лишь своего нового родственника - президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Вся "духовная миссия" Аскара Акаева состоит в сближении с региональным финансовым центром - Казахстаном, для получения все новых и новых кредитов. Такая политика не вызывает уважения ни у кого на Востоке.
Кыргызстану необходим новый лидер, честный и порядочный. Только тогда кыргызский народ сможет выполнить заветы предков, жить в единстве, мире и согласии, обеспечить продекларированное Конституцией национальное возрождение кыргызов, защиту и развитие интересов представителей всех национальностей, всего народа Кыргызстана.

__________________________________________________
[Кубанычбек Апас - политик, ученый, публицист, лидер киргизской объединенной оппозиции - один из реальных претендентов на пост президента Кыргызстана. По образованию врач анестезиолог-реаниматолог. Более двадцати лет работал в практической медицине врачом-реаниматологом, ассистентом кафедры Киргизского госмединститута. В его послужном списке более двух тысяч спасенных жизней реанимационных больных. В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию в Ленинградском институте усовершенствования врачей им.С.М.Кирова, в 1994 году - докторскую диссертацию в Московском Научном Центре сердечной хирургии им.А.П.Бакулева РАМН.
Возвратившись на родину, К.Апас включился в политическую борьбу, публично выступал против закрытия независимых изданий и преследования журналистов, отстаивал права человека в республике. В следствие арестов и произвола киргизских правоохранительных органов вынужден был временно покинуть Киргизию.]
__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
08.07.00 (Соб.инф.; Москва)

Проблема

ДЕПУТАТЫ НАМЕРЕНЫ ПРОСИТЬ ГЛАВУ ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ВЫДЕЛИТЬ СРЕДСТВА НА ЯДЕРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

(По материалам пресс-службы Госдумы РФ)

Депутат Алексей Арбатов подготовил проект парламентского запроса Председателю Правительства и Генеральному прокурору "Об исполнении статьи Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", предусматривающей выделение средств на обеспечение ядерной безопасности при эксплуатации ракетно-ядерного вооружения морских стратегических ядерных сил".
В проекте говорится, что в ответ на запрос депутатов - членов Комитета по обороне с просьбой предоставить информацию об обеспечении ядерной безопасности при эксплуатации ракетно-ядерного вооружения морских стратегических ядерных сил Главнокомандующий ВМФ сообщил, что сроки эксплуатации всех кранов, задействованных при перегрузке ядерных ракет истекают в конце июня 2000 года и для этой составляющей технологического процесса стратегических ядерных сил только к концу текущего года срочно потребуется 516 миллионов рублей. Главком ВМФ обратился к депутатам Госдумы с предложением при рассмотрении закона о федеральном бюджете на 2000 год предусмотреть выделение этой суммы, которая, после изучения Комитетом опасной обстановки, сложившейся на флоте, была учтена в приложении N 3 (секретно) бюджета. Однако при формировании государственного оборонного заказа Минэкономики и Минобороны не выполнили данную статью, в связи с чем Комитет по обороне обращался в Совет Безопасности, провел совещание по данному вопросу с привлечением специалистов и экспертов.
В результате в начале апреля заместитель Председателя Правительства И.Клебанов направил поручение Министру обороны с требованием внести соответствующие коррективы в государственный оборонный заказ, однако до настоящего времени это поручение не выполнено.
Учитывая исключительную важность вопроса для обеспечения безопасности и обороноспособности страны, А.Арбатов предлагает Госдуме обратиться к Председателю Правительства с предложением принять срочные меры для исполнения данной статьи закона о федеральном бюджете и внести соответствующие корректировки в государственный оборонный заказ на 2000 год.
Депутаты намерены также просить Генерального прокурора провести проверку факта неисполнения указанной статьи закона "О федеральном бюджете на 2000 год".

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
08.07.00 (Соб.инф.; Москва)

Основы

РАЗРАБОТАН ЗАКОНОПРОЕКТ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(По материалам пресс-службы Госдумы РФ)

Комитет по культуре и туризму подготовил к первому чтению проект федерального закона "О государственном языке Российской Федерации". В числе его авторов - депутаты Николай Бенедиктов, Николай Губенко, Станислав Говорухин, Иосиф Кобзон, Дмитрий Абраменков, Татьяна Астраханкина, Зоя Воронцова, Владимир Казаковцев, Валентин Никитин, Светлана Смирнова, Олег Смолин, а также ряд депутатов Думы второго созыва.
Цель законопроекта - обеспечить функционирование государственного языка РФ, которым по Конституции является русский язык, как объекта правоотношений для единообразного выражения и понимания воли народа и государственной воли, для понимания свободно выражаемых законных интересов российских граждан. Законопроект содержит требования по формированию бережного отношения к государственному языку, по усилению его консолидирующей роли.
Основными материальными носителями и источниками государственного языка в законопроекте названы разработанные специалистами словари, рекомендации или разъяснения, сложившиеся современные литературные и специальные языковые стандарты русского языка общепринятого делового оборота.
За умышленные и неоднократные неправомерные ограничения использования государственного языка установлено наказание. Оно может быть применено как к отдельному гражданину, так и к организации, несущей ответственность за действие своих сотрудников, и выражаться в признании недействительными соответствующих документов, в лишении лицензии на трудовую деятельность.
Органам государственной власти законопроект предоставляет свободу в части установления приоритетов государственной языковой политики и выработки конкретных мер по финансированию программ, выпуска словарей, необходимых для реализации этих приоритетов.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
06.07.00 (О.Александров; Москва)

Коллизия

БЕРЕЗОВСКИЙ И ВОЛОШИН ПРОТИВ ПРАВОСЛАВИЯ И ГУМАНИЗМА ?

Утром 5 июля у Троицких ворот Кремля произошло политическое ЧП. Участники учредительного съезда Всегражданского Христианского Союза, созданного не без участия близких к Путину кругов и при поддержке Патриархии, приглашенные в Государственный Кремлевский Дворец, не были допущены на территорию Кремля "по техническим причинам".
Среди нескольких сотен человек, собравшихся у парадного подъезда Кремля, было много известных лиц, представляющих более чем широкий спектр политических течений: от сталинистского "Союза коммунистов" и Союза Христианского возрождения до "Союза реалистов" и людей со значками ОВР. Широко были представлены культурно-научная элита и бизнес.
У Кремля собрались люди, готовые поддержать президента под лозунгами Православия, гуманизма и патриотизма. Можно констатировать, что интеллектуальный и политический потенциал будущей организации гарантировал ей заметное место на политической арене, что и спровоцировало превентивный удар соперников в борьбе за место у трона.
В последний момент кто-то весьма влиятельный сорвал проведение съезда, причем в демонстративной и оскорбительной для участников форме - вплоть до мегафонных призывов милиции: "По-хорошему разойтись и не мешать движению", что вызывало ассоциации с 9 января 1905 года, когда верноподданное гапоновское шествие в поддержку царя было встречено залпами верноподданных царских войск.
Единственным человеком, который мог и хотел запретить съезд, единодушно называют А.Волошина, имеющего решающий голос в администрации президента и (вкупе с Б.Березовским) не заинтересованного в нарушении монополии "Единства" на политическую поддержку В.Путина. Тем более, что "Единство" имеет ахиллесову пяту - там полностью отсутствует интеллект и интеллектуалы в каких-либо формах.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
06.07.00 (А.Валентинов; Москва)

Социум

ЖИЛА БЫ СТРАНА РОДНАЯ...

4 июля Государственную Думу пикетировали деятели российской науки, которые требовали увеличения объема финансирования фундаментальных исследований. По их мнению именно эти исследования и есть "будущие России". Встреча пикетчиков с председателем Думы прошла в обстановке полного взаимопонимания. В беседе со спикером парламента Г.Селезневым представители пикетчиков отметили, что они не претендуют даже на повышение заработной платы. Как говорится "жила бы страна родная".
По данным миграционного комитета, ежегодно из России уезжает от 80 до 100 тысяч высококвалифицированных специалистов. Из них не менее 40% "оседает" в США. И не удивительно, в США специальной правительственной программой предусмотрено открытие 200 тысяч рабочих мест для специалистов, прибывающих во все возрастающем масштабе из России и бывших республик СССР. Особенно в цене на Западе специалисты в области высоких технологий, прикладных знаний и программисты. По мнению экспертов сенатской комиссии, уже сегодня в США не менее 20% программных продуктов выполнено или выполняется при участии русских специалистов. В соответствии с шестилетней правительственной программой, на которую правительством США выделяется около 146,7 миллиона долларов, каждого стипендиата с высшим образованием, прибывающего в США по контракту, ожидает 1,5 тысяч долларов единовременного пособия и в последующем 500-1000 долларов ежемесячно на весь срок контракта. (Для сравнения - ставка профессора МГУ не превышает 45 долларов в месяц.) Сами "эмигранты" лукаво заявляют, что "разрыва с родиной нет", и они "готовы вернуться, как только улучшится экономическая ситуация в России".
Судя по словам ректора МГУ В.Садовничего "подготовка одного специалиста на физтехе обходится в десятки если не сотни тысяч долларов. Ежегодно 12-15% выпускников МГУ после окончания самого элитарного ВУЗа РФ отправляются на Запад с весьма слабыми перспективами возвращения в Россию".
Выпускник того же физтеха МГУ некто И.Мальцев дополнил ректора тем, что "из 13 человек их группы уже нашли себе места за границей 8 человек". Остальные, как он выразился, "поленились или не захотели найти себе применение, например, в США или, на худой случай, в Германии".
Похвальная тяга к знаниям российских "ломоносовых" не может быть не отмечена на Западе и правильно понимается в России. Но спрашивается, почему за счет бюджетных средств готовят специалистов в Московском государственном университете для США? И есть ли у России будущее с такими ректорами и лукавыми эмигрантами?

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
06.07.00 (Соб.инф.; Москва)

Международное право

ДЕПУТАТЫ НЕ ВИДЯТ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРИБУНАЛА

(По материалам пресс-службы Госдумы РФ)

Группа из 14 депутатов подготовила проект Постановления "О заявлении Государственной Думы "О решении Международного трибунала для судебного преследования лиц, виновных в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, совершенных на территории бывшей Югославии с 1991 года". Постановление предлагается принять в связи с отказом Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года (МТБЮ) расследовать факты нарушений международного гуманитарного права руководителями и военнослужащими НАТО, совершенных в ходе агрессии против Союзной Республики Югославии.
Отказ МТБЮ от расследования действий НАТО, в результате которых были убиты и ранены тысячи мирных жителей, нанесен колоссальный экономический и экологический ущерб Союзной Республике Югославии и некоторым соседним государствам, вызывает у депутатов серьезные сомнения в объективности и беспристрастности этого органа. МТБЮ фактически самоустранился от расследования преступлений против неалбанского населения Косово и Метохии.
По мнению депутатов, тенденциозный характер деятельности МТБЮ противоречит целям, заявленным при его создании, а расходы на содержание его аппарата чрезмерны. В связи с этим депутаты просят Госдуму призвать Президента поставить перед Советом Безопасности ООН вопрос о целесообразности прекращения деятельности МТБЮ.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
06.07.00 (Соб.инф.; Москва)

СМИ

ПОДГОТОВЛЕНА НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА О ВЫСШЕМ СОВЕТЕ ПО ЗАЩИТЕ НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕ- И РАДИОВЕЩАНИЯ

(По материалам пресс-службы Госдумы РФ)

Депутаты Алексей Алексеев, Татьяна Астраханкина, Николай Бенедиктов, Хаписат Гамзатова, Станислав Говорухин, Николай Губенко, Елена Драпеко, Иосиф Кобзон, Юрий Никифоренко, Гаджимурад Омаров, Виктор Пешков, Юрий Родионов, Виталий Сафронов, Николай Сорокин подготовили новую редакцию закона "О Высшем совете по защите нравственности в области телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации".
"Это совершенно новая концепция закона, и мы надеемся, что в новой редакции закон будет принят", - сказал председатель Комитета по культуре и туризму Николай Губенко.
Законопроект направлен на защиту прав потребителей продукции теле- и радиовещания.
Следуя положению Конституции о запрете цензуры, депутаты допускают возможность ограничений телевизионного вещания или радиовещания только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно законопроекту Совет является постоянно действующим органом и состоит из двенадцати человек: три из них назначаются Президентом, три - Госдумой, три - Советом Федерации и три - Правительством. Члены Совета назначаются на шесть лет, и в течение этого срока не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой.
В пределах своей компетенции Совет осуществляет контроль за уже вышедшими в эфир программами. Совет вправе выносить предупреждение вещателям, если уже вышедшие в эфир программы умаляют достоинство личности, наносят ущерб безопасности государства, содержат недостоверную информацию или наносят ущерб физическому или психическому здоровью граждан. В законопроекте все эти позиции подробно раскрываются. Совет наделяется правом налагать административные штрафы за повторные нарушения.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
04.07.00 (Соб.инф.; Москва)

Этнополитика

ПОДГОТОВЛЕНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ О ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

(По материалам пресс-службы Госдумы РФ)

Комитет по охране здоровья и спорту подготовил рекомендации по итогам парламентских слушаний "О демографической ситуации в России и мерах Правительства по ее оптимизации".
Госдуме рекомендовано направить Президенту обращение о необходимости принятия безотлагательных конкретных мер по кардинальному изменению сложившейся демографической ситуации, "составляющей угрозу национальной безопасности России". Палате рекомендовано также ускорить рассмотрение законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", внести изменения и дополнения в УК, КОАП, КЗОТ в части, устанавливающей ответственность организаций и физических лиц за нарушение законодательства в области охраны здоровья, безопасности производства и охраны труда женщин и детей.
Рекомендовано заслушать на пленарных заседаниях Думы представителей Правительства с информацией о демографической ситуации и мерах, принимаемых по предотвращению депопуляции. Решено подготовить обращение к СМИ о необходимости усиления пропаганды здорового образа жизни и рекомендовать Комитетам Госдумы при рассмотрении законопроектов, относящихся к вопросам их ведения, давать им оценку с точки зрения возможного влияния на демографическую ситуацию.
В числе рекомендаций Правительству - ежегодное представление Федеральному Собранию подробного доклада о демографической ситуации в стране, разработка проекта Президентской программы по выводу России из демографического кризиса.
Одновременно рекомендовано обеспечить финансирование федеральных целевых программ, входящих в Президентскую программу "Дети России", и жесткий контроль за расходованием выделяемых средств.
Правительству предложено также обеспечить разработку методики, программы, подготовку и проведение в 2002 году Всероссийской переписи населения.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
04.07.00 (Л.Бутовская; Санкт-Петербург)

В Госдуме РФ

ПО МАТЕРИАЛАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ "О ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ И МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ"

Н.Герасименко - председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН

В октябре 1999 года, по данным ООН, на Земле родился 6-миллиардный житель и, несмотря на то, что ежегодный прирост сокращается, ожидается, что к 2100 году население Земли достигнет 10-11 миллиардов человек. На этом фоне Россия - одна из немногих стран, где отмечается сокращение численности населения. Если, по прогнозам, население Земли к концу XXI века увеличится почти вдвое, то в России, при сохранении существующих тенденций, к 2075 году останется всего 50-55 млн. человек.
Россия переживает небывалый по разрушительной силе и далеко идущим последствиям демографический кризис, который эксперты называют беспрецедентным в мирное время. С 1992 года население России неуклонно сокращается. По данным Госкомстата РФ, постоянное население России сократилось со 148,7 млн. чел. на начало 1992 года до 145,8 на начало 2000 года. В текущем году сокращение численности продолжалось. За первые два месяца оно составило 157,8 тыс. чел., что на 13,6% больше, чем за тот же период 1999 года - 138,8 тыс. чел.
Естественная убыль населения наблюдается в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. В 1999 году в 27 регионах смертей зарегистрировано в 2-3 раза больше, чем рождений (Вологодская область, вся территория Северо-Западного, Центрального (кроме Москвы) и Центрально-Черноземного районов, Республика Мордовия, Кировская Нижегородская, Самарская и Пензенская области. В январе текущего года в 10 областях России приходилось 3 регистрации смерти (в Псковской области - 4) на одно рождение.
Естественный прирост в 1999 году имел место только в 16 регионах - республиках Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Алтай, Тува, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республике, Тюменской области, Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком, Таймырском, Эвенкийском, Усть-Ордынском Бурятском, Агинском Бурятском и Чукотском автономных округах, а в первом квартале 2000 года только в 11 регионах (в 1998 году - в 22).
Процесс депопуляции обусловлен как увеличением естественной убыли населения, так и уменьшением миграционного прироста населения. Естественные потери в прошлом году были компенсированы за счет иммигрантов только на 16,7%, главным образом это русскоязычное население из республик бывшего СССР. Всего, по данным Федеральной миграционной службы России, на 1 января 1999 года в стране насчитывалось 1,1 млн. вынужденных переселенцев и беженцев.
Нелегальная или полулегальная иммиграция достигает значительных размеров. По предварительным данным, в дальневосточных регионах уже обосновалось более 3 млн. выходцев из Китая, Кореи, Монголии.
Убыль населения России наблюдается в XX веке в четвертый раз. Первые три были обусловлены Первой мировой и Гражданской войнами, голодом и репрессиями 30-х годов, Второй мировой войной. Теперешний кризис эксперты называют беспрецедентным в мирное время.
С середины 60-х годов не обеспечивается простое воспроизводство населения, для чего показатель рождаемости в среднем на одну женщину должен составлять 2,14 - 2,15. В 1999 году, по данным Госкомстата России, он опустился до уровня 1,17. Если этот коэффициент с каждым годом будет приближаться к 1,0 - 1,1, а после 2005 года даже к 0,8 - 0,9, то 100 млн. население России может достичь уже к 2020-2025 годам, а примерно к 2075 году - 50-55 млн. Таким образом в течение XXI века Россия как самостоятельное государство может просто исчезнуть.
В 1987 году родилось 2,5 млн. детей (17,2 на тысячу женщин фертильного возраста), в 1998 - почти в 2 раза меньше (8,7). Практически вдвое сократилось рождение вторых и третьих детей. Из 4 млн. беременностей только 1,3 млн. заканчиваются родами.
У нас один из самых высоких показателей смертности. В 1999 году он достиг уровня 14,7 (в 1998 году - 13,6). Смертность населения превысила рождаемость на 1,8 (в 1998 году "разрыв" составлял 1,6).
В первом квартале текущего года число умерших по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличилось на 43,3 тыс. чел., или на 7,9%. превышение умерших над родившимися достигло 1,9 раза.
Смертность населения от неестественных причин занимает второе место среди причин смертности, а в рабочих возрастах - первое. Смертность от самоубийств превышает среднеевропейский уровень у мужчин в 2,5 раза, у женщин - в 1,5 раза. По смертности от ДТП Россия обогнала европейские страны в 2 раза. Смертность от употребления алкоголя за последние 5 лет возросла в 3,5 раза. Начиная с 1998 года, практически 2/3 общего прироста смертности населения были обусловлены ее ростом среди трудоспособного населения. На 40% чаще стала умирать молодежь 15-19 лет. При сохранении сложившегося уровня из нынешних 16-летних юношей доживет до пенсионного возраста только 54%. Это хуже, чем было в России 100 лет назад, когда до 60 лет доживало 56% мужчин.
Мужская смертность была всегда высокой в России, но сейчас она стала практически самой высокой в мире. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин превышает 12 лет (59,8 лет против 72,2).
Несчастные случаи, отравления и травмы, являющиеся главными причинами смерти трудоспособного населения, обусловили в 1998 году гибель 202 тыс. чел., в том числе 170,4 тыс. мужчин и 31,6 тыс. женщин. В западноевропейских странах, США и Японии уровень преждевременной смертности трудоспособных мужчин в 2,5-4 раза меньше, чем в России.
За первые два месяца 2000 года число умерших составило 391,7 тыс. против 357,6 в 1999 году (рост 9,5%). Число смертей от несчастных случаев, отравлений и травм возросло на 21,1%, в том числе от отравлений алкоголем на 45,7%.
Основными причинами, влияющими на численность и здоровье населения, являются условия и образ жизни, в том числе потребление алкоголя, наркотиков, табакокурение, состояние окружающей среды; генетические факторы и, наконец, деятельность учреждений здравоохранения, которая главным образом корректирует патологии, обусловленные первыми тремя причинами.
В основе беспрецедентного роста смертности - ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом, для которого характерны рост безработицы, хронические задержки выплаты зарплаты, пенсий, социальных пособий, ухудшение качества питания, снижение доступности медицинской и лекарственной помощи, затяжной психологический стресс, неуверенность в своем будущем и будущем детей, рост криминализации общества. По утверждению авторов доклада, на Пироговском съезде в Москве (1995 год) свыше 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов, алкоголизма, наркомании, антисоциальных вспышек.
Отмечается значительное ухудшение состояния здоровья населения, причем наиболее неблагоприятные тенденции прослеживаются у детей и подростков. Из общего числа детей, родившихся в 1998 году, только 20% можно считать здоровыми, 35,8% детей родилось больными, 44,2% составили группу риска.
Общая заболеваемость среди новорожденных достигла 85 на 100 тысяч, частота вирусных инфекций возросла в 6 раз и составляет в общей структуре заболеваемости 6-8%. По официальным данным, смертность младенцев от различных инфекций достигает 30%, но в действительности этот показатель значительно выше.
В настоящее время процент здоровых детей среди школьников младших классов составляет 10-12%, средних - 8%, а в старших - всего 5%. Более, чем у 50% детей в возрасте до 9 лет и более, чем у 60% старшеклассников диагностируются хронические заболевания, многие из которых в дальнейшем могут привести к инвалидизации.
Итог - в активный трудоспособный и репродуктивный период сейчас вступает больное поколение. Это страшный симптом начала вырождения нации.
Современное состояние здоровья населения, прежде всего людей трудоспособного возраста, на фоне сокращения общей численности населения становится дестабилизирующим фактором национальной безопасности.
Одной из самых серьезных проблем для России стал туберкулез, заболеваемость которым за последние пять лет возросла на 70%, смертность - на 90%. В настоящее время зарегистрировано более 2,3 млн. больных туберкулезом.
Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Уровень потребления алкоголя на душу населения, включая стариков и младенцев, почти в 2 раза превысил уровень, определенный ВОЗ как опасный. Из общего числа умерших мужчин трудоспособного возраста две трети умирают нетрезвыми.
Поистине национальной катастрофой становится СПИД. К середине апреля текущего года в стране насчитывалось 38000 ВИЧ-инфицированных, что превышает показатели 1999 года вдвое. При этом необходимо учитывать, что выявляется в лучшем случае лишь пятая часть действительного количества зараженных. Таким образом, к 2002 году число ВИЧ-инфицированных достигнет 1 млн. чел. Причем это в основном молодежь. 80% всех ВИЧ-инфицированных люди в возрасте от 15 до 25 лет. Это значит, что у нас погибнет целое поколение, так как лекарства от СПИДа до сих пор не существует. К летальному исходу через 1-12 лет придет каждый зараженный.
Чрезвычайно актуальна сейчас проблема курения. Две трети мужчин и не менее трети женщин подвержены этой вредной привычке, пагубно отражающейся на здоровье. За последние 10 лет заболеваемость раком легкого выросла на 63%, причем смертность от рака у курильщиков в 20 раз выше. 52,1% всех раковых заболеваний как у мужчин, так и у женщин, связаны с табакокурением. Ежегодно от причин, связанных с курением, умирает 30000 человек, главным образом трудоспособного возраста.
В Росси продолжает расти количество курящих детей. Первые пробы приходятся на возраст 11-12 лет, среди учащихся 7-8 классов систематически курят 8-12%, в старших классах - 21-24%.
Не следует забывать и о пассивных курильщиках. По некоторым исследованиям, риск возникновения рака легкого у них возрастает на 34%, сердечно-сосудистых заболеваний - на 50%.
Еще одна угроза, прежде всего молодому поколению - наркомания. По данным социологических исследований почти 4 млн. жителей России пробовали наркотики. 76% лиц, регулярно потребляющих наркотики - молодежь до 30 лет. С 1997 года смертность от употребления наркотиков увеличилась в 12 раз, среди детей - в 42 раза.
Значительную угрозу представляет гепатит-В, ежегодный рост заболеваемости которым достигает 20%.
Ухудшение состояния здоровья привело к возрастанию потребности в медицинской помощи. Возникли "ножницы": потребности растут, финансирование уменьшается. Его дефицит привел к бесконтрольному расширению платных медицинских услуг.
Государственное здравоохранение уже не в состоянии обеспечить необходимый базовый уровень медицинской помощи населению.
На фоне высокой заболеваемости следует отметить ограничение возможности лечения, ибо цены на лекарства выросли до таких размеров, что граждане, в том числе с хроническими заболеваниями, не в состоянии их приобрести и вынуждены отказываться от лечения. Не лучше положение и в больницах, где нет ни медикаментов, ни нормального питания. Наши больные со многими видами хронической патологии живут на 8-10 лет меньше, чем в Западной Европе и других экономически развитых странах.
Население России одно из самых старых среди экономически развитых стран.
За годы текущего десятилетия численность россиян пенсионного возраста возросла на 2,3 млн. чел., или на 8%. Детское население за этот период сократилось на 5,7 млн. или на 15,7%. На 1000 трудоспособного населения приходится 356 пенсионеров, в том числе 436 - среди сельского населения (в 1960 году 202 и 257 человек соответственно). К 2016 этот показатель достигнет 427. Важнейшей проблемой для экономики страны будет обострение потребности в финансировании систем пенсионного обеспечения и социальной защиты населения. Возникнут проблемы и для здравоохранения. Потребуется значительное усиление внимания гериатрической помощи.
В отдаленном будущем следует ожидать и снижение качества рабочей силы, так как сократится молодежный контингент, в том числе со средним специальным и высшим образованием.
К 2005 году общая численность детей уменьшится с 30 до 25 млн.
Нагрузка детьми на 1000 трудоспособного населения снизится до 29% в 2015 году (47% в 1959). Нагрузка пожилыми людьми за тот же период возрастет с 14,5 до 32,4%.
У нас низкий уровень рождаемости, но социальных сирот почти в три раза больше, чем было истинных сирот после войны.
В России сегодня более 30 млн. детей. За 1990-1998 годы численность их в общей массе населения уменьшилась на 4 млн. 229 тысяч. В 1998 году их стало меньше на 700 тысяч. 600 тыс. детей России - инвалиды.
Как утверждает Генпрокуратура России, сейчас у нас 2 млн. беспризорников, 300 тыс. детей до 16 лет числятся пропавшими без вести. 1500 подростков нигде не учатся. 14 тыс. несовершеннолетних в СИЗО, 21 тыс. - в колониях для несовершеннолетних.
Дети-сироты стали товаром, и очень прибыльным. В 1991 году Россию покинули 80 младенцев, в 1995 - 2200. С 1996 до середины 1999 экспортированы 16300 наших детей, тогда как более 6000 российских семей ожидают своей очереди на усыновление.
Необходимы изменения законодательства в части регулирования работы по усыновлению детей-сирот.
Комитет Государственной думы по охране здоровья поднимал вопросы сохранения народонаселения на парламентских слушаниях в апреле 1997 года. Прошло три года, а ситуация не только не улучшилась, но приобрела характер национальной катастрофы. Принимаемые государством меры не сдерживают нарастания негативных демографических процессов.
Нет реальной политики, направленной на улучшение качества здоровья населения, на профилактику заболеваний. Не только не улучшается - резко ухудшается качество медицинской помощи, она становится все менее доступной.
Если анализировать, то ни один долгосрочный проект или государственная программа себя не оправдали. Деньги распыляются, уходят в песок, а проблема не только не решается, а порой еще и усугубляется в процессе осуществления предусмотренных программой мер.
Демографическая политика предусматривает проведение длительной и кропотливой работы, направленной на возрождение уважения к семье, в том числе с активным привлечением СМИ, которые в настоящее время активно насаждают антидемографические настроения, бездуховность, идеологию, чуждую многовековой российской культуре.
Проведение демографических мероприятий по исправлению ситуации не должно носить характер кампании. Это длительный процесс, предусматривающий возрождение культуры, авторитета семьи, сохранение имеющегося человеческого ресурса, прежде всего детей. Что говорить о повышении рождаемости, если не можем сохранить и вырастить уже имеющееся поколение, необходима разработка и настойчивое проведение в жизнь программы ликвидации беспризорности, возвращения обществу детей, оставшихся без родителей, попавших в криминальную среду.
Анализ состояния и тенденций демографических процессов и их причин свидетельствует о невозможности стабилизации демографической обстановки в стране и последующего ее улучшения без преодоления духовного и социально-экономического кризиса, последующего подъема экономики, повышения уровня жизни населения.
Среди целей современной демографической политики России приоритетным должно считаться снижение сверхсмертности населения, улучшение его здоровья, поддержание жизнеспособности детей и взрослых, повышение продолжительности жизни.
Опыт многих зарубежных стран показывает, что наиболее эффективны в демографической политике меры, направленные на снижение смертности. Изменить репродуктивную установку населения весьма сложно, но создать условия для реализации уже сложившейся потребности семьи в детях государству просто необходимо.
Для России до сих пор остается традиционным финансирование охраны здоровья по остаточному принципу и пренебрежение ценностью человеческой жизни как на уровне государства, так и в общественном, и в индивидуальном сознании. Средства массовой информации играют скорее отрицательную, чем положительную роль в деле пропаганды здорового образа жизни.
Необходима продуманная и реальная программа действий, включающая вопросы поощрения рождаемости, проведение мероприятий по улучшению условий жизни, охране здоровья, рациональному использованию миграционных ресурсов.
В проекте рекомендаций парламентских слушаний намечены предложения всем уровням законодательной и исполнительной власти по выводу страны из демографического кризиса, прежде всего необходимо принятие четкой программы действий, подкрепленной необходимым финансированием. Задачи должны быть конкретными, проверяемыми и эффективными.

А.Корешкин - профессор, руководитель секции демографической защиты Международной славянской академии

Против России развязана настоящая демографическая война, наносится труднопоправимый ущерб воспроизводству ее вымирающего населения. Направленные на это мероприятия (прежде всего, миграционная экспансия и обеспложивание - арепродуктивность) щедро финансируется из-за рубежа, поддерживаются структурами ООН, а также внутренними силами.
В РФ с 1992 г., по официальным данным, было открыто 300 государственных центров планирования семьи" под эгидой Минздрава, 52 филиала РАПС (Российская ассоциация планирования семьи) и 40 организаций Международного фонда планирования семьи. Активной антирепродуктивной пропагандой занимается субсидируемая из-за рубежа плеяда организаций и учреждений типа "Эзоп", "Ариадна", "Ювентус", "Магистр" и пр. Для так называемого "полового воспитания" (фактически, нравственного разложения) в РФ созданы десятки курируемых Минобразованием медико-педагогических, медико-психологических, валеологических школ.
"Главными штабами" демографической войны являются: ЮНФПА (Фонд народонаселения ООН), Всемирный банк, ВОЗ, ЮНЕСКО, Ассоциация добровольной хирургической контрацепции (стерилизации), Фонд Рокфеллера и др. Названные организации разрабатывают и финансируют программы снижения рождаемости в развивающихся странах, но с особо пристальной "заботой" - в РФ. Они же контролируют их реализацию. Основные директивные документы, которыми руководствуются эти службы: Меморандум Совета безопасности США от 1975 г. и решения Каирской (1994) конференции, выработавшей (по указанию США) рекомендации по сокращению рождаемости. Эти рекомендации уже в форме требований включены в качестве условий предоставления кредитов МВФ и Всемирного банка, выделяемых РФ.
...
В материалах Каирской конференции прямо указано: "Программы планирования семьи дают серьезный эффект сокращения рождаемости". О результативности принятой в Каире "Программы действий по регулированию народонаселения" можно судить по данным питерского Центра планирования семьи.
В отчете миссии фонда ЮНФПА - головной организации по сокращению населения написано: "В 1992 г. в Санкт-Петербурге доктор Нелли Борисовна Алмазова создала Центр планирования семьи... Его годовой бюджет... 1,7 млн. долларов. Центр проводит операции по контрацептивной стерилизации (80-90 женщин в год) и введению и удалению имплантантов "норплант".
Сегодня в стране подобных центров уже около 400. За 8 лет они в состоянии были лишить детородной функции сотни тысяч российских женщин, ускорив таким образом процесс вымирания.
Рекомендации Каирской конференции с целью получения более "серьезного эффекта" в снижении рождаемости говорят сами за себя:
- настаивают на том, чтобы "обеспечить официальную законодательную базу, способствующую службе планирования семьи. Национальные и местные лидеры должны сосредоточить свои усилия на обеспечении бюджетных ассигнований, а также на выделении сотрудников" (рекомендация 8);
- предлагается устранить "ненужные медицинские и законодательные ограничения" для службы "планирования семьи" (рекомендация 14).
Ведущий идеолог российских "планировщиков" - депутат Госдумы Е.Лахова, возглавив Комитет по делам женщин в 1991 г., предложила проект закона о принудительной стерилизации, с ее точки зрения, "недостойных" (аналогичный закон действовал в гитлеровской Германии). К счастью, эта диверсия провалилась. Тогда Е.Лахова подготовила другую - пыталась провести через Госдуму закон "О репродуктивных правах граждан", предоставляющий "планировщикам" полную свободу действий.
В так называемом "Национальном докладе", представленном Россией на сессию ООН в июле 1999 г. нет даже упоминания о каких-либо мерах по приостановлению вымирания. Все шесть государственных "приоритетов" демографической политики включают принципы "планирования семьи", т.е. ориентированы на поддержание процесса депопуляции, углубляющегося на протяжении последних 7 лет.
Авторы этого документа, в том числе Е.Лахова и В.Матвиенко, в контексте проводимой и планируемой внутренней демографической и общесоциальной политики, фактически говорят о продолжении демографической войны против народов РФ, ориентируя репродуктивное поведение российских семей на рождение одного ребенка, что обеспечит сокращение численности населения более чем в 2 раза за 25 лет (даже более ускоренными темпами, чем сейчас).
Выступая с трибуны Сессии ООН, вице-премьер РФ В.Матвиенко заверила зарубежных организаторов и финансистов демографического кризиса в РФ в верности курсу на ускорение вымирания:
"Россия полностью привержена целям и духу Каирской конференции. Следуя установкам Каира, правительство целенаправленно проводит свою политику в области народонаселения...".
Такого рода политика понижает демографическую безопасность страны. Поэтому она должна быть заменена политикой борьбы с вымиранием, для чего необходимо:
1. Ликвидировать сеть организаций "Планирования семьи".
2. Законодательно запретить программу "сексуального просвещения" в школах.
3. Создать правительственный орган (комитет, министерство) по демографической защите и семейной политике с соответствующими подразделениями во всех регионах страны.
4. Законодательно ограничить миграцию в РФ из государств СНГ и других стран неславянского населения; прекратить пропаганду межрасовых браков, одновременно снять фактический запрет на обсуждение этой темы в средствах массовой информации.
5. Поднять в СМИ вопрос о беспрецедентном вымирании русских в РФ.
6. Принять протекционистские законы по стимулированию рождаемости в семьях славян.
7. Принять законы о применении санкций против стран СНГ в случаях дискриминации русских.

∙ Рубрика ∙  Вверх