Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.ru   http://www.slavmir.ru
телефон/факс: (095) 131 42 59, 131 44 32

Информационный сборник
06.05.00 - 03.05.00

При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации N 03127 от 07.08.95 г.
__________________________________________________

История
ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ СНЯТ

Переводы
НАТО ТРЕЩИТ ПО ШВАМ

Политика
ВСЕ НА БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ ?!

Национальная безопасность
ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ И.О. ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МЕТАЛЛУРГИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ Л.Н.МАКСИМОВА

Национальная безопасность
"УРАНОВАЯ СДЕЛКА" В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

Законотворчество
О РАБОТЕ НАД КОДЕКСОМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (КОАП)

В партиях и движениях
ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН
__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
06.05.00 (С.Журавлев; Москва)

История

ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ СНЯТ

(По материалам многолетнего статистического исследования боевых потерь Советского Союза осуществленного коллективом одного из ведущих подразделений ГШ ВС СССР - Главного организационно-мобилизационного управления.)

Всего с учетом кадрового состава в Вооруженные Силы за годы войны было призвано 34.476,7 тыс., в том числе мобилизовано - 29.574,9 тыс. человек. Более 33% когда-либо надевавших шинели граждан СССР ежегодно находилось в строю, из них половина (5-6,5 миллионов) постоянно была в составе действующей армии на советско-германском фронте.
Численность фронтов, действовавших против немецко-фашистских войск, была непостоянной и составляла: немногим более 3,0 миллионов человек в 1941 году и 6,7 миллиона человек в 1944 году (в среднем за месяц - 5.778 тыс. человек).
Всего в Армию и на Флот было призвано - 490 тыс. женщин.
После окончания войны на 1 июля 1945 года в ВС по списку оставалось 11.390,6 тыс. человек, лечилось в госпиталях - 1.046 тыс. человек и состояло на довольствии из других ведомств - 403,2 тыс. человек.
Из общего количества кадровых военнослужащих и призванных в ВС (34.476,7 тыс. человек) из Вооруженных Сил за все время войны убыли по разным причинам - 21,7 миллиона человек.
Общие потери Красной Армии и Военно-Морского Флота за всю войну с Германией 1941-1945 гг. составляют - 29.592.749 человек.
В том числе:
- убито и умерло на этапе эвакуации - 5.177.410 чел.;
- умерло от ран в госпиталях - 1.100.327 чел.;
- небоевые безвозвратные потери - 540.580 чел.;
- пропало без вести, попало в плен и неучтенные потери - 4.454.709 чел.
Итого безвозвратные потери - 11.273.026 чел.
Санитарные потери с эвакуацией в госпиталь - 18.319.723 чел.
Среднемесячные потери войск и флотов составляли - около 10,5% от численности действующей армии (более 15,5 тысяч человек в день).
Наряду с личным составом Армии и Флота в боевых действиях принимали участие другие воинские формирования, ополченцы, партизаны и подпольщики. В состав Армии влилось 40 ополченческих дивизий, из них 26 прошли через всю войну (через народное ополчение в численность армии влилось более 2,0 миллионов человек). В годы войны в тылу врага действовало более 6 тысяч партизанских отрядов, в которых сражалось более 1 миллиона человек.
В результате обобщения и анализа данных из различных источников определено, что за годы войны всего пропало без вести и попало в плен 4.559 тыс. советских военнослужащих, которые распределяются следующим образом:
- погибло в боях и отнесено к пропавшим без вести - ок. 500 тыс.;
- вернулись из плена после окончания войны - 1.836 тыс.;
- были призваны вторично в ВС - 939 тыс.
Таким образом, в немецком плену было около 4.059 тыс. военнослужащих, из них более 1,2 миллиона было преднамеренно убито или умерло в результате голода и пыток.
Эти цифры расходятся с "общепризнанными" (мифическими) данными, поскольку немцы учитывали в качестве "пленных" всех мужчин на территории СССР в возрасте от 17 до 55 лет. Так, по данным Генштаба РККА, в плен попало более 500 тысяч военнообязанных, призванных, но не попавших в войска и не учтенных в списках частей.
Сводные данные дают основания говорить об уничтожении в фашистских концлагерях более чем 3,6 миллиона советских граждан под видом "военнопленных".
Вторая мировая война унесла 27 млн. жизней граждан СССР. В числе жертв войны 13,7 миллионов составляет мирное население.
Из них:
- преднамеренно истреблено оккупантами - 7,4 млн.;
- погибло на работах в Германии - 2,2 млн.;
- вымерло от голода в оккупации - 4,1 млн.
Всего число раненых, контуженных и обожженных за четыре года войны в СССР составило 15,2 млн., в т.ч. более 2,6 млн. человек стали полными инвалидами.
Освободительная миссия ВС СССР в 1944-1945 гг. стоила Советскому Союзу 967.594 человек убитыми. Общие потери в операциях по освобождению от фашизма будущих "братских стран" составили - 3.889.689 человек.


Потери РККА в "освободительной миссии" 1944-1945 гг. (тыс. человек)

Государства | Убито, умерло от ран | Всего, в том числе ранеными
(соответственно):
Польша | 541,0 | 2.016,2
Чехословакия | 122,4 | 551,4
Венгрия | 112,4 | 484,3
Германия | 102,0 | 364,8
Румыния | 59,5 | 286,3
Австрия | 23,1 | 94,2
Югославия | 6,3 | 29,6
Норвегия | 2,9 | 18,2
Болгария | 0,2 | 12,8
Китай | 6,7 | 29,9
Сев. Корея | 0,5 | 2,0
Итого | 967,6 | 3.889,0


По данным ГШ ВС СССР за годы войны для РККА в тылу было произведено:
- стрелкового оружия всех типов - 19.830,0 тыс. единиц;
- танков и САУ всех типов - 98,3 тыс. штук;
- орудий и минометов всех типов и калибров - 525,2 тыс. штук;
- самолетов всех типов - 122,1 тыс. штук (в том числе, боевых - 101,2 тыс. штук);
- боевых кораблей осн. классов - 70 штук.
Среднесуточные потери РККА в вооружении за все время ведения боевых действий достигали:
- по стрелковому вооружению - до 11 тыс. единиц;
- танков и САУ - до 70 штук;
- орудий и минометов - до 220 штук;
- самолетов - до 30 штук.
За всю войну ВМФ потерял - 1.014 боевых и вспомогательных кораблей, из них 314 кораблей 1, 2, 3 ранга.
9 мая 1945 года Красная Армия имела на вооружении: танков и САУ - 35,2 тыс., орудий и минометов - 321,5 тыс., боевых самолетов - 47,3 тысячи. В среднем это в 2-2,5 раза больше чем в 1941 году. Такая боевая мощь и опыт войск позволили Советскому Союзу в короткий срок разгромить миллионную Квантунскую армию.
...
Общие людские потери ВС Германии, включая и мобилизованное мужское население Австрии, составили - 13.448 тыс. человек, 75,1 процентов от числа поставленных в строй. При этом безвозвратные потери на советско-германском фронте составили 6.923,7 тыс. человек.
Союзники Германии (Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия) на советско-германском фронте потеряли безвозвратно 1.725,8 тыс. человек. После 9 мая перед советскими войсками сложили оружие и сдались - 1.284 тыс. солдат и офицеров противника.
Таким образом, людские потери Германии и ее союзников в боевых действиях против СССР составили 8.649,5 тыс. человек.
По материалам "Справочной службы Германии" общее число захороненных на территории СССР и стран Восточной Европы составляет 3.226 тысяч, в том числе установлены имена только 2.395 тыс. захороненных солдат и офицеров. По немецким, весьма противоречивым данным (особенно за 1945 год) из числа военнопленных (2,4 миллиона) вернулось в Германию - 1.939 тыс. человек, 450,6 тыс. немцев умерло в плену.
По данным советского командования общее количество пленных военнослужащих со стороны Германии по учетным данным НКВД и именным спискам составило - 3.777,3 тыс. человек. Из них свыше 600 тысяч пленных разных национальностей было освобождено непосредственно на фронте.
Кроме того, на стороне Германии принимали участие в войне различные иностранные и добровольческие формирования численностью до 600 тыс. человек. Безвозвратные потери испанской и словацкой дивизий, французов, бельгийцев и фламандцев, власовской РОА, ОУН, прибалтийских и мусульманских эсэсовских и полицейских формирований составили около 230 тысяч человек убитыми.
Общие безвозвратные потери ВС Германии, ее союзников и "добровольцев" на советском фронте составляют 8,6 миллиона человек против - 11,4 миллиона ВС СССР, то есть соотношение 1:1,3.
В основном это объясняется тем, что со стороны Германии война носила истребительный по отношению к пленным и мирному населению характер, а также неудачами РККА в первом оборонительном периоде войны.
В период боевых действий против СССР (август-сентябрь 1945 г.) японская Квантунская армия потеряла убитыми 83,7 тыс. и пленными 640,1 тысяч человек.


Итоговые данные о людских потерях ВС СССР в войнах, военных конфликтах и боевых действиях (1918-1989 гг.)

Войны, военные конфликты и боевые действия | Безвозвратные потери | Санитарные потери
(соответственно):
Гражданская Война, 1918-1922 гг. | 939.755 | 6.791.783
борьба с басмачеством, 1923-1931 гг. | 626 | 867
Советско-китайский конфликт 1929 г. | 187 | 665
Военная помощь Испании в 1936-1939 гг. и Китаю в 1937-1939 гг. | 353 | нет данных
Отражение японской агрессии на оз. Хасан, 1938 г. | 989 | 3.279
Боевые действия на р. Халхин-Гол, 1939 г. | 8.931 | 15.952
Поход в Зап. Украину и в Зап. Белоруссию | 1.139 | 2.383
Сов.-финская война 1939-1940 гг. | 126.875 | 264.908
Великая отечественная война | 8.668.400 | 22.326.905
Война в Корее 1950-1953 гг. | 299 | нет данных
Оказание ВТП дружественным странам Азии и Африки 1962-1979 гг. | 145 | нет данных
События в Венгрии 1956 г. | 750 | 1.540
Ввод войск в ЧССР 1968 г. | 96 | 87
Погр. ВК на ДВ и в Казахстане 1969 г. | 60 | 99
Оказание военной помощи правительству РА, 1979-1989 гг. | 14.751 | 469.585
Всего | 9.763.326 | 29.878.153

Итого - 39.641.479 человек.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
06.05.00 (В.Кашинов; Санкт-Петербург)

Переводы

НАТО ТРЕЩИТ ПО ШВАМ

По материалам статьи редактора по вопросам обороны Майкла Эванса (Таймс; Великобритания).

Разногласия между Соединенными Штатами и их европейскими союзниками по нескольким ключевым вопросам, особенно вашингтонское предложение о создании национальной системы противоракетной обороны (ПРО), угрожают будущему НАТО, - сказано в сообщении Международного института стратегических исследований в Лондоне (04.05.2000).
Предложение США, касающиеся ограниченной системы противоракетной обороны, предназначенной для защиты от потенциальных нападений государств типа Северной Кореи, не были ни поняты, ни приняты европейскими нациями. Европа была также раздражена сопротивлением Соединенных Штатов дать ясный ответ по поводу планов создания системы европейской обороны, которая должна состоять из нескольких десятков подразделений быстрого реагирования.
По мнению Института: "Опасность ближайших лет состоит в том, что связи разрушаются и, если путь восстановления связей не будет найден, потеря доверия будет иметь глубокое воздействие на единство союза".
Наибольшее расхождение во взглядах Соединенных Штатов и Европы вызвал американский проект создания национальной системы противоракетной обороны (NMD), нарушающий договор по ПРО 1972 года (между СССР и США).
"США не имели успеха в убеждении европейских критиков, что планы создания новой ПРО (NMD) необходимы, разумны или полезны... Европейцы не считают, что система будет когда-либо работать так, как говорят США... Лишь немногие в Европе считают, что развивающиеся государства типа Северной Кореи могут угрожать США оружием массового поражения", - сказано в сообщении.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
05.05.00 (А.Бахманов; Москва)

Политика

ВСЕ НА БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ ?!

Коррупция - абсолютное зло, с которым нужно бороться, поскольку она - главный тормоз реформ. Борьба с ней стала центром общественного внимания, и всяческой общественной поддержки заслуживают те "рыцари без страха и упрека", которые выходят с ней на бой. В России - чуть ли не самой коррумпированной стране мира - от наведения порядка в этом вопросе зависит и поток зарубежных инвестиций, и повышение жизненного уровня, и многое другое.
Это на первый взгляд. А на второй?

Статистический набросок крупнейших коррупционных дел в мире только за первые месяцы 2000 года

Успешный государственный переворот в Эквадоре: свержение главного коррупционера - президента страны Хамиля Мауада военными, опирающимися на поддержку широких общественных сил. "Наша цель, - заявил лидер "гражданско-военной хунты" полковник Лусио Гутьеррес - разорвать цепи разрушающей коррупции, изменить государственные структуры и упрочить демократические институты".
Президент Колумбии Андрес Пастрана выносит на референдум вопрос о пожизненном запрете на политическую и государственную деятельность лицам, уличенным в коррупции: руководители обеих палат Парламента - Палаты представителей и административный директор Сената использовали свои посты и влияние для заключения крупных контрактов и растраты государственных средств.
Правительство Кении за всевозможные коррупционные преступления уволило свыше пяти тысяч сотрудников столичных муниципальных служб.
Да что там мелкая сошка, муниципальные чиновники. Высший федеральный суд Эфиопии приговорил бывшего премьера этой страны Тамирата Лайне, пришедшего в 1991 году на смену свергнутому военному лидеру Менгисту Хайле Мариаму, к 18-летнему тюремному заключению. Доказано, что он участвовал в незаконной экспортной сделке на сумму 16 млн. долларов; способствовал в обход законов через подставную фирму продаже за рубеж тысячи тонн кофе стоимостью 3,6 млн. долларов; присудил самому себе победу в тендере на поставку строительного оборудования... Высокопоставленный вор отверг все обвинения, объявив себя узником совести.
Но эфиопскому "узнику нечистой совести" еще повезло - он сохранил жизнь. В Китае вице-губернатор одной из провинций за присвоение 1,4 млн. юаней (170 тыс. долларов США), предназначенных для обустройства людей, переселяемых из района строительства гидроузла "Три ущелья" на реке Янцзы, приговорен к смертной казни. Вообще в Китае все (включая и борьбу с коррупцией) делают масштабно, с размахом достойным величия Поднебесной. Только вороватых судей и прокуроров (за один 1999 год) было уволено более тысячи. А всего пострадало 132 тысячи чиновников разного ранга. Заодно закрыто около 20 тысяч компаний, созданных при Народно-освободительной армии Китая. Видимо сочли, что занятие коммерцией не способствует повышению боеспособности и боевого духа.
На фоне этого размаха жалкие 1200 антикоррупционных дел, возбужденных за год против государственных служащих в Индии выглядят скромно. И количественно и качественно. Выше заместителя генерального директора Гостелевидения, полицейского чина высокого ранга, заместителя начальника департамента подоходных налогов в Мадрасе "схватить за руку" никого не удалось.
В Европе ранг "засветившихся" коррупционеров повыше. В начале года скончался Беттино Кракси - бывший председатель Совета министров Италии. Скончался не на родине в Милане, а на чужбине в Тунисе, куда эмигрировал, спасаясь от обвинений в коррупции и нарушении закона о финансировании политических партий.
После 6-летнего следствия передано в суд дело председателя Конституционного совета Франции Ролана Дюма - четвертого лица в государственной иерархии республики. В 1992 году, будучи министром иностранных дел, он продал военные фрегаты Тайваню, получив несколько миллионов долларов. Издержки для страны от резкой реакции Китая оказались гораздо выше: КНР отказалась от закупки крупных партий французской техники и оборудования и даже закрыло ряд французских консульств в китайских городах.
Бывший премьер министр Ирландии (с 1979 по 1982 и с 1987 по 1992 годы) Чарльз Хохи обвинен в том, что неоднократно получал "пожертвования" от владельца крупнейшей в Ирландии сети супермаркетов Бена Данна. Общая сумма "пожертвований" в банки Швейцарии и Каймановых островов оценивается в 1,3 млн. фунтов (более полутора миллионов долларов). Трибунал не смог квалифицировать эти факты как получение взяток и коррупцию, поскольку не были доказаны ответные "любезности" в виде соответствующих решений правительства, но экс-премьер должен выплатить в казну более одного миллиона ирландских фунтов штрафа (около 1,2 млн. долларов).
Коррупционные скандалы прокатились практически по всем европейским странам. Даже в стране неподкупных джентльменов - Великобритании выяснилось, что бывший генеральный казначей - Джеффри Робинсон (с мая 1997 по 1998 год) создал промышленную корпорацию "Транстек", которая "нагрела" налоговые службы страны на 12 млн. фунтов в нарушение национального финансового законодательства.
Ушел в отставку в Нидерландах обвиняемый в коррупции министр внутренних дел Брам Пеппер; в Испании - министр труда и социального развития Мануэль Пиментель. Впрочем, последний "отдувался" не за себя, а за своего подчиненного, обеспечившего фирме собственной жены выгодные заказы. Фирма занималась благородным делом переквалификации безработных, и высокопоставленный муж обеспечил своей половине субсидии на сумму в 2 млрд. песет (около 12 млн. долларов).
Вообще, складывается впечатление, что чем святее и гуманитарнее провозглашаемое дело, тем грязнее и неприглядней его изнанка. Итальянской полицией недавно арестованы глава и сотрудники итальянской гуманитарной миссии в Албании. Которые в связке с албанскими мафиози спекулировали на "черном рынке" гуманитарной помощью, собранной по всей Италии. Акцию широко рекламировали, она была призвана пригасить и компенсировать общественное недовольство активным участием Италии в НАТОвской операции в Косово.
Набросок ситуации с коррупцией будет не полным, если не упомянуть и скандал вокруг бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля, обвиняемого в нелегальном финансировании своей партии.
Ситуация в руководстве международных организаций немногим отличается от ситуации с национальными политическими лидерами. Типичен скандал в Европейской Комиссии, главным действующим лицом которого являлась бывший премьер Франции Эдит Крессон. При проверке созданного ею международного консорциума "Аженор", реализующего различные программы Евросоюза (объемом в 700 млн. "евро" только за 1995-1998 годы) были обнаружены факты раздачи постов родственникам и друзьям, выставления фальшивых счетов за якобы выполненные услуги, чрезмерные гонорары приглашенным со стороны экспертам. Одним из таких "экспертов" на проверку оказался личный дантист Крессон. Социальное и налоговое законодательство при этом игнорировалось.
В Израиле прошел очередной допрос Эзера Вейцмана бывшего в середине 80-х президентом Израиля. Выяснилось, что он получал от французского миллиардера Эдуарда Саросси огромные суммы денег. Сам Вейцман уверяет израильское правосудие, что деньги были переданы ему "в знак дружбы в подарок".
Израильская полиция выдвинула уголовные обвинения и в адрес бывшего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и его жены. Супруга Нетаньяху Сара подозревается в незаконном присвоении подарков от глав иностранных государств, когда ее муж занимал пост главы правительства.
В Аргентине, например, с 8 января 2000 г. вступил в действие специальный декрет президента, запрещающий госслужащим принимать подарки и поддерживать связи с предприятиями-поставщиками государства, поскольку определить, где кончается подарок, а где начинается взятка, бывает весьма непросто.
В США также худо-бедно тлели коррупционные скандалы и скандальчики. Назовем лишь "космический" скандал. Нанятый для повышения эффективности космических программ известной аэрокосмической компанией "Рокуэлл интернэшнл" Ральф Монтихо воспринял деньги американских налогоплательщиков как "халяву", и тратил их на оплату частных домов, приобретение драгоценностей, экзотических путевок и даже на финансирование съемок фильма ужасов. Сумма ущерба неясна, но Монтихо чистосердечно раскаялся, получил всего 2 года тюремного заключения и выплатил в качестве штрафа 12 млн. долларов.
Либеральная английская газета "Гардиан" напечатала недавно карту нечистоплотных политиков и стран погрязших в коррупции. Чистых мест на карте почти нет. Наша страна достойно представлена в цивилизованном сообществе - в компании Коля, Крессон, итальянца Берлускони и английского миллионера Ашкрофта, финансировавшего консерваторов, изображен и экс-президент России Б.Ельцин, семья которого, по утверждению "Гардиан", получила от албанца Паколли миллион американских долларов.
Степень коррумпированности некоторых республик бывшего СССР такова, что компании, ведущие в них дела, вынуждены угрожать бойкотом. Недавно ряд авиакомпаний заявили о невозможности работать в Баку из-за тотальной коррупции блокирующей их работу: российская "Трансаэро", дубайская "Эмирейтс", голландская "КЛМ", к которым готовым присоединиться "Бритиш эйруэйс" и германская "Люфтганза". Демарш оказался чувствительным и президент Гейдар Алиев заявил о намерении ужесточить меры в борьбе против коррупции в Азербайджане.
Впрочем, надеяться на эффективность этой борьбы люди, знающие азербайджанскую ситуацию, не рекомендуют.

Российская коррупция - самая-самая

Однако, в западных и отечественных СМИ именно Россию выставляют как криминальное государство? В свете приведенной выше галереи высокопоставленных коррупционеров, если Россия чем-то и выделяется, то разве что безнаказанностью своих высших должностных лиц, даже "схваченных за руку".
Для кого-то криминальна Россия, для кого-то Азербайджан, а для кого-то и Лихтенштейн.
Французский парламентарий Армо Монтебург, занимающийся вопросами отмывания денег, как-то заявил: "Если государство во всех аферах, связанных с коррупцией, отказывается помогать в разоблачении коррупционеров, если оно не дает никаких справок о счетах, на которых размещены криминальные средства, то в таком случае Лихтенштейн является криминальным государством".
Введение в тему побуждает задуматься над вопросом: является ли коррумпированность высших должностных лиц исключением или, все-таки, правилом? Если есть рыночная экономика, значит, есть и рыночная политика. И не является ли тотальная корыстность высших должностных лиц доказательством торжества идей свободного рынка? Не связаны ли процессы становления рыночной экономики и коммерциализации всей жизни в России с победным шествием коррупции?
Бывший министр внутренних дел, а ныне депутат Государственной Думы А.Куликов заявляет: "надо реформировать конституционно саму структуру власти, которую напрочь изъела ржавчина коррупции... И если В.Путин не пойдет на это, то весь властный каркас рухнет - накроет всю Россию". В период формирования парламентских групп новой Думы депутатам активно предлагались взятки за выход из одной фракции или вхождение в другую. "Независимому" депутату предлагалось 50 тысяч долларов плюс 5 тысяч ежемесячно в виде зарплаты", - добавляет А.Куликов.
Можно, конечно, назвать это не коррупцией, а политической технологией, но что изменится? Впрочем, продажность депутатов началась не с этой Думы.
Другое столь же авторитетное свидетельство вполне компетентного эксперта - председателя Государственного таможенного комитета России Михаила Ванина: "Так называемые "серые" и "черные" импортеры держат на прикорме всю нашу правоохранительную систему..." в этой схеме задействованы "и таможенники, которые помогают в оформлении товара, и милиция, которая на это смотрит сквозь пальцы, и ФСБ, которая тоже как бы не в курсе, а также прокуратура, налоговая полиция и так далее".
После таких признаний российских деятелей подобного ранга можно, казалось бы, лишь разделить искреннюю озабоченность ряда американских политиков и представителей международных финансовых организаций коррупцией в России.
Республиканские парламентарии в США недавно создали комитет по контролю за "помощью" России, поскольку озабочены "нецелевым использованием миллиардов долларов", предоставленных России в качестве кредитов МВФ (на начало 2000 года долг России перед МВФ достиг 15,3 млрд. долларов). Многие призывают к сокращению помощи России. Особенное их раздражение вызывает тот факт, что "в обмен на миллиарды долларов помощи, выделение которой поддержали США, российская политика по отношению к Соединенным Штатам почти враждебная", - заявил представитель республиканцев Кристофер Кокс.
Наверное, только американцам и банкирам свойственно ожидать любви за деньги, а за большие деньги (данные в долг под проценты) - любви большой и искренней.
"Россия страдает от отсутствия транспарентности, а это, иными словами, означает, что деньги разворовывают в безумных масштабах", - заявляет Джордж Фридмэн, председатель компании консультирующей инвесторов "Стратфор инк." Путин также знает, что никто не будет инвестировать свои деньги в России, если он не остановит коррупцию".
Борьбу с коррупцией, финансовыми преступлениями и "отмыванием" денег, полученных нелегальным путем, считают одной из главных проблем развивающихся государств и представители МВФ, который намерен уделять данным вопросам повышенное внимание в ходе сотрудничества с правительствами стран-заемщиц, поскольку без устранения этих пороков невозможно добиться экономического роста, преодолеть нищету и достичь социального благополучия.
Призывы к усилению борьбы с коррупцией в России стали лейтмотивом заявлений западных политиков и СМИ. "Самый лучший пример, позволяющий как прижать олигархов, так и приструнить губернаторов, был бы подан, если бы Путин приступил к наведению порядка в своей администрации. При Ельцине управление делами президента было воплощением безудержной расточительности, одержимости засекречиванием и коррупции". ("Экономист")
"Путину надо нейтрализовать своих "крестных отцов". Угроза государству исходит изнутри, из самого центра. Хотя Путин и сказал, что в России никогда не было вакуума власти, в действительности Ельцин оставил после себя государство, не заслуживающее называться таковым. Оно выхолощено интересами могущественных частных лиц". ("Тагес анцайгер")
"Взяточничество является одной из самых главных проблем страны", - заявил министр финансов США Лоуренс Саммерс в Давосе после встречи с первым вице-премьером, министром финансов России Михаилом Касьяновым. ("Немецкая волна")
Возразить вроде бы нечего. И все же что-то мешает поверить в искреннюю заинтересованность зарубежных партнеров в искоренении коррупции в России.
Может быть, недавний доклад международной антикоррупционной организации "Тrаnsраrеnсу Intеrnаtiоnаl"? Его авторы опросили руководителей 779 компаний частного сектора из 14 развивающихся стран: России, Индонезии, Филиппин, Южной Кореи, Таиланда, Аргентины, Бразилии, Южной Африки и др. И пришли к выводу, что именно руководство США чаще других оказывает давление на иностранные правительства с целью убедить их предоставить выгодные контракты американским корпорациям. 19% опрошенных называли - Швецию, Австрию и Швейцарию, 34% голосов набрали французские и японские власти, но 61% опрошенных назвали США. Госдепартамент США отказался прокомментировать результаты этого исследования.
А может поверить в искренность антикоррупционного пафоса западного бизнеса мешает их прочная и давняя любовь к "лучшему менеджеру России" - А.Чубайсу, возглавляющему РАО ЕЭС. В РАО он опирается именно на голоса западных акционеров. Прочность этой любви не поколебали ни писательские скандалы, где гонорары подозрительно напоминали взятки, ни вынос летом 1996 года представителями чубайсовского предвыборного штаба из здания правительства коробок из-под ксерокса набитых черным долларовым "налом". Любовь к Чубайсу западных партнеров, озабоченных российской коррупцией, никак не ослабевает вопреки, а может быть благодаря его небезупречному послужному списку?
Анализируя коррупцию в России, прежде всего, стоит усомниться хотя бы в том, что западный бизнес и политики здесь как бы ни при чем. И не имеют к российским коррупционерам никакого отношения.

Коррупция? Нет, политика

Недавно в американском мозговом центре "Херитидж фаундэйшн" состоялась дискуссия, о которой рассказал россиянам "Голос Америки". Бывший директор Центрального разведывательного управления США Джеймс Вулси, оценивая перспективы развития России, высказал опасения, что Путин уничтожит независимую прессу и гражданские свободы, но не пресечет коррупцию. На возможность такого поворота дел указывает тот факт, что Путин по-прежнему поддерживает тесные отношения с "Семьей". Среди его ближайших сподвижников господин Березовский, который всячески помогал кремлевской предвыборной кампании, обрушиваясь на Явлинского с откровенно антисемитскими нападками. Он также близок с господами Абрамовичем, Волошиным и Касьяновым. Если этот альянс будет продолжаться, все меры по пресечению коррупции сведутся к типичным потемкинским деревням.
Нет сомнений, что бывший директор ЦРУ вполне компетентен в вопросах коррупции. Тем более, что по сообщениям британской прессы (в частности, газеты "Индепендент") недавний коррупционный скандал, уничтоживший репутацию "отца объединенной Германии" Г.Коля имеет истоком крупномасштабную специальную операцию, разработанную бывшим госсекретарем США Генри Киссинджером. Целью операции, имевшей название "Осьминог", было коррумпировать высшие слои стран Варшавского договора и сдержать рост левых партий в Западной Европе и Латинской Америке. Через Германию шли значительные денежные средства на подкуп политиков, лидеров профсоюзов и массовых движений. Отчисляемые из "черного бюджета" наличные деньги (как государственные средства - налоги, так и частные пожертвования, собиравшиеся с крупного и среднего бизнеса) ежемесячно забирались германской разведкой БНД и переправлялись через свою сеть в Грецию, Португалию, Польшу, Турцию. "Индепендент" обнаружил один из таких счетов, проходящий в МИД под грифом "Секретные расходы на специальные цели".
В свете такой информации придется признать, что для "антикоррупционеров" из ЦРУ и БНД и государственных ведомств США и ФРГ как минимум есть "хорошая коррупция" и "плохая коррупция". В зависимости от того, инструментом достижения чьих политических целей она является.
Среди самых пламенных российских борцов с коррупцией - неподкупные депутаты и активисты движения "Яблоко". Достаточно вспомнить хотя бы исполненные антикоррупционного пафоса намеки Явлинского на коррупцию в кабинете Примакова. Недаром его честь и доброе имя от нападок злобного Березовского не погнушался защитить даже сам г-н Вулси. Хотя кандидат в президенты г-н Явлинский оказался не без греха: забыл упомянуть о нескольких тысячах долларов - гонорарах за лекции, прочитанные на Западе.
Однако, американскому бизнесу следовало бы благодарным г-ну Явлинскому и др. не столько за лекции, сколько за Закон о разделе продукции (основным лоббистом которого была фракция "Яблоко").
В конкурентной борьбе за место главного борца с российской коррупцией победил также "ЯБЛочник" - экс-премьер г-н Степашин. Создан Национальный антикоррупционный Комитет во главе с ним. По сообщениям СМИ он призван заниматься анализом законодательства на предмет выявления "дыр", которые позволяют вывозить деньги из страны и отмывать их. Подготовкой нового закона о борьбе с коррупцией и приемом граждан, у которых есть конкретные факты или предложения. Общественная приемная Национального антикоррупционного комитета открылась в Москве, такие же приемные планируется открыть в других городах. В апреле 2000 года г-н Степашин упрочил свои позиции: Государственная Дума избрала его председателем Счетной палаты.
Незадолго до избрания - 13 марта г-н Степашин съездил в Гарвард с докладом на тему "Коррупция и будущее российской демократии", встретился с членами Конгресса и с первым заместителем госсекретаря Строубом Тэлботтом. Судя по дальнейшим событиям, смотрины оказались успешными, Степашина благословили и назначили помогать Путину бороться с коррупцией. (С Венгрией, кстати, поступили проще. В Будапешт направили четырех штатных агентов ФБР с широкими полномочиями для помощи венгерской полиции в борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Это первый случай такого рода помощи иностранному государству со стороны ФБР.)
Чем бы ни мотивировали депутаты избрание Степашина, им, хотя бы для очистки собственной совести, следовало бы поинтересоваться размерами степашинского гонорара за доклад в Гарварде. А то ведь, не дай бог, получится конфуз, как с лекторскими гонорарами Явлинского. А еще, неплохо было бы поинтересоваться, как г-н Степашин в Гарварде конкретизировал свои планы борьбы с коррупцией. А планы, действительно, заслуживают внимания. Высказывалось сожаление, что из страны за последние 10 лет ушло порядка 180 млрд. долларов, а пришло лишь 10 млрд., и убежденность, что фискальными мерами эти деньги не вернешь и необходимо наконец-то принять "затерявшийся" в Думе закон о легализации незаконно нажитых доходов.
Бороться с коррупцией путем легализации украденных денег - это нестандартное и творческое решение, до которого не могли додуматься правоохранительные органы самых разных стран, которые все возбуждают дела и процессы против президентов и министров, вместо того, чтобы легализовать "комиссионные", "подарки", "знаки внимания". Гениальное решение, ценой, представляется, не в тысячи, а в несколько миллионов долларов! Ну никак не дешевле закона о разделе продукции.
После избрания г-на Степашина председателем главного контрольного органа страны - Счетной палаты - ситуация с коррупцией в России представляется столь же ясной, сколь и печальной. Если легализуются незаконные доходы, то коррупция как таковая исчезает. Война с коррупцией прекращается после "почетной капитуляции" государства.
А как быть с теми, кто не согласен с такой политикой и собирается протестовать, бороться с ворами и их покровителями?
Ответ на этот вопрос - в интервью британской газете "Гардиан" другого борца с коррупцией, бывшего гайдаровского министра, а ныне банкира Петра Авена, которого газета, между прочим, называет главным сторонником Владимира Путина в среде российских бизнесменов. Авен объясняет: "Владимир Путин должен провести в стране радикальные экономические реформы и вновь сделать ее великой, не пренебрегая в этом деле тоталитарными методами". По примеру Пиночета. Сам Авен представляется как "сторонник Пиночета не как человека, а как политика, который добился результатов в своей стране... Пиночет пытался добиться законопослушания, и временами это было трудно для страны. Иногда вы вынуждены прибегать к силе. Единственная роль государства - использование силы, когда в этом есть нужда. Вы не можете в борьбе с преступностью всегда оставаться в рамках закона. Вы не можете всегда делать это мирными средствами".
Словом, борьба с коррупцией и преступностью по-российски вполне может обернуться борьбой за легализацию незаконных состояний и пиночетизацией страны. Случайно ли, что пропаганда "чилийского опыта", притухшая было во время британской "отсидки" престарелого экс-диктатора, развернулась с новой силой.
Впору формулировать парадоксальный вывод о том, что "Пиночетовская диктатура - есть последняя и высшая стадия развития либеральной российской мысли".
Контуры проекта под лозунгом "Все на борьбу с коррупцией!" оказываются вполне определенными. Свою роль играет председатель Счетной палаты Степашин. Свою партию ведет банкир и сторонник "сильной руки а-ля Пиночет" Авен. В нужные моменты подключится массовка, где видную роль должны играть проверенные в деле правозащитники. Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева уже публично переносит акценты с правозащитной на антикоррупционную деятельность. Летом 1999 года в Москве, например, прошла первая конференция, организованная "Фондом развития гражданской культуры" совместно с "Транспэренси интернэшнл". Финансировало конференцию российское отделение Фонда Джорджа Сороса и Институт "Открытое общество".
Активное участие правозащитников в антикоррупционной кампании должно озадачивать. То ли в нынешней России с правами человека стало все нормально, и нужно искать новые сферы применения сил? То ли эта деятельность стала менее приоритетной в глазах спонсоров, и выделение спонсорских средств на защиту "прав человека" стало иссякать? Поэтому отечественный актив "Амнести интернешнл" плавно переупаковывается в актив "Трансперенси Интернешнл".
Рискну утверждать, что в итоге, в результате "кампании по защите прав человека" при мощной зарубежной поддержке, нынешняя ситуация с большинством этих прав в России (даже не затрагивая чеченский аспект), стала ощутимо хуже по сравнению с "вегетарианскими" 80-ми годами. Это еще более актуально для бывших республик СССР.
Ожидать каких-то иных результатов от начинающейся "антикоррупционной кампании" пока нет оснований. Высказываемые как бы вскользь побочные цели и идеи вполне могут оказаться главными и смыслообразующими, а антикоррупционная риторика - лишь маскировкой.
Борьба с коррупцией является гибким, обладающим мощным "моральным" потенциалом инструментом вмешательства во внутренние дела России, эффективным рычагом подчинения государственного управления внешним центрам принятия решений (с подключением представителей российской "общественности" на подсобных ролях для давления, дискредитации, а в случае необходимости, и разрушения остатков российской государственности).
"Без решения проблемы коррупции страна будет разложена изнутри", - заявил недавно Владимир Путин. Вынужден дополнить эту формулировку президента: "В процессе "решения" проблемы коррупции страна вполне может быть разложена извне". И операция "Осьминог-2", возможно, уже набирает обороты.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
03.05.00 (Соб.инф.; Москва)

Национальная безопасность

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ И.О. ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МЕТАЛЛУРГИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ Л.Н.МАКСИМОВА

На заседании Совета Федерации (29.03.2000), прошедшем под председательством Е.Строева, было принято постановление (N 51) по так называемой урановой сделке с США. В постановлении правительству предложено рассмотреть это дело "с учетом рекомендаций парламентских слушаний "Проблемы утилизации урана и плутония на базе новых технологий топливно-энергетических циклов", проведенных Государственной Думой 3 июня 1997 года".
Рекомендации этих парламентских слушаний были основаны на материалах двух выездных Комиссий Госдумы РФ, представлявших 6 профильных Комитетов, а также на материалах проведенного в Госдуме (24.04.97) "Правительственного часа". Материалы слушаний подтвердили, в частности, что 500 тонн российского оружейного урана, передаваемые в США по урановой сделке за 11,9 миллиарда долларов, в действительности имеют значительно большую стоимость, а именно - более 8 триллионов долларов. (По этой сделке Россия теряет не только ядерный паритет с США, но и более миллиарда долларов ежедневно!)
Замалчивание в высших эшелонах власти подлинной сути урановой сделки, происходившее до указанного постановления Совета Федерации и почти 3-х летнее блокирование рекомендаций указанных парламентских слушаний в значительной мере объясняется покрывательством урановой сделки, начатым бывшим директором ФСК РФ С.Степашиным (и фактически продолженным последующим руководством ФСБ РФ). Именно это обстоятельство вынуждает меня сделать следующее заявление.
В указанном постановлении Совета Федерации (п.4) особо отмечено: "Поручить Счетной палате РФ осуществить повторную проверку выполнения Соглашения". Необходимость повторной проверки вызвана, в частности, тем, что Счетной палатой при предыдущей "проверке" полностью проигнорированы материалы рассмотрения этого дела профильными Комитетами Госдумы РФ, в том числе материалы специальной выездной Комиссии Госдумы под председательством известного физика-ядерщика из Арзамаса-16 И.Никитчука.
Недавнее избрание С.Степашина председателем Счетной палаты логически требует коррекции не только п.4 рассматриваемого постановления Совета Федерации, но и отношения к этому делу со стороны Федерального Собрания РФ в целом.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
03.05.00 (Б.Гаврилко; Новосибирск)

Национальная безопасность

"УРАНОВАЯ СДЕЛКА" В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

Все в большей мере становится очевидно, что целью глобальной политики стран Запада в отношении России является захват ее сырьевых и энергетических ресурсов для обеспечения собственного благополучия. Одно из необходимых условий этого - возможность осуществления диктата с применением или угрозой применения силы.
Для достижения поставленной цели осуществляется:
- развертывание системы противовоздушной и противоракетной обороны, способной защитить от ответного ядерного удара со стороны России;
- изменение структуры ядерного вооружения России в сторону его большей уязвимости в рамках договоренностей по СНВ;
- лишение России запасов оружейного урана, которые были созданы за послевоенные десятилетия.
Преимущество третьего варианта - возможность его реализации без широкого обсуждения и соответствующей ратификации высшим законодательном органом страны (заключение в 1993 году Соглашения о продаже 500 тонн оружейного урана состоялось как рядовая коммерческая сделка).
Ограниченная информация по существу вопроса не позволяет многим политическим и государственным деятелям занять четкую позицию.
Ангажированные "эксперты" заявляют, что после продажи 500 тонн у России останется достаточно оружейного урана для обеспечения своей безопасности. Однако, за период с начала производства США выработали 550 тонн оружейного урана. (Ядерный паритет конца 70-х годов подразумевал, в первую очередь, паритет в наличии запасов оружейного урана, как самой существенной и дорогостоящей компоненты ядерного оружия.) В начале 90-х уровень российских запасов составлял 550-600 тонн. И в то время, когда Россия продает 500 тонн, США полностью сохраняют свои запасы оружейного урана и никак их не перерабатывают.
Утверждается также, что хранить ядерные запасы дорого и соответствующих средств сейчас у страны нет, а продажа позволит как сократить расходы на хранение, так и получить значительные доходы. Одновременно утверждается, что в настоящее время отсутствуют какие-либо возможности использования высокообогащенного урана и перед продажей его превращают в низкообогащенный (уничтожая то, на что были затрачены десятилетия труда).
При этом полностью игнорируется возможность использования высокообогащенного урана в энергетике. Для исключения данной альтернативы в 1994 году фактически был уничтожен головной Институт физико-технических проблем металлургии и специального машиностроения, созданный постановлением Совета Министров в декабре 1989 года. Хотя именно этим институтом были осуществлены практические наработки по использованию урано-ториевого цикла, которые запатентованы в 20 странах мира.
В случае реализации данных разработок Россия становится обладательницей сверхгигантских источников энергии: одна тонна оружейного урана при использовании в ториевой ядерной энергетике способна обеспечить общее ядерное энерговыделение, превышающее по эквиваленту энерговыделение от 100 миллионов тонн нефти. 500 тонн оружейного урана - это десятки лет непрерывной работы всех наличествующих и перспективных атомных электростанций России.
...
В дополнение к "урановой сделке" 1993 года, в начале 1998 года был подписан контракт (постановление правительства РФ N 250 от 26.02.1998) о продаже 1200 кг. высокообогащенного урана Германии для исследовательского ядерного реактора "Мюнхен II".
24 марта 1999 года подписан контракт о продаже высокообогащенного урана компаниям Cameco Co. (Канада) COGEMA (Франция), Nukem (США). Контракт заключен на 15 лет, объем продажи - до 100 тонн.
...
Совет Федерации 29 марта с.г. принял постановление с просьбой к президенту России вернуться к рассмотрению вопроса о национальной безопасности в связи с "урановой сделкой" и правительству рассмотреть целесообразность сделки.
На Совете Федерации прозвучало требование провести процедуру ратификации "урановой сделки", и предложение в рамках процедуры ратификации поднять данную тему на уровень вопроса обеспечения ядерной безопасности страны и будущего российской энергетики.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
03.05.00 (Соб.инф.; Москва)

Законотворчество

О РАБОТЕ НАД КОДЕКСОМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (КОАП)

(По материалам пресс-службы Госдумы РФ)

"Кодекс об административных правонарушениях" будет принят до 1 января 2001 года, считает председатель Комитета по государственному строительству Анатолий Лукьянов. Сейчас действует 130 законодательных актов, которые дают право налагать административные взыскания. Доходы от полученных штрафов, по его словам, как правило, идут куда угодно, но только не в бюджет государства.
Проект Административного кодекса, сообщил А.Лукьянов, включает в себя 545 статей и насчитывает 32 главы. Кодекс состоит из трех частей: общей части, устанавливающей общие принципы административной ответственности; материальной части, где фиксируется размер штрафа для граждан, должностных и юридических лиц и той части, которая предусматривает порядок производства.
Впервые вводиться административная ответственность юридических лиц. Дела могут быть обжалованы в вышестоящей организации, суде. Предусмотрено, что все средства от штрафа поступают в соответствующие бюджеты. Сейчас все: зарплата, пенсии, стипендии, пособии привязаны к минимальному размеру оплаты труда. Она будет повышаться, следовательно будут повышаться и штрафы. Кодекс отрывает размер штрафа от МРОТ и устанавливает фиксированную сумму - 80 рублей.
"Мы знаем,- сказал А.Лукьянов, - что есть силы, которые не хотят принятия данного законопроекта. В дискуссиях большое внимание сосредоточено на 12 главе кодекса, связанной со штрафами за нарушение правил дорожного движения. Есть и будет сопротивление ведомств, которые считают, чем выше штраф, тем больше порядка и которые привыкли, что все поступления от штрафов идут к ним. Но мы будем спокойно работать, рассматривать главу за главой. В середине июня предполагается принять кодекс во втором чтении. Наша уверенность основана на том, что первые три главы были приняты квалифицированным большинством".
...
По мнению заместителя председателя Комитета по государственному строительству Николая Шаклеина, все дело в том, что при кодификации законодательства происходит унификация правовых требований и ответственности за административные нарушения. Обнаруженные отклонения от общепринятых норм устраняются. В отраслевых законах, по его словам, удавалось "протащить элементы лоббирования своих интересов". "Резиновые формулировки" позволяли ведомствам разного уровня налагать штрафы и распоряжаться доходами от них. При унификации административного законодательства штрафные санкции рассматриваются исключительно, как мера по урегулированию отношений в обществе и государстве, ведомства лишаются права использовать штрафы, которые пойдут исключительно в общий котел: в федеральный и региональные бюджеты. Перспектива лишиться этих доходов вызывает противодействие ведомств и в этом, убежден Н.Шаклеин, кроется главная причина развернувшейся критики.
Рядовой избиратель, уверен Н.Шаклеин, только выиграет от приведения в одну систему законодательства об административных правонарушениях. Так, основное право принимать решения о санкциях передается судам, что будет способствовать "более объективному беспристрастному и незаинтересованному в каком-то конечном результате, в том числе и в плане взимания штрафов, рассмотрению вопросов о правонарушениях".
Разумеется, за министерствами и контролирующими органами остаются определенные права на введение санкций, отмечает Н.Шаклеин, но в проекте КОАП предлагается ограничить круг должностных лиц и органов, которые могут накладывать административные санкции: "они конкретно поименованы, что исключает всякие фантазии на местах".
Согласно Кодексу, подчеркивает Н.Шаклеин, не так просто будет обвинить рядового гражданина в правонарушении. По примеру Уголовного кодекса в КОАП вводится понятие презумпции невиновности. "Никто не может обвиняться, пока не доказана вина, самому гражданину не придется доказывать свою невиновность, ее обязаны будут доказать соответствующие органы. Это один из главных принципов Кодекса. Лишение специального права, в том числе и прав на вождение автомобилем, возможно будет только через суд".
В то же время лица, допустившие грубые правонарушения, будут наказываться строже, чем прежде. И это, считает Н.Шаклеин, справедливо.
...
"Назрела острейшая необходимость принятия новой редакции Административного кодекса. Страна живет по Кодексу, который за годы, прошедшие с момента его вступления в силу, оброс столькими дополнениями, что пользоваться им на практике стало кране сложно", - заявил заместитель председателя Комитета законодательству Валерий Воротников.
Что касается 12 главы Административного кодекса (об административных правонарушениях и шкалы штрафов за них владельцев автотранспортных средств), то здесь нужен более взвешенный подход. По Конституции, депутаты не имеют право принимать законы, ухудшающие положение граждан, в том числе и финансовое. Эту главу следует отправить на доработку.
По мнению В.Воротникова, внести поправки в спорную статью проекта Административного кодекса можно достаточно быстро. Для этого надо вернуться к старой редакции главы в действующем Административном кодексе, что, конечно, не улучшит, но и не ухудшит сложившуюся ситуацию. "Когда речь идет о сложных противоречиях, - убежден депутат, - то лучше избрать путь компромисса".

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
03.05.00 (К.Фролов; Москва)

В партиях и движениях

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН

28 апреля 2000 года группа лиц, именующих себя "правозащитниками", бросила вызов Русской Православной Церкви. Людмила Алексеева, Сергей Ковалев, Лев Пономарев, Марина Салье и др. выступили против участия Св. Патриарха Алексия II в инаугурации Владимира Путина. Подписанты считают, что участие Святейшего якобы оскорбит представителей иных конфессий, а Лев Пономарев заявил, что сближение Русской Православной Церкви и государства ничего хорошего не принесло.
Мы считаем эти аргументы более чем легковесными. Русская Православная Церковь стояла у истоков Государства Российского, она внесла огромный вклад в отечественное самосознание и культуру, и ее особый статус является органичным для Росси явлением. Кроме того, этот факт отмечен в российском законодательстве (речь идет о ныне действующем законе о свободе совести). Мы убеждены, что участие Патриарха в инаугурации В.Путина с пониманием будет встречено представителями традиционных конфессий и вызовет протест разве что у представителей тоталитарных сект. Мало того, в Европе существуют примеры еще более тесного взаимодействия Церкви и государства - например, в Греции, в демократической стране, где Православие конституционно признано государственной религией и Церковь принимает активное участие во всех сферах общественно-политической жизни страны. Можно также привести в пример Италию, где особый статус католической Церкви отмечен в конституции страны.
Символично, что заявление "правозащитников" было распространено в Страстную Пятницу, в день распятия Христа Спасителя.
Необходимо отметить, что деятели, гордо именующие себя "правозащитниками" молчали, когда за последние 10 лет на Русскую Православную Церковь на Украине обрушились настоящие кровавые гонения. Следует отметить и то, что поведение одного из подписантов, небезызвестного Сергея Адамовича Ковалева, во время первой чеченской войны, вполне можно расценить как измену Родине. Вспомним, как Ковалев называл людоеда Басаева "этаким чеченским Робин Гудом", призывал наших солдат сдаваться в плен бандитам. Мы считаем, что такие вещи не должны забываться. Мы убеждены, что во властных структурах России работают патриоты, которые адекватно расценят провокационные призывы врагов Церкви и Православного Отечества.

* * *

В связи с кампанией против соглашения Московской Патриархии с Министерством образования России уместно привести аргументы, демонстрирующие несостоятельность критики противников возможности введения преподавания теологии в ВУЗах страны.
Кафедра православного богословия, например, есть в знаменитом Оксфордском университете. Православные богословские факультеты есть в университетах Афин и Бухареста. Конфессиональные католические и протестантские (а не абстрактно религиоведческие) кафедры есть практически во всех университетах Германии.

∙ Рубрика ∙  Вверх