Информационное агентство "Славянский мир"

E-mail: slavmir@slavmir.ru   http://www.slavmir.ru
телефон/факс: (095) 131 42 59, 131 44 32

Информационный сборник
07.04.00 - 04.04.00

При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на
информационное агентство "Славянский мир".
Свидетельство о регистрации N 03127 от 07.08.95 г.
__________________________________________________

Кавказ
ВАКАНСИИ ДЛЯ ЧЕЧЕНСКИХ БОЕВИКОВ

Национальная безопасность
КАКИЕ ВОЙНЫ ОЖИДАЮТ РОССИЮ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XXI СТОЛЕТИЯ

Россия - Латвия
САНКЦИИ

Международное право
МОДЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ

Конспирология
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ

Политэкономия
Г.КУЛИК О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ АПК
__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
07.04.00 (А.Булкаты; Цхинвали)

Кавказ

ВАКАНСИИ ДЛЯ ЧЕЧЕНСКИХ БОЕВИКОВ

По мере подавления в ходе антитеррористической операции последних очагов сопротивления, чеченские боевики ищут пути спасения. В сущности вариантов у них два: либо сбрив бороды и отдирая пороховой налет попытаться раствориться в самой Чечне и на близлежащих территориях, либо покинуть пределы России.
Главари бандформирований, неплохо заработав на идее "независимой Ичкерии", смогут обосноваться в теплых странах и, отдыхая на дорогих виллах, рассказывать о том, как проливали кровь в войне с гяурами. Большая же часть "непримиримых" такой возможности не имеет. Кроме "светлых идей джихада" и крови на руках (как русской, так и чеченской) у них ничего нет, дорога домой многим заказана, да и мирный труд энтузиазма не вызывает. У них, зажатых в горах, нищих и голодных, есть только одна возможность отступления - в Грузию и Азербайджан. Учитывая, что между Москвой и Баку на сегодня наметилось некоторое потепление в отношениях, да и своих "серых волков" в Азербайджане хватает, остается Грузия, где таланты боевиков могут быть востребованы. Причем в неожиданном качестве "борцов с сепаратизмом".
Следует учесть, что с Абхазией чеченцев связывают узы воинского братства. В период грузино-абхазского конфликта Шамиль Басаев был в статусе заместителя министра обороны мятежной республики. Считается, что в войне приняло участие до 10 тысяч чеченских боевиков. Поэтому велика вероятность, что применение себе бежавшие из Чечни боевики смогут найти на юго-осетинском направлении. И тому есть достаточные обоснования.
В приграничных с Чечней районах Грузии традиционно проживает многочисленная чеченская диаспора. Ее представители фактически контролируют эти территории, что в определенной степени осложняет проведение контртеррористической операции в самой Чечне. Конфликт между аланами, к которым относятся осетины, и вайнахами, коими являются чеченцы и ингуши, имеет давние корни. Столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе Северной Осетии лишь обострили его.
Самопровозглашенная Республика Южная Осетия - стратегически важный для России кавказский регион. Ее руководство во главе с президентом Людвигом Чибировым настроено пророссийски. Со стороны России с РЮО граничит Республика Северная Осетия-Алания, связанная с южноосетинским населением кровными узами. В случае эскалации конфликта в Южной Осетии Россия непременно станет его участником. Так "благородно" насолить России - втянуть ее в противостояние на чужой территории на стороне сепаратистского образования - чеченские бандиты могли бы только мечтать. Джихад против России "под крышей" православного государства, коим является Грузия, - это ли не идеальный реванш. Заодно можно решить свои финансовые проблемы. Дело в том, что через территорию Южной Осетии проходит Транскавказская автомагистраль. Сборы с грузопотоков по ней - весьма прибыльный и фактически основной вид доходов бюджета республики. Правоохранительные органы РЮО давно уже пресекли нарко- и спиртовой транзит через республику, задавив местный криминалитет. Бандиты были бы не прочь "разгерметезировать" эту ситуацию.
А что же грузинское руководство? Эдуард Шеварднадзе настойчиво демонстрирует свою приверженность "демократическим принципам" и оставляет право "народному волеизъявлению" искать пути решения проблем, которые выглядят следующим образом: грузинский официоз беспрестанно твердит о "цхинвальском криминальном регионе", оппозиция ставит в вину будущему кандидату в президенты потерянные территории. Но главные выразители общественного мнения - это, видимо, "народные мстители", а именно, партизанские отряды в Гальских лесах. Они якобы подчиняются только своему Робин Гуду - Зурабу Самушия, но вот что примечательно - официально состоят на службе во Внутренних войсках МВД Грузии. Правда, им уже полгода как не платят зарплату. Пообносившиеся и проголодавшиеся они не хотят выходить на работу в свой "Шервудский лес". Их то, видимо, и заменит "иностранный легион", передислоцированный с чеченских гор.
Когда-то Джохар Дудаев мечтал сделать чеченских наемников основной статьей экспорта. Теперь это, видимо, будет основной деятельностью чеченской "эмиграции".

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
07.04.00 (С.Анчуков; Москва)

Национальная безопасность

КАКИЕ ВОЙНЫ ОЖИДАЮТ РОССИЮ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XXI СТОЛЕТИЯ

Формирование постиндустриального общества на Западе, как некой новой общественно-экономической формации, еще не означает изменения общего характера войны и переход к информационной эпохе и войнам шестого поколения. Даже высокий разрыв в оснащении армий (если действительно допустить появление оружия, основанного на новых физических принципах, и возрастание точности стрельбы в десятки раз), в формах организации войск, в принципах строительства и применения ВС в обозримый период вряд ли принесет преимущества "семерке" наиболее развитых стран мира и, особенно, Европы. Война на Балканах - показатель и повод для сомнений. Кажущиеся неоспоримыми военно-технические преимущества постиндустриальных стран могут превратиться в недостатки и, в случае прямого военного столкновения (например, НАТО с Россий, в настоящее время в основном ориентированной на ведение войн пятого поколения), приведут к поражению альянса. Для примера достаточно непредвзято взглянуть на столкновение российской армии с чеченскими формированиями или представить реальное осуществление сухопутными силами альянса операции против Ирака и СРЮ.
Пока для России получение преимуществ и даже сохранение разумного соотношения сил представляется неразрешимой дилеммой выбора между кардинальными реформами ВС по западному образцу и консервацией их современного облика с модернизацией существующих вооружений. Однако, при наличии ядерного оружия, которое останется важнейшим компонентом осуществления самостоятельной политики России в XXI столетии, ее бессмысленно пугать появлением к 2030 году десятков кораблей оснащенных сотней тысяч КРМБ и систем КНС. Тем более, при появлении в России ВТС в комплексе с космическими навигационными системами, как противоядия от новых военных технологий Запада, и развертывания неуязвимых для стран НАТО и США противокорабельных средств дальнего действия наземного, морского и воздушного базирования в обычном снаряжении. Очевидно и то, что для Америки в первой четверти XXI столетия останется актуальной проблема нанесения ядерных ударов по ее территории и повышенная чувствительность населения к потерям.
...
К каким войнам следует готовить ВС России: к очередной чеченской или рассчитывать на звездные войны? Без определения оборонной стратегии государства в целом всякие рассуждения о "войнах третьего тысячелетия" на основе миротворчества, как впрочем и "страшилок" звездных войн, для России представляются беспредметным умствованием. Не будет преувеличением сказать, что не определены даже примерно контуры реалистичной военно-технической политики будущего. Весьма неопределенными представляются и перспективы экономического обеспечения создания современной Армии России на рубеже 2007-2010 гг., не говоря уже о перспективе 2025-2030 годов.
Что может противопоставить Россия прямым военным угрозам, которые проявятся на рубеже 2015 года на Западе в виде создания качественно новых ВС НАТО и на Востоке, когда КНР к 2020 году модернизирует НОАК до современного российского уровня при неограниченных мобилизационных ресурсах. Именно к этому времени Североатлантический альянс обретет реальную способность не только качественно изменить военно-техническую основу своих вооруженных сил, но и накопит ВТС в необходимом для ведения войны количестве, а Китай обретет уверенность и возможности для решения территориальных проблем с позиции силы.
Эти угрозы приобретут реальные перспективы в силу ослабления позиций России и после 2010 года ничего кроме агрессии вызвать не могут.
Наиболее опасным будет период с 2010 по 2025 годы. Именно к 2015 году на Западе произойдет накопление вооружений, которые считаются на сегодня еще экзотическими. Это позволит вести более или менее длительные военные действия в масштабах сопоставимых с современным понятием "региональная война". Одновременно это не исключает применения традиционных средств общего назначения в умеренных масштабах, поскольку профессионализация армии нивелирует такие понятия как "мобилизация" и "массовая армия военного времени".
В буквальном смысле военные действия будут ограничены тем, что будет состоять в штатах войск на начало конфликта или будет поставлено в строй при минимуме мобилизационных усилий в течение 2-3 месяцев. Если рассматривать противостояние по линии НАТО-Россия, то мобилизация для Североатлантического альянса (в отличии от России) уже сегодня не имеет большого значения. Вряд ли стоит рассчитывать и на длительный период предварительной подготовки к войне. Это явно невыгодно для стран НАТО. Их войска сегодня фактически находятся в 600 км от центра России, а для создания боеспособной стратегической группировки "первого броска" на главном направлении достаточно 2-3 месяцев без отмобилизования. В мирное время общая численность войск блока уже многократно превосходит российскую "европейскую" группировку ВС. Россия вследствие "преобразований по необходимости", и никак не из соображений военной безопасности, к 2010 году будет не в состоянии провести мобилизацию ВС, экономики и страны в целом даже в течение года.
Мнение о том, что переход к новому типу войн и применение новых военных технологий, которые якобы повышает порог применения ЯО, представляется неадекватным. Массированное применение нескольких десятков тысяч воздушных и морских ВТС по военно-экономическим объектам в России по результатам будет равносильно нанесению обезоруживающего удара и неизбежно приведет к эскалации военных действий с применением ЯО.
(Представим, что с учетом ТТХ вооружений и противодействия ВС России из 50-70 тысяч КРМБ, примененных в ходе воздушно-космической операции, четверть достигла цели. (Это не 1000 "томагавков", выпущенных по Югославии, но и Россия не СРЮ.) Не вдаваясь в анализ проведения подобной операции и структуры возможных потерь можно утверждать, что будет поражено от 4 до 12 тысяч объектов экономики, военной инфраструктуры, системы управления и войск. Предположим, что в результате "ошибок" и в соответствии с целями войн шестого поколения 30% КР и УБ с массой боевого заряда 250-300 кг будет подорвано в густонаселенных административно-хозяйственных и промышленных центрах, а остальные будут применены по войскам и военным объектам. При этом потери мирного населения при "средней" эффективности применения одного боеприпаса составят до 100 человек убитыми и более 300 раненными. Всего: 1,5-2,1 миллиона человек. В войсках потери могут оказаться 600-700 тысяч человек, и до 20-30 тысяч единиц тяжелого вооружения. Применение же обычных боеприпасов повысит потери. Чувствительность населения России к потерям значительно ниже чем в странах Западной Европы, но 5-8 миллионов убитых и раненных, временная потеря 25-30% экономического потенциала и снижение боеспособности Армии на 50% потребует принятия решения на начальной стадии войны о нанесении ответного удара ЯО не ожидая "критических потерь" или принятия условий агрессора.)
На Востоке ситуация будет не менее сложной. Отбрасывая "добровольную" ликвидацию российского военного присутствия в Приморье, Забайкалье, в островной Тихоокеанской зоне и далее до м. Дежнева, можно констатировать, что удержание региона силой будет проблематичным в силу несопоставимости ресурсов ВС и России на ДВ и, например, КНР, а возможно и Японии при поддержке США. Положение усугубляется существованием опасности ведения войны на два фронта. Иллюстрировать ситуацию расчетом потерь при многократном превосходстве противника на стратегическом уровне при равном качестве обычного ВВТ не имеет смысла.
Ситуация в ЦАР представляется не столь угрожающей при наличии пустынно-степной трудно доступной зоны, естественно прикрывающей "мягкое подбрюшье" России. Следует учесть и наличие своеобразного "бронежилета" из пояса пока еще русскоязычных северных областей Казахстана, способных не только принять, но и пополнить войска передовой группировки ВС РФ в стратегическом предполье.
Можно сколько угодно говорить о миротворческом процессе, о партнерстве и необходимости обеспечения экономической безопасности сегодня даже в ущерб боеспособности Армии и Флота. Но парадокс стратегической ситуации в целом заключается в том, что России потребуется содержать по меньшей мере две стратегические группировки СОН, предназначенные для ведения операций совершенно разного характера. На Западе необходимо содержать стратегическую группировку для отражения массированного применения ВТС в рамках стратегической наземно-воздушной операции на Европейском ТВ против НАТО, а на Востоке, как минимум, группировку разнородных сил в готовности к ведению сдерживающих действий крайне ограниченными средствами.
Не следует забывать, что потребуется и создание группировки стратегических резервов с выполнением задач прикрытия на ЦА стратегическом направлении.
Очевидно, что ядерная составляющая ВС РФ в любом случае до 2025-2030 года для оборонной политики будет иметь решающее значение, не только как фактор сдерживания, но и как возможность пресечения агрессии на приемлемых или даже выгодных для России условиях. В то же время для решения проблем безъядерной войны в ближайшие 15 лет необходимо за счет модернизации сохранить общий боевой потенциал СОН на современном уровне (даже при условии сокращения численности ВВТ в 2 раза), а к 2025 году повысить его за счет оснащения качественно иными средствами вооруженной борьбы.
...
Вполне вероятно развитие событий и проявление прямой военной угрозы в ближайшее время посредством развязывания двух-трех военных конфликтов, связанных общей логикой гражданской войны, инициированной извне. В такой войне применение ядерного оружия для достижения военных целей будет просто немыслимым, а военные действия приобретут черты "специальной операции" и будут носить затяжной характер. По временному и пространственному размаху, по экономическому напряжению, а также по масштабам и характеру применения СОН, такая ситуация для России будет вполне сравнима с региональной или даже мировой войной.
Возражения в плане того, что для гражданской войны в России нет социальной и этнической базы не могут быть приняты как основательные. В условиях расслоения общества она с неизбежностью появится, а состояние управляемой нестабильности будет подогреваться для достижения глобальных целей "мирового сообщества", которые будут немедленно обоснованы (а соображения о благоразумии будут отброшены, как и планы ведения "малых войн" роботизированными малочисленными армиями, "хирургических" операций или "электронных поединков" по специально оговоренным правилам в духе американских кинобоевиков).
При этом не исключено локальное применение ВТС по типу последней Балканской войны, которая с точки зрения Запада в полной мере служит прообразом "бескровных войн" первой четверти XXI столетия. Следует заметить, что террористический характер наступательных действий, предпринятых коалицией стран в 1991 и НАТО в 1999 году, как и стратегия войны при эффективном и решительном отпоре со стороны объекта агрессии может не оправдать ожиданий.
В связи с этим, в основе осуществления реальной военной стратегии России вплоть до середины XXI столетия должен остаться принцип ядерного сдерживания и применения всего спектра ЯО при явной угрозе поражения (разумеется, вне зависимости от политической конъюнктуры и внешне пристойных способов ведения операций агрессором). При том, что существует объективная тенденция "профессионализации" армии и сужения мобилизационной базы, нельзя отвергать и, более того, нужно быть готовыми к развертыванию массовой и по возможности современной армии военного времени. Принципы стратегического и мобилизационного развертывания как и заблаговременная подготовка ВС к войне должны остаться в силе.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
05.04.00 (Соб.инф.; Москва)

Россия - Латвия

САНКЦИИ

(5 апреля в Госдуме РФ будет рассматриваться вопрос о мерах воздействия в отношении Латвийской Республики в связи с нарушением в ней прав и свобод человека.)


Проект Федерального Закона "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике"

Настоящий Федеральный закон определяет содержание и режим экономических контрмер, вводимых в отношении Латвийской Республики Российской Федерацией в связи с массовым нарушением основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике.
Статья 1. Правительству Российской Федерации, юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещаются:
1) заключение и исполнение любых внешнеторговых и иных внешнеэкономических сделок с Правительством Латвийской Республики, государственными или муниципальными органами Латвийской Республики, юридическими лицами, которые зарегистрированы в Латвийской Республике, или штаб-квартиры которых находятся на территории Латвийской Республики, или места основной деятельности которых находятся в Латвийской Республике, а также с физическими лицами, не являющимися гражданами Российской Федерации или российскими соотечественниками;
2) экспорт в Латвийскую Республику или импорт из Латвийской Республики любых товаров, за исключением поставок товаров медицинского назначения и других товаров для оказания гуманитарной помощи;
3) осуществление платежей и иных финансово-кредитных операций с указанными в пункте 1 настоящей статьи юридическими лицами, а также физическими лицами;
4) оказание и получение любых услуг (выполнение любых работ), инвестирование с участием указанных в пункте 1 настоящей статьи юридических лиц, а также физических лиц, за исключением услуг электрической связи, услуг почтовой связи, юридических услуг и услуг, предоставление которых может потребоваться для оказания гуманитарной помощи или в случаях чрезвычайного и непредвиденного характера.
Статья 2. Деятельность всех организаций, созданных на территории Российской Федерации с участием инвестиций указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона юридических лиц, а также физических лиц, приостанавливается. Операции по банковским счетам приостанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Любые претензии, исковые заявления имущественного характера, предъявляемые Правительством Латвийской Республики, другими государственными органами Латвийской Республики или указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона юридическими лицами, а также физическими лицами в связи с неисполнением или частичным исполнением любой внешнеторговой или иной внешнеэкономической сделки, указанной в статье 1 настоящего Федерального закона, либо в связи с неисполнением или частичным исполнением любой сделки в связи с приостановлением деятельности организаций, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, в результате выполнения мер, предусмотренных настоящим Федеральным законом, удовлетворению не подлежат.
Статья 4. Любые сделки, заключенные с указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона юридическими лицами, а также физическими лицами, являются ничтожными с наступлением правовых последствий, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 5. Правительству Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона рассмотреть вопрос о возмещении российским организациям убытков, понесенных указанными организациями вследствие приостановления связей с Латвийской Республикой в областях, подпадающих под действие настоящего Федерального закона.
Статья 6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 30 дней со дня его официального опубликования и действует до восстановления основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике.


Проект Федерального Закона "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике"

Настоящий Федеральный закон создает правовые условия для оказания гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвийской Республике, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике в условиях неопределенного гражданско-правового статуса граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике.
Статья 1. Правительству Российской Федерации, юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешается осуществление внешнеторговых сделок с постоянно проживающими в Латвийской Республике гражданами Российской Федерации, российскими соотечественниками и юридическими лицами, созданными российскими соотечественниками, если указанные сделки предусматривают экспорт в Латвийскую Республику товаров и услуг гуманитарного назначения, включая товары медицинского назначения и продукты питания, сырье и оборудование для изготовления таких товаров и продуктов, топливо, товары сельскохозяйственного назначения, строительное оборудование и строительные материалы для нужд граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике.
Статья 2. Российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации разрешаются осуществление международных денежных переводов и поставки товаров гуманитарного назначения проживающим в Латвийской Республике гражданам Российской Федерации, российским соотечественникам и юридическим лицам, созданным российскими соотечественниками.
Статья 3. Российским транспортным организациям и собственникам транспортных средств разрешается использование транспортных средств для доставки грузов гуманитарного назначения в Латвийскую Республику.
Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 30 дней со дня его официального опубликования и действует до восстановления основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
05.04.00 (В.М., И.П.; Москва)

Международное право

МОДЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ

Латвийская Республика нарушала и продолжает грубо нарушать обязательства по выполнению основополагающей императивной нормы-принципа современного международного права jus cogens ("неоспоримое право"), предусматривающего уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Поскольку в данном случае речь идет об обязательстве erga omnes ("между всеми"), то есть обязательстве в отношении всего мирового сообщества, каждый из его членов имеет законный правовой интерес выступить в защиту содержащего все признаки erga omnes, международного обязательства. Российская Федерация, будучи, согласно Уставу ООН, по статусу Великой державой, постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладает международно-правовым титулом, который позволяет ей осуществить свой законный правовой интерес в защиту указанного основополагающего принципа современного международного права.
К сожалению, попытки дипломатического урегулирования не уладили ситуацию, возникшую по вине Латвии. Более того, вопреки сложившимся политико-правовым реалиям 9 декабря 1999 года Сейм Латвийской Республики принял Закон Латвийской Республики "О государственном языке" (далее - Закон), а 21 декабря 1999 года Президент Латвийской Республики В.Вике-Фрайберга подписала его. Закон имеет антирусский характер и носит антироссийскую направленность. Подавляющее большинство его положений противоречит международным и европейским правовым стандартам, что свидетельствует об откровенном вызове международному, в том числе и европейскому, сообществу.
21 января 2000 года 77-летний участник Второй мировой войны, герой антигитлеровской партизанской борьбы на территории Латвии, полковник в отставке В.М.Кононов признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 683 Уголовного кодекса Латвийской Республики, и приговорен к шести годам лишения свободы.
В Латвии все чаще и чаще репрессивный аппарат нацелен на борцов антифашистского сопротивления. Более того, известны примеры, когда антифашисты в Латвии из-за преследования властей Республики кончали жизнь самоубийством. Указанные действия репрессивного аппарата Латвийской Республики следует рассматривать как начало кампании по массовому преследованию борцов с фашизмом.
Таким образом, в связи с непрекращающимися преследованиями борцов антифашистского сопротивления, а также в условиях продолжающейся дискриминации русского народа по этнической принадлежности и языковому признаку, действия органов государственной власти Латвийской Республики в отношении российских соотечественников согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" "...является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников".
Соответственно, Российская Федерация, согласно международному праву, может на вполне законных основаниях прибегнуть к таким допускаемым международным правом и потому являющимся вполне правомерными контрмерам, как реторсии и репрессалии, в отношении Латвийской Республики, которые предусматриваются в положениях проекта федерального закона "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике".
Общенаучное толкование институтов репрессалий и реторсии гласит.
1. Репрессалии - правомерные принудительные действия государства, направленные на восстановление своих прав, уже нарушенных другим государством, при помощи средств иных, чем применение силы или угроза ее применения. Международное право запрещает использовать репрессалии, связанные с применением силы, то есть вооруженные репрессалии. Условием правомерности репрессалий является обязанность государства, намеревающегося обратиться к ним, использовать до этого мирную процедуру возмещения ущерба, причиненного правонарушением. Лишь отказ государства - правонарушителя от мирной процедуры либо от выполнения решения, принятого вследствие применения этой процедуры, открывает правомерную возможность для обращения к репрессалиям.
2. Реторсия - правомерные принудительные действия государства, совершенные в ответ на недружественный акт государства, например, поставившего в дискриминационные условия физических или юридических лиц первого государства. Реторсии преследуют цель восстановления принципа взаимности в отношениях соответствующих государств. Как и репрессалии, реторсии не предусматривают применение вооруженной силы или угрозы ее применения.
Важной доктринальной особенностью институтов реторсий и репрессалий является то обстоятельство, что реторсии применяются в ответ на недружественные акты и характеризуются ненарушением охраняемых международным правом субъективных прав недружественно поступающих государств, а репрессалии применяются в ответ на международные правонарушения и характеризуются ущемлением находящихся под международно-правовой охраной субъективных прав государств - правонарушителей.
Меры, используемые в качестве репрессалий и реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их правонарушению и прекращаются с момента восстановления положения, ему предшествовавшего.
Наличие или отсутствие на определенный момент международно-правовой охраны конкретных прав и интересов государств предопределило, с одной стороны, разграничение нарушений этих прав и интересов; первичных - на недружественные акты и правонарушения, ответных - на реторсии и репрессалии; с другой стороны, неразрывную связь между ними.
Закрепленный в статье 2 пункт 4 Устава ООН принцип неприменения силы или угрозы силой никак не ограничивает законного применения силы, принуждения. Применение силы, принуждения возможно и правомерно в соответствии с международным правом в одном единственном случае: в качестве меры в ответ на международно-противоправное деяние. Соответственно, применение реторсий и репрессалий в ответ на совершенное международно-правовое деяние вполне правомерно и вписывается в рамки защитных функций государства.
Принятие Российской Федерацией Федерального закона "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике" следует рассматривать как правомерные с точки зрения современного международного права принудительные меры. Они ставят своей целью обеспечить добросовестное выполнение Латвийской Республикой своих международных обязательств договорно-правового и обычно-правового содержания в области прав человека и основных свобод. В конечном итоге устанавливается вполне законная задача создать надлежащие юридические гарантии по всестороннему соблюдению прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике.
Предлагаемые в законопроекте меры носят вторичный, т.е. ответный характер. Причинно-следственная связь и пропорциональность, как того требует современное международное право, здесь полностью соблюдены.
В заключение следует напомнить, что, поскольку речь идет об обязательстве erga omnes, то есть об обязательстве в отношении всего мирового сообщества, вполне уместно по дипломатическим каналам на уровне ООН ставить вопрос о принятии на основе специальной резолюции соответствующих международно-правовых санкций уже от имени всей организации в целом. Дипломатические шаги в этом направлении не только целесообразны, но и необходимы.
...
Проект федерального закона "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике" регулирует блок социально-экономических отношений, который является важным элементом правового статуса человека и гражданина. Основной обязанностью государства (в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации) является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области экономики и социальной сфере.
Предмет законопроекта - это как коллективные права народов, так и права каждого человека, понимание которых восходит к концепции естественных прав человека. Регулирование этих прав, их соблюдения и защиты является предметом как международного, так и национального права: Устав ООН, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др. Поскольку русский народ в Латвии поставлен в такие условия, когда его права грубо нарушаются, долг Российского государства в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять меры к тому, чтобы обеспечить полное осуществление этих прав всеми надлежащими способами, в том числе и путем принятия соответствующих законодательных мер. То есть государство обязано на соответствующем уровне урегулировать эту сферу общественных отношений, взять ее под свой контроль и защиту, упорядочить отношения по предоставлению помощи лицам, которые в ней нуждаются (в данном случае - гуманитарной помощи), в том числе принять соответствующие законодательные акты.
Российская Федерация уже имеет положительный опыт законодательной регламентации в области оказания гуманитарной помощи населению Абхазии, Таджикистана и Южной Осетии.
На 1999 год из 2456 тысяч жителей Латвии, латышей было около 55 %, русских 31,4 %, белорусов - 5,1 %, украинцев - 3,6 %, поляков - 2,2 %, литовцев - 1,4 %, евреев - 0,7 %, цыган - 0,3 %, эстонцев - 0,2 %, немцев - 0,1 %, представителей коренного населения (ливов) - 199 человек (0,008 %).
При вступлении в Совет Европы была подтверждена приверженность совместимости обязательств Российской Федерации по конвенциям в области защиты прав человека и коллективных прав народов как в рамках Совета Европы, так и на постсоветском пространстве. В данном случае речь идет о коллективных правах русских - русском народе. В условиях дискриминации русского народа по этническому признаку и языковой принадлежности вопрос о помощи русским представляется вполне естественным.

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
04.04.00 (А.Орлов; Москва)

Конспирология

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ

Недавно руководитель фракции "Единство" Борис Грызлов фактически подтвердил слухи о грядущем переносе столицы, планируемом земляками-петербуржцами: Путиным и его ближайшим окружением.
Грызлов, в частности, заявил о переводе в С.-Петербург сначала Центробанка, далее - министерств, влияющих на экономическую активность, а там видно будет. Хотя, речь шла лишь о переводе управления финансовыми потоками, но...
Историки часто упоминали заговоры, завоевания и редко - такое относительно бескровное, но мощное политическое оружие, как перенос или возведение новой столицы. Обычно перенос столицы преподносится как мера военно-политического либо геоэкономического порядка. Между тем "географическая революция" - это технология внутриполитическая. Главная ее цель - изменение государственной стратегии (более того, самой государственной идеи) путем радикальной смены властного аппарата и его окружения.
Новая столица - это всегда создание новой элиты, полностью лояльной к новой власти и полностью зависимой от нее, готовой ради сохранения своих позиций на все, вплоть до массового террора типа опричнины или стрелецких казней.
Опричнина с переносом столицы из Кремля в Александровскую слободу стала первым опытом радикальной смены элиты. Основание Петром Первым С.-Петербурга было не столько закреплением новых прибалтийских владений, сколько методом окончательного отстранения от власти старой элиты. Не обсуждая "удачность" тотального онемечивания и офранцуживания страны, завершившегося крахом 1905-1917 года, можно отметить, что петровский опыт удался. Во всяком случае, смерть Петра не привела к реставрации старомосковской традиции, чему во-многом способствовала новая элита, населявшая новую столицу.
Перенос столицы в Москву в 1918 году, имея поводом, казалось бы, чисто военные резоны, на самом деле преследовал все ту же цель - начать госстроительство с "чистого листа", для чего физически дистанцироваться от власти прежнего государственного аппарата и не успевшей эмигрировать старой элиты.
Теряя в компетентности, новый госаппарат, собранный в новой столице, обладает качествами гораздо более важными для находящихся на вершине власти: абсолютной лояльностью, в том числе, в силу отсутствия на начальном этапе корпоративных связей, позволяющих воздействовать на принятие решений.
...
Весьма вероятный план Путина-Чубайса по закреплению результатов ельцинских реформ путем переноса столицы в Питер не просто реален - он имеет гарантированную эффективность.
В преддверии ожидаемых в этом году конфликтов олигархических кланов, объявленный Грызловым перевод в Петербург Центробанка и экономических министерств дополнительно укрепляет позиции петербургского клана, сумевшего провести в Кремль своего президента.
Следующим, вполне естественным шагом станет перенос в "северную столицу" (кстати, это название стало все настойчивее повторяться в СМИ) Государственной Думы и Совета Федерации. Это позволит полностью сменить мешающий "Единству" и СПС московский аппарат на молодых питерских "яблочников", страстно мечтающих о карьере.
Следующим шагом должна стать официализация переноса столицы. Неважно, через референдум или через принятие федерального закона. Был бы избирком, голоса найдутся: уж если за Путина проголосовало более 70% ингушей...
Перемещение столичных функций и связанных с ними доходов из Москвы в Петербург, которое начнется сразу же после перевода в Питер Центробанка, неизбежно спровоцирует обвал на московском рынке недвижимости и невиданный бум на питерском, после чего бегство капиталов из Москвы в Петербург приобретет "катастрофический" характер. (Отдельный вопрос, сколько на этом заработают инициаторы переноса столицы.)
Московская партийно-политическая кухня тихо и ненасильственно умрет, а в Питере возникнет новая "тусовка", сплоченная культом Путина, которому она будет обязана всем. И тогда московские "элитные" круги, претендующие на доступ к власти и участие в политических играх, осознают, что они оказались политэмигрантами (или даже политссыльными), не выезжая из собственных квартир и особняков.
Сам по себе процесс перемещения центра страны из Москвы в Петербург будет настолько масштабен и драматичен, что на продолжительное время должен отвлечь население от проблем, став неким суррогатом общенациональной идеи (во всяком случае, не хуже Целины, Перестройки или войны на Кавказе).
Более того, подавляющее большинство россиян, от души ненавидя "зажравшуюся" Москву, будут с наслаждением созерцать падение "Третьего Рима" пока на собственной шкуре не прочувствуют, что "Четвертому не бывать".
Запад? Запад всеми силами поддержит все, что способствует созданию в России устойчивой прозападной либеральной диктатуры, способной обеспечить поэтапный демонтаж РФ и прямой доступ к российским ресурсам.
Итак, питерская олигархическая группировка, на которую сделала ставку "семья", не только обеспечила почти законную передачу президентской власти своему выдвиженцу, но не почила на лаврах, а с ходу приступает к гораздо более амбициозному проекту по тотальной смене элитной прослойки и окончательному решению "российского вопроса".

__________________________________________________


Информационное агентство "Славянский мир"
04.04.00 (Соб.инф.; Москва)

Политэкономия

Г.КУЛИК О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ АПК

(По материалам пресс-службы Госдумы РФ)

Депутат Геннадий Кулик распространил информацию о государственной поддержке развития АПК в США с тем, чтобы депутаты имели объективное представление об этом при рассмотрении сельских проблем. В письме депутата говорится, что в последние годы через СМИ многие так называемые младореформаторы проповедовали оскорбительные идеи о том, что наше сельское хозяйство - это черная дыра, что русский крестьянин ленив, что требование аграрников увеличить поддержку государства сельскому хозяйству и повысить его роль в реформировании села чужды рыночным отношениям. Депутаты-аграрии не раз говорили, что все эти инсинуации не что иное как стремление вместо развития отечественного производства отдать наш рынок западному бизнесу.
Для создания объективного представления об истинном положении в области государственной поддержки развития АПК в мире Г.Кулик приводит сведения о бюджете Министерства сельского хозяйства США на 2000 год, который составляет более 90 млрд. долларов.
При этом депутат просит иметь в виду, что по размерам пашни США и Россия равны - примерно 130 млн. га, в то же время природные условия и техническое оснащение села у нас значительно хуже.
Г.Кулик сообщает, что американский фермер получает поддержку по многим направлениям: в виде прямых субсидий в расчете на 1 тонну произведенной продукции (зерна, сои, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и других продуктов) и на поддержание доходности фермера государство направляет 25,2 млрд. долларов; на "государственное страхование" - 1,7 млрд. долларов; на обеспечение фермеров водой, газом, электроэнергией - 3,1 млрд. долларов; на строительство жилья для фермеров и семей с низкими доходами - 4,3 млрд. долларов; на программу поддержки малого бизнеса и кооперативов - 1,2 млрд. долларов.
Если к этому добавить то, что более 70% всех сельскохозяйственных машин американский фермер покупает по лизингу и на льготных условиях получает кредит для оплаты горюче-смазочных материалов в размере 6,4 млрд. долларов и на оплату минеральных удобрений - до 10 млрд. долларов, то станет понятным, каково приходится российскому крестьянину в соревновании с американским фермером.
В документе отмечается, что с помощью государства проводится мелиорация и другие меры по повышению плодородия земель. Министерство сельского хозяйства США осуществляет крупные программы по оказанию продовольственной помощи малоимущим семьям, что увеличивает спрос на продовольствие и стимулирует фермеров.
Депутат подчеркивает также, что в США существует строгая вертикаль власти. Министерство сельского хозяйства США содержит в своем штате около 100 тысяч сотрудников, 10 тысяч из которых работают в центральном аппарате, а остальные - на местах.

∙ Рубрика ∙  Вверх